Надводные флотилии Кригсмарине
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2017 г. ) |

Надводные флотилии Кригсмарине представляли собой организационные группировки немецких военно-морских кораблей во время Второй мировой войны в зависимости от класса судна и географического положения. Надводные флотилии не были подразделениями оперативного развертывания, а действовали через административную командную цепочку Кригсмарине . [ 1 ]
Обзор и высшее командование
[ редактировать ]Надводные флотилии впервые были сформированы в 1938 году из уже существовавших надводных дивизий, часть из которых существовала еще до Первой мировой войны . Надводные флотилии в основном использовались для кораблей среднего и меньшего класса, таких как эсминцы и тральщики , в то время как крупные корабли и тяжелые крейсеры считались «автономными» судами, подчинявшимися непосредственно командиру типа судна . Командиры надводных флотилий подчинялись командиру типа корабля своего класса. Командующий флотом Кригсмарине , которому отвечали командиры типов кораблей, был высшим авторитетом для всех флотилий. [ 2 ]
Флотилии подводных лодок были уникальны тем, что считались оперативно развернутыми командованиями и подчинялись непосредственно командующему подводными лодками , часто минуя другие инстанции, включая командующего флотом Кригсмарине. Промежуточные региональные командования также существовали для большинства флотилий подводных лодок. [ 3 ] Миниатюрные подводные лодки находились под командованием отдела специальных операций ВМС Германии .
В конце Второй мировой войны немецкий военно-морской флот начал объединять несколько типов подразделений гавани вместе с соответствующими флотилиями в ряд подразделений военно-морской безопасности . В большинстве случаев первоначальные надводные флотилии затем были переданы в подчинение дивизиям безопасности.
Эсминцы флотилии
[ редактировать ]
Немецкие флотилии эсминцев были наиболее узнаваемыми надводными подразделениями, поскольку они были организованы по классической военно-морской схеме с назначенным флагманом и командиром флотилии. В отличие от большинства других команд надводных флотилий, которые действовали из береговых офисов, командиры флотилий эсминцев погружались на борт флагманских кораблей (известных как Die Führerzerstörer ) и время от времени выходили в море вместе с судами своего командования. Эсминец «Леберехт Маасс» (Z1) был назначен флагманом первой флотилии в 1939 году, позже его заменил « Вильгельм Хайдкамп» (Z21), а затем Z28 в 1943 году.
Во время Второй мировой войны Кригсмарине действовало восемь флотилий эсминцев, семь из которых в конечном итоге были созданы. Стандартное звание командира флотилии эсминцев ( Flottillenchef ) было Kapitän zur See , хотя некоторыми флотилиями командовали офицеры в звании Fregattenkapitän . В штате каждой флотилии также был инженер-офицер ( Die Flottilleningenieure ), который обычно был корветтенкапитаном . В тактических ситуациях командиры флотилий эсминцев часто назначались руководителями небольших групп, как это было во время вторжения в Норвегию . [ 4 ]
Список флотилий эсминцев
флотилия | Сформированное подразделение / предшественник | Назначенные суда |
---|---|---|
1. Церстёрер-флотилия | июль 1939 г. (1-я и 3-я дивизии эсминцев) |
Георг Тиле (Z2), Макс Шульц (Z3), Рихард Байтцен (Z4), Фридрих Ян (Z14), Эрих Штайнбринк (Z15), Фридрих Экольдт (Z16) |
2. Церстёрер-флотилия | Октябрь 1939 г. (2-я дивизия эсминцев) |
Пауль Якоби (Z5), Теодор Ридель (Z6), Герман Шеманн (Z7), Бруно Хайнеманн (Z8) |
3. Церстёрер-флотилия | декабрь 1939 г. (5-я дивизия эсминцев) |
Дитер фон Рёдер (Z17), Ханс Людеманн (Z18), Герман Кюнне (Z19), Карл Гальстер (Z20), Антон Шмитт (Z22) |
4. Церстёрер-флотилия | апрель 1939 г. (6-я и 8-я дивизии эсминцев) |
Вольфганг Ценкер (Z9), Ханс Лоди (Z10), Бернд фон Арним (Z11), Эрих Кёлльнер (Z13) |
Реформирован в 1942 г. | З31 , З32 , З33 , З34, З37, З38, З39 | |
5. Церстёрер-флотилия | Май 1940 г. (1-я флотилия эсминцев) |
Пауль Якоби (Z5), Теодор Ридель (Z6), Эрих Штайнбринк (Z15), Фридрих Экольдт (Z16) |
Реформирован в 1942 г. | Рихард Байцен (Z4), Герман Шеманн (Z7), Фридрих Хим (Z14), Z25 , Z29 | |
6. Церстёрер-флотилия | Май 1940 г. (2-я, 3-я и 4-я флотилии эсминцев) |
Пауль Якоби (Z5), Теодор Ридель (Z6), Герман Шеманн (Z7), Бруно Хайнеманн (Z8), Ханс Лоди (Z10), Карл Гальстер (Z20), Z33, Z36 , Z43 |
8. Церстёрер-флотилия | декабрь 1940 г. | Z23 , Z24 , Z25, Z26 , Z27 , Z28 , Z29 , Z30 |
Флотилии торпедных катеров
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны Кригсмарине санкционировала формирование десяти флотилий «вспомогательных эсминцев» или немецких миноносцев. Флотилии торпедных катеров были сформированы из существовавших ранее командований Рейхсмарине , известных как Torpedobootsflottille , некоторые из которых были созданы во время или до Первой мировой войны . Из десяти утвержденных флотилий торпедных катеров времен Второй мировой войны девять были введены в строй ( 8-я флотилия торпедных катеров была утверждена, но так и не сформирована).
Список флотилий торпедных катеров
флотилия | Сформированный | Назначенные суда | Основной класс |
---|---|---|---|
1. Торпедоботфлотилия | 1935 | Т1, Т2, Т3, Т4, Т9, Т10 | Торпедный катер Тип 35 |
2. Торпедоботофлотилия | Т5, Т6, Т7, Т8, Т11, Т12 | ||
3. Торпедоботфлотилия | 1937 | Т13, Т14, Т15, Т16, Т17, Т18, Т19, Т20, Т21 | Торпедный катер Тип 37 |
4. Торпедоботфлотилия | Т22, Т23, Т24, Т25 , Т26 , Т27 | Торпедный катер типа «Эльбинг» | |
5. Торпедоботфлотилия | 1938 | туберкулезный альбатрос , туберкулезный грифон , туберкулезный сокол , туберкулезный кондор , туберкулезная чайка | Торпедный катер Тип 23 |
ТБ Тигр | Эсминец типа «Слейпнер» | ||
Т34, Т35, Т36 | Торпедный катер типа «Эльбинг» | ||
6. Торпедоботфлотилия | 1937 | Т28, Т29, Т30, Т31, Т32, Т33 | |
7. Торпедоботфлотилия | 1940 | ТБ Пантера , ТБ Лев | Эсминец типа «Слейпнер» |
ТБ Леопард | Торпедный катер Тип 24 | ||
9. Торпедоботфлотилия | 1943 | ТА14, ТА15, ТА16, ТА17, ТА18, ТА19, ТА37, ТА38, ТА39 | Торпедный катер за рубежом |
10. Торпедоботфлотилия | 1944 | ТА23, ТА24, ТА27, ТА28, ТА29, ТА30, ТА31, ТА32, ТА33 |
Сопровождение флотилий
[ редактировать ]Эскортные флотилии представляли собой наименьшее количество надводных подразделений, которые были созданы, отчасти из-за ограниченного использования Кригсмарине кораблей эскортного типа эсминцев. Кригсмарине построит только десять эскортных кораблей F-класса , которые первоначально были сгруппированы в две эскортные флотилии ( 1-я и 2-я Geleitflottille ), сформированные в 1937 и 1938 годах соответственно. В сентябре 1942 года Кригсмарине санкционировала две дополнительные эскортные флотилии и сформировала 31-ю Geleitflottille , к которой было приписано пятнадцать «вспомогательных патрульных кораблей» с бортовыми номерами от G-3101 до G-3115. Летом 1943 года Кригсмарине сформировала 30-ю флотилию , к которой были приписаны тринадцать вспомогательных эскортных кораблей (в основном переоборудованных гражданских судов) с обозначениями корпусов «D», «FZ» и «MR».
В марте 1943 года Кригсмарине провела капитальный ремонт эскортных флотилий и приказала сформировать пять новых флотилий (с 1 по 5 Geleitflottille ) с использованием иностранных катеров программы Torpedoboot Ausland , вспомогательных патрульных кораблей «G-класса», а также вспомогательных катерных кораблей, обозначенных по корпусу. номер «СГ». Первоначальные корабли сопровождения класса F были распределены по новым флотилиям, причем основная часть этих кораблей была отнесена к 5-й Geleitflottille .
Окончательный боевой порядок эскортных флотилий был таков:
- 1-я эскортная флотилия (март 1944 - март 1945): 13 торпедных катеров Torpedoboot Ausland (TA).
- 2. Geleitflottille (март 1944 г. - май 1945 г.): 5 катеров ТА и 10 вспомогательных патрульных катеров типа G.
- 3. Geleitflottille (март 1943 г. - июнь 1944 г.): 7 катеров ТА и три вспомогательных катера типа SG.
- 4-я эскортная флотилия (март 1943 - август 1943): 5 катеров ТА.
- 5. Geleitflottille (апрель 1945 г. - май 1945 г.): 4 эскортных катера класса F и 4 вспомогательных торпедных катера класса TF.
Флотилии тральщиков
[ редактировать ]Флотилии тральщиков были организованы в более чем сорок флотилий штатных тральщиков, а также тридцать пять вспомогательных тральщиков . Третья категория флотилии существовала для кораблей Sperrbrecher «минного заграждения». Первая флотилия тральщиков Кригсмарине была сформирована в 1936 году из ранее существовавших частей Рейхсмарине , содержали две флотилии тральщиков и одну вспомогательную флотилию тральщиков которые в межвоенные годы . Вскоре после этого, в октябре 1937 года, была сформирована первая вспомогательная флотилия тральщиков.
Флотилии тральщиков считались административными единицами, действовавшими из береговых офисов, и не имели стандартного флагмана, как в случае с флотилиями эсминцев. Стандартным званием командира флотилии тральщиков было звание «Корветтенкапитан» .
Флотилии ударных катеров
[ редактировать ]Кригсмарине санкционировала формирование двадцати пяти флотилий Шнельбота во время Второй мировой войны, из которых в конечном итоге было создано четырнадцать. ВМС Германии также содержали учебную дивизию ударных катеров ( Schnellboots-Lehr-Division ), состоящую из четырех учебных флотилий. В ноябре 1943 года 3-я, 7-я, 21-я, 22-я и 24-я флотилии подводных лодок были объединены в 1-ю дивизию подводных лодок ( 1. Schnellbootsdivision ).
Стандартная флотилия S-лодок в 1939-40 годах состояла из восьми лодок (установленная численность часто превышала оперативную численность из-за технического обслуживания или истощения), хотя некоторые флотилии позже во время войны насчитывали всего шесть или более двенадцати лодок. Флотилиями командовали офицеры в звании капитанлейтнант , а дивизиями S-лодок командовали офицеры в звании фрегаттенкапитан .
Флотилии патрульных катеров
[ редактировать ]Vorpostenboote были вспомогательными военно-морскими судами, часто переоборудованными гражданскими судами для использования в качестве портовых патрульных и сторожевых судов. Эти патрульные катера были организованы в тридцать пять основных флотилий, прикрывающих различные немецкие военно-морские порты . Еще две «флотилии безопасности» (7-я и 13-я Sicherungsflotille ) были сформированы в начале 1943 года для выполнения общих функций по обеспечению безопасности портов.
Флотилии патрульных катеров были строго административными и управлялись из береговых офисов, которыми чаще всего командовал офицер в звании капитанлейтнант или корветтенкапитан . [ 5 ]
Флотилии преследователей подводных лодок
[ редактировать ]Преследователи подводных лодок обозначались как суда класса «UJ» ( U-Bootjäger ) и дополнялись «служебными военными кораблями» (суда класса KT), которые обычно представляли собой переоборудованные корабли меньшего размера, используемые в качестве противолодочных траулеров . Начиная с 1940 года немецкие минные заградители ( Minenschiffe к флотилиям охотников за подводными лодками в административном порядке были также приданы ). Стандартным званием командира флотилии охотников за подводными лодками было корветтенкапитан .
Список флотилий преследователей подводных лодок
- 1-я UJ-флотилия ( Балтийское море )
- 2-я UJ-флотилия ( Адриатическое море )
- 3-я УЮ-флотилия ( Черное море )
- 11-я флотилия UJ ( Норвегия )
- 12-я UJ-флотилия ( Северное море )
- 14-я UJ-флотилия (Атлантическое побережье)
- 17-я UJ-флотилия (Норвегия)
- 21-я UJ-флотилия ( Эгейское море )
- 22-я UJ-флотилия ( Тирренское море )
- 23-я УЮ-флотилия ( Черное море )
«13-я группа UJ» ( 13. UJ-Gruppe В 1943 году из судов более мелких подразделений флотилии также была сформирована ).
Минные заградители приданы подразделениям преследователей подводных лодок
- Ганзейский город Данциг - (11-я флотилия UJ)
- Кобра - (12. UJ-Флотилия)
- Кайзер - (12. UJ-Флотилия)
- Роланд - (12. UJ-Флотилия)
- Королева Луиза - (13-я группа UJ)
- Пройссен - (17. UJ-Флотилия)
- Танненберг - (17. UJ-Флотилия)
- Шифф 23 - (17. UJ-Флотилия)
Сетевые флотилии подводных лодок
[ редактировать ]Эти подразделения, известные как Netzsperrflottille , состояли из небольших судов, предназначенных для установки сетей подводных лодок в немецких гаванях . Сетевыми флотилиями подводных лодок обычно командовал офицер в звании корветтенкапитан . Типичная флотилия будет состоять из трех-пяти судов «сетевого слоя» и более двенадцати-пятнадцати судов «сетевого тендерного типа». Сетевые флотилии подводных лодок распределялись по географическим регионам; для более крупных регионов флотилии могли быть подразделены на более мелкие группы подводных сетей ( Netzsperrgruppe ). Некоторые из крупных групп сетей для подводных лодок были далее разделены на Arbeitsgebiet (Рабочие зоны) для покрытия более мелких портов и гаваней.
Список сетевых флотилий подводных лодок
- Сетевая барьерная флотилия Север
- Группа 1 – Киркенес ( Arbeitsgebiet «Petsamo» и «Kraftwerk Jäniskowski»)
- Группа 2 — Нарвик ( Arbeitsgebiet «Каафьорд» и «Лангфьорд бис Частофьорд»)
- Группа 3 — Тронхейм ( рабочая зона «Офтенфьорд» )
- Группа 4 – Берген ( рабочая зона «Кристиансунн-Норд» и «Кристиансунн-Юг»)
- Группа 5 – Драммен ( рабочая зона «Олсофьорд» )
- Сетевая барьерная флотилия Италии
- Группа 1 – Ла Специя ( район работ «Западное побережье Италии» и « Генуэзский залив »)
- Группа 2 – Пола ( рабочая зона «Адриатика» )
- Netzsperrflottille West - (Атлантическое побережье)
- Черноморская сетчатая заградительная флотилия
- Центр сетчатой барьерной флотилии
- Сетевая барьерная флотилия Юг
- Заградительная флотилия Северного моря
В марте 1943 года было сформировано новое подразделение, известное как Netzsperrgruppe Dänemark, исключительно для деятельности по ловле сетей подводных лодок в Дании . Подразделения командования были перераспределены из Netzsperrflottille Mitte .
Транспортные флотилии
[ редактировать ]Транспортные флотилии представляли собой административные единицы, предназначенные для наблюдения за техническим обслуживанием и использованием водных транспортных средств ВМС Германии, таких как паромы и баржи . Стандартное звание командира транспортной флотилии — капитанлейтнант .
Список транспортных флотилий
- 1. Транспортная флотилия (1-я транспортная флотилия): создана в мае 1943 года во Франции и в июле переброшена в Италию с семнадцатью десантными кораблями. Штаб-квартира в Сан-Ремо , а затем в Империи .
- 2. Транспортная флотилия (2-я Транспортная флотилия): Сформирована в сентябре 1943 года из частей 1-й Транспортной флотилии. Штаб-квартира находилась в Венеции , а также курировала транспортные операции в Адриатическом море .
- 3. Транспортная флотилия (3-я транспортная флотилия): сформирована в середине 1944 года из различных специальных транспортных подразделений, существовавших во Франции и Нидерландах . В августе того же года штаб-квартира переехала в Симферополь , а затем в Констанцу . В октябре 1944 года штаб был переведен в Нидеррейн в качестве «переправочного командования» группы армий «Б» .
- 4. Транспортная флотилия (4-я транспортная флотилия): Создана в начале 1944 года как командование внутренней переправы и водного транспорта для транзита через Дарданеллы в Черное море . Также курировал транспортную деятельность в Эгейском море из своей штаб-квартиры в Салониках .
- 5. Транспортная флотилия (5-я транспортная флотилия): создана в марте 1944 года как дополнительное транспортное командование для Эгейского моря. Штаб-квартира сначала располагалась в Салониках, а затем переехала в Пирей .
- 6. Транспортная флотилия (6-я транспортная флотилия): сформирована из частей 2-й транспортной флотилии для транзитной деятельности в Адриатическом, Лигурийском и Ионическом морях . Также обслуживались служебные суда через Коринфский канал .
В 1944 г. были сформированы еще три транспортные флотилии для управления водным транспортом и десантными судами отдельных географических районов. Transportflottille Niederlande была первой, сформированной в сентябре 1944 года для транспортных судов в Нидерландах . Далее следовали Transportflottille Niederrhein и Transportflottille Ruhr . Летом 1944 года Кригсмарине также сформировала транспортное подразделение Балтийского моря, известное как Transportflottille der KMD Danzig . Последним сформированным транспортным подразделением стала Fährflottille Waal , созданная в сентябре 1944 года для наблюдения за баржами и паромами на реке Ваал .
Флотилии десантных кораблей
[ редактировать ]Десантные корабли ВМС Германии ( Marinefährprahm ) во время Второй мировой войны были сгруппированы в двадцать отдельных флотилий ( Landungsflottillen ), причем первая флотилия десантных кораблей была создана в ноябре 1941 года для операций на Черном море. В тактических ситуациях транспортные средства применялись группировками ВМФ в рамках десантных операций. Каждой флотилии десантных кораблей было назначено от двадцати до тридцати отдельных судов (обозначаемых судами с номером корпуса «F»), хотя некоторые ранние флотилии имели всего от восьми до десяти назначенных судов. Стандартное звание командира флотилии десантных кораблей было либо Oberleutnant zur See , либо Kapitänleutnant . [ 6 ]
Флотилии служебных судов
[ редактировать ]В 1941 году немецкие моторные лодки и суда внутреннего плавания были переданы под управление военно-морского флота Кригсмарине и сформированы в три флотилии. Первоначальными подразделениями были Donauflottille , Rheinflottille и Flußräumflottille Niederlande . Эти подразделения управляли немецкими моторными лодками на Дунае , Рейне и в территориальных водах Нидерландов . Части были немного реорганизованы в 1942 году, когда Дунайская флотилия была переименована в Маасфлотилию . Стандартным званием командира флотилии служебных кораблей был капитанлейтнант , а командиры флотилии подчинялись командиру моторных лодок .
Флотилии артиллерийских барж
[ редактировать ]Немецкие артиллерийские корабли, которые по сути представляли собой пилотируемые артиллерийские и зенитные орудия, установленные на океанских и речных баржах были сгруппированы в восемь отдельных флотилий ( Artillerieträger-Flottillen , во время Второй мировой войны ). Эти подразделения первоначально были сформированы в 1940 году как две отдельные Flakjäger-Gruppe , а затем в 1941 году были переименованы в Flakjäger-Flottille. В следующем году подразделения были снова реорганизованы в флотилии артиллерийских барж.
Стандартным званием командира флотилии артиллерийских барж было капитанлейтнант, при этом командование флотилией носило административный характер и действовало из береговых офисов. Стандартный состав флотилии артиллерийских барж составлял от пятнадцати до восемнадцати судов, обозначенных как суда «AF».
командование черноморских было сформировано В феврале 1943 года в Констанце артиллерийских барж , известное как 3. Marineartillerieleichter-Flottille . К флотилии были приданы восемь «морских артиллерийских кораблей», обозначенных корпусной приставкой MAL. К 1943 году командование было переименовано в Artillerieträger-Flottille Asowsches Meer (Артиллерийская баржевая флотилия Азовского моря ) и теперь включало в себя зенитные артиллерийские корабли (бортовой номер «F»), а также «охранные артиллерийские суда», обозначенные префиксом корпуса. «САТ». В январе 1945 года флотилия получила дополнительный катер водной безопасности , получивший обозначение «Моторпрахм Д 154».
Корабли Черноморской артиллерийской флотилии
- Исходные сосуды : MAL 1, MAL 2, MAL 3, MAL 4, MAL 8, MAL 9, MAL 10, MAL 11.
- Дополнительные назначенные суда : MAL 51, MAL 52, MAL 53, MAL 54, MAL 55, MAL 56.
- Зенитные артиллерийские корабли : F 379, F 410, F 457, F 490, F 600, F 617, F 880, F 980, F 981, F 1048.
- Охранные артиллерийские суда : САТ 5, САТ 6, САТ 7, САТ 8, САТ 10, САТ 11, САТ 13, САТ 14, САТ 15, САТ 16, САТ 17
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грёнер Э. Корабли ВМС Германии и их местонахождение 1939-1945, JF Lehmanns Verlag, Мюнхен (1976)
- ^ Хильдебранд Х. и Генриот Э. Адмиралы Германии 1849-1945, Biblio Verlag, Оснабрюк (1989)
- ^ Хильдебранд Х. Организационное развитие военно-морского флота и кадровое обеспечение с 1848 по 1945 год, Biblio-Verlag, Оснабрюк (2000)
- ^ Дилди, Д. Дания и Норвегия 1940: Самая смелая операция Гитлера. Оксфорд: издательство Osprey (2007).
- ^ Ломанн В. Хильдебранд Х., «Немецкий флот 1939–1945», Podzun-Verlag (1956)
- ^ Раум, Э., Военно-морские силы Второй мировой войны, Capstone Press (2013)