Немецкий эсминец Z10 Ганс Лоди
![]() Корабль-близнец Z4 «Ричард Бейтцен» на ходу, 1937 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Z10 Ганс Лоди |
Тезка | Карл Ханс Лоди |
Заказал | 9 января 1935 г. |
Строитель | Германияверфт , Киль |
Номер двора | G536 |
Заложен | 1 апреля 1935 г. |
Запущен | 14 мая 1936 г. |
Завершенный | 13 сентября 1938 г. |
Захваченный | Май 1945 г. |
Судьба | Продан на металлолом , 1949 год. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | типа 1934А Эсминец |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 11,3 м (37 футов 1 дюйм) |
Черновик | 4,23 м (13 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 1530 миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 325 |
Вооружение |
|
Z10 Hans Lody — типа 1934А, эсминец построенный для нацистской Германии в Кригсмарине середине 1930-х годов. В начале Второй мировой войны , 1 сентября 1939 года, корабль первоначально был задействован для блокады польского побережья, но его быстро перебросили в Северное море для постановки оборонительных минных полей . В конце 1939 года корабль заложил у английского побережья несколько наступательных минных полей, в результате которых пострадали девять торговых судов, и во время одной из этих миссий он повредил британский эсминец.
Hans Lody находился в ремонте на протяжении большей части Норвежской кампании и был переведен во Францию в конце 1940 года, где участвовал в нескольких боях с британскими кораблями, повредив еще один эсминец. Корабль вернулся в Германию в конце 1940 года для ремонта и был переведен в Норвегию в июне 1941 года в рамках подготовки к операции «Барбаросса» — вторжению Германии в Советский Союз. Ганс Лоди провел некоторое время в начале кампании, проводя патрулирование против судоходства в советских водах, но в целом это было безрезультатно. она сопровождала несколько немецких конвоев в Арктике Позже в том же году , а в сентябре вернулась в Германию для ремонта техники.
Корабль вернулся в Норвегию в середине 1942 года, но был сильно поврежден, когда сел на мель в июле, и вернулся только в апреле 1943 года. Ганс Лоди участвовал в немецкой атаке ( операция «Цитронелла» ) на норвежский остров Шпицберген , значительно севернее Северный полярный круг , а затем провел следующие шесть месяцев в качестве конвоя на юге Норвегии. В апреле 1944 года корабль начал длительный ремонт и в следующем году не работал. Апрель 1945 года она провела, сопровождая конвои в водах Дании, а в мае совершила один рейс для спасения беженцев в Восточной Пруссии. «Ганс Лоди» был направлен в Королевский флот После войны и использовался как учебный корабль , а затем как казарменный корабль, прежде чем в 1949 году был разобран на металлолом .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Z10 Hans Lody имел общую длину 114 метров (374 фута 0 дюймов) 119 метров (390 футов 5 дюймов) и длину по ватерлинии . Корабль имел ширину 11,30 метра (37 футов 1 дюйм) и максимальную осадку 4,23 метра (13 футов 11 дюймов). Его водоизмещение 2171 длинная тонна (2206 т) при стандартной загрузке и 3110 длинных тонн (3160 т) при глубокой загрузке . Две паровые турбины с зубчатой передачей Вагнера , каждая из которых приводит в движение один гребной вал , были спроектированы для производства 70 000 лошадиных сил (51 000 кВт ; 69 000 л.с. Вагнера высокого давления ) с использованием пара, подаваемого шестью котлами . Корабль имел расчетную скорость 36 узлов (67 км/ч ; 41 миль в час ). [ 1 ] он достиг максимальной скорости 37,8 узла при мощности 65 000 л.с. (48 000 кВт) и во время ходовых испытаний . [ 2 ] Ганс Лоди перевозил максимум 752 метрических тонны (740 длинных тонн) мазута , что должно было обеспечить дальность полета 4400 морских миль (8100 км; 5100 миль) при скорости 19 узлов (35 км / ч; 22 мили в час). , но корабль оказался тяжелым в эксплуатации, и 30% топлива пришлось оставить в качестве балласта на корабле. [ 3 ] Эффективная дальность полета оказалась всего 1530 морских миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов. [ 4 ] Экипаж насчитывал 10 офицеров и 315 рядовых, а также еще четыре офицера и 19 рядовых, если он служил флотилии флагманом . [ 1 ]
Корабль нес пять 12,7-сантиметровых (5 дюймов) орудий SK C/34 в одиночных установках с орудийными щитками , по два наложенных друг на друга , в носовой и кормовой части. Пятое орудие размещалось на кормовой надстройке . Ее зенитное вооружение состояло из четырех 3,7-сантиметровых (1,5 дюйма) орудий SK C/30 в двух спаренных установках рядом с задней воронкой и шести 2-сантиметровых (0,8 дюйма) орудий C/30 в одиночных установках. Ганс Лоди нес восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) в двух механических установках. Для каждой установки предусматривалась пара торпед перезарядки. [ 1 ] [ 5 ] Четыре метателя глубинных бомб устанавливались по бортам задней рубки и дополнялись шестью стойками для отдельных глубинных бомб по бокам кормы. Глубинных бомб было достаточно для двух или четырех схем по 16 зарядов в каждой. [ 6 ] На задней палубе могли быть установлены минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла 60 мин . [ 1 ] была установлена система пассивных гидрофонов, обозначенная как «GHG» ( Gruppenhorchgerät Для обнаружения подводных лодок ) , а система S-Gerät активная гидролокационная должна была быть установлена в феврале 1940 года. [ 7 ]
За время войны легкое зенитное вооружение корабля несколько раз усиливалось. В 1941 году улучшенные 2-см орудия C/38 заменили исходные орудия C/30 и были добавлены три дополнительных орудия. Два орудия на кормовой палубе укрытия были в какой-то момент заменены одной 2-сантиметровой счетверенной установкой Flakvierling , вероятно, в 1942 году. Во время ремонта в 1944–45 годах Ганс Лоди получил модернизированную зенитную систему «Барбара», в которой все ее существующие 3,7-см и большая часть ее 2-см орудий были заменены. Она сохранила установку Flakvierling , а остальная часть ее зенитного вооружения теперь состояла из семи спаренных 3,7-см установок SK M/42 и трех спаренных 2-см установок. [ 8 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Z10 Ганс Лоди , названный в честь военно-морского резервиста Карла Ганса Лоди, казненного британцами как шпион во время Первой мировой войны. [ 2 ] был заказан 4 августа 1934 года и заложен на верфи Germaniawerft , Киль , 1 апреля 1935 года под заводским номером G536. Спущен на воду 14 мая 1936 года и завершен 13 сентября 1938 года. [ 9 ] После завершения строительства эсминец был приписан к 8-й дивизии эсминцев ( 8. Zerstörerdivision ) и участвовал в праздновании возвращения Легиона Кондор 30 мая 1939 года под командованием своего первого командира, лейтенант-коммандера ( Korvettenkapitän ) Карла-Йеско фон Путткамера . [ 2 ]
Когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, Ганс Лоди первоначально была направлена на Балтику для действий против польского флота и обеспечения блокады Польши, но вскоре ее перевели в Немецкую бухту , где она присоединилась к своим сестрам для установки оборонительных минных полей. [ 10 ] 4 сентября при загрузке мин одна из них взорвалась на борту «Ганса Лоди» , в результате чего двое членов экипажа погибли, шестеро получили ранения, а также слегка повредилась корма корабля. [ 11 ] Позже корабль патрулировал Скагеррак для проверки нейтральных судов на предмет контрабанды, потеряв одного человека за бортом и троих ранив во время шторма в конце октября. [ 2 ] В ночь с 18 на 19 ноября командующий фрегаттенкапитаном » возглавил Эрих Бей на своем флагманском корабле Z15 «Эрих Штайнбринк Z16 «Фридрих Эккольдт» и Ганс Лоди при установке минного поля у устья Хамбера , которое унесло еще семь кораблей водоизмещением 38 710 валовых регистровых тонн ( GRT), в том числе польский океанский лайнер MS Piłsudski. [ 12 ] на сумму 14 294 брт. [ 13 ]
Бей, теперь использующий Ганса Лоди в качестве своего флагмана, утром 6 декабря покинул порт вместе с Z12 Эрихом Гизе и Z11 Берндом фон Арнимом , чтобы установить минное поле у Кромера . У последнего корабля были серьезные проблемы с котлом, и ему было приказано вернуться в порт ближе к вечеру, в то время как два других продолжили свою миссию. [ 14 ] Они заметили несколько затемненных кораблей по мере приближения к месту назначения, в том числе эсминцы HMS Juno и HMS Jersey , но не были замечены в ответ. Когда два немецких эсминца отошли после установки мин, они снова заметили два британских эсминца на расстоянии 8000 метров (8700 ярдов) и приблизились для атаки. Когда дальность упала до 4600 метров (5000 ярдов), Лоди выпустил три торпеды по Юноне , ведущему британскому кораблю, а Гизе выпустил четыре по Джерси . Ни одна из Лоди торпед не поразила цель, но одна из Гизе торпед поразила Джерси рядом с ее кормовой торпедной установкой. [ 15 ] Торпеда взорвалась в топливном баке и вызвала крупный пожар. Ни один британский корабль не заметил немецких эсминцев, и они продолжили путь, а Юнона повернулась, чтобы помочь своей сестре. [ 16 ] На этом минном поле были потоплены два британских корабля общим водоизмещением 5286 брт. [ 17 ] Ганс Лоди начал ремонт в Везермюнде 9 декабря, который завершился только 22 мая 1940 года. [ 18 ]

В июне Хансу Лоди было поручено сопровождать линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , а также тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» в ходе операции «Юнона» , запланированной атаки на Харстад , Норвегия, чтобы ослабить давление на немецкий гарнизон в Нарвике . 8 июня корабли совершили боевой вылет и потопили военный транспорт «Орама» , нефтяной танкер «Ойл Пионер» и тральщик « Джунипер », направлявшиеся в путь; Ханс Лоди нанес удар по первым двум из них. Немецкий командующий адмирал Вильгельм Маршал затем приказал « Адмиралу Хипперу» и всем четырем эсминцам из-за плохой погоды отправиться в Тронхейм, куда они прибыли утром 9 июня. Два линкора продолжили боевой вылет и потопили авианосец «Глориус» и два сопровождающих его эсминца, хотя «Шарнхорст» был сильно поврежден торпедой эсминца «Акаста» в бою. Линкор сопровождали домой Ганс Лоди и ее сестры Штайнбринк и Z7 Герман Шеманн для ремонта. [ 19 ] Эсминец получил легкие повреждения во время воздушного налета 13 июня, но через неделю вернулся в строй. Она вернулась в Норвегию как раз вовремя, чтобы прикрыть искалеченный «Гнейзенау» , когда она вернулась в Киль 25 июля, по пути потерпев незначительное столкновение с линкором. [ 18 ]
Ганс Лоди перебрался во Францию 9 сентября для подготовки к операции «Морской лев» — запланированному вторжению в Великобританию. [ 18 ] Базирующийся сейчас в Бресте , корабль помогал ставить минное поле в заливе Фалмут в ночь с 28 на 29 сентября. На этом минном поле было потоплено пять кораблей общим водоизмещением всего 2026 брт. [ 20 ] Во время воздушного налета Королевских ВВС на Брест 10 октября Ханс Лоди был легко поврежден осколками бомбы и обстрелом , в результате чего во время атаки два члена экипажа были убиты и семь ранены. [ 18 ] Бей возглавил Ганса Лоди и четыре других эсминца во время вылазки на юго-западные подходы 17 октября и был перехвачен британскими силами в составе двух легких крейсеров и пяти эсминцев. Британцы открыли огонь с предельной дистанции и были вынуждены отойти от дальних торпедных залпов и атак бомбардировщиков Люфтваффе, не поразив ни одного немецкого корабля. В ночь с 24 на 25 ноября « Ганс Лоди» и эсминцы Z4 «Ричард Бейтцен» и Z20 «Карл Гальстер» вышли из Бреста и направились в район Края Земли . По пути они встретили несколько рыболовных судов к юго-западу от Волчьей скалы и открыли по ним артиллерийский огонь, но без особого эффекта. Затем немецкие корабли заметили небольшой конвой, потопили один из трех торговых судов и повредили другой. Вспышка орудий насторожила пять эсминцев 5-й британской флотилии эсминцев , но до рассвета им не удалось перехватить немецкие эсминцы. Три ночи спустя немецкие корабли снова вышли в тот же район. Они встретили два буксира. и баржу , но потопил только одну из первых и баржу общим водоизмещением 424 брт. На этот раз 5-я флотилия эсминцев смогла перехватить около 06:30 29 ноября. Немцы открыли огонь первыми, каждый эсминец выпустил по четыре торпеды, из которых только две торпеды Ханса Лоди поразили цель, HMS Javelin . Торпеды попали в оба конца корабля и оторвали его нос и корму, но британцы смогли отбуксировать его домой. Ганс Лоди во время боя был ранен двумя 2-фунтовыми (40-мм) снарядами, но не пострадал. [ 21 ] Корабль вернулся домой 5 декабря для ремонта в Везермюнде, который длился до апреля 1941 года. [ 18 ]
1941–1942
[ редактировать ]Она была одним из эскортов линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» от мыса Аркона до Тронхейма 19–22 мая, когда они выходили в Северную Атлантику. [ 18 ] В следующем месяце Ганс Лоди сопровождал тяжелый крейсер «Лютцов» из Киля в Норвегию, когда последний корабль пытался прорвать британскую блокаду. Несколько самолетов «Бристоль Бофорт» заметили Лютцов и ее эскорт в пути, а одному удалось застать врасплох корабли и торпедировать крейсер рано утром 13 июня, что вынудило его вернуться в Германию для ремонта. [ 22 ] Затем в июле Z10 Hans Lody был отправлен в Киркенес , Норвегия. [ 18 ] Теперь входящий в состав 6-й флотилии эсминцев ( 6. Zerstörerflottille ), он участвовал в вылазке 12–13 июля, в ходе которой были потоплены два небольших советских корабля, израсходовав 80% их боеприпасов. Ее участие в очередном боевом вылете 22 июля пришлось отменить из-за проблем с конденсатором. Когда 29 июля британские авианосцы «Викториус» и «Фьюриос» атаковали Петсамо и Киркенес, эсминцы находились далеко на востоке и не смогли догнать британские корабли до того, как они покинут этот район. 9 августа немецкие эсминцы вошли в Кольский залив, где потопили один небольшой советский сторожевой корабль. Флотилии теперь было поручено сопровождать конвои между Тромсё и Киркенесом; Во время одной из таких миссий подводная лодка «Трайдент», потопила два десантных грузовых корабля «Баия Лаура» и «Донау II» несмотря на эсминцы, . Ганс Лоди без особого эффекта безуспешно атаковал «Трайдент» и спас 38 выживших с двух кораблей. 27 сентября корабль отправился в Германию для ремонта котлов. [ 23 ]
После завершения ремонта он прикрывал Лютцов во время путешествия в Тронхейм 15–20 мая 1942 года и заложил минное поле в Скаггераке по пути . Ганс Лоди был поврежден, когда клапан остался открытым и в начале июня затопил машинное отделение правого борта , и на ремонт потребовалось две недели. Он был одним из четырех эсминцев, которым было поручено сопровождать линкор «Тирпиц» во время операции «Рёссельспрунг» ( «Ход коня» ) — атаки на направлявшийся в Россию конвой PQ 17 . Корабли вышли из Тронхейма 2 июля для первого этапа операции, хотя три эсминца, в том числе «Ганс Лоди» , приписанные к Тирпица эскорту , сели на мель в темноте и сильном тумане и были вынуждены вернуться в порт для ремонта. После временного ремонта 25 июля его отбуксировали обратно в Киль для капитального ремонта. Три дня спустя корабли были безрезультатно атакованы тремя торпедоносцами «Бофорт» . Корветтенкапитан Карл-Адольф Ценкер принял командование в августе. Верфь оценила время ремонта «Ганса Лоди» в шесть месяцев или более, и Кригсмарине серьезно рассмотрела вопрос о выводе ее из эксплуатации как нерентабельный ремонт, но все равно ее уговорили отремонтировать. [ 24 ]
1943–1949
[ редактировать ]К 1943 году корабль получил FuMO 21. [ Примечание 1 ] поисковый радар . Во время ходовых испытаний 15 февраля 1943 г. в машинном отделении вспыхнул пожар; ремонт не был завершен до 22 апреля, после чего корабль вернулся в Норвегию. В сентябре корабль участвовал в операции «Цитронелла» , переправляя войска 349-го гренадерского полка ( Grenadier-Regiment ) 230-й пехотной дивизии для уничтожения норвежских объектов на острове Шпицберген вместе с «Тирпицем» и линкором «Шарнхорст» в сопровождении восьми других эсминцев. Несмотря на успех, операция в первую очередь была призвана поднять боевой дух кораблей, дислоцированных в Арктике, когда нехватка топлива ограничила их деятельность, и пять недель спустя союзники восстановили базы. Ганс Лоди и ее сестры затем провели следующие шесть месяцев на юге Норвегии, устанавливая минные поля у входа в Скаггерак и сопровождая конвои в Норвегию и обратно. В конце апреля 1944 года его отправили в Киль для длительного ремонта, который длился до февраля 1945 года. Где-то в 1944 году на корабле заменили радар на FuMO 24 Поисковый радар и ее фок-мачта были переоборудованы в форму стойки ворот , чтобы позволить антенне размером 6 на 2 метра (19,7 футов × 6,6 футов) полностью вращаться. Радар FuMO 63 K Hohentwiel заменил прожектор на платформе за задней трубой . После отработки 5 апреля кораблю было поручено сопровождение конвоя в Скаггераке. Месяц спустя Ганс Лоди покинул Копенгаген, чтобы погрузить беженцев на полуостров Хела в Восточной Пруссии ; Когда она вернулась 7 мая, на ее борту находилось около 1500 человек. На следующий день корабль отплыл в Киль и был выведен из эксплуатации 9 мая. [ 25 ]
На следующий день Королевский флот взял над ним контроль и отправил его в Вильгельмсхафен , где он ждал, пока союзники примут решение о расположении захваченных кораблей. Он был направлен в Великобританию в конце 1945 года и прибыл в Портсмут 7 января 1946 года, где ему был присвоен номер вымпела R38, позже H40. Первоначально корабль использовался для ознакомления британцев с его котлами высокого давления до октября, когда он использовался в качестве жилого корабля в Саутгемптоне. Ханс Лоди прибыл в Сандерленд на буксире 17 июля 1949 года, чтобы разобрать его. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Радиопеленгатор , активная дальность.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гренер, с. 199
- ^ Jump up to: а б с д Куп и Шмолке, с. 89
- ^ Уитли, с. 18
- ^ Куп и Шмолке, с. 26
- ^ Уитли, с. 68
- ^ Уитли, с. 215
- ^ Уитли, стр. 71–72.
- ^ Уитли, стр. 73–74.
- ^ Уитли, с. 204
- ^ Ровер, стр. 2–3.
- ^ Уитли, с. 84
- ^ Эрвье, с. 112
- ^ Уитли, с. 86
- ^ Уитли, стр. 89–90.
- ^ Эрвье, стр. 112–13
- ^ Уитли, с. 90
- ^ Ровер, стр. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Куп и Шмолке, с. 90
- ^ Ровер, с. 26; Уитли, стр. 105–06.
- ^ Уитли, стр. 106–07.
- ^ Уитли, стр. 107–14.
- ^ Уитли, стр. 122–24.
- ^ Уитли, стр. 124–29.
- ^ Куп и Шмолке, с. 90; Ровер, с. 147; Уитли, стр. 139–42.
- ^ Грёнер, с. 200; Куп и Шмолке, стр. 40, 90; Уитли, стр. 167, 169–170.
- ^ Уитли, стр. 191–192.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Эрвье, Пьер (1980). «Операции по постановке мин немецких эсминцев у побережья Англии (1940–1941)». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль . Том. IV. Гринвич, Англия: Conway Maritime Press. стр. 110–116. ISBN 0-87021-979-0 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2003). мировой войны Немецкие эсминцы Второй Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-307-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]