Операция «Перчатка»
Операция «Перчатка» | |
---|---|
Часть Арктической кампании Второй мировой войны. | |
![]() Снос немецкой радиостанции | |
Тип | Рейд |
Расположение | Шпицберген , Шпицберген , Норвегия 78 ° 14'48 "N 15 ° 40'38" E / 78,24667 ° N 15,67722 ° E |
Планируется | Комбинированные операции |
Под командованием | |
Цель |
|
Дата | 25 августа - 3 сентября 1941 г. |
Исход | Успех |
Потери | Никто |
Операция «Перчатка» союзников, — совместная операция проводившаяся с 25 августа по 3 сентября 1941 года во время Второй мировой войны . Канадские, британские и норвежские вооруженные силы в изгнании ( Утефронтен , Внешний фронт) высадились на норвежском острове Шпицберген в архипелаге Шпицберген , в 650 милях (1050 км) к югу от Северного полюса .
Угольные шахты на островах принадлежали и управлялись Норвегией в Лонгйире и Советским Союзом в Баренцбурге ; оба правительства согласились на их уничтожение и эвакуацию своих граждан. Целью Gauntlet было лишить Германию угольной, горнодобывающей и судоходной инфраструктуры, оборудования и запасов на Шпицбергене, а также подавить радиостанции на архипелаге, чтобы помешать немцам получать сводки погоды.
Gauntlet имел успех; немцы ничего не знали об экспедиции до ее отбытия, рейдеры не понесли потерь, мирное население было репатриировано, угольные отвалы были подожжены, горное оборудование уничтожено, несколько кораблей были взяты в качестве призов, а немецкий военный корабль был потоплен на обратном пути путешествие.
Фон
[ редактировать ]Архипелаг Шпицберген
[ редактировать ]
Архипелаг Шпицберген расположен в Северном Ледовитом океане примерно на полпути [650 миль (1050 км)] между северной Норвегией и Северным полюсом . Острова гористые, их вершины постоянно покрыты снегом, а некоторые покрыты льдом. На дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин встречаются редкие речные террасы. Зимой острова покрываются снегом, а заливы покрываются льдом. Главный остров Шпицберген, расположенный на западе, имеет несколько больших фьордов вдоль западного побережья; Исфьорд имеет ширину до 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду, делая море свободным ото льда летом. Есть поселения в Лонгйире и Баренцбурге (заливы вдоль южного берега Ис-фьорда), в Конгс-фьорде (Кингс-Бей), к северу от Ис-фьорда вверх по побережью и в Ван-Мийен-фьорде на юге. Поселения привлекли колонистов из нескольких стран, а Шпицбергенский договор 1920 года нейтрализовал острова и признал права стран-участниц на добычу полезных ископаемых и рыболовство. До 1939 года население насчитывало около 3000 человек, в основном норвежцев и русских, работавших в горнодобывающей промышленности. Шахты были связаны с берегом воздушными канатными дорогами или рельсами, а сброшенный зимой уголь собирали после летней оттепели. К 1939 году производство составляло около 500 000 длинных тонн (510 000 тонн) в год, которые примерно поровну были разделены между Норвегией и Советским Союзом. весит Длинная тонна 2240 фунтов ; [метрическая] тонна 2205 фунтов. [1]
Военно-морские операции
[ редактировать ]С 25 июля по 9 августа 1940 года « Адмирал Хиппер» отплыл из Тронхейма, чтобы обыскать район от Тромсё до Медвежьего острова и Шпицбергена (бывший Шпицберген) и перехватить британские корабли, возвращавшиеся из Петсамо , но обнаружил только финское грузовое судно. [2] Действия по отказу Германии в экспорте угля были обсуждены британским военным кабинетом и Адмиралтейством вскоре после немецкой оккупации Норвегии в 1940 году. военные действия пресечь. После операции «Барбаросса» — вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 года — немецкая оккупация островов могла поставить под угрозу маршрут арктических конвоев на север России. [3] 12 июля 1941 года Адмиралтейству было приказано собрать отряд кораблей для действий в Арктике во взаимодействии с СССР, несмотря на возражения адмирала Джона (Джека) Тови , командующего Флотом метрополии , который предпочёл действовать дальше. на юге, где было больше целей и лучшее прикрытие с воздуха. [4]
Контр-адмиралы Филип Виан и Джеффри Майлз вылетели в Полярное на севере России, а Майлз основал британскую военную миссию в Москве. [4] Виан сообщил, что Мурманск находится слишком близко к территории, контролируемой немцами, что его противовоздушная оборона недостаточна и что перспективы наступательных операций на немецкие корабли плохие. Затем Виан был отправлен на разведку западного побережья Шпицбергена , главного острова архипелага Шпицберген, который был в основном свободен ото льда и находился в 450 милях (720 км) от северной Норвегии, чтобы оценить его потенциал в качестве базы. Крейсеры HMS «Нигерия» , « Аврора» и два эсминца покинули Исландию 27 июля, но Виан обнаружил, что преимущества базы на Шпицбергене сводятся на нет погодными препятствиями и близостью к немецким базам в Норвегии. [5] Войска дважды приближались к норвежскому побережью и каждый раз были обнаружены самолетами-разведчиками Люфтваффе и отступили. [6]
Прелюдия
[ редактировать ]Союзные приготовления
[ редактировать ]
26 июля 1941 года канадский корпус в Великобритании предложил предоставить достаточное количество войск для высадки на Шпицбергене, размещения гарнизона военно-морской базы дозаправки на четыре месяца, а затем вывода войск до наступления зимы. [3] Должен был быть сформирован 111-й отряд, включающий два батальона канадской пехотной бригады, минус транспортные и приданные подразделения, включая зенитную батарею. Канадцы предоставили штаб 2-й канадской пехотной бригады (бригадный генерал Артур Поттс ) и ее подразделение связи — 3-ю полевой роты Королевских канадских инженеров (RCE). [7]
К экспедиции были прикреплены по батальону канадской легкой пехоты принцессы Патрисии и Эдмонтонскому полку , а экспедицию сопровождали два полевых госпиталя 5-го медицинского корпуса полевой скорой помощи Королевской канадской армии (RCAMC) и отряды административных войск. Военное министерство добавило 40-ю полевую батарею Королевской канадской артиллерии (RCA) с восемью 25-фунтовыми полевыми орудиями из 11-го полевого полка RCA; Отряд 111 был готов к 4 августа. [7]
Канадцы погрузились на борт RMS Empress of Canada в Глазго, отплыли в Объединенный учебный центр № 1 на HMS Quebec (береговое учреждение) Inveraray на Лох-Файн и начали репетировать высадку. 11 августа Поттсу сообщили, что масштабы операции значительно сократились, а 16 августа Поттсу было приказано обеспечить, «чтобы немцы не получили никаких преимуществ от Шпицбергена до марта 1942 года». Операция должна была представлять собой высадку сил, достаточных для сноса или вывоза горнодобывающего оборудования, угля, а также транспортной и портовой инфраструктуры. Беспроводные и метеостанции должны были быть отключены; русских должны были перевезти в Архангельск , а норвежцев — в Великобританию. [8]
Гражданские представители России и Норвегии, а также офицер норвежской армии, назначенный губернатором Шпицбергена, будут сопровождать экспедицию для решения гражданских вопросов. Отряд 111 вернулся в Суррей, за исключением штаба 2-й канадской пехотной бригады с 29 канадскими офицерами и 498 другими чинами из Эдмонтонского полка (майор У. Г. Бери) и 3-й полевой роты RCE (майор Джеффри Уолш), 84 солдатами легкой пехоты Саскатуна (майор Джеффри Уолш). MG) и административные партии, 14 британских офицеров и 79 солдат, в том числе 57 королевских инженеров и норвежский пехотный отряд (капитан Обер) с тремя офицерами и 22 другими званиями, всего 645 человек. [8]
Операция «Перчатка»
[ редактировать ]
Экспедиция вышла из реки Клайд 19 августа на корабле «Императрица Канады» и встретилась с отрядом А (Виан) с крейсерами «Нигерия» , «Аврора» и эсминцами « Энтони» , «Антилопа» и «Икар» . Корабли зашли в Хвалфьордур в Исландии для дозаправки и отправились вечером 21 августа. Поздно вечером 22 августа войскам стало известно место назначения войск. Отряд А встретил нефтяник «Олигарх» и его траулер эскорта вечером 24 августа к западу от Шпицбергена, и по мере приближения отряда самолет совершил разведывательный полет над Исфьордом, большим заливом на западном побережье острова Шпицберген, самым густонаселенным районом. архипелага. В 4:30 утра «Икар» высадил группу связи на радиостанции Кап-Линне у входа во фьорд, где их встретили норвежские операторы. направились в Грёнфьорд Большие корабли вошли в Исфьорд, в 8:00 и бросили якорь у советского шахтерского поселка Баренцбург. Поттс сошел на берег, чтобы обсудить с советскими властями вопрос о посадке населения и его доставке в Архангельск, поскольку канадцы оккупировали другие советские и норвежские поселения вдоль Исфьорда. [9]

Эвакуация шла медленнее, чем планировалось, потому что советский консул хотел погрузить на Императрицу Канады технику и припасы , а также личные вещи. «Императрица Канады» отправилась в Архангельск в полночь в ночь с 26 на 27 августа в сопровождении Нигерии и эсминцев. Аврора осталась охранять десантные группы и помогать в посадке из отдаленных поселений. Канадские инженеры подожгли около 450 000 длинных тонн (460 000 т) угля, сброшенного на шахтах, мазут был вылит в море или сожжен, а горное оборудование было демонтировано или выведено из строя, в ходе чего Баренцбург загадочным образом сгорел. Вечером 1 сентября Императрица Канады и ее сопровождающие вернулись из Архангельска в Грин-Бей. [10]
Нормальную работу на радиостанции поддерживал назначенный норвежским военным губернатором лейтенант Рагнвальд Тамбер, за исключением ложных сообщений о тумане, призванном сдерживать Люфтваффе воздушную разведку . Три угольщика, отправленные с материка, были угнаны вместе с китобойным судном, ледоколом, буксиром и двумя рыбацкими лодками. 2 сентября на борт «Императрицы» поднялись около 800 норвежцев , а также 186 французских военнопленных, бежавших из немецкого плена и интернированных в СССР до немецкого вторжения. Отряд А отплыл домой в 22:30 3 сентября с 800 норвежскими мирными жителями и призами после десятидневной оккупации, ни разу не находясь в темноте. [11] Андерс Халворссен предпочел не присоединяться к норвежской армии в изгнании, спрятался и остался на острове. Последнее радиосообщение было передано вечером 3 сентября, и декорации в Баренцбурге, Лонгйире, Кап-Линне и Грён-фьорде были уничтожены; Когда отряд А возвращался, было слышно, как немецкая станция звонила на Шпицберген. Ложные сводки погоды привели к отмене полетов люфтваффе по разведке погоды службой Wettererkundungsstaffel ( Wekusta 5). [12]

5 сентября люфтваффе совершили вылет над Шпицбергеном, и экипаж обнаружил, что Шпицберген пуст, а угольные склады горят. Wekusta 5 возобновил полеты, и 10 сентября экипаж увидел, как Халворссен махал им рукой в Лонгйире. Экипаж увидел речную террасу в Сонаке в Адвент-фьорде , примерно в 6,4 км от нее, которая имела длину около 1500 ярдов (1400 м) и могла служить взлетно-посадочной полосой. 25 сентября Ju 52 благополучно приземлился в Сонаке, но не смог отправить сообщение из-за низкой мощности радиопередатчика; Ju 88 сумел приземлиться 27 сентября, обнаружив группу и норвежского перебежчика. От плана создания временной базы отказались после того, как в небе появилось странное освещение, напоминающее прожекторы; два самолета поспешно вылетели в Норвегию на случай, если это будут британцы. [12]
Британские крейсеры направились к норвежскому побережью для охоты на немецкие корабли и рано утром 7 сентября в штормовую погоду и плохую видимость обнаружили немецкий конвой у муниципалитета Порсангер , недалеко от мыса Нордкап . Крейсеры потопили учебный корабль «Бремзе» , но «Барселона» и «Траутенфельс» , два военных транспорта с 1500 солдатами 6-й горнострелковой дивизии на борту, ушли во фьорд. [13] Считалось, что Нигерия пострадала в результате крушения. После войны предполагалось, что Нигерия подорвалась на мине. [14] Отряд А достиг Клайда в ночь с 7 на 8 сентября. [15]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]
Gauntlet имел успех; немцы не знали об экспедиции и не могли бросить ей вызов. Рейдеры не понесли потерь, местное население было репатриировано, несколько кораблей были захвачены в качестве призов, а один немецкий военный корабль на обратном пути был потоплен. [16] После операции британцы ожидали, что немцы оккупируют Шпицберген в качестве базы для атак на арктические конвои, но немцев больше интересовали метеорологические данные, поскольку Арктика является источником большей части погоды в Западной Европе. [17]
Последующие операции
[ редактировать ]Эксперт по Арктике Эрих Этьен по возвращении в Норвегию сделал предложение создать на Шпицбергене метеостанцию, чтобы получать более точные данные о погоде и избавить Wekusta 5 от бремени полетов в долгие ночи полярной зимы. Операция Бансё ( Unternehmen Bansö ) началась 8 октября с полета Ju 52 на Шпицберген для перевозки метеорологической группы из четырех человек и десяти рабочих для переоборудования дома в 2,5 милях (4,0 км) от Лонгйирбюена, недалеко от посадочной площадки в Сонаке. 18 октября экипаж Ju 52, направлявшегося в Лонгйир, заметил возле острова несколько британских кораблей, а на следующий день экипаж Heinkel 111 заметил в Исфьорде четыре британских тральщика. Два Ju 52 и He 111 покинули взлетно-посадочную полосу; Из-за неисправности двигателя один из Ju 52 задержался на два часа, но облака пыли в долине скрыли немецкий самолет, и они остались незамеченными. Разрешение было дано 22 октября, и к 9 ноября Бансо заработал после 38 рейсов, в ходе которых на остров было доставлено 5 длинных тонн (5,1 т) оборудования и 24 строителя; 2 ноября Ju 88, сопровождавший Ju 52, был захвачен ураганным ветром и разбился вскоре после взлета из Банака, с потерей экипажа. [18]
Боевой порядок
[ редактировать ]Данные взяты из Dean and Lackenbauer [2017], если не указано иное. [19]
Канадский
норвежский
|
Британский
|
См. также
[ редактировать ]- Операция Фритэм
- Операция «Коробка передач»
- Операция «Коробка передач II»
- Операция Цитронелла
- Операция Боевой конь
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 61–62.
- ^ Роскилл 1957 , с. 260.
- ^ Перейти обратно: а б Стейси 1956 , с. 301.
- ^ Перейти обратно: а б Вудман 2004 , стр. 10–11.
- ^ Роскилл 1957 , с. 488.
- ^ Вудман 2004 , стр. 10–11, 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б Стейси 1956 , с. 303.
- ^ Перейти обратно: а б Стейси 1956 , стр. 303–304.
- ^ Стейси 1956 , стр. 303–305.
- ^ Стейси 1956 , с. 305.
- ^ Роскилл 1957 , с. 489; Стейси 1956 , с. 306.
- ^ Перейти обратно: а б Кингтон и Селинджер 2006 , с. 89.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 93.
- ^ Вудман 2004 , стр. 35–36.
- ^ Стейси 1956 , с. 306; Роскилл 1957 , с. 489.
- ^ Стейси 1956 , с. 306.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 63–64.
- ^ Кингтон и Селинджер 2006 , стр. 89−92.
- ^ Дин и Лакенбауэр 2017 , стр. 35–36.
Библиография
[ редактировать ]- Дин, Р.; Лакенбауэр, PW (2017). «Задумка и реализация операции Gauntlet: рейд под руководством Канады на Шпицберген, 1941 год» . Канадская военная история . 26 (2). ISSN 1929-400Х . Проверено 21 августа 2019 г.
- Кингтон, Дж.А.; Селинджер, Ф. (2006). Wekusta: Подразделения и операции метеорологической разведки Люфтваффе 1938–1945 (1-е изд.). Оттрингем, Э. Йоркс: Публикации бортовых самописцев. ISBN 978-0-9545605-8-4 .
- Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC 881709135 . Проверено 18 апреля 2018 г.
- Шофилд, Э.; Несбит, Р.К. (2005) [1987]. Арктические летчики: ВВС Великобритании на Шпицбергене и на севере России, 1942 год . Лондон: В. Кимбер. ISBN 978-0-7183-0660-1 .
- Стейси, CP (1956) [1955]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (онлайн, 2008 г., Департамент национальной обороны, Управление истории и наследия, ред.). Оттава: Полномочия министра национальной обороны. OCLC 317352934 . Архивировано из оригинала 24 октября 2017 года . Проверено 18 апреля 2018 г.
- Вудман, Р. (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лоусон, SH (2001). «Д/С Исбьёрн» . Warsailors.com . Проверено 16 апреля 2018 г.
- Леви, Дж. (2001). Удерживая линию: Флот метрополии Королевского флота во Второй мировой войне (pdf) (докторская диссертация). Университет Уэльса Суонси (Университет Суонси). OCLC 502551844 . Справка uk.bl.ethos.493885 . Проверено 2 июня 2018 г.
- Райан, Дж. Ф. (1996). Королевский флот и советская морская мощь, 1930–1950: разведка, военно-морское сотрудничество и антагонизм (pdf) (кандидатская диссертация). Университет Халла. OCLC 60137725 . Справка uk.bl.ethos.321124 . Проверено 2 июня 2018 г.
- Себаг-Монтефиоре, Х. (2001) [2000]. Энигма: Битва за код (4-е, изд. Феникса). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-7538-1130-8 .
- Виан, П. (1960). Действие в этот день: военные мемуары . Лондон: Фредерик Мюллер. OCLC 185488211 . D63-4/56-1941E-PDF.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1941 год в Норвегии.
- Десантные операции Второй мировой войны
- Арктические военные операции Второй мировой войны.
- Арктические военно-морские операции Второй мировой войны
- События августа 1941 года
- Бои и конфликты без смертельных исходов
- Битвы Второй мировой войны с участием Канады
- Конфликты 1941 года
- История Шпицбергена
- Морские инциденты в 1941 году
- Военная история Канады во время Второй мировой войны
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Канады
- События сентября 1941 года
- Рейды британских коммандос времен Второй мировой войны
- Десантные операции с участием Соединенного Королевства