Операция «Обвиат»
Операция «Обвиат» | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
Тирпиц у причала у острова Хокойя в ноябре 1944 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
39 Авро Ланкастерс |
1 линкор 2 зенитных корабля Зенитные батареи | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 самолет |
Незначительные повреждения линкора 3 ранены |
Операция «Обвиат» — неудачный рейд британской авиации во время Второй мировой войны , направленный против немецкого линкора «Тирпиц» . Он был проведен Королевских ВВС тяжелыми бомбардировщиками 29 октября 1944 года с целью уничтожить поврежденный линкор после того, как он перешел на новую якорную стоянку недалеко от Тромсё на севере Норвегии.
Атака последовала за успешной операцией «Паравейн» 15 сентября 1944 года, когда Тирпиц был поврежден британскими тяжелыми бомбардировщиками. Поскольку разведка союзников не знала, что линкор больше не может действовать на море, а военные корабли, необходимые в других местах, были оставлены в британских водах для противодействия ему, было решено предпринять еще одну атаку. После периода планирования и подготовки 38 британских бомбардировщиков и киносамолет вылетели с баз на севере Шотландии рано утром 29 октября. Атака произошла тем утром, но была сорвана облаками над районом Тромсё, из-за которых летчикам союзников было трудно точно нацелиться на Тирпиц . Прямого попадания в линкор не произошло, но он был поврежден бомбой, взорвавшейся рядом с его корпусом. Британский бомбардировщик совершил аварийную посадку в Швеции после попадания под огонь немецкой зенитной артиллерии, несколько других получили повреждения.
Союзники по-прежнему были привержены потоплению «Тирпица» после провала операции «Обвиат». Планы атаки были повторно использованы для следующего рейда на линкор, операции «Катехизис» , который состоялся 12 ноября 1944 года. Погодные условия были благоприятны для нападавших, и «Тирпиц» затонул с тяжелыми человеческими жертвами.
Фон
[ редактировать ]С начала 1942 года немецкий линкор «Тирпиц» представлял значительную угрозу для конвоев союзников, перевозивших грузы через Норвежское море в Советский Союз . Находясь во фьордах норвежского побережья, корабль был способен сокрушить силы ближнего сопровождения арктических конвоев. «Тирпиц» также потенциально мог попытаться войти в Северную Атлантику, чтобы атаковать конвои союзников, направлявшиеся в Соединенное Королевство, как это пытался сделать ее однотипный корабль года « Бисмарк» в мае 1941 . [ 2 ] [ 3 ] Чтобы противостоять этим угрозам, союзникам необходимо было сохранить мощные силы военных кораблей в составе Британского флота метрополии , а крупные корабли сопровождали большинство конвоев на пути в Советский Союз. [ 4 ] [ 5 ]
Тирпиц неоднократно подвергался нападениям британских войск. Королевских ВВС (RAF) Тяжелые бомбардировщики совершили четыре безуспешных налета на линкор в период с января по апрель 1942 года, когда он находился в Феттен-фьорде . [ 6 ] С марта 1943 года «Тирпиц» базировался в Каафьорде на крайнем севере Норвегии. Во время операции «Источник» 22 сентября 1943 года он был серьезно поврежден взрывчаткой, заложенной под его корпус персоналом Королевского флота , который использовал сверхмалые подводные лодки для проникновения в Каафьорд. [ 6 ] [ 7 ] 3 апреля 1944 года самолеты, летевшие с авианосцев Королевского флота, атаковали Тирпиц во время операции «Вольфрам» и нанесли дополнительный ущерб. Эта атака была приурочена к моменту, когда считалось, что ремонтные работы по устранению ущерба, нанесенного операцией «Источник», близились к завершению. [ 8 ] Ряд последующих атак авианосцев, в том числе операция «Талисман» 17 июля и операция «Гудвуд» с 22 по 29 августа, оказались безуспешными. [ 9 ] [ 10 ]
Поскольку считалось, что дальнейшие рейды авианосцев будут бесплодны из-за недостатков самолетов Королевского флота и их вооружения, ответственность за потопление «Тирпица» Королевских ВВС была передана бомбардировочному командованию . [ 11 ] [ 12 ] 15 сентября 1944 года элитные 9-я и 617-я эскадрильи атаковали линкор в Каафьорде в ходе так называемой операции «Паравейн» . В этой операции использовались тяжелые бомбардировщики «Авро Ланкастер», вооруженные бомбами «Толлбой» «Джонни Уокер» и минами , и они были установлены из Ягодника в Советском Союзе. «Тирпиц» был поражен единственным «Толлбоем», в результате чего его носовая часть была серьезно повреждена и он стал непригоден для боя. [ 10 ]
Прелюдия
[ редактировать ]23 сентября в Берлине состоялась встреча с участием гросс-адмирала Карла Дёница , командующего ВМС Германии, для обсуждения Тирпица . Дёницу сообщили, что на ремонт корабля уйдет девять месяцев и что все работы должны быть выполнены в Каафьорде, поскольку линкор будет крайне уязвим, если попытается плыть в крупный порт. Поскольку в то время советские войска быстро продвигались к северной Норвегии, Дёниц счел невозможным ни вернуть корабль в океанскую службу, ни оставить его в Каафьорде. Вместо этого он решил использовать «Тирпиц» в качестве плавучей артиллерийской батареи для защиты Тромсё от высадки десанта и укрепления оборонительной линии, которая готовилась в районе Люнгенфьорда . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Дёниц также выразил надежду, что сохранение корабля в строю «продолжит сковывать силы противника и своим присутствием… сбивать с толку намерения врагов». [ 16 ]
Командующему оперативной группой ВМС Германии в северной Норвегии контрадмиралу Рудольфу Петерсу было приказано расположить «Тирпиц» в районе Тромсё, где вода была достаточно мелкой, чтобы предотвратить полное затопление линкора в случае дальнейших повреждений. [ 16 ] Якорная стоянка была выбрана недалеко от побережья небольшого острова Хокойя , в 3,5 милях (5,6 км) к западу от Тромсё. [ 17 ] В этом месте не было естественной защиты, которой Тирпиц пользовалась на своих предыдущих норвежских базах, где она укрывалась во фьордах с крутыми горами, поднимающимися из моря; из-за этого атакующим самолетам было трудно обнаружить и нацелиться на линкор. Вместо этого местность вокруг Хокойи была довольно плоской и находилась недалеко от моря. [ 18 ] Чтобы подготовить «Тирпиц» к 170-мильному (270-километровому) плаванию на юго-запад, в Каафьорд было отправлено ремонтное судно , которое помогло команде линкора приварить стальные пластины к дыре в его корпусе. [ 16 ]
Союзники смогли подтвердить, что «Тирпиц» был серьезно поврежден во время операции «Паравейн», на основе разведданных, полученных с помощью фоторазведки, радиоразведки и норвежских агентов, но не были уверены, что это окончательно вывело его из строя. Решение, принятое Дёницем 23 сентября, также не было известно. [ 19 ] В результате Королевский флот продолжал направлять крупные корабли в состав Флота метрополии для защиты от перспективы выхода «Тирпица» в море, несмотря на необходимость передислоцировать эти корабли в Тихий океан для усиления атак на японские войска. [ 20 ]
Тирпица Плавание в Тромсё состоялось 15 и 16 октября. Линкор покинул Каафьорд в полдень по местному времени 15 октября под конвоем нескольких военных кораблей. Хотя «Тирпиц» мог двигаться своим ходом, в состав флотилии входили океанские буксиры , которым было поручено буксировать линкор, если у него сломался поврежденный нос. Немецкие войска медленно двинулись на юг, и «Тирпиц» в конце концов прибыл к своему причалу у Хокёйи в 15:00 16 октября. [ 21 ] Вскоре после прибытия в Хокойю с корабля были сняты 600 моряков, в основном члены экипажа машинного отделения . На борту осталось около 1700 моряков. [ 22 ]
Союзники быстро отреагировали на Тирпица передислокацию . Агенты Норвежской секретной разведывательной службы (SIS) в районах Каафьорда и Тромсё предоставили отчеты во время путешествия линкора, а 16 октября Эгиль Линдберг связался по рации с Соединенным Королевством, чтобы подтвердить прибытие корабля в Тромсё. [ 23 ] был отправлен британский авианосец HMS Implacable, В ответ на эти сообщения 16 октября с главной базы Флота метрополии в Скапа-Флоу которому было поручено подтвердить местонахождение Тирпица . Королевским ВВС также было поручено совершить фоторазведывательные вылеты над районом Тромсё. [ 21 ] В качестве меры предосторожности на случай, если Тирпиц сможет вести боевые действия, линкор HMS King George V был переведен из предстоящего развертывания в Индийский океан для усиления Флота метрополии до тех пор, пока его единственный линкор, Duke of York , не завершит ремонт. [ 24 ]
Британский самолет-разведчик обнаружил Тирпиц во второй половине дня 18 октября. Первым самолетом, прибывшим в этот район, был De Havilland Mosquito из 540-й эскадрильи RAF, действовавшей на базе RAF Dyce в Шотландии. Экипаж «Москита» сфотографировал линкор с большой высоты и вернулся на базу, несмотря на повреждения от зенитных орудий. Вскоре после этого Implacable компании самолет Fairey Firefly провел разведку района Тромсё, сделав несколько фотографий Тирпица с малой высоты у Хакёйи; эти самолеты также были обстреляны немецкими зенитными орудиями, но ни один не пострадал. [ 21 ] Вечером 18 октября командир «Неумолимого » запросил разрешение атаковать «Тирпиц» на следующий день, но командующий Флотом Метрополии адмирал Брюс Фрейзер отказал ему на том основании, что авианосец отплыл без каких-либо « Супермарин Сифайр». самолеты, необходимые для подавления зенитных орудий. в Каафьорде Фрейзер также знал, После атак на Тирпиц что две эскадрильи пикирующих бомбардировщиков авианосца Fairey Barracuda , вероятно, не смогут нанести значительный ущерб и что потребуются дальнейшие налеты тяжелых бомбардировщиков британских ВВС. [ 25 ]
Препараты
[ редактировать ]Британский
[ редактировать ]
Королевские ВВС начали подготовку к повторной атаке Тирпица сразу после того, как было подтверждено его присутствие в Тромсё. [ 15 ] Поскольку район Тромсё находился в пределах досягаемости «Ланкастеров», летевших из северной Шотландии, если бы они были оснащены дополнительными топливными баками и другими модификациями, эту операцию было бы проще провести, чем операцию «Паравейн». [ 26 ] Тем не менее потребовался длительный обратный полет длиной 2252 мили (3624 км). [ 27 ]
«Ланкастеры» 9-й и 617-й эскадрилий были модифицированы с целью увеличения дальности их действия. Все самолеты, выбранные для операции, были оснащены мощными двигателями Rolls-Royce Merlin 24 , которые были спешно получены из подразделений технического обслуживания и аэродромов по всей Великобритании. «Ланкастеры» также имели внутри фюзеляжа два дополнительных топливных бака: бак, обычно устанавливаемый на «Виккерс Веллингтон» бомбардировщики , и сбрасываемый бак, используемый на «Москитос». [ 20 ] Из-за дополнительного топлива самолет значительно превысил разрешенную максимальную взлетную массу. [ 28 ] Чтобы решить эту проблему, с бомбардировщиков были сняты передняя и средняя верхняя орудийные башни, а также 3000 снарядов из задней башни, сигнальный парашют, броня вокруг сиденья пилота и некоторые баллоны с кислородом и азотом . [ 20 ] Сокращение вооружения сделало «Ланкастеры» очень уязвимыми для немецких истребителей , и им пришлось лететь без сопровождения, поскольку ни один британский истребитель не имел достаточной дальности, чтобы достичь Тромсё. [ 29 ]
Оперативный приказ на наступление на Тирпиц был отдан группой № 5 24 октября. В нем указывалось, что линкор должны были атаковать 36 «Ланкастеров», 9-й и 617-й эскадрилий, каждая из которых по 18 человек. Еще один «Ланкастер» из съемочной группы № 463 -й эскадрильи RAAF также примет участие, но не будет нести никаких бомб. Поскольку мины «Джонни Уокер» вышли из строя во время операции «Паравейн», нужно было использовать только бомбы «Толлбой», причем каждый бомбардировщик нес одно из орудий. [ 20 ] Эти 12 000-фунтовые (5 400 кг) бомбы были самыми большими из стоявших на вооружении ВВС Великобритании и были способны пробивать тяжелобронированные цели. [ 30 ] Обе эскадрильи должны были оставаться на своих базах до тех пор, пока не будет установлено, что погодные условия над Тромсё, вероятно, будут подходящими. Затем их разбомбили, и они полетели в Королевские ВВС Кинлосс , Королевские ВВС Лоссимаут и Королевские ВВС Миллтаун на севере Шотландии. [ 31 ] В оперативном приказе говорилось, что атака была необходима, поскольку «вероятно, что немцы могут попытаться вернуть линкор на базу в Германии, где можно будет провести необходимый ремонт и переоборудование». [ 32 ]
После того, как было принято решение о начале атаки, бомбардировщики должны были перелететь по отдельности через Норвежское море и пересечь норвежское побережье в точке между Мушёэном и Намосом , где 100-я группа Королевских ВВС обнаружила брешь в радиолокационном покрытии Германии. [ 20 ] [ 33 ] Ланкастеры должны были встретиться у озера Торнетраск на севере Швеции; этот маршрут полета предполагал нарушение нейтралитета Швеции , но был выбран, поскольку позволял бомбардировщикам приблизиться к Тромсё с юго-востока, чего, как считалось, немцы не ожидали. [ 34 ] [ 35 ] После завершения встречи и если погодные условия останутся подходящими, бомбардировщики проследуют в Тромсё и атакуют Тирпиц, если его можно будет заметить визуально или, в случае скрытия, его местоположение будет подтверждено относительно беспрепятственных ориентиров. Если эти критерии не соблюдались, экипаж не должен был бомбить. [ 31 ] После атаки на Тирпиц бомбардировщики должны были лететь обратно в Шотландию. [ 31 ]
Капитан группы Колин МакМаллен был выбран для командования наземным и летным экипажем перед началом атаки, и эту роль он также сыграл в операции «Паравейн». Командиры двух эскадрилий, командиры звена Джеймс Базен (9-я эскадрилья) и «Вилли» Тейт (617-я эскадрилья), будут управлять своими подразделениями в воздухе. [ 31 ] Атака получила название «Операция «Обвиат»». [ 20 ]
Также была проведена подготовка к восстановлению самолетов или экипажей, если у какого-либо из бомбардировщиков закончится топливо или он получит боевые повреждения. ВВС Великобритании Самбург на Шетландских островах были выбраны в качестве запасного аэродрома для обратного пути из Тромсё. Если у какого-либо из бомбардировщиков возникали проблемы с двигателем или не хватало топлива для возвращения в Великобританию, они должны были проследовать на советские аэродромы в Ваенге или Ягоднике. Советское правительство было проинформировано об этом только 29 октября, в день нападения. Группа № 5 также потребовала, чтобы три эсминца Королевского флота были размещены на обратном пути из Тромсё для спасения экипажей любых бомбардировщиков, сбитых над Норвежским морем. [ 36 ]
Британцы смогли использовать два источника разведки, помимо фоторазведывательных полетов, для наблюдения за немецкими войсками в Тромсё. Линдберг базировался там и сообщал новости о Тирпице по радио. Поскольку Линдберг работал в местном метеорологическом бюро, он также регулярно сообщал о погодных условиях. [ 37 ] Другим источником разведданных был немецкий радиопереговор, расшифрованный взломщиками кодов союзников. [ 38 ]
немецкий
[ редактировать ]Тирпиц был особенно уязвим для атак сразу после прибытия в Хакёйю. Ни один из многочисленных дымогенераторов и зенитных орудий, которые защищали его от воздушного нападения в Каафьорде, изначально не был доступен, поскольку они еще не были отправлены на юг. [ 39 ] Единственной доступной защитой было собственное вооружение линкора, два зенитных корабля, стоящие на якоре поблизости, и несколько зенитных батарей в районе Тромсё. Британская разведка полагала, что во время операции «Обвиат» в этом районе находилось 16 тяжелых и 16 легких зенитных орудий. Линкор также был окружен торпедными сетями . [ 20 ] [ 39 ] [ 40 ] Истребителей поблизости не было. [ 41 ] Глубина воды под «Тирпицем» у его причала оказалась больше, чем ожидалось, что сделало корабль уязвимым для опрокидывания. не удалось Из-за места, необходимого для торпедных сетей, переместить «Тирпиц» ближе к берегу . Вместо этого через две недели после того, как судно достигло Хокёйи, начались работы по устройству морского дна с использованием земли и гравия. [ 42 ]
Экипаж линкора ожидал дальнейших атак с воздуха и сомневался, что он их переживет. Это, а также вера в то, что Германия проиграет войну, привели к упадку морального духа. [ 22 ] Гражданское население Тромсё также ожидало воздушных атак после прибытия Тирпица и было обеспокоено перспективой случайной бомбардировки. [ 43 ]
Атака
[ редактировать ]Отправление
[ редактировать ]26 октября бомбардировочное командование сообщило Адмиралтейству , что операция «Обвиат» начнется, как только позволят погодные условия после ночи 27 октября. В тот же день группа № 5 также проинформировала две эскадрильи о необходимости последней подготовки к миссии. Это включало загрузку бомб Tallboy. Вечером 27 октября экипаж, выбранный для операции «Обвиат», был проинформирован о плане и сообщил, что на следующее утро они отправятся на шотландские аэродромы. [ 31 ]
Утром 28 октября по 20 «Ланкастеров» из каждой эскадрильи вылетели со своих баз в Кинлосс, Лоссимаут и Миллтаун. Фоторазведывательный аппарат «Москито» пролетел над Тромсё тем утром и подтвердил, что «Тирпиц» все еще пришвартован у Хакёйи и что погодные условия остаются благоприятными для атаки. Поскольку прогнозы на следующий день указывали на то, что хорошая погода сохранится, атаку назначили на 29 октября. [ 44 ] Еще один комар пролетел над районом Тромсё в полночь 28 октября и сообщил, что условия остаются ясными. [ 33 ]
Ударная группа покинула Шотландию рано утром 29 октября. 9-я эскадрилья отправила 20 «Ланкастеров», самолеты взлетели между 1:18 и 2:55 утра по BST . 617-я эскадрилья предоставила 19 самолетов, которые вылетели с 1:03 до 2:10 ночи по британскому стандартному времени. [ 44 ] Штурмовик сопровождала 463-я эскадрилья «Ланкастер». [ 45 ]
Над Тромсё
[ редактировать ]Заход на посадку прошел без происшествий. Самолеты индивидуально пересекли Норвежское море на высоте 1500 футов (460 м) и начали набор высоты до 10 000 футов (3 000 м) после того, как пересекли норвежское побережье. [ 45 ] У одного из самолетов 9-й эскадрильи во время набора высоты возникли проблемы с двигателем, и он вернулся в Великобританию. [ 44 ] [ 45 ] Бомбардировщики встретились над озером Торнетраск, выстроились в ударные порядки и направились к Тромсё. Во время этого полета Ланкастеры поднялись на высоту бомбардировки от 13 000 до 16 000 футов (от 4 000 до 4 900 м). [ 35 ] Атакующая группа была обстреляна шведскими зенитками, когда проходила возле Абиско , но попаданий зафиксировано не было. [ 46 ]
Атака на Тирпиц была сорвана облачностью. Хотя на подходе к Тромсё погода оставалась хорошей, окрестности в основном были покрыты облаками. [ 35 ] Тирпиц был виден, когда бомбардировщики впервые прибыли в район Тромсё, но был скрыт до того, как кто-либо из них успел сбросить бомбы. [ 44 ] Несмотря на приказ вернуть свои Tallboys, если визуальная бомбардировка невозможна, почти все бомбардировщики атаковали; историк Патрик Бишоп написал, что это произошло из-за нежелания совершать долгий обратный полет с бомбой массой 12 000 фунтов (5 400 кг). [ 35 ]
Первые бомбы были сброшены в 7:49 утра по Гринвичу , атаку возглавила 617-я эскадрилья. Шестнадцать самолетов эскадрильи выпустили «Толлбои», нацеленные на Тирпица предполагаемую позицию , некоторые из них совершили несколько бомбардировок перед атакой. Один из трех «Ланкастеров», которые не бомбили, совершил четыре пролета над Тромсё, прежде чем Тейт дал своему пилоту разрешение прекратить атаку. [ 45 ] [ 47 ] 9-я эскадрилья начала атаку через шесть минут после того, как ее родственная эскадрилья, 17 «Ланкастеров», сбросила «Толлбоев». Как и 617-я эскадрилья, несколько самолетов 9-й эскадрильи совершили несколько бомбардировок Тромсё, один из которых совершил пять заходов на посадку перед атакой. По крайней мере, два экипажа 9-й эскадрильи смогли визуально прицелиться в Тирпиц через бреши в облаках; остальные целились в предполагаемое положение линкора. Из двух самолетов 9-й эскадрильи, которые не бомбили, один совершил два пролета над Тромсё. [ 48 ] Последняя бомба была сброшена в 8:07 утра по Гринвичу. [ 49 ]
Немецкие защитники открыли огонь по британским самолетам, когда они приближались к Тирпицу . Четыре «Ланкастера» 9-й эскадрильи, по крайней мере один из 617-й эскадрильи, а также киносамолет 463-й эскадрильи были повреждены зенитным огнем. [ 50 ] 617-я эскадрилья «Ланкастер» потеряла от двух попаданий столько топлива, что ее пилот счел, что самолет не сможет добраться до Королевских ВВС Самбурга или СССР. Вместо этого он решил приземлиться на севере Швеции, чтобы экипаж не попал в плен . Самолет совершил аварийную посадку на болоте недалеко от Порьюса . Весь экипаж выжил и в конечном итоге был репатриирован шведским правительством в Великобританию. [ 51 ] Ущерб, нанесенный остальным Ланкастерам, был незначительным. [ 45 ]
Ни один из «Толлбоев» не ударил Тирпица . Несколько человек приземлились в воду рядом с ней. [ 52 ] Взрыв одной из этих бомб повредил левый гребной вал и руль направления линкора и вызвал наводнение. Трое членов ее экипажа получили ранения. [ 41 ] Взрывы огромных бомб ощутили мирные жители Тромсё. [ 29 ]
Последствия
[ редактировать ]
Большинство обратных рейсов Ланкастеров прошли без происшествий: все они вернулись в Великобританию после завершения полетов средней продолжительностью 13 часов. [ 35 ] [ 53 ] Самолет 617-й эскадрильи совершил вынужденную посадку в ВВС Великобритании в Самбурге из-за нехватки топлива; это был один из Ланкастеров, который не выпустил своего Tallboy. Поврежденный самолет 463-й эскадрильи успешно приземлился на одном колесе на авиабазе RAF Waddington . [ 51 ] Летчики знали, что «Тирпиц» не был потоплен, и были разочарованы результатами операции. [ 45 ] Командир группы № 5, коммодор авиации Ральф Кокрейн , отправил им сообщение, в котором говорилось: «Поздравляем вас с великолепным полетом и настойчивостью. Удача не всегда будет на стороне «Тирпица». Однажды вы его получите». [ 54 ]
Разведка союзников вскоре узнала, что «Тирпиц» получил лишь незначительные повреждения. 29 октября в 12:10 по Гринвичу самолет Mosquito совершил фоторазведывательный полет над районом Тромсё. На фотографиях не видно видимых повреждений линкора. Немецкие отчеты после боя, переданные по радио, которые были перехвачены и расшифрованы, подтвердили, что повреждения ограничились гребным валом и рулем направления. [ 55 ] Линдберг в одном из своих отчетов рекомендовал ВВС Великобритании «дать ей еще один залп». [ 56 ]
Немцы полагали, что в ходе атаки было сбито несколько «Ланкастеров». Экипаж « Тирпица » объяснил провал операции «Обвиат» артиллерийским огнем своего корабля, что привело к улучшению морального духа. [ 57 ] Они ожидали дальнейших атак и были разочарованы тем, что истребители Люфтваффе не смогли защитить линкор. [ 41 ] Отряд из 38 истребителей был переброшен в Бардуфосс после операции «Обвиат» для усиления противовоздушной обороны региона. [ 56 ]
Британцы по-прежнему были полны решимости потопить «Тирпиц» как можно скорее. [ 54 ] [ 58 ] Вскоре после рейда 29 октября было решено использовать те же планы, которые применялись в операции «Обвиат», в следующей атаке, получившей название « Операция «Катехизис»» . [ 54 ] 12 ноября 9-я и 617-я эскадрильи снова выступили из северной Шотландии. Когда они прибыли, в районе Тромсё погода была ясной, и в Тирпиц попали две бомбы «Толлбой». Повреждения от этих бомб и несколько попаданий привели к опрокидыванию линкора. [ 59 ] От 940 до 1204 членов ее экипажа погибли. [ 60 ]
Судно «Ланкастер», «Легкая Элси», совершившее аварийную посадку недалеко от Порьюса, остается на месте. Двигатели и шины самолета были сняты и проданы на месте вскоре после крушения. Планер . был разобран скрепером в 1960-х или 1970-х годах, но заброшен, так как его оказалось слишком сложно переместить с места строительства [ 61 ] Хвостовая часть самолета была восстановлена в 1984 году ВВС Швеции по поручению Музея ВВС Швеции , а место крушения было открыто для посетителей в начале 1990-х годов. [ 62 ] Предложения вернуть остальные обломки в Великобританию не увенчались успехом. [ 63 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бишоп 2012 , стр. 339, 341.
- ^ Эллис 1999 , стр. 294–295.
- ^ Констам 2018 , стр. 4.
- ^ Беннетт 2012 , с. 9.
- ^ Фолкнер и Уилкинсон, 2012 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Констам 2018 , стр. 6.
- ^ Беннетт 2012 , стр. 13–14.
- ^ Беннетт 2012 , с. 15.
- ^ Констам 2018 , стр. 7.
- ^ Jump up to: а б Беннетт 2012 , с. 19.
- ^ Роскилл 1961 , с. 161.
- ^ Свитман 2000 , стр. 85, 89.
- ^ Свитман 2000 , с. 121.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 340–341.
- ^ Jump up to: а б Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 297.
- ^ Jump up to: а б с Бишоп 2012 , с. 341.
- ^ Констам 2018 , стр. 77.
- ^ Констам 2018 , стр. 21.
- ^ Свитман 2000 , стр. 118, 121.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Свитман 2000 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Свитман 2000 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 347.
- ^ Свитман 2000 , с. 122.
- ^ Хинсли 1984 , с. 278.
- ^ Свитман 2000 , с. 124.
- ^ Бишоп 2012 , с. 344.
- ^ Свитман 2000 , стр. 125–126.
- ^ Форсгрен 2014 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Форсгрен 2014 , с. 113.
- ^ Свитман 2000 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с д и Свитман 2000 , с. 128.
- ^ Форсгрен 2014 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , с. 298.
- ^ Свитман 2000 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с д и Бишоп 2012 , с. 349.
- ^ Свитман 2000 , стр. 127–128.
- ^ Форсгрен 2014 , с. 108.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 109.
- ^ Jump up to: а б Констам 2018 , стр. 80.
- ^ Бишоп 2012 , с. 342.
- ^ Jump up to: а б с Бишоп 2012 , с. 350.
- ^ Свитман 2000 , с. 125.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 347–348.
- ^ Jump up to: а б с д Свитман 2000 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Констам 2018 , стр. 81.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 112.
- ^ Свитман 2000 , стр. 132–133.
- ^ Свитман 2000 , стр. 133–134.
- ^ Свитман 2000 , с. 134.
- ^ Свитман 2000 , стр. 129, 135.
- ^ Jump up to: а б Свитман 2000 , с. 135.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 302.
- ^ Свитман 2000 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с Свитман 2000 , с. 132.
- ^ Свитман 2000 , стр. 135–136.
- ^ Jump up to: а б Форсгрен 2014 , стр. 122.
- ^ Свитман 2000 , с. 136.
- ^ Роскилл 1961 , с. 168.
- ^ Констам 2018 , стр. 84–85.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 137.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 158–159.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 160.
- ^ Форсгрен 2014 , стр. 161.
Библиография
[ редактировать ]- Беннетт, GH, изд. (2012). "Введение". Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут: Издательство Плимутского университета. стр. 7–25. ISBN 978-1-84102-310-6 .
- Бишоп, Патрик (2012). Цель Тирпиц . Лондон: Харпер Пресс. ISBN 978-0-00-743119-9 .
- Эллис, Джон (1999). Один день в очень долгой войне: среда, 25 октября 1944 г. (ред. Пимлико). Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-7465-2 .
- Фолкнер, Маркус; Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-560-8 .
- Форсгрен, Январь (2014). Потопление зверя: рейды британских ВВС в Ланкастере на Тирпиц в 1944 году . Страуд, Великобритания: Fonthill Media. ISBN 978-1-78155-318-3 .
- Хинсли, Флорида ; и др. (1984). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны . Том. Третья, часть I. Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 978-0-11-630935-8 .
- Констам, Ангус (2018). Потопите «Тирпиц» 1942–44: дуэль авиации ВВС и флота Великобритании с могучим линкором Германии . Воздушная кампания, 7. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-3159-0 .
- Роскилл, Юго-Запад (1961). Война на море 1939–1945 гг . История Второй мировой войны . Том. III: Наступление, часть II, 1 июня 1944 г. - 14 августа 1945 г. Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 59005418 .
- Свитман, Джон (2000). Тирпиц: Охота на зверя: Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-822-5 .
- Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Филадельфия: Каземат. ISBN 978-1-935149-18-7 .
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Западноевропейском театре военных действий.
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- События октября 1944 года
- 1944 год в Норвегии.
- Военные отношения Германии и Великобритании
- Военные операции, непосредственно затронувшие Швецию во время Второй мировой войны