Jump to content

Операция «Коробка передач»

Координаты : 78 ° 14'48 "N 15 ° 40'38" E  /  78,24667 ° N 15,67722 ° E  / 78,24667; 15,67722

Операция «Коробка передач»
Часть Арктической кампании Второй мировой войны.

Общий вид Норвегии (Шпицберген обведен кружком)
Дата 30 июня - 17 сентября 1942 г.
Расположение 78 ° 14'48 "N 15 ° 40'38" E  /  78,24667 ° N 15,67722 ° E  / 78,24667; 15,67722
Результат Норвежско-британская победа
Воюющие стороны
 Норвегия
 Великобритания
 Германия
Командиры и лидеры
Эрнст Улльринг
(норвежский военный губернатор)
Доктор Эрих Этьен (убит 23 июля 1942 г.)
Сила
57 мужчин 18 мужчин
Жертвы и потери
4 убитых (23 июля 1942 г.)

Операция «Гирбокс» (30 июня — 17 сентября 1942 г.) — совместная норвежско-британская операция по оккупации арктического острова Шпицберген во время Второй мировой войны . Она заменила операцию «Фритам» , состоявшуюся в мае экспедицию по обеспечению безопасности угольных шахт на Шпицбергене, главном острове архипелага Шпицберген , которая потерпела неудачу при атаке четырех немецких разведывательных бомбардировщиков «Фокке-Вульф» Fw 200 «Кондор» . Норвежские силы со 116 длинными тоннами (118 т) припасов прибыли на британском крейсере 2 июля.

Выжившие из Фритэма собрали все, что могли, и разбили лагерь в Баренцбурге (заброшенном после операции по эвакуации и диверсии в августе – сентябре 1941 года) и отправили разведывательные группы. Адмиралтейство берегового командования организовало исследовательский полет «Каталина» летающей лодки Королевских ВВС , но уже знало многое из того, что произошло, благодаря ультра -расшифровке Люфтваффе беспроводных сигналов, закодированных «Энигма» .

Подкрепления укрепили оборону Баренцбурга и 12 июля отправили отряды атаковать немецкий метеорологический отряд в Лонгйире , но обнаружили, что они ушли тремя днями ранее. Немецкая взлетно-посадочная полоса была заблокирована, а 23 июля самолет Ju 88 с опытным экипажем и двумя высокопоставленными чиновниками был сбит, пролетая низко над посадочной площадкой. В ходе операции Gearbox был подтвержден суверенитет Норвегии, жертв не было, план Германии по отправке еще одной метеорологической группы был сорван, и началась подготовка к операции Gearbox II .

Шпицберген

[ редактировать ]

Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане, в 650 милях (1050 км) от Северного полюса . Острова гористые, с постоянно покрытыми снегом вершинами, некоторые покрыты льдом; На дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин встречаются редкие речные террасы. Зимой острова покрываются снегом, а заливы покрываются льдом. На западном побережье острова Шпицберген есть несколько больших фьордов, а ширина Исфьорда достигает 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду , и летом море освобождается ото льда. Поселения были созданы в Лонгйирбюене и Баренцбурге в бухтах вдоль южного берега Исфьорда, в Кингс-Бей (Куэйд-Хок) дальше на север вдоль побережья и в Ван-Мийен-фьорде (Лоу-Саунд) на юге. [ 1 ] Поселения привлекали колонистов разных национальностей, а договор 1920 года нейтрализовал острова и признал права стран-участниц на добычу полезных ископаемых и рыболовство. До 1939 года население насчитывало около 3000 человек, в основном норвежцев и русских, работавших в горнодобывающей промышленности. Шахты были связаны с берегом воздушными канатными дорогами или рельсами, а сброшенный зимой уголь после летней оттепели собирался на кораблях. К 1939 году производство составляло около 500 000 длинных тонн (510 000 тонн) в год, разделенное между Норвегией и Россией. [ 1 ]

Сигнальная разведка

[ редактировать ]

В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), расположенной в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа специалистов по взлому кодов и аналитиков дорожного движения . К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», использовавшиеся на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, «Дельфин» — британские). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . В 1941 году группы перехвата под кодовым названием « Головные боли» были отправлены на военные корабли, а с мая 1942 года компьютеры плавали вместе с адмиралами крейсеров, командующими эскортом конвоев, для чтения сигналов W/T Люфтваффе , которые не могли быть перехвачены наземными станциями в Великобритании. Адмиралтейство отправило подробную информацию о частотах беспроводной связи Люфтваффе , позывных и ежедневных местных кодах в компьютеры . В сочетании со знанием Люфтваффе процедур компьютеры могли давать довольно точные сведения о немецких разведывательных вылетах и ​​иногда предсказывать атаки за двадцать минут до того, как они были обнаружены радаром. [ 2 ] В феврале 1942 года немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND, Служба военно-морской разведки) взломал военно-морской шифр № 3 и смог прочитать его до января 1943 года. [ 3 ]

[ редактировать ]
Топографическая карта Шпицбергена

Немцы оставили острова Шпицберген в покое во время вторжения в Норвегию в 1940 году . За исключением нескольких норвежцев, перешедших на корабли союзников, мало что изменилось; радиостанции на островах продолжали передавать сводки погоды. [ 4 ] С 25 июля по 9 августа 1940 года крейсер «Адмирал Хиппер» вышел из Тронхейма для обыска района от Тромсё до Медвежьего острова и Шпицбергена, чтобы перехватить британские корабли, возвращавшиеся из Петсамо , но обнаружил только финское грузовое судно. [ 5 ] 12 июля 1941 года Адмиралтейству было приказано собрать отряд кораблей для действий в Арктике во взаимодействии с СССР, несмотря на возражения адмирала Джона (Джека) Тови , командующего Флотом метрополии , который предпочёл действовать дальше. на юге, где было больше целей и лучшее прикрытие с воздуха. [ 6 ]

Контр-адмиралы Филип Виан и Джеффри Майлз прилетели в Полярное, а Майлз основал британскую военную миссию в Москве. [ 6 ] Виан сообщил, что Мурманск находится близко к территории, контролируемой немцами, что его противовоздушная оборона недостаточна и что перспективы наступательных операций на немецкие корабли плохие. Виана отправили осмотреть западное побережье Шпицбергена, главного острова Шпицбергена, который в основном был свободен ото льда и находился в 450 милях (720 км) от северной Норвегии, чтобы оценить его потенциал в качестве базы. Крейсеры HMS «Нигерия» и «Аврора», а также два эсминца покинули Исландию 27 июля, но Виан счел очевидные преимущества Шпицбергена как базы преувеличенными. [ 7 ] Эти силы дважды приближались к норвежскому побережью и каждый раз были обнаружены самолетами-разведчиками Люфтваффе . [ 8 ]

Операция «Перчатка»

[ редактировать ]

Когда в Исландии собирался первый арктический конвой операции «Дервиш», 19 августа Виан вместе с отрядом А отправился на Шпицберген в рамках операции «Перчатка». Норвежское и российское гражданское население должно было быть эвакуировано с использованием одних и тех же двух крейсеров в сопровождении пяти эсминцев сопровождения, нефтяника и RMS Empress of Canada , военного транспорта, на борту которого находились 645 человек, в основном канадская пехота. [ а ] Экспедиция высадилась в Баренцбурге , чтобы саботировать угольную промышленность, эвакуировать норвежское и советское гражданское население и захватить все корабли, которые можно было найти. Около 2000 русских были доставлены в Архангельск на «Императрице Канады» в сопровождении одного из крейсеров и трех эсминцев, которые встретились с остальными силами группы А у Баренцбурга 1 сентября. [ 8 ] Нормальную работу на радиостанции в Баренцбурге поддерживал назначенный норвежским военным губернатором лейтенант Рагнвальд Тамбер ; три угольщика, отправленные с материка, были угнаны вместе с тюленьим кораблем MS Selis , ледоколом SS Isbjørn , буксиром и двумя рыболовецкими лодками. Канадский десант высадился на борт 2 сентября, а на следующий день отбыл домой с 800 норвежскими гражданскими лицами и призами . [ 10 ] Два крейсера направились к норвежскому побережью для охоты за немецкими кораблями и рано утром 7 сентября в штормовую погоду и плохую видимость обнаружили немецкий конвой у Поршангера недалеко от мыса Нордкап . Крейсеры потопили учебный корабль «Бремзе» , но двум транспортникам с 1500 людьми на борту удалось спастись. Нигерия была повреждена, предположительно, потерпела крушение, но военно-морские силы достигли Скапа-Флоу . 10 сентября [ 11 ] [ 10 ] [ б ]

Операция Бансо, 1941–1942 гг.

[ редактировать ]
Карта расположения, Лонгйирбиен красным цветом

После операции «Перчатка» (25 августа – 3 сентября 1941 г.) британцы ожидали, что немцы оккупируют Шпицберген в качестве базы для атак на арктические конвои. Немцев больше интересовали метеорологические данные, поскольку Арктика является источником большей части погоды в Западной Европе. К августу 1941 года союзники уничтожили немецкие метеостанции в Гренландии, на острове Ян-Майен , на острове Медвежий ( Бьёрнёя ) и гражданские сводки погоды со Шпицбергена. Немцы использовали сводки погоды с подводных лодок, самолетов-разведчиков, траулеров и других кораблей, но они были слишком уязвимы для атак. Кригсмарине . и Люфтваффе обследовали наземные площадки для размещения метеостанций в зоне действия морского и воздушного снабжения, некоторые из которых будут пилотируемыми, а другие автоматическими Wettererkundungsstaffel 5 ( Wekusta 5) входил в состав Luftflotte 5 и базировался в Банаке на севере Норвегии. Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 из Wekusta 5 пролетели над Северным Ледовитым океаном, мимо Шпицбергена и Ян-Майена в сторону Гренландии; Приобретенный опыт позволил отряду осуществлять транспортировку и снабжение пилотируемых и автоматических метеостанций. [ 13 ]

После того, как в начале сентября радиосвязь на Шпицбергене загадочным образом прекратила передачу, немецкие разведывательные полеты из Банака обнаружили канадские разрушения, горящие угольные свалки и увидели одного человека, отказника от военной службы по соображениям совести, который отказался уехать, махавшего им рукой. Доктор Эрих Этьен , бывший полярный исследователь, командовал операцией по установке обитаемой станции на островах, но из-за приближающейся зимы времени было мало. Залив Адвент ( Адвент-фьорден ) был выбран из-за его широкой долины, что делает подход к нему более безопасным для самолетов; его недра из аллювиального гравия были приемлемыми для посадочной площадки. Юго-восточная ориентация возвышенности не препятствовала беспроводной связи с Банаком, а поселение Лонгйир (город Лонгйир) находилось неподалеку. Была выделена взлетно-посадочная полоса с северо-запада на юго-восток размером примерно 1800 на 250 ярдов (1650 на 230 м), которая была твердой в сухом состоянии и твердой в замерзшем, но могла заболачиваться после дождя или весенней оттепели. Немцы использовали хижину Ганса Лунда в качестве диспетчерской и радиостанции, а хижину Внутренний Йортхамн на юго-востоке готовили в качестве замены. Сайт получил кодовое название В Бансё (из Банака и Шпицбергена-Оя) 25 сентября начались переправы людей, оборудования и припасов. Пилоты He 111, Ju 88 и Ju 52 получили опыт посадки на мягкий грунт, изрезанный колеями и валунами. [ 14 ]

Вид на Лонгйирбюен, Адвентсфьорд и Адвентдален (2006 г.)

Британцы следили за событиями от Блетчли-Парка до «Ультры» , чему было легче благодаря регулярному использованию немцами радиосвязи. Четыре британских тральщика, следовавшие из Архангельска, были направлены на расследование и 19 октября достигли Исфьорда. Экипаж самолета Wekusta 5 заметил корабли, готовившиеся к приземлению, и тридцать человек в Бансо быстро были доставлены в безопасное место с помощью самолета и двух транспортных самолетов Ju 52. Когда прибыли британцы, Бансо был покинут, но некоторые кодовые книги удалось восстановить; когда корабли ушли, немцы вернулись. После 38 рейсов снабжения доктор Альбрехт Молль и трое мужчин прибыли, чтобы провести зиму, передавая сводки погоды. 29 октября 1941 года Ганс Кноспель и пять метеорологов были размещены Кригсмарине в Лиллиехёкфьорде , ответвлении Кроссфьорда на северо-западе Шпицбергена. [ 15 ] [ с ] Посадка самолета была более рискованной зимой, когда посадочная площадка или залив, покрытый льдом, были промерзшими, поскольку мягкий снег сверху мог скопиться перед колесами самолета и резко остановить его или помешать ему достичь взлета. скорость выключена. Снежный покров может также закрыть ямы, в которые может упасть колесо, что может привести к повреждению ходовой части или гребного винта. [ 17 ]

Группа Молля в Бансё вызвала самолет, когда погода была подходящей, и, сделав низкие и медленные проходы, чтобы проверить посадочную площадку на наличие препятствий, пилот решил, приземлиться ли. [ 17 ] 2 мая 1942 года аппарат для автоматической метеостанции, термометр, барометр, передатчик и батареи прибыли в Банак в ящике, названном Кроте летным экипажем (жаба). Как только позволит погода, его должны были доставить самолетом в Бансо, а группу Молля вернуть обратно. Лишь 12 мая благоприятный прогноз погоды достиг Банака, и были отправлены He 111 и Ju 88 с припасами и техническими специалистами для установки Krote . Самолет достиг Бансо в 5:45 утра , и после тщательного осмотра земли пилот «Хейнкеля» в конце концов приземлился, держа хвост высоко над снегом. Основные колеса быстро утрамбовали перед собой снег, и самолет чуть не перевернулся. Десять членов экипажа и пассажиров присоединились к наземной группе, которая тепло приветствовала их, проведших в одиночестве шесть месяцев; Пилот Ju 88 был предупрежден сигнальной ракетой и вернулся в Банак. [ 18 ]

Операция Фритэм

[ редактировать ]
Баренцбург, на восточном берегу Грён-фьорда (Зеленая гавань), сфотографировано с северо-запада в 2003 году.

30 апреля 1942 года Исбьёрн и Селис (лейтенант Х. Ои Королевского флота Норвегии ) ​​и около двадцати членов экипажа отплыли из Гринока с норвежским десантом из 60 человек в сопровождении трёх британских офицеров связи. [ 19 ] На каждом корабле было 20-мм зенитное орудие «Эрликон», но никто из отряда не был обучен их использованию. Майор Амхерст Ватман , полярный исследователь и специалист по сигналам, ремонтировал и эксплуатировал радиоприемник, но он сломался по пути в Исландию и не был надежным до конца путешествия. Корабли прижались к полярным льдам с небольшим риском быть замеченными самолетами Люфтваффе , когда они находились к северо-востоку от Ян-Майена. [ 20 ] Корабли достигли Шпицбергена 13 мая и вошли в Исфьорд в 20:00. Грён-фьорд (Зеленый фьорд или Зеленая гавань для британцев) был покрыт льдом толщиной до 4 футов (1,2 м). Раскол льда был отложен до полуночи 14 мая, и группы были отправлены на разведку Баренцбурга на восточном берегу и полуострова Финнесет . [ 21 ] Разведывательные группы никого не нашли, но им потребовалось время до 17:00 , чтобы вернуться, когда Исбьёрн прорубил во льду длинный канал, но все еще был далеко от Финнесета. Ju 88 пролетел вдоль Исфьордена также в 17:00 , но Свердруп настоял на том, чтобы добраться до пристани в Баренцбурге, чтобы быстрее разгрузиться. [ 21 ]

Focke -Wulf Fw 200 Condor того же типа, что потопил D/S Isbjørn и MS Selis .

В 20:30 появились четыре дальних бомбардировщика-разведчика Fw 200 Condor; склоны долины были настолько высокими, что бомбардировщики прибыли без предупреждения, а третий бомбардировщик поразил Исбьёрн , который сразу же затонул, и вскоре Селис был подожжен. [ 22 ] Тринадцать человек были убиты, в том числе Свердруп и Годфри, девять человек были ранены, двое смертельно. Оборудование в Исбьёрне , оружие, боеприпасы, продовольствие, одежда и радио были потеряны. Баренцбург находился всего в нескольких сотнях ярдов по льду, и еды было найдено много, потому что на Шпицбергене был обычай запасаться перед зимой. Местное стадо свиней было зарезано во время Перчатки, и арктический холод сохранил мясо; дикую утку можно было разграбить на яйца, а также был найден лазарет, в котором все еще хранились перевязочные материалы для раненых. Бомбардировщики Ju 88 и He 111 вернулись 15 мая, но выжившие укрылись в шахтах. [ 22 ] Сантехники в Баренцбурге ухаживали за ранеными и залегли на дно, когда поблизости были Люфтваффе . Лейтенант Уве Ролл Лунд отправил отряды на юг, к Свеагруве в Ван Миенфьордене (пролив Лоу), чтобы провести разведку немцев в заливе Адвент вокруг взлетно-посадочной полосы в Бансё. [ 23 ]

Прелюдия

[ редактировать ]
Ледяной фьорд (2012)

После конвоя PQ 16 (21–30 мая 1942 г.) главнокомандующего авиации Филиппа Жубера Береговое командование AOC, помня о нехватке авианосцев и ограниченной помощи советских ВВС ( Военно-Воздушные Силы , ВВС), предложило создать на Шпицбергене базу летающих лодок. Из-за удаленности Шпицбергена, неизбежных частых остановок самолетов в плохую погоду и проблем, с которыми столкнулась операция «Фритам», Адмиралтейство отклонило эту идею. Жубер также предложил разместить летающие лодки на севере России, и восемь Catalinas из 210-й и 240-й эскадрилий были отправлены для вылета из Кольского залива и озера Лахта для участия в Convoy PQ 17 следующей операции конвоя (27 июня - 10 июля). Жубер также предложил отправить в Ваенгу отряд торпедоносцев, но Адмиралтейство наложило вето на это предложение из-за нехватки самолетов. [ 24 ]

В конце июня Глен представил Адмиралтейству свой доклад, в котором описал катастрофу 14 мая, силу немецкой стороны в Бансё и перспективы достижения целей Фритама путем отправки подкреплений. Глен предсказал, что немецкая метеорологическая группа будет заменена автоматическим устройством, сообщающим погоду, и что Люфтваффе увеличит количество полетов по разведке погоды над Арктикой. Адмиралтейство решило продолжать наступление; Фритэм должен был быть упразднен и заменен Операцией «Коробка передач». Чтобы избежать новой катастрофы, оккупация Шпицбергена должна была оставаться под командованием норвежских правительственных сил, но за доставку грузов должен был отвечать ВМФ, а поездки должны были быть синхронизированы с исходящими конвоями PQ . Крейсер HMS Manchester и эсминец HMS Eclipse должны были начать работу с Gearbox, доставив на Шпицберген 57 норвежских подкреплений (лейтенант Гудим и 2-й лейтенант К. Кнудсен) и 116,6 длинных тонн (118,5 т) припасов. [ 25 ]

Полеты Catalina, 25–27 июня.

[ редактировать ]
Карта с изображением восточного и северного побережья Гренландии, Исландии, Ян-Майена, острова Медвежий, Шпицбергена и Норвегии.

Адмиралтейство послало Глена и пилота, лейтенанта Д.Э. (Тима) Хили, проинформировать вице-адмирала СС Бомэм-Картера, командира 18-й крейсерской эскадрильи в Гриноке в Шотландии, и им было предложено сфотографировать побережье Шпицбергена с высоты примерно 100 футов (30 футов). чтобы имитировать вид с Манчестера м) , моста . Хили и Глен описали пирс в Баренцбурге, который был заилен, но имел кран, сказали, что льдины могут проплывать мимо при южном ветру, и Хили согласился сделать несколько вертикальных фотографий пирса. Глен и Крофт должны были вернуться на Шпицберген 26 июня и собирались передать сигнал в Манчестер , когда он прибудет с «Затмением» 1 июля, с отчетом о последних действиях Люфтваффе . П-Питер вылетел из Саллом-Во в 13:21 и направился в Исландию для очередной ледовой разведки, по пути его обстреляли британские траулеры. В 18:32 экипаж взял курс на Гренландию и в конце концов увидел сквозь туман паковый лед. «Каталина» прилетела в залив Скорсби , и команда сфотографировала 200 морских миль (370 км; 230 миль) на север, чтобы Мыс Брюстер повернул в Исландию в 23:30 и в ясную погоду долетел почти до острова, прежде чем снова сгустился туман, приземлившись в Акюрейри в 2:35 ночи 26 июня. [ 26 ]

вылетел Сводки о ледовой обстановке и погоде были переданы, и «П-Питер» в 23:50 в Ян-Майен, оттуда на Шпицберген и достиг берега в 8:10. Экипаж спустился на глубину 100 футов (30 м), чтобы затем сделать фотографии в ясную погоду. повернул на восток в сторону пролива Белл и сфотографировал Ван Миен-фьорд (пролив Лоу), предполагаемую стоянку для танкеров, осматривая Свеагруву, которая, казалось, незанятый. Экипаж сфотографировал побережье до мыса Линне, Грин-Харбора и Баренцбурга, установил контакт с Фритэмом Форсом, а затем сфотографировал пирс, штурмана, свисающего из блистера порта с фотоаппаратом, которого крепко держал коллега. Хили высадил Пи-Питера, посадил Глена и Крофта в лодку и отправился в залив Адвент, чтобы проверить, как там немцы. В районе Лонгйирбюена снега не было, но возле взлетно-посадочной полосы можно было увидеть следы, ведущие к самолету возле хижины, рядом с грудами оборудования и грузовиком. Артиллеристы «Каталины» приготовились и открыли огонь по тому, что оказалось Ju 88, из 1500 пулеметных выстрелов и сфотографировали атаку с кино- и фотокамеры, дым валит из хвоста Ju 88. Экипаж «Каталины» передал сообщение наземной группе, когда они летели обратно и взяли средний курс на Шетландские острова и Исландию, игнорируя маршрут до Ян-Майена. В 18:32 метеорологический сигнал показал, что в Саллом-Во было слишком туманно, и команда взяла курс на Исландию, чтобы в конечном итоге увидеть мыс Ланганаэс и проползти вдоль побережья, чтобы приземлиться в Эйяфьордуре в 23:40. [ 27 ] [ д ]

Люфтваффе , 14 июня – 3 июля.

[ редактировать ]
Пример транспортного самолета Ju 52.

Группа Молля в Бансё сообщила о полете британцев 26 мая, а 12 июня сообщила, что посадочная площадка достаточно сухая для попытки приземления. Ju 88 подлетел к острову и приземлился, но повредил свои винты во время руления, в результате чего экипаж оказался на мели, а численность немецкой группы увеличилась до 18 человек. Самолеты Люфтваффе отправлялись на Шпицберген каждый день, но экипажи были предупреждены. Немцы думали об использовании гидросамолетов, но восточная оконечность Исфьорда и залив Адвент были слишком заполнены дрейфующим льдом, и от этой идеи пришлось отказаться. Под полуночным солнцем (20 апреля – 22 августа) с приближением середины лета лед на западе фьорда возле позиций союзников расчистился быстрее, чем у немцев в восточной части. [ 29 ] Немцы сообщили об атаке Каталины на Ju 88 27 июня, в результате которой он был списан, и заявили, что повредили британский самолет ответным огнем. 30 июня партия отправила сообщение о том, что взлетно-посадочная полоса достаточно сухая, чтобы Junkers Ju 52 приземлиться самолеты , и полеты снабжения были возобновлены. За самолетом наблюдала норвежская группа, которая отправилась в неудавшуюся экспедицию по разрушению немецкого штаба в хижине Ганса Лунда. В ясные дни немецкие летчики летали прямо над горами; когда видимость была плохой, они пошли по прибрежному маршруту мимо Баренцбурга. [ 30 ]

Операция «Коробка передач»

[ редактировать ]

28 июня – 5 июля

[ редактировать ]
Карта расположения Ян-Майена

«Манчестер» и «Эклипс» покинули «Клайд» и направились в Скапа-Флоу 25 июня, когда норвежская группа по усилению «Фритэм Форс» приступила к операции «Гирбокс». Корабли прибыли в Зайдис-фьорд в Исландии 28 июня и встретились с пилотом и штурманом «Каталины П-Питера», который прилетел на Шпицберген со специальной разведкой, для прохождения инструктажа. Крейсер отложил отправление до 30 июня, чтобы стать частью эскорта PQ 17, если его заметит подводная лодка возле Ян-Майена. Полярный лед образовал перевернутую воронку, левая сторона которой, к югу от Ян-Майена, изгибалась на северо-восток к северу от Исфьорда, а правая сторона, к югу от острова Медвежий, изгибалась на северо-запад к южному входу в Исфьорд. Корабли двинулись на север по воронке, а затем повернули на восток, чтобы подойти к Исфьорду с запада. Затмение было дозаправлено 1 июля во время густого тумана, и в 8:38 2 июля бригады мостика увидели фьорд при отличной видимости. [ 31 ]

В полдень у Баренцбурга корабли получили приветственный сигнал от Fritham Force о том, что самолет Люфтваффе выполнял ежедневную разведку в 3 часа ночи , а иногда и еще одну в 14:00, но ни морских, ни наземных сил не появилось. [ 31 ] В плохую погоду немецкие самолеты следовали вдоль побережья мимо Баренцбурга, что привело к открытию Исбьёрна и Селиса . Пирс был слишком заилен для швартовки; корабли продолжали работать, а экипажи - на зенитных станциях. Корабельные катера, моторные лодки, шлюпка, баркас , катера и китобои совершили 121 рейс туда и обратно за шесть часов, выгрузив норвежцев и припасы, в том числе коротковолновую радиосвязь, 40-мм зенитные орудия «Бофорс», лыжи, сани и прочее арктическое снаряжение. боевая техника. Крофт, Ой и еще одиннадцать человек из группы Фритэма были взяты на борт, и к 19:00 корабли ушли. Люди на берегу быстро устранили любые следы посещения, краны отодвинули от причала, лодки спрятали, а склады замаскировали. [ 32 ]

В отличие от Свердрупа, задача которого была в первую очередь экономической, Улльрингу было приказано восстановить норвежский суверенитет над островами Шпицберген. Он нашел разбомбленное поселение, вокруг которого был разбросан замороженный скот, под облаком дыма от тлеющих угольных отвалов. К ужасу группы Gearbox, у их пулеметов не оказалось лент с боеприпасами, остались только 20-мм Oerlikons и M2 Browning пулеметы . 3 июля было слышно, как самолет пролетал вдоль Исфьорда, а через час вернулся обратно, предположительно приземлившийся в Лонгйире; позже был замечен Ju 52, следовавший по тому же маршруту. К 5 июля были установлены четыре «Эрликона» и четыре «Браунинга», а артиллерийские расчеты провели репетицию. [ 32 ]

6–14 июля

[ редактировать ]

12 июля поездка с снабжением из 210-й эскадрильи должна была доставить пропавшие ленты с боеприпасами «Кольт» в Баренцбург, а затем провести разведку Баренцева моря для поиска выживших из конвоя PQ 17, потерявшего 24 корабля. Покинув Баренцбург, «Каталина» должна была пролететь 100 миль (190 км; 120 миль) к востоку от Сёркаппа (Южный мыс) до Хопена (остров Хоуп), а затем на восток вдоль полярных льдов, насколько это возможно, а затем повернуть на юг, на север России. После отдыха экипаж должен был вернуться к полярным льдам, где они остановились, а затем снова полететь на восток до 78° северной широты, на полпути между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа , а затем вернуться в Россию через мыс Нассау. Каталина Н-ноябрь (флот/лейтенант Г.Г. Потье) вылетела из Саллома-Во в 13:59 13 июля и достигла Баренцбурга в 12:25 14 июля, но по ошибке была поражена пулеметным огнем в хвост и крыло. . «Каталина» приземлилась на десять минут, чтобы разгрузить припасы, а затем улетела в Хопен на высоте 200 футов (61 м) под облаками. [ 33 ] [ и ]

15–29 июля

[ редактировать ]
Панорама Лонгйирбюена из Адвент-фьорда (2008 г.)

После того, как детали Кольта были доставлены, Улльринг установил один из них на катер и 15 июля отправился под полуночным солнцем с десятью людьми, чтобы атаковать немцев в Лонгйире в заливе Адвент. Последние немцы на Шпицбергене, включая группу метеорологов, находившуюся там с конца 1941 года, были отправлены обратно в Норвегию 9 июля. [ 30 ] Немцы ушли, но Ju 88, сбитый 1 июля, все еще был на месте, беспроводной передатчик и другое оборудование были в рабочем состоянии, запасов было много, а здания, используемые отрядом, находились в хорошем состоянии, что позволяет предположить, что уход немцев не был постоянным. « Крот» у берега в Йортхамне был найден, разобран и возвращен в Баренцбург для отправки в Великобританию, а группа с двумя пулеметами «Кольт» и двумя «Браунинг» осталась охранять взлетно-посадочную полосу. Ju 88 был отправлен из Норвегии для расследования прекращения передач с « Кроте» 20 июля; экипаж увидел, что база разрушена, и оказался под пулеметным обстрелом норвежцев. Группа в Свеагруве услышала, как над головой пролетел бомбардировщик, и предположила, что на базе в Банаке была поднята тревога. [ 34 ]

21 июля Ju 88, пролетавший над Грин-Харбором, был обстрелян артиллеристами Эрликона; из левого двигателя пошел дым, а в одной из законцовок крыла появилась дыра. Немецкие записи показали, что экипаж счел, что площадка для приземления слишком заболочена для безопасной посадки летом. В качестве меры предосторожности на случай внезапной высадки норвежцы сняли наземные указатели, вырыли несколько траншей и разбросали по полосе препятствия. [ 34 ] Еще один передатчик и несколько магазинов были найдены в Адвентдалене; Уллринг отплыл на юг в Беллсунд (пролив Белл), Ван Миенфьорден (пролив Лоу) и залив Браганса, чтобы доставить оружие отряду Фритама и взять девять из них для подкрепления Баренцбурга. В Банаке доктор Эрих Этьен, руководивший сбором данных о погоде, и майор Фоллрат Вибель организовали разведывательный полет на Шпицберген. Ju 88 из 5-й метеорологической эскадрильи Wetterkundungsstaffel 5 совершил вылет над заливом Адвент 23 июля, чтобы оценить масштабы вмешательства союзников в дела Кроте . Когда самолет летел низко в сторону Йортхамна и сделал крутой разворот; Никс Лангбак, наводчик Селиса , произвел десять выстрелов из пулемета, бомбардировщик разбился и взорвался; два снаряда попали в один из двигателей. В районе Хиортфьелле было несколько кабелей для перевозки угля, и Ju 88 мог столкнуться с одним из них после удара; Экипаж был похоронен, а из-под обломков извлечены кодовые книги. [ 35 ]

30 июля – август

[ редактировать ]

Потеря опытного экипажа и пассажиров побудила немцев отправить больше рейсов, но они смогли только увидеть, что взлетно-посадочная полоса Бансё оккупирована и что у них нет сил для повторного захвата этого места. Норвежцы вернули информацию о сигналах и кодовые книги и больше не понесли потерь; Ватман и операторы беспроводной связи отправляли в Адмиралтейство обильные объемы информации, и 29 июля Каталина Пи-Питер доставила противостолбнячный токсин и другие предметы в операцию «Гирбокс», а затем 30 июля вернулась с Гленом, чтобы посетить Адмиралтейство для обсуждения вопросов предстоящие Operation Gearbox II и Convoy PQ 18 . Глен был удовлетворен тем, что норвежские владения в Исфьорде и гавани Грин были достаточно безопасными, чтобы использовать их в качестве базы гидросамолетов. [ 36 ] В начале августа Улльринг повел группу из девяти человек на север вдоль побережья и в Конгсфьорд (Кингсфьорд) на катере, чтобы найти еще одну немецкую метеостанцию, но нашел только след. 20 августа подводная лодка вошла в Исфьорд и обстреляла береговые сооружения в Грин-Харборе и заливе Адвент из своей палубной пушки. В Баренцбурге норвежцы открыли ответный огонь с катера, вооруженного пулеметом «Кольт», который был пришвартован у пирса, и с «Эрликона», установленного на возвышении за деревней, что вынудило подводную лодку вести огонь с большей дистанции; Норвежцы снова не понесли потерь. [ 37 ]

Последствия

[ редактировать ]
Карта Баренцева моря

Оставшаяся часть сил Фритама в Баренцбурге была консолидирована за счет подкреплений в ходе операции «Коробка передач» и ее продолжений, была установлена ​​метеостанция и восстановлена ​​беспроводная связь с Адмиралтейством. Улльринг доложил о надзоре за пулеметами, организовал полеты снабжения «Каталины», предоставил прогнозы погоды и наблюдения, защитил Уормана и его аппарат для исследования ионосферы и приготовился атаковать немецкие метеостанции, где бы они ни находились. [ 38 ] Выжившие в операции «Фритэм» отлично знали местность и с прибытием персонала Gearbox могли делать больше, чем просто существовать и уклоняться от атак немецкой авиации. Полет Catalina N-Nuts на Шпицберген 13 июля с запчастями для Кольтов и другими припасами, а затем на север России для поиска выживших PQ 17, проинформировал британские военно-морские власти в Мурманске о том, что Баренцево море свободно ото льда. Многие выжившие были спасены, а корабли, укрывшиеся на Новой Земле, благополучно доставлены в порт. В Адмиралтействе началось планирование операции Gearbox II , продолжения Gearbox, а также операции «Оратор» , которая станет частью предстоящего Convoy PQ 18. [ 39 ]

Последующие операции

[ редактировать ]

Операция «Коробка передач II»

[ редактировать ]
Радиолокационная фотография Шпицбергена ( Envisat , 2011 г.)

После катастрофы Конвоя PQ 17 Жубер повторно представил предложение по торпедоносцу, которое было принято и проведено как операция «Оратор». [ 24 ] Во время PQ 18 (2–21 сентября 1942 г.) Force P флотские нефтяники RFA Blue Ranger и RFA Oligarch , а также четыре эскорта эсминца отплыли 3 сентября на Шпицберген и бросили якорь в Ван Мидженфьордене (Лоу-Саунд) в качестве передовой группы дозаправки. С 9 по 13 сентября эсминцы были отделены от PQ 18 для дозаправки. [ 40 ] Операция Gearbox II началась с еще одного снабжения, осуществленного крейсером HMS Cumberland , Eclipse и еще четырьмя эскортными эсминцами, которые прибыли 17 сентября со 130 длинными тоннами (130 т) припасов и партией норвежских войск (подполковник Альберт Торнеруд и Военный губернатор вместо Уллринга); HMS Sheffield прибыл на следующий день с еще 110 длинными тоннами (110 т) припасов. [ 41 ]

Корабли снова продолжали работать двигателями, а экипажи были закрыты для зенитных действий, корабли разгрузились и отправились через шесть часов. Были доставлены две упряжки «Хаски» с сорока собаками, три ружья «Бофорс», два трактора «Фордсон» , лодки, беспроводное оборудование и зимние припасы. [ 41 ] Хили принял участие в операции «Оратор» и 25 сентября покинул Грасную, чтобы вернуться в Шотландию через Шпицберген, чтобы забрать Глена. Плохая погода вынудила вернуться в Мурманск, и в 13:29, примерно в 70 морских милях (130 км; 81 милях) от побережья, Хили погиб в бою с Ju 88. [ 42 ] 19 октября HMS Argonaut и два эсминца доставили припасы, а в ноябре в рейс совершило норвежское судно. [ 43 ] [ 44 ] 7 июня 1943 года «Камберленд» , HMS Bermuda и два эсминца вышли из Исландии и 10 июля высадили людей и припасы на Шпицбергене. [ 45 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Командир: бригадный генерал Артур Поттс , 527 канадцев, 25 норвежцев (капитан Обер), 93 британца, включая 57 королевских инженеров . [ 9 ]
  2. После войны предполагалось, что Нигерия подорвалась на мине. [ 12 ]
  3. 24 августа 1942 года группа Кноспеля была репатриирована U-435 после нападения группы из операции Gearbox. [ 16 ]
  4. Хили доставил траулер в Зайдисфьорд, чтобы встретиться с «Манчестером» и «Эклипсом» , которые достигли Исландии 29 июня. Хили проинформировал команду мостика, что кромка льда проходила от Ян-Майена под 42° до 72° широты, затем повернула на север, оставив путь на Шпицберген свободным ото льда. Морской туман прикрывал самолеты Люфтваффе , которые обычно пролетали над Исфьордом с 2 до 5 часов утра, до того, как корабли должны были прибыть. Хили вернулся на «Каталину» и снова вылетел в Саллом Во в 8:35 утра 1 июня. [ 28 ]
  5. После поворота на юг в сторону России были замечены пять спасательных шлюпок с примерно сорока людьми; Экипаж отправил послания доброй воли сигнальной лампой и бросил еду и сигареты в Мэй Уэст . Экипаж вылетел через Белое море на аэродром Лахта под Мурманском, чтобы доложить о выживших, которых спасли корветы, присланные из Архангельска. [ 33 ]
  1. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 61–62.
  2. ^ Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
  3. ^ Хинсли 1994 , стр. 126, 135.
  4. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 62.
  5. ^ Роскилл 1957 , с. 260.
  6. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , стр. 10–11.
  7. ^ Роскилл 1957 , с. 488.
  8. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , стр. 10–11, 35–36.
  9. ^ Стейси 1956 , с. 304.
  10. ^ Jump up to: а б Роскилл 1957 , с. 489.
  11. ^ Вудман 2004 , стр. 35–36.
  12. ^ Вудман 2004 , с. 36.
  13. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 63–64.
  14. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 64–67, 95.
  15. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 67.
  16. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 95.
  17. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 95–96.
  18. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 96–99.
  19. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 63, 94–95.
  20. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 94–95.
  21. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 105–106.
  22. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 105–110.
  23. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 110–112.
  24. ^ Jump up to: а б Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 80–81.
  25. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 150.
  26. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 151–157.
  27. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 157–162.
  28. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 162–163.
  29. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 134–135.
  30. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 166–167.
  31. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 162–164.
  32. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 162–166.
  33. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит 2005 , с. 170.
  34. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит 2005 , стр. 171–173.
  35. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 173–174.
  36. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 174–176.
  37. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 166–173, 190.
  38. ^ Хатсон 2012 , с. 125.
  39. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 168–171.
  40. ^ Роскилл 1962 , стр. 280–283.
  41. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит 2005 , стр. 177, 189.
  42. ^ Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 84–85.
  43. ^ Роскилл 1962 , с. 287.
  44. ^ Хатсон 2012 , стр. 126–127.
  45. ^ Роскилл 1960 , с. 59.

Книги

  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны (2-е изд. Сокращенное изд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Хатсон, ХК (2012). Арктическая интерлюдия: Независимость от Севера России (6-е изд.). Скоттс-Вэлли, Калифорния: Независимое издательство CreateSpace. ISBN  978-1-4810-0668-2 .
  • Ричардс, Денис; Сондерс, Х. Ст. Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-771593-6 . Проверено 1 июня 2018 г.
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . История Второй мировой войны , Военная серия Великобритании. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC   881709135 . Проверено 1 июня 2018 г.
  • Роскилл, SW (1962) [1956]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945 годов: период равновесия . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. II (3-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC   174453986 . Проверено 1 июня 2018 г.
  • Роскилл, Юго-Запад (1960). Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Наступление, часть I: 1 июня 1943 г. – 31 мая 1944 г. История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC   570500225 .
  • Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (2005). Арктические летчики: Королевские ВВС на Шпицбергене и на севере России, 1942 г. (2-е изд.). Лондон: В. Кимбер. ISBN  978-1-86227-291-0 .
  • Стейси, CP (1956) [1955]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (онлайн, 2008 г., Департамент национальной обороны, Управление истории и наследия, ред.). Оттава: Полномочия министра национальной обороны. OCLC   317352934 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 1 июня 2018 г.
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .

Веб-сайты

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7714f8bf19a6b004f49a07aa91db37b8__1719317700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/b8/7714f8bf19a6b004f49a07aa91db37b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Gearbox - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)