Jump to content

Битва в Бискайском заливе

Координаты : 45 ° с.ш. 12 ° з.д.  /  45 ° с.ш. 12 ° з.д.  / 45; -12

Битва в Бискайском заливе
Часть битвы за Атлантику во время Второй мировой войны.

Битва в Бискайском заливе, 1943 год, Норман Уилкинсон
Дата 28 декабря 1943 г.
Расположение 45 ° с.ш. 12 ° з.д.  /  45 ° с.ш. 12 ° з.д.  / 45; -12
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Чарльз Кларк
Великобритания Гарольд Грант
Нацистская Германия Франц Колауф
Нацистская Германия Ганс Эрдменгер  
Сила
2 легких крейсера 5 эсминцев
6 торпедных катеров
1 самолет
Жертвы и потери
2 убитых
1 крейсер поврежден
532
1 эсминец потоплен
2 торпедных катера потоплены
1 торпедный катер поврежден [ 1 ]

Битва в Бискайском заливе , или операция Бернау , — военно-морское сражение, произошедшее 28 декабря 1943 года во время Второй мировой войны в рамках атлантической кампании . Бой произошел в Бискайском заливе между двумя легкими крейсерами британского королевского флота миноносцев и эсминцем и флотилией немецкой Кригсмарине в надежде перехватить и сопроводить блокаду. Сражение велось в рамках операции союзников «Каменная стена» , целью которой было перехватить немецких блокадников у западного побережья Франции. В последовавшей суматохе британские крейсеры HMS Enterprise и HMS Glasgow соответственно потопили T26 вместе с ее однотипным кораблем T25 и эсминцем Z27 . [ 2 ]

В конце декабря 1943 года немецкая флотилия эсминцев Кригсмарине , усиленная шестью большими торпедными катерами класса «Эльбинг» , получила приказ отправиться в Бискайский залив для сопровождения во французский порт блокадников «Осорно» и «Альстеруфер» , перевозивших жизненно важные грузы из Японии (операция «Бернау») . ). [ 3 ] Блокадник «Осорно» достиг Жиронды 26 декабря, но потерпел крушение в устье реки после нападения британских ВВС . Ее выбросили на берег, а затем выгрузили в море. Альстеруфер , перевозивший вольфрам ( Вольфрам ) и каучук , находился в пути. [ 4 ]

HMS Glasgow и HMS Enterprise показаны вместе в 1942 году.

Корветтенкапитан Франц Кохлауф отплыл из Бреста утром 27 декабря на торпедных катерах Т23 , Т24 , Т26 и Т22 . 8-я флотилия эсминцев ( Kapitän zur See Hans Erdmenger ) вышла из Жиронды с эсминцами Z24 , Z37 , Z32 и Z27 в сопровождении двух торпедных катеров Т25 ( Korvettenkapitän Wirich von Gartzen ) и Т27 . [ 5 ]

Адмиралтейство в также знало о предстоящем прибытии Альстеруфера благодаря расшифровке немецких сообщений «Энигмы» Блетчли -парке и приказало ближайшим кораблям в этом районе перехватить Альстеруфера . Ближайшим кораблем был легкий крейсер HMS Glasgow , отплывший с Азорских островов 24 декабря; к нему присоединился HMS Enterprise . HMS Mauritius получил приказ из Гибралтара , HMS Penelope прошел мимо Лиссабона , а HMNZS Gambia находился в Западной Атлантике. [ 3 ]

К 04:00 следующего дня 4-я флотилия находилась в 300 морских милях (350 миль; 560 км) к югу от мыса Клир , а 8-я флотилия стояла к югу, готовая встретить Альстеруфера . Немецкие флотилии не знали, что накануне днем ​​бомбардировщик B-24 «Либерейтор» из 311-й (чехословацкой) эскадрильи атаковал и поджег . Альстеруфер Покинутый экипажем корабль был добит Освободителями 86-й эскадрильи . [ 6 ] Это освободило « Глазго» и «Энтерпрайз» , которые находились примерно в 300 морских милях (350 миль; 560 км) к юго-западу от немецкой флотилии и двигались на восток вдоль 45-й параллели . [ 4 ] Сразу после полудня 8-я флотилия эсминцев заметила 4-ю флотилию на востоке, и торпедные катера повернули на восток, за кормой самых северных эсминцев, заняв позицию на их левом борту. [ 7 ]

Общая карта боя

Авиация союзников уже доложила положение немецких кораблей около 13:00. Примерно в то же время немецкий Focke-Wulf Fw 200 Condor заметил и атаковал оба крейсера, но был остановлен зенитным огнем. Немецкий экипаж немедленно повернул на северо-восток, более чем через полчаса доложив Эрдменгеру о положении британских крейсеров. [ 5 ] Капитан Чарльз Кларк на корабле «Глазго» , полагая, что о нем сообщили, повернул на северо-восток, обходя позиции немецких кораблей для перехвата. Море становилось все более неспокойным, а скорость ветра усилилась до 30 узлов (35 миль в час; 56 км / ч), что затрудняло плавание для эсминцев и торпедных катеров. [ 8 ]

Глазго заметил эсминцы в 13:32 на расстоянии 16 морских миль (30 км; 18 миль). Крейсеры атаковали на полном ходу и изменили курс, чтобы отрезать немецкие корабли от их базы. [ 5 ] Глазго открыл огонь из своих 6-дюймовых турелей «А» и «В», используя радар Тип 273 для определения дальности; «Энтерпрайз» Через несколько минут открыл огонь. Два ведущих немецких эсминца не пострадали, поскольку снаряды промахнулись на 330–490 футов (100–150 м). [ 5 ] Z23 выпустил шесть торпед, по три из каждого ряда труб, когда дальность снизилась до 17 000 м (9,2 морских миль; 11 миль), но промахнулся. Оба эсминца открыли огонь из своих 15-сантиметровых орудий , и падение снаряда составило 660 футов (200 м) над левым кварталом Глазго. [ 4 ] Примерно в 14:05 немецкий снаряд попал в Глазго , взорвавшись в котельной «А», убив двух членов экипажа левого помпона и ранив еще шестерых; «Энтерпрайз» был охвачен множеством промахов. [ 8 ]

Моряки на борту HMS Glasgow очищают гильзы от спаренных 4-дюймовых орудий Mark XVI.

К 14:18 все немецкие корабли вступили в бой; 4-я флотилия миноносцев предприняла несколько торпедных атак, но была сорвана сильным волнением на море. Z32 и Z37 повернулись к крейсерам, приблизившись на высоту 42 000 футов (12 800 м), выпустив шесть и четыре торпеды соответственно. [ 7 ] Глазго сделал экстренный поворот влево, поскольку след одной торпеды прошел примерно в 98 футах (30 м) от левого борта, а еще двух - возле левого борта. «Энтерпрайз» отделился от Глазго и действовал независимо. [ 8 ] После торпедной атаки эсминцы задымились и отошли в сторону флотилии. Немецкие корабли стояли в строю: Z32, за ним следовали Z24 , Z37 , T23 , T27 , T26 , T22 , T25 , Z27 и Z25 ; Z32 и Z37 во время торпедной атаки направились влево. [ 5 ]

Немецкие силы разделились, и «Глазго» в 14:35 изменил курс, чтобы преследовать северную группу эсминцев; «Энтерпрайз» уже изменил курс на запад, чтобы остановить их. [ 8 ] Немцы предприняли еще одну торпедную атаку, но вскоре после выстрела Z27 получил попадание снаряда «Энтерпрайза» в котельную, прошедшего через нефтяной бункер, что вызвало сильный пожар. Облака пара хлынули из передней воронки, когда его скорость упала. [ 4 ] После попадания Z27 произвел залп из четырех торпед, но все промахнулись. [ 5 ]

Глазго сосредоточился на Т25 , получивших попадания в районе кормовых торпедных аппаратов, зенитных установках Flakvierling и 3,7-см зенитных платформах, в результате чего их экипажи погибли или были ранены. Еще один снаряд снес мачту и трубу. T25 превратилась в сидячую утку и попросила T22 снять экипаж. [ 4 ] Глазго сменил прицел на T26 , что быстро привело к промахам. Т-22 располагал оба крейсера по левому борту, вел полный торпедный и артиллерийский огонь. Торпеды промахнулись, и когда Т22 повернул на правый борт в сторону Т25 , он попал в зону промахов. T22 отказалась от попытки спасения после еще одного попадания, задымилась, открыла огонь и отошла на юго-запад. T26 все еще находился под обстрелом и вскоре получил серьезное ранение в котельной, а когда T22 выпустил дым, чтобы прикрыть его, T26 подал сигнал, что он тонет; Т22 повернул на север. [ 8 ]

Зарисовка из Z27 обстреливаемых Т25 и Т26 во время боя.

Крейсеры изменили курс, вскоре догнав Т26 . «Энтерпрайзу» было приказано потопить его, и Глазго снова повернул на север, чтобы найти поврежденные суда, особенно Т25 . Вскоре Глазго наткнулся на Z27 , дрейфующий и тихий. Подойдя в упор , «Глазго» попал в магазины эсминца. В результате сильного взрыва погибли Эрдменгер, его штаб и капитан. [ 8 ] «Энтерпрайз» добил Т26 торпедой, а затем атаковал Т25 , у которого были разрушены мостик, верхняя палуба и кормовая надстройка. «Энтерпрайз» закрылся на высоте 9800 футов (3000 м), стреляя из орудий и торпед; Вскоре после этого Т25 был заброшен, горел и тонул. [ 4 ]

Крейсеры сошлись и, не видя никаких признаков немецкой эскадры, потопили три корабля с незначительными повреждениями и направились к Плимуту . Корабли прибыли вечером 29 декабря с нехваткой топлива и боеприпасов. Глазго получил попадание, в результате которого два члена экипажа погибли и трое были ранены; «Энтерпрайз» получил незначительные повреждения осколками снаряда. [ 5 ] T22 и Z23 направились в Сен-Жан-де-Люз недалеко от испанской границы. Остальные немецкие корабли вернулись в Жиронду. [ 4 ]

Последствия

[ редактировать ]

Моральный дух в Кригсмарине уже был подавлен известием о том, что линкор «Шарнхорст» был потоплен в битве у Нордкапа , за два дня до потерь в Бискайском заливе. [ 8 ] Днем устойчивость более крупных крейсеров как артиллерийских платформ в штормовом море давала им преимущество, а дальние торпедные атаки немцев были неэффективными. [ 9 ] Осорно был последним прорывателем блокады, достигшим порта, и его груз каучука удовлетворял потребности Германии до ноября 1944 года. [ 10 ] Три блокадника были потоплены в период с 3 по 5 января 1944 года патрулями союзников в Южной Атлантике. [ 11 ] Немцы отказались от надводной блокады и обратились к подводным лодкам , чьи рейсы стали известны как миссии Янаги . [ 12 ]

Две подводные лодки, направлявшиеся домой, и две уходящие обратно, в заливе искали выживших; Исходящий тип IXc, U-505 , обнаружил 34 человека из Т25 и повернул обратно во Францию. Возвращавшаяся домой U-618 подобрала 21 выжившего после катастрофы Z27 . [ 13 ] Из 672 человек на трех потерянных кораблях 93 человека были спасены с Z27 , 100 с T25 , 85 человек погибли и 90 человек с T26 , трое членов экипажа погибли. [ 14 ] Около 62 выживших были спасены британскими тральщиками, 168 — небольшим ирландским пароходом MV Kerlogue , а четверо — испанскими эсминцами и интернированы . [ 15 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Блэр, Клэй (2000) [1999]. Гитлеровская подводная война: Преследуемые 1942–45 . Том. II. Лондон: Касселл. ISBN  0-304-35261-6 – через Archive Foundation.
  • Браун, Дэвид (1995) [1990]. Потери военных кораблей во Второй мировой войне (2-е изд.). Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  978-1-85409-278-6 .
  • Шено, Роджер (1997). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Кренер, Бернхард Р.; Мюллер, Рольф Дитер; Умбрейт, Ганс (2003) [1999]. Организация и мобилизация немецкой сферы власти: Часть 2 Управление, экономика и человеческие ресурсы военного времени 1942–1944/5 . Германия и Вторая мировая война. Том V. Перевод Кука-Рэдмора, Дерри; Осерс, Эвальд; Смерин, Барри; Уилсон, Барбара (перевод Clarendon Press, Оксфордское изд.). Штутгарт: Deutsche-Verlags-Anstalt GMBH для исследовательского бюро военной истории (Научно-исследовательский институт военной истории), Потсдам, Германия. ISBN  0-19-820873-1 .
    • Мюллер, Рольф-Дитер. «Часть II Альберт Шпеер и политика вооружений в тотальной войне. III Основные условия производства военного времени и гражданские факторы. 4. Организация и эксплуатация «крепости Европы». (c) Упадок внешней торговли во время войны (xiii) Япония». В Кронер, Мюллер и Умбрайт (2003) .
  • Ламберт, Эндрю (1986). Военный корабль . Том. X. Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-85177-449-7 .
  • Несбит, Рой Коньерс (2008). Ультра против подводных лодок: расшифровки загадки в Национальном архиве . Издательство «Каземат». ISBN  978-1-84415-874-4 .
  • О'Хара, Винсент П. (2004). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-651-8 .
  • Олдфилд, Пол (2013). Ракушкиный рейд . Поле битвы: Французское побережье. Барнсли: Перо и меч. ISBN  978-1-78159-255-7 .
  • Сондерс, Х. Сент-Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: битва выиграна . История Второй мировой войны. Том. III (пбк. переизд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-771594-3 – через Hyperwar Foundation.
  • Такер, Спенсер (2011). Вторая мировая война на море: Энциклопедия . Том. Я. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN  978-1-59884-457-3 .
  • Стабнер, Хельмут (2012). Бомбардировщик Heinkel 177 Greif и его дальнейшее развитие [ Бомбардировщик Heinkel 177 Greif и его дальнейшее развитие ] (на немецком языке). Евродок. ISBN  978-3-9522365-0-5 .
  • Уотерс, Сидней (1956). «Глава 23: Новозеландские крейсеры». Королевский флот Новой Зеландии . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–1945 гг. (онлайн-сканированное издание). Веллингтон, Новая Зеландия: Отделение исторических публикаций. стр. 353–355. OCLC   846919837 – через коллекцию электронных текстов Новой Зеландии.
  • Уитли, MJ (1983). Разрушитель!: Немецкие эсминцы во Второй мировой войне . Лондон: Arms & Armor Press. ISBN  978-0-85368-258-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Макбрайд, К.Д. (1996). «Эс и Супер-Эс». Военный корабль Интернешнл . XXXIII (3): 257–278. ISSN   0043-0374 .
  • Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-302-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6139930386fccb26ec1231126f1e95c__1720466280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/5c/f6139930386fccb26ec1231126f1e95c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Bay of Biscay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)