Крейсер класса Кенигсберг (1927 г.)
![]() Член Кенигсбергского класса в 1936 году.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Кенигсберг |
Операторы | |
Предшественник | Эмден |
Преемник | Лейпциг класс |
В эксплуатации | 1929–1945 |
Завершенный | 3 |
Потерянный | 3 |
Общие характеристики [ а ] | |
Тип | Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 174 м (571 фут) |
Луч | 15,3 м (50 футов) |
Черновик | 6,28 м (20,6 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Диапазон | 5700 миль (10600 км; 6600 миль) на скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Броня |
|
Класс Кенигсберг лёгких , иногда называемый классом К , был классом крейсеров немецкой Рейхсмарине и Кригсмарине . В этот класс вошли три корабля, названные в честь немецких городов: Кенигсберг , Карлсруэ и Кёльн , построенные между 1926 и 1930 годами. Эти корабли были первыми в составе Рейхсмарине современной крейсерской конструкции; их предшественник, Emden , был основан на конструкциях времен Первой мировой войны. Они были вооружены главной батареей из девяти 15-см (5,9 дюйма) орудий и двенадцати 50-см (20 дюймов) торпедных аппаратов .
Все три корабля этого класса широко использовались в качестве учебных крейсеров на протяжении 1930-х годов. Они совершили многочисленные зарубежные круизы и участвовали в патрулях невмешательства во время гражданской войны в Испании в 1936–1939 годах. После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года три корабля установили оборонительные минные поля в Северном море . Все они участвовали в операции «Везерюбунг» — вторжении в Норвегию в апреле 1940 года; Кенигсберг был поврежден норвежскими береговыми орудиями недалеко от Бергена и на следующий день потоплен британскими бомбардировщиками. Карлсруэ был потоплен британской подводной лодкой HMS Truant ; только Кельн пережил нападение на Норвегию.
После возвращения в Германию Кельн эксплуатировал Flettner Fl 282 вертолеты в качестве эксперимента . Он оказывал огневую поддержку немецким сухопутным войскам во время операции «Барбаросса» , вторжения в Советский Союз в 1941 году, и вернулся в Норвегию в 1942 году. В конечном итоге он был потоплен в Вильгельмсхафене в марте 1945 года американскими бомбардировщиками. Ее орудия все еще находились над водой, что позволяло ей поддерживать обороняющуюся немецкую армию от британских сухопутных войск до последних дней войны.
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]
Корабли класса «Кенигсберг» имели длину 169 метров (554 фута) по ватерлинии 174 м (571 фут) и общую длину . Они имели ширину 15,2 м (50 футов) и максимальную осадку 6,28 м (20,6 футов). Они имели проектное водоизмещение 6750 метрических тонн (6640 длинных тонн; 7440 коротких тонн) и стандартное водоизмещение , определенное Вашингтонским военно-морским договором , 6000 длинных тонн (6100 тонн). Их водоизмещение 7700 длинных тонн (7800 т) при полной загрузке . Корпуса кораблей были построены из продольных стальных шпангоутов и снабжены обширной сваркой для снижения веса; до 85 процентов корпусов были сварными, а не клепанными . Корпус был разделен на девятнадцать водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно , занимавшее 72 процента длины корпуса. [ 1 ]
Крейсеры типа «Кенигсберг» имели стандартный экипаж из 21 офицера и 493 рядовых. Позже это число увеличилось до 23 офицеров и 588–591 рядового, а во время Второй мировой войны размер экипажа увеличился до 820–850 офицеров и солдат. На кораблях было несколько небольших судов, в том числе два пикетных катера , две баржи, два катера , один катер и одна шлюпка . Корабли были умеренно хорошими морскими лодками, но могли опрокинуться, если внутренние запасы были неправильно загружены, и страдали от небольшого подветренного руля . Они кренились градусов на двадцать с перевернутым рулем направления . Тем не менее они были очень маневренными и мало теряли скорость при встречном волнении . В крутом повороте они потеряли до 20 процентов скорости. [ 2 ]
В 1930-х годах все три самолета этого класса были модифицированы, чтобы нести пару гидросамолетов для разведки. Они были оснащены авиационными катапультами для запуска самолетов и кранами для их подъема после приземления на воду. [ 2 ] Первоначально на кораблях были два Heinkel He 60 поплавковых самолета- биплана , которые позже в том же десятилетии были заменены двумя Arado Ar 196 поплавковыми самолетами- монопланами . На катапульте одновременно мог храниться только один самолет; второй самолет пришлось разобрать и поставить на хранение, а ангара для его хранения у кораблей не было. [ 3 ]
Машины
[ редактировать ]
Их двигательная установка состояла из четырех паровых турбин и пары 10-цилиндровых четырехтактных дизелей. Турбины были разделены на три машинных отделения, причем дизели располагались в отдельных помещениях сразу за турбинами. Пар для турбин обеспечивался шестью двухконтурными масляными водотрубными котлами морского типа . Двигатели приводили в движение пару трехлопастных винтов шириной 4,1 м (13 футов) на первых двух кораблях и диаметром 3,7 м (12 футов) на «Кёльне» . Силовая установка кораблей обеспечивала максимальную скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) и имела мощность 65 000 лошадиных сил на валу (48 000 кВт), хотя мощность всех трех кораблей на скоростных испытаниях превышала 68 000 л.с. (51 000 кВт). Согласно проекту, корабли перевозили 600 т (590 длинных тонн; 660 коротких тонн) мазута, но могли хранить до 1350 т (1330 длинных тонн; 1490 коротких тонн). Это дало им дальность действия примерно 5700 морских миль (10600 км; 6600 миль) на скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 миль в час) и 7300 морских миль (13500 км; 8400 миль) на скорости 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час). ). Рулевое управление осуществлялось одним рулем направления. Корабли имели три турбогенератора и два дизель-генератора электроэнергии; генераторы имели общую мощность 540 киловатт (720 л.с.) при 220 Вольт . [ 4 ]
Вооружение
[ редактировать ]Корабли были вооружены девятью 15-см орудиями SK C/25, установленными в трех трехорудийных башнях . Одна башня располагалась в носовой части, а две размещались в сверхстрелковой паре в кормовой части. Задние орудийные башни были смещены для увеличения угла обстрела. Им было поставлено 1080 патронов по 120 снарядов на ствол. В постройке корабли также были оснащены двумя калибра 8,8 cm SK L/45 зенитными орудиями в одиночных установках; у них было по 400 патронов каждый. Класс «Кёнигсберг» также нес четыре тройные торпедные аппараты, расположенные в миделе корабля; они были снабжены двадцатью четырьмя торпедами диаметром 50 см (20 дюймов) , хотя к 1940 году они были заменены моделями диаметром 53,3 см (21 дюйм). Корабли также были способны нести 120 морских мин . [ 2 ]

Зенитные батареи кораблей подвергались доработке и совершенствованию на протяжении всего периода их службы. Первоначальные одиночные 8,8-см орудия были заменены на спаренные для новых 8,8-см орудий SK C/32 , а также была установлена третья спаренная установка, в результате чего количество орудий достигло шести. В середине 1930-х годов было установлено восемь 3,7-см орудий SK C/30 до восьми 2-см орудий Flak 30 , а также было добавлено . «Кельн» , единственный корабль, доживший до конца войны, в конечном итоге был вооружен восемью 3,7-см и восемнадцатью 2-см орудиями, хотя была предусмотрена установка до десяти и двадцати четырех орудий двух калибров соответственно. [ 2 ]
Броня
[ редактировать ]Корабли были защищены броневой палубой толщиной 40 мм (1,6 дюйма) на миделе и суженной до 20 мм (0,79 дюйма) на обоих концах. У них был броневой пояс толщиной 50 мм (2 дюйма) с переборками толщиной 70 мм (2,8 дюйма) на обоих концах пояса. Подводная защита состояла из торпедной переборки толщиной 15 мм (0,59 дюйма) и таранной переборки толщиной 20 мм. имела Боевая рубка борта толщиной 100 мм (3,9 дюйма) и крышу толщиной 30 мм (1,2 дюйма). Орудийные башни кораблей имели 30-мм грани и 20-мм крышу, борта и корму. Барбеты . башен также имели толщину 30 мм Позже Карлсруэ был оснащен усиленной броневой защитой, состоящей из внешней обшивки толщиной от 10 до 14 мм (0,39–0,55 дюйма), состоящей из новой стали Wotan weich , и верхней палубы толщиной 16 мм (0,63 дюйма), также Wotan weich . [ 1 ]
Строительство
[ редактировать ]
Имя | Строитель [ 5 ] | Заложен [ 5 ] | Запущен [ 5 ] | Введен в эксплуатацию [ 5 ] | Судьба [ 5 ] |
---|---|---|---|---|---|
Кенигсберг | Рейхсмариневерфт , Вильгельмсхафен | 12 апреля 1926 г. | 26 марта 1927 г. | 17 апреля 1929 г. | Потоплен в результате воздушной атаки на Берген , 10 апреля 1940 г. |
Карлсруэ | Немецкий завод , Киль | 27 июля 1926 г. | 20 августа 1927 г. | 6 ноября 1929 г. | Затоплен в результате атаки подводной лодки 9 апреля 1940 г. |
Кёльн | Рейхсмариневерфт , Вильгельмсхафен | 7 августа 1926 г. | 23 мая 1928 г. | 15 января 1930 г. | Частично затоплен в результате воздушной атаки 30 марта 1945 г. Расставание в Вильгельмсхафене, 1956 год. |
История обслуживания
[ редактировать ]Все три корабля типа «Кёнигсберг» на протяжении 1930-х годов служили учебными крейсерами для курсантов. Они совершили многочисленные круизы по европейским водам, а Карлсруэ и Кёльн побывали на других континентах. Все они модифицировались на протяжении десятилетия, а их зенитное вооружение неоднократно улучшалось, а также вносились другие изменения. Три корабля принимали участие в патрулировании невмешательства во время гражданской войны в Испании в 1936–1939 годах, а после начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года заложили серию оборонительных минных полей в Северном море . [ 6 ]

Затем эти три корабля участвовали в операции Weserübung — вторжении в Норвегию в апреле 1940 года. «Кенигсберг» и «Кёльн» были назначены для штурма Бергена . [ 7 ] [ 8 ] в то время как Карлсруэ присоединился к атаке на Кристиансанн . Кенигсберг подвергся сильному обстрелу батареи калибра 21 см (8,3 дюйма) недалеко от Бергена и был сильно поврежден; после захвата порта она перешла в гавань для временного ремонта. Ей было приказано вернуться в Германию, но на следующее утро она подверглась нападению британских бомбардировщиков и сбила как минимум пять бомб. Она тонула достаточно медленно, чтобы большая часть ее команды смогла спастись; в результате нападения погибло всего восемнадцать человек. [ 9 ]
Тем временем Карлсруэ подавил норвежские береговые орудия возле Кристиансанна и успешно высадил свой контингент наземных войск. После выхода Карлсруэ из порта британская подводная лодка HMS Truant атаковала немецкий крейсер и поразила его парой торпед. Попадания торпед вывели из строя «Карлсруэ » и тем самым помешали его команде откачать воду, которая быстро затопила корабль. Ее экипаж был снят миноносным катером сопровождения , который затем выпустил пару торпед по подбитому крейсеру, чтобы обеспечить его быстрое затопление. [ 5 ] [ 10 ] Позже ее обломки были обнаружены в 2017 году, а их личность подтверждена в сентябре 2020 года; он расположен на глубине 490 м (1610 футов), примерно в 13 морских милях (24 км; 15 миль) от побережья Норвегии. [ 11 ]
«Кельн» был единственным кораблем этого класса, пережившим операции у берегов Норвегии. После возвращения в Германию его модифицировали, чтобы использовать в качестве испытательного стенда для вертолета Flettner Fl 282 . После этого он служил на Балтике, оказывая огневую поддержку наступающим немецким войскам в 1941 году. В середине 1942 года он вернулся в воды Норвегии и безуспешно попытался атаковать конвой PQ 18 вместе с несколькими другими немецкими военными кораблями. Затем ей было приказано вернуться в Германию, где она выполняла различные функции, включая обучение на корабле и сопровождение конвоя, прежде чем снова вернуться в Норвегию. [ 12 ] Он был поврежден британскими бомбардировщиками в декабре 1944 года и был вынужден вернуться в Германию для ремонта. [ 13 ] В марте 1945 года, находясь в доке Вильгельмсхафена , он был атакован и потоплен американскими тяжелыми бомбардировщиками. Он затонул на ровном киле, а его орудия все еще находились над водой, что позволяло использовать их против наступающих британских войск до последних дней войны. [ 14 ] [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Эта статистика относится к завершенным кораблям; За время их карьеры менялось вооружение, численность экипажа и другие характеристики кораблей.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гренер , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гренер , с. 120.
- ^ Уильямсон , с. 8.
- ^ Грёнер , стр. 119–120.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сиече , с. 230 .
- ^ Уильямсон , стр. 14–24.
- ^ Уильямсон , с. 16.
- ^ Ровер , стр. 18.
- ^ Уильямсон , стр. 17–18.
- ^ Уильямсон , с. 21.
- ^ «У берегов Норвегии найден затонувший немецкий военный корабль времен Второй мировой войны» . Рейтер . 7 сентября 2020 г.
- ^ Уильямсон , стр. 33–34.
- ^ Ровер , стр. 378.
- ^ Уильямсон , с. 34.
- ^ Ровер , стр. 404.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие легкие крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-503-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0456-9 .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2002). Немецкие лёгкие крейсеры Второй мировой войны: «Эмден», «Кенигсберг», «Карлсруэ», «Кёльн», «Лейпциг», «Нюрнберг» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-310-7 .
- Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-217-8 .