Jump to content

Операция Цитронелла

Координаты : 78 ° 54' с.ш., 18 ° 01' в.д.  /  78,900 ° с.ш., 18,017 ° в.д.  / 78,900; 18.017

Операция Цитронелла
Часть Арктической кампании Второй мировой войны.

Карта Шпицбергена со Шпицбергеном на западе красным цветом
Дата 8 сентября 1943 г.
Расположение 78 ° 54' с.ш., 18 ° 01' в.д.  /  78,900 ° с.ш., 18,017 ° в.д.  / 78,900; 18.017
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Германия Норвегия Свободная Норвегия
Командиры и лидеры
Фридрих Хюффмайер Мортен Бредсдорф ( военнопленный )
Тронд Аструп Вигтель
Сила
2 линкора
9 эсминцев
1 батальон крепостной пехоты
152 солдата
2 береговые пушки
2 зенитных орудия
Жертвы и потери
2 погибших (один казнен, один умер от ран)
15 раненых
6 убитых
31 ( военнопленный )

Операция Цитронелла , также известная как Unternehmen Sizilien Операция ) , представляла собой восьмичасовой немецкий рейд на Шпицберген на архипелаге Шпицберген 8 сентября Сицилия ( года 1943 . подплыл к архипелагу, обстрелял оккупированные союзниками поселения в Исфьорде и прикрыл десант. Шесть норвежцев были убиты и 31 взят в плен; шестнадцать немцев были ранены, один умер от ран.

Шпицберген

[ редактировать ]

Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане , в 650 милях (1050 км) от Северного полюса и на таком же расстоянии от Норвегии на юге. Острова гористые, с постоянно покрытыми снегом вершинами, некоторые покрыты льдом; На дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин встречаются редкие речные террасы. Зимой острова покрываются снегом, а заливы покрываются льдом. На западе остров Шпицберген имеет несколько больших фьордов вдоль западного побережья; Исфьорд имеет ширину до 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду , и летом море освобождается ото льда. В 1940-х годах существовали поселения в Лонгйирбиене (Лонгйир-Таун) и Баренцбурге , в заливах вдоль южного берега Ис-фьорда, в Кингс-Бэй (Куэйд-Хок) дальше на север вдоль побережья и в Ван-Мийен-фьорде на юге. [ 1 ]

Поселения привлекали колонистов из многих мест; договор 1920 года нейтрализовал острова и признал права стран-участниц на добычу полезных ископаемых и рыболовство. До 1939 года население насчитывало около 3000 человек, в основном норвежских и советских рабочих горнодобывающей промышленности. Шахты были связаны с берегом воздушными канатными дорогами или рельсами, а сброшенный зимой уголь после летней оттепели собирался на кораблях. К 1939 году производство составляло около 500 000 длинных тонн (510 000 т) в год, которое было разделено между Норвегией и СССР . [ 1 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Топографическая карта Шпицбергена (с увеличением)

Во время Второй мировой войны архипелаг Шпицберген был ареной нескольких военных операций. В августе 1941 года британские, канадские и Свободные норвежские войска высадились на Шпицбергене во время операции «Перчатка», чтобы уничтожить угольную промышленность, связанное с ней оборудование и запасы. Никаких попыток создать гарнизон предпринято не было, а гражданское население было эвакуировано. [ 2 ] Германия создала пилотируемые метеорологические станции в Арктике для улучшения прогнозов погоды, что жизненно важно для войны против союзников конвоев из Великобритании в СССР. [ 3 ] Доктор Эрих Этьен , бывший полярный исследователь, командовал операцией по установке на островах пилотируемой станции. Залив Адвент ( Адвент-фьорден ) был выбран из-за его широкой долины, более безопасного подхода и площадки для посадки самолетов. Почва из аллювиального гравия была приемлемой для взлетно-посадочной полосы, а юго-восточная ориентация возвышенности не препятствовала беспроводной связи с Банаком в Норвегии; поселение Лонгйирбюен находилось неподалеку. Объект получил кодовое название Бансо (от Банака и Шпицбергена Ойя), а 25 сентября начались переправы людей, оборудования и припасов. [ 4 ]

Британцы следили за событиями от Блетчли-Парка до Ультра , четыре британских тральщика были направлены на расследование и 19 октября достигли Исфьорда. Экипаж самолета Wettererkundungsstaffel Wekusta 5 заметил корабли, и тридцать человек в Адвент-фьорде быстро были доставлены в безопасное место с помощью самолета и двух транспортных самолетов Junkers Ju 52 . Когда прибыли британцы, Адвент-фьорд был пуст, но некоторые кодовые книги удалось восстановить; немцы вернулись после ухода кораблей. Доктор Альбрехт Молль и трое мужчин прибыли, чтобы провести зиму 1941–1942 годов, передавая сводки погоды. [ 5 ] 29 октября 1941 года Ганс Кноспель и пять метеорологов были размещены Кригсмарине в Сигнехамне , небольшой бухте на Лиллиехёк-фьорде , ответвлении Кросс-фьорда на северо-западе Шпицбергена. [ 5 ] Автоматическая метеостанция ( Kröte ) с термометром, барометром, передатчиком и батареями прибыла в Банак, чтобы ее доставили самолетом в Бансо , а группу Молла вернули обратно. Благоприятная погода продолжалась до 12 мая; Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 были отправлены с припасами и техническим персоналом для установки Kröte . [ 6 ] В апреле 1942 года операция «Фритам» — высадка норвежских войск в Баренцбурге для оккупации островов — закончилась катастрофой, но к лету 1943 года более поздние операции союзников «Гирбокс» и «Гирбокс II» обеспечили союзникам контроль над островами. [ 3 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Военно-морской

[ редактировать ]

Кригсмарине приняло решение эвакуировать метеостанцию ​​Кноспе летом 1942 года, поскольку безледный сезон сделал ее уязвимой для атак союзников. Подводной лодке U-435 ( капитанлейтенант Зигфрид Стрелов ) было приказано вернуть шестерых человек. 23 августа 1942 года Стрелов без вмешательства союзников поднялся на борт отряда в Эбельтофтхамне в Кроссфьорде на полуострове Митра и 31 августа прибыл в Нарвик. [ 7 ] После замены гросс-адмирала (гросс-адмирала) Эриха Редера Карлом Дёницем в январе 1943 года порядок командования в северных водах был изменен. Должности флаг-офицера «Северных вод» в Нарвике были объединены с группой «Север», в результате чего командующий немецкими кораблями в Альте-фьорде оказался под командованием генерал-адмирала Отто Шнивинда в Киле. Дёниц убедил Гитлера не утилизировать надводный флот и строил планы продемонстрировать ценность кораблей и поднять боевой дух экипажей. [ 8 ]

Немецкие планы

[ редактировать ]
Тирпиц в Альте-фьорде

Линкоры ( «Тирпиц» Kapitän zur See (KzS) Hans Karl Meyer) и «Шарнхорст» (KzS Friedrich Hüffmeier) и девять эсминцев 4-й (KzS Rolf Yogannesson), 5-й (KzS Max-Eckart Wolff) и 6-й (KzS Friedrich Kothe) флотилий эсминцев. вместе с эсминцами типа «Нарвик» Z27 , Z29 , Z30 , Z31 , Z33 и Z15 «Эрих Штайнбринк» , Z20 «Карл Гальстер» , Z6 «Теодор Ридель» и Z10 «Ганс Лоди » погрузился на борт батальон 349-го гренадерского полка 230-й пехотной дивизии . Корабли отплыли на Шпицберген 6 сентября. [ 8 ] Тирпиц возглавлял «Шарнхорст» , Карл Гальстер , Теодор Ридель и Ганс Лоди обеспечивали противолодочный прикрытие впереди, Эрих Штайнбринк , Z27 и Z30 — по правому борту, а Z29 , Z31 и Z33 — по левому, когда корабли проплывали мимо Стьернсундета. К 8:00 утра 7 сентября отряд был на полпути к Медвежьему острову. Вечером было получено сообщение о том, что британский самолет-разведчик пролетел над Альте-фьордом в 16:45, когда корабли находились всего в 400 км (250 миль) от Шпицбергена, а британцы находились на расстоянии пятидесяти часов даже на полной скорости. [ 9 ]

Действие

[ редактировать ]

В 3 часа ночи 8 сентября «Шарнхорст » и 5-я и 6-я флотилии эсминцев высадили десант в бухте Адвент, а «Тирпиц» и 4-я флотилия отплыли в Баренцбург, причем Тирпиц в качестве уловки летел под белым флагом. [ 10 ] Незадолго до того, как корабли открыли огонь, корабли перехватили радиосообщение из Грёнфьорда о прибытии трех крейсеров и семи эсминцев; Тирпиц начал глушить частоту, но не смог определить, заблокировано ли сообщение. В 4 часа утра ответ из Рейкьявика показал, что сообщение было получено, и Тирпиц заставил передатчик замолчать снарядами из его основного вооружения. [ 11 ] При поддержке огня восьми 15-дюймовых орудий « Тирпица» в Баренцбурге (пятьдесят два 15-дюймовых и восемьдесят два 5,9-дюймовых снаряда) и девяти 11-дюймовых орудий « Шарнхорста» в Лонгйирбюене против двух 3-дюймовых орудий из защитников эсминцы высадили батальон крепостных войск. [ 10 ] Норвежские орудия были выведены из строя, а угольные отвалы, запасы продовольствия, генераторы воды и электроэнергии были уничтожены. [ 12 ] Когда Z29 , Z31 и Z33 маневрировали в Грён-фьорде , чтобы высадить десант в Баренцбурге, они проплыли перед Тирпицем , и артиллеристы двух 40-мм орудий Бофорса воспользовались преимуществом и произвели около 150 выстрелов по эсминцам, которые отошли в сторону, Тирпицу давая чистое поле обстрела. Z29 и Z33 были повреждены, а Z33 пришлось взять на буксир. Залп из двенадцати снарядов заставил замолчать орудия Бофорса. «Тирпиц» обстрелял из своих главных орудий угольную шахту в Хироддене и поджег ее. Сообщение от Z29 побудило Тирпица плыть дальше в Грён-фьорд, выстрелить еще двадцать снарядов и в 5:00 утра Йоханнессон сообщил, что войска высадились, как и планировалось. [ 13 ]

Шарнхорст сфотографирован в море

Выжившие норвежцы бежали во внутренние районы, используя пылающую угольную свалку в качестве прикрытия, когда десант захватывал объекты в Баренцбурге. Куммец опасался беспроводного сообщения, отправленного норвежцами, на случай, если Флот Метрополии уже был в море и хотел, чтобы пехота вернулась на борт его кораблей к 11:00. Шарнхорст отплыл дальше в Исфьорд в Лонгйир и сообщил об этом в 5:12. что норвежцы были захвачены. В 7:00 командир пехоты полковник Вендте доложил, что снос будет завершен к 8:00. снова высадили десант, пленных После методической бомбардировки немецкие корабли к 11:00 и отправили в В море Тирпиц выпустил еще восемь снарядов по складам боеприпасов и горючего недалеко от Баренцбурга. Возвращение последнего из гидросамолетов привело к задержке Тирпица до 12:00 , а затем немецкие корабли ушли на скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). [ 14 ] Норвежцы отремонтировали свою радиосвязь и получили отчет о наблюдении, в результате чего Флот метрополии отплыл из Скапа-Флоу, но слишком поздно, чтобы перехватить немецкие корабли, которые достигли порта 9 сентября. [ 15 ]

Последствия

[ редактировать ]
Arado Ar 196 того же типа, что и Тирпиц.

Unternehmen Zitronella/Sizilien имел определенный успех; это не принесло никакой долгосрочной выгоды, поскольку союзники быстро повторно оккупировали остров Шпицберген. 19 октября крейсер USS Tuscaloosa прибыл в Баренцбург с помощью и подкреплениями для норвежского гарнизона. [ 16 ] Сэмюэл Элиот Морисон , официальный историк ВМС США, охарактеризовал «Цитронеллу» как политический шаг со стороны Кригсмарине , призванный показать Гитлеру, что немецкий надводный флот имеет некоторую ценность. Морисон счел усилия непропорциональными результатам, предположив, что тех же целей можно было достичь проще. [ 17 ] В 2013 году Никлас Зеттерлинг и Майкл Тамеландер назвали операцию незначительной, если не считать полезной подготовки экипажей. [ 18 ]

Шестнадцать немецких моряков были ранены, один скончался от ран и шесть норвежцев были убиты. [ 19 ] Капитан Мортен Бредсдорф и тридцать пленных были отправлены в Офлаг XXI-C в Шильдберге (ныне Остшешув ) в Рейхсгау Вартеланд в бывшем государстве Польша , присоединившись к норвежским офицерам. 1089 интернированным там [ 20 ] Немецкий старший матрос с эсминца предстал перед военным трибуналом и приговорен к смертной казни за трусость (он спрятался на своем корабле, а не сопровождал войска на берег) и был казнен на юте « Шарнхорста» . Этот эпизод, а также спор по поводу медалей, когда экипаж «Шарнхорста» получил всего 160 Железных крестов против 400 у экипажа «Тирпица» , усугубил плохие отношения между экипажами. [ 21 ]

Последующие операции

[ редактировать ]

Под прикрытием атаки люфтваффе метеостанцию установили на острове Хопен . (Изолированные на несколько месяцев после капитуляции Германии в мае 1945 года, летчики на острове Хопен сдались в сентябре 1945 года капитану норвежского рыболовного судна.) [ 22 ] Британо-советское нападение на Тирпиц и Шарнхорст в Альтафьорде готовилось, когда корабли направлялись на Шпицберген. из Летающей лодке Catalina 190 -й эскадрильи , базирующейся в Саллом-Во на Шетландских островах в Шотландии , было приказано провести разведку Ис-фьорда, и она взлетела в 17:00. Экипаж должен был полететь на Шпицберген, а затем на юг к точке у норвежского побережья. , повернув на восток, чтобы выйти на берег в Мурманске . Если немецкие корабли были замечены, экипаж «Каталины» должен был следить за кораблями до тех пор, пока они не будут сбиты или не будет достигнут разумный предел выносливости (PLE), а затем лететь в Грасную на Кольском заливе . «Каталина» была заполнена топливом и оставила после себя глубинные бомбы . [ 23 ]

«Каталина» долетела до Сёркаппа , затем направилась вдоль западного побережья к Исфьорду и искала признаки жизни в районе Капп-Линне , Баренстбурга, Грин-Харбора, Груманта и Лонгйирбюена, фотографируя и обнаруживая только разрушенные здания и дым от пожаров, устроенных немцами. (Позже авиаторы узнали, что выживший на холмах услышал их и побежал к берегу, но его не видели.) «Каталину» направили в сторону Норвегии по ожидаемому маршруту немецких кораблей, предполагая, что они направлялись к Альта-фьорду. В море было замечено немного нефти, а высоко в воздухе был замечен Ju 88, летевший в другую сторону, но кораблей не было. «Каталина» приземлилась, как и планировалось, и экипажу сказали, что полет осуществляется в поддержку операции «Источник» атаки X-Craft (маленькой подводной лодки) на корабли; их разведывательные фотографии должны были быть отправлены самолетом в Великобританию для ознакомления. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Френч, Дж. (2013). Дайер, А. (ред.). Каталина над Северным Ледовитым океаном: противолодочные и спасательные полеты во Второй мировой войне . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN  978-1-78159-053-9 .
  • Кингтон, Дж.А.; Селинджер, Ф. (2006). Векуста: Подразделения и операции метеорологической разведки Люфтваффе, 1938–1945 гг . Оттрингем, Э. Йоркс: Публикации бортовых самописцев. ISBN  978-0-9545605-8-4 .
  • Морисон, SE (1956). Победа в битве за Атлантику, май 1943 – май 1945 года . История военно-морских операций США во Второй мировой войне . Том. X (изд. онлайн-сканирования). Бостон, Массачусетс: Little, Brown and Co. OCLC   59074150 . Проверено 23 апреля 2018 г.
  • Роскилл, Юго-Запад (1960). Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Наступление, часть I: 1 июня 1943 г. – 31 мая 1944 г. История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC   570500225 .
  • Шиоц, Эли (2007). Офицер и военнопленный: норвежские офицеры в немецком военном плену: из полковника Джона Шиотца дневника (на норвежском языке) (1-е изд.). Подвал: издательство «Генезис». ISBN  978-82-476-0336-9 .
  • Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (2005). Арктические летчики: Королевские ВВС на Шпицбергене и на севере России, 1942 г. (2-е изд.). Лондон: В. Кимбер. ISBN  978-1-86227-291-0 .
  • Стейси, CP (2008) [1956]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (онлайн-сканирование, Министерство национальной обороны, Управление истории и наследия, ред.). Оттава: Полномочия министра национальной обороны. OCLC   317352934 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
  • Свитман, Дж. (2004). Тирпиц: Охота на зверя: Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44 (2-е изд. ПБК). Страуд: Историческая пресса. ISBN  978-0-7509-3755-9 .
  • Умбрейт, Андреас (2009). Шпицберген, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Ян Мейен (4-е изд.). Чалфонт-Сент-Питер: Путеводители Брэдта. ISBN  978-1-84162-240-8 .
  • Винтон, Дж. (1984). Гибель Шарнхорста . Лондон: Книги Пантеры. ISBN  0-586-06207-6 .
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .
  • Вудворд, Д. (1953). «Тирпиц» и битва за Северную Атлантику . Книги Беркли (онлайн-сканирование под ред.). Нью-Йорк: Книги Беркли. OCLC   878500849 .
  • Зеттерлинг, Н.; Тамеландер, М. (2013) [2011]. Тирпиц: Жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии (переиздание pbk.). Филадельфия, Пенсильвания: Каземанте. ISBN  978-1-61200-198-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Торкильдсен, Торбьёрн (1998). Шпицберген: Наша самая северная Норвегия [ Шпицберген: Наша самая северная Норвегия ] (на норвежском языке) (3-е изд.). Осло: Ашехуг и Норвежское общество Шпицбергена. ISBN  978-82-03-22224-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eb1c343eb7a474b962757e49f0c5e2bd__1720983120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/bd/eb1c343eb7a474b962757e49f0c5e2bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Zitronella - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)