Jump to content

Название операции

Название операции
Часть Второй мировой войны
Черно-белая фотография двух мужчин в водолазных костюмах, головы и плечи которых находятся прямо над водой.
расчет британской Пилотируемый торпедный Chariot во время дневных учений.
Дата 26 октября - 5 ноября 1942 г.
Расположение
Результат Провал союзников
Воюющие стороны
 Великобритания
 Норвегия
 Германия
Командиры и лидеры
Норвегия Лейф Ларсен
Великобритания Уильям Брюстер
Нацистская Германия Карл Топп
Сила
2 пилотируемые торпеды «Колесница»
1 лодка
1 линкор
Патрульные катера
Жертвы и потери
1 человек взят в плен (позже казнен)
Потеряны 2 пилотируемые торпеды Chariot.
1 лодка затоплена
1 убит

Операция «Титул» — неудачная атака союзников на немецкий линкор «Тирпиц» во время битвы за Атлантику во Второй мировой войне . British В нем участвовали две пилотируемые торпеды недалеко от места стоянки линкора в Тронхеймс-фьорде ( Тронхейм-фьорд ) в оккупированной Норвегии Chariot, которые были доставлены катером с норвежским экипажем в период с 26 по 31 октября 1942 года. Атака была прекращена из-за случайной потери обе Колесницы вечером 31 октября.

Союзники считали «Тирпиц» серьезной угрозой для их кораблей, и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился отдать приоритет уничтожению линкора. Несколько налетов тяжелых бомбардировщиков Королевских ВВС (RAF) на Тирпиц не принесли никакого ущерба, и вместо этого было решено использовать Королевского флота сверхмалые подводные лодки . В операции «Титул» участвовали пара экипажей британских колесниц из двух человек, два британских вспомогательных персонала и четыре члена норвежского сопротивления . Их перевезли в Норвегию на борту небольшой лодки « Артур» , которая была модифицирована для скрытной перевозки Колесниц и их команд. у Артура Во время путешествия к Тронхеймс-фьорду возникли механические проблемы, что привело к задержкам. Его капитан Лейф Ларсен использовал поддельные документы, чтобы обманом прорваться через немецкую оборону возле устья фьорда.

Обе колесницы были потеряны, когда из-за плохой погоды они оторвались от Артура 31 октября, незадолго до того, как должна была начаться атака. Это заставило отказаться от операции. Лодке союзников не удалось вернуться в море из-за мер безопасности Германии, и Артур был затоплен . Персонал союзников попытался бежать по суше в нейтральную Швецию , и все, кроме одного, достигли Швеции 5 ноября. Другой, британский военнослужащий, был взят в плен немецкими войсками и убит 19 января 1943 года. Историки считают операцию «Титул» умелой атакой, провалившейся из-за невезения и некачественного изготовления. Британцы снова атаковали Тирпиц в сентябре 1943 года ( операция «Источник» ), используя сверхмалую подводную лодку другого типа; эта операция нанесла линкору серьезные повреждения. Королевский флот провел несколько воздушных налетов на Тирпиц В период с апреля по август 1944 года , но результаты оказались неоднозначными. Он был поврежден в результате атаки тяжелого бомбардировщика Королевских ВВС в сентябре 1944 года и потоплен в результате еще одного такого же налета в ноябре того же года.

Стратегическая ситуация

[ редактировать ]

Перед началом Второй мировой войны ( Кригсмарине ВМС Германии) разработало планы нападения на торговое судоходство союзников в случае войны. Командующий военно-морским флотом гросс-адмирал Эрих Редер считал, что линкоры и крейсеры являются ключевой частью этой стратегии. В результате «Шарнхорст» и «Бисмарк» линкоры типа , построенные в конце 1930-х — начале 1940-х годов, были спроектированы так, чтобы быть способными совершать дальние противокорабельные рейды в Атлантический океан. [ 1 ] «Тирпиц» был вторым из двух «Бисмарк» кораблей класса , он был спущен на воду в апреле 1939 года и вступил в строй 25 февраля 1941 года. [ 2 ]

В начале 1941 года Кригсмарине « совершила два рейда линкоров против конвоев союзников в Атлантическом океане. В период с января по март 1941 года линкоры Гнейзенау» и «Шарнхорст» проводили операцию «Берлин» . Во время этого рейда они отплыли из Германии, атаковали корабли союзников и вернулись в оккупированную Францию . В мае была предпринята попытка второго рейда, операции «Рейнюбунг» , с участием линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» . В то время как немецкие корабли уничтожили британский линейный крейсер HMS Hood 24 мая, «Бисмарк» был поврежден Fairey Swordfish торпедоносцами с британского авианосца HMS Ark Royal и затонул 27 мая после бомбардировки несколькими британскими линкорами Флота Метрополии . [ 3 ] [ 4 ] Потеря «Бисмарка» оставила «Тирпиц» единственным полноразмерным линкором Германии. [ 5 ]

Черно-белое изображение военного корабля с четырьмя большими двухорудийными башнями.
Опознавательный рисунок Тирпица в том виде, в каком он появился в 1942 году.

После вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 года союзники начали отправлять конвои с припасами через Норвежское море и Северный Ледовитый океан в порты на севере России. Арктические конвои , отправленные в 1941 и начале 1942 года, встретили незначительное сопротивление. [ 6 ] [ 7 ] Суровые погодные условия, в том числе сильный холод, сильное волнение на море и штормы , затруднили проведение воздушных и военно-морских операций в этом районе для всех комбатантов. [ 8 ]

В декабре 1941 года немецкие военные начали переброску значительных военно-морских и военно-воздушных сил в северную Норвегию, которую они оккупировали с начала 1940 года. Перед отправленными в Норвегию силами была поставлена ​​задача атаковать арктические конвои, а также защищать этот регион от вторжения. В это время немецкий диктатор Адольф Гитлер ошибочно полагал, что союзники намереваются вторгнуться в Норвегию. [ 9 ] 12 января 1942 года Гитлер приказал Тирпиц перебросить из Германии в Феттен-фьорд в Норвегии, который расположен к востоку от города Тронхейм и является частью Тронхеймс-фьорда ( Тронхейм-фьорд ). Линкор и два эсминца сопровождения покинули Вильгельмсхафен в Германии 14 января и прибыли в Тронхейм 16 января. [ 10 ] Он должен был стать основным элементом мощной боевой группы, как только в этот район прибудут другие немецкие военные корабли. [ 11 ] капитан Карл Топп . командовал Тирпицем в это время [ 5 ]

Союзники узнали о прибытии Тирпица , в Тронхейм 17 января из разведывательных данных «Ультра» полученных путем расшифровки перехваченных немецких радиосигналов. [ 12 ] 23 января британская фоторазведка обнаружила там линкор. Для наблюдения за ней регулярно совершались вылеты над районом Тронхейма. [ 13 ] Из-за угрозы, которую «Тирпиц» представлял для конвоев союзников в Атлантическом океане и Норвежском море, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль 25 января распорядился, что «разрушение или даже повреждение этого корабля является величайшим событием на море в настоящее время. Никакого другого». цель сравнима с ней». [ 14 ] Союзникам необходимо было сохранить мощные силы военных кораблей вместе с Флотом метрополии, чтобы противостоять угрозе, которую Тирпиц представлял , и крупные корабли сопровождали большинство конвоев на пути в Советский Союз. [ 15 ] [ 16 ]

Ранние атаки на Феттен-фьорд

[ редактировать ]

Линкор был относительно безопасен от атак с воздуха и с моря у Феттен-фьорда, поскольку находился далеко от британских баз и хорошо защищен. Защита от воздушного нападения включала зенитные орудия на близлежащих кораблях и батареи на берегу, а также оборудование, которое могло быстро создать защитную дымовую завесу . торпедные сети были установлены Вокруг стоянки « Тирпица » для отражения торпедных атак, а в Тронхеймс-фьорде действовали патрульные катера . [ 17 ]

Королевских ВВС (RAF) Бомбардировочному командованию было поручено атаковать Тирпиц в Феттен-фьорде с использованием тяжелых бомбардировщиков . [ 5 ] Первый такой налет был совершен в ночь с 28 на 29 января 1942 г. 16 тяжелыми бомбардировщиками; никакого ущерба нанесено не было. [ 18 ] 6 марта «Тирпиц» и три эсминца сопровождения покинули Феттен-фьорд, чтобы атаковать два конвоя союзников , проходивших через Норвежское море. Эти конвои сопровождались элементами британского флота метрополии, а самолеты, действовавшие с авианосца HMS Victorious, предприняли неудачную атаку на Тирпиц 9 марта . После этой операции Гитлер приказал Тирпицу не предпринимать дальнейших атак на конвои, пока не будет сначала подтверждено отсутствие поблизости авианосцев. [ 19 ]

Тяжелые бомбардировщики Королевских ВВС неоднократно атаковали Тирпиц в Феттен-фьорде в марте и апреле 1942 года. Налеты проводились в ночи с 30 на 31 марта, 27/28 апреля и 28/29 апреля. Линкору повреждений не было нанесено, 12 британских самолетов были уничтожены. [ 18 ] Эти налеты приходилось проводить ночью, поскольку немецкая противовоздушная оборона в регионе делала дневные атаки слишком рискованными. [ 20 ] Увеличение продолжительности светового дня по мере приближения весны привело к решению не совершать дальнейших атак тяжелых бомбардировщиков до осени. [ 21 ]

После прибытия «Тирпица» в Норвегию британский заместитель командира секретного транспортного подразделения «Шетландский автобус» младший лейтенант Дэвид Ховарт разработал предложение атаковать линкор. Эти силы находились под совместным управлением британской разведывательной службы МИ-6 и Управления специальных операций (SOE) и состояли из небольших кораблей с норвежскими экипажами, которые переправляли контрабандой персонал и припасы между Норвегией и Великобританией. Ховарт предложил вооружить один из кораблей Shetland Bus двумя торпедами, установленными под его корпусом. Корабль должен был проникнуть в Тронхеймс-фьорд и запустить торпеды, проходя мимо стоянки Тирпица якорной . Ховарт обсудил эту схему с опытным капитаном «Шетландских автобусов» Лейфом Ларсеном , который предложил возглавить атаку. Командир Шетландского автобусного подразделения майор Лесли Митчелл представил план в Адмиралтейство (правительственное ведомство, которое курировало Королевский флот ), но из этого ничего не вышло. [ 22 ]

2 июля 1942 года «Тирпиц» и несколько других немецких военных кораблей отправились из Феттен-фьорда в Альтен-фьорд на севере Норвегии, чтобы быть готовыми атаковать конвой PQ 17 . Глава Королевского военно-морского флота адмирал флота Дадли Паунд приказал кораблям, идущим в составе конвоя, разойтись и следовать в СССР по отдельности, узнав о присутствии немецких войск. Тирпиц совершил боевой вылет 5 июля, но Гитлер приказал ему вернуться в Альтенфьорд на следующий день после обнаружения британского авианосца. Немецкая авиация и подводные лодки нанесли тяжелые потери кораблям, ходившим с PQ 17; двадцать четыре были уничтожены. [ 23 ]

После операции против конвоя PQ 17 «Тирпиц» отплыл в залив Боген недалеко от Нарвика на севере Норвегии и прибыл туда 8 июля. [ 24 ] Она оставалась на этой стоянке несколько месяцев. [ 25 ] В сентябре было решено вернуть линкор в Феттенфьорд для проведения технического обслуживания. В то время, когда Тирпиц находился в Нарвике, британцы считали, что он вернется в Феттен-фьорд, поскольку зенитные батареи там оставались на месте. [ 26 ]

Развитие Колесницы

[ редактировать ]
Черно-белая фотография небольшого морского судна, на котором сидит мужчина в резиновом костюме.
Колесница (без боеголовки) с командиром

Уничтожение конвоя PQ 17 привело к усилению решимости руководства союзников нейтрализовать Тирпиц . Поскольку рейды британских ВВС потерпели неудачу, Адмиралтейство пришло к выводу, что следует попытаться атаковать линкор на стоянке с использованием небольших подводных лодок. [ 27 ] Использовать полноразмерные подводные лодки было невозможно, поскольку небольшая глубина Феттен-фьорда означала, что они, скорее всего, будут обнаружены до того, как будет совершена атака. [ 28 ]

В это время в Королевском флоте разрабатывались два типа малых подводных лодок: пилотируемая торпеда «Колесница» и лодки класса X. сверхмалые подводные [ 27 ] Разработка обоих типов началась в 1940 году. Пилотируемые торпеды использовались Regia Marina (ВМС Италии) для повреждения двух британских линкоров, стоявших на якоре на своей базе в Александрии , Египет, 19 декабря 1941 года . После этого нападения Черчилль попросил Комитет начальников штабов объяснить, «что делается для подражания подвигам итальянцев в гавани Александрии». [ 29 ] К началу февраля 1942 года командующий подводной службой Королевского флота адмирал Макс Хортон разрабатывал планы использования пилотируемых торпед и сверхмалых подводных лодок. [ 30 ]

Испытания первой пилотируемой торпеды «Колесница» начались в апреле 1942 года. [ 31 ] В начале 1942 года также разыскивались добровольцы для управления «Колесницами» и сверхмалыми подводными лодками. В обращении Хортона отмечалось, что добровольцы пройдут «опасную службу», но в целях сохранения секретности не уточнялось, что это будет означать. К апрелю 1942 года было призвано 30 человек. [ 30 ]

Экипаж «Колесницы» состоял из двух человек: командира и второго номера. Его длина составляла 22 фута (6,7 м), а вес - 3500 фунтов (1600 кг). [ 32 ] Его единственный винт питался от электрической батареи, что обеспечивало максимальную дальность полета 18 миль (29 км) при движении со скоростью 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). [ 33 ] Корабли были вооружены одной съемной боеголовкой, содержащей 600 фунтов (270 кг) взрывчатки. [ 32 ] Предполагалось, что Колесницы будут доставлены на корабле к цели. Затем экипаж должен был прорвать оборону противника, которая должна была включать металлические противолодочные и противоторпедные сети. После этого второй номер прикрепит боеголовку к корпусу корабля-мишени с помощью магнитов. Боеголовки имели взрыватель замедленного действия , позволяющий экипажам Колесницы уйти до того, как она взорвется. Поскольку «Колеснице» не хватило дальности, чтобы вернуться на свой корабль-базу , предполагалось, что их экипажи направятся к берегу после завершения атаки и сбегут по суше в нейтральную Швецию . [ 34 ]

В 1942 году были проведены обширные испытания и другие опытно-конструкторские работы с целью совершенствования конструкции «Колесницы» и разработки тактики ее боевого применения. [ 35 ] Экипажи также прошли изнурительную подготовку, чтобы подготовить их к атакам и бегству по суше. Несмотря на сложность обучения и рискованный характер намеченных миссий Колесниц, немногие добровольцы отказались. [ 34 ]

Препараты

[ редактировать ]

Работа над планом атаки Тирпица у Феттен-фьорда с использованием «Колесниц» началась в середине июня 1942 года. Его разработали капитан Эдвард Гибсон (который также был бароном Эшборном ) и руководитель норвежского отдела ЗОЕ подполковник Джон Уилсон . SOE было тайной британской службой, ответственной за диверсии в оккупированной Европе . На ранней стадии планирования было понятно, что норвежское сопротивление также необходимо будет задействовать. [ 36 ] Сеть норвежских агентов ЗОЕ под кодовым названием « Жаворонок » располагалась в районе Тронхейма и предоставляла разведданные о Тирпице с момента ее прибытия туда. [ 37 ]

Рассматривалась возможность доставки «Колесниц» в целевой район по воздуху. Одно из предложений предусматривало спуск корабля и его экипажей с парашютом с бомбардировщиков Handley Page Halifax , но это было исключено из-за того, что членам экипажа было трудно найти свою Колесницу после сброса в море ночью. Другое предложение заключалось в использовании летающих лодок Short Sunderland для посадки корабля, и для этой цели были модифицированы пять самолетов. Позднее от предложения Сандерленда отказались, поскольку считалось маловероятным, что эти большие самолеты смогут достичь Феттен-фьорда незамеченными. [ 38 ] Планировщики также рассматривали возможность использования британского военного корабля для перевозки Колесниц и их экипажей, но это было отклонено в пользу использования норвежского грузового судна или рыбацкой лодки. [ 39 ]

Было решено переправить Колесницы и их экипажи морем из Великобритании на остров Фройя к западу от Тронхеймс-фьорда. Затем «Колесницы» должны были быть прикреплены ниже ватерлинии к лодке, предоставленной членами норвежского сопротивления, которая должна была прорваться через немецкую оборону Тронхеймс-фьорда и направиться к острову Таутра к северу от Феттен-фьорда. Экипажи должны были сесть на «Колесницы» возле Таутры и атаковать Тирпиц . [ 38 ] Паунд утвердил этот план 26 июня. [ 38 ] [ 40 ] Атака получила название «Операция» и должна была состояться в октябре 1942 года. [ 41 ] Хортон и Уилсон получили совместную ответственность за операцию. [ 40 ]

Отбор участников

[ редактировать ]
Черно-белая фотография пяти военных кораблей, вид с другого корабля
Тирпиц и другие немецкие военные корабли в заливе Боген , Норвегия, октябрь 1942 года.

После одобрения плана Паундом был установлен контакт с сопротивлением в Тронхейме через норвежского дипломата, находившегося в Швеции. Агент сопротивления Арне Кристиансен отправился в Тронхейм, чтобы обратиться за помощью к местной сети сопротивления. Члены сети предоставили информацию о мерах безопасности Германии в этом районе и о том, как их можно обойти. Сюда входила информация о документах, которые немецкие оккупационные власти должны были иметь на кораблях, путешествующих в водах вокруг Тронхеймс-фьорда, при этом агенты сопротивления предлагали предоставить копии. Кристиансен также пытался нанять капитана рыболовного судна во Фройе, который был готов перевезти Колесницы. [ 42 ] [ 43 ]

Тем временем силы «Колесницы» продолжали тренировки в Лох-Кэрнбоне в Шотландии. В конце августа семь «Колесниц» совершили имитацию атаки на британский линкор HMS Howe . Линкор был пришвартован у берега озера и защищен двумя ярусами сетей и патрульным катером. Ее экипаж ожидал нападения. Четыре из семи команд «Колесниц» прорвали оборону и установили боеголовки на линкоре. Следующей ночью еще одна имитация атаки с участием четырех команд увенчалась успехом. Хотя один из членов экипажа «Колесницы» погиб в результате несчастного случая во время третьей учебной атаки, учения продемонстрировали, что отряд готов к бою. [ 44 ] [ 45 ]

Кристиансен не смог убедить рыбаков во Фройе предоставить лодку. Один мужчина, к которому обратились, отказался сотрудничать из-за вероятности того, что немцы отомстят его семье, если о его роли станет известно. Вместо этого Уилсон решил использовать корабли и персонал Шетландских автобусов. [ 26 ] В августе Митчелл встретился с Ларсеном и спросил, готов ли он принять участие. В ходе обсуждения Митчелл объяснил план и отметил, что нападение будет очень опасным. Ларсен сразу согласился. [ 46 ] Впоследствии он принимал активное участие в доработке планов операции «Титул». [ 39 ]

На следующий день после согласия на участие Ларсен встретился с Уилсоном в Лондоне, и ему было приказано использовать одну из лодок Шетландской автобусной службы и набрать команду из трех человек. В команду он выбрал троих своих друзей. [ 47 ] Это были инженер Палмер Бьёрной, матрос Йоханнес Кальве и радист Роальд Странд. Ларсен не смог раскрыть суть операции, но предупредил участников, что она, скорее всего, будет стоить им жизни. [ 48 ] [ 39 ] Для перевозки ударных сил Ларсен выбрал лодку « Артур» , которую он украл во время минной атаки в Норвегии в октябре 1941 года. [ 47 ] Лодка и ее двигатель были старыми, и было проведено мало проверок, чтобы подтвердить, сможет ли она достичь Тронхеймс-фьорда. [ 49 ]

Также были отобраны две команды операторов «Колесниц». В один из них входили младший лейтенант Уильям Брюстер и матрос А. Браун. Другой состоял из сержанта Дона Крейга (солдата британской армии ) и матроса Боба Эванса. Двое других операторов, которые путешествовали на борту «Артура» , опытные моряки Билли Тебб и Малкольм Козер, должны были помочь экипажам «Колесниц» надеть громоздкие скафандры и в случае необходимости выступать в качестве запасных членов экипажа. [ 50 ] [ 51 ] [ а ] Брюстер командовал подразделением «Колесницы», а Браун был его заместителем. [ 40 ]

Артура необходимо было модифицировать для операции, в том числе для перевозки двух Колесниц. Корабль должен был транспортироваться на ее палубе в течение первой части операции и буксироваться под водой последние 100 миль (160 км) до Феттен-фьорда. К лодке была пристроена вышка , позволяющая поднимать Колесницы на воду. [ 54 ] Ларсен лично установил два больших рым-болта на корпус « Артура » должны были прикрепляться носы «Колесниц» , к которым с помощью стальных тросов во время их буксировки. Также был добавлен секретный отсек, чтобы скрыть четырех членов экипажа «Колесницы» и двух операторов поддержки от немецкого персонала, осматривавшего лодку в норвежских водах. Артур был замаскирован под похожую лодку, которая, как известно, действовала в Норвегии. [ 55 ]

Окончательное планирование

[ редактировать ]

В окончательном плане атаки указывалось, что Ларсен должен был затопить Артура после освобождения Колесниц, поскольку считалось невозможным, чтобы лодка прошла обратно через немецкие патрули. Затем четверо норвежцев и двое британских сотрудников службы поддержки доберутся до берега и спрячутся в грузовике с сеном. Члены норвежского сопротивления соберут Артура команду и выживших операторов колесницы и отвезут их к шведской границе. [ 56 ] [ 57 ] Для сопротивления также были подготовлены альтернативные планы по проведению личного состава союзников к шведской границе пешком, если ехать на машине было слишком опасно. [ 58 ]

Цветная фотография каменного здания.
Дом Лунна на Шетландских островах, где войска союзников ждали перед началом операции.

В течение первой недели октября Артур и две команды «Колесниц» предприняли последнюю тренировочную атаку на линкор HMS « Нельсон» . Это было успешным: команды Колесниц прорвали сети, окружающие линкор, прикрепили свои заряды и скрылись незамеченными. [ 50 ] Затем атакующие силы направились в Лунна-Хаус на Шетландских островах, где люди ждали приказа начать операцию. [ 59 ]

В октябре был подготовлен пакет фальсифицированных документов для «Артура» и его команды. Эти документы были обширными и включали удостоверения личности каждого норвежского моряка. Также были необходимы поддельные регистрационные документы для Артура , а также заверенный список экипажа, разрешение на рыбную ловлю, пропуск на вход в воды возле Тронхейма и документ, проштампованный каждым из немецких начальников портов в портах, которые корабль якобы посещал за предыдущие три года. месяцев. Все подделки должны были быть подготовлены по высоким стандартам, поскольку ожидалось, что Артур будет остановлен и проверен немецкими силами безопасности при въезде в Тронхеймс-фьорд, а документы подвергнутся тщательному изучению. [ 60 ] Эти документы были основаны на документах, собранных сопротивлением, которые норвежский агент Одд Сёрли переправил контрабандой из Норвегии в Швецию, а затем в Лондон через месяц после визита Кристиансена в Тронхейм. [ 61 ] Подделки были завершены незадолго до отбытия корабля, чтобы гарантировать, что фальшивые подписи на документах принадлежали немецким офицерам, ответственным за регион, через который должны были пройти ударные силы. Артур В газетах был изображен как грузовой корабль с грузом торфа . Во время путешествия в Норвегию боеголовки «Колесниц» были спрятаны в торфе. [ 62 ]

Тирпиц вернулся в Феттен-фьорд 23 октября и на следующий день был замечен там самолетом фоторазведки британских ВВС. 25 октября Хортон приказал начать операцию «Титул», а атаку назначили на 31-е число месяца. [ 59 ]

Путешествие в Тронхеймс-фьорд.

[ редактировать ]
Места ключевых событий на юге Норвегии во время операции Название

Артур отплыл в 9 часов утра 26 октября. На протяжении всего рейса в Норвегию погода была плохой, из-за чего несколько моряков заболели морской болезнью . [ 63 ] Горы возле деревни Бад в Норвегии были замечены в полдень 28 октября. [ 59 ] Это ознаменовало начало самой опасной части путешествия в Норвегию, поскольку у Артура не было документов, дающих ему право выходить за пределы норвежских прибрежных вод, а немецкие самолеты регулярно патрулировали этот район. В случае обнаружения корабль будет считаться вражеским. как можно больше мощности, Бьёрной вытянул из двигателя Артура чтобы тот мог быстро пройти через опасную зону. [ 64 ] В тот же день у корабля сломался двигатель, и экипажу пришлось поднять парус на время ремонта. Ближе к вечеру двигатель был перезапущен, и Артур направился к острову Эдойя . Прикрытием . для путешествия лодки было то, что она везла с острова груз торфа [ 59 ]

Эдёя был достигнут утром 29 октября, и Артура команда бросила там якорь. [ 59 ] [ б ] План операции предусматривал, что «Колесницы» будут оснащены боеголовками, выгружены из Артура и прикреплены к лодке, пока они будут в Эдойе. Попытки сделать это утром были сорваны несколькими немецкими самолетами, пролетевшими низко для осмотра корабля. Все работы каждый раз приходилось прекращать, а британский персонал прятался под палубой. В то время как боеголовки были установлены на «Колесницах» после того, как немецкие самолеты прекратили патрулирование, бурное море заставило Артура тащить ее якорь . Это сделало невозможным разгрузку «Колесниц», и команда решила найти лучшую якорную стоянку. Это заняло остаток дня. [ 65 ]

Работы по разгрузке Колесниц возобновились в 5 утра 30 октября. [ 59 ] [ с ] Обе Колесницы были разгружены и прикреплены к днищу Артура корпуса . Веревки, прикрепленные к утесам на палубе лодки, использовались для удержания их в горизонтальном положении. [ 67 ] Вскоре после этого к кораблю на весельной лодке подошел пожилой норвежский гражданский человек . Он задавал вопросы о назначении тросов и колесниц под Артуром . В ответ Ларсен заявил, что тросы предназначались для рыболовных сетей, а «Колесницы» использовались для траления мин по поручению немцев. Старик попросил масла, и ему дали. Затем Ларсен гневно пригрозил убить мужчину и его дочь, если он кому-нибудь расскажет о том, что видел. Это заставило его быстро уплыть. Работа, необходимая для обеспечения безопасности колесниц, и задержки, вызванные стариком, означали, что Артур не смог достичь позиции, с которой он должен был атаковать Тирпиц той ночью. Артур возобновил свое путешествие вскоре после полудня. В это время его экипаж выбросил за борт радиостанцию ​​и другие предметы, явно принадлежавшие британцам. [ 68 ]

Прежде чем добраться до Тронхеймс-фьорда, Ларсен намеревался посетить небольшой городок Хествик , чтобы встретиться с кладовщиком Нильсом Стрёмом, который должен был предоставить информацию о деятельности Германии в регионе. Во время путешествия в город Артура двигатель начал издавать громкий стук. Бьёрной осмотрел двигатель и обнаружил, что поршень поврежден и требует срочного ремонта. Когда Артур прибыл в Хествик в 23:00 того же дня, Ларсен приказал Бьёрному отремонтировать двигатель, пока он встретился со Стрёмом. [ 69 ] Норвежский владелец магазина предоставил информацию о немецких процедурах безопасности. Бьёрной не смог отремонтировать двигатель, поскольку поршень треснул, а это означало, что его нужно было заменить или отремонтировать с использованием более сложных инструментов, чем имевшиеся на лодке. Стрём разбудил заслуживающего доверия местного кузнеца , и тот согласился позволить Бьёрному использовать свою кузницу для ремонта поршня. Потратив два часа на работу с поршнем, Бьёрной собрал двигатель и решил, что его хватит на достаточно долгое время, чтобы доставить лодку до Феттен-фьорда. [ 70 ]

Тронхеймский фьорд

[ редактировать ]

Артур покинул Хествик в 9 часов утра 31 октября. [ 70 ] Лодка шла на половине своей обычной скорости, чтобы уменьшить нагрузку на двигатель. [ 71 ] Поскольку воды между городом и Тронхеймс-фьордом регулярно патрулировались немецкими катерами безопасности и ожидалось, что Артура остановят для допроса, британский персонал спрятался под палубой с пулеметом наготове. Норвежцы были вооружены пистолетами . Немецкий патрульный катер был замечен в 10 утра, но не остановил Артура . [ 70 ] Позже были встречены и другие немецкие лодки, которые также пропустили Артура . [ 71 ]

Места ключевых событий в районе Тронхеймс-фьорда во время операции Название

Норвежский катер был остановлен для допроса немецким экипажем военно-морского траулера , когда он вошел в Тронхеймс-фьорд, недалеко от крепости в Агденесе . [ 70 ] Этот вооруженный траулер отвечал за проверку всех судов, заходящих во фьорд. [ 71 ] Молодой немецкий моряк, казалось, заметил колесницы, но отвлекся, когда Кальве бросил в него веревку. [ 72 ] Немецкий офицер поднялся на борт «Артура» , внимательно изучил документы экипажа и допросил Ларсена. Он также кратко осмотрел груз торфа, но не обнаружил спрятанного британского персонала или колесниц. [ 70 ] Немецкий офицер ушел примерно через 15 минут. [ 73 ] Затем Артуру было разрешено проследовать в Тронхеймс-фьорд. [ 70 ] Погодные условия начали ухудшаться, в результате чего одна из Колесниц начала отрываться, когда корабль приблизился к Тронхейму около 17:00. Личный состав союзников не смог ничего сделать в ответ, поскольку за ним могли наблюдать. [ 74 ]

После того, как Артур миновал Тронхейм, британский персонал ненадолго поднялся на палубу, а затем начал медленный процесс одевания штурмовых команд в водолазные костюмы. В это время корабль находился примерно в 20 милях (32 км) от Таутры, откуда должны были быть запущены Колесницы. Крейг и Эванс оделись первыми, за ними следовали Брюстер и Браун. [ 75 ]

Пока британский персонал был одет, Артур прошел через все более бурное море, когда разразился шторм. Из-за этого Колесницы раскачивались и столкнулись с корпусом лодки. Ларсен замедлил Артура , чтобы уменьшить движение Колесниц, но не смог остановить лодку, поскольку немцы снова осмотрели бы ее. Он надеялся, что буря быстро закончится, как это обычно бывает. В 22:00, когда Брюстер и Браун закончили одеваться, они услышали то, что Брюстер описал как «громкий, скрежещущий рвущийся шум». Затем лодку затрясло, и выяснилось, что что-то засорило ее гребной винт. Считалось, что одна из Колесниц вырвалась на свободу, и Ларсен направил Артура поближе к берегу, чтобы найти участок спокойной воды. Затем Эванс вошел в воду и обнаружил, что обе колесницы исчезли. В то время Артур находился всего в 10 милях (16 км) от Тирпица . [ 74 ] [ 76 ]

Потеря Колесниц вынудила отказаться от операции «Титул». [ 77 ] Первоначальный план побега оказался теперь нежизнеспособным, поскольку до того, как атакующие силы должны были встретиться с местным сопротивлением, оставалось двенадцать часов. у берега не удалось Затопить Артура , поскольку немцы, вероятно, заметили бы это, и Бьёрной сообщил, что двигатель снова вот-вот выйдет из строя. Ларсен предложил, чтобы войска двинулись на восток вдоль Тронхеймс-фьорда, нашли укромное место, чтобы затопить лодку, а затем попытались достичь шведской границы. Британцы согласились. [ 77 ] Персонал союзников начал подготовку корабля к затоплению и собрал запасы продовольствия и оружия для попытки побега. [ 78 ] У них не было одежды для холодной погоды, подходящей для данной местности, поскольку ее должно было предоставить норвежское сопротивление после атаки. [ 79 ]

Цветная фотография острова.
Пролив между Таутрой и полуостровом Фроста, в котором Артур . был затоплен

Артур был затоплен в проливе между Таутрой и полуостровом Фроста около часа ночи 1 ноября. Измученный личный состав союзников выплыл на берег, вооруженный лишь картами, пистолетами и небольшим количеством продовольствия. Норвежцы ожидали, что их расстреляют, если они попадут в плен, но британцы полагали, что с ними будут обращаться как с военнопленными, поскольку они носили военную форму . [ 77 ] [ д ] Они не знали о приказе «Коммандос» , изданном Гитлером 18 октября 1942 года. В нем предписывалось казнить всех военнослужащих спецназа союзников, попавших в плен, после допроса. [ 58 ]

Выйдя на берег, отряд единой группой двинулся пешком на восток. Ларсен приказал им остановиться и отдохнуть после восхода солнца. В полдень они снова отправились в путь, теперь разделившись на две группы по пять человек. Ларсен возглавил одну группу в сопровождении Крейга, Эванса, Тебба и Стрэнда. Брюстер был лидером другой группы, в которую также входили Браун, Козер, Кальве и Бьёрной. Каждая сторона должна была следовать своим маршрутом к шведской границе, которая проходила примерно в 50 милях (80 км) к востоку. Группа Брюстера должна была следовать вдоль берега Тронхеймс-фьорда, а группа Ларсена должна была следовать внутренним маршрутом. [ 80 ] Была надежда, что разделиться на две партии будет безопаснее, чем путешествовать одной группой. [ 81 ] Людям придется сначала пробраться через хорошо защищенную территорию вокруг Тронхеймс-фьорда. Затем они проедут через сельскохозяйственный район и, наконец, поднимутся на плато высотой 6000 футов (1800 м). [ 79 ]

Группа под руководством Ларсена избежала обнаружения во время трудного путешествия к шведской границе. Приближаясь к границе, они столкнулись с немецким военным полицейским в сопровождении члена коллаборационистского норвежского отряда «Хирден» . Персонал союзников был арестован, но вскоре после этого Тебб смог вытащить спрятанный пистолет и открыть огонь. Немец был убит, а его норвежский товарищ сбежал. Эванс был ранен в результате инцидента, хотя источники расходятся во мнениях относительно степени тяжести. Персонал союзников не мог оставаться в этом районе из-за присутствия поблизости немецких войск, и было решено оставить Эванса. Считалось, что с Эвансом будут обращаться как с военнопленным, поскольку он все еще носил военно-морскую форму. [ 82 ] Вскоре после этого остальная часть группы Ларсена пересекла границу. они сдались заставе шведской армии возле деревни Скалстуган . Утром 5 ноября [ 83 ] Ларсен рассказал шведам, что он был бойцом сопротивления, сопровождавшим моряков Королевского флота, потерпевших кораблекрушение во время операции у берегов Норвегии. [ 83 ]

Группа Брюстера добилась хорошего прогресса 1 ноября и заметила немецкий крейсер «Адмирал Шеер» на его хорошо замаскированной стоянке в Лофьорде . Никаких немцев они не встретили, кроме небольшой группы моряков, которые вышли на прогулку и ночевали в ту ночь в заброшенной хижине. На следующую ночь их приютил и накормил норвежский фермер. После этого мужчины спали в охотничьем домике. Группа Брюстера пересекла шведскую границу вскоре после того, как группа Ларсена достигла точки примерно в 2 милях (3,2 км) к югу. Они сдались в полицейский участок. Козер страдал от обморожения , и его пришлось доставить в больницу. Остальные члены группы в целом были здоровы. [ 84 ] [ 83 ] Ларсен был очень доволен результатами попытки побега и считал, что с Эвансом будут обращаться правильно, как с военнопленным. [ 83 ]

Девять военнослужащих союзников, переправившихся в Швецию, удерживались в доме в течение двух дней. [ 85 ] [ и ] В этот период немцы связались со шведскими властями в Скалстюгане с просьбой вернуть группу мужчин, сбежавших после совершения убийства. Ларсен отрицал свою причастность, а шведы отклонили запрос Германии. [ 83 ] Затем личный состав союзников был отправлен в лагерь для интернированных недалеко от Стокгольма . Через некоторое время они были переданы британскому посольству в Стокгольме . Шестеро военнослужащих союзников были доставлены обратно в Великобританию 27 ноября, а остальные последовали за ними после того, как оправились от травм, полученных во время побега из Норвегии. [ 83 ] [ 85 ]

После затопления Артур сел на дно фьорда, мачты которого торчали из воды. Его обнаружили немцы и подняли. Немцы исследовали лодку и, обнаружив ее секретные отсеки, правильно поняли, каково ее предназначение. [ 74 ]

Последствия

[ редактировать ]

Убийство Эванса

[ редактировать ]
Черно-белое фото мужчины в военной форме.
Герхард Флеш , глава гестапо в Тронхейме

Эванс был взят в плен вскоре после того, как его покинула группа Ларсена, и ему была оказана медицинская помощь. Затем его передали главе гестапо ( немецкой тайной полиции) в Тронхейме Герхарду Флешу . [ 82 ] Флеш передал Эванса старшим офицерам Кригсмарине для допроса о деталях операции. Когда это было завершено, офицеры вернули Эванса Флешу, несмотря на то, что знали, что гестапо, скорее всего, убьет его. [ 82 ] Британский историк сэр Людовик Кеннеди написал, что Эванс рассказал гестапо «все, что он знал о колесницах и их функциях» во время допроса, и это помогло им расследовать обломки « Артура» . [ 86 ]

Впоследствии Эванс был заключен в тюрьму в лагере для задержанных Грини недалеко от Осло . 19 января 1943 года он был застрелен в лесу Трандумскоген вместе с несколькими британскими солдатами, захваченными во время рейда операции «Первокурсник» на завод по электролизу водорода «Веморк Норск Гидро» . [ 82 ] [ 87 ] Тело Эванса было брошено в братскую могилу , а затем перезахоронено на Западном гражданском кладбище Осло . [ 87 ] [ 88 ]

Убийство Эванса было санкционировано лично фельдмаршалом Вильгельмом Кейтелем , главой Oberkommando der Wehrmacht (высшего военного командования Германии). Это был один из инцидентов, за которые после войны Кейтель и Флеш были привлечены к ответственности отдельно. Оба были признаны виновными в военных преступлениях и казнены. [ 85 ] [ 89 ] Верховный главнокомандующий немецкими войсками в Норвегии на момент убийства Эванса генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст также был привлечен к ответственности за это убийство и смерть других пленных союзников. Его признали виновным и приговорили к 20 годам тюремного заключения, но освободили в 1953 году. [ 87 ]

После их возвращения в Великобританию заместитель начальника штаба ВМФ адмирал сэр Генри Рутвен Мур направил участникам операции «Титул» послание, в котором поздравил их за храбрость. В этом сообщении он объяснил провал атаки невезением и поблагодарил SOE за участие. [ 87 ] Ларсен был награжден Медалью за выдающуюся доблесть , став первым небританцем, получившим ее, а Брюстер — Крестом за выдающиеся заслуги . [ 85 ] [ 83 ] Эванс упоминался в депешах . [ 88 ]

Историки считают операцию «Титул» умелой, но ошибочной атакой. В 1956 году официальный британский историк Стивен Роскилл заметил, что операция была «самой оригинальной и храброй, хотя и безуспешной». [ 90 ] CET Уоррен и Джеймс Бенсон пришли к аналогичному выводу в 1953 году, отметив, что если бы «Колесницы» «продержались бы меньше часа [после того, как шторм прошел], Тирпиц, вероятно, был бы уничтожен». [ 78 ] Во время телеинтервью 1973 года Брюстер объяснил провал операции «Титул» 24-часовой задержкой, вызванной с двигателем Артура проблемами , и заметил, что в ночь с 30 на 31 октября погода могла быть лучше. [ 86 ] [ 91 ]

Более поздние работы историков пришли к аналогичным выводам. Никлас Зеттерлинг и Майкл Тамеландер писали в 2009 году, что команды «Колесницы», вероятно, серьезно повредили бы или потопили «Тирпиц», если бы смогли атаковать, а операция «Титул» провалилась из-за «краткой перемены погоды и слабости креплений корабля». человеческие] торпеды». [ 92 ] Точно так же в 2012 году Патрик Бишоп постановил, что Тирпица «пощадила удачная перемена погоды и некачественная работа». [ 76 ] Он написал, что, несмотря на «большую изобретательность и техническое мастерство», заложенные в этот план, и риск, на который пошли многие норвежцы, он провалился из-за неправильного метода крепления колесниц к Артуру , и в результате «открылась прекрасная возможность». растратил». [ 85 ] В 2015 году Роберт Лайман пришел к выводу, что «операция «Титул» была смелой попыткой» и «провалилась не по вине людей, которые были так близки к успеху». [ 83 ] В 2019 году Ангус Констам написал, что, если бы Артур не столкнулся со штормом 31 октября, «ход морской войны мог бы измениться», а атака была «очень хорошо продуманной и невероятно смелой». [ 74 ]

Последующие атаки

[ редактировать ]

Операция «Титул» оказалась последней попыткой атаковать Тирпиц у Тронхеймс-фьорда. Зимой линкор проходил там техническое обслуживание, а в марте 1943 года был переведен в северную Норвегию, чтобы быть ближе к маршруту арктических конвоев. «Тирпиц» некоторое время находился в заливе Боген и прибыл на свою новую постоянную базу в Каафьорде . 23 марта [ 74 ]

Черно-белая фотография корабля в бухте. Дым поднимается над землей.
Тирпиц частично прикрыт дымовой завесой в Каафьорде. На этой стоянке линкор неоднократно подвергался нападениям.

Каафьорд считался слишком далеким от Великобритании, чтобы еще одна атака с использованием колесниц была жизнеспособной. В результате было решено использовать вместо них подводные лодки X-класса. [ 93 ] Эта атака, получившая обозначение « Операция «Источник» , была проведена Королевским флотом в сентябре 1943 года. Шесть подводных лодок X-класса были направлены против Тирпица и двух других крупных немецких военных кораблей в Каафьорде. Они вошли в Каафьорд 22 сентября, и два экипажа сверхмалой подводной лодки заложили заряды взрывчатого вещества под Тирпицем . Эти устройства нанесли линкору серьезные повреждения. [ 94 ] не удалось Полностью отремонтировать «Тирпиц» , и он больше никогда не был в полной боевой готовности. [ 95 ]

Королевского флота В 1944 году авиация флота совершила серию атак на Тирпиц . Первая, операция «Вольфрам» , состоялась 3 апреля 1944 года, когда ремонт после операции «Источник» близился к завершению. Был нанесен значительный ущерб. [ 96 ] Другие атаки авиации флота не были эффективными: линкор не был поврежден в результате операции «Талисман» 17 июля и операции «Гудвуд» в августе, причинив лишь поверхностный ущерб. серии атак [ 97 ] После провала операции «Гудвуд» задача атаки на линкор была передана бомбардировочному командованию Королевских ВВС. [ 98 ] Первый налет тяжелых бомбардировщиков на Каафьорд ( операция «Паравейн» ) был проведен 15 сентября 1944 года, при этом бомбардировщики летели с плацдармов на севере России. Эта атака нанесла «Тирпицу» непоправимый ущерб , и позже он был переведен на юг, в район Тромсё в Норвегии, для использования в качестве неподвижной батареи береговой обороны. Линкор был потоплен там с тяжелыми потерями немцами в результате очередного налета бомбардировочного командования 12 ноября. [ 99 ]

Во время Второй мировой войны Королевский флот совершил ряд других атак на «Колесницах». Ни один из них не предусматривал скрытной перевозки корабля на борту небольших лодок, поскольку использование Артура в этой роли считалось неудовлетворительным. [ 89 ] Подводные лодки оказались наиболее эффективным способом транспортировки колесниц и использовались для совершения нескольких рейдов в Средиземное море с базы на Мальте в период с декабря 1942 по сентябрь 1943 года. Эти атаки имели неоднозначные результаты. [ 100 ] Совместное британско-итальянское подразделение «Колесницы» также совершило три успешных атаки на бывшие итальянские военные корабли в оккупированных немцами портах в период с июня 1944 года по апрель 1945 года. [ 101 ] В октябре 1943 года две «Колесницы» проникли в норвежские воды недалеко от Аскволля на борту моторного торпедного катера , чтобы атаковать немецкие корабли; эта операция не увенчалась успехом. [ 89 ] Пара кораблей также была перевезена на подводных лодках во время успешной операции, в ходе которой они потопили два контролируемых японцами итальянских корабля на Пхукете в Таиланде в ночь с 27 на 28 октября 1944 года. [ 102 ] Никаких других атак в Азии предпринято не было, поскольку Королевский флот узнал, что японские военные будут жестоко обращаться с любыми захваченными в плен членами экипажа «Колесницы». [ 103 ] Историк Пол Кемп пришел к выводу, что результаты, полученные силами «Колесницы», вероятно, не оправдывают ресурсы, затраченные на ее разработку, и потери, понесенные в ходе ее операций. Он также утверждал, что использование корабля после провала операции «Титул» было ошибкой, в том числе потому, что не было веского обоснования для последующих операций «Колесница». [ 104 ]

Британский фильм 1955 года «Над нами, волнами» включает изображения названия операции и источника операции. Он был основан на популярной одноименной научно-популярной книге CET Уоррена и Джеймса Бенсона. [ 105 ] «Над нами волны» был одним из большого количества британских фильмов о Второй мировой войне, выпущенных в 1950-х годах, в которых представлен триумфальный взгляд на конфликт. [ 106 ] Это имело коммерческий успех. [ 107 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Костюм Слэйден — специализированный водолазный костюм, разработанный для членов экипажа Колесницы. Вместо отдельных окуляров в шлеме имелось застекленное окно, позволяющее использовать во время операций ночной бинокль. [ 52 ] Костюмы были громоздкими и их очень трудно было надеть, и операторам требовался помощник, который помогал бы им в этом. [ 53 ]
  2. писал, что команда Артура Роберт Лайман заметила горы вечером 27 октября и прибыла в Эдёю утром 28 октября. [ 64 ]
  3. Лайман утверждает, что это произошло 29 октября. [ 66 ]
  4. Лайман называет датой затопления Артура утро 31 октября. [ 79 ]
  5. Лайман утверждает, что их держали возле границы 10 дней. [ 83 ]
  1. ^ Констам 2021 , стр. 8–11.
  2. ^ Шено 1980 , с. 224.
  3. ^ Констам 2018 , стр. 30.
  4. ^ Коррелл 2017 .
  5. ^ Jump up to: а б с Констам 2018 , стр. 31.
  6. ^ Хинсли 1981 , стр. 199–200.
  7. ^ Вудман 2004 , стр. 58, 67.
  8. ^ «5-минутная история арктических конвоев» . Имперские военные музеи. Архивировано из оригинала 7 августа 2021 года . Проверено 7 августа 2021 г.
  9. ^ Хинсли 1981 , с. 200.
  10. ^ Роскилл 1956 , с. 116.
  11. ^ Констам 2018 , стр. 25.
  12. ^ Свитман 2000 , с. 12.
  13. ^ Свитман 2000 , стр. 13, 19.
  14. ^ Свитман 2000 , стр. 14–15.
  15. ^ Беннетт 2012 , с. 9.
  16. ^ Фолкнер и Уилкинсон, 2012 , с. 109.
  17. ^ Констам 2018 , стр. 22, 23–24.
  18. ^ Jump up to: а б Роскилл 1961 , с. 170.
  19. ^ Констам 2018 , стр. 33–40.
  20. ^ Констам 2018 , стр. 40.
  21. ^ Констам 2018 , стр. 47.
  22. ^ Лайман 2015 , стр. 77–79.
  23. ^ Констам 2018 , стр. 48–49.
  24. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , с. 138.
  25. ^ Бишоп 2012 , с. 162.
  26. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 163.
  27. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 159.
  28. ^ Беннетт 2012 , с. 13.
  29. ^ Бишоп 2012 , стр. 151–152.
  30. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 153.
  31. ^ Бишоп 2012 , с. 151.
  32. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 154.
  33. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , с. 145.
  34. ^ Jump up to: а б Епископ 2012 , стр. 158–159.
  35. ^ Бишоп 2012 , стр. 154–159.
  36. ^ Бишоп 2012 , стр. 159–160.
  37. ^ Лайман 2015 , стр. 81–82.
  38. ^ Jump up to: а б с Бишоп 2012 , с. 160.
  39. ^ Jump up to: а б с Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 163.
  40. ^ Jump up to: а б с Кемп 1996 , с. 120.
  41. ^ Бишоп 2012 , с. 161.
  42. ^ Бишоп 2012 , стр. 160–161.
  43. ^ Кеннеди 1979 , стр. 96–98.
  44. ^ Бишоп 2012 , стр. 161–162.
  45. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 146–147.
  46. ^ Лайман 2015 , стр. 80–81.
  47. ^ Jump up to: а б Лайман 2015 , с. 81.
  48. ^ Бишоп 2012 , стр. 163–164.
  49. ^ Лайман 2015 , с. 92.
  50. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 166.
  51. ^ Уоррен и Бенсон 2006 , с. 26.
  52. ^ Уоррен и Бенсон 2006 , стр. 20, 26.
  53. ^ Бишоп 2012 , с. 156.
  54. ^ Бишоп 2012 , стр. 164, 168.
  55. ^ Бишоп 2012 , стр. 164–166.
  56. ^ Бишоп 2012 , с. 165.
  57. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 166.
  58. ^ Jump up to: а б Лайман 2015 , с. 86.
  59. ^ Jump up to: а б с д и ж Бишоп 2012 , с. 167.
  60. ^ Лайман 2015 , стр. 85–86.
  61. ^ Кеннеди 1979 , с. 98.
  62. ^ Уоррен и Бенсон 2006 , стр. 52–53.
  63. ^ Уоррен и Бенсон 2006 , с. 53.
  64. ^ Jump up to: а б Лайман, 2015 , стр. 89–90.
  65. ^ Бишоп 2012 , стр. 167–168.
  66. ^ Лайман 2015 , с. 90.
  67. ^ Бишоп 2012 , с. 168.
  68. ^ Уоррен и Бенсон 2006 , стр. 56–59.
  69. ^ Бишоп 2012 , с. 169.
  70. ^ Jump up to: а б с д и ж Бишоп 2012 , с. 170.
  71. ^ Jump up to: а б с Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , с. 174.
  72. ^ Уоррен и Бенсон 2006 , с. 62.
  73. ^ Уоррен и Бенсон 2006 , с. 63.
  74. ^ Jump up to: а б с д и Констам 2019 , стр. 21.
  75. ^ Бишоп 2012 , с. 171.
  76. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 172.
  77. ^ Jump up to: а б с Бишоп 2012 , с. 173.
  78. ^ Jump up to: а б Уоррен и Бенсон 2006 , с. 65.
  79. ^ Jump up to: а б с Лайман 2015 , с. 99.
  80. ^ Бишоп 2012 , с. 174.
  81. ^ Лайман 2015 , с. 100.
  82. ^ Jump up to: а б с д Бишоп 2012 , с. 175.
  83. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лайман 2015 , с. 107.
  84. ^ Бишоп 2012 , стр. 174–175.
  85. ^ Jump up to: а б с д и Бишоп 2012 , с. 176.
  86. ^ Jump up to: а б Кеннеди 1979 , с. 105.
  87. ^ Jump up to: а б с д Лайман 2015 , с. 108.
  88. ^ Jump up to: а б «Опытный моряк Роберт П. Эванс» . Комиссия Содружества по военным захоронениям. Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 14 января 2024 г.
  89. ^ Jump up to: а б с Кемп 1996 , с. 122.
  90. ^ Роскилл 1956 , с. 258.
  91. ^ «Цель Тирпиц» . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 20 января 2024 года . Проверено 20 января 2024 г.
  92. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 182.
  93. ^ Констам 2019 , стр. 21–22.
  94. ^ Беннетт 2012 , стр. 13–14.
  95. ^ Констам 2019 , стр. 76.
  96. ^ Беннетт 2012 , стр. 14–17.
  97. ^ Роскилл 1961 , стр. 170–171.
  98. ^ Роскилл 1961 , стр. 161–162.
  99. ^ Беннетт 2012 , стр. 19–21.
  100. ^ Кемп 1996 , стр. 122–126.
  101. ^ О'Нил 1981 , стр. 222–223.
  102. ^ Кемп 1996 , стр. 126–127.
  103. ^ О'Нил 1981 , с. 223.
  104. ^ Кемп 1996 , с. 127.
  105. ^ «Британцы сделают эпопею о подводных лодках » Воскресная почта . 21 ноября 1954 г. с. 28. Архивировано из оригинала 16 февраля 2024 года . Проверено 14 января 2024 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  106. ^ Кеннеди 1996 , с. 31.
  107. ^ Саммерфилд 2010 , с. 799.

Консультации по работам

[ редактировать ]
  • Беннетт, GH (2012). "Введение". В Беннетте, GH (ред.). Охота на Тирпиц: военно-морские операции против корабля-побратима Бисмарка . Плимут, Девон: Издательство Плимутского университета. стр. 7–25. ISBN  978-1-84102-310-6 .
  • Бишоп, Патрик (2012). Цель Тирпиц . Лондон: Харпер Пресс. ISBN  978-0-00-743119-9 .
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Коррелл, Джон Т. (22 декабря 2017 г.). «В погоне за Бисмарком» . Журнал ВВС . Проверено 7 августа 2021 г.
  • Фолкнер, Маркус; Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-560-8 .
  • Хинсли, Флорида ; Томас, Э.Э.; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1981). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . Том. II. Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-630934-1 .
  • Кемп, Пол (1996). Подводные воины . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-857-7 .
  • Кеннеди, Харлан (сентябрь – октябрь 1996 г.). «Вторая мировая война: как они выиграли войну: британское кино и Вторая мировая война». Комментарий к фильму . 32 (5): 25–34. JSTOR   43457712 .
  • Кеннеди, Людовик (1979). Гибель «Тирпица» . Бостон: Литтл, Браун и компания. ISBN  978-0-316-48905-8 .
  • Констам, Ангус (2018). Потопите «Тирпиц» 1942–44: дуэль авиации ВВС и флота Великобритании с могучим линкором Германии . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-4728-3159-0 .
  • Констам, Ангус (2019). Тирпиц в Норвегии: сверхмалые подводные лодки X-Craft совершают набег на фьорды, операция Source, 1943 год . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-4728-3585-7 .
  • Констам, Ангус (2021). Большие пушки в Атлантике: немецкие линкоры и крейсеры совершают набеги на конвои, 1939–41 . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-4728-4596-2 .
  • Лайман, Роберт (2015). Настоящие Люди Икс: Героическая история подводной войны 1939–1945 годов . Лондон: Quercus Editions. ISBN  978-1-78429-674-2 .
  • О'Нил, Ричард (1981). Отряды самоубийц: специальное боевое оружие стран Оси и союзников времен Второй мировой войны . Лондон: Книги Саламандры. ISBN  978-0-86101-098-1 .
  • Роскилл, Стивен В. (1956). Война на море 1939–1945 гг. Том II: Период равновесия . Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC   633635983 .
  • Роскилл, Стивен В. (1961). Война на море 1939–1945 гг. Том III: Наступление, часть II . Лондон: Канцелярия Ее Величества. OCLC   59005418 .
  • Саммерфилд, Пенни (октябрь 2010 г.). «Дюнкерк и народная память о Британии в войне, 1940–58». Журнал современной истории . 45 (4): 788–811. дои : 10.1177/0022009410375260 . JSTOR   25764582 . S2CID   159914854 .
  • Свитман, Джон (2000). Тирпиц: Охота на зверя. Воздушные атаки на немецкий линкор, 1940–44 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-822-5 .
  • Уоррен, Центральноевропейское время ; Бенсон, Джеймс (2006) [1953]. Над нами волны: история сверхмалых подводных лодок и человеко-торпед . Барнсли, Великобритания: Военная классика Pen & Sword. ISBN  978-1-84415-440-1 .
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .
  • Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Филадельфия: Каземат. ISBN  978-1-935149-18-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6f2e1610f122a64490d7fee8ce7e10c0__1719537180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/c0/6f2e1610f122a64490d7fee8ce7e10c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Title - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)