Jump to content

Операция Боевой конь

Координаты : 80 ° 04' с.ш. 22 ° 24' в.д.  /  80,067 ° с.ш. 22,400 ° в.д.  / 80,067; 22 400
Расположение Шпицбергена
Бывшая немецкая база в 2022 году

Операция Хаудеген ( Unternehmen Haudegen [Операция Палаш ]) — название немецкой операции во время Второй мировой войны по созданию метеорологических станций на архипелаге Шпицберген в Норвегии . В сентябре 1944 года подводная лодка U-307 и корабль снабжения «Карл Дж. Буш» бойцов Унтернемен Хаудегена перевезли на остров . Станция действовала с 9 сентября 1944 года. 8 мая 1945 года штаб получил сообщение от своего командования в Тромсё о том, что Германия капитулировала и война окончена. После этого радиосвязь была потеряна. Солдаты смогли обратиться за помощью только в августе 1945 года, а 6 сентября были подобраны норвежским судном для охоты на тюленей и сдались его капитану. Группа мужчин была последними немецкими войсками, сдавшимися после Второй мировой войны.

Архипелаг Шпицберген

[ редактировать ]
Топографическая карта Шпицбергена

Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане, в 650 милях (1050 км) от Северного полюса и на таком же расстоянии к северу от Норвегии. Острова гористые, вершины постоянно покрыты снегом, некоторые покрыты льдом; На дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин встречаются редкие речные террасы. Зимой острова покрываются снегом, а заливы покрываются льдом. На западном побережье острова Шпицберген есть несколько больших фьордов, а ширина Ис-фьорда достигает 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду , и летом море освобождается ото льда. Поселения были созданы в Лонгйире и Баренцберге в бухтах вдоль южного берега Исфьорда, в Кингс-Бей на севере вдоль побережья и в Ван-Мийен-фьорде на юге. Поселения привлекали колонистов разных национальностей, а договор 1920 года нейтрализовал острова и признал права стран-участниц на добычу полезных ископаемых и рыболовство. До 1939 года население насчитывало около 3000 человек, в основном норвежцев и русских, работавших в горнодобывающей промышленности. Шахты были связаны с берегом воздушными канатными дорогами или рельсами, а сбрасываемый зимой уголь собирался после летней оттепели. К 1939 году производство составляло около 500 000 длинных тонн (510 000 тонн) в год, примерно поровну разделенное между Норвегией и Россией. [1]

Союзные операции

[ редактировать ]

Операция «Перчатка»

[ редактировать ]

союзников, «Гаунтлет» — совместная операция проводившаяся с 25 августа по 3 сентября 1941 года во время Второй мировой войны . Канадские, британские и Свободные норвежские войска высадились на норвежском острове Шпицберген в архипелаге Шпицберген , в 650 милях (1050 км) к югу от Северного полюса. Угольные шахты на островах принадлежали и управлялись Норвегией в Лонгйире и Советским Союзом в Баренцбурге ; оба правительства согласились на их уничтожение и эвакуацию своих граждан. Целью « Гаунтлета » было лишить немцев угольной, горнодобывающей и судоходной инфраструктуры, оборудования и запасов на Шпицбергене, а также подавить радиостанции на архипелаге, чтобы помешать немцам получать сводки погоды. «Гаунтлет» увенчался успехом, немцы не знали об экспедиции, пока она уже давно не закончилась. Потерь рейдеры не понесли, население Шпицбергена было репатриировано, несколько кораблей были захвачены рейдерами в качестве призов; на обратном пути немецкий военный корабль был потоплен. [2]

Операция Фритэм

[ редактировать ]

Операция «Фритам» (30 апреля – 14 мая 1942 г.) представляла собой попытку союзников захватить угольные шахты на Шпицбергене, главном острове архипелага Шпицберген. 30 апреля группа норвежских войск отплыла из Шотландии, чтобы вновь оккупировать остров и изгнать немецкую метеорологическую группу. 14 мая четыре немецких бомбардировщика-разведчика потопили корабли в Грин-Харборе. Командир Эйнар Свердруп и одиннадцать человек были убиты, одиннадцать человек ранены, большая часть припасов потеряна вместе с кораблями. 26 мая «Каталина» вступила в контакт с «Фритэмом Форсом» и уничтожила Ju 88 застрявший на земле немецкий бомбардировщик . Еще больше вылетов доставляли припасы, атаковали немецкие метеорологические базы, эвакуировали раненых и спасали моряков, потерпевших кораблекрушение. [3]

Операция «Коробка передач»

[ редактировать ]

Операция «Коробка передач» (30 июня — 17 сентября 1942 г.) — норвежско-британская операция, пришедшая на смену операции «Фритэм». Выжившие из «Фритам Форс» собрали все оборудование, которое смогли, и разбили лагерь в Баренцбурге, который опустел после операции «Перчатка», и выслали разведывательные группы. Адмиралтейство расшифровке обнаружило большую часть того, что произошло, благодаря беспроводных Ultra Люфтваффе сигналов, закодированных «Энигмой» . 2 июля на крейсере прибыли 57 норвежцев со 116 длинными тоннами (118 т) припасов. Баренцбург был укреплен, и 12 июля группы атаковали немецкий метеорологический отряд в Лонгйире, но обнаружили, что они ушли тремя днями ранее. Взлетно-посадочная полоса была заблокирована, а 23 июля самолет Ju 88 с опытным экипажем и двумя высокопоставленными чиновниками был сбит, пролетая низко над посадочной площадкой; План Германии послать еще одну метеорологическую группу был сорван. [4]

Операция «Коробка передач II»

[ редактировать ]

Операция Gearbox II (17 сентября 1942 — 7 сентября 1943) — норвежско-британская операция. Подкрепления в рамках операции «Гирбокс» укрепили оборону Баренцбурга и подготовили «Гирбокс II», еще одно подкрепление норвежцев и часть плана Конвоя PQ 18 , чтобы предотвратить повторение Конвоя PQ 17 (27 июня – 10 июля 1942 г.), в котором 24 из 35 грузовых судов были потоплены. Нефтяники RFA Blue Ranger и RFA Oligarch, а также четыре эскортных эсминца вышли из Скапа-Флоу 3 сентября и несколько дней спустя бросили якорь в проливе Лоу. С 9 по 13 сентября эстафеты эсминцев были отправлены из PQ 18 для дозаправки перед тем, как конвой пройдет остров Медвежий и попадет в зону действия Люфтваффе бомбардировщиков и торпедоносцев , базирующихся на севере Норвегии. Еще одна немецкая группа метеорологов была изгнана с острова норвежцами, и 19 октября крейсер USS Tuscaloosa и четыре эсминца доставили дополнительные норвежские войска. [5] [6]

Немецкие операции

[ редактировать ]

Операция Бансо, 1941–1942 гг.

[ редактировать ]
Карта расположения, Лонгйирбиен красным цветом

К августу 1941 года союзники уничтожили немецкие метеостанции в Гренландии, на острове Ян-Майен , на острове Медвежий ( Бьёрнёя ) и гражданские сводки погоды со Шпицбергена. Кригсмарине . и Люфтваффе обследовали наземные площадки для размещения метеостанций в зоне действия морского и воздушного снабжения, некоторые из которых будут пилотируемыми, а другие автоматическими Wettererkundungsstaffel 5 ( Wekusta 5) входил в состав Luftflotte 5 и базировался в Банаке на севере Норвегии. [7] Доктор Эрих Этьен , бывший полярный исследователь, командовал операцией по установке обитаемой станции в заливе Адвент ( Адвент-фьорд ); его недра из аллювиального гравия были приемлемыми для посадочной площадки. Объект получил кодовое название Бансо (от Банака и Шпицбергена Ойя), а 25 сентября начались переправы людей, оборудования и припасов. Пилоты He 111, Ju 88 и Ju 52 получили опыт посадки на мягкий грунт, изрезанный колеями и валунами. [8]

Британцы следили за событиями в Блетчли-парке с помощью расшифровки Ultra, что облегчилось благодаря готовности Германии регулярно использовать радиосвязь. Доктор Альбрехт Молль и трое мужчин прибыли, чтобы провести зиму 1941–1942 годов, передавая сводки погоды. 29 октября 1941 года Ганс Кноспель и пять метеорологов были размещены Кригсмарине в Лиллиехёк -фьорде , ответвлении Кроссфьорда на северо-западе Шпицбергена. [9] [а] 2 мая 1942 года аппарат для автоматической метеостанции, термометр, барометр, передатчик и батареи прибыли в Банак в ящике, названном «Крёте» летным экипажем («жаба»). Как только позволит погода, его должны были доставить самолетом в Бансо, а группу Молля вернуть обратно. 12 мая He 111 и Ju 88 были отправлены с припасами и техническим персоналом для установки Kröte . Самолет достиг Адвент-фьорда в 5:45. Экипаж и пассажиры He 111 присоединились к наземной группе. [11]

Операции Люфтваффе , июнь – июль.

[ редактировать ]
Пример транспортного самолета Ju 52.

Группа Молля в Бансё сообщила о полете британцев 26 мая, а 12 июня дала сигнал, что посадочная площадка достаточно сухая для попытки приземления. Ju 88 подлетел к острову и приземлился, но повредил свои винты во время руления, в результате чего экипаж оказался на мели, а численность немецкой группы увеличилась до 18 человек. Самолеты Люфтваффе летали на Шпицберген каждый день, но каждый раз их предупреждали, и немцы подумывали об использовании гидросамолетов. Ист-Энд Исфьордена и Адвент-Бей были слишком полны дрейфующего льда, и от этой идеи пришлось отказаться. Под полуночным солнцем (20 апреля – 22 августа) с приближением середины лета лед дальше на запад возле позиций союзников расчистился быстрее, чем на немецкой (восточной) оконечности фьорда. [12] Немцы сообщили об атаке Каталины на Ju 88 27 июня, в результате которой он был списан, и заявили, что повредили британский самолет ответным огнем. 30 июня партия отправила сообщение о том, что взлетно-посадочная полоса достаточно сухая для самолетов Junkers Ju 52 и полеты снабжения возобновились. За самолетом наблюдала норвежская группа, которая отправилась в неудавшуюся экспедицию по разрушению немецкого штаба в хижине Ганса Лунда. В ясные дни немецкие летчики летали прямо над горами, а в пасмурные и туманные дни, при большой нагрузке, шли по прибрежному маршруту мимо Баренцбурга. [13]

Немецкие базы 1942–1943 гг.

[ редактировать ]

Нуссбаум , еще одна метеорологическая группа Кригсмарине под командованием доктора Франца Нуссера, покинула Норвегию на U-377, чтобы вернуться на Шпицберген и вновь занять базу Кноспе в Сигнехамне, которая провела зиму 1941–1942 годов, собирая данные о погоде. Было совершено два рейса на Шпицберген, и Нуссбаум вступил в строй в ноябре 1942 года. Зимой 1942–1943 годов Нуссбаум не нуждался в подаче воздуха, но в мае потребовались запасные части для его двигателя и водородных генераторов. Припасы были сброшены с самолета Fw 200 из KG 40, который вылетел из Вернеса 6, 8 и 18 мая, собирая по пути данные о погоде. 20 июня 1943 года Нуссбаум был застигнут врасплох норвежским патрулем коммандос под командованием капитана Э. Уллринга с Фенриком Аугенсеном, обследовавшим Конгс-фьорд и Кросс-фьорд на канонерской лодке. Пятеро из шести немцев бежали к побережью полуострова Митра, но Хайнц Колер, находившийся ближе к воде, был убит норвежцами возле Сигнехамны. Метеогруппе удалось послать сигнал бедствия, прежде чем они скрылись, и U-302 ( Капитанлейтенант Герберт Сикель ), путешествуя у Шпицбергена, встал на борт 22 июня. Группа Нуссбаума видела над головой Fw 200 , но не была замечена. 26 июня U-302 встретилась с U-625 ( капитанлейтенант Ганс Бенкер) для передачи группы, прибывшей в Нарвик 28 июня. [14]

Операция Боевой конь

[ редактировать ]

В районе Рейпфьорд провинции Нордаустландет предполагаемое место размещения метеостанции Хаудеген находилось под низкой облачностью, но было видно, что оно свободно ото льда. июле . Видно, что метеостанция Шацгребер находится в том же состоянии, в каком она была заброшена в Fw 200 совершил путешествие туда и обратно длиной 2200 миль (3500 км), что заняло более 12 часов; Fw 200 приземлился в Банаке 15:08 8 сентября в . Полет стал бессмысленным после того, как миссию перенаправили в Гренландию. [15] Хаудеген проходил с 10 сентября 1944 года, когда немцы отплыли из Хаммерфеста в Норвегии на подводной лодке U-307 и метеорологическом корабле «Карл Дж. Буш» , до 6 сентября 1945 года, когда партия перешла на борт норвежского корабля «Блозель» , сдавшись в плен экипаж. [16]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. 24 августа 1942 года группа Кноспеля была репатриирована U-435 после нападения группы из операции Gearbox . [10]
  • Деге, Вильгельм (2004). Война к северу от 80-х: последняя немецкая арктическая метеостанция времен Второй мировой войны . Перевод Барра, У. Боулдера, Колорадо: Университетское издательство Колорадо . ISBN  0-87081-768-Х .
  • Кингтон, Дж.А.; Селинджер, Ф. (2006). Векуста: Подразделения и операции метеорологической разведки Люфтваффе, 1938–1945 гг . Оттрингем, Э. Йоркс: Публикации бортовых самописцев. ISBN  978-0-9545605-8-4 .
  • Дин, Р.; Лакенбауэр, PW (2017). «Задумка и реализация операции Gauntlet: рейд под руководством Канады на Шпицберген, 1941 год» . Канадская военная история . 26 (2). ISSN   1929-400Х . Проверено 27 января 2019 г.
  • Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (2005). Арктические летчики: Королевские ВВС на Шпицбергене и на севере России, 1942 г. (2-е изд.). Лондон: В. Кимбер. ISBN  978-1-86227-291-0 .
  • Стейси, CP (1956) [1955]. Шесть лет войны: армия в Канаде, Великобритании и на Тихом океане . Официальная история канадской армии во Второй мировой войне. Том. I (онлайн, 2008 г., Департамент национальной обороны, Управление истории и наследия, ред.). Оттава: Полномочия министра национальной обороны. OCLC   317352934 . Проверено 27 января 2019 г.
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .
[ редактировать ]

 WikiMiniAtlas
80 ° 04' с.ш. 22 ° 24' в.д.  /  80,067 ° с.ш. 22,400 ° в.д.  / 80,067; 22 400

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2b991c7d15086049cc669f5c9caf578__1713416760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/78/c2b991c7d15086049cc669f5c9caf578.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Haudegen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)