Название операции
Название операции | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
расчет британской Пилотируемый торпедный Chariot во время дневных учений. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания Норвегия | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Лейф Ларсен Уильям Брюстер | Карл Топп | ||||||
Сила | |||||||
2 пилотируемые торпеды «Колесница» 1 лодка |
1 линкор Патрульные катера | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 человек взят в плен (позже казнен) Потеряны 2 пилотируемые торпеды Chariot. 1 лодка затоплена | 1 убит |
Операция «Титул» — неудачная атака союзников на немецкий линкор «Тирпиц» во время битвы за Атлантику во Второй мировой войне . British В нем участвовали две пилотируемые торпеды недалеко от места стоянки линкора в Тронхеймс-фьорде ( Тронхейм-фьорд ) в оккупированной Норвегии Chariot, которые были доставлены катером с норвежским экипажем в период с 26 по 31 октября 1942 года. Атака была прекращена из-за случайной потери обе Колесницы вечером 31 октября.
Союзники считали «Тирпиц» серьезной угрозой для их кораблей, и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился отдать приоритет уничтожению линкора. Несколько налетов тяжелых бомбардировщиков Королевских ВВС (RAF) на Тирпиц не принесли никакого ущерба, и вместо этого было решено использовать Королевского флота сверхмалые подводные лодки . В операции «Титул» участвовали пара экипажей британских колесниц из двух человек, два британских вспомогательных персонала и четыре члена норвежского сопротивления . Их перевезли в Норвегию на борту небольшой лодки « Артур» , которая была модифицирована для скрытной перевозки Колесниц и их команд. у Артура Во время путешествия к Тронхеймс-фьорду возникли механические проблемы, что привело к задержкам. Его капитан Лейф Ларсен использовал поддельные документы, чтобы обманом прорваться через немецкую оборону возле устья фьорда.
Обе колесницы были потеряны, когда из-за плохой погоды они оторвались от Артура 31 октября, незадолго до того, как должна была начаться атака. Это заставило отказаться от операции. Лодке союзников не удалось вернуться в море из-за мер безопасности Германии, и Артур был затоплен . Персонал союзников попытался бежать по суше в нейтральную Швецию , и все, кроме одного, достигли Швеции 5 ноября. Другой, британский военнослужащий, был взят в плен немецкими войсками и убит 19 января 1943 года. Историки считают операцию «Титул» умелой атакой, провалившейся из-за невезения и некачественного изготовления. Британцы снова атаковали Тирпиц в сентябре 1943 года ( операция «Источник» ), используя сверхмалую подводную лодку другого типа; эта операция нанесла линкору серьезные повреждения. Королевский флот провел несколько воздушных налетов на Тирпиц В период с апреля по август 1944 года , но результаты оказались неоднозначными. Он был поврежден в результате атаки тяжелого бомбардировщика Королевских ВВС в сентябре 1944 года и потоплен в результате еще одного такого же налета в ноябре того же года.
Фон
[ редактировать ]Стратегическая ситуация
[ редактировать ]Перед началом Второй мировой войны ( Кригсмарине ВМС Германии) разработало планы нападения на торговое судоходство союзников в случае войны. Командующий военно-морским флотом гросс-адмирал Эрих Редер считал, что линкоры и крейсеры являются ключевой частью этой стратегии. В результате «Шарнхорст» и «Бисмарк» линкоры типа , построенные в конце 1930-х — начале 1940-х годов, были спроектированы так, чтобы быть способными совершать дальние противокорабельные рейды в Атлантический океан. [ 1 ] «Тирпиц» был вторым из двух «Бисмарк» кораблей класса , он был спущен на воду в апреле 1939 года и вступил в строй 25 февраля 1941 года. [ 2 ]
В начале 1941 года Кригсмарине « совершила два рейда линкоров против конвоев союзников в Атлантическом океане. В период с января по март 1941 года линкоры Гнейзенау» и «Шарнхорст» проводили операцию «Берлин» . Во время этого рейда они отплыли из Германии, атаковали корабли союзников и вернулись в оккупированную Францию . В мае была предпринята попытка второго рейда, операции «Рейнюбунг» , с участием линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» . В то время как немецкие корабли уничтожили британский линейный крейсер HMS Hood 24 мая, «Бисмарк» был поврежден Fairey Swordfish торпедоносцами с британского авианосца HMS Ark Royal и затонул 27 мая после бомбардировки несколькими британскими линкорами Флота Метрополии . [ 3 ] [ 4 ] Потеря «Бисмарка» оставила «Тирпиц» единственным полноразмерным линкором Германии. [ 5 ]
После вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 года союзники начали отправлять конвои с припасами через Норвежское море и Северный Ледовитый океан в порты на севере России. Арктические конвои , отправленные в 1941 и начале 1942 года, встретили незначительное сопротивление. [ 6 ] [ 7 ] Суровые погодные условия, в том числе сильный холод, сильное волнение на море и штормы , затруднили проведение воздушных и военно-морских операций в этом районе для всех комбатантов. [ 8 ]
В декабре 1941 года немецкие военные начали переброску значительных военно-морских и военно-воздушных сил в северную Норвегию, которую они оккупировали с начала 1940 года. Перед отправленными в Норвегию силами была поставлена задача атаковать арктические конвои, а также защищать этот регион от вторжения. В это время немецкий диктатор Адольф Гитлер ошибочно полагал, что союзники намереваются вторгнуться в Норвегию. [ 9 ] 12 января 1942 года Гитлер приказал Тирпиц перебросить из Германии в Феттен-фьорд в Норвегии, который расположен к востоку от города Тронхейм и является частью Тронхеймс-фьорда ( Тронхейм-фьорд ). Линкор и два эсминца сопровождения покинули Вильгельмсхафен в Германии 14 января и прибыли в Тронхейм 16 января. [ 10 ] Он должен был стать основным элементом мощной боевой группы, как только в этот район прибудут другие немецкие военные корабли. [ 11 ] капитан Карл Топп . командовал Тирпицем в это время [ 5 ]
Союзники узнали о прибытии Тирпица , в Тронхейм 17 января из разведывательных данных «Ультра» полученных путем расшифровки перехваченных немецких радиосигналов. [ 12 ] 23 января британская фоторазведка обнаружила там линкор. Для наблюдения за ней регулярно совершались вылеты над районом Тронхейма. [ 13 ] Из-за угрозы, которую «Тирпиц» представлял для конвоев союзников в Атлантическом океане и Норвежском море, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль 25 января распорядился, что «разрушение или даже повреждение этого корабля является величайшим событием на море в настоящее время. Никакого другого». цель сравнима с ней». [ 14 ] Союзникам необходимо было сохранить мощные силы военных кораблей вместе с Флотом метрополии, чтобы противостоять угрозе, которую Тирпиц представлял , и крупные корабли сопровождали большинство конвоев на пути в Советский Союз. [ 15 ] [ 16 ]
Ранние атаки на Феттен-фьорд
[ редактировать ]Линкор был относительно безопасен от атак с воздуха и с моря у Феттен-фьорда, поскольку находился далеко от британских баз и хорошо защищен. Защита от воздушного нападения включала зенитные орудия на близлежащих кораблях и батареи на берегу, а также оборудование, которое могло быстро создать защитную дымовую завесу . торпедные сети были установлены Вокруг стоянки « Тирпица » для отражения торпедных атак, а в Тронхеймс-фьорде действовали патрульные катера . [ 17 ]
Королевских ВВС (RAF) Бомбардировочному командованию было поручено атаковать Тирпиц в Феттен-фьорде с использованием тяжелых бомбардировщиков . [ 5 ] Первый такой налет был совершен в ночь с 28 на 29 января 1942 г. 16 тяжелыми бомбардировщиками; никакого ущерба нанесено не было. [ 18 ] 6 марта «Тирпиц» и три эсминца сопровождения покинули Феттен-фьорд, чтобы атаковать два конвоя союзников , проходивших через Норвежское море. Эти конвои сопровождались элементами британского флота метрополии, а самолеты, действовавшие с авианосца HMS Victorious, предприняли неудачную атаку на Тирпиц 9 марта . После этой операции Гитлер приказал Тирпицу не предпринимать дальнейших атак на конвои, пока не будет сначала подтверждено отсутствие поблизости авианосцев. [ 19 ]
Тяжелые бомбардировщики Королевских ВВС неоднократно атаковали Тирпиц в Феттен-фьорде в марте и апреле 1942 года. Налеты проводились в ночи с 30 на 31 марта, 27/28 апреля и 28/29 апреля. Линкору повреждений не было нанесено, 12 британских самолетов были уничтожены. [ 18 ] Эти налеты приходилось проводить ночью, поскольку немецкая противовоздушная оборона в регионе делала дневные атаки слишком рискованными. [ 20 ] Увеличение продолжительности светового дня по мере приближения весны привело к решению не совершать дальнейших атак тяжелых бомбардировщиков до осени. [ 21 ]
После прибытия «Тирпица» в Норвегию британский заместитель командира секретного транспортного подразделения «Шетландский автобус» младший лейтенант Дэвид Ховарт разработал предложение атаковать линкор. Эти силы находились под совместным управлением британской разведывательной службы МИ-6 и Управления специальных операций (SOE) и состояли из небольших кораблей с норвежскими экипажами, которые переправляли контрабандой персонал и припасы между Норвегией и Великобританией. Ховарт предложил вооружить один из кораблей Shetland Bus двумя торпедами, установленными под его корпусом. Корабль должен был проникнуть в Тронхеймс-фьорд и запустить торпеды, проходя мимо стоянки Тирпица якорной . Ховарт обсудил эту схему с опытным капитаном «Шетландских автобусов» Лейфом Ларсеном , который предложил возглавить атаку. Командир Шетландского автобусного подразделения майор Лесли Митчелл представил план в Адмиралтейство (правительственное ведомство, которое курировало Королевский флот ), но из этого ничего не вышло. [ 22 ]
2 июля 1942 года «Тирпиц» и несколько других немецких военных кораблей отправились из Феттен-фьорда в Альтен-фьорд на севере Норвегии, чтобы быть готовыми атаковать конвой PQ 17 . Глава Королевского военно-морского флота адмирал флота Дадли Паунд приказал кораблям, идущим в составе конвоя, разойтись и следовать в СССР по отдельности, узнав о присутствии немецких войск. Тирпиц совершил боевой вылет 5 июля, но Гитлер приказал ему вернуться в Альтенфьорд на следующий день после обнаружения британского авианосца. Немецкая авиация и подводные лодки нанесли тяжелые потери кораблям, ходившим с PQ 17; двадцать четыре были уничтожены. [ 23 ]
После операции против конвоя PQ 17 «Тирпиц» отплыл в залив Боген недалеко от Нарвика на севере Норвегии и прибыл туда 8 июля. [ 24 ] Она оставалась на этой стоянке несколько месяцев. [ 25 ] В сентябре было решено вернуть линкор в Феттенфьорд для проведения технического обслуживания. В то время, когда Тирпиц находился в Нарвике, британцы считали, что он вернется в Феттен-фьорд, поскольку зенитные батареи там оставались на месте. [ 26 ]
Развитие Колесницы
[ редактировать ]Уничтожение конвоя PQ 17 привело к усилению решимости руководства союзников нейтрализовать Тирпиц . Поскольку рейды британских ВВС потерпели неудачу, Адмиралтейство пришло к выводу, что следует попытаться атаковать линкор на стоянке с использованием небольших подводных лодок. [ 27 ] Использовать полноразмерные подводные лодки было невозможно, поскольку небольшая глубина Феттен-фьорда означала, что они, скорее всего, будут обнаружены до того, как будет совершена атака. [ 28 ]
В это время в Королевском флоте разрабатывались два типа малых подводных лодок: пилотируемая торпеда «Колесница» и лодки класса X. сверхмалые подводные [ 27 ] Разработка обоих типов началась в 1940 году. Пилотируемые торпеды использовались Regia Marina (ВМС Италии) для повреждения двух британских линкоров, стоявших на якоре на своей базе в Александрии , Египет, 19 декабря 1941 года . После этого нападения Черчилль попросил Комитет начальников штабов объяснить, «что делается для подражания подвигам итальянцев в гавани Александрии». [ 29 ] К началу февраля 1942 года командующий подводной службой Королевского флота адмирал Макс Хортон разрабатывал планы использования пилотируемых торпед и сверхмалых подводных лодок. [ 30 ]
Испытания первой пилотируемой торпеды «Колесница» начались в апреле 1942 года. [ 31 ] В начале 1942 года также разыскивались добровольцы для управления «Колесницами» и сверхмалыми подводными лодками. В обращении Хортона отмечалось, что добровольцы пройдут «опасную службу», но в целях сохранения секретности не уточнялось, что это будет означать. К апрелю 1942 года было призвано 30 человек. [ 30 ]
Экипаж «Колесницы» состоял из двух человек: командира и второго номера. Его длина составляла 22 фута (6,7 м), а вес - 3500 фунтов (1600 кг). [ 32 ] Его единственный винт питался от электрической батареи, что обеспечивало максимальную дальность полета 18 миль (29 км) при движении со скоростью 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). [ 33 ] Корабли были вооружены одной съемной боеголовкой, содержащей 600 фунтов (270 кг) взрывчатки. [ 32 ] Предполагалось, что Колесницы будут доставлены на корабле к цели. Затем экипаж должен был прорвать оборону противника, которая должна была включать металлические противолодочные и противоторпедные сети. После этого второй номер прикрепит боеголовку к корпусу корабля-мишени с помощью магнитов. Боеголовки имели взрыватель замедленного действия , позволяющий экипажам Колесницы уйти до того, как она взорвется. Поскольку «Колеснице» не хватило дальности, чтобы вернуться на свой корабль-базу , предполагалось, что их экипажи направятся к берегу после завершения атаки и сбегут по суше в нейтральную Швецию . [ 34 ]
В 1942 году были проведены обширные испытания и другие опытно-конструкторские работы с целью совершенствования конструкции «Колесницы» и разработки тактики ее боевого применения. [ 35 ] Экипажи также прошли изнурительную подготовку, чтобы подготовить их к атакам и бегству по суше. Несмотря на сложность обучения и рискованный характер намеченных миссий Колесниц, немногие добровольцы отказались. [ 34 ]
Препараты
[ редактировать ]Планы
[ редактировать ]Работа над планом атаки Тирпица у Феттен-фьорда с использованием «Колесниц» началась в середине июня 1942 года. Его разработали капитан Эдвард Гибсон (который также был бароном Эшборном ) и руководитель норвежского отдела ЗОЕ подполковник Джон Уилсон . SOE было тайной британской службой, ответственной за диверсии в оккупированной Европе . На ранней стадии планирования было понятно, что норвежское сопротивление также необходимо будет задействовать. [ 36 ] Сеть норвежских агентов ЗОЕ под кодовым названием « Жаворонок » располагалась в районе Тронхейма и предоставляла разведданные о Тирпице с момента ее прибытия туда. [ 37 ]
Рассматривалась возможность доставки «Колесниц» в целевой район по воздуху. Одно из предложений предусматривало спуск корабля и его экипажей с парашютом с бомбардировщиков Handley Page Halifax , но это было исключено из-за того, что членам экипажа было трудно найти свою Колесницу после сброса в море ночью. Другое предложение заключалось в использовании летающих лодок Short Sunderland для посадки корабля, и для этой цели были модифицированы пять самолетов. Позднее от предложения Сандерленда отказались, поскольку считалось маловероятным, что эти большие самолеты смогут достичь Феттен-фьорда незамеченными. [ 38 ] Планировщики также рассматривали возможность использования британского военного корабля для перевозки Колесниц и их экипажей, но это было отклонено в пользу использования норвежского грузового судна или рыбацкой лодки. [ 39 ]
Было решено переправить Колесницы и их экипажи морем из Великобритании на остров Фройя к западу от Тронхеймс-фьорда. Затем «Колесницы» должны были быть прикреплены ниже ватерлинии к лодке, предоставленной членами норвежского сопротивления, которая должна была прорваться через немецкую оборону Тронхеймс-фьорда и направиться к острову Таутра к северу от Феттен-фьорда. Экипажи должны были сесть на «Колесницы» возле Таутры и атаковать Тирпиц . [ 38 ] Паунд утвердил этот план 26 июня. [ 38 ] [ 40 ] Атака получила название «Операция» и должна была состояться в октябре 1942 года. [ 41 ] Хортон и Уилсон получили совместную ответственность за операцию. [ 40 ]
Отбор участников
[ редактировать ]После одобрения плана Паундом был установлен контакт с сопротивлением в Тронхейме через норвежского дипломата, находившегося в Швеции. Агент сопротивления Арне Кристиансен отправился в Тронхейм, чтобы обратиться за помощью к местной сети сопротивления. Члены сети предоставили информацию о мерах безопасности Германии в этом районе и о том, как их можно обойти. Сюда входила информация о документах, которые немецкие оккупационные власти должны были иметь на кораблях, путешествующих в водах вокруг Тронхеймс-фьорда, при этом агенты сопротивления предлагали предоставить копии. Кристиансен также пытался нанять капитана рыболовного судна во Фройе, который был готов перевезти Колесницы. [ 42 ] [ 43 ]
Тем временем силы «Колесницы» продолжали тренировки в Лох-Кэрнбоне в Шотландии. В конце августа семь «Колесниц» совершили имитацию атаки на британский линкор HMS Howe . Линкор был пришвартован у берега озера и защищен двумя ярусами сетей и патрульным катером. Ее экипаж ожидал нападения. Четыре из семи команд «Колесниц» прорвали оборону и установили боеголовки на линкоре. Следующей ночью еще одна имитация атаки с участием четырех команд увенчалась успехом. Хотя один из членов экипажа «Колесницы» погиб в результате несчастного случая во время третьей учебной атаки, учения продемонстрировали, что отряд готов к бою. [ 44 ] [ 45 ]
Кристиансен не смог убедить рыбаков во Фройе предоставить лодку. Один мужчина, к которому обратились, отказался сотрудничать из-за вероятности того, что немцы отомстят его семье, если о его роли станет известно. Вместо этого Уилсон решил использовать корабли и персонал Шетландских автобусов. [ 26 ] В августе Митчелл встретился с Ларсеном и спросил, готов ли он принять участие. В ходе обсуждения Митчелл объяснил план и отметил, что нападение будет очень опасным. Ларсен сразу согласился. [ 46 ] Впоследствии он принимал активное участие в доработке планов операции «Титул». [ 39 ]
На следующий день после согласия на участие Ларсен встретился с Уилсоном в Лондоне, и ему было приказано использовать одну из лодок Шетландской автобусной службы и набрать команду из трех человек. В команду он выбрал троих своих друзей. [ 47 ] Это были инженер Палмер Бьёрной, матрос Йоханнес Кальве и радист Роальд Странд. Ларсен не смог раскрыть суть операции, но предупредил участников, что она, скорее всего, будет стоить им жизни. [ 48 ] [ 39 ] Для перевозки ударных сил Ларсен выбрал лодку « Артур» , которую он украл во время минной атаки в Норвегии в октябре 1941 года. [ 47 ] Лодка и ее двигатель были старыми, и было проведено мало проверок, чтобы подтвердить, сможет ли она достичь Тронхеймс-фьорда. [ 49 ]
Также были отобраны две команды операторов «Колесниц». В один из них входили младший лейтенант Уильям Брюстер и матрос А. Браун. Другой состоял из сержанта Дона Крейга (солдата британской армии ) и матроса Боба Эванса. Двое других операторов, которые путешествовали на борту «Артура» , опытные моряки Билли Тебб и Малкольм Козер, должны были помочь экипажам «Колесниц» надеть громоздкие скафандры и в случае необходимости выступать в качестве запасных членов экипажа. [ 50 ] [ 51 ] [ а ] Брюстер командовал подразделением «Колесницы», а Браун был его заместителем. [ 40 ]
Артура необходимо было модифицировать для операции, в том числе для перевозки двух Колесниц. Корабль должен был транспортироваться на ее палубе в течение первой части операции и буксироваться под водой последние 100 миль (160 км) до Феттен-фьорда. К лодке была пристроена вышка , позволяющая поднимать Колесницы на воду. [ 54 ] Ларсен лично установил два больших рым-болта на корпус « Артура » должны были прикрепляться носы «Колесниц» , к которым с помощью стальных тросов во время их буксировки. Также был добавлен секретный отсек, чтобы скрыть четырех членов экипажа «Колесницы» и двух операторов поддержки от немецкого персонала, осматривавшего лодку в норвежских водах. Артур был замаскирован под похожую лодку, которая, как известно, действовала в Норвегии. [ 55 ]
Окончательное планирование
[ редактировать ]В окончательном плане атаки указывалось, что Ларсен должен был затопить Артура после освобождения Колесниц, поскольку считалось невозможным, чтобы лодка прошла обратно через немецкие патрули. Затем четверо норвежцев и двое британских сотрудников службы поддержки доберутся до берега и спрячутся в грузовике с сеном. Члены норвежского сопротивления соберут Артура команду и выживших операторов колесницы и отвезут их к шведской границе. [ 56 ] [ 57 ] Для сопротивления также были подготовлены альтернативные планы по проведению личного состава союзников к шведской границе пешком, если ехать на машине было слишком опасно. [ 58 ]
В течение первой недели октября Артур и две команды «Колесниц» предприняли последнюю тренировочную атаку на линкор HMS « Нельсон» . Это было успешным: команды Колесниц прорвали сети, окружающие линкор, прикрепили свои заряды и скрылись незамеченными. [ 50 ] Затем атакующие силы направились в Лунна-Хаус на Шетландских островах, где люди ждали приказа начать операцию. [ 59 ]
В октябре был подготовлен пакет фальсифицированных документов для «Артура» и его команды. Эти документы были обширными и включали удостоверения личности каждого норвежского моряка. Также были необходимы поддельные регистрационные документы для Артура , а также заверенный список экипажа, разрешение на рыбную ловлю, пропуск на вход в воды возле Тронхейма и документ, проштампованный каждым из немецких начальников портов в портах, которые корабль якобы посещал за предыдущие три года. месяцев. Все подделки должны были быть подготовлены по высоким стандартам, поскольку ожидалось, что Артур будет остановлен и проверен немецкими силами безопасности при въезде в Тронхеймс-фьорд, а документы подвергнутся тщательному изучению. [ 60 ] Эти документы были основаны на документах, собранных сопротивлением, которые норвежский агент Одд Сёрли переправил контрабандой из Норвегии в Швецию, а затем в Лондон через месяц после визита Кристиансена в Тронхейм. [ 61 ] Подделки были завершены незадолго до отбытия корабля, чтобы гарантировать, что фальшивые подписи на документах принадлежали немецким офицерам, ответственным за регион, через который должны были пройти ударные силы. Артур В газетах был изображен как грузовой корабль с грузом торфа . Во время путешествия в Норвегию боеголовки «Колесниц» были спрятаны в торфе. [ 62 ]
Тирпиц вернулся в Феттен-фьорд 23 октября и на следующий день был замечен там самолетом фоторазведки британских ВВС. 25 октября Хортон приказал начать операцию «Титул», а атаку назначили на 31-е число месяца. [ 59 ]
Атака
[ редактировать ]Путешествие в Тронхеймс-фьорд.
[ редактировать ]Артур отплыл в 9 часов утра 26 октября. На протяжении всего рейса в Норвегию погода была плохой, из-за чего несколько моряков заболели морской болезнью . [ 63 ] Горы возле деревни Бад в Норвегии были замечены в полдень 28 октября. [ 59 ] Это ознаменовало начало самой опасной части путешествия в Норвегию, поскольку у Артура не было документов, дающих ему право выходить за пределы норвежских прибрежных вод, а немецкие самолеты регулярно патрулировали этот район. В случае обнаружения корабль будет считаться вражеским. как можно больше мощности, Бьёрной вытянул из двигателя Артура чтобы тот мог быстро пройти через опасную зону. [ 64 ] В тот же день у корабля сломался двигатель, и экипажу пришлось поднять парус на время ремонта. Ближе к вечеру двигатель был перезапущен, и Артур направился к острову Эдойя . Прикрытием . для путешествия лодки было то, что она везла с острова груз торфа [ 59 ]
Эдёя был достигнут утром 29 октября, и Артура команда бросила там якорь. [ 59 ] [ б ] План операции предусматривал, что «Колесницы» будут оснащены боеголовками, выгружены из Артура и прикреплены к лодке, пока они будут в Эдойе. Попытки сделать это утром были сорваны несколькими немецкими самолетами, пролетевшими низко для осмотра корабля. Все работы каждый раз приходилось прекращать, а британский персонал прятался под палубой. В то время как боеголовки были установлены на «Колесницах» после того, как немецкие самолеты прекратили патрулирование, бурное море заставило Артура тащить ее якорь . Это сделало невозможным разгрузку «Колесниц», и команда решила найти лучшую якорную стоянку. Это заняло остаток дня. [ 65 ]
Работы по разгрузке Колесниц возобновились в 5 утра 30 октября. [ 59 ] [ с ] Обе Колесницы были разгружены и прикреплены к днищу Артура корпуса . Веревки, прикрепленные к утесам на палубе лодки, использовались для удержания их в горизонтальном положении. [ 67 ] Вскоре после этого к кораблю на весельной лодке подошел пожилой норвежский гражданский человек . Он задавал вопросы о назначении тросов и колесниц под Артуром . В ответ Ларсен заявил, что тросы предназначались для рыболовных сетей, а «Колесницы» использовались для траления мин по поручению немцев. Старик попросил масла, и ему дали. Затем Ларсен гневно пригрозил убить мужчину и его дочь, если он кому-нибудь расскажет о том, что видел. Это заставило его быстро уплыть. Работа, необходимая для обеспечения безопасности колесниц, и задержки, вызванные стариком, означали, что Артур не смог достичь позиции, с которой он должен был атаковать Тирпиц той ночью. Артур возобновил свое путешествие вскоре после полудня. В это время его экипаж выбросил за борт радиостанцию и другие предметы, явно принадлежавшие британцам. [ 68 ]
Прежде чем добраться до Тронхеймс-фьорда, Ларсен намеревался посетить небольшой городок Хествик , чтобы встретиться с кладовщиком Нильсом Стрёмом, который должен был предоставить информацию о деятельности Германии в регионе. Во время путешествия в город Артура двигатель начал издавать громкий стук. Бьёрной осмотрел двигатель и обнаружил, что поршень поврежден и требует срочного ремонта. Когда Артур прибыл в Хествик в 23:00 того же дня, Ларсен приказал Бьёрному отремонтировать двигатель, пока он встретился со Стрёмом. [ 69 ] Норвежский владелец магазина предоставил информацию о немецких процедурах безопасности. Бьёрной не смог отремонтировать двигатель, поскольку поршень треснул, а это означало, что его нужно было заменить или отремонтировать с использованием более сложных инструментов, чем имевшиеся на лодке. Стрём разбудил заслуживающего доверия местного кузнеца , и тот согласился позволить Бьёрному использовать свою кузницу для ремонта поршня. Потратив два часа на работу с поршнем, Бьёрной собрал двигатель и решил, что его хватит на достаточно долгое время, чтобы доставить лодку до Феттен-фьорда. [ 70 ]
Тронхеймский фьорд
[ редактировать ]Артур покинул Хествик в 9 часов утра 31 октября. [ 70 ] Лодка шла на половине своей обычной скорости, чтобы уменьшить нагрузку на двигатель. [ 71 ] Поскольку воды между городом и Тронхеймс-фьордом регулярно патрулировались немецкими катерами безопасности и ожидалось, что Артура остановят для допроса, британский персонал спрятался под палубой с пулеметом наготове. Норвежцы были вооружены пистолетами . Немецкий патрульный катер был замечен в 10 утра, но не остановил Артура . [ 70 ] Позже были встречены и другие немецкие лодки, которые также пропустили Артура . [ 71 ]
Норвежский катер был остановлен для допроса немецким экипажем военно-морского траулера , когда он вошел в Тронхеймс-фьорд, недалеко от крепости в Агденесе . [ 70 ] Этот вооруженный траулер отвечал за проверку всех судов, заходящих во фьорд. [ 71 ] Молодой немецкий моряк, казалось, заметил колесницы, но отвлекся, когда Кальве бросил в него веревку. [ 72 ] Немецкий офицер поднялся на борт «Артура» , внимательно изучил документы экипажа и допросил Ларсена. Он также кратко осмотрел груз торфа, но не обнаружил спрятанного британского персонала или колесниц. [ 70 ] Немецкий офицер ушел примерно через 15 минут. [ 73 ] Затем Артуру было разрешено проследовать в Тронхеймс-фьорд. [ 70 ] Погодные условия начали ухудшаться, в результате чего одна из Колесниц начала отрываться, когда корабль приблизился к Тронхейму около 17:00. Личный состав союзников не смог ничего сделать в ответ, поскольку за ним могли наблюдать. [ 74 ]
После того, как Артур миновал Тронхейм, британский персонал ненадолго поднялся на палубу, а затем начал медленный процесс одевания штурмовых команд в водолазные костюмы. В это время корабль находился примерно в 20 милях (32 км) от Таутры, откуда должны были быть запущены Колесницы. Крейг и Эванс оделись первыми, за ними следовали Брюстер и Браун. [ 75 ]
Пока британский персонал был одет, Артур прошел через все более бурное море, когда разразился шторм. Из-за этого Колесницы раскачивались и столкнулись с корпусом лодки. Ларсен замедлил Артура , чтобы уменьшить движение Колесниц, но не смог остановить лодку, поскольку немцы снова осмотрели бы ее. Он надеялся, что буря быстро закончится, как это обычно бывает. В 22:00, когда Брюстер и Браун закончили одеваться, они услышали то, что Брюстер описал как «громкий, скрежещущий рвущийся шум». Затем лодку затрясло, и выяснилось, что что-то засорило ее гребной винт. Считалось, что одна из Колесниц вырвалась на свободу, и Ларсен направил Артура поближе к берегу, чтобы найти участок спокойной воды. Затем Эванс вошел в воду и обнаружил, что обе колесницы исчезли. В то время Артур находился всего в 10 милях (16 км) от Тирпица . [ 74 ] [ 76 ]
Побег
[ редактировать ]Потеря Колесниц вынудила отказаться от операции «Титул». [ 77 ] Первоначальный план побега оказался теперь нежизнеспособным, поскольку до того, как атакующие силы должны были встретиться с местным сопротивлением, оставалось двенадцать часов. у берега не удалось Затопить Артура , поскольку немцы, вероятно, заметили бы это, и Бьёрной сообщил, что двигатель снова вот-вот выйдет из строя. Ларсен предложил, чтобы войска двинулись на восток вдоль Тронхеймс-фьорда, нашли укромное место, чтобы затопить лодку, а затем попытались достичь шведской границы. Британцы согласились. [ 77 ] Персонал союзников начал подготовку корабля к затоплению и собрал запасы продовольствия и оружия для попытки побега. [ 78 ] У них не было одежды для холодной погоды, подходящей для данной местности, поскольку ее должно было предоставить норвежское сопротивление после атаки. [ 79 ]
Артур был затоплен в проливе между Таутрой и полуостровом Фроста около часа ночи 1 ноября. Измученный личный состав союзников выплыл на берег, вооруженный лишь картами, пистолетами и небольшим количеством продовольствия. Норвежцы ожидали, что их расстреляют, если они попадут в плен, но британцы полагали, что с ними будут обращаться как с военнопленными, поскольку они носили военную форму . [ 77 ] [ д ] Они не знали о приказе «Коммандос» , изданном Гитлером 18 октября 1942 года. В нем предписывалось казнить всех военнослужащих спецназа союзников, попавших в плен, после допроса. [ 58 ]
Выйдя на берег, отряд единой группой двинулся пешком на восток. Ларсен приказал им остановиться и отдохнуть после восхода солнца. В полдень они снова отправились в путь, теперь разделившись на две группы по пять человек. Ларсен возглавил одну группу в сопровождении Крейга, Эванса, Тебба и Стрэнда. Брюстер был лидером другой группы, в которую также входили Браун, Козер, Кальве и Бьёрной. Каждая сторона должна была следовать своим маршрутом к шведской границе, которая проходила примерно в 50 милях (80 км) к востоку. Группа Брюстера должна была следовать вдоль берега Тронхеймс-фьорда, а группа Ларсена должна была следовать внутренним маршрутом. [ 80 ] Была надежда, что разделиться на две партии будет безопаснее, чем путешествовать одной группой. [ 81 ] Людям придется сначала пробраться через хорошо защищенную территорию вокруг Тронхеймс-фьорда. Затем они проедут через сельскохозяйственный район и, наконец, поднимутся на плато высотой 6000 футов (1800 м). [ 79 ]
Группа под руководством Ларсена избежала обнаружения во время трудного путешествия к шведской границе. Приближаясь к границе, они столкнулись с немецким военным полицейским в сопровождении члена коллаборационистского норвежского отряда «Хирден» . Персонал союзников был арестован, но вскоре после этого Тебб смог вытащить спрятанный пистолет и открыть огонь. Немец был убит, а его норвежский товарищ сбежал. Эванс был ранен в результате инцидента, хотя источники расходятся во мнениях относительно степени тяжести. Персонал союзников не мог оставаться в этом районе из-за присутствия поблизости немецких войск, и было решено оставить Эванса. Считалось, что с Эвансом будут обращаться как с военнопленным, поскольку он все еще носил военно-морскую форму. [ 82 ] Вскоре после этого остальная часть группы Ларсена пересекла границу. они сдались заставе шведской армии возле деревни Скалстуган . Утром 5 ноября [ 83 ] Ларсен рассказал шведам, что он был бойцом сопротивления, сопровождавшим моряков Королевского флота, потерпевших кораблекрушение во время операции у берегов Норвегии. [ 83 ]
Группа Брюстера добилась хорошего прогресса 1 ноября и заметила немецкий крейсер «Адмирал Шеер» на его хорошо замаскированной стоянке в Лофьорде . Никаких немцев они не встретили, кроме небольшой группы моряков, которые вышли на прогулку и ночевали в ту ночь в заброшенной хижине. На следующую ночь их приютил и накормил норвежский фермер. После этого мужчины спали в охотничьем домике. Группа Брюстера пересекла шведскую границу вскоре после того, как группа Ларсена достигла точки примерно в 2 милях (3,2 км) к югу. Они сдались в полицейский участок. Козер страдал от обморожения , и его пришлось доставить в больницу. Остальные члены группы в целом были здоровы. [ 84 ] [ 83 ] Ларсен был очень доволен результатами попытки побега и считал, что с Эвансом будут обращаться правильно, как с военнопленным. [ 83 ]
Девять военнослужащих союзников, переправившихся в Швецию, удерживались в доме в течение двух дней. [ 85 ] [ и ] В этот период немцы связались со шведскими властями в Скалстюгане с просьбой вернуть группу мужчин, сбежавших после совершения убийства. Ларсен отрицал свою причастность, а шведы отклонили запрос Германии. [ 83 ] Затем личный состав союзников был отправлен в лагерь для интернированных недалеко от Стокгольма . Через некоторое время они были переданы британскому посольству в Стокгольме . Шестеро военнослужащих союзников были доставлены обратно в Великобританию 27 ноября, а остальные последовали за ними после того, как оправились от травм, полученных во время побега из Норвегии. [ 83 ] [ 85 ]
После затопления Артур сел на дно фьорда, мачты которого торчали из воды. Его обнаружили немцы и подняли. Немцы исследовали лодку и, обнаружив ее секретные отсеки, правильно поняли, каково ее предназначение. [ 74 ]
Последствия
[ редактировать ]Убийство Эванса
[ редактировать ]Эванс был взят в плен вскоре после того, как его покинула группа Ларсена, и ему была оказана медицинская помощь. Затем его передали главе гестапо ( немецкой тайной полиции) в Тронхейме Герхарду Флешу . [ 82 ] Флеш передал Эванса старшим офицерам Кригсмарине для допроса о деталях операции. Когда это было завершено, офицеры вернули Эванса Флешу, несмотря на то, что знали, что гестапо, скорее всего, убьет его. [ 82 ] Британский историк сэр Людовик Кеннеди написал, что Эванс рассказал гестапо «все, что он знал о колесницах и их функциях» во время допроса, и это помогло им расследовать обломки « Артура» . [ 86 ]
Впоследствии Эванс был заключен в тюрьму в лагере для задержанных Грини недалеко от Осло . 19 января 1943 года он был застрелен в лесу Трандумскоген вместе с несколькими британскими солдатами, захваченными во время рейда операции «Первокурсник» на завод по электролизу водорода «Веморк Норск Гидро» . [ 82 ] [ 87 ] Тело Эванса было брошено в братскую могилу , а затем перезахоронено на Западном гражданском кладбище Осло . [ 87 ] [ 88 ]
Убийство Эванса было санкционировано лично фельдмаршалом Вильгельмом Кейтелем , главой Oberkommando der Wehrmacht (высшего военного командования Германии). Это был один из инцидентов, за которые после войны Кейтель и Флеш были привлечены к ответственности отдельно. Оба были признаны виновными в военных преступлениях и казнены. [ 85 ] [ 89 ] Верховный главнокомандующий немецкими войсками в Норвегии на момент убийства Эванса генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст также был привлечен к ответственности за это убийство и смерть других пленных союзников. Его признали виновным и приговорили к 20 годам тюремного заключения, но освободили в 1953 году. [ 87 ]
Оценки
[ редактировать ]После их возвращения в Великобританию заместитель начальника штаба ВМФ адмирал сэр Генри Рутвен Мур направил участникам операции «Титул» послание, в котором поздравил их за храбрость. В этом сообщении он объяснил провал атаки невезением и поблагодарил SOE за участие. [ 87 ] Ларсен был награжден Медалью за выдающуюся доблесть , став первым небританцем, получившим ее, а Брюстер — Крестом за выдающиеся заслуги . [ 85 ] [ 83 ] Эванс упоминался в депешах . [ 88 ]
Историки считают операцию «Титул» умелой, но ошибочной атакой. В 1956 году официальный британский историк Стивен Роскилл заметил, что операция была «самой оригинальной и храброй, хотя и безуспешной». [ 90 ] CET Уоррен и Джеймс Бенсон пришли к аналогичному выводу в 1953 году, отметив, что если бы «Колесницы» «продержались бы меньше часа [после того, как шторм прошел], Тирпиц, вероятно, был бы уничтожен». [ 78 ] Во время телеинтервью 1973 года Брюстер объяснил провал операции «Титул» 24-часовой задержкой, вызванной с двигателем Артура проблемами , и заметил, что в ночь с 30 на 31 октября погода могла быть лучше. [ 86 ] [ 91 ]
Более поздние работы историков пришли к аналогичным выводам. Никлас Зеттерлинг и Майкл Тамеландер писали в 2009 году, что команды «Колесницы», вероятно, серьезно повредили бы или потопили «Тирпиц», если бы смогли атаковать, а операция «Титул» провалилась из-за «краткой перемены погоды и слабости креплений корабля». человеческие] торпеды». [ 92 ] Точно так же в 2012 году Патрик Бишоп постановил, что Тирпица «пощадила удачная перемена погоды и некачественная работа». [ 76 ] Он написал, что, несмотря на «большую изобретательность и техническое мастерство», заложенные в этот план, и риск, на который пошли многие норвежцы, он провалился из-за неправильного метода крепления колесниц к Артуру , и в результате «открылась прекрасная возможность». растратил». [ 85 ] В 2015 году Роберт Лайман пришел к выводу, что «операция «Титул» была смелой попыткой» и «провалилась не по вине людей, которые были так близки к успеху». [ 83 ] В 2019 году Ангус Констам написал, что, если бы Артур не столкнулся со штормом 31 октября, «ход морской войны мог бы измениться», а атака была «очень хорошо продуманной и невероятно смелой». [ 74 ]
Последующие атаки
[ редактировать ]Операция «Титул» оказалась последней попыткой атаковать Тирпиц у Тронхеймс-фьорда. Зимой линкор проходил там техническое обслуживание, а в марте 1943 года был переведен в северную Норвегию, чтобы быть ближе к маршруту арктических конвоев. «Тирпиц» некоторое время находился в заливе Боген и прибыл на свою новую постоянную базу в Каафьорде . 23 марта [ 74 ]
Каафьорд считался слишком далеким от Великобритании, чтобы еще одна атака с использованием колесниц была жизнеспособной. В результате было решено использовать вместо них подводные лодки X-класса. [ 93 ] Эта атака, получившая обозначение « Операция «Источник» , была проведена Королевским флотом в сентябре 1943 года. Шесть подводных лодок X-класса были направлены против Тирпица и двух других крупных немецких военных кораблей в Каафьорде. Они вошли в Каафьорд 22 сентября, и два экипажа сверхмалой подводной лодки заложили заряды взрывчатого вещества под Тирпицем . Эти устройства нанесли линкору серьезные повреждения. [ 94 ] не удалось Полностью отремонтировать «Тирпиц» , и он больше никогда не был в полной боевой готовности. [ 95 ]
Королевского флота В 1944 году авиация флота совершила серию атак на Тирпиц . Первая, операция «Вольфрам» , состоялась 3 апреля 1944 года, когда ремонт после операции «Источник» близился к завершению. Был нанесен значительный ущерб. [ 96 ] Другие атаки авиации флота не были эффективными: линкор не был поврежден в результате операции «Талисман» 17 июля и операции «Гудвуд» в августе, причинив лишь поверхностный ущерб. серии атак [ 97 ] После провала операции «Гудвуд» задача атаки на линкор была передана бомбардировочному командованию Королевских ВВС. [ 98 ] Первый налет тяжелых бомбардировщиков на Каафьорд ( операция «Паравейн» ) был проведен 15 сентября 1944 года, при этом бомбардировщики летели с плацдармов на севере России. Эта атака нанесла «Тирпицу» непоправимый ущерб , и позже он был переведен на юг, в район Тромсё в Норвегии, для использования в качестве неподвижной батареи береговой обороны. Линкор был потоплен там с тяжелыми потерями немцами в результате очередного налета бомбардировочного командования 12 ноября. [ 99 ]
Во время Второй мировой войны Королевский флот совершил ряд других атак на «Колесницах». Ни один из них не предусматривал скрытной перевозки корабля на борту небольших лодок, поскольку использование Артура в этой роли считалось неудовлетворительным. [ 89 ] Подводные лодки оказались наиболее эффективным способом транспортировки колесниц и использовались для совершения нескольких рейдов в Средиземное море с базы на Мальте в период с декабря 1942 по сентябрь 1943 года. Эти атаки имели неоднозначные результаты. [ 100 ] Совместное британско-итальянское подразделение «Колесницы» также совершило три успешных атаки на бывшие итальянские военные корабли в оккупированных немцами портах в период с июня 1944 года по апрель 1945 года. [ 101 ] В октябре 1943 года две «Колесницы» проникли в норвежские воды недалеко от Аскволля на борту моторного торпедного катера , чтобы атаковать немецкие корабли; эта операция не увенчалась успехом. [ 89 ] Пара кораблей также была перевезена на подводных лодках во время успешной операции, в ходе которой они потопили два контролируемых японцами итальянских корабля на Пхукете в Таиланде в ночь с 27 на 28 октября 1944 года. [ 102 ] Никаких других атак в Азии предпринято не было, поскольку Королевский флот узнал, что японские военные будут жестоко обращаться с любыми захваченными в плен членами экипажа «Колесницы». [ 103 ] Историк Пол Кемп пришел к выводу, что результаты, полученные силами «Колесницы», вероятно, не оправдывают ресурсы, затраченные на ее разработку, и потери, понесенные в ходе ее операций. Он также утверждал, что использование корабля после провала операции «Титул» было ошибкой, в том числе потому, что не было веского обоснования для последующих операций «Колесница». [ 104 ]
Британский фильм 1955 года «Над нами, волнами» включает изображения названия операции и источника операции. Он был основан на популярной одноименной научно-популярной книге CET Уоррена и Джеймса Бенсона. [ 105 ] «Над нами волны» был одним из большого количества британских фильмов о Второй мировой войне, выпущенных в 1950-х годах, в которых представлен триумфальный взгляд на конфликт. [ 106 ] Это имело коммерческий успех. [ 107 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Костюм Слэйден — специализированный водолазный костюм, разработанный для членов экипажа Колесницы. Вместо отдельных окуляров в шлеме имелось застекленное окно, позволяющее использовать во время операций ночной бинокль. [ 52 ] Костюмы были громоздкими и их очень трудно было надеть, и операторам требовался помощник, который помогал бы им в этом. [ 53 ]
- ↑ писал, что команда Артура Роберт Лайман заметила горы вечером 27 октября и прибыла в Эдёю утром 28 октября. [ 64 ]
- ↑ Лайман утверждает, что это произошло 29 октября. [ 66 ]
- ↑ Лайман называет датой затопления Артура утро 31 октября. [ 79 ]
- ↑ Лайман утверждает, что их держали возле границы 10 дней. [ 83 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Констам 2021 , стр. 8–11.
- ^ Шено 1980 , с. 224.
- ^ Констам 2018 , стр. 30.
- ^ Коррелл 2017 .
- ^ Jump up to: а б с Констам 2018 , стр. 31.
- ^ Хинсли 1981 , стр. 199–200.
- ^ Вудман 2004 , стр. 58, 67.
- ^ «5-минутная история арктических конвоев» . Имперские военные музеи. Архивировано из оригинала 7 августа 2021 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ Хинсли 1981 , с. 200.
- ^ Роскилл 1956 , с. 116.
- ^ Констам 2018 , стр. 25.
- ^ Свитман 2000 , с. 12.
- ^ Свитман 2000 , стр. 13, 19.
- ^ Свитман 2000 , стр. 14–15.
- ^ Беннетт 2012 , с. 9.
- ^ Фолкнер и Уилкинсон, 2012 , с. 109.
- ^ Констам 2018 , стр. 22, 23–24.
- ^ Jump up to: а б Роскилл 1961 , с. 170.
- ^ Констам 2018 , стр. 33–40.
- ^ Констам 2018 , стр. 40.
- ^ Констам 2018 , стр. 47.
- ^ Лайман 2015 , стр. 77–79.
- ^ Констам 2018 , стр. 48–49.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , с. 138.
- ^ Бишоп 2012 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 159.
- ^ Беннетт 2012 , с. 13.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 151–152.
- ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 153.
- ^ Бишоп 2012 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 154.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Епископ 2012 , стр. 158–159.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 154–159.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 159–160.
- ^ Лайман 2015 , стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б с Бишоп 2012 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б с Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 163.
- ^ Jump up to: а б с Кемп 1996 , с. 120.
- ^ Бишоп 2012 , с. 161.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 160–161.
- ^ Кеннеди 1979 , стр. 96–98.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 161–162.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 146–147.
- ^ Лайман 2015 , стр. 80–81.
- ^ Jump up to: а б Лайман 2015 , с. 81.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 163–164.
- ^ Лайман 2015 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 166.
- ^ Уоррен и Бенсон 2006 , с. 26.
- ^ Уоррен и Бенсон 2006 , стр. 20, 26.
- ^ Бишоп 2012 , с. 156.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 164, 168.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 164–166.
- ^ Бишоп 2012 , с. 165.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 166.
- ^ Jump up to: а б Лайман 2015 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бишоп 2012 , с. 167.
- ^ Лайман 2015 , стр. 85–86.
- ^ Кеннеди 1979 , с. 98.
- ^ Уоррен и Бенсон 2006 , стр. 52–53.
- ^ Уоррен и Бенсон 2006 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Лайман, 2015 , стр. 89–90.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 167–168.
- ^ Лайман 2015 , с. 90.
- ^ Бишоп 2012 , с. 168.
- ^ Уоррен и Бенсон 2006 , стр. 56–59.
- ^ Бишоп 2012 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бишоп 2012 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , с. 174.
- ^ Уоррен и Бенсон 2006 , с. 62.
- ^ Уоррен и Бенсон 2006 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с д и Констам 2019 , стр. 21.
- ^ Бишоп 2012 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б с Бишоп 2012 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Уоррен и Бенсон 2006 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Лайман 2015 , с. 99.
- ^ Бишоп 2012 , с. 174.
- ^ Лайман 2015 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д Бишоп 2012 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лайман 2015 , с. 107.
- ^ Бишоп 2012 , стр. 174–175.
- ^ Jump up to: а б с д и Бишоп 2012 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 1979 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с д Лайман 2015 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б «Опытный моряк Роберт П. Эванс» . Комиссия Содружества по военным захоронениям. Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Кемп 1996 , с. 122.
- ^ Роскилл 1956 , с. 258.
- ^ «Цель Тирпиц» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 20 января 2024 года . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 182.
- ^ Констам 2019 , стр. 21–22.
- ^ Беннетт 2012 , стр. 13–14.
- ^ Констам 2019 , стр. 76.
- ^ Беннетт 2012 , стр. 14–17.
- ^ Роскилл 1961 , стр. 170–171.
- ^ Роскилл 1961 , стр. 161–162.
- ^ Беннетт 2012 , стр. 19–21.
- ^ Кемп 1996 , стр. 122–126.
- ^ О'Нил 1981 , стр. 222–223.
- ^ Кемп 1996 , стр. 126–127.
- ^ О'Нил 1981 , с. 223.
- ^ Кемп 1996 , с. 127.
- ^ «Британцы сделают эпопею о подводных лодках » Воскресная почта . 21 ноября 1954 г. с. 28. Архивировано из оригинала 16 февраля 2024 года . Проверено 14 января 2024 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Кеннеди 1996 , с. 31.
- ^ Саммерфилд 2010 , с. 799.
Консультации по работам
[ редактировать ]- Беннетт, GH (2012). "Введение". В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Девон: Издательство Плимутского университета. стр. 7–25. ISBN 978-1-84102-310-6 .
- Бишоп, Патрик (2012). Цель Тирпиц . Лондон: Харпер Пресс. ISBN 978-0-00-743119-9 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Коррелл, Джон Т. (22 декабря 2017 г.). «В погоне за Бисмарком» . Журнал ВВС . Проверено 7 августа 2021 г.
- Фолкнер, Маркус; Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-560-8 .
- Хинсли, Флорида ; Томас, Э.Э.; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1981). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . Том. II. Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-630934-1 .
- Кемп, Пол (1996). Подводные воины . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-857-7 .
- Кеннеди, Харлан (сентябрь – октябрь 1996 г.). «Вторая мировая война: как они выиграли войну: британское кино и Вторая мировая война». Комментарий к фильму . 32 (5): 25–34. JSTOR 43457712 .
- Кеннеди, Людовик (1979). Гибель «Тирпица» . Бостон: Литтл, Браун и компания. ISBN 978-0-316-48905-8 .
- Констам, Ангус (2018). Потопите «Тирпиц» 1942–44: дуэль авиации ВВС и флота Великобритании с могучим линкором Германии . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-4728-3159-0 .
- Констам, Ангус (2019). Тирпиц в Норвегии: сверхмалые подводные лодки X-Craft совершают набег на фьорды, операция Source, 1943 год . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-4728-3585-7 .
- Констам, Ангус (2021). Большие пушки в Атлантике: немецкие линкоры и крейсеры совершают набеги на конвои, 1939–41 . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-4728-4596-2 .
- Лайман, Роберт (2015). Настоящие Люди Икс: Героическая история подводной войны 1939–1945 годов . Лондон: Quercus Editions. ISBN 978-1-78429-674-2 .
- О'Нил, Ричард (1981). Отряды самоубийц: специальное боевое оружие стран Оси и союзников времен Второй мировой войны . Лондон: Книги Саламандры. ISBN 978-0-86101-098-1 .
- Роскилл, Стивен В. (1956). Война на море 1939–1945 гг. Том II: Период равновесия . Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 633635983 .
- Роскилл, Стивен В. (1961). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть II . Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC 59005418 .
- Саммерфилд, Пенни (октябрь 2010 г.). «Дюнкерк и народная память о Британии в войне, 1940–58». Журнал современной истории . 45 (4): 788–811. дои : 10.1177/0022009410375260 . JSTOR 25764582 . S2CID 159914854 .
- Свитман, Джон (2000). Тирпиц: Охота на зверя. Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-822-5 .
- Уоррен, Центральноевропейское время ; Бенсон, Джеймс (2006) [1953]. Над нами волны: история сверхмалых подводных лодок и человеко-торпед . Барнсли, Великобритания: Военная классика Pen & Sword. ISBN 978-1-84415-440-1 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
- Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Филадельфия: Каземат. ISBN 978-1-935149-18-7 .
- Конфликты 1942 года
- 1942 год в Норвегии.
- Операции Западноевропейского театра военных действий во время Второй мировой войны
- Арктические военно-морские операции Второй мировой войны
- Военные операции Второй мировой войны с участием Германии
- Военная история Германии во время Второй мировой войны.
- Норвежское движение сопротивления
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Рейды времен Второй мировой войны
- События октября 1942 года
- Операции водолазов
- Операции британского спецназа времен Второй мировой войны
- Специальные операции Исполнительные операции