Операция Цитронелла
Операция Цитронелла | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Арктической кампании Второй мировой войны. | |||||||
![]() Карта Шпицбергена со Шпицбергеном на западе красным цветом | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Фридрих Хюффмайер |
Мортен Бредсдорф ( военнопленный ) Тронд Аструп Вигтель † | ||||||
Сила | |||||||
2 линкора 9 эсминцев 1 батальон крепостной пехоты |
152 солдата 2 береговые пушки 2 зенитных орудия | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 погибших (один казнен, один умер от ран) 15 раненых |
6 убитых 31 ( военнопленный ) |
Операция Цитронелла , также известная как Unternehmen Sizilien Операция ) , представляла собой восьмичасовой немецкий рейд на Шпицберген на архипелаге Шпицберген 8 сентября Сицилия ( года 1943 . подплыл к архипелагу, обстрелял оккупированные союзниками поселения в Исфьорде и прикрыл десант. Шесть норвежцев были убиты и 31 взят в плен; шестнадцать немцев были ранены, один умер от ран.
Фон
[ редактировать ]Шпицберген
[ редактировать ]Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане , в 650 милях (1050 км) от Северного полюса и на таком же расстоянии от Норвегии на юге. Острова гористые, с постоянно покрытыми снегом вершинами, некоторые покрыты льдом; На дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин встречаются редкие речные террасы. Зимой острова покрываются снегом, а заливы покрываются льдом. На западе остров Шпицберген имеет несколько больших фьордов вдоль западного побережья; Исфьорд имеет ширину до 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду , и летом море освобождается ото льда. В 1940-х годах существовали поселения в Лонгйирбиене (Лонгйир-Таун) и Баренцбурге , в заливах вдоль южного берега Ис-фьорда, в Кингс-Бэй (Куэйд-Хок) дальше на север вдоль побережья и в Ван-Мийен-фьорде на юге. [ 1 ]
Поселения привлекали колонистов из многих мест; договор 1920 года нейтрализовал острова и признал права стран-участниц на добычу полезных ископаемых и рыболовство. До 1939 года население насчитывало около 3000 человек, в основном норвежских и советских рабочих горнодобывающей промышленности. Шахты были связаны с берегом воздушными канатными дорогами или рельсами, а сброшенный зимой уголь после летней оттепели собирался на кораблях. К 1939 году производство составляло около 500 000 длинных тонн (510 000 т) в год, которое было разделено между Норвегией и СССР . [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Во время Второй мировой войны архипелаг Шпицберген был ареной нескольких военных операций. В августе 1941 года британские, канадские и Свободные норвежские войска высадились на Шпицбергене во время операции «Перчатка», чтобы уничтожить угольную промышленность, связанное с ней оборудование и запасы. Никаких попыток создать гарнизон предпринято не было, а гражданское население было эвакуировано. [ 2 ] Германия создала пилотируемые метеорологические станции в Арктике для улучшения прогнозов погоды, что жизненно важно для войны против союзников конвоев из Великобритании в СССР. [ 3 ] Доктор Эрих Этьен , бывший полярный исследователь, командовал операцией по установке на островах пилотируемой станции. Залив Адвент ( Адвент-фьорден ) был выбран из-за его широкой долины, более безопасного подхода и площадки для посадки самолетов. Почва из аллювиального гравия была приемлемой для взлетно-посадочной полосы, а юго-восточная ориентация возвышенности не препятствовала беспроводной связи с Банаком в Норвегии; поселение Лонгйирбюен находилось неподалеку. Объект получил кодовое название Бансо (от Банака и Шпицбергена Ойя), а 25 сентября начались переправы людей, оборудования и припасов. [ 4 ]
Британцы следили за событиями от Блетчли-Парка до Ультра , четыре британских тральщика были направлены на расследование и 19 октября достигли Исфьорда. Экипаж самолета Wettererkundungsstaffel Wekusta 5 заметил корабли, и тридцать человек в Адвент-фьорде быстро были доставлены в безопасное место с помощью самолета и двух транспортных самолетов Junkers Ju 52 . Когда прибыли британцы, Адвент-фьорд был пуст, но некоторые кодовые книги удалось восстановить; немцы вернулись после ухода кораблей. Доктор Альбрехт Молль и трое мужчин прибыли, чтобы провести зиму 1941–1942 годов, передавая сводки погоды. [ 5 ] 29 октября 1941 года Ганс Кноспель и пять метеорологов были размещены Кригсмарине в Сигнехамне , небольшой бухте на Лиллиехёк-фьорде , ответвлении Кросс-фьорда на северо-западе Шпицбергена. [ 5 ] Автоматическая метеостанция ( Kröte ) с термометром, барометром, передатчиком и батареями прибыла в Банак, чтобы ее доставили самолетом в Бансо , а группу Молла вернули обратно. Благоприятная погода продолжалась до 12 мая; Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 были отправлены с припасами и техническим персоналом для установки Kröte . [ 6 ] В апреле 1942 года операция «Фритам» — высадка норвежских войск в Баренцбурге для оккупации островов — закончилась катастрофой, но к лету 1943 года более поздние операции союзников «Гирбокс» и «Гирбокс II» обеспечили союзникам контроль над островами. [ 3 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Военно-морской
[ редактировать ]Кригсмарине приняло решение эвакуировать метеостанцию Кноспе летом 1942 года, поскольку безледный сезон сделал ее уязвимой для атак союзников. Подводной лодке U-435 ( капитанлейтенант Зигфрид Стрелов ) было приказано вернуть шестерых человек. 23 августа 1942 года Стрелов без вмешательства союзников поднялся на борт отряда в Эбельтофтхамне в Кроссфьорде на полуострове Митра и 31 августа прибыл в Нарвик. [ 7 ] После замены гросс-адмирала (гросс-адмирала) Эриха Редера Карлом Дёницем в январе 1943 года порядок командования в северных водах был изменен. Должности флаг-офицера «Северных вод» в Нарвике были объединены с группой «Север», в результате чего командующий немецкими кораблями в Альте-фьорде оказался под командованием генерал-адмирала Отто Шнивинда в Киле. Дёниц убедил Гитлера не утилизировать надводный флот и строил планы продемонстрировать ценность кораблей и поднять боевой дух экипажей. [ 8 ]
Немецкие планы
[ редактировать ]
Линкоры ( «Тирпиц» Kapitän zur See (KzS) Hans Karl Meyer) и «Шарнхорст» (KzS Friedrich Hüffmeier) и девять эсминцев 4-й (KzS Rolf Yogannesson), 5-й (KzS Max-Eckart Wolff) и 6-й (KzS Friedrich Kothe) флотилий эсминцев. вместе с эсминцами типа «Нарвик» Z27 , Z29 , Z30 , Z31 , Z33 и Z15 «Эрих Штайнбринк» , Z20 «Карл Гальстер» , Z6 «Теодор Ридель» и Z10 «Ганс Лоди » погрузился на борт батальон 349-го гренадерского полка 230-й пехотной дивизии . Корабли отплыли на Шпицберген 6 сентября. [ 8 ] Тирпиц возглавлял «Шарнхорст» , Карл Гальстер , Теодор Ридель и Ганс Лоди обеспечивали противолодочный прикрытие впереди, Эрих Штайнбринк , Z27 и Z30 — по правому борту, а Z29 , Z31 и Z33 — по левому, когда корабли проплывали мимо Стьернсундета. К 8:00 утра 7 сентября отряд был на полпути к Медвежьему острову. Вечером было получено сообщение о том, что британский самолет-разведчик пролетел над Альте-фьордом в 16:45, когда корабли находились всего в 400 км (250 миль) от Шпицбергена, а британцы находились на расстоянии пятидесяти часов даже на полной скорости. [ 9 ]
Действие
[ редактировать ]В 3 часа ночи 8 сентября «Шарнхорст » и 5-я и 6-я флотилии эсминцев высадили десант в бухте Адвент, а «Тирпиц» и 4-я флотилия отплыли в Баренцбург, причем Тирпиц в качестве уловки летел под белым флагом. [ 10 ] Незадолго до того, как корабли открыли огонь, корабли перехватили радиосообщение из Грёнфьорда о прибытии трех крейсеров и семи эсминцев; Тирпиц начал глушить частоту, но не смог определить, заблокировано ли сообщение. В 4 часа утра ответ из Рейкьявика показал, что сообщение было получено, и Тирпиц заставил передатчик замолчать снарядами из его основного вооружения. [ 11 ] При поддержке огня восьми 15-дюймовых орудий « Тирпица» в Баренцбурге (пятьдесят два 15-дюймовых и восемьдесят два 5,9-дюймовых снаряда) и девяти 11-дюймовых орудий « Шарнхорста» в Лонгйирбюене против двух 3-дюймовых орудий из защитников эсминцы высадили батальон крепостных войск. [ 10 ] Норвежские орудия были выведены из строя, а угольные отвалы, запасы продовольствия, генераторы воды и электроэнергии были уничтожены. [ 12 ] Когда Z29 , Z31 и Z33 маневрировали в Грён-фьорде , чтобы высадить десант в Баренцбурге, они проплыли перед Тирпицем , и артиллеристы двух 40-мм орудий Бофорса воспользовались преимуществом и произвели около 150 выстрелов по эсминцам, которые отошли в сторону, Тирпицу давая чистое поле обстрела. Z29 и Z33 были повреждены, а Z33 пришлось взять на буксир. Залп из двенадцати снарядов заставил замолчать орудия Бофорса. «Тирпиц» обстрелял из своих главных орудий угольную шахту в Хироддене и поджег ее. Сообщение от Z29 побудило Тирпица плыть дальше в Грён-фьорд, выстрелить еще двадцать снарядов и в 5:00 утра Йоханнессон сообщил, что войска высадились, как и планировалось. [ 13 ]

Выжившие норвежцы бежали во внутренние районы, используя пылающую угольную свалку в качестве прикрытия, когда десант захватывал объекты в Баренцбурге. Куммец опасался беспроводного сообщения, отправленного норвежцами, на случай, если Флот Метрополии уже был в море и хотел, чтобы пехота вернулась на борт его кораблей к 11:00. Шарнхорст отплыл дальше в Исфьорд в Лонгйир и сообщил об этом в 5:12. что норвежцы были захвачены. В 7:00 командир пехоты полковник Вендте доложил, что снос будет завершен к 8:00. снова высадили десант, пленных После методической бомбардировки немецкие корабли к 11:00 и отправили в В море Тирпиц выпустил еще восемь снарядов по складам боеприпасов и горючего недалеко от Баренцбурга. Возвращение последнего из гидросамолетов привело к задержке Тирпица до 12:00 , а затем немецкие корабли ушли на скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). [ 14 ] Норвежцы отремонтировали свою радиосвязь и получили отчет о наблюдении, в результате чего Флот метрополии отплыл из Скапа-Флоу, но слишком поздно, чтобы перехватить немецкие корабли, которые достигли порта 9 сентября. [ 15 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]
Unternehmen Zitronella/Sizilien имел определенный успех; это не принесло никакой долгосрочной выгоды, поскольку союзники быстро повторно оккупировали остров Шпицберген. 19 октября крейсер USS Tuscaloosa прибыл в Баренцбург с помощью и подкреплениями для норвежского гарнизона. [ 16 ] Сэмюэл Элиот Морисон , официальный историк ВМС США, охарактеризовал «Цитронеллу» как политический шаг со стороны Кригсмарине , призванный показать Гитлеру, что немецкий надводный флот имеет некоторую ценность. Морисон счел усилия непропорциональными результатам, предположив, что тех же целей можно было достичь проще. [ 17 ] В 2013 году Никлас Зеттерлинг и Майкл Тамеландер назвали операцию незначительной, если не считать полезной подготовки экипажей. [ 18 ]
Потери
[ редактировать ]Шестнадцать немецких моряков были ранены, один скончался от ран и шесть норвежцев были убиты. [ 19 ] Капитан Мортен Бредсдорф и тридцать пленных были отправлены в Офлаг XXI-C в Шильдберге (ныне Остшешув ) в Рейхсгау Вартеланд в бывшем государстве Польша , присоединившись к норвежским офицерам. 1089 интернированным там [ 20 ] Немецкий старший матрос с эсминца предстал перед военным трибуналом и приговорен к смертной казни за трусость (он спрятался на своем корабле, а не сопровождал войска на берег) и был казнен на юте « Шарнхорста» . Этот эпизод, а также спор по поводу медалей, когда экипаж «Шарнхорста» получил всего 160 Железных крестов против 400 у экипажа «Тирпица» , усугубил плохие отношения между экипажами. [ 21 ]
Последующие операции
[ редактировать ]Под прикрытием атаки люфтваффе метеостанцию установили на острове Хопен . (Изолированные на несколько месяцев после капитуляции Германии в мае 1945 года, летчики на острове Хопен сдались в сентябре 1945 года капитану норвежского рыболовного судна.) [ 22 ] Британо-советское нападение на Тирпиц и Шарнхорст в Альтафьорде готовилось, когда корабли направлялись на Шпицберген. из Летающей лодке Catalina 190 -й эскадрильи , базирующейся в Саллом-Во на Шетландских островах в Шотландии , было приказано провести разведку Ис-фьорда, и она взлетела в 17:00. Экипаж должен был полететь на Шпицберген, а затем на юг к точке у норвежского побережья. , повернув на восток, чтобы выйти на берег в Мурманске . Если немецкие корабли были замечены, экипаж «Каталины» должен был следить за кораблями до тех пор, пока они не будут сбиты или не будет достигнут разумный предел выносливости (PLE), а затем лететь в Грасную на Кольском заливе . «Каталина» была заполнена топливом и оставила после себя глубинные бомбы . [ 23 ]
«Каталина» долетела до Сёркаппа , затем направилась вдоль западного побережья к Исфьорду и искала признаки жизни в районе Капп-Линне , Баренстбурга, Грин-Харбора, Груманта и Лонгйирбюена, фотографируя и обнаруживая только разрушенные здания и дым от пожаров, устроенных немцами. (Позже авиаторы узнали, что выживший на холмах услышал их и побежал к берегу, но его не видели.) «Каталину» направили в сторону Норвегии по ожидаемому маршруту немецких кораблей, предполагая, что они направлялись к Альта-фьорду. В море было замечено немного нефти, а высоко в воздухе был замечен Ju 88, летевший в другую сторону, но кораблей не было. «Каталина» приземлилась, как и планировалось, и экипажу сказали, что полет осуществляется в поддержку операции «Источник» — атаки X-Craft (маленькой подводной лодки) на корабли; их разведывательные фотографии должны были быть отправлены самолетом в Великобританию для ознакомления. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 61–62.
- ^ Стейси 2008 , с. 306.
- ^ Перейти обратно: а б Кингтон и Селинджер 2006 , стр. 167–168.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 64–67, 95.
- ^ Перейти обратно: а б Шофилд и Несбит 2005 , с. 67.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 96–99.
- ^ Кингтон и Селинджер 2006 , стр. 168.
- ^ Перейти обратно: а б Вудман 2004 , с. 338.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2013 , стр. 209.
- ^ Перейти обратно: а б Свитман 2004 , с. 76.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2013 , стр. 210.
- ^ Вудман 2004 , стр. 338–339.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер, 2013 , стр. 210; Винтон 1984 , стр. 74–75.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2013 , стр. 210–211.
- ^ Вудворд 1953 , стр. 112–115.
- ^ Роскилл 1960 , стр. 59, 63.
- ^ Морисон 1956 , с. 231.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2013 , стр. 212.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2013 , стр. 211.
- ^ Вудворд 1953 , с. 114; Шиотц 2007 , стр. 202, 330.
- ^ Винтон 1984 , стр. 74–75.
- ^ Затененный 2009 , стр. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Французский, 2013 г. , стр. 72–76.
Библиография
[ редактировать ]- Френч, Дж. (2013). Дайер, А. (ред.). Каталина над Северным Ледовитым океаном: противолодочные и спасательные полеты во Второй мировой войне . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-78159-053-9 .
- Кингтон, Дж.А.; Селинджер, Ф. (2006). Векуста: Подразделения и операции метеорологической разведки Люфтваффе, 1938–1945 гг . Оттрингем, Э. Йоркс: Публикации бортовых самописцев. ISBN 978-0-9545605-8-4 .
- Морисон, SE (1956). Победа в битве за Атлантику, май 1943 – май 1945 года . История военно-морских операций США во Второй мировой войне . Том. X (изд. онлайн-сканирования). Бостон, Массачусетс: Little, Brown and Co. OCLC 59074150 . Проверено 23 апреля 2018 г.
- Роскилл, Юго-Запад (1960). Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Наступление, часть I: 1 июня 1943 г. – 31 мая 1944 г. История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC 570500225 .
- Шиоц, Эли (2007). Офицер и военнопленный: норвежские офицеры в немецком военном плену: из полковника Джона Шиотца дневника (на норвежском языке) (1-е изд.). Подвал: издательство «Генезис». ISBN 978-82-476-0336-9 .
- Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (2005). Арктические летчики: Королевские ВВС на Шпицбергене и на севере России, 1942 г. (2-е изд.). Лондон: В. Кимбер. ISBN 978-1-86227-291-0 .
- Стейси, CP (2008) [1956]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (онлайн-сканирование, Министерство национальной обороны, Управление истории и наследия, ред.). Оттава: Полномочия министра национальной обороны. OCLC 317352934 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 7 января 2019 г.
- Свитман, Дж. (2004). Тирпиц: Охота на зверя: Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44 (2-е изд. ПБК). Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-0-7509-3755-9 .
- Умбрейт, Андреас (2009). Шпицберген, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Ян Мейен (4-е изд.). Чалфонт-Сент-Питер: Путеводители Брэдта. ISBN 978-1-84162-240-8 .
- Винтон, Дж. (1984). Гибель Шарнхорста . Лондон: Книги Пантеры. ISBN 0-586-06207-6 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
- Вудворд, Д. (1953). «Тирпиц» и битва за Северную Атлантику . Книги Беркли (онлайн-сканирование под ред.). Нью-Йорк: Книги Беркли. OCLC 878500849 .
- Зеттерлинг, Н.; Тамеландер, М. (2013) [2011]. Тирпиц: Жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии (переиздание pbk.). Филадельфия, Пенсильвания: Каземанте. ISBN 978-1-61200-198-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Торкильдсен, Торбьёрн (1998). Шпицберген: Наша самая северная Норвегия [ Шпицберген: Наша самая северная Норвегия ] (на норвежском языке) (3-е изд.). Осло: Ашехуг и Норвежское общество Шпицбергена. ISBN 978-82-03-22224-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1943 год в Норвегии.
- Арктические военно-морские операции Второй мировой войны.
- Сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Десантные операции с участием Германии
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Норвегии
- История Шпицбергена
- Военные в Арктике
- Военно-морские операции Кригсмарине
- Десантные операции Второй мировой войны
- События сентября 1943 года
- Вторжения Германии