Операция «Коробка передач»
Операция «Коробка передач» | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Арктической кампании Второй мировой войны. | |||||||
![]() Общий вид Норвегии (Шпицберген обведен кружком) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Эрнст Улльринг (норвежский военный губернатор) | Доктор Эрих Этьен (убит 23 июля 1942 г.) | ||||||
Сила | |||||||
57 мужчин | 18 мужчин | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
4 убитых (23 июля 1942 г.) |
Операция «Гирбокс» (30 июня — 17 сентября 1942 г.) — совместная норвежско-британская операция по оккупации арктического острова Шпицберген во время Второй мировой войны . Она заменила операцию «Фритам» , состоявшуюся в мае экспедицию по обеспечению безопасности угольных шахт на Шпицбергене, главном острове архипелага Шпицберген , которая потерпела неудачу при атаке четырех немецких разведывательных бомбардировщиков «Фокке-Вульф» Fw 200 «Кондор» . Норвежские силы со 116 длинными тоннами (118 т) припасов прибыли на британском крейсере 2 июля.
Выжившие из Фритэма собрали все, что могли, и разбили лагерь в Баренцбурге (заброшенном после операции по эвакуации и диверсии в августе – сентябре 1941 года) и отправили разведывательные группы. Адмиралтейство берегового командования организовало исследовательский полет «Каталина» летающей лодки Королевских ВВС , но уже знало многое из того, что произошло, благодаря ультра -расшифровке Люфтваффе беспроводных сигналов, закодированных «Энигма» .
Подкрепления укрепили оборону Баренцбурга и 12 июля отправили отряды атаковать немецкий метеорологический отряд в Лонгйире , но обнаружили, что они ушли тремя днями ранее. Немецкая взлетно-посадочная полоса была заблокирована, а 23 июля самолет Ju 88 с опытным экипажем и двумя высокопоставленными чиновниками был сбит, пролетая низко над посадочной площадкой. В ходе операции Gearbox был подтвержден суверенитет Норвегии, жертв не было, план Германии по отправке еще одной метеорологической группы был сорван, и началась подготовка к операции Gearbox II .
Фон
[ редактировать ]Шпицберген
[ редактировать ]Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане, в 650 милях (1050 км) от Северного полюса . Острова гористые, с постоянно покрытыми снегом вершинами, некоторые покрыты льдом; На дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин встречаются редкие речные террасы. Зимой острова покрываются снегом, а заливы покрываются льдом. На западном побережье острова Шпицберген есть несколько больших фьордов, а ширина Исфьорда достигает 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду , и летом море освобождается ото льда. Поселения были созданы в Лонгйирбюене и Баренцбурге в бухтах вдоль южного берега Исфьорда, в Кингс-Бей (Куэйд-Хок) дальше на север вдоль побережья и в Ван-Мийен-фьорде (Лоу-Саунд) на юге. [ 1 ] Поселения привлекали колонистов разных национальностей, а договор 1920 года нейтрализовал острова и признал права стран-участниц на добычу полезных ископаемых и рыболовство. До 1939 года население насчитывало около 3000 человек, в основном норвежцев и русских, работавших в горнодобывающей промышленности. Шахты были связаны с берегом воздушными канатными дорогами или рельсами, а сброшенный зимой уголь после летней оттепели собирался на кораблях. К 1939 году производство составляло около 500 000 длинных тонн (510 000 тонн) в год, разделенное между Норвегией и Россией. [ 1 ]
Сигнальная разведка
[ редактировать ]В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), расположенной в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа специалистов по взлому кодов и аналитиков дорожного движения . К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», использовавшиеся на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, «Дельфин» — британские). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . В 1941 году группы перехвата под кодовым названием « Головные боли» были отправлены на военные корабли, а с мая 1942 года компьютеры плавали вместе с адмиралами крейсеров, командующими эскортом конвоев, для чтения сигналов W/T Люфтваффе , которые не могли быть перехвачены наземными станциями в Великобритании. Адмиралтейство отправило подробную информацию о частотах беспроводной связи Люфтваффе , позывных и ежедневных местных кодах в компьютеры . В сочетании со знанием Люфтваффе процедур компьютеры могли давать довольно точные сведения о немецких разведывательных вылетах и иногда предсказывать атаки за двадцать минут до того, как они были обнаружены радаром. [ 2 ] В феврале 1942 года немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND, Служба военно-морской разведки) взломал военно-морской шифр № 3 и смог прочитать его до января 1943 года. [ 3 ]
Военно-морские операции, 1940–1941 гг.
[ редактировать ]
Немцы оставили острова Шпицберген в покое во время вторжения в Норвегию в 1940 году . За исключением нескольких норвежцев, перешедших на корабли союзников, мало что изменилось; радиостанции на островах продолжали передавать сводки погоды. [ 4 ] С 25 июля по 9 августа 1940 года крейсер «Адмирал Хиппер» вышел из Тронхейма для обыска района от Тромсё до Медвежьего острова и Шпицбергена, чтобы перехватить британские корабли, возвращавшиеся из Петсамо , но обнаружил только финское грузовое судно. [ 5 ] 12 июля 1941 года Адмиралтейству было приказано собрать отряд кораблей для действий в Арктике во взаимодействии с СССР, несмотря на возражения адмирала Джона (Джека) Тови , командующего Флотом метрополии , который предпочёл действовать дальше. на юге, где было больше целей и лучшее прикрытие с воздуха. [ 6 ]
Контр-адмиралы Филип Виан и Джеффри Майлз прилетели в Полярное, а Майлз основал британскую военную миссию в Москве. [ 6 ] Виан сообщил, что Мурманск находится близко к территории, контролируемой немцами, что его противовоздушная оборона недостаточна и что перспективы наступательных операций на немецкие корабли плохие. Виана отправили осмотреть западное побережье Шпицбергена, главного острова Шпицбергена, который в основном был свободен ото льда и находился в 450 милях (720 км) от северной Норвегии, чтобы оценить его потенциал в качестве базы. Крейсеры HMS «Нигерия» и «Аврора», а также два эсминца покинули Исландию 27 июля, но Виан счел очевидные преимущества Шпицбергена как базы преувеличенными. [ 7 ] Эти силы дважды приближались к норвежскому побережью и каждый раз были обнаружены самолетами-разведчиками Люфтваффе . [ 8 ]
Операция «Перчатка»
[ редактировать ]Когда в Исландии собирался первый арктический конвой операции «Дервиш», 19 августа Виан вместе с отрядом А отправился на Шпицберген в рамках операции «Перчатка». Норвежское и российское гражданское население должно было быть эвакуировано с использованием одних и тех же двух крейсеров в сопровождении пяти эсминцев сопровождения, нефтяника и RMS Empress of Canada , военного транспорта, на борту которого находились 645 человек, в основном канадская пехота. [ а ] Экспедиция высадилась в Баренцбурге , чтобы саботировать угольную промышленность, эвакуировать норвежское и советское гражданское население и захватить все корабли, которые можно было найти. Около 2000 русских были доставлены в Архангельск на «Императрице Канады» в сопровождении одного из крейсеров и трех эсминцев, которые встретились с остальными силами группы А у Баренцбурга 1 сентября. [ 8 ] Нормальную работу на радиостанции в Баренцбурге поддерживал назначенный норвежским военным губернатором лейтенант Рагнвальд Тамбер ; три угольщика, отправленные с материка, были угнаны вместе с тюленьим кораблем MS Selis , ледоколом SS Isbjørn , буксиром и двумя рыболовецкими лодками. Канадский десант высадился на борт 2 сентября, а на следующий день отбыл домой с 800 норвежскими гражданскими лицами и призами . [ 10 ] Два крейсера направились к норвежскому побережью для охоты за немецкими кораблями и рано утром 7 сентября в штормовую погоду и плохую видимость обнаружили немецкий конвой у Поршангера недалеко от мыса Нордкап . Крейсеры потопили учебный корабль «Бремзе» , но двум транспортникам с 1500 людьми на борту удалось спастись. Нигерия была повреждена, предположительно, потерпела крушение, но военно-морские силы достигли Скапа-Флоу . 10 сентября [ 11 ] [ 10 ] [ б ]
Операция Бансо, 1941–1942 гг.
[ редактировать ]
После операции «Перчатка» (25 августа – 3 сентября 1941 г.) британцы ожидали, что немцы оккупируют Шпицберген в качестве базы для атак на арктические конвои. Немцев больше интересовали метеорологические данные, поскольку Арктика является источником большей части погоды в Западной Европе. К августу 1941 года союзники уничтожили немецкие метеостанции в Гренландии, на острове Ян-Майен , на острове Медвежий ( Бьёрнёя ) и гражданские сводки погоды со Шпицбергена. Немцы использовали сводки погоды с подводных лодок, самолетов-разведчиков, траулеров и других кораблей, но они были слишком уязвимы для атак. Кригсмарине . и Люфтваффе обследовали наземные площадки для размещения метеостанций в зоне действия морского и воздушного снабжения, некоторые из которых будут пилотируемыми, а другие автоматическими Wettererkundungsstaffel 5 ( Wekusta 5) входил в состав Luftflotte 5 и базировался в Банаке на севере Норвегии. Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 из Wekusta 5 пролетели над Северным Ледовитым океаном, мимо Шпицбергена и Ян-Майена в сторону Гренландии; Приобретенный опыт позволил отряду осуществлять транспортировку и снабжение пилотируемых и автоматических метеостанций. [ 13 ]
После того, как в начале сентября радиосвязь на Шпицбергене загадочным образом прекратила передачу, немецкие разведывательные полеты из Банака обнаружили канадские разрушения, горящие угольные свалки и увидели одного человека, отказника от военной службы по соображениям совести, который отказался уехать, махавшего им рукой. Доктор Эрих Этьен , бывший полярный исследователь, командовал операцией по установке обитаемой станции на островах, но из-за приближающейся зимы времени было мало. Залив Адвент ( Адвент-фьорден ) был выбран из-за его широкой долины, что делает подход к нему более безопасным для самолетов; его недра из аллювиального гравия были приемлемыми для посадочной площадки. Юго-восточная ориентация возвышенности не препятствовала беспроводной связи с Банаком, а поселение Лонгйир (город Лонгйир) находилось неподалеку. Была выделена взлетно-посадочная полоса с северо-запада на юго-восток размером примерно 1800 на 250 ярдов (1650 на 230 м), которая была твердой в сухом состоянии и твердой в замерзшем, но могла заболачиваться после дождя или весенней оттепели. Немцы использовали хижину Ганса Лунда в качестве диспетчерской и радиостанции, а хижину Внутренний Йортхамн на юго-востоке готовили в качестве замены. Сайт получил кодовое название В Бансё (из Банака и Шпицбергена-Оя) 25 сентября начались переправы людей, оборудования и припасов. Пилоты He 111, Ju 88 и Ju 52 получили опыт посадки на мягкий грунт, изрезанный колеями и валунами. [ 14 ]

Британцы следили за событиями от Блетчли-Парка до «Ультры» , чему было легче благодаря регулярному использованию немцами радиосвязи. Четыре британских тральщика, следовавшие из Архангельска, были направлены на расследование и 19 октября достигли Исфьорда. Экипаж самолета Wekusta 5 заметил корабли, готовившиеся к приземлению, и тридцать человек в Бансо быстро были доставлены в безопасное место с помощью самолета и двух транспортных самолетов Ju 52. Когда прибыли британцы, Бансо был покинут, но некоторые кодовые книги удалось восстановить; когда корабли ушли, немцы вернулись. После 38 рейсов снабжения доктор Альбрехт Молль и трое мужчин прибыли, чтобы провести зиму, передавая сводки погоды. 29 октября 1941 года Ганс Кноспель и пять метеорологов были размещены Кригсмарине в Лиллиехёкфьорде , ответвлении Кроссфьорда на северо-западе Шпицбергена. [ 15 ] [ с ] Посадка самолета была более рискованной зимой, когда посадочная площадка или залив, покрытый льдом, были промерзшими, поскольку мягкий снег сверху мог скопиться перед колесами самолета и резко остановить его или помешать ему достичь взлета. скорость выключена. Снежный покров может также закрыть ямы, в которые может упасть колесо, что может привести к повреждению ходовой части или гребного винта. [ 17 ]
Группа Молля в Бансё вызвала самолет, когда погода была подходящей, и, сделав низкие и медленные проходы, чтобы проверить посадочную площадку на наличие препятствий, пилот решил, приземлиться ли. [ 17 ] 2 мая 1942 года аппарат для автоматической метеостанции, термометр, барометр, передатчик и батареи прибыли в Банак в ящике, названном Кроте летным экипажем (жаба). Как только позволит погода, его должны были доставить самолетом в Бансо, а группу Молля вернуть обратно. Лишь 12 мая благоприятный прогноз погоды достиг Банака, и были отправлены He 111 и Ju 88 с припасами и техническими специалистами для установки Krote . Самолет достиг Бансо в 5:45 утра , и после тщательного осмотра земли пилот «Хейнкеля» в конце концов приземлился, держа хвост высоко над снегом. Основные колеса быстро утрамбовали перед собой снег, и самолет чуть не перевернулся. Десять членов экипажа и пассажиров присоединились к наземной группе, которая тепло приветствовала их, проведших в одиночестве шесть месяцев; Пилот Ju 88 был предупрежден сигнальной ракетой и вернулся в Банак. [ 18 ]
Операция Фритэм
[ редактировать ]
30 апреля 1942 года Исбьёрн и Селис (лейтенант Х. Ои Королевского флота Норвегии ) и около двадцати членов экипажа отплыли из Гринока с норвежским десантом из 60 человек в сопровождении трёх британских офицеров связи. [ 19 ] На каждом корабле было 20-мм зенитное орудие «Эрликон», но никто из отряда не был обучен их использованию. Майор Амхерст Ватман , полярный исследователь и специалист по сигналам, ремонтировал и эксплуатировал радиоприемник, но он сломался по пути в Исландию и не был надежным до конца путешествия. Корабли прижались к полярным льдам с небольшим риском быть замеченными самолетами Люфтваффе , когда они находились к северо-востоку от Ян-Майена. [ 20 ] Корабли достигли Шпицбергена 13 мая и вошли в Исфьорд в 20:00. Грён-фьорд (Зеленый фьорд или Зеленая гавань для британцев) был покрыт льдом толщиной до 4 футов (1,2 м). Раскол льда был отложен до полуночи 14 мая, и группы были отправлены на разведку Баренцбурга на восточном берегу и полуострова Финнесет . [ 21 ] Разведывательные группы никого не нашли, но им потребовалось время до 17:00 , чтобы вернуться, когда Исбьёрн прорубил во льду длинный канал, но все еще был далеко от Финнесета. Ju 88 пролетел вдоль Исфьордена также в 17:00 , но Свердруп настоял на том, чтобы добраться до пристани в Баренцбурге, чтобы быстрее разгрузиться. [ 21 ]

В 20:30 появились четыре дальних бомбардировщика-разведчика Fw 200 Condor; склоны долины были настолько высокими, что бомбардировщики прибыли без предупреждения, а третий бомбардировщик поразил Исбьёрн , который сразу же затонул, и вскоре Селис был подожжен. [ 22 ] Тринадцать человек были убиты, в том числе Свердруп и Годфри, девять человек были ранены, двое смертельно. Оборудование в Исбьёрне , оружие, боеприпасы, продовольствие, одежда и радио были потеряны. Баренцбург находился всего в нескольких сотнях ярдов по льду, и еды было найдено много, потому что на Шпицбергене был обычай запасаться перед зимой. Местное стадо свиней было зарезано во время Перчатки, и арктический холод сохранил мясо; дикую утку можно было разграбить на яйца, а также был найден лазарет, в котором все еще хранились перевязочные материалы для раненых. Бомбардировщики Ju 88 и He 111 вернулись 15 мая, но выжившие укрылись в шахтах. [ 22 ] Сантехники в Баренцбурге ухаживали за ранеными и залегли на дно, когда поблизости были Люфтваффе . Лейтенант Уве Ролл Лунд отправил отряды на юг, к Свеагруве в Ван Миенфьордене (пролив Лоу), чтобы провести разведку немцев в заливе Адвент вокруг взлетно-посадочной полосы в Бансё. [ 23 ]
Прелюдия
[ редактировать ]План
[ редактировать ]После конвоя PQ 16 (21–30 мая 1942 г.) главнокомандующего авиации Филиппа Жубера Береговое командование AOC, помня о нехватке авианосцев и ограниченной помощи советских ВВС ( Военно-Воздушные Силы , ВВС), предложило создать на Шпицбергене базу летающих лодок. Из-за удаленности Шпицбергена, неизбежных частых остановок самолетов в плохую погоду и проблем, с которыми столкнулась операция «Фритам», Адмиралтейство отклонило эту идею. Жубер также предложил разместить летающие лодки на севере России, и восемь Catalinas из 210-й и 240-й эскадрилий были отправлены для вылета из Кольского залива и озера Лахта для участия в Convoy PQ 17 следующей операции конвоя (27 июня - 10 июля). Жубер также предложил отправить в Ваенгу отряд торпедоносцев, но Адмиралтейство наложило вето на это предложение из-за нехватки самолетов. [ 24 ]
В конце июня Глен представил Адмиралтейству свой доклад, в котором описал катастрофу 14 мая, силу немецкой стороны в Бансё и перспективы достижения целей Фритама путем отправки подкреплений. Глен предсказал, что немецкая метеорологическая группа будет заменена автоматическим устройством, сообщающим погоду, и что Люфтваффе увеличит количество полетов по разведке погоды над Арктикой. Адмиралтейство решило продолжать наступление; Фритэм должен был быть упразднен и заменен Операцией «Коробка передач». Чтобы избежать новой катастрофы, оккупация Шпицбергена должна была оставаться под командованием норвежских правительственных сил, но за доставку грузов должен был отвечать ВМФ, а поездки должны были быть синхронизированы с исходящими конвоями PQ . Крейсер HMS Manchester и эсминец HMS Eclipse должны были начать работу с Gearbox, доставив на Шпицберген 57 норвежских подкреплений (лейтенант Гудим и 2-й лейтенант К. Кнудсен) и 116,6 длинных тонн (118,5 т) припасов. [ 25 ]
Полеты Catalina, 25–27 июня.
[ редактировать ]
Адмиралтейство послало Глена и пилота, лейтенанта Д.Э. (Тима) Хили, проинформировать вице-адмирала СС Бомэм-Картера, командира 18-й крейсерской эскадрильи в Гриноке в Шотландии, и им было предложено сфотографировать побережье Шпицбергена с высоты примерно 100 футов (30 футов). чтобы имитировать вид с Манчестера м) , моста . Хили и Глен описали пирс в Баренцбурге, который был заилен, но имел кран, сказали, что льдины могут проплывать мимо при южном ветру, и Хили согласился сделать несколько вертикальных фотографий пирса. Глен и Крофт должны были вернуться на Шпицберген 26 июня и собирались передать сигнал в Манчестер , когда он прибудет с «Затмением» 1 июля, с отчетом о последних действиях Люфтваффе . П-Питер вылетел из Саллом-Во в 13:21 и направился в Исландию для очередной ледовой разведки, по пути его обстреляли британские траулеры. В 18:32 экипаж взял курс на Гренландию и в конце концов увидел сквозь туман паковый лед. «Каталина» прилетела в залив Скорсби , и команда сфотографировала 200 морских миль (370 км; 230 миль) на север, чтобы Мыс Брюстер повернул в Исландию в 23:30 и в ясную погоду долетел почти до острова, прежде чем снова сгустился туман, приземлившись в Акюрейри в 2:35 ночи 26 июня. [ 26 ]
вылетел Сводки о ледовой обстановке и погоде были переданы, и «П-Питер» в 23:50 в Ян-Майен, оттуда на Шпицберген и достиг берега в 8:10. Экипаж спустился на глубину 100 футов (30 м), чтобы затем сделать фотографии в ясную погоду. повернул на восток в сторону пролива Белл и сфотографировал Ван Миен-фьорд (пролив Лоу), предполагаемую стоянку для танкеров, осматривая Свеагруву, которая, казалось, незанятый. Экипаж сфотографировал побережье до мыса Линне, Грин-Харбора и Баренцбурга, установил контакт с Фритэмом Форсом, а затем сфотографировал пирс, штурмана, свисающего из блистера порта с фотоаппаратом, которого крепко держал коллега. Хили высадил Пи-Питера, посадил Глена и Крофта в лодку и отправился в залив Адвент, чтобы проверить, как там немцы. В районе Лонгйирбюена снега не было, но возле взлетно-посадочной полосы можно было увидеть следы, ведущие к самолету возле хижины, рядом с грудами оборудования и грузовиком. Артиллеристы «Каталины» приготовились и открыли огонь по тому, что оказалось Ju 88, из 1500 пулеметных выстрелов и сфотографировали атаку с кино- и фотокамеры, дым валит из хвоста Ju 88. Экипаж «Каталины» передал сообщение наземной группе, когда они летели обратно и взяли средний курс на Шетландские острова и Исландию, игнорируя маршрут до Ян-Майена. В 18:32 метеорологический сигнал показал, что в Саллом-Во было слишком туманно, и команда взяла курс на Исландию, чтобы в конечном итоге увидеть мыс Ланганаэс и проползти вдоль побережья, чтобы приземлиться в Эйяфьордуре в 23:40. [ 27 ] [ д ]
Люфтваффе , 14 июня – 3 июля.
[ редактировать ]
Группа Молля в Бансё сообщила о полете британцев 26 мая, а 12 июня сообщила, что посадочная площадка достаточно сухая для попытки приземления. Ju 88 подлетел к острову и приземлился, но повредил свои винты во время руления, в результате чего экипаж оказался на мели, а численность немецкой группы увеличилась до 18 человек. Самолеты Люфтваффе отправлялись на Шпицберген каждый день, но экипажи были предупреждены. Немцы думали об использовании гидросамолетов, но восточная оконечность Исфьорда и залив Адвент были слишком заполнены дрейфующим льдом, и от этой идеи пришлось отказаться. Под полуночным солнцем (20 апреля – 22 августа) с приближением середины лета лед на западе фьорда возле позиций союзников расчистился быстрее, чем у немцев в восточной части. [ 29 ] Немцы сообщили об атаке Каталины на Ju 88 27 июня, в результате которой он был списан, и заявили, что повредили британский самолет ответным огнем. 30 июня партия отправила сообщение о том, что взлетно-посадочная полоса достаточно сухая, чтобы Junkers Ju 52 приземлиться самолеты , и полеты снабжения были возобновлены. За самолетом наблюдала норвежская группа, которая отправилась в неудавшуюся экспедицию по разрушению немецкого штаба в хижине Ганса Лунда. В ясные дни немецкие летчики летали прямо над горами; когда видимость была плохой, они пошли по прибрежному маршруту мимо Баренцбурга. [ 30 ]
Операция «Коробка передач»
[ редактировать ]28 июня – 5 июля
[ редактировать ]
«Манчестер» и «Эклипс» покинули «Клайд» и направились в Скапа-Флоу 25 июня, когда норвежская группа по усилению «Фритэм Форс» приступила к операции «Гирбокс». Корабли прибыли в Зайдис-фьорд в Исландии 28 июня и встретились с пилотом и штурманом «Каталины П-Питера», который прилетел на Шпицберген со специальной разведкой, для прохождения инструктажа. Крейсер отложил отправление до 30 июня, чтобы стать частью эскорта PQ 17, если его заметит подводная лодка возле Ян-Майена. Полярный лед образовал перевернутую воронку, левая сторона которой, к югу от Ян-Майена, изгибалась на северо-восток к северу от Исфьорда, а правая сторона, к югу от острова Медвежий, изгибалась на северо-запад к южному входу в Исфьорд. Корабли двинулись на север по воронке, а затем повернули на восток, чтобы подойти к Исфьорду с запада. Затмение было дозаправлено 1 июля во время густого тумана, и в 8:38 2 июля бригады мостика увидели фьорд при отличной видимости. [ 31 ]
В полдень у Баренцбурга корабли получили приветственный сигнал от Fritham Force о том, что самолет Люфтваффе выполнял ежедневную разведку в 3 часа ночи , а иногда и еще одну в 14:00, но ни морских, ни наземных сил не появилось. [ 31 ] В плохую погоду немецкие самолеты следовали вдоль побережья мимо Баренцбурга, что привело к открытию Исбьёрна и Селиса . Пирс был слишком заилен для швартовки; корабли продолжали работать, а экипажи - на зенитных станциях. Корабельные катера, моторные лодки, шлюпка, баркас , катера и китобои совершили 121 рейс туда и обратно за шесть часов, выгрузив норвежцев и припасы, в том числе коротковолновую радиосвязь, 40-мм зенитные орудия «Бофорс», лыжи, сани и прочее арктическое снаряжение. боевая техника. Крофт, Ой и еще одиннадцать человек из группы Фритэма были взяты на борт, и к 19:00 корабли ушли. Люди на берегу быстро устранили любые следы посещения, краны отодвинули от причала, лодки спрятали, а склады замаскировали. [ 32 ]
В отличие от Свердрупа, задача которого была в первую очередь экономической, Улльрингу было приказано восстановить норвежский суверенитет над островами Шпицберген. Он нашел разбомбленное поселение, вокруг которого был разбросан замороженный скот, под облаком дыма от тлеющих угольных отвалов. К ужасу группы Gearbox, у их пулеметов не оказалось лент с боеприпасами, остались только 20-мм Oerlikons и M2 Browning пулеметы . 3 июля было слышно, как самолет пролетал вдоль Исфьорда, а через час вернулся обратно, предположительно приземлившийся в Лонгйире; позже был замечен Ju 52, следовавший по тому же маршруту. К 5 июля были установлены четыре «Эрликона» и четыре «Браунинга», а артиллерийские расчеты провели репетицию. [ 32 ]
6–14 июля
[ редактировать ]12 июля поездка с снабжением из 210-й эскадрильи должна была доставить пропавшие ленты с боеприпасами «Кольт» в Баренцбург, а затем провести разведку Баренцева моря для поиска выживших из конвоя PQ 17, потерявшего 24 корабля. Покинув Баренцбург, «Каталина» должна была пролететь 100 миль (190 км; 120 миль) к востоку от Сёркаппа (Южный мыс) до Хопена (остров Хоуп), а затем на восток вдоль полярных льдов, насколько это возможно, а затем повернуть на юг, на север России. После отдыха экипаж должен был вернуться к полярным льдам, где они остановились, а затем снова полететь на восток до 78° северной широты, на полпути между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа , а затем вернуться в Россию через мыс Нассау. Каталина Н-ноябрь (флот/лейтенант Г.Г. Потье) вылетела из Саллома-Во в 13:59 13 июля и достигла Баренцбурга в 12:25 14 июля, но по ошибке была поражена пулеметным огнем в хвост и крыло. . «Каталина» приземлилась на десять минут, чтобы разгрузить припасы, а затем улетела в Хопен на высоте 200 футов (61 м) под облаками. [ 33 ] [ и ]
15–29 июля
[ редактировать ]
После того, как детали Кольта были доставлены, Улльринг установил один из них на катер и 15 июля отправился под полуночным солнцем с десятью людьми, чтобы атаковать немцев в Лонгйире в заливе Адвент. Последние немцы на Шпицбергене, включая группу метеорологов, находившуюся там с конца 1941 года, были отправлены обратно в Норвегию 9 июля. [ 30 ] Немцы ушли, но Ju 88, сбитый 1 июля, все еще был на месте, беспроводной передатчик и другое оборудование были в рабочем состоянии, запасов было много, а здания, используемые отрядом, находились в хорошем состоянии, что позволяет предположить, что уход немцев не был постоянным. « Крот» у берега в Йортхамне был найден, разобран и возвращен в Баренцбург для отправки в Великобританию, а группа с двумя пулеметами «Кольт» и двумя «Браунинг» осталась охранять взлетно-посадочную полосу. Ju 88 был отправлен из Норвегии для расследования прекращения передач с « Кроте» 20 июля; экипаж увидел, что база разрушена, и оказался под пулеметным обстрелом норвежцев. Группа в Свеагруве услышала, как над головой пролетел бомбардировщик, и предположила, что на базе в Банаке была поднята тревога. [ 34 ]
21 июля Ju 88, пролетавший над Грин-Харбором, был обстрелян артиллеристами Эрликона; из левого двигателя пошел дым, а в одной из законцовок крыла появилась дыра. Немецкие записи показали, что экипаж счел, что площадка для приземления слишком заболочена для безопасной посадки летом. В качестве меры предосторожности на случай внезапной высадки норвежцы сняли наземные указатели, вырыли несколько траншей и разбросали по полосе препятствия. [ 34 ] Еще один передатчик и несколько магазинов были найдены в Адвентдалене; Уллринг отплыл на юг в Беллсунд (пролив Белл), Ван Миенфьорден (пролив Лоу) и залив Браганса, чтобы доставить оружие отряду Фритама и взять девять из них для подкрепления Баренцбурга. В Банаке доктор Эрих Этьен, руководивший сбором данных о погоде, и майор Фоллрат Вибель организовали разведывательный полет на Шпицберген. Ju 88 из 5-й метеорологической эскадрильи Wetterkundungsstaffel 5 совершил вылет над заливом Адвент 23 июля, чтобы оценить масштабы вмешательства союзников в дела Кроте . Когда самолет летел низко в сторону Йортхамна и сделал крутой разворот; Никс Лангбак, наводчик Селиса , произвел десять выстрелов из пулемета, бомбардировщик разбился и взорвался; два снаряда попали в один из двигателей. В районе Хиортфьелле было несколько кабелей для перевозки угля, и Ju 88 мог столкнуться с одним из них после удара; Экипаж был похоронен, а из-под обломков извлечены кодовые книги. [ 35 ]
30 июля – август
[ редактировать ]Потеря опытного экипажа и пассажиров побудила немцев отправить больше рейсов, но они смогли только увидеть, что взлетно-посадочная полоса Бансё оккупирована и что у них нет сил для повторного захвата этого места. Норвежцы вернули информацию о сигналах и кодовые книги и больше не понесли потерь; Ватман и операторы беспроводной связи отправляли в Адмиралтейство обильные объемы информации, и 29 июля Каталина Пи-Питер доставила противостолбнячный токсин и другие предметы в операцию «Гирбокс», а затем 30 июля вернулась с Гленом, чтобы посетить Адмиралтейство для обсуждения вопросов предстоящие Operation Gearbox II и Convoy PQ 18 . Глен был удовлетворен тем, что норвежские владения в Исфьорде и гавани Грин были достаточно безопасными, чтобы использовать их в качестве базы гидросамолетов. [ 36 ] В начале августа Улльринг повел группу из девяти человек на север вдоль побережья и в Конгсфьорд (Кингсфьорд) на катере, чтобы найти еще одну немецкую метеостанцию, но нашел только след. 20 августа подводная лодка вошла в Исфьорд и обстреляла береговые сооружения в Грин-Харборе и заливе Адвент из своей палубной пушки. В Баренцбурге норвежцы открыли ответный огонь с катера, вооруженного пулеметом «Кольт», который был пришвартован у пирса, и с «Эрликона», установленного на возвышении за деревней, что вынудило подводную лодку вести огонь с большей дистанции; Норвежцы снова не понесли потерь. [ 37 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]
Оставшаяся часть сил Фритама в Баренцбурге была консолидирована за счет подкреплений в ходе операции «Коробка передач» и ее продолжений, была установлена метеостанция и восстановлена беспроводная связь с Адмиралтейством. Улльринг доложил о надзоре за пулеметами, организовал полеты снабжения «Каталины», предоставил прогнозы погоды и наблюдения, защитил Уормана и его аппарат для исследования ионосферы и приготовился атаковать немецкие метеостанции, где бы они ни находились. [ 38 ] Выжившие в операции «Фритэм» отлично знали местность и с прибытием персонала Gearbox могли делать больше, чем просто существовать и уклоняться от атак немецкой авиации. Полет Catalina N-Nuts на Шпицберген 13 июля с запчастями для Кольтов и другими припасами, а затем на север России для поиска выживших PQ 17, проинформировал британские военно-морские власти в Мурманске о том, что Баренцево море свободно ото льда. Многие выжившие были спасены, а корабли, укрывшиеся на Новой Земле, благополучно доставлены в порт. В Адмиралтействе началось планирование операции Gearbox II , продолжения Gearbox, а также операции «Оратор» , которая станет частью предстоящего Convoy PQ 18. [ 39 ]
Последующие операции
[ редактировать ]Операция «Коробка передач II»
[ редактировать ]
После катастрофы Конвоя PQ 17 Жубер повторно представил предложение по торпедоносцу, которое было принято и проведено как операция «Оратор». [ 24 ] Во время PQ 18 (2–21 сентября 1942 г.) Force P флотские нефтяники RFA Blue Ranger и RFA Oligarch , а также четыре эскорта эсминца отплыли 3 сентября на Шпицберген и бросили якорь в Ван Мидженфьордене (Лоу-Саунд) в качестве передовой группы дозаправки. С 9 по 13 сентября эсминцы были отделены от PQ 18 для дозаправки. [ 40 ] Операция Gearbox II началась с еще одного снабжения, осуществленного крейсером HMS Cumberland , Eclipse и еще четырьмя эскортными эсминцами, которые прибыли 17 сентября со 130 длинными тоннами (130 т) припасов и партией норвежских войск (подполковник Альберт Торнеруд и Военный губернатор вместо Уллринга); HMS Sheffield прибыл на следующий день с еще 110 длинными тоннами (110 т) припасов. [ 41 ]
Корабли снова продолжали работать двигателями, а экипажи были закрыты для зенитных действий, корабли разгрузились и отправились через шесть часов. Были доставлены две упряжки «Хаски» с сорока собаками, три ружья «Бофорс», два трактора «Фордсон» , лодки, беспроводное оборудование и зимние припасы. [ 41 ] Хили принял участие в операции «Оратор» и 25 сентября покинул Грасную, чтобы вернуться в Шотландию через Шпицберген, чтобы забрать Глена. Плохая погода вынудила вернуться в Мурманск, и в 13:29, примерно в 70 морских милях (130 км; 81 милях) от побережья, Хили погиб в бою с Ju 88. [ 42 ] 19 октября HMS Argonaut и два эсминца доставили припасы, а в ноябре в рейс совершило норвежское судно. [ 43 ] [ 44 ] 7 июня 1943 года «Камберленд» , HMS Bermuda и два эсминца вышли из Исландии и 10 июля высадили людей и припасы на Шпицбергене. [ 45 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Командир: бригадный генерал Артур Поттс , 527 канадцев, 25 норвежцев (капитан Обер), 93 британца, включая 57 королевских инженеров . [ 9 ]
- ↑ После войны предполагалось, что Нигерия подорвалась на мине. [ 12 ]
- ↑ 24 августа 1942 года группа Кноспеля была репатриирована U-435 после нападения группы из операции Gearbox. [ 16 ]
- ↑ Хили доставил траулер в Зайдисфьорд, чтобы встретиться с «Манчестером» и «Эклипсом» , которые достигли Исландии 29 июня. Хили проинформировал команду мостика, что кромка льда проходила от Ян-Майена под 42° до 72° широты, затем повернула на север, оставив путь на Шпицберген свободным ото льда. Морской туман прикрывал самолеты Люфтваффе , которые обычно пролетали над Исфьордом с 2 до 5 часов утра, до того, как корабли должны были прибыть. Хили вернулся на «Каталину» и снова вылетел в Саллом Во в 8:35 утра 1 июня. [ 28 ]
- ↑ После поворота на юг в сторону России были замечены пять спасательных шлюпок с примерно сорока людьми; Экипаж отправил послания доброй воли сигнальной лампой и бросил еду и сигареты в Мэй Уэст . Экипаж вылетел через Белое море на аэродром Лахта под Мурманском, чтобы доложить о выживших, которых спасли корветы, присланные из Архангельска. [ 33 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 61–62.
- ^ Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
- ^ Хинсли 1994 , стр. 126, 135.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 62.
- ^ Роскилл 1957 , с. 260.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , стр. 10–11.
- ^ Роскилл 1957 , с. 488.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , стр. 10–11, 35–36.
- ^ Стейси 1956 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б Роскилл 1957 , с. 489.
- ^ Вудман 2004 , стр. 35–36.
- ^ Вудман 2004 , с. 36.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 63–64.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 64–67, 95.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 67.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 95–96.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 96–99.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 63, 94–95.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 94–95.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 105–106.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 105–110.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 110–112.
- ^ Jump up to: а б Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 80–81.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 150.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 151–157.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 157–162.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 162–163.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 162–164.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 162–166.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит 2005 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит 2005 , стр. 171–173.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 173–174.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 174–176.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 166–173, 190.
- ^ Хатсон 2012 , с. 125.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 168–171.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 280–283.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит 2005 , стр. 177, 189.
- ^ Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 84–85.
- ^ Роскилл 1962 , с. 287.
- ^ Хатсон 2012 , стр. 126–127.
- ^ Роскилл 1960 , с. 59.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны (2-е изд. Сокращенное изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Хатсон, ХК (2012). Арктическая интерлюдия: Независимость от Севера России (6-е изд.). Скоттс-Вэлли, Калифорния: Независимое издательство CreateSpace. ISBN 978-1-4810-0668-2 .
- Ричардс, Денис; Сондерс, Х. Ст. Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-771593-6 . Проверено 1 июня 2018 г.
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . История Второй мировой войны , Военная серия Великобритании. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC 881709135 . Проверено 1 июня 2018 г.
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945 годов: период равновесия . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. II (3-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 174453986 . Проверено 1 июня 2018 г.
- Роскилл, Юго-Запад (1960). Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Наступление, часть I: 1 июня 1943 г. – 31 мая 1944 г. История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC 570500225 .
- Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (2005). Арктические летчики: Королевские ВВС на Шпицбергене и на севере России, 1942 г. (2-е изд.). Лондон: В. Кимбер. ISBN 978-1-86227-291-0 .
- Стейси, CP (1956) [1955]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (онлайн, 2008 г., Департамент национальной обороны, Управление истории и наследия, ред.). Оттава: Полномочия министра национальной обороны. OCLC 317352934 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 1 июня 2018 г.
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
Веб-сайты
- Вторая мировая война на Шпицбергене (Музей Шпицбергена). Архивировано 24 июля 2011 года в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лоусон, SH (2001). «Д/С Исбьёрн» . Warsailors.com . Проверено 1 июня 2018 г.
- Леви, Дж. (2001). Удерживая линию: Флот метрополии Королевского флота во Второй мировой войне (pdf) (докторская диссертация). Университет Уэльса Суонси (Университет Суонси). OCLC 502551844 . Справка uk.bl.ethos.493885 . Проверено 2 июня 2018 г.
- Морисон, SE (1956). Победа в битве за Атлантику, май 1943 – май 1945 года . История военно-морских операций США во Второй мировой войне . Том. X (онлайн-изд.). Бостон, Массачусетс: Little, Brown and Co. OCLC 59074150 . Проверено 1 июня 2018 г.
- Райан, Дж. Ф. (1996). Королевский флот и советская морская мощь, 1930–1950: разведка, военно-морское сотрудничество и антагонизм (pdf) (кандидатская диссертация). Университет Халла. OCLC 60137725 . Справка uk.bl.ethos.321124 . Проверено 2 июня 2018 г.
- Шиоц, Эли (2007). Офицер и военнопленный: норвежские офицеры в немецком военном плену: из полковника Джона Шиотца дневника (на норвежском языке) (1-е изд.). Подвал: издательство «Генезис». ISBN 978-82-476-0336-9 .
- Себаг-Монтефиоре, Хью (2001) [2000]. Загадка: Битва за код (4-е, изд. Феникса). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-75381-130-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1942 год в Норвегии.
- 1943 год в Норвегии.
- Арктические военно-морские операции Второй мировой войны
- Арктические военные операции Второй мировой войны.
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Норвегии
- Военная история Норвегии во время Второй мировой войны
- История Шпицбергена
- Военные в Арктике
- 20 век в Арктике
- Десантные операции Второй мировой войны
- Десантные операции с участием Соединенного Королевства