Немецкий эсминец Z5 Пауль Якоби
Z5 Пол Якоби , ок. 1938 год
| |
История | |
---|---|
Нацистская Германия | |
Имя | Z5 Пол Якоби |
Тезка | Пол Якоби |
Заказал | 9 января 1935 г. |
Строитель | ДеШиМАГ , Бремен |
Номер двора | W899 |
Заложен | 15 июля 1935 г. |
Запущен | 24 марта 1936 г. |
Завершенный | 29 июня 1937 г. |
Выведен из эксплуатации | 7 мая 1945 г. |
Захваченный | 7 мая 1945 г. |
Франция | |
Имя | Дезе , 4 февраля 1946 г. |
Тезка | Луи Дезе |
Приобретенный | 4 февраля 1946 г. |
В эксплуатации | сентябрь 1946 г. |
Не работает | Январь 1949 г. |
Переименован | Q02 , 17 февраля 1954 г. |
пораженный | 17 февраля 1954 г. |
Судьба | Продан на металлолом , июнь 1954 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Эсминец типа 1934А |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 11,30 м (37 футов 1 дюйм) |
Черновик | 4,23 м (13 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 1530 миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 325 |
Вооружение |
|
Z5 Paul Jacobi — эсминец типа 1934А, построенный для Кригсмарине в середине 1930-х годов. Корабль переоборудовался, когда 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, и до начала 1940 года ему было поручено проверять нейтральные суда на предмет контрабандных товаров в Каттегате. Он участвовал на ранних этапах Норвежской кампании , переправляя войска в район Тронхейма в начале 1940 года. В апреле 1940 года и позже в том же году был переведен во Францию, где совершил несколько нападений на британские корабли. Поль Якоби провел большую часть 1941 года в ремонте и вернулся во Францию в начале 1942 года, чтобы успешно сопровождать два немецких линкора и тяжелый крейсер домой через Ла-Манш (« Манш-Дэш» ). В следующем месяце корабль помог сопровождать еще один немецкий линкор в северную Норвегию и вернулся в мае, чтобы начать еще один длительный ремонт.
Пол Якоби провел большую часть 1943 года в бездействии в Арктике, прежде чем вернуться в Германию в сентябре для очередного ремонта. Он был сильно поврежден воздушными атаками союзников на Киль и больше не действовал до конца 1944 года. Большую часть оставшейся части войны он провел, сопровождая корабли, пока немцы эвакуировали Восточную Пруссию , и бомбардировал советские войска. Корабль был захвачен союзниками в мае 1945 года и провел остаток года под британским контролем, пока союзники решали, как распорядиться захваченными немецкими кораблями.
Поль Якоби в конечном итоге был передан Франции в начале 1946 года и переименован в Desaix . Он вступил в строй позже в том же году, но ее служба во французском флоте была довольно недолгой: примечательными были только круизы во французские колонии в Африке в 1947 году, прежде чем ей заплатили в конце 1948 года , а в начале 1949 года ее поместили в резерв . Корабль использовался в качестве источника запасных частей для других бывших немецких кораблей, стоявших на вооружении Франции, пока он не был списан и продан на металлолом в 1954 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Z5 Paul Jacobi имел общую длину 114 метров (374 фута 0 дюймов) 119 метров (390 футов 5 дюймов) и длину по ватерлинии . В какой-то момент до сентября 1939 года ее форштевень был удлинен, что увеличило ее общую длину до 120 метров (393 фута 8 дюймов). Корабль имел ширину 11,30 метра (37 футов 1 дюйм) и максимальную осадку 4,23 метра (13 футов 11 дюймов). Его водоизмещение 2171 длинная тонна (2206 т) при стандартной загрузке и 3110 длинных тонн (3160 т) при глубокой загрузке . Две паровые турбины с зубчатой передачей Вагнера , каждая из которых приводит в движение один гребной вал , были спроектированы для производства 70 000 лошадиных сил (51 000 кВт ; 69 000 л.с. Вагнера высокого давления ) с использованием пара, подаваемого шестью котлами . Корабль имел расчетную скорость 36 узлов (67 км/ч ; 41 миль в час ), но его максимальная скорость составляла 38,7 узлов (71,7 км/ч; 44,5 миль в час). [ 1 ] Пол Якоби перевозил максимум 752 метрических тонны (740 длинных тонн) мазута , что должно было обеспечить дальность полета 4400 морских миль (8100 км; 5100 миль) на скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). , но корабль оказался тяжелым в эксплуатации, и 30% топлива пришлось оставить в качестве балласта на корабле. [ 2 ] Эффективная дальность полета оказалась всего 1530 морских миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов. [ 3 ] Экипаж насчитывал 10 офицеров и 315 рядовых, а также еще четыре офицера и 19 рядовых, если он служил флотилии флагманом . [ 1 ]
Корабль нес пять 12,7-сантиметровых (5 дюймов) орудий SK C/34 в одиночных установках с орудийными щитками , по два наложенных друг на друга , в носовой и кормовой части. Пятое орудие размещалось на кормовой надстройке . Ее зенитное вооружение состояло из четырех 3,7-сантиметровых (1,5 дюйма) орудий SK C/30 в двух спаренных установках рядом с задней воронкой и шести 2-сантиметровых (0,8 дюйма) орудий C/30 в одиночных установках. Пол Якоби нес восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 сантиметра (21 дюйм) в двух механических установках. Для каждой установки предусматривалась пара торпед перезарядки. [ 1 ] [ 4 ] Четыре метателя глубинных бомб устанавливались по бортам задней рубки и дополнялись шестью стойками для отдельных глубинных бомб по бокам кормы. Глубинных бомб было достаточно для двух или четырех схем по 16 зарядов в каждой. [ 5 ] На задней палубе могли быть установлены минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла 60 мин . [ 1 ] была установлена система пассивных гидрофонов, обозначенная как «GHG» ( Gruppenhorchgerät ) Для обнаружения подводных лодок . [ 6 ]
Активная гидролокационная система, вероятно, была установлена к концу 1940 года, но неизвестно, когда это было на самом деле. За время войны легкое зенитное вооружение корабля несколько раз усиливалось. Усовершенствованные 2-см орудия C/38 заменили исходные орудия C/30, а где-то в 1941 году были добавлены три дополнительных орудия. Два орудия на кормовой палубе укрытия были заменены одной 2-см счетверенной установкой Flakvierling , вероятно, во время ее переоборудования в середине 1942 года. . В 1944–45 годах «Пауль Якоби» был одним из немногих эсминцев, прошедших полную модернизацию зенитных систем «Барбара», в ходе которой все ее существующие 3,7-см и большая часть 2-см орудий были заменены улучшенными моделями в большем количестве. Пятое орудие калибра 12,7 см было снято для компенсации веса дополнительного вооружения. Она сохранила установку Flakvierling , и к концу войны остальная часть ее зенитного вооружения состояла из четырех спаренных и двух одиночных 3,7-см установок SK M/42 , четырех спаренных и одной одинарной 2-см установки на баке и бортах. моста . [ 7 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Z5 Paul Jacobi , названный в честь Пола Якоби , был заказан 9 января 1935 года и заложен на верфи DeSchiMAG , Бремен , 15 июля 1935 года под номером верфи W899. Спущен на воду 24 марта 1936 года и завершен 29 июня 1937 года. [ 8 ] Корабль участвовал в морских маневрах конца 1937 года в составе Второй дивизии эсминцев ( 2. Zerstörerdivision ). [ 9 ] Z5 Paul Jacobi и ее однотипный корабль Z8 Bruno Heinemann в апреле 1938 года отправились в Норвегию для испытаний новой 15-сантиметровой (5,9 дюйма) пушки TbtsK C/36, запланированной для эсминцев более поздних классов. Z8 Bruno Heinemann был оснащен четырьмя новыми орудиями, которые были сняты после артиллерийских испытаний у Олесунна завершения . Z5 Paul Jacobi участвовал в смотре флота в августе 1938 года в составе 2-й дивизии эсминцев и последующих учениях флота. Дивизия сопровождала тяжелый крейсер «Адмирал Граф Шпее» в его путешествии по Средиземному морю в октябре, где они посетили Виго , Танжер и Сеуту, прежде чем вернуться домой. [ 10 ] Эсминец прошел длительный ремонт в Вильгельмсхафене с февраля 1939 года по 29 сентября. [ 11 ]
она закончила работу После того, как 11 октября , Полу Якоби было поручено проверять нейтральные суда на предмет контрабанды в Скаггераке до февраля 1940 года между посещениями верфи. [ 11 ] Корабль был отнесен к группе 2 норвежской части операции Weserübung . Задачей группы была переброска 138-го горнострелкового полка ( Gebirgsjäger-Regiment 138) 3-й горнострелковой дивизии для захвата Тронхейма вместе с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» . Корабли начали погрузку войск 6 апреля и на следующий день отправились в путь. [ 12 ] Пауль Якоби и ее сестры Бруно Хайнеманн и Теодор Ридель несли по роте горных войск, которым было поручено захватить форты, защищающие вход в Тронхеймс-фьорд . По пути погода была настолько плохой, что Пол Якоби так далеко откатился влево, что вода затопила водозаборники левого котла, временно отключив левый двигатель и смыв за борт пятерых человек. Пройдя застигнутые врасплох форты, корабли смогли высадить десант и без труда захватить форты. Все эсминцы по пути получили повреждения от шторма, и у них было мало топлива, поскольку ни один из нефтяных танкеров еще не прибыл. адмиралу Хипперу 10 апреля было приказано вернуться домой. Топливо было передано от Пауля Якоби и Бруно Хайнемана Фридриху Экольдту , достаточное, чтобы позволить ей сопроводить крейсер домой. Пол Якоби оставался в Тронхейме до начала мая из-за неисправности двигателя. Ее кормовые торпедные аппараты были сняты и повторно установлены на паре затопленных небольших лодок, чтобы улучшить местную обороноспособность. [ 13 ] В 1941 году на корабле была установлена установка FuMO 21. [ Примечание 1 ] поисковый радар над мостом . [ 14 ]
Она прибыла в Вильгельмсхафен 10 мая и следующий месяц провела в ремонте. Пауль Якоби вернулся в Тронхейм 30 июня и помог прикрыть искалеченный линкор «Гнейзенау», когда он возвращался в Киль 25 июля. Корабль заложил минное поле в Северном море, прежде чем в середине сентября его перебросили на атлантическое побережье Франции. Сейчас базирующийся в Бресте корабль помог поставить минное поле в заливе Фалмут в ночь с 28 на 29 сентября. На этом минном поле было потоплено пять кораблей общим водоизмещением всего 2026 брт. [ 15 ] Пауль Якоби вернулась в Вильгельмсхафен, чтобы начать длительный ремонт, который длился до октября 1941 года. Отправляясь из Орхуса , Дания, в Норвегию, она задела буй, который повредил ее левый гребной винт, и ей пришлось вернуться в Киль для ремонта, который длился до 24 ноября. После загрузки мин в Орхусе у нее сломался котел, и ей пришлось вернуться в Германию. Во время стоянки в Вильгельмсхафене 29 декабря «Пауль Якоби» был слегка поврежден осколками бомбы, в результате чего погибли три члена экипажа. [ 16 ]
В середине января 1942 года она несколько дней сопровождала линкор «Тирпиц» , когда линкор шел из Балтики в Тронхейм. [ 17 ] Поль Якоби вместе с остальной частью 5-й флотилии эсминцев отплыл из Киля 24 января во Францию в рамках подготовки к «Проливу через Ла-Манш» . [ 18 ] Вечером 25 января Z8 Bruno Heinemann подорвался на двух минах, заложенных HMS Plover. [ 19 ] у берегов Бельгии и затонул. Поль Якоби спас 34 выживших и направился в Гавр, чтобы высадить их на берег, а 26-го числа достиг Бреста. Немецкие корабли покинули Брест 11 февраля, совершенно удивив британцев. Пол Якоби помог отразить атаку пяти британских эсминцев и без повреждений уклонился от серии атак с воздуха. [ 20 ] Вскоре после этого корабль присоединился к четырем другим эсминцам, сопровождавшим «Принц Ойген» и тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» в Тронхейм. Тяжелая погода вынудила «Поля Якоби» и два других эсминца вернуться в порт, не дойдя до Тронхейма, а «Принц Ойген» был серьезно поврежден британской подводной лодкой после их разделения. [ 16 ] 6 марта линкор «Тирпиц » в сопровождении Пауля Якоби и трех других эсминцев предпринял попытку атаковать возвращающийся конвой QP 8 и направлявшийся в Россию PQ 12 в рамках операции «Спортпаласт» («Дворец спорта»), но кораблю было приказано вернуться в порт. в тот вечер. [ 21 ] Два месяца спустя в ходе операции Zauberflote («Волшебная флейта») Пауль Якоби , эсминец Z25 и два торпедных катера сопровождали сильно поврежденный тяжелый крейсер «Принц Ойген» из Тронхейма в Киль с 16 по 18 мая. Через два дня после прибытия на эсминце начался длительный ремонт, который продлился до декабря. [ 16 ]
9 января 1943 года вместе с двумя другими эсминцами он сопровождал «Шарнхорст» и «Принц Ойген» , когда они пытались вернуться в Норвегию из Готенхафена. Два дня спустя корабли были замечены в пути самолетом Королевских ВВС , и попытка была прекращена, поскольку элемент неожиданности был утерян. В следующем месяце Пол Якоби самостоятельно направилась в залив Боген в Норвегии. В середине марта она наблюдала за линкорами «Тирпиц» и «Шарнхорст» , а также «Лютцов» в Альтафьорде , ближе к маршрутам конвоев союзников в Россию. Две недели спустя корабль, его сестра Z6 Theodor Riedel и эсминец Z20 Karl Galster 31 марта отплыли к острову Ян-Майен , чтобы встретиться с блокадником MV Regensburg . Они искали несколько дней, прежде чем ухудшение погоды вынудило их вернуться в порт из-за повреждений, причиненных штормом. Без ведома немцев «Регенсбург» был перехвачен и потоплен британским крейсером 30 марта. В сентябре Пауль Якоби сопровождал Лютцова обратно в Киль, а затем 30 сентября начал еще один длительный ремонт. [ 22 ]
Корабль был сильно поврежден во время воздушного налета на Киль 13 декабря. Одна бомба попала в бак и вызвала сильный пожар, а четыре другие упали внутри самого сухого дока, изрешетив его осколками и потопив корабль. Пол Якоби не был снят с мели до апреля, а сам ремонт не был завершен до ноября. [ 23 ] Корабль пришлось оснастить новой носовой частью, его радар был заменен поисковым радаром FuMO 24 , а его фок-мачта была перестроена в форму стойки ворот , чтобы обеспечить возможность использования корабля размером 6 на 2 метра (19,7 футов × 6,6 футов). антенну полностью повернуть. Радар FuMO 63 K Hohentwiel заменил прожектор на платформе за задней трубой . [ 24 ] После повторного повреждения осколками бомбы во время воздушного налета 18 июля [ 25 ] ее отбуксировали в Свинемюнде для завершения строительства. Пауль Якоби была объявлена в боевой готовности 13 ноября, и она сопровождала госпитальное судно СС « Генерал фон Штойбен» из Готенхафена в Свинемюнде. Новые 3,7-см орудия на эсминце были установлены 20 декабря. 14 января 1945 года во время тренировки по торпедной стрельбе у шведского острова Готланд одна из ее торпед сделала круг и попала в Пауля Якоби , причинив лишь незначительные повреждения. Он вернулся в строй 19-го числа, сопровождая корабли в восточной части Балтийского моря. Во время одной из таких миссий корабль случайно протаранил корму грузовым судном SS Helga Schröder . Ремонт затянулся до 27 февраля, и Кригсмарине воспользовалась возможностью добавить больше зенитных орудий. [ 26 ]
Пауль Якоби бомбардировал советские войска 6–9 марта и до конца войны чередовал задачи бомбардировки и сопровождения, пока немцы эвакуировали Восточную Пруссию перед лицом наступающих советских армий. 2 мая некоторые члены экипажа вывели из строя ее гирокомпас, чтобы помешать кораблю проверить несколько последних конвоев беженцев. [ 26 ] Трое мужчин были осуждены военным трибуналом и приговорены к смертной казни контр-адмиралом ( контерадмиралом ) Бернхардом Рогге . [ 27 ] Пол Якоби была выведена из эксплуатации пять дней спустя во Фленсбурге и 21 мая отплыла в Вильгельмсхафен под британским контролем, чтобы определить свою судьбу. [ 26 ] Первоначально Франции было отказано в захваченных кораблях, но в конечном итоге она получила «Поля Якоби» и три других эсминца. Она прибыла в Шербур 15 января 1946 года и 4 февраля была передана французам. [ 28 ]
Переименованный контре в тот же день в честь генерала Луи Дезе , корабль был приписан к 1-й дивизии больших эсминцев ( -торпиллеры ) и в сентябре провел испытания. В марте-июне 1947 года входил в состав эскорта линкора « Ришелье» во время Франции президента Винсента Ориоля визита в Западную и Северную Африку . Позже в том же году Дезе сама посетила Северную Африку. Он принял участие в весенних военно-морских маневрах 1948 года и в военно-морском смотре Ориоля у Бреста 30 мая. Корабль присутствовал в Сен-Мало во время празднования столетия со дня смерти Франсуа-Рене де Шатобриана и посетил Бордо, а затем вернулся в Шербур 4 ноября. Desaix был выведен из эксплуатации до конца года и переведен в резерв в январе 1949 года. Он использовался в качестве источника запасных частей, пока не был списан 17 февраля 1954 года. Его корпус был переименован в Q02, и в июне он был продан на металлолом. Ее отбуксировали в Руан для сноса. [ 29 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Радиопеленгатор , активная дальность.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гренер, с. 199
- ^ Уитли, с. 18
- ^ Куп и Шмолке, с. 26
- ^ Уитли, с. 68
- ^ Уитли, с. 215
- ^ Уитли, стр. 71–72.
- ^ Уитли, стр. 73–74.
- ^ Уитли, с. 204
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, с. 216
- ^ Уитли, стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б Куп и Шмолке, с. 82
- ^ Уитли, с. 96
- ^ Хаарр, стр. 91, 296–97, 300, 303.
- ^ Куп и Шмолке, с. 40
- ^ Уитли, стр. 106–07.
- ^ Jump up to: а б с Куп и Шмолке, с. 83
- ^ Ровер, стр. 135.
- ^ Уитли, с. 117
- ^ Ровер, стр. 138–39.
- ^ Уитли, стр. 117–20.
- ^ Уитли, стр. 133–134.
- ^ Куп и Шмолке, с. 84; Уитли, стр. 164–165.
- ^ Уитли, с. 169
- ^ Куп и Шмолке, стр. 40, 84
- ^ Ровер, стр. 343.
- ^ Jump up to: а б с Куп и Шмолке, с. 84
- ^ «Такое просто так не подпишешь » . Зеркало (на немецком языке). Нет. 43. 1965 год . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ Грёнер, с. 200; Уитли, с. 196
- ^ Уитли, стр. 196, 198.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1990). Немецкие военные корабли. Биографии - зеркало военно-морской истории с 1815 года по настоящее время. (10 томов) (на немецком языке). Том 6. Херфорд, Германия: Mundus Verlag. OCLC 613706047 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2003). мировой войны Немецкие эсминцы Второй Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-307-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .