Битва в Бискайском заливе
Битва в Бискайском заливе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы за Атлантику во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() Битва в Бискайском заливе, 1943 год, Норман Уилкинсон | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
2 легких крейсера |
5 эсминцев 6 торпедных катеров 1 самолет | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 убитых 1 крейсер поврежден |
532 1 эсминец потоплен 2 торпедных катера потоплены 1 торпедный катер поврежден [ 1 ] |
Битва в Бискайском заливе , или операция Бернау , — военно-морское сражение, произошедшее 28 декабря 1943 года во время Второй мировой войны в рамках атлантической кампании . Бой произошел в Бискайском заливе между двумя легкими крейсерами британского королевского флота миноносцев и эсминцем и флотилией немецкой Кригсмарине в надежде перехватить и сопроводить блокаду. Сражение велось в рамках операции союзников «Каменная стена» , целью которой было перехватить немецких блокадников у западного побережья Франции. В последовавшей суматохе британские крейсеры HMS Enterprise и HMS Glasgow соответственно потопили T26 вместе с ее однотипным кораблем T25 и эсминцем Z27 . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]В конце декабря 1943 года немецкая флотилия эсминцев Кригсмарине , усиленная шестью большими торпедными катерами класса «Эльбинг» , получила приказ отправиться в Бискайский залив для сопровождения во французский порт блокадников «Осорно» и «Альстеруфер» , перевозивших жизненно важные грузы из Японии (операция «Бернау») . ). [ 3 ] Блокадник «Осорно» достиг Жиронды 26 декабря, но потерпел крушение в устье реки после нападения британских ВВС . Ее выбросили на берег, а затем выгрузили в море. Альстеруфер , перевозивший вольфрам ( Вольфрам ) и каучук , находился в пути. [ 4 ]

Корветтенкапитан Франц Кохлауф отплыл из Бреста утром 27 декабря на торпедных катерах Т23 , Т24 , Т26 и Т22 . 8-я флотилия эсминцев ( Kapitän zur See Hans Erdmenger ) вышла из Жиронды с эсминцами Z24 , Z37 , Z32 и Z27 в сопровождении двух торпедных катеров Т25 ( Korvettenkapitän Wirich von Gartzen ) и Т27 . [ 5 ]
Адмиралтейство в также знало о предстоящем прибытии Альстеруфера благодаря расшифровке немецких сообщений «Энигмы» Блетчли -парке и приказало ближайшим кораблям в этом районе перехватить Альстеруфера . Ближайшим кораблем был легкий крейсер HMS Glasgow , отплывший с Азорских островов 24 декабря; к нему присоединился HMS Enterprise . HMS Mauritius получил приказ из Гибралтара , HMS Penelope прошел мимо Лиссабона , а HMNZS Gambia находился в Западной Атлантике. [ 3 ]
К 04:00 следующего дня 4-я флотилия находилась в 300 морских милях (350 миль; 560 км) к югу от мыса Клир , а 8-я флотилия стояла к югу, готовая встретить Альстеруфера . Немецкие флотилии не знали, что накануне днем бомбардировщик B-24 «Либерейтор» из 311-й (чехословацкой) эскадрильи атаковал и поджег . Альстеруфер Покинутый экипажем корабль был добит Освободителями 86-й эскадрильи . [ 6 ] Это освободило « Глазго» и «Энтерпрайз» , которые находились примерно в 300 морских милях (350 миль; 560 км) к юго-западу от немецкой флотилии и двигались на восток вдоль 45-й параллели . [ 4 ] Сразу после полудня 8-я флотилия эсминцев заметила 4-ю флотилию на востоке, и торпедные катера повернули на восток, за кормой самых северных эсминцев, заняв позицию на их левом борту. [ 7 ]
Боевой
[ редактировать ]
Авиация союзников уже доложила положение немецких кораблей около 13:00. Примерно в то же время немецкий Focke-Wulf Fw 200 Condor заметил и атаковал оба крейсера, но был остановлен зенитным огнем. Немецкий экипаж немедленно повернул на северо-восток, более чем через полчаса доложив Эрдменгеру о положении британских крейсеров. [ 5 ] Капитан Чарльз Кларк на корабле «Глазго» , полагая, что о нем сообщили, повернул на северо-восток, обходя позиции немецких кораблей для перехвата. Море становилось все более неспокойным, а скорость ветра усилилась до 30 узлов (35 миль в час; 56 км / ч), что затрудняло плавание для эсминцев и торпедных катеров. [ 8 ]
Глазго заметил эсминцы в 13:32 на расстоянии 16 морских миль (30 км; 18 миль). Крейсеры атаковали на полном ходу и изменили курс, чтобы отрезать немецкие корабли от их базы. [ 5 ] Глазго открыл огонь из своих 6-дюймовых турелей «А» и «В», используя радар Тип 273 для определения дальности; «Энтерпрайз» Через несколько минут открыл огонь. Два ведущих немецких эсминца не пострадали, поскольку снаряды промахнулись на 330–490 футов (100–150 м). [ 5 ] Z23 выпустил шесть торпед, по три из каждого ряда труб, когда дальность снизилась до 17 000 м (9,2 морских миль; 11 миль), но промахнулся. Оба эсминца открыли огонь из своих 15-сантиметровых орудий , и падение снаряда составило 660 футов (200 м) над левым кварталом Глазго. [ 4 ] Примерно в 14:05 немецкий снаряд попал в Глазго , взорвавшись в котельной «А», убив двух членов экипажа левого помпона и ранив еще шестерых; «Энтерпрайз» был охвачен множеством промахов. [ 8 ]

К 14:18 все немецкие корабли вступили в бой; 4-я флотилия миноносцев предприняла несколько торпедных атак, но была сорвана сильным волнением на море. Z32 и Z37 повернулись к крейсерам, приблизившись на высоту 42 000 футов (12 800 м), выпустив шесть и четыре торпеды соответственно. [ 7 ] Глазго сделал экстренный поворот влево, поскольку след одной торпеды прошел примерно в 98 футах (30 м) от левого борта, а еще двух - возле левого борта. «Энтерпрайз» отделился от Глазго и действовал независимо. [ 8 ] После торпедной атаки эсминцы задымились и отошли в сторону флотилии. Немецкие корабли стояли в строю: Z32, за ним следовали Z24 , Z37 , T23 , T27 , T26 , T22 , T25 , Z27 и Z25 ; Z32 и Z37 во время торпедной атаки направились влево. [ 5 ]
Немецкие силы разделились, и «Глазго» в 14:35 изменил курс, чтобы преследовать северную группу эсминцев; «Энтерпрайз» уже изменил курс на запад, чтобы остановить их. [ 8 ] Немцы предприняли еще одну торпедную атаку, но вскоре после выстрела Z27 получил попадание снаряда «Энтерпрайза» в котельную, прошедшего через нефтяной бункер, что вызвало сильный пожар. Облака пара хлынули из передней воронки, когда его скорость упала. [ 4 ] После попадания Z27 произвел залп из четырех торпед, но все промахнулись. [ 5 ]
Глазго сосредоточился на Т25 , получивших попадания в районе кормовых торпедных аппаратов, зенитных установках Flakvierling и 3,7-см зенитных платформах, в результате чего их экипажи погибли или были ранены. Еще один снаряд снес мачту и трубу. T25 превратилась в сидячую утку и попросила T22 снять экипаж. [ 4 ] Глазго сменил прицел на T26 , что быстро привело к промахам. Т-22 располагал оба крейсера по левому борту, вел полный торпедный и артиллерийский огонь. Торпеды промахнулись, и когда Т22 повернул на правый борт в сторону Т25 , он попал в зону промахов. T22 отказалась от попытки спасения после еще одного попадания, задымилась, открыла огонь и отошла на юго-запад. T26 все еще находился под обстрелом и вскоре получил серьезное ранение в котельной, а когда T22 выпустил дым, чтобы прикрыть его, T26 подал сигнал, что он тонет; Т22 повернул на север. [ 8 ]

Крейсеры изменили курс, вскоре догнав Т26 . «Энтерпрайзу» было приказано потопить его, и Глазго снова повернул на север, чтобы найти поврежденные суда, особенно Т25 . Вскоре Глазго наткнулся на Z27 , дрейфующий и тихий. Подойдя в упор , «Глазго» попал в магазины эсминца. В результате сильного взрыва погибли Эрдменгер, его штаб и капитан. [ 8 ] «Энтерпрайз» добил Т26 торпедой, а затем атаковал Т25 , у которого были разрушены мостик, верхняя палуба и кормовая надстройка. «Энтерпрайз» закрылся на высоте 9800 футов (3000 м), стреляя из орудий и торпед; Вскоре после этого Т25 был заброшен, горел и тонул. [ 4 ]
Крейсеры сошлись и, не видя никаких признаков немецкой эскадры, потопили три корабля с незначительными повреждениями и направились к Плимуту . Корабли прибыли вечером 29 декабря с нехваткой топлива и боеприпасов. Глазго получил попадание, в результате которого два члена экипажа погибли и трое были ранены; «Энтерпрайз» получил незначительные повреждения осколками снаряда. [ 5 ] T22 и Z23 направились в Сен-Жан-де-Люз недалеко от испанской границы. Остальные немецкие корабли вернулись в Жиронду. [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Моральный дух в Кригсмарине уже был подавлен известием о том, что линкор «Шарнхорст» был потоплен в битве у Нордкапа , за два дня до потерь в Бискайском заливе. [ 8 ] Днем устойчивость более крупных крейсеров как артиллерийских платформ в штормовом море давала им преимущество, а дальние торпедные атаки немцев были неэффективными. [ 9 ] Осорно был последним прорывателем блокады, достигшим порта, и его груз каучука удовлетворял потребности Германии до ноября 1944 года. [ 10 ] Три блокадника были потоплены в период с 3 по 5 января 1944 года патрулями союзников в Южной Атлантике. [ 11 ] Немцы отказались от надводной блокады и обратились к подводным лодкам , чьи рейсы стали известны как миссии Янаги . [ 12 ]
Потери
[ редактировать ]Две подводные лодки, направлявшиеся домой, и две уходящие обратно, в заливе искали выживших; Исходящий тип IXc, U-505 , обнаружил 34 человека из Т25 и повернул обратно во Францию. Возвращавшаяся домой U-618 подобрала 21 выжившего после катастрофы Z27 . [ 13 ] Из 672 человек на трех потерянных кораблях 93 человека были спасены с Z27 , 100 с T25 , 85 человек погибли и 90 человек с T26 , трое членов экипажа погибли. [ 14 ] Около 62 выживших были спасены британскими тральщиками, 168 — небольшим ирландским пароходом MV Kerlogue , а четверо — испанскими эсминцами и интернированы . [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О'Хара 2004 , стр. 280–282.
- ^ Блэр 2000 , с. 454; Несбит 2008 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Шено 1997 , с. 238.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Такер 2011 , стр. 96–97.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г О'Хара 2004 , стр. 277–279.
- ^ Сондерс 1975 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Стабнер, 2012 , стр. 191–192.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уитли 1983 , стр. 193–199.
- ^ О'Хара 2004 , стр. 186–187.
- ^ Мюллер 2003 , с. 581.
- ^ Ламберт 1986 , с. 98.
- ^ Олдфилд 2013 , с. 158.
- ^ Блэр 2000 , с. 454.
- ^ О'Хара 2004 , стр. 277–279; Браун 1995 , с. 103.
- ^ Уотерс 1956 , с. 355.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (2000) [1999]. Гитлеровская подводная война: Преследуемые 1942–45 . Том. II. Лондон: Касселл. ISBN 0-304-35261-6 – через Archive Foundation.
- Браун, Дэвид (1995) [1990]. Потери военных кораблей во Второй мировой войне (2-е изд.). Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-1-85409-278-6 .
- Шено, Роджер (1997). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Кренер, Бернхард Р.; Мюллер, Рольф Дитер; Умбрейт, Ганс (2003) [1999]. Организация и мобилизация немецкой сферы власти: Часть 2 Управление, экономика и человеческие ресурсы военного времени 1942–1944/5 . Германия и Вторая мировая война. Том V. Перевод Кука-Рэдмора, Дерри; Осерс, Эвальд; Смерин, Барри; Уилсон, Барбара (перевод Clarendon Press, Оксфордское изд.). Штутгарт: Deutsche-Verlags-Anstalt GMBH для исследовательского бюро военной истории (Научно-исследовательский институт военной истории), Потсдам, Германия. ISBN 0-19-820873-1 .
- Мюллер, Рольф-Дитер. «Часть II Альберт Шпеер и политика вооружений в тотальной войне. III Основные условия производства военного времени и гражданские факторы. 4. Организация и эксплуатация «крепости Европы». (c) Упадок внешней торговли во время войны (xiii) Япония». В Кронер, Мюллер и Умбрайт (2003) .
- Ламберт, Эндрю (1986). Военный корабль . Том. X. Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85177-449-7 .
- Несбит, Рой Коньерс (2008). Ультра против подводных лодок: расшифровки загадки в Национальном архиве . Издательство «Каземат». ISBN 978-1-84415-874-4 .
- О'Хара, Винсент П. (2004). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-651-8 .
- Олдфилд, Пол (2013). Ракушкиный рейд . Поле битвы: Французское побережье. Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-78159-255-7 .
- Сондерс, Х. Сент-Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: битва выиграна . История Второй мировой войны. Том. III (пбк. переизд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771594-3 – через Hyperwar Foundation.
- Такер, Спенсер (2011). Вторая мировая война на море: Энциклопедия . Том. Я. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-59884-457-3 .
- Стабнер, Хельмут (2012). Бомбардировщик Heinkel 177 Greif и его дальнейшее развитие [ Бомбардировщик Heinkel 177 Greif и его дальнейшее развитие ] (на немецком языке). Евродок. ISBN 978-3-9522365-0-5 .
- Уотерс, Сидней (1956). «Глава 23: Новозеландские крейсеры». Королевский флот Новой Зеландии . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–1945 гг. (онлайн-сканированное издание). Веллингтон, Новая Зеландия: Отделение исторических публикаций. стр. 353–355. OCLC 846919837 – через коллекцию электронных текстов Новой Зеландии.
- Уитли, MJ (1983). Разрушитель!: Немецкие эсминцы во Второй мировой войне . Лондон: Arms & Armor Press. ISBN 978-0-85368-258-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макбрайд, К.Д. (1996). «Эс и Супер-Эс». Военный корабль Интернешнл . XXXIII (3): 257–278. ISSN 0043-0374 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-302-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Военно-морской
- Конфликты 1943 года
- Битва за Атлантику
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Германии
- События декабря 1943 года
- Военные отношения Германии и Великобритании