Операция Оратор
Операция Оратор | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арктических военно-морских операций Второй мировой войны. | |||||||
![]() Hampden TB.1 из крыла Leuchars совершает торпедную атаку на немецкий корабль во время Второй мировой войны. (Фотография, сделанная членом «Группы 18» во время несвязанной операции.) | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Поисково-ударная группа
|
Командование группы морской пехоты Север (Командование военно-морской группы «Север») Ягдгешвадер 5 (Истребительное авиаполк 5) | ||||||
Сила | |||||||
РААФ – РАФ 32 дальних торпедоносца. 8 дальних морских патрульных самолетов 5 самолетов дальней разведки |
Военно-морской 1 линкор ( «Тирпиц» ) 3 крейсера ( «Адмирал Шеер» , «Адмирал Хиппер» , «Кёльн» ) 4 эсминца ВВС 35–60 истребителей (II./JG 5 и III./JG 5) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Экипаж погиб: c. 18 Военнопленный c. 12 Авиация: 9 торпедоносцев. (по пути в СССР) 2 ПРУ Спитфайра |
Операция «Оратор» была кодовым названием защиты союзного арктического конвоя PQ 18 подразделениями британских и австралийских ВВС, временно базировавшихся на северо-западе России , от нападения немецкого линкора «Тирпиц» и других надводных кораблей Кригсмарине . Крылом, известным как Поисково-ударный отряд, командовал капитан группы Фрэнк Хоппс , а его морским ударным элементом было крыло Лейчарса , в состав которого входили 144-я эскадрилья Королевских ВВС (RAF) и 455-я эскадрилья Королевских ВВС Австралии. (RAAF) оснащена Handley-Page Hampden TB 1 торпедоносцами .
Экипажи Хэмпдена совершили длительный и опасный перелет с баз в Шотландии (4–5 сентября) и собрались на аэродроме Ваенга на Кольском заливе , в 25 милях (40 км) к северу от Мурманска . Две эскадрильи потеряли девять самолетов, сбитых или разбившихся при транспортировке, но остальные присоединились к отряду из 210-й эскадрильи летающих лодок «Каталина» и отделению фоторазведывательных «Спитфайров» из 1-го подразделения фоторазведки, чтобы составить Поисково-ударную группу (S&SF).
в 7:30 утра 14 сентября 23 «Хэмпдена» были подняты в воздух после того, как было сообщено, что «Тирпиц» отсутствовал на причале. «Хэмпдены» пролетели на максимальное расстояние, которое мог достичь «Тирпиц» , а затем повернули, чтобы следовать по маршруту обратно в Альтафьорд, пока «Каталина» не пересекла патрули. После полета без происшествий Хэмпдены вернулись в 15:00 из-за ложной тревоги; Тирпиц перебрался в соседний фьорд. S&SF «Хэмпденс» оставался в готовности, а «Спитфайры» присматривали за Тирпицем до октября. Операция «Оратор» удержала немцев от риска рисковать своими крупными кораблями против PQ 18, и после преобразования советских ВВС (ВВС) в самолеты «Хэмпден» и «Спитфайр», которые нужно было оставить, летный экипаж и наземный персонал вернулись в Великобританию.
Фон
[ редактировать ]Арктические конвои
[ редактировать ]В октябре 1941 года, после операции «Барбаросса» , немецкого вторжения в СССР , начавшейся 22 июня, премьер-министр Уинстон Черчилль взял на себя обязательство каждые десять дней отправлять конвой в арктические порты СССР и доставлять 1200 танков в месяц с июля 1942 г. по январь 1943 г., за ними следовали 2000 танков и еще 3600 самолетов. Первый конвой должен был прибыть в Мурманск около 12 октября, а следующий должен был покинуть Исландию 22 октября. Разношерстные британские, союзные и нейтральные суда, загруженные военными запасами и сырьем для советских военных действий, будут собраны в Хвалфьордуре , Исландия, на якорной стоянке, удобной для кораблей с обеих сторон Атлантики. [ 2 ]
К концу 1941 года система конвоев, использовавшаяся в Атлантике, была установлена на арктическом маршруте; Командир конвоя позаботился о том, чтобы капитаны кораблей и офицеры связи присутствовали на брифинге, чтобы договориться об управлении конвоем, который шел строем длинных рядов коротких колонн. Коммодором обычно был отставной морской офицер, находившийся на борту корабля, отмеченный белым кулоном с синим крестом. Коммодору помогала группа связистов ВМФ из четырех человек, которые использовали лампы, семафорные флаги и телескопы для передачи сигналов, закодированных из книг, которые несли в утяжеленной сумке, чтобы их можно было сбросить за борт в случае чрезвычайной ситуации. В больших конвоях коммодору помогали вице-коммодоры и тыловые коммодоры, которые совместно с командиром эскорта управляли скоростью, курсом и зигзагообразным движением торговых судов. [ 3 ] [ б ]
Перерыв в конвое
[ редактировать ]После катастрофы конвоя PQ 16 и катастрофы на PQ 17 в июле 1942 года арктические конвои были приостановлены на девять недель, и большая часть Флота метрополии была переведена в Средиземное море. Во время затишья адмирал Джон «Джек» Тови пришел к выводу, что Флот Метрополии не оказал хорошей защиты конвоям за пределами Медвежьего острова, на полпути между Шпицбергеном и Нордкапом Норвегии. Тови планировал курировать операцию из Скапа-Флоу , где флот был связан с Адмиралтейством по наземной линии связи и невосприимчив к изменениям в беспроводном приеме. Следующий конвой должны были сопровождать эсминцы дальнего действия Флота метрополии. Вместе с силами ближнего сопровождения противолодочных и зенитных кораблей эсминцы флота могли противостоять вылазке немецких кораблей с угрозой массированной торпедной атаки. Вместо того, чтобы встречать конвои QP, направлявшиеся домой, возле острова Медвежий, QP 14 должен был оставаться в порту до тех пор, пока PQ 18 не окажется рядом с пунктом назначения, несмотря на то, что более длительное путешествие требовало большего от экипажей сопровождения, топлива и оборудования. Новый эскортный авианосец HMS Avenger (коммандер AP Colthurst) прибыл из США и был добавлен в состав эскортных сил. [ 5 ]
Сигнальная разведка
[ редактировать ]Блетчли Парк
[ редактировать ]
В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), расположенной в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа специалистов по взлому кодов и аналитиков дорожного движения . немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», использовавшиеся на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, «Дельфин» — британские). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . [ 6 ] [ 7 ]
В 1941 году военно-морской персонал Headache с приемниками для подслушивания Люфтваффе радиопередач был погружен на военные корабли, а с мая 1942 года корабли получили компьютерные группы RAF Y, которые плавали с адмиралами крейсеров, командующими эскортом конвоев, для интерпретации Люфтваффе. сигналов W/T перехвачено Головной болью. Адмиралтейство отправляло Люфтваффе компьютерам подробную информацию о частотах беспроводной связи , позывных и ежедневных местных кодах, которые в сочетании с их знанием процедур Люфтваффе могли получить довольно точные сведения о немецких разведывательных вылетах. Иногда компьютеры предсказывали атаки за двадцать минут до того, как их обнаружил радар. [ 6 ] [ 7 ]
Служба Б
[ редактировать ]Конкурирующий немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND, Служба военно-морской разведки) к 1939 году взломал несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских сил и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из британских радиосигналов. В 1941 году B-Dienst прочитал сигналы главнокомандующего западными подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволило подводным лодкам переместиться в «безопасные» зоны. [ 8 ] B-Dienst взломал военно-морской шифр № 3 в феврале 1942 года и к марту считывал до 80 процентов трафика, что продолжалось до 15 декабря 1943 года. По совпадению, британцы потеряли доступ к шифру Shark и не имели никакой информации для отправки. в Cypher No 3, что может поставить под угрозу Ultra. [ 9 ] В начале сентября финская радиоразведка расшифровала передачу советских ВВС, в которой раскрывался маршрут конвоя, и передала ее немцам. [ 10 ]
Союзные арктические операции
[ редактировать ]
Когда арктические конвои прошли мимо мыса Нордкап Норвегии в Баренцево море , они легко оказались в пределах досягаемости немецких самолетов, подводных лодок и кораблей, базирующихся в Норвегии и Финляндии. Корабли все еще были уязвимы при разгрузке в Мурманске , Архангельске и Полярном , а истребители Hawker Hurricane, доставленные первым арктическим конвоем, предназначались для противовоздушной обороны от Люфтваффе . В ходе операции «Дервиш» (21–31 августа 1941 г.) шесть пожилых грузовых судов отправились из Исландии в Архангельск с древесиной, резиной, жестью и пятнадцатью ящиками истребителей Hawker Hurricane . В ходе операции «Сила » авианосец HMS Argus одновременно с конвоем нес 24 «Харрикейна» в сопровождении трех крейсеров с наземным отрядом британских ВВС. Когда «Аргус» находился в пределах досягаемости Вайенги, «Харрикейны» улетели и все достигли места назначения. [ 11 ]
151-е крыло RAF (командир звена Невилл Рэмсботтом-Ишервуд ) летало при защите Мурманска в течение пяти недель и одержало 16 побед, четыре вероятных и семь поврежденных самолетов. Зимние снегопады начались 22 сентября, а переоборудование пилотов и наземных экипажей советских ВВС (ВВС, «Военно-воздушные силы ») на Hurricane Mk IID началось в середине октября, а в конце ноября группа британских ВВС вернулась в Великобританию, за исключением различных сигналов. персонал. [ 12 ] Операция союзников «Перчатка» (25 августа – 3 сентября 1941 г.) «Фритам» (30 апреля 1942 г. – 2 июля 1943 г.) проходила на архипелаге Шпицберген на главном острове Шпицберген , на полпути между северной Норвегией и Северным полюсом , с целью уничтожить немецкие метеостанции. и прекратить экспорт угля в Норвегию. [ 13 ] В ходе операции Gearbox II (2–21 сентября 1942 г.) два крейсера и эсминец доставили на Шпицберген 200 длинных тонн (203 т) припасов и оборудования. [ 14 ] 3 сентября Force P, нефтяники RFA Blue Ranger , RFA Oligarch и четыре эсминца сопровождения отплыли в Ван Миенфьорден (Лоу-Саунд) на Шпицбергене и с 9 по 13 сентября дозаправляли эсминцы, выделенные из PQ 18. [ 15 ]
Немецкие планы
[ редактировать ]Полномочия в Кригсмарине передавались Seekriegsleitung (Верховному военно-морскому командованию) в Берлине, а арктическими операциями руководил адмирал Бём, командующий Норвегией, из штаба Marinegruppencommando Nord (Военно-морская группа «Север») в Киле. Три флагмана были направлены в Осло, чтобы командовать тралением, береговой обороной, патрулированием и постановкой мин у западного, северного и полярного побережья. Большие надводные корабли и подводные лодки находились под командованием флаг-офицера «Северных вод» в Нарвике, который не подчинялся Бёму, но имел власть над боевой группой флаг-офицеров, которая командовала кораблями в море. Флаг-офицер «Северные воды» также осуществлял тактическое управление самолетами Luftflotte 5 ( генерал-полковник Ханс-Юрген Штумпфф ), когда они действовали в поддержку Кригсмарине . Базировавшиеся в Норвегии самолеты имели тактические штабы в Киркенесе, Тронхейме и Бардуфоссе. были Штаб -квартиры Люфтваффе отделены от командиров Кригсмарине, за исключением Киркенеса, где находился флаг-офицер «Полярный берег». [ 16 ]
24 июня британский тральщик, базировавшийся на Кольском полуострове, был потоплен Ju 87 Stuka пикирующими бомбардировщиками , а 16 августа адмирал Шеер провел операцию «Страна чудес» ( Unternehmen Wunderland ), вылазку против русских кораблей, которые, как предполагалось, шли по маршруту к северу от Сибири. [ 17 ] [ 18 ] Адмирал Шеер отплыл к северу от Новой Земли, а затем на восток и потопил советский ледокол; к 30 августа адмирал Шеер вернулся в Нарвик. Перехват сигналов B-Dienst и документы, извлеченные из разбившегося Hampden UB-C, выявили точки перехода и смены сопровождения конвоев PQ 18 и QP 14, а также другие детали, включая операцию «Оратор». [ 17 ] [ 18 ] Подводные лодки, эсминцы и минный заградитель «Ульм» участвовали в операции «Зар» ( Unternehmen Zar ) для установки мин у входа в Белое море и у Новой Земли . [ 19 ] 25 августа «Ультра» раскрыла маршрут Ульма , и три эсминца с военным кораблем « Тускалуса» к югу от Медвежьего острова были отправлены на перехват корабля; Той ночью «Ульм» был затоплен, а шестьдесят выживших попали в плен. Немцам пришлось использовать адмирала Хиппера в качестве минного заградителя. [ 20 ] Тирпиц , крейсер Lützow и три эсминца находились в доке на ремонте после Unternehmen Rosselsprung против конвоя PQ 17 (2–5 июля) и были недоступны. Двенадцать подводных лодок сформировали патрульную группу в Норвежском море против PQ 18, и Кригсмарине запланировала Unternehmen Doppelschlag (операция «Двойной удар»), в рамках которой крейсеры «Адмирал Шеер» , «Адмирал Хиппер» и «Кёльн» с четырьмя эсминцами в сопровождении пойдут против конвоя. [ 21 ]
Золотые щипцы (Золотая расческа)
[ редактировать ]Люфтваффе . использовало затишье после PQ 17, чтобы собрать силы из 35 Junkers Ju 88 пикирующих бомбардировщиков A-4 Kampfgeschwader 30 (KG 30) и 42 торпедоносцев Kampfgeschwader 26 (KG 26) (I/KG 26 с 28 Heinkel) He 111 H-6 и III/KG 26 с 14 Ju 88 A-4) для присоединения к разведывательным самолетам Luftflotte 5. [ 22 ] [ 23 ] Проанализировав результаты противокорабельных операций против PQ 17, в ходе которых экипажи Luftflotte 5 предъявляли преувеличенные заявления о затонувших кораблях, в том числе крейсере, противокорабельные подразделения разработали Goldene Zange («Золотой гребень»). Бомбардировщики Ju 88 должны были отвлекать обороняющихся атаками средних и пикирующих бомбардировщиков по мере приближения торпедоносцев из сумерек. Бомбардировщики-торпедоносцы должны были лететь к конвою в ряд, на высоте вершины волны, чтобы уклониться от радаров, поскольку силуэт конвоя вырисовывался на фоне более светлого неба, а затем сбросить торпеды залпом . [ 24 ] Когда компания B-Dienst обнаружила, что следующий конвой будет сопровождать авианосец, рейхсмаршал Герман Геринг отдал приказ потопить его первым; Экипажу Люфтваффе сказали, что уничтожение конвоя было лучшим способом помочь немецкой армии под Сталинградом и на юге России. [ 25 ]
Операция Оратор
[ редактировать ]План
[ редактировать ]
Поисково-ударный отряд (S&SF) под командованием капитана группы Фрэнка Хоппса должен был вылететь на север России и действовать над Баренцевым морем. Морской ударный элемент состоял из 16 Handley Page Hampden торпедоносцев каждый из 144-й эскадрильи ( Королевских ВВС RAF) и 455-й эскадрильи ( Королевских ВВС Австралии RAAF). В состав поискового подразделения вошли девять «Каталин», выделенных из 210-й эскадрильи Королевских ВВС Саллом-Во на Шетландских островах для работы с озера Лахта недалеко от Архангельска и несения вахты в водах к северу от Альтафьорда, а также секция из трех подразделений фоторазведки Королевских ВВС 1 (1 PRU). Сверх-сверхдальний Spitfire PR Mk IV(D) вылетел из Королевских ВВС Самбурга на Шетландских островах, чтобы действовать из Африки для наблюдения за Тирпицем . [ 26 ] [ с ] «Спитфайры» и «Каталины» должны были следить за более крупными кораблями Кригсмарине в норвежских водах, включая линкор «Тирпиц» , чтобы атаковать их при первой же возможности. [ 29 ]
Развертывание поисково-ударной группы
[ редактировать ]13 августа Хоппс, наземный персонал Королевских ВВС и РАФ, а также медицинская часть отплыли в Россию на крейсере «Тускалуса» вместе с тремя эсминцами (два американских и один британский). [ 30 ] [ д ] Хоппс должен был разместить штаб в Полярном на Кольском заливе , в 37 милях (60 км) к северо-северо-востоку от Мурманска. [ 31 ] Три самолета PRU Spitfire для поисково-ударных сил вылетели из Самбурга, Шетландские острова, 1 сентября, преодолев расстояние более 1210 миль (1950 км) над Северным морем , оккупировав Норвегию , Швецию (в нарушение шведского нейтралитета ) и Ботнический залив. и Финляндии (в то время державы Оси ) в Африканду на севере России и благополучно прибыли после 4 + 1 / 2 часа полета. [ 1 ] 210-й эскадрилье «Каталина» пришлось оставаться в боевых действиях до последней минуты, а их оборудование и наземные бригады также должны были путешествовать по воздуху, но расстояние было легко в пределах досягаемости «Каталины». [ 17 ]
2 сентября 1942 года, когда PQ 18 покинул озеро Лох-Эве , 32 Хэмпдена из поисково-ударных сил вылетели со своей базы в британских ВВС Лейчарс в Самбург. Считалось, что безопасная дальность полета для «Хэмпдена», не имеющего торпедных или перегрузочных баков, составляет максимум 1040 морских миль (1200 миль; 1930 км). Времени на установку топливных баков дальнего действия не было, и каждый «Хэмпден» должен был нести члена наземного штаба , остальные должны были отправиться в Мурманск на Таскалузе с торпедами Mk XII, боеприпасами и другими запасами. Если бы Хэмпденс летел со скоростью 125 узлов (144 миль в час; 232 км/ч) и не нуждался в богатой смеси для маневрирования, дальность сушки баков могла бы быть увеличена до 1360 миль (1570 миль; 2520 км), когда безопасный маршрут из Самбурга до Вайенги было 1314 миль (1512 миль; 2434 км). [ 32 ] 3 сентября Маклафлин и Линдеман отказались от попытки отправить эскадрильи в Россию, несмотря на неблагоприятный прогноз погоды, опасаясь еще худшей погоды, и эскадрильи ждали лучшей погоды. [ 33 ]
Поздно вечером 4 сентября «Хэмпдены» из крыла Лейчарса вылетели в Россию. Их маршрут должен был держать Хэмпденс на расстоянии минимум 60 миль (69 миль; 110 км) от оккупированной немцами территории, но был явно слишком рискованным. Полет вдоль норвежского побережья будет охватывать 1200 морских миль (1400 миль; 2200 км), некоторые части которых легко находятся в пределах досягаемости Люфтваффе . Прямой маршрут через горы Норвегии будет иметь длину всего 1100 миль (1300 миль; 2000 км), но топлива, израсходованного при подъеме на достаточно большую высоту, останется мало для преодоления встречного ветра, неисправности двигателя, ошибок навигации или задержки приземления. [ 32 ] Экипажи Хэмпдена должны были следовать по маршруту, аналогичному маршруту «Спитфайров», лететь на север до Бурраферта на Шетландских островах и лететь по курсу, чтобы достичь Норвегии на 66 ° северной широты, пересечь горы в темноте, пролететь над северной Швецией и Финляндией, прежде чем приземлиться. на советской авиабазе Африканда , на юге Мурманской области . Ожидалось, что полет в Африканду займет от пяти до восьми часов, в зависимости от погоды и сопротивления Германии. После дозаправки экипажи Хэмпдена должны были пролететь оставшиеся 120 миль (190 км) до Вайенги по железной дороге Кандалакша-Мурманск на север. [ 34 ]

Два Хэмпдена разбились на севере Швеции, недалеко от Арьеплуга ; Считалось, что обе катастрофы были вызваны атмосферным обледенением . Четыре члена экипажа RAAF, три члена RCAF и один RAFVR были убиты и похоронены на кладбище Квиберг в Гетеборге. экипаж [ 27 ] Не было выживших с самолета Hampden P5304 («UB-H») 455-й эскадрильи, пилотируемого сержантом Эдвардом Смартом, когда он разбился 4/5 сентября у озера Арвестуоттар после прохождения более крупного озера Арвесьяуре ( СВ ) на севере. запад. [ и ] Hampden AE436 («PL-J», 144-я эскадрилья), пилотируемый пилотом-офицером (P/O) Дэвидом Эвансом, разбился в национальном парке Сарек на Цаце, массиве , расположенном между долинами Ньотьосвагге ( св ) и Тьюолтавагге ( св ), примерно в 15 милях (17 миль; 28 км) к северу от намеченного маршрута. Эванс и его помощник, капрал Бернард Соуэрби, пережили катастрофу и совершили трехдневный переход до ближайшей деревни. Согласно международному праву , боевые самолеты, прибывающие в нейтральную страну во время войны, обычно подвергаются конфискации, а их экипажи интернированию, и эти законы соблюдаются . Чтобы избежать интернирования, Эванс и Сауэрби сообщили шведским властям, что они разбились в Норвегии и пересекли границу пешком; они были репатриированы в Великобританию 21 сентября. [ 36 ] [ 37 ] [ ж ]
Четыре Хэмпдена были либо сбиты, либо вынуждены приземлиться на территории, контролируемой немцами. AT109 («UB-C») из 455-й эскадрильи, пилотируемый эскадрильей Джеймсом Катанаком , приземлился на пляже в северной Норвегии после повреждения зенитной артиллерией немецкого охотника за подводными лодками , а экипаж попал в плен. Hampden AT138 "PL-C" из 144-й эскадрильи был атакован над Финляндией истребителем Jagdgeschwader 5 (JG 5); три члена экипажа и один пассажир погибли. Пилот сержант Дж. К. Р. (Джон) Брей (RAAF) выпрыгнул с парашютом и стал военнопленным. AT138 разбился недалеко от Алакуртти . [ 39 ] [ 36 ] [ г ] P1344 «PL-K», пилотируемый пилотом E.H.E. Perry, пострадал от обледенения и был вынужден выбрать альтернативный маршрут на меньшей высоте. «Хэмпден» пролетел над базой Люфтваффе в Петсамо , где P1344 был поврежден зенитной артиллерией ; затем он был атакован двумя истребителями Messerschmitt Bf 109 из JG 5. Во время аварийной посадки на контролируемой Осью части Кольского полуострова три члена экипажа погибли, а Перри был серьезно ранен; он и его пассажир попали в плен. [ 40 ] [ 39 ] [ 36 ] [ 41 ] P1273 «PL-Q», пилотируемый сержантом Х. Л. (Хэнком) Бертраном, был атакован истребителями JG 5 возле Петсамо; Экипаж и пассажир катапультировались и попали в плен. [ 36 ] [ ч ] Планы PQ 18 и QP 14 были получены немцами от «UB-C» и с помощью расшифрованного сигнала советского 95-го военно-морского летного полка предоставили немцам маршрут обоих конвоев. [ 34 ] [ 43 ]
Плохая видимость в районе Африки затруднила посадку, и два пилота Хэмпдена, эскадрилья-лейтенант Деннис Фостер (144-я эскадрилья) и эскадрилья-лейтенант Джек Дэвенпорт (455-я эскадрилья), приземлились на грязевой взлетно-посадочной полосе в Мончегорске , примерно в 30 милях (48 км) к северу. . Давенпорт сделал это после того, как его «Хэмпден» был перехвачен летчиками-истребителями ВВС и направил его на посадку. [ 44 ] [ 45 ] У двух Хэмпденов закончилось топливо над Россией, и они были повреждены при вынужденной посадке в Африке или вблизи нее. Один пилот совершил посадку с поднятыми колесами на мягкий грунт в Хибинии, в нескольких милях к северу от Африки, а другой Хэмпден был списан после удара о пни. Еще один Хэмпден был потерян на этапе Африканда – Мурманск. AE356 , пилотируемый сержантом Вальтером Худом (144-я эскадрилья), попал под налет немецкой авиации над Кольским заливом и был по ошибке атакован летчиками-истребителями ВВС. Вынужденный броситься в озеро, экипаж был обстрелян в воде, а нижний стрелок сержант Уолтер Табор (RCAF) погиб либо от пулевых ранений, либо утонул, когда самолет затонул. Выжившие выбрались на берег и подвергались огню из стрелкового оружия со стороны советских войск, пока в них не были признаны союзники (по их крикам « Англиски »); 23 «Хэмпдена» прибыли на советские аэродромы целыми или с незначительными повреждениями. [ 17 ] [ 29 ]
Конвой PQ 18
[ редактировать ]
Немецкие надводные силы в Нарвике были подняты по тревоге, когда PQ 18 был впервые замечен, и 10 сентября направились на север, в Альтафьорд, мимо британских подводных лодок HMS Tribune и HMS Tigris . [ 17 ] «Тигрис» совершил неудачную торпедную атаку на «Адмирала Шеера» и ошибочно сообщил об этом как «Тирпиц» . [ 46 ] Вскоре после полуночи 10/11 сентября Адмиралтейство передало командующему британским эскортом сообщение «Энигмы» о том, что адмирал Хиппер должен быть в Альтафьорде в 3 часа ночи , а во второй половине дня сообщило, что Тирпиц все еще находится в Нарвике. 13 сентября «Энигма» показала, что корабли в Альтафьорде прибыли за один час в 16:50, что было передано командиру эскорта конвоя в 23:25. «Энигма» показала, что Тирпиц все еще находился в Нарвике 14 сентября и 16 сентября. В сентябре шведский источник A2 сообщил, что только адмирал Хиппер , адмирал Шеер и Кельн будут действовать против PQ 18. Doppeslschlag уже был отменен 13 сентября; Гитлер, не желая рисковать потерей любого из своих крупных кораблей в ходе наступательной операции, отказался санкционировать вылазку. [ 47 ]
Шеер и его эскорт оставались далеко к северу от PQ 18, пока конвой обогнул мыс Нордкап . Операция EV, операция по сопровождению сорока грузовых кораблей союзников в конвое, включала исключительно большое количество кораблей ВМФ, включая Avenger , первый эскортный авианосец, сопровождавший арктический конвой. Подробная информация о намерениях Германии была предоставлена взломщиками кодов союзников посредством расшифровки сигналов Ultra и прослушивания беспроводной связи Люфтваффе . С 12 по 21 сентября PQ 18 подвергся атаке бомбардировщиков, торпедоносцев, подводных лодок и мин, в результате чего было потоплено тринадцать кораблей, потеряв сорок четыре самолета и четыре подводные лодки. Корабли сопровождения и самолеты « Эвенджера» смогли использовать радиоразведку Адмиралтейства, чтобы обеспечить раннее предупреждение о некоторых воздушных атаках и попытаться уклониться от маршрута конвоя вокруг скопления подводных лодок. Конвой передал свои дальние эскорты и «Эвенджер» направлявшемуся домой, конвою QP 14, под Архангельском 16 сентября, и продолжил движение в составе ближайшего эскорта и местного эскорта, пережив шторм в северном устье Двины и последние атаки со стороны Люфтваффе , прежде чем достичь Архангельска 21 сентября. [ 48 ]
Авиаперевозки из России
[ редактировать ]«Каталины» 210-й эскадрильи должны были обеспечивать непосредственное сопровождение PQ 18 в начале и в конце его пути. Самолеты, базирующиеся на Шетландских островах и в Исландии, несли глубинные бомбы вместо перегрузочных баков, а 23 сентября самолет с Шетландских островов потопил U-253 в 115 морских милях (132 миль; 213 км) от мыса Ланганаэс в Исландии. Базировавшийся в России отряд «Каталина» имел на вооружении перегрузочные танки вместо глубинных бомб и мог лишь угрожать подводным лодкам и сообщать о своих позициях кораблям военно-морских сил союзников. Основная задача «Каталины» заключалась в обеспечении десяти перекрестных патрулей, от АА до КК, в 100 морских милях (120 миль; 190 км) от норвежского побережья, от запада Нарвика до востока от мыса Нордкап. Было бы невозможно, чтобы немецкие корабли, вылетевшие в северную Норвегию, прошли мимо, не будучи обнаруженными радаром воздух-надводного корабля (ASV). Когда PQ 18 обогнул Норвегию, районы патрулирования переместились на северо-восток; AA-CC были доставлены Catalinas с Шетландских островов, как и DD-EE, но самолеты улетели дальше в Россию. EE находился дальше всего от обеих баз, и требовалось пять самолетов, чтобы постоянно держать один самолет в зоне патрулирования; районы ФФ до КК перелетали отрядом в России. Полеты с Шетландских островов могли занять 16 часов, прежде чем первый выход на берег и низкая слоистая облачность часто мешали этому. небесную навигацию , вместо этого экипажу приходится полагаться на счисление пути . [ 49 ]
«Каталины», отошедшие к России, базировались на озере Лахта недалеко от Архангельска на Белом море; использование Грасной на Кольском заливе в качестве передовой базы. Связь между ними была невозможна; Вместо этого Хоппс использовал Грасную, которая была на 400 миль (460 миль; 740 км) ближе к районам патрулирования и одинаково ближе к оккупированной Норвегии. Озеро Лахта стало местом отдыха и базой для непосредственного сопровождения PQ 18 на последнем этапе пути. «Каталины», направлявшиеся в Россию, последовательно покинули Шетландские острова, завершили обход зоны патрулирования и направились в Россию. Сверху арктическая тундра выглядела непривлекательно, но, приземлившись, экипажи обнаружили базу советской морской авиации ( «Морская авиация» ) на озере Лахта в идиллическом месте, расположенном среди лесов и скал. Российские наземные бригады оказались очень эффективными и поразили британцев своей способностью импровизировать. Поврежденный «Хэмпден» из Хибин был снова введен в строй, а «Каталина», поврежденная самолетом Люфтваффе, была вытащена на берег через восемь минут после приземления и быстро отремонтирована; Начавшись, работы продолжались до тех пор, пока самолеты не были готовы к эксплуатации. Полет от озера Лахта до Грасной занял около пяти часов, и, пролетев над PQ 18, «Каталина» обогнула его, внимательно наблюдая за самолетами поблизости на случай ошибочной идентификации. [ 50 ]
К 5 сентября исправные «Хэмпдены» находились в Вайенге, дальше от линии фронта , чем Полярный. Аэродром несколько раз подвергался бомбардировкам Люфтваффе , а «Спитфайры» были списаны 9 сентября, но жертв не было. [ 51 ] В Полярном был создан объединенный штаб округа, где старший офицер британского военно-морского флота контр-адмирал Дуглас Фишер . уже находился [ 52 ] У PR Spitfires в Вайенге опознавательные знаки британских ВВС были закрашены и заменены красными звездами: наклонные камеры F 24 использовались в двенадцати вылетах на Нарвик и Альтафьорд, летая в ненастную погоду для наблюдения за немецкими кораблями. [ 1 ] На замену списанных Spitfire 1 PRU отправил еще один Spitfire, прибывший из Великобритании 16 сентября вместе с de Havilland Mosquito PR Mk I ( W4061 ). [ 51 ]
В ночь с 13 на 14 сентября связь между PQ 18 и озером Лахта прервалась, «Каталина» в Грасной не смогла взлететь до рассвета, а в ходе PR-вылета Альтафьорд был покрыт облаками. Если «Каталина» отправит отчет о наблюдении, «Хэмпденам» будет слишком поздно атаковать, и в качестве меры предосторожности Хоппс приказал 23 действующим «Хэмпденам» подняться в 5:00 утра 14 сентября для проведения разведки боем. [ 53 ] Каждый самолет нес 18-дюймовую торпеду Mark XII , и отряд пролетел на максимальное расстояние, которого мог достичь Тирпиц , а затем повернул, чтобы следовать по маршруту обратно в Альтафьорд до зоны патрулирования Каталины. После полета 7 + 1 ⁄ Через часа Хэмпдены вернулись в 15:00 и позже обнаружили, что Тирпиц просто переехал в соседний фьорд. [ 54 ] Остальные немецкие корабли были сфотографированы в Альтафьорде PR Spitfires 14, 15 и 16 сентября. [ 47 ]
К концу сентября S&SF стала объектом повышенного внимания со стороны Люфтваффе . Хэмпдены остались рассредоточенными вокруг аэродрома Вайенга, получив некоторые повреждения во время воздушных налетов. [ 55 ] Один из пилотов PR, старший офицер Гэвин Уокер, погиб во время вылета в Альтафьорд, когда Spitfire BP889 был сбит недалеко от Лаксельва , Норвегия, между 11:30 и полуднем 27 сентября. В отчетах Люфтваффе гибель приписывают гефрайтеру Курту Добнеру, летчику-истребителю 11./JG 5, базировавшемуся на аэродроме Банак на самолете Focke-Wulf Fw 190 . [ 56 ] Некоторые источники предполагают, что Уокер был поражен наземным огнем возле аэродрома Альта , на внешнем участке фьорда. [ 1 ] [ 57 ] В тот же день аэродром Вайенга подвергся бомбардировке двумя Ju 88 во время налета на малых высотах. Пилот истребителя ВВС Як , который пикировал на Ju 88 примерно с высоты 9000 футов (2700 м), был вынужден катапультироваться, когда хвост его самолета был отстрелен советским зенитным огнем. «Як» пробил крышу трехэтажной казармы офицеров С&СБ , и здание загорелось; S&SF не пострадал, и его члены помогли потушить пожар. [ 58 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Лоусон в своей истории 455-й эскадрильи (1951) назвал операцию «Оратор» успешной, а в 1975 году Питер Смит написал, что разведданные B-Dienst и документы, обнаруженные после крушения в Хэмпдене, об операции «Оратор», возможно, сдержали надводную атаку на PQ 18. Шеером и его сопровождающими. [ 59 ] [ 60 ] [ 17 ] В выпуске «Арктических летчиков» за 2005 год... Эрнест Шофилд и Рой Несбит написали, что «разумно предположить, что самолет, базирующийся на севере России, обеспокоил немецкого командующего». [ 61 ] [ я ] Крис Манн в исследовании британской военной стратегии в отношении Норвегии в 2012 году назвал это дорогой победой, а в 2017 году Ян Форсгрен в книге об атаках британских ВВС на Тирпиц назвал операцию успешной, поскольку ни один надводный корабль Оси не приблизился к PQ 18. [ 62 ] [ 51 ] Союзники также сочли PQ 18 успешным, поскольку он возобновил маршрут арктических конвоев в СССР, а также потому, что Тирпиц , адмирал Шеер , адмирал Хиппер и Кёльн были удержаны операцией «Оратор» от нападения на конвой. [ 62 ]
В 2011 году Майкл Уоллинг назвал катастрофой потерю девяти Хэмпденов во время транзитного рейса, эквивалентную потерям, ожидаемым при нападении на большой военный корабль. [ 63 ] Выжившие Хэмпдены должны были быть отправлены обратно в Шотландию, но у экипажей были сомнения по поводу преобладающего встречного ветра с запада на восток, который мог вывести самолет за пределы максимальной дальности полета. [ 64 ] Командир звена Грант Линдеман, командир 455-й эскадрильи, назвал полет «самоубийственным». [ 51 ] 1 октября советские власти обратились с официальным запросом о предоставлении Хэмпденам. [ 51 ] Королевские ВВС согласились передать в дар ВВС Hampdens и PR Spitfires; Персонал S&SF должен был вернуться в Великобританию морем после того, как помог переоборудовать советские воздушные и наземные экипажи в оба типа. [ 65 ] [ 66 ] [ 51 ] Персонал RAAF и RAF вернулся в Великобританию 28 октября на HMS Argonaut . [ 64 ] Все «Каталины», кроме одной, были отправлены обратно в Великобританию, как только QP 14 прошел через опасную зону. [ 67 ]
Потери самолетов
[ редактировать ]Хэндли-Пейдж Хэмпден TB 1 (4–5 сентября 1942 г.)
144-я эскадрилья RAF (префикс кода эскадрильи «PL»)
- Код эскадрильи AE310 неизвестен, пилот неизвестен: нехватка топлива над Африкандой привела к вынужденной посадке, экипаж не пострадал, но самолет получил повреждения. [ 36 ] [ 68 ] ( AE310 или P5323 были отремонтированы и возвращены в эксплуатацию.) [ 36 ]
- AE436 "PL-J", пилот-офицер (P/O) DI Evans: на Хэмпдене произошло обледенение , двигатель перегрелся, и он разбился на массиве Цатса недалеко от Квиккйокка в Швеции, в 15 милях (24 км) к северу от трассы. Эванс и его помощник выжили и три дня шли пешком до Квикквока, находящегося в 20 милях (32 км). [ 69 ] Под угрозой интернирования за нарушение нейтралитета Швеции они заявили, что разбились в Норвегии, а затем были репатриированы в Великобританию. [ 41 ] [ 36 ]
- АЕ356 «ПЛ-?», сержант Уолтер Худ: случайно сбит бойцами ВВС в озере под Мурманском, подфюзеляжный стрелок погиб от ран и/или утонул. [ 70 ]
- AT138 «PL-C», сержант Джон Брей: атакован истребителем Jagdgeschwader 5 (JG 5) над Финляндией; три члена экипажа и один пассажир погибли; Брей спасся и стал военнопленным. AT138 разбился недалеко от Алакуртти . [ 39 ] [ 36 ]
- P1273 «PL-Q», сержант Гарри Бертран: атакован истребителями JG 5 над Финляндией; Экипаж и их пассажир спаслись и стали военнопленными. PL-Q разбился в болоте недалеко от Петсамо (позже известного как Печенга). [ 36 ]
- P1344 "PL-K", P/O EHE Perry: поврежден зенитной артиллерией, когда он пролетал прямо над аэродромом Петсамо, а затем атакован двумя Мессершмиттами Bf 109 из JG 5. Во время аварийной посадки на контролируемой Осью части Кольского полуострова. Полуостров , три члена экипажа погибли, а Перри получил серьезные ранения. Он и его пассажир попали в плен. [ 36 ] [ 40 ]
455-я эскадрилья RAAF (префикс кода эскадрильи «UB»)
- AT109 «UB-C», командир эскадрильи Джеймс Катанак : отклонился к северу от трассы, зенитное повреждение от преследователя подводной лодки UJ 1105 у побережья Норвегии привело к вынужденной посадке на пляж в Молвике, недалеко от Киберга , и экипаж попал в плен. [ 43 ] [ Дж ]
- P5304 «UB-H», сержант EJ «Сэнди» Смарт: сбит над Швецией возле озера Арвестуоттар, к северу от Арьеплуга , немецким истребителем из Будё; нет выживших. [ 71 ]
- P5323 «UB-L», п/о Руперт «Джип» Патрик: закончилось топливо, совершил посадку с поднятыми колесами в районе вырубки белой березы в Кандалакше , Россия, без потерь; самолет получил повреждения. [ 72 ] [ 73 ] (Либо P5323 , либо AE310 были отремонтированы и возвращены в эксплуатацию.) [ 36 ]
Supermarine Spitfire PR Mk IV(D) (9–27 сентября 1942 г.)
1 PRU RAF (префикс кода эскадрильи «LY»)
- Номер сборки и код эскадрильи неизвестны, повреждены на земле во время налета немецкой авиации на Вайенгу (9 сентября 1942 г.) и списаны. [ 51 ]
- BP889 , код эскадрильи неизвестен, летный офицер (F/O) Гэвин Уокер: сбит во время вылета на Альтафьорд и разбился у берегов Лаксельва , Норвегия, поздно утром 27 сентября, в результате чего Уокер погиб. Некоторые источники предполагают, что BP889 был поражен наземным огнем возле аэродрома Альта на внешней опоре. [ 57 ] Согласно записям Люфтваффе , Уокер был сбит гефрайтером Куртом Добнером (11./JG 5, аэродром Банак ), летавшим на истребителе Focke-Wulf Fw 190 . [ 56 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Крейсер USS Tuscaloosa доставил в Россию большую часть наземного персонала RAAF-RAF и медицинское подразделение. [ 1 ]
- ↑ К концу 1941 года было поставлено 187 танков «Матильда II» и 249 танков «Валентайн» , что составляло 25 процентов среднетяжёлых танков Красной Армии и 30–40 процентов среднетяжёлых танков, оборонявших Москву. В декабре 1941 года 16 процентов истребителей, защищавших Москву, составляли британские «Хоукер Харрикейны» и «Кертисс Томагауки» насчитывалось 96 истребителей «Харрикейн» , а к 1 января 1942 года в советских ВВС ( «Военно-воздушные силы» , ВВС). Британцы поставляли радиолокационную аппаратуру, станки, асдики и оптовые товары. [ 4 ]
- ^ Некоторые источники описывают 144-ю эскадрилью как канадскую, что является ложным впечатлением, поскольку компания Canadian Associated Aircraft (Quebec Group) изготовила многие из Hampdens, участвовавших в операции, а персонал Королевских ВВС Канады (RCAF) был прикреплен к 144-й и 455-й эскадрильям; не было и эскадрильи RCAF по статье XV . [ 27 ] [ 28 ]
- ^ Эсминцы USS Rodman , USS Emmons и HMS Onslaught . Корабли отправились в обратный путь 24 августа с выжившими из PQ 17. [ 30 ]
- ↑ Шведский историк авиации Бенгт Херманссон процитировал официальный отчет, в котором говорится, что часы самолета P5304 остановились в 1:04 ночи (часовой пояс неизвестен); «Хэмпден» ударился о землю под крутым углом и взорвался, образовав большой кратер. Отчет и обломки указали на отказ двигателя, вероятно, из-за обледенения карбюратора . Если бы на рулевых поверхностях скопился лед, отказ одного двигателя мог привести к внезапному сваливанию «Хэмпдена » . Шведские свидетели утверждали, что истребитель Люфтваффе преследовал P5304 над норвежской границей и, возможно, сбил его. Харальд Йоргенсен, офицер шведского ополчения, дислоцированный в Арьеплуге, позже писал, что пролет самолетов союзников через этот район по пути из Великобритании в Мурманск был хорошо известен и что эти полеты проходили недалеко от базы Люфтваффе в Будё в Норвегии. Юхо Груфвисаре, саамский оленевод, рассказал Йоргенсену, что двухмоторный самолет был сбит в начале сентября 1942 года недалеко от Арведстуоттара после пересечения шведской границы вблизи Стримасунд . Груфвисаре утверждал, что видел расстрел из района Каратс , был настолько напуган, что бросил свое стадо, вернулся в свой дом в Йокмокке и сообщил об инциденте в полицию. [ 35 ]
- ↑ Обломки «Хэмпдена» и останки погибших в результате крушения были найдены на высоте 5000 футов (1500 м) вверх по Цаце в 1976 году. [ 38 ]
- ^ Брэй из 144-й эскадрильи был австралийцем, служившим в ВВС Великобритании (служебный номер 1384708 ). Уволен в запас в звании прапорщика . (Мемориал бывшим военнопленным Австралии, 2013–2018 гг., Вторая мировая война (B). Дата доступа: 17 июня 2018 г.) Место крушения было обнаружено в 1991 году, а экипаж был похоронен со всеми воинскими почестями на кладбище союзников в Архангельск в 1993 году. ( «Вестник» , 1993, «Со слезами и салютом похоронены четыре героя, отдавшие жизнь на чужом поле» . Дата обращения: 17 июня 2018.)
- ↑ Сержант Генри Льюис (Хэнк) Бертран (род . 10772247) был канадцем, служившим в ВВС Великобритании. [ 42 ]
- ↑ Авторы также писали, что операции на Шпицбергене оказали косвенное влияние на успех PQ 18, поскольку Fritham и Gearbox обеспечили танкерам безопасную стоянку на якоре и дозаправку эскорта эсминцев из конвоя, без вмешательства со стороны немецких сухопутных войск. [ 61 ]
- ^ Катанах был застрелен немцами за участие в Великом побеге . [ 43 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Шофилд и Несбит 2005 , с. 195.
- ^ Вудман 2004 , с. 14.
- ^ Вудман 2004 , стр. 22–23.
- ^ Эдгертон 2011 , с. 75.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 278–281.
- ^ Jump up to: а б Макси 2004 , стр. 141–142.
- ^ Jump up to: а б Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
- ^ Кан 1973 , стр. 238–241.
- ^ Будянский 2000 , стр. 250, 289.
- ^ ФИБ 1996 .
- ^ Вудман 2004 , стр. 36–37.
- ^ Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 78–80.
- ^ Роскилл 1957 , с. 489.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 176–177.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 280–283.
- ^ Вудман 2004 , стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Смит 1975 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Уоллинг 2012 , с. 214.
- ^ Вудман 2004 , стр. 258–259.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 279–280.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 281–282.
- ^ Беккер 1966 , стр. 394–398.
- ^ Вуд и Ганстон 1990 , стр. 70, 72.
- ^ ПРО 2001 , стр. 114.
- ^ Вудман 2004 , с. 262.
- ^ Шофилд и Несбит 1987 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б КВГК 2018 .
- ^ Greenhouse 1994 , стр. 180–181.
- ^ Jump up to: а б Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 258.
- ^ Шофилд и Несбит 1987 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 191–192.
- ^ Уоллинг 2012 , стр. 201–202.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит 2005 , стр. 192–194.
- ^ Бенгт Херманссон , 1942-09-05, Handley-Page HP 52 Hampden TB 1 - серийный номер P5304 455 Squadron, Лейчарс, Шотландия, Forcelandingcollection.se (12 июня 2018 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Соренсон 2011 .
- ^ Александр 2009 , с. 467.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б с Уоллинг, 2012 , стр. 201–209.
- ^ Jump up to: а б Музей РАФ 2016 .
- ^ Jump up to: а б Херманссон 2016 .
- ^ Edmonton Journal , 2011, «БЕРТРАНД, Генри Льюис (Хэнк)» (8 марта). (17 июня 2018 г.).
- ^ Jump up to: а б с Уоллинг 2012 , с. 207.
- ^ Александр 2009 , стр. 138–9.
- ^ Гордон 1995 , с. 15.
- ^ Вудман 2004 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б Роскилл 1962 , стр. 284, 287–288.
- ^ Вудман 2004 , стр. 258–283.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 195–197.
- ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 197–198, 200–203.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Форсгрен 2017 , стр. 60.
- ^ Роскилл 1962 , с. 279.
- ^ Херингтон 1954 , стр. 296–297.
- ^ Шофилд и Несбит 1987 , стр. 184–185.
- ^ Шофилд и Несбит 1987 , стр. 185–186.
- ^ Jump up to: а б Уил 2016 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Форсгрен 2017 , стр. 60–1.
- ^ AWM nd ; Александр 2009 , с. 147.
- ^ Лоусон 1951 , с. 73.
- ^ Хинсли 1994 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит 2005 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б Манн 2012 , стр. 24.
- ^ Уоллинг 2012 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б Ричардс и Сондерс 1975 , с. 83.
- ^ Ричардс и Сондерс 1975 , с. 82.
- ^ Шофилд и Несбит 1987 , с. 186.
- ^ Ричардс и Сондерс 1975 , с. 93.
- ^ Шофилд и Несбит 1987 , стр. 201.
- ^ Уоллинг 2012 , стр. 207–208.
- ^ Уоллинг 2012 , стр. 206–207.
- ^ Уоллинг 2012 , стр. 204, 207–208.
- ^ Уоллинг 2012 , с. 206.
- ^ Александр 2009 , стр. 133–142.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Александр, Кристин (2009). Джек Дэвенпорт, лидер Beaufighter (электронная книга). Сидней: Аллен и Анвин. ISBN 978-1-282-23908-1 .
- Беккер, Каюс (1966). Дневники войны Люфтваффе . Нью-Йорк: Баллантайн. OCLC 657996667 .
- Будянский, С. (2000). Битва умов: полная история взлома кодов во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Свободная пресса (Саймон и Шустер). ISBN 0-684-85932-7 – через Archive Foundation.
- Эдгертон, Д. (2011). Британская военная машина: оружие, ресурсы и эксперты во Второй мировой войне . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9918-1 .
- Форсгрен, Январь (2017). Потопление зверя: рейды британских ВВС в Ланкастере на Тирпиц в 1944 году . Оксфорд: Фонтхилл Медиа. ISBN 978-1-78155-318-3 .
- Гордон, Ян (1995). Удар и еще раз удар: 455-я эскадрилья RAAF, 1944–45 . Белконнен, АКТ: Banner Books. ISBN 978-1-875593-09-5 .
- Гринхаус, Б.; и др. (1994). Официальная история Королевских ВВС Канады: Горнило войны, 1939–1945 гг . Том. III. Торонто: Издательство Университета Торонто и Департамент национальной обороны. ISBN 978-0-8020-0574-8 . Д2-63/3-1994Э.
- Херингтон, Джон (1954). «Глава 11, Воздушная война на море: с января по сентябрь 1942 года» . Воздушная война против Германии и Италии, 1939–1943 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух. Том. III (1-е [онлайн] изд.). Канберра: Австралийский военный мемориал. стр. 262–297. OCLC 493504443 . Проверено 20 мая 2018 г.
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны (2-е изд. Сокращенное изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Кан, Д. (1973) [1967]. Взломщики кодов: История тайного письма (10 апреля. Signet, изд. Чикаго). Нью-Йорк: Макмиллан. LCCN 63-16109 . OCLC 78083316 .
- Лоусон, JHW (1951). Четыре пять пять: история 455-й эскадрильи (RAAF) . Мельбурн, Австралия: Уилке. OCLC 19796160 .
- Макси, К. (2004) [2003]. Искатели: радиоперехват в двух мировых войнах (изд. Cassell Military в мягкой обложке). Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-36651-4 .
- Манн, К. (2012). Британская политика и стратегия в отношении Норвегии, 1941–45 . Исследования по военной и стратегической истории. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-21022-6 .
- Ричардс, Денис; Сондерс, Х. Сент-Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-771593-6 . Проверено 22 марта 2018 г.
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC 881709135 . Проверено 20 мая 2018 г.
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е впечатление изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 . Проверено 19 марта 2018 г.
- Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (1987). Арктические летчики: ВВС Великобритании на Шпицбергене и на севере России, 1942 год . Лондон: В. Кимбер. ISBN 978-0-7183-0660-1 .
- Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (2005) [1987]. Арктические летчики: ВВС Великобритании на Шпицбергене и на севере России, 1942 г. (2-е издание Spellmount, изд. Стэплхерста). Лондон: В. Кимбер. ISBN 978-1-86227-291-0 .
- Смит, Питер (1975). Конвой PQ18: Арктическая победа . Лондон: Кимбер. ISBN 978-0-7183-0074-6 .
- Взлет и падение немецких ВВС (факс. репродукция «Военные истории» Государственного архива, ред.). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации. 2001 [1948]. ISBN 978-1-903365-30-4 . Воздух 41/10 № 248.
- Уоллинг, МГ (2012). Забытая жертва: Арктические конвои Второй мировой войны . Генерал Военный. Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84908-718-6 .
- Уил, Джон (2016). Арктические Bf 109 и Bf 110 Aces . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-7820-0799-9 .
- Вуд, Тони; Ганстон, Билл (1990). Гитлеровские Люфтваффе . Нью-Йорк: Crescent Books. OCLC 704898536 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Рождение радиоразведки в Финляндии и ее разработчик Рейно Халламаа» . Историческое объединение Северной Карелии Ry (на финском языке). 1996 год . Проверено 26 июля 2018 г.
- Левенштейн, Магнус (2012). Херманссон, Бенгт (ред.). «5 сентября 1942 года: Handley-Page HP52 Hampden TB.1, серийный номер AE436» . Коллекция вынужденной посадки . Архивировано из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- «Носки: пилот-офицер А.В. Боуман, 455-я эскадрилья, RAAF» . Австралийский военный мемориал . нд . Проверено 11 июня 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - Соренсон, Кьелл (2011). «Хэндли Пейдж HP52 Хэмпден Цаца, Сарек, Швеция» . Flyvrak© Места крушения самолетов времен Второй мировой войны в Норвегии и других странах . Архивировано из оригинала 18 января 2019 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- «Студент помогает восстановить Хэмпденский бомбардировщик прадедушки» . Музей Королевских ВВС . 2016. Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 17 июня 2018 г.
- «Война: Вторая мировая война, Швеция: 4 сентября 1942 г. - 5 сентября 1942 г.» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . 2018 . Проверено 9 июня 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
- Рабель, GW (2010). RAAF в России: 455-я эскадрилья RAAF: 1942 г. (2-е изд.). Лофтус, Новый Южный Уэльс: 455 Productions. ISBN 978-0-9586693-5-1 .
- Себаг-Монтефиоре, Хью (2001) [2000]. Загадка: Битва за код (4-е, изд. Феникса). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-75381-130-8 .
Веб-сайты
- Коуэн, Брендан (2016). «Adf-Serials: сериалы и история военных самолетов Австралии и Новой Зеландии, RAAF Handley Page HP.52 Hampden Mk.I и TB. Mk.I: 455-я эскадрилья, RAAF» . Проверено 16 апреля 2018 г.
- Левенштейн, Магнус (2012). Херманссон, Бенгт (ред.). «5 сентября 1942 года: Handley-Page HP 52 Hampden TB 1, серийный P5304» . Коллекция вынужденной посадки . Проверено 16 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Крупник Владимир, 2011 г., RAAF в России, 16 апреля 2018 г.
- Рабель, Джефф, 2010 г., RAAF в России 16 апреля 2018 г.
- Лауримаа, Калеви. 2012, Бомбардировщик ВВС Великобритании вынужден приземлиться на горе Цаца в сентябре 1942 года. 16 апреля 2016 года. Архивировано 30 августа 2014 года в Wayback Machine.
- Арктические военные операции Второй мировой войны.
- Восточный фронт (Вторая мировая война)
- 1942 год в России.
- Арктические конвои Второй мировой войны.
- Военная история Советского Союза во время Второй мировой войны.
- Развертывание Королевских ВВС 20-го века
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Советского Союза.
- Североморск
- Самолет Хэндли Пейдж
- Действия и бои морской авиации