Jump to content

Операция Оратор

Операция Оратор
Часть арктических военно-морских операций Второй мировой войны.

Hampden TB.1 из крыла Leuchars совершает торпедную атаку на немецкий корабль во время Второй мировой войны.
(Фотография, сделанная членом «Группы 18» во время несвязанной операции.)
Дата сентябрь 1942 г.
Расположение 75 ° с.ш. 40 ° в.д.  /  75 ° с.ш. 40 ° в.д.  / 75; 40
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Великобритания
 Австралия
 Советский Союз (аэродромы)
 США (морской транспорт) [ а ]
 Германия
 Финляндия (истребительные базы)
Командиры и лидеры
Великобритания Ф. Л. (Фрэнк) Хоппс Нацистская Германия Рольф Карлс
Задействованные подразделения

Поисково-ударная группа

  • Леучарс Крыло
    • 144-я эскадрилья Королевских ВВС
    • 455-я эскадрилья RAAF
  • отряды от
    • 210-я эскадрилья Королевских ВВС
    • 1 ПРУ РАФ
Командование группы морской пехоты Север
(Командование военно-морской группы «Север»)
Ягдгешвадер 5
(Истребительное авиаполк 5)
Сила
РААФ – РАФ
32 дальних торпедоносца.
8 дальних морских патрульных самолетов
5 самолетов дальней разведки
Военно-морской
1 линкор ( «Тирпиц» )
3 крейсера ( «Адмирал Шеер» , «Адмирал Хиппер» , «Кёльн» )
4 эсминца
ВВС
35–60 истребителей (II./JG 5 и III./JG 5)
Жертвы и потери
Экипаж погиб: c. 18
Военнопленный c. 12
Авиация: 9 торпедоносцев.
(по пути в СССР)
2 ПРУ Спитфайра

Операция «Оратор» была кодовым названием защиты союзного арктического конвоя PQ 18 подразделениями британских и австралийских ВВС, временно базировавшихся на северо-западе России , от нападения немецкого линкора «Тирпиц» и других надводных кораблей Кригсмарине . Крылом, известным как Поисково-ударный отряд, командовал капитан группы Фрэнк Хоппс , а его морским ударным элементом было крыло Лейчарса , в состав которого входили 144-я эскадрилья Королевских ВВС (RAF) и 455-я эскадрилья Королевских ВВС Австралии. (RAAF) оснащена Handley-Page Hampden TB 1 торпедоносцами .

Экипажи Хэмпдена совершили длительный и опасный перелет с баз в Шотландии (4–5 сентября) и собрались на аэродроме Ваенга на Кольском заливе , в 25 милях (40 км) к северу от Мурманска . Две эскадрильи потеряли девять самолетов, сбитых или разбившихся при транспортировке, но остальные присоединились к отряду из 210-й эскадрильи летающих лодок «Каталина» и отделению фоторазведывательных «Спитфайров» из 1-го подразделения фоторазведки, чтобы составить Поисково-ударную группу (S&SF).

в 7:30 утра 14 сентября 23 «Хэмпдена» были подняты в воздух после того, как было сообщено, что «Тирпиц» отсутствовал на причале. «Хэмпдены» пролетели на максимальное расстояние, которое мог достичь «Тирпиц» , а затем повернули, чтобы следовать по маршруту обратно в Альтафьорд, пока «Каталина» не пересекла патрули. После полета без происшествий Хэмпдены вернулись в 15:00 из-за ложной тревоги; Тирпиц перебрался в соседний фьорд. S&SF «Хэмпденс» оставался в готовности, а «Спитфайры» присматривали за Тирпицем до октября. Операция «Оратор» удержала немцев от риска рисковать своими крупными кораблями против PQ 18, и после преобразования советских ВВС (ВВС) в самолеты «Хэмпден» и «Спитфайр», которые нужно было оставить, летный экипаж и наземный персонал вернулись в Великобританию.

Арктические конвои

[ редактировать ]

В октябре 1941 года, после операции «Барбаросса» , немецкого вторжения в СССР , начавшейся 22 июня, премьер-министр Уинстон Черчилль взял на себя обязательство каждые десять дней отправлять конвой в арктические порты СССР и доставлять 1200 танков в месяц с июля 1942 г. по январь 1943 г., за ними следовали 2000 танков и еще 3600 самолетов. Первый конвой должен был прибыть в Мурманск около 12 октября, а следующий должен был покинуть Исландию 22 октября. Разношерстные британские, союзные и нейтральные суда, загруженные военными запасами и сырьем для советских военных действий, будут собраны в Хвалфьордуре , Исландия, на якорной стоянке, удобной для кораблей с обеих сторон Атлантики. [ 2 ]

К концу 1941 года система конвоев, использовавшаяся в Атлантике, была установлена ​​на арктическом маршруте; Командир конвоя позаботился о том, чтобы капитаны кораблей и офицеры связи присутствовали на брифинге, чтобы договориться об управлении конвоем, который шел строем длинных рядов коротких колонн. Коммодором обычно был отставной морской офицер, находившийся на борту корабля, отмеченный белым кулоном с синим крестом. Коммодору помогала группа связистов ВМФ из четырех человек, которые использовали лампы, семафорные флаги и телескопы для передачи сигналов, закодированных из книг, которые несли в утяжеленной сумке, чтобы их можно было сбросить за борт в случае чрезвычайной ситуации. В больших конвоях коммодору помогали вице-коммодоры и тыловые коммодоры, которые совместно с командиром эскорта управляли скоростью, курсом и зигзагообразным движением торговых судов. [ 3 ] [ б ]

Перерыв в конвое

[ редактировать ]

После катастрофы конвоя PQ 16 и катастрофы на PQ 17 в июле 1942 года арктические конвои были приостановлены на девять недель, и большая часть Флота метрополии была переведена в Средиземное море. Во время затишья адмирал Джон «Джек» Тови пришел к выводу, что Флот Метрополии не оказал хорошей защиты конвоям за пределами Медвежьего острова, на полпути между Шпицбергеном и Нордкапом Норвегии. Тови планировал курировать операцию из Скапа-Флоу , где флот был связан с Адмиралтейством по наземной линии связи и невосприимчив к изменениям в беспроводном приеме. Следующий конвой должны были сопровождать эсминцы дальнего действия Флота метрополии. Вместе с силами ближнего сопровождения противолодочных и зенитных кораблей эсминцы флота могли противостоять вылазке немецких кораблей с угрозой массированной торпедной атаки. Вместо того, чтобы встречать конвои QP, направлявшиеся домой, возле острова Медвежий, QP 14 должен был оставаться в порту до тех пор, пока PQ 18 не окажется рядом с пунктом назначения, несмотря на то, что более длительное путешествие требовало большего от экипажей сопровождения, топлива и оборудования. Новый эскортный авианосец HMS Avenger (коммандер AP Colthurst) прибыл из США и был добавлен в состав эскортных сил. [ 5 ]

Сигнальная разведка

[ редактировать ]

Блетчли Парк

[ редактировать ]
Фотография немецкой кодирующей машины Enigma.

В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), расположенной в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа специалистов по взлому кодов и аналитиков дорожного движения . немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», использовавшиеся на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, «Дельфин» — британские). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . [ 6 ] [ 7 ]

В 1941 году военно-морской персонал Headache с приемниками для подслушивания Люфтваффе радиопередач был погружен на военные корабли, а с мая 1942 года корабли получили компьютерные группы RAF Y, которые плавали с адмиралами крейсеров, командующими эскортом конвоев, для интерпретации Люфтваффе. сигналов W/T перехвачено Головной болью. Адмиралтейство отправляло Люфтваффе компьютерам подробную информацию о частотах беспроводной связи , позывных и ежедневных местных кодах, которые в сочетании с их знанием процедур Люфтваффе могли получить довольно точные сведения о немецких разведывательных вылетах. Иногда компьютеры предсказывали атаки за двадцать минут до того, как их обнаружил радар. [ 6 ] [ 7 ]

Служба Б

[ редактировать ]

Конкурирующий немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND, Служба военно-морской разведки) к 1939 году взломал несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских сил и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из британских радиосигналов. В 1941 году B-Dienst прочитал сигналы главнокомандующего западными подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволило подводным лодкам переместиться в «безопасные» зоны. [ 8 ] B-Dienst взломал военно-морской шифр № 3 в феврале 1942 года и к марту считывал до 80 процентов трафика, что продолжалось до 15 декабря 1943 года. По совпадению, британцы потеряли доступ к шифру Shark и не имели никакой информации для отправки. в Cypher No 3, что может поставить под угрозу Ultra. [ 9 ] В начале сентября финская радиоразведка расшифровала передачу советских ВВС, в которой раскрывался маршрут конвоя, и передала ее немцам. [ 10 ]

Союзные арктические операции

[ редактировать ]
Пять морских ураганов в ангаре HMS Argus (1942–1944 гг.)

Когда арктические конвои прошли мимо мыса Нордкап Норвегии в Баренцево море , они легко оказались в пределах досягаемости немецких самолетов, подводных лодок и кораблей, базирующихся в Норвегии и Финляндии. Корабли все еще были уязвимы при разгрузке в Мурманске , Архангельске и Полярном , а истребители Hawker Hurricane, доставленные первым арктическим конвоем, предназначались для противовоздушной обороны от Люфтваффе . В ходе операции «Дервиш» (21–31 августа 1941 г.) шесть пожилых грузовых судов отправились из Исландии в Архангельск с древесиной, резиной, жестью и пятнадцатью ящиками истребителей Hawker Hurricane . В ходе операции «Сила » авианосец HMS Argus одновременно с конвоем нес 24 «Харрикейна» в сопровождении трех крейсеров с наземным отрядом британских ВВС. Когда «Аргус» находился в пределах досягаемости Вайенги, «Харрикейны» улетели и все достигли места назначения. [ 11 ]

151-е крыло RAF (командир звена Невилл Рэмсботтом-Ишервуд ) летало при защите Мурманска в течение пяти недель и одержало 16 побед, четыре вероятных и семь поврежденных самолетов. Зимние снегопады начались 22 сентября, а переоборудование пилотов и наземных экипажей советских ВВС (ВВС, «Военно-воздушные силы ») на Hurricane Mk IID началось в середине октября, а в конце ноября группа британских ВВС вернулась в Великобританию, за исключением различных сигналов. персонал. [ 12 ] Операция союзников «Перчатка» (25 августа – 3 сентября 1941 г.) «Фритам» (30 апреля 1942 г. – 2 июля 1943 г.) проходила на архипелаге Шпицберген на главном острове Шпицберген , на полпути между северной Норвегией и Северным полюсом , с целью уничтожить немецкие метеостанции. и прекратить экспорт угля в Норвегию. [ 13 ] В ходе операции Gearbox II (2–21 сентября 1942 г.) два крейсера и эсминец доставили на Шпицберген 200 длинных тонн (203 т) припасов и оборудования. [ 14 ] 3 сентября Force P, нефтяники RFA Blue Ranger , RFA Oligarch и четыре эсминца сопровождения отплыли в Ван Миенфьорден (Лоу-Саунд) на Шпицбергене и с 9 по 13 сентября дозаправляли эсминцы, выделенные из PQ 18. [ 15 ]

Немецкие планы

[ редактировать ]
Маршрут компании Wonderland

Полномочия в Кригсмарине передавались Seekriegsleitung (Верховному военно-морскому командованию) в Берлине, а арктическими операциями руководил адмирал Бём, командующий Норвегией, из штаба Marinegruppencommando Nord (Военно-морская группа «Север») в Киле. Три флагмана были направлены в Осло, чтобы командовать тралением, береговой обороной, патрулированием и постановкой мин у западного, северного и полярного побережья. Большие надводные корабли и подводные лодки находились под командованием флаг-офицера «Северных вод» в Нарвике, который не подчинялся Бёму, но имел власть над боевой группой флаг-офицеров, которая командовала кораблями в море. Флаг-офицер «Северные воды» также осуществлял тактическое управление самолетами Luftflotte 5 ( генерал-полковник Ханс-Юрген Штумпфф ), когда они действовали в поддержку Кригсмарине . Базировавшиеся в Норвегии самолеты имели тактические штабы в Киркенесе, Тронхейме и Бардуфоссе. были Штаб -квартиры Люфтваффе отделены от командиров Кригсмарине, за исключением Киркенеса, где находился флаг-офицер «Полярный берег». [ 16 ]

24 июня британский тральщик, базировавшийся на Кольском полуострове, был потоплен Ju 87 Stuka пикирующими бомбардировщиками , а 16 августа адмирал Шеер провел операцию «Страна чудес» ( Unternehmen Wunderland ), вылазку против русских кораблей, которые, как предполагалось, шли по маршруту к северу от Сибири. [ 17 ] [ 18 ] Адмирал Шеер отплыл к северу от Новой Земли, а затем на восток и потопил советский ледокол; к 30 августа адмирал Шеер вернулся в Нарвик. Перехват сигналов B-Dienst и документы, извлеченные из разбившегося Hampden UB-C, выявили точки перехода и смены сопровождения конвоев PQ 18 и QP 14, а также другие детали, включая операцию «Оратор». [ 17 ] [ 18 ] Подводные лодки, эсминцы и минный заградитель «Ульм» участвовали в операции «Зар» ( Unternehmen Zar ) для установки мин у входа в Белое море и у Новой Земли . [ 19 ] 25 августа «Ультра» раскрыла маршрут Ульма , и три эсминца с военным кораблем « Тускалуса» к югу от Медвежьего острова были отправлены на перехват корабля; Той ночью «Ульм» был затоплен, а шестьдесят выживших попали в плен. Немцам пришлось использовать адмирала Хиппера в качестве минного заградителя. [ 20 ] Тирпиц , крейсер Lützow и три эсминца находились в доке на ремонте после Unternehmen Rosselsprung против конвоя PQ 17 (2–5 июля) и были недоступны. Двенадцать подводных лодок сформировали патрульную группу в Норвежском море против PQ 18, и Кригсмарине запланировала Unternehmen Doppelschlag (операция «Двойной удар»), в рамках которой крейсеры «Адмирал Шеер» , «Адмирал Хиппер» и «Кёльн» с четырьмя эсминцами в сопровождении пойдут против конвоя. [ 21 ]

Золотые щипцы (Золотая расческа)

[ редактировать ]

Люфтваффе . использовало затишье после PQ 17, чтобы собрать силы из 35 Junkers Ju 88 пикирующих бомбардировщиков A-4 Kampfgeschwader 30 (KG 30) и 42 торпедоносцев Kampfgeschwader 26 (KG 26) (I/KG 26 с 28 Heinkel) He 111 H-6 и III/KG 26 с 14 Ju 88 A-4) для присоединения к разведывательным самолетам Luftflotte 5. [ 22 ] [ 23 ] Проанализировав результаты противокорабельных операций против PQ 17, в ходе которых экипажи Luftflotte 5 предъявляли преувеличенные заявления о затонувших кораблях, в том числе крейсере, противокорабельные подразделения разработали Goldene Zange («Золотой гребень»). Бомбардировщики Ju 88 должны были отвлекать обороняющихся атаками средних и пикирующих бомбардировщиков по мере приближения торпедоносцев из сумерек. Бомбардировщики-торпедоносцы должны были лететь к конвою в ряд, на высоте вершины волны, чтобы уклониться от радаров, поскольку силуэт конвоя вырисовывался на фоне более светлого неба, а затем сбросить торпеды залпом . [ 24 ] Когда компания B-Dienst обнаружила, что следующий конвой будет сопровождать авианосец, рейхсмаршал Герман Геринг отдал приказ потопить его первым; Экипажу Люфтваффе сказали, что уничтожение конвоя было лучшим способом помочь немецкой армии под Сталинградом и на юге России. [ 25 ]

Операция Оратор

[ редактировать ]
Карта Баренцева моря

Поисково-ударный отряд (S&SF) под командованием капитана группы Фрэнка Хоппса должен был вылететь на север России и действовать над Баренцевым морем. Морской ударный элемент состоял из 16 Handley Page Hampden торпедоносцев каждый из 144-й эскадрильи ( Королевских ВВС RAF) и 455-й эскадрильи ( Королевских ВВС Австралии RAAF). В состав поискового подразделения вошли девять «Каталин», выделенных из 210-й эскадрильи Королевских ВВС Саллом-Во на Шетландских островах для работы с озера Лахта недалеко от Архангельска и несения вахты в водах к северу от Альтафьорда, а также секция из трех подразделений фоторазведки Королевских ВВС 1 (1 PRU). Сверх-сверхдальний Spitfire PR Mk IV(D) вылетел из Королевских ВВС Самбурга на Шетландских островах, чтобы действовать из Африки для наблюдения за Тирпицем . [ 26 ] [ с ] «Спитфайры» и «Каталины» должны были следить за более крупными кораблями Кригсмарине в норвежских водах, включая линкор «Тирпиц» , чтобы атаковать их при первой же возможности. [ 29 ]

Развертывание поисково-ударной группы

[ редактировать ]

13 августа Хоппс, наземный персонал Королевских ВВС и РАФ, а также медицинская часть отплыли в Россию на крейсере «Тускалуса» вместе с тремя эсминцами (два американских и один британский). [ 30 ] [ д ] Хоппс должен был разместить штаб в Полярном на Кольском заливе , в 37 милях (60 км) к северо-северо-востоку от Мурманска. [ 31 ] Три самолета PRU Spitfire для поисково-ударных сил вылетели из Самбурга, Шетландские острова, 1 сентября, преодолев расстояние более 1210 миль (1950 км) над Северным морем , оккупировав Норвегию , Швецию (в нарушение шведского нейтралитета ) и Ботнический залив. и Финляндии (в то время державы Оси ) в Африканду на севере России и благополучно прибыли после 4 + 1 / 2 часа полета. [ 1 ] 210-й эскадрилье «Каталина» пришлось оставаться в боевых действиях до последней минуты, а их оборудование и наземные бригады также должны были путешествовать по воздуху, но расстояние было легко в пределах досягаемости «Каталины». [ 17 ]

2 сентября 1942 года, когда PQ 18 покинул озеро Лох-Эве , 32 Хэмпдена из поисково-ударных сил вылетели со своей базы в британских ВВС Лейчарс в Самбург. Считалось, что безопасная дальность полета для «Хэмпдена», не имеющего торпедных или перегрузочных баков, составляет максимум 1040 морских миль (1200 миль; 1930 км). Времени на установку топливных баков дальнего действия не было, и каждый «Хэмпден» должен был нести члена наземного штаба , остальные должны были отправиться в Мурманск на Таскалузе с торпедами Mk XII, боеприпасами и другими запасами. Если бы Хэмпденс летел со скоростью 125 узлов (144 миль в час; 232 км/ч) и не нуждался в богатой смеси для маневрирования, дальность сушки баков могла бы быть увеличена до 1360 миль (1570 миль; 2520 км), когда безопасный маршрут из Самбурга до Вайенги было 1314 миль (1512 миль; 2434 км). [ 32 ] 3 сентября Маклафлин и Линдеман отказались от попытки отправить эскадрильи в Россию, несмотря на неблагоприятный прогноз погоды, опасаясь еще худшей погоды, и эскадрильи ждали лучшей погоды. [ 33 ]

Поздно вечером 4 сентября «Хэмпдены» из крыла Лейчарса вылетели в Россию. Их маршрут должен был держать Хэмпденс на расстоянии минимум 60 миль (69 миль; 110 км) от оккупированной немцами территории, но был явно слишком рискованным. Полет вдоль норвежского побережья будет охватывать 1200 морских миль (1400 миль; 2200 км), некоторые части которых легко находятся в пределах досягаемости Люфтваффе . Прямой маршрут через горы Норвегии будет иметь длину всего 1100 миль (1300 миль; 2000 км), но топлива, израсходованного при подъеме на достаточно большую высоту, останется мало для преодоления встречного ветра, неисправности двигателя, ошибок навигации или задержки приземления. [ 32 ] Экипажи Хэмпдена должны были следовать по маршруту, аналогичному маршруту «Спитфайров», лететь на север до Бурраферта на Шетландских островах и лететь по курсу, чтобы достичь Норвегии на 66 ° северной широты, пересечь горы в темноте, пролететь над северной Швецией и Финляндией, прежде чем приземлиться. на советской авиабазе Африканда , на юге Мурманской области . Ожидалось, что полет в Африканду займет от пяти до восьми часов, в зависимости от погоды и сопротивления Германии. После дозаправки экипажи Хэмпдена должны были пролететь оставшиеся 120 миль (190 км) до Вайенги по железной дороге Кандалакша-Мурманск на север. [ 34 ]

Часть обломка хвостовой части самолета Hampden AE436 («PL-J»), 144-я эскадрилья Королевских ВВС. На заднем плане — масштабная модель того же самолета; AE436 , разбившийся в Швеции 4 сентября 1942 года по пути в Россию.

Два Хэмпдена разбились на севере Швеции, недалеко от Арьеплуга ; Считалось, что обе катастрофы были вызваны атмосферным обледенением . Четыре члена экипажа RAAF, три члена RCAF и один RAFVR были убиты и похоронены на кладбище Квиберг в Гетеборге. экипаж [ 27 ] Не было выживших с самолета Hampden P5304 («UB-H») 455-й эскадрильи, пилотируемого сержантом Эдвардом Смартом, когда он разбился 4/5 сентября у озера Арвестуоттар после прохождения более крупного озера Арвесьяуре ( СВ ) на севере. запад. [ и ] Hampden AE436 («PL-J», 144-я эскадрилья), пилотируемый пилотом-офицером (P/O) Дэвидом Эвансом, разбился в национальном парке Сарек на Цаце, массиве , расположенном между долинами Ньотьосвагге ( св ) и Тьюолтавагге ( св ), примерно в 15 милях (17 миль; 28 км) к северу от намеченного маршрута. Эванс и его помощник, капрал Бернард Соуэрби, пережили катастрофу и совершили трехдневный переход до ближайшей деревни. Согласно международному праву , боевые самолеты, прибывающие в нейтральную страну во время войны, обычно подвергаются конфискации, а их экипажи интернированию, и эти законы соблюдаются . Чтобы избежать интернирования, Эванс и Сауэрби сообщили шведским властям, что они разбились в Норвегии и пересекли границу пешком; они были репатриированы в Великобританию 21 сентября. [ 36 ] [ 37 ] [ ж ]

Четыре Хэмпдена были либо сбиты, либо вынуждены приземлиться на территории, контролируемой немцами. AT109 («UB-C») из 455-й эскадрильи, пилотируемый эскадрильей Джеймсом Катанаком , приземлился на пляже в северной Норвегии после повреждения зенитной артиллерией немецкого охотника за подводными лодками , а экипаж попал в плен. Hampden AT138 "PL-C" из 144-й эскадрильи был атакован над Финляндией истребителем Jagdgeschwader 5 (JG 5); три члена экипажа и один пассажир погибли. Пилот сержант Дж. К. Р. (Джон) Брей (RAAF) выпрыгнул с парашютом и стал военнопленным. AT138 разбился недалеко от Алакуртти . [ 39 ] [ 36 ] [ г ] P1344 «PL-K», пилотируемый пилотом E.H.E. Perry, пострадал от обледенения и был вынужден выбрать альтернативный маршрут на меньшей высоте. «Хэмпден» пролетел над базой Люфтваффе в Петсамо , где P1344 был поврежден зенитной артиллерией ; затем он был атакован двумя истребителями Messerschmitt Bf 109 из JG 5. Во время аварийной посадки на контролируемой Осью части Кольского полуострова три члена экипажа погибли, а Перри был серьезно ранен; он и его пассажир попали в плен. [ 40 ] [ 39 ] [ 36 ] [ 41 ] P1273 «PL-Q», пилотируемый сержантом Х. Л. (Хэнком) Бертраном, был атакован истребителями JG 5 возле Петсамо; Экипаж и пассажир катапультировались и попали в плен. [ 36 ] [ ч ] Планы PQ 18 и QP 14 были получены немцами от «UB-C» и с помощью расшифрованного сигнала советского 95-го военно-морского летного полка предоставили немцам маршрут обоих конвоев. [ 34 ] [ 43 ]

Плохая видимость в районе Африки затруднила посадку, и два пилота Хэмпдена, эскадрилья-лейтенант Деннис Фостер (144-я эскадрилья) и эскадрилья-лейтенант Джек Дэвенпорт (455-я эскадрилья), приземлились на грязевой взлетно-посадочной полосе в Мончегорске , примерно в 30 милях (48 км) к северу. . Давенпорт сделал это после того, как его «Хэмпден» был перехвачен летчиками-истребителями ВВС и направил его на посадку. [ 44 ] [ 45 ] У двух Хэмпденов закончилось топливо над Россией, и они были повреждены при вынужденной посадке в Африке или вблизи нее. Один пилот совершил посадку с поднятыми колесами на мягкий грунт в Хибинии, в нескольких милях к северу от Африки, а другой Хэмпден был списан после удара о пни. Еще один Хэмпден был потерян на этапе Африканда – Мурманск. AE356 , пилотируемый сержантом Вальтером Худом (144-я эскадрилья), попал под налет немецкой авиации над Кольским заливом и был по ошибке атакован летчиками-истребителями ВВС. Вынужденный броситься в озеро, экипаж был обстрелян в воде, а нижний стрелок сержант Уолтер Табор (RCAF) погиб либо от пулевых ранений, либо утонул, когда самолет затонул. Выжившие выбрались на берег и подвергались огню из стрелкового оружия со стороны советских войск, пока в них не были признаны союзники (по их крикам « Англиски »); 23 «Хэмпдена» прибыли на советские аэродромы целыми или с незначительными повреждениями. [ 17 ] [ 29 ]

Конвой PQ 18

[ редактировать ]
Фотография Heinkel 111 сразу после падения торпеды.

Немецкие надводные силы в Нарвике были подняты по тревоге, когда PQ 18 был впервые замечен, и 10 сентября направились на север, в Альтафьорд, мимо британских подводных лодок HMS Tribune и HMS Tigris . [ 17 ] «Тигрис» совершил неудачную торпедную атаку на «Адмирала Шеера» и ошибочно сообщил об этом как «Тирпиц» . [ 46 ] Вскоре после полуночи 10/11 сентября Адмиралтейство передало командующему британским эскортом сообщение «Энигмы» о том, что адмирал Хиппер должен быть в Альтафьорде в 3 часа ночи , а во второй половине дня сообщило, что Тирпиц все еще находится в Нарвике. 13 сентября «Энигма» показала, что корабли в Альтафьорде прибыли за один час в 16:50, что было передано командиру эскорта конвоя в 23:25. «Энигма» показала, что Тирпиц все еще находился в Нарвике 14 сентября и 16 сентября. В сентябре шведский источник A2 сообщил, что только адмирал Хиппер , адмирал Шеер и Кельн будут действовать против PQ 18. Doppeslschlag уже был отменен 13 сентября; Гитлер, не желая рисковать потерей любого из своих крупных кораблей в ходе наступательной операции, отказался санкционировать вылазку. [ 47 ]

Шеер и его эскорт оставались далеко к северу от PQ 18, пока конвой обогнул мыс Нордкап . Операция EV, операция по сопровождению сорока грузовых кораблей союзников в конвое, включала исключительно большое количество кораблей ВМФ, включая Avenger , первый эскортный авианосец, сопровождавший арктический конвой. Подробная информация о намерениях Германии была предоставлена ​​взломщиками кодов союзников посредством расшифровки сигналов Ultra и прослушивания беспроводной связи Люфтваффе . С 12 по 21 сентября PQ 18 подвергся атаке бомбардировщиков, торпедоносцев, подводных лодок и мин, в результате чего было потоплено тринадцать кораблей, потеряв сорок четыре самолета и четыре подводные лодки. Корабли сопровождения и самолеты « Эвенджера» смогли использовать радиоразведку Адмиралтейства, чтобы обеспечить раннее предупреждение о некоторых воздушных атаках и попытаться уклониться от маршрута конвоя вокруг скопления подводных лодок. Конвой передал свои дальние эскорты и «Эвенджер» направлявшемуся домой, конвою QP 14, под Архангельском 16 сентября, и продолжил движение в составе ближайшего эскорта и местного эскорта, пережив шторм в северном устье Двины и последние атаки со стороны Люфтваффе , прежде чем достичь Архангельска 21 сентября. [ 48 ]

Авиаперевозки из России

[ редактировать ]

«Каталины» 210-й эскадрильи должны были обеспечивать непосредственное сопровождение PQ 18 в начале и в конце его пути. Самолеты, базирующиеся на Шетландских островах и в Исландии, несли глубинные бомбы вместо перегрузочных баков, а 23 сентября самолет с Шетландских островов потопил U-253 в 115 морских милях (132 миль; 213 км) от мыса Ланганаэс в Исландии. Базировавшийся в России отряд «Каталина» имел на вооружении перегрузочные танки вместо глубинных бомб и мог лишь угрожать подводным лодкам и сообщать о своих позициях кораблям военно-морских сил союзников. Основная задача «Каталины» заключалась в обеспечении десяти перекрестных патрулей, от АА до КК, в 100 морских милях (120 миль; 190 км) от норвежского побережья, от запада Нарвика до востока от мыса Нордкап. Было бы невозможно, чтобы немецкие корабли, вылетевшие в северную Норвегию, прошли мимо, не будучи обнаруженными радаром воздух-надводного корабля (ASV). Когда PQ 18 обогнул Норвегию, районы патрулирования переместились на северо-восток; AA-CC были доставлены Catalinas с Шетландских островов, как и DD-EE, но самолеты улетели дальше в Россию. EE находился дальше всего от обеих баз, и требовалось пять самолетов, чтобы постоянно держать один самолет в зоне патрулирования; районы ФФ до КК перелетали отрядом в России. Полеты с Шетландских островов могли занять 16 часов, прежде чем первый выход на берег и низкая слоистая облачность часто мешали этому. небесную навигацию , вместо этого экипажу приходится полагаться на счисление пути . [ 49 ]

«Каталины», отошедшие к России, базировались на озере Лахта недалеко от Архангельска на Белом море; использование Грасной на Кольском заливе в качестве передовой базы. Связь между ними была невозможна; Вместо этого Хоппс использовал Грасную, которая была на 400 миль (460 миль; 740 км) ближе к районам патрулирования и одинаково ближе к оккупированной Норвегии. Озеро Лахта стало местом отдыха и базой для непосредственного сопровождения PQ 18 на последнем этапе пути. «Каталины», направлявшиеся в Россию, последовательно покинули Шетландские острова, завершили обход зоны патрулирования и направились в Россию. Сверху арктическая тундра выглядела непривлекательно, но, приземлившись, экипажи обнаружили базу советской морской авиации ( «Морская авиация» ) на озере Лахта в идиллическом месте, расположенном среди лесов и скал. Российские наземные бригады оказались очень эффективными и поразили британцев своей способностью импровизировать. Поврежденный «Хэмпден» из Хибин был снова введен в строй, а «Каталина», поврежденная самолетом Люфтваффе, была вытащена на берег через восемь минут после приземления и быстро отремонтирована; Начавшись, работы продолжались до тех пор, пока самолеты не были готовы к эксплуатации. Полет от озера Лахта до Грасной занял около пяти часов, и, пролетев над PQ 18, «Каталина» обогнула его, внимательно наблюдая за самолетами поблизости на случай ошибочной идентификации. [ 50 ]

К 5 сентября исправные «Хэмпдены» находились в Вайенге, дальше от линии фронта , чем Полярный. Аэродром несколько раз подвергался бомбардировкам Люфтваффе , а «Спитфайры» были списаны 9 сентября, но жертв не было. [ 51 ] В Полярном был создан объединенный штаб округа, где старший офицер британского военно-морского флота контр-адмирал Дуглас Фишер . уже находился [ 52 ] У PR Spitfires в Вайенге опознавательные знаки британских ВВС были закрашены и заменены красными звездами: наклонные камеры F 24 использовались в двенадцати вылетах на Нарвик и Альтафьорд, летая в ненастную погоду для наблюдения за немецкими кораблями. [ 1 ] На замену списанных Spitfire 1 PRU отправил еще один Spitfire, прибывший из Великобритании 16 сентября вместе с de Havilland Mosquito PR Mk I ( W4061 ). [ 51 ]

В ночь с 13 на 14 сентября связь между PQ 18 и озером Лахта прервалась, «Каталина» в Грасной не смогла взлететь до рассвета, а в ходе PR-вылета Альтафьорд был покрыт облаками. Если «Каталина» отправит отчет о наблюдении, «Хэмпденам» будет слишком поздно атаковать, и в качестве меры предосторожности Хоппс приказал 23 действующим «Хэмпденам» подняться в 5:00 утра 14 сентября для проведения разведки боем. [ 53 ] Каждый самолет нес 18-дюймовую торпеду Mark XII , и отряд пролетел на максимальное расстояние, которого мог достичь Тирпиц , а затем повернул, чтобы следовать по маршруту обратно в Альтафьорд до зоны патрулирования Каталины. После полета 7 + 1 Через часа Хэмпдены вернулись в 15:00 и позже обнаружили, что Тирпиц просто переехал в соседний фьорд. [ 54 ] Остальные немецкие корабли были сфотографированы в Альтафьорде PR Spitfires 14, 15 и 16 сентября. [ 47 ]

К концу сентября S&SF стала объектом повышенного внимания со стороны Люфтваффе . Хэмпдены остались рассредоточенными вокруг аэродрома Вайенга, получив некоторые повреждения во время воздушных налетов. [ 55 ] Один из пилотов PR, старший офицер Гэвин Уокер, погиб во время вылета в Альтафьорд, когда Spitfire BP889 был сбит недалеко от Лаксельва , Норвегия, между 11:30 и полуднем 27 сентября. В отчетах Люфтваффе гибель приписывают гефрайтеру Курту Добнеру, летчику-истребителю 11./JG 5, базировавшемуся на аэродроме Банак на самолете Focke-Wulf Fw 190 . [ 56 ] Некоторые источники предполагают, что Уокер был поражен наземным огнем возле аэродрома Альта , на внешнем участке фьорда. [ 1 ] [ 57 ] В тот же день аэродром Вайенга подвергся бомбардировке двумя Ju 88 во время налета на малых высотах. Пилот истребителя ВВС Як , который пикировал на Ju 88 примерно с высоты 9000 футов (2700 м), был вынужден катапультироваться, когда хвост его самолета был отстрелен советским зенитным огнем. «Як» пробил крышу трехэтажной казармы офицеров С&СБ , и здание загорелось; S&SF не пострадал, и его члены помогли потушить пожар. [ 58 ]

Последствия

[ редактировать ]

Лоусон в своей истории 455-й эскадрильи (1951) назвал операцию «Оратор» успешной, а в 1975 году Питер Смит написал, что разведданные B-Dienst и документы, обнаруженные после крушения в Хэмпдене, об операции «Оратор», возможно, сдержали надводную атаку на PQ 18. Шеером и его сопровождающими. [ 59 ] [ 60 ] [ 17 ] В выпуске «Арктических летчиков» за 2005 год... Эрнест Шофилд и Рой Несбит написали, что «разумно предположить, что самолет, базирующийся на севере России, обеспокоил немецкого командующего». [ 61 ] [ я ] Крис Манн в исследовании британской военной стратегии в отношении Норвегии в 2012 году назвал это дорогой победой, а в 2017 году Ян Форсгрен в книге об атаках британских ВВС на Тирпиц назвал операцию успешной, поскольку ни один надводный корабль Оси не приблизился к PQ 18. [ 62 ] [ 51 ] Союзники также сочли PQ 18 успешным, поскольку он возобновил маршрут арктических конвоев в СССР, а также потому, что Тирпиц , адмирал Шеер , адмирал Хиппер и Кёльн были удержаны операцией «Оратор» от нападения на конвой. [ 62 ]

В 2011 году Майкл Уоллинг назвал катастрофой потерю девяти Хэмпденов во время транзитного рейса, эквивалентную потерям, ожидаемым при нападении на большой военный корабль. [ 63 ] Выжившие Хэмпдены должны были быть отправлены обратно в Шотландию, но у экипажей были сомнения по поводу преобладающего встречного ветра с запада на восток, который мог вывести самолет за пределы максимальной дальности полета. [ 64 ] Командир звена Грант Линдеман, командир 455-й эскадрильи, назвал полет «самоубийственным». [ 51 ] 1 октября советские власти обратились с официальным запросом о предоставлении Хэмпденам. [ 51 ] Королевские ВВС согласились передать в дар ВВС Hampdens и PR Spitfires; Персонал S&SF должен был вернуться в Великобританию морем после того, как помог переоборудовать советские воздушные и наземные экипажи в оба типа. [ 65 ] [ 66 ] [ 51 ] Персонал RAAF и RAF вернулся в Великобританию 28 октября на HMS Argonaut . [ 64 ] Все «Каталины», кроме одной, были отправлены обратно в Великобританию, как только QP 14 прошел через опасную зону. [ 67 ]

Потери самолетов

[ редактировать ]

Хэндли-Пейдж Хэмпден TB 1 (4–5 сентября 1942 г.)

144-я эскадрилья RAF (префикс кода эскадрильи «PL»)

  • Код эскадрильи AE310 неизвестен, пилот неизвестен: нехватка топлива над Африкандой привела к вынужденной посадке, экипаж не пострадал, но самолет получил повреждения. [ 36 ] [ 68 ] ( AE310 или P5323 были отремонтированы и возвращены в эксплуатацию.) [ 36 ]
  • AE436 "PL-J", пилот-офицер (P/O) DI Evans: на Хэмпдене произошло обледенение , двигатель перегрелся, и он разбился на массиве Цатса недалеко от Квиккйокка в Швеции, в 15 милях (24 км) к северу от трассы. Эванс и его помощник выжили и три дня шли пешком до Квикквока, находящегося в 20 милях (32 км). [ 69 ] Под угрозой интернирования за нарушение нейтралитета Швеции они заявили, что разбились в Норвегии, а затем были репатриированы в Великобританию. [ 41 ] [ 36 ]
  • АЕ356 «ПЛ-?», сержант Уолтер Худ: случайно сбит бойцами ВВС в озере под Мурманском, подфюзеляжный стрелок погиб от ран и/или утонул. [ 70 ]
  • AT138 «PL-C», сержант Джон Брей: атакован истребителем Jagdgeschwader 5 (JG 5) над Финляндией; три члена экипажа и один пассажир погибли; Брей спасся и стал военнопленным. AT138 разбился недалеко от Алакуртти . [ 39 ] [ 36 ]
  • P1273 «PL-Q», сержант Гарри Бертран: атакован истребителями JG 5 над Финляндией; Экипаж и их пассажир спаслись и стали военнопленными. PL-Q разбился в болоте недалеко от Петсамо (позже известного как Печенга). [ 36 ]
  • P1344 "PL-K", P/O EHE Perry: поврежден зенитной артиллерией, когда он пролетал прямо над аэродромом Петсамо, а затем атакован двумя Мессершмиттами Bf 109 из JG 5. Во время аварийной посадки на контролируемой Осью части Кольского полуострова. Полуостров , три члена экипажа погибли, а Перри получил серьезные ранения. Он и его пассажир попали в плен. [ 36 ] [ 40 ]

455-я эскадрилья RAAF (префикс кода эскадрильи «UB»)

  • AT109 «UB-C», командир эскадрильи Джеймс Катанак : отклонился к северу от трассы, зенитное повреждение от преследователя подводной лодки UJ 1105 у побережья Норвегии привело к вынужденной посадке на пляж в Молвике, недалеко от Киберга , и экипаж попал в плен. [ 43 ] [ Дж ]
  • P5304 «UB-H», сержант EJ «Сэнди» Смарт: сбит над Швецией возле озера Арвестуоттар, к северу от Арьеплуга , немецким истребителем из Будё; нет выживших. [ 71 ]
  • P5323 «UB-L», п/о Руперт «Джип» Патрик: закончилось топливо, совершил посадку с поднятыми колесами в районе вырубки белой березы в Кандалакше , Россия, без потерь; самолет получил повреждения. [ 72 ] [ 73 ] (Либо P5323 , либо AE310 были отремонтированы и возвращены в эксплуатацию.) [ 36 ]

Supermarine Spitfire PR Mk IV(D) (9–27 сентября 1942 г.)

1 PRU RAF (префикс кода эскадрильи «LY»)

  • Номер сборки и код эскадрильи неизвестны, повреждены на земле во время налета немецкой авиации на Вайенгу (9 сентября 1942 г.) и списаны. [ 51 ]
  • BP889 , код эскадрильи неизвестен, летный офицер (F/O) Гэвин Уокер: сбит во время вылета на Альтафьорд и разбился у берегов Лаксельва , Норвегия, поздно утром 27 сентября, в результате чего Уокер погиб. Некоторые источники предполагают, что BP889 был поражен наземным огнем возле аэродрома Альта на внешней опоре. [ 57 ] Согласно записям Люфтваффе , Уокер был сбит гефрайтером Куртом Добнером (11./JG 5, аэродром Банак ), летавшим на истребителе Focke-Wulf Fw 190 . [ 56 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Крейсер USS Tuscaloosa доставил в Россию большую часть наземного персонала RAAF-RAF и медицинское подразделение. [ 1 ]
  2. К концу 1941 года было поставлено 187 танков «Матильда II» и 249 танков «Валентайн» , что составляло 25 процентов среднетяжёлых танков Красной Армии и 30–40 процентов среднетяжёлых танков, оборонявших Москву. В декабре 1941 года 16 процентов истребителей, защищавших Москву, составляли британские «Хоукер Харрикейны» и «Кертисс Томагауки» насчитывалось 96 истребителей «Харрикейн» , а к 1 января 1942 года в советских ВВС ( «Военно-воздушные силы» , ВВС). Британцы поставляли радиолокационную аппаратуру, станки, асдики и оптовые товары. [ 4 ]
  3. ^ Некоторые источники описывают 144-ю эскадрилью как канадскую, что является ложным впечатлением, поскольку компания Canadian Associated Aircraft (Quebec Group) изготовила многие из Hampdens, участвовавших в операции, а персонал Королевских ВВС Канады (RCAF) был прикреплен к 144-й и 455-й эскадрильям; не было и эскадрильи RCAF по статье XV . [ 27 ] [ 28 ]
  4. ^ Эсминцы USS Rodman , USS Emmons и HMS Onslaught . Корабли отправились в обратный путь 24 августа с выжившими из PQ 17. [ 30 ]
  5. Шведский историк авиации Бенгт Херманссон процитировал официальный отчет, в котором говорится, что часы самолета P5304 остановились в 1:04 ночи (часовой пояс неизвестен); «Хэмпден» ударился о землю под крутым углом и взорвался, образовав большой кратер. Отчет и обломки указали на отказ двигателя, вероятно, из-за обледенения карбюратора . Если бы на рулевых поверхностях скопился лед, отказ одного двигателя мог привести к внезапному сваливанию «Хэмпдена » . Шведские свидетели утверждали, что истребитель Люфтваффе преследовал P5304 над норвежской границей и, возможно, сбил его. Харальд Йоргенсен, офицер шведского ополчения, дислоцированный в Арьеплуге, позже писал, что пролет самолетов союзников через этот район по пути из Великобритании в Мурманск был хорошо известен и что эти полеты проходили недалеко от базы Люфтваффе в Будё в Норвегии. Юхо Груфвисаре, саамский оленевод, рассказал Йоргенсену, что двухмоторный самолет был сбит в начале сентября 1942 года недалеко от Арведстуоттара после пересечения шведской границы вблизи Стримасунд . Груфвисаре утверждал, что видел расстрел из района Каратс , был настолько напуган, что бросил свое стадо, вернулся в свой дом в Йокмокке и сообщил об инциденте в полицию. [ 35 ]
  6. Обломки «Хэмпдена» и останки погибших в результате крушения были найдены на высоте 5000 футов (1500 м) вверх по Цаце в 1976 году. [ 38 ]
  7. ^ Брэй из 144-й эскадрильи был австралийцем, служившим в ВВС Великобритании (служебный номер 1384708 ). Уволен в запас в звании прапорщика . (Мемориал бывшим военнопленным Австралии, 2013–2018 гг., Вторая мировая война (B). Дата доступа: 17 июня 2018 г.) Место крушения было обнаружено в 1991 году, а экипаж был похоронен со всеми воинскими почестями на кладбище союзников в Архангельск в 1993 году. ( «Вестник» , 1993, «Со слезами и салютом похоронены четыре героя, отдавшие жизнь на чужом поле» . Дата обращения: 17 июня 2018.)
  8. Сержант Генри Льюис (Хэнк) Бертран (род . 10772247) был канадцем, служившим в ВВС Великобритании. [ 42 ]
  9. Авторы также писали, что операции на Шпицбергене оказали косвенное влияние на успех PQ 18, поскольку Fritham и Gearbox обеспечили танкерам безопасную стоянку на якоре и дозаправку эскорта эсминцев из конвоя, без вмешательства со стороны немецких сухопутных войск. [ 61 ]
  10. ^ Катанах был застрелен немцами за участие в Великом побеге . [ 43 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Шофилд и Несбит 2005 , с. 195.
  2. ^ Вудман 2004 , с. 14.
  3. ^ Вудман 2004 , стр. 22–23.
  4. ^ Эдгертон 2011 , с. 75.
  5. ^ Роскилл 1962 , стр. 278–281.
  6. ^ Jump up to: а б Макси 2004 , стр. 141–142.
  7. ^ Jump up to: а б Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
  8. ^ Кан 1973 , стр. 238–241.
  9. ^ Будянский 2000 , стр. 250, 289.
  10. ^ ФИБ 1996 .
  11. ^ Вудман 2004 , стр. 36–37.
  12. ^ Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 78–80.
  13. ^ Роскилл 1957 , с. 489.
  14. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 176–177.
  15. ^ Роскилл 1962 , стр. 280–283.
  16. ^ Вудман 2004 , стр. 40–41.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Смит 1975 , с. 124.
  18. ^ Jump up to: а б Уоллинг 2012 , с. 214.
  19. ^ Вудман 2004 , стр. 258–259.
  20. ^ Роскилл 1962 , стр. 279–280.
  21. ^ Роскилл 1962 , стр. 281–282.
  22. ^ Беккер 1966 , стр. 394–398.
  23. ^ Вуд и Ганстон 1990 , стр. 70, 72.
  24. ^ ПРО 2001 , стр. 114.
  25. ^ Вудман 2004 , с. 262.
  26. ^ Шофилд и Несбит 1987 , с. 195.
  27. ^ Jump up to: а б КВГК 2018 .
  28. ^ Greenhouse 1994 , стр. 180–181.
  29. ^ Jump up to: а б Ричардс и Сондерс 1975 , стр. 81–82.
  30. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 258.
  31. ^ Шофилд и Несбит 1987 , с. 191.
  32. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит, 2005 , стр. 191–192.
  33. ^ Уоллинг 2012 , стр. 201–202.
  34. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит 2005 , стр. 192–194.
  35. ^ Бенгт Херманссон , 1942-09-05, Handley-Page HP 52 Hampden TB 1 - серийный номер P5304 455 Squadron, Лейчарс, Шотландия, Forcelandingcollection.se (12 июня 2018 г.).
  36. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Соренсон 2011 .
  37. ^ Александр 2009 , с. 467.
  38. ^ Шофилд и Несбит 2005 , с. 194.
  39. ^ Jump up to: а б с Уоллинг, 2012 , стр. 201–209.
  40. ^ Jump up to: а б Музей РАФ 2016 .
  41. ^ Jump up to: а б Херманссон 2016 .
  42. ^ Edmonton Journal , 2011, «БЕРТРАНД, Генри Льюис (Хэнк)» (8 марта). (17 июня 2018 г.).
  43. ^ Jump up to: а б с Уоллинг 2012 , с. 207.
  44. ^ Александр 2009 , стр. 138–9.
  45. ^ Гордон 1995 , с. 15.
  46. ^ Вудман 2004 , с. 265.
  47. ^ Jump up to: а б Роскилл 1962 , стр. 284, 287–288.
  48. ^ Вудман 2004 , стр. 258–283.
  49. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 195–197.
  50. ^ Шофилд и Несбит 2005 , стр. 197–198, 200–203.
  51. ^ Jump up to: а б с д и ж г Форсгрен 2017 , стр. 60.
  52. ^ Роскилл 1962 , с. 279.
  53. ^ Херингтон 1954 , стр. 296–297.
  54. ^ Шофилд и Несбит 1987 , стр. 184–185.
  55. ^ Шофилд и Несбит 1987 , стр. 185–186.
  56. ^ Jump up to: а б Уил 2016 , с. 58.
  57. ^ Jump up to: а б Форсгрен 2017 , стр. 60–1.
  58. ^ AWM nd ; Александр 2009 , с. 147.
  59. ^ Лоусон 1951 , с. 73.
  60. ^ Хинсли 1994 , с. 154.
  61. ^ Jump up to: а б Шофилд и Несбит 2005 , с. 206.
  62. ^ Jump up to: а б Манн 2012 , стр. 24.
  63. ^ Уоллинг 2012 , с. 209.
  64. ^ Jump up to: а б Ричардс и Сондерс 1975 , с. 83.
  65. ^ Ричардс и Сондерс 1975 , с. 82.
  66. ^ Шофилд и Несбит 1987 , с. 186.
  67. ^ Ричардс и Сондерс 1975 , с. 93.
  68. ^ Шофилд и Несбит 1987 , стр. 201.
  69. ^ Уоллинг 2012 , стр. 207–208.
  70. ^ Уоллинг 2012 , стр. 206–207.
  71. ^ Уоллинг 2012 , стр. 204, 207–208.
  72. ^ Уоллинг 2012 , с. 206.
  73. ^ Александр 2009 , стр. 133–142.

Библиография

[ редактировать ]
  • Александр, Кристин (2009). Джек Дэвенпорт, лидер Beaufighter (электронная книга). Сидней: Аллен и Анвин. ISBN  978-1-282-23908-1 .
  • Беккер, Каюс (1966). Дневники войны Люфтваффе . Нью-Йорк: Баллантайн. OCLC   657996667 .
  • Будянский, С. (2000). Битва умов: полная история взлома кодов во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Свободная пресса (Саймон и Шустер). ISBN  0-684-85932-7 – через Archive Foundation.
  • Эдгертон, Д. (2011). Британская военная машина: оружие, ресурсы и эксперты во Второй мировой войне . Лондон: Аллен Лейн. ISBN  978-0-7139-9918-1 .
  • Форсгрен, Январь (2017). Потопление зверя: рейды британских ВВС в Ланкастере на Тирпиц в 1944 году . Оксфорд: Фонтхилл Медиа. ISBN  978-1-78155-318-3 .
  • Гордон, Ян (1995). Удар и еще раз удар: 455-я эскадрилья RAAF, 1944–45 . Белконнен, АКТ: Banner Books. ISBN  978-1-875593-09-5 .
  • Гринхаус, Б.; и др. (1994). Официальная история Королевских ВВС Канады: Горнило войны, 1939–1945 гг . Том. III. Торонто: Издательство Университета Торонто и Департамент национальной обороны. ISBN  978-0-8020-0574-8 . Д2-63/3-1994Э.
  • Херингтон, Джон (1954). «Глава 11, Воздушная война на море: с января по сентябрь 1942 года» . Воздушная война против Германии и Италии, 1939–1943 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух. Том. III (1-е [онлайн] изд.). Канберра: Австралийский военный мемориал. стр. 262–297. OCLC   493504443 . Проверено 20 мая 2018 г.
  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны (2-е изд. Сокращенное изд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Кан, Д. (1973) [1967]. Взломщики кодов: История тайного письма (10 апреля. Signet, изд. Чикаго). Нью-Йорк: Макмиллан. LCCN   63-16109 . OCLC   78083316 .
  • Лоусон, JHW ​​(1951). Четыре пять пять: история 455-й эскадрильи (RAAF) . Мельбурн, Австралия: Уилке. OCLC   19796160 .
  • Макси, К. (2004) [2003]. Искатели: радиоперехват в двух мировых войнах (изд. Cassell Military в мягкой обложке). Лондон: Касселл. ISBN  978-0-304-36651-4 .
  • Манн, К. (2012). Британская политика и стратегия в отношении Норвегии, 1941–45 . Исследования по военной и стратегической истории. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0-230-21022-6 .
  • Ричардс, Денис; Сондерс, Х. Сент-Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–1945: борьба увенчалась успехом . История Второй мировой войны, Военная серия. Том. II (пбк. ред.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-771593-6 . Проверено 22 марта 2018 г.
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC   881709135 . Проверено 20 мая 2018 г.
  • Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е впечатление изд.). Лондон: HMSO . OCLC   174453986 . Проверено 19 марта 2018 г.
  • Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (1987). Арктические летчики: ВВС Великобритании на Шпицбергене и на севере России, 1942 год . Лондон: В. Кимбер. ISBN  978-0-7183-0660-1 .
  • Шофилд, Эрнест; Несбит, Рой Коньерс (2005) [1987]. Арктические летчики: ВВС Великобритании на Шпицбергене и на севере России, 1942 г. (2-е издание Spellmount, изд. Стэплхерста). Лондон: В. Кимбер. ISBN  978-1-86227-291-0 .
  • Смит, Питер (1975). Конвой PQ18: Арктическая победа . Лондон: Кимбер. ISBN  978-0-7183-0074-6 .
  • Взлет и падение немецких ВВС (факс. репродукция «Военные истории» Государственного архива, ред.). Ричмонд, Суррей: Министерство авиации. 2001 [1948]. ISBN  978-1-903365-30-4 . Воздух 41/10 № 248.
  • Уоллинг, МГ (2012). Забытая жертва: Арктические конвои Второй мировой войны . Генерал Военный. Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-84908-718-6 .
  • Уил, Джон (2016). Арктические Bf 109 и Bf 110 Aces . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  978-1-7820-0799-9 .
  • Вуд, Тони; Ганстон, Билл (1990). Гитлеровские Люфтваффе . Нью-Йорк: Crescent Books. OCLC   704898536 .
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .

Веб-сайты

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Книги

Веб-сайты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56203bc373f8500a729c8d8d4cde0834__1719692040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/34/56203bc373f8500a729c8d8d4cde0834.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Orator - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)