Шетландский автобус

Шетландский автобус ( норвежский букмол : Shetlandsbussene , Def. pl. ) — прозвище тайной группы специальных операций , которая обеспечивала постоянную связь между материковыми Шетландскими островами в Шотландии и оккупированной немцами Норвегией с 1941 года до капитуляции нацистской Германии 8 мая 1945 года. Это звено переправляло агентов в Норвегию и из нее, а также снабжало их оружием, радиостанциями и другими материалами. С середины 1942 года официальное название группы было Независимое военно-морское подразделение Норвегии (ННИУ). В октябре 1943 года он стал официальной частью Королевского военно-морского флота Норвегии и был переименован в Специальное подразделение Королевского военно-морского флота Норвегии (RNNSU). Первоначально отряд состоял из большого количества небольших рыбацких лодок , а затем был дополнен тремя быстрыми и хорошо вооруженными охотниками за подводными лодками — Вигра , Хесса и Хитра . [ 1 ]
Переходы совершались в основном зимой под покровом темноты. Это означало, что экипажам и пассажирам пришлось терпеть очень тяжелые условия в Северном море , без света и с постоянным риском быть обнаруженными немецкими самолетами или патрульными катерами. Также существовала вероятность попасть в плен во время выполнения задания на норвежском побережье.
Вначале было решено, что маскировка — лучшая защита, и лодки были замаскированы под рабочие рыбацкие лодки , а экипаж — под рыбаков . Рыбацкие лодки были вооружены ручными пулеметами, спрятанными в бочках с маслом, стоящих на палубе. Операция находилась под постоянной угрозой со стороны немецких войск, и несколько миссий пошли наперекосяк, ярким примером которых стала трагедия в Телавоге весной 1942 года. Несколько рыболовецких лодок были потеряны в ходе первых операций, но после получения трех охотников за подводными лодками потерь больше не было. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Норвежское прибытие
[ редактировать ]Когда Германия начала операцию Weserübung , вторжение в Норвегию 9 апреля 1940 года, французские и британские войска и корабли были отправлены на помощь норвежцам. Несколько прибрежных городов были разбомблены и разрушены немцами, а в апреле и мае британским кораблям пришлось отступить из центральной Норвегии. 29 апреля HMS Glasgow покинул опустошенный город Молде вместе с королем Хоконом VII , наследным принцем Олавом , членами норвежского правительства и большей частью золота из Норвежского национального банка . На севере Норвегии бои продолжались еще месяц. Через несколько недель после начала оккупации на Шетландские острова стали прибывать первые лодки «армады» рыболовных судов и других лодок. Некоторые лодки совершили несколько рейсов по Северному морю с беженцами. [ 3 ]
Многие из лодок были «Hardanger Cutter » с прямым носом и длинной кормой из района Бергена, другие - более округлые «Møre Cutter» из района вокруг Олесунна. Оказалось, что «Møre Cutter» был самым сильным и лучше всего приспособленным для суровых погодных условий в Северном море. Лодки были самых разных видов и форм, но большинство из тех, что использовались в качестве «шетландских автобусов», имели длину 50–70 футов (15–21 м), имели две мачты и были оснащены одноцилиндровыми полуцилиндровыми двигателями мощностью от 30 до 70 л.с. -дизельный двигатель , издававший характерный звук «тонк-тонк».
Формирование
[ редактировать ]
В конце 1940 года как Секретная разведывательная служба (SIS), так и Управление специальных операций (SOE) норвежского независимого военно-морского подразделения (не путать с другим норвежским подразделением SOE: Норвежской независимой ротой № 1 или Kompani Linge ) учредили база в Леруике (произносится как Лерик ); Позже SIS переехала в Питерхед . Они спросили некоторых капитанов лодок, шедших из Норвегии, вернутся ли они, чтобы доставить агентов и вернуть других на Шетландские острова. Это продолжалось всю зиму 1940–41 гг. В начале 1941 года было официально решено создать группу людей и лодок для оказания помощи СИС и ЗОЕ.
Основной целью группы было переброска агентов в Норвегию и из нее, а также обеспечение их оружием, радиостанциями и другими материалами. Они также выводили норвежцев, опасавшихся ареста немцами. Иногда группа участвовала в специальных операциях, таких как неудавшаяся атака на немецкий линкор «Тирпиц» , операция «Стрельба из лука» , рейды на Молой и операция «Клеймор» на Лофотенских островах.
Ответственными за организацию группы были офицер британской армии майор Лесли Митчелл и его помощник лейтенант Дэвид Ховарт (RNVR) . По прибытии на Шетландские острова они реквизировали Флемингтон-хаус (позже названный «Кергорд») в Вейсдейле для своей штаб-квартиры и нашли идеальное место в Лунна-Несс к северу от Леруика, откуда могли действовать лодки. До этого лодки были пришвартованы в Кэт-Ферт. У Лунна-Несс была защищенная гавань и небольшое население, которое не слишком интересовалось происходящим, а Лунна-Хаус использовался как жилье для экипажей лодок. Пока Митчелл оставался во Флемингтоне, Ховарт разместил штаб-квартиру в Лунна-Хаусе. Весь их штат состоял из трех британских сержантов; Алмонд, Шервуд и Олсен; Норман Эдвардс, стенографистка ; Харальд Альбертсен, норвежский повар из Лунны и две горничные из Флемингтона. В первую зиму Флемингтон-Хаус использовался для обучения диверсантов и агентов по дому, а также для размещения норвежских беженцев. Позже беженцев приняли в специальном лагере на сельдяной фабрике Джеймса Сазерленда в г. Леруик , которым управляют Джеймс Ади и его жена норвежского происхождения.
Удобства
[ редактировать ]
Отсутствие стапеля и других ремонтных средств означало, что сначала лодки пришлось ремонтировать у Малакова в Леруике. Позже они перевезли лодки и команды в Скаллоуэй , где у William Moore & Son была механическая мастерская и где был построен «Слип принца Олава». [ 4 ] Харальд Ангельтвейт и Йохан Хальдорсен были главными механиками, а Северин Роальд стал руководителем плотников. Там производился весь ремонт кораблей, но Лунна Воэ по-прежнему использовалась для подготовки спецопераций.
Динапур-хаус был штаб-квартирой базы в Скаллоуэе , а Флемингтон-хаус стал местом проживания агентов, ожидающих транспортировки в Норвегию и для отчета по возвращении. Бывший сетчатый чердак, принадлежавший компании Nicolson & Co., стал жильем для экипажей лодок и получил название «Норвежский дом». Жена Севрина Роальда, Инга Роальд, работала экономкой. Флемингтон-хаус также иногда посещали высокопоставленные офицеры, такие как Шотландского главнокомандующий командования и адмирал, командующий Оркнейскими и Шетландскими островами. Самым известным гостем был Его Высочество наследный принц Норвегии Олав , посетивший его в октябре 1942 года. Митчелл покинул базу в Скаллоуэе в декабре 1942 года, и капитан Артур Уильям Склейтер , известный как «Роджерс», стал руководителем операций; его жена, уроженка Норвегии, Алиса, выполняла функции социального работника для экипажей.
Операции
[ редактировать ]Сначала здесь было четырнадцать рыбацких лодок разного размера. Оригинальный шетландский автобус « Аксель» , капитаном которого был Август Нэрой, отправился в Берген из Хамна Во, на западной стороне Лунна Несс, 30 августа 1941 года. Другой командой в этом первом туре были Миндор Берге, Ивар Брекке, Андреас Йертсен. и Борд Гротле. [ 5 ] Сначала использовались рыбацкие лодки, но после некоторых потерь было решено, что необходимы более быстрые суда. 26 октября 1943 года ВМС США охотников за подводными лодками «Хитра» , «Вигра» и «Хесса» официально передали в состав Шетландской автобусной операции . Эти суда имели длину 110 футов (34 м) и были оснащены двумя дизельными двигателями мощностью 1200 л.с., способными развивать максимальную скорость 22 узла (25 миль в час; 41 км / ч) с нормальной крейсерской скоростью 17 узлов (20 миль в час; 31). км/ч). Когда прибыли охотники за подводными лодками, группа стала официальной частью Королевского военно-морского флота Норвегии и была переименована в Специальное подразделение Королевского военно-морского флота Норвегии (RNNSU).
- КНМ «Хитра» командовал Ингвальд Эйдсхайм . [ 6 ] [ 7 ]
- Вигрой командовал Лейф Ларсен .
- Хессой командовал Петтер Сален .
Они совершили более 100 походов в Норвегию без потерь ни людей, ни кораблей.
9 мая 1945 года «Вигра» под командованием Ларсена и «Хитра » под командованием Эйдсхайма вошли в гавань Люнгёй недалеко от Бергена в свободной Норвегии. Группа совершила 198 поездок в Норвегию на рыбацких лодках и охотниках за подводными лодками, из них 52 совершил Лейф Ларсен. «Шетландский автобус» перевез в Норвегию 192 агента и 383 длинных тонны (389 т) оружия и припасов, а также вывез 73 агента и 373 беженца. Сорок четыре члена группы были убиты.
Известные участники
[ редактировать ]Экипажи «Шетландского автобуса» ( Shetlandsgjengen ) состояли из береговиков, рыбаков и моряков, хорошо знающих местность. Большинство из них прибыли сюда после оккупации, некоторые на собственных судах, другие на судах, «украденных» с одобрения владельца. Это были молодые люди, большинству из них было около двадцати лет, некоторым даже моложе. Многие из них совершили несколько турне весной и летом 1940 года, эвакуируя британских солдат, застрявших в Норвегии после Норвежской кампании , и других британских граждан, живших в Норвегии. [ 8 ]
Лейф Ларсен
[ редактировать ]
Лейф Ларсен (9 января 1906 — 12 октября 1990) по прозвищу Шетландский Ларсен был, пожалуй, самым известным из шетландских автобусистов. Всего он совершил 52 поездки в Норвегию и стал самым титулованным военно-морским офицером союзников во Второй мировой войне. [ 9 ] Ларсен родился в Бергене, Норвегия, и присоединился к норвежским добровольцам во время Зимней войны в Финляндии . Вскоре после окончания войны в Финляндии Норвегия была захвачена Германией. Шведский офицер Бенкерт сформировал роту добровольцев, которые направились в Норвегию и воевали на востоке Норвегии до 8 июня 1940 года, до конца войны. [ 10 ]
Ларсен прибыл на Шетландские острова на лодке M/B Motig I 11 февраля 1941 года. После тренировки с Компани Линге в Англии и Шотландии Ларсен вернулся в Леруик на острове Сент-Магнус 19 августа 1941 года. Он совершил свой первый автобусный тур по Шетландским островам с М. /B Сиглаос , капитаном которого был Петтер Сален, 14 сентября 1941 года. После потери минного заградителя «Нордсйоэн» , где Ларсен был заместителем командира, он стал капитаном и мог выбирать себе команду. В его первую команду входили Палмер Бьёрной, Лейф Кинн, Арне Кинн, Коре Иверсен, Карстен Санголт, Нильс Нипен и Отто Плеттен. Его первой лодкой была M/K Arthur , лодка, которую он «реквизировал» во время побега из Норвегии после крушения Nordsjøen . 8 ноября 1941 года Ларсен отплыл с Шетландских островов в свой первый тур в качестве шкипера. По возвращении на Шетландские острова они попали в шторм, Сангольта выбросило за борт и он утонул. Ларсен совершил несколько туров на «Артуре» , но он также был капитаном других лодок, таких как M/B Siglaos и M/B Feie . В октябре 1942 года ему пришлось затопить « Артур». в Тронхеймс-фьорде после неудачной попытки атаковать немецкий военный корабль «Тирпиц» . Он и команда бежали в Швецию, но британский агент А. Б. Эванс был арестован и позже застрелен.
23 марта 1943 года, возвращаясь из Трены, Нордланд, на M/K Bergholm , они были атакованы немецкой авиацией. Лодка была затоплена, но Ларсен и команда, многие из которых были ранены, гребли несколько дней, пока не достигли побережья Норвегии, недалеко от Олесунна, но Нильс Вика скончался от ран. В другой экипаж входили: Андреас Фэрой, Йоханнес Кальвё, Финн Клаузен, Гуннар Клаузен, Одд Хансен и Уильям Эноксен. Скрывшись в разных местах, они были спасены 14 апреля торпедным катером (MTB 626) из Леруика под командованием лейтенанта. Богеберг [ 11 ] в команде. В октябре 1943 года прибыли новые охотники за подводными лодками, и Ларсен стал командиром «Вигры » в звании младшего лейтенанта . Всего он совершил 52 похода в Норвегию на рыболовецких судах и охотниках за подводными лодками.
Британские награды:
- Медаль за выдающуюся доблесть
- Медаль за выдающиеся заслуги и бар
- Крест за выдающиеся заслуги
- Орден за выдающиеся заслуги
Норвежские награды:
- Военный мечом с крест
- Медаль Святого Олафа ( Медаль Святого Олафа с дубовой ветвью )
- Норвежская военная медаль ( Krigsmedaljen )
- Медаль Обороны 1940–1945 ( Медаль участника с розеткой ).
Коре Иверсен
[ редактировать ]Коре Эмиль Иверсен (10 октября 1918 — 22 августа 2001) родился во Флатангере , Норвегия. Он был сыном морского лоцмана и присоединился к своему отцу на лоцманском катере . Когда немцы напали на Норвегию, он был рыбаком и вскоре присоединился к подпольной армии . Его деятельность была раскрыта немцами и ему пришлось покинуть страну. Он и трое других мужчин сбежали на Шетландские острова в августе 1941 года на лодке своего отца, 42-футовой «Вилле II» . С Шетландских островов его перевели в Англию, где он присоединился к « Компани Линге» и тренировался в ней . Он был среди людей, которых Ларсен выбрал в команду на M/B «Артур» , и совершил несколько туров с Ларсеном. Он был членом экипажа на M/B Siglaos , M/B Feie , M/B Harald и M/B Heland . В декабре 1943 года он присоединился к экипажу охотника за подводными лодками «Хесса» в качестве инженера под командованием Петтера Салена. Когда «Хесса» находилась в ремонте, Иверсен работал инженером на «Вигре» и совершил один рейс на МТБ ВМС Норвегии. Когда Хесса снова вернулся, он присоединился к команде и оставался там до окончания войны. Коре Иверсен совершил 57 туров по Северному морю, большинство из них в качестве инженера. 6 декабря 1944 года он женился на девушке Скаллоуэй Кристине «Сисси» Слейтер. После войны они остались в Скаллоуэе, и у них родилось три дочери. В 1996 году издательство Shetland Times Ltd. опубликовало мемуары Иверсена. «Я был шетландским автобусником» , который был переиздан в 2004 году с новым вступлением и названием «Шетландский автобусник» .
Мемориалы
[ редактировать ]
Первым из шетландских автобусистов погиб 23-летний Нильс Нессе из Бремнеса на острове Бёмло к югу от Бергена. Он погиб 28 октября 1941 года, когда немецкая авиация атаковала « Сиглаос», направлявшийся на Шетландские острова из Норвегии. Нессе был похоронен на кладбище Лунна-Кирк по шотландской церемонии, поскольку не было норвежского священнослужителя, который мог бы провести похороны. Его тело было перевезено в его дом в Норвегии в 1948 году, а на его могиле в Лунне стоит крест. Нессе был вторым норвежцем, похороненным в Лунна-Кирк. Первым был неизвестный моряк, похороненный 5 февраля 1940 года. Вероятно, он был с грузового корабля «Хоп» , который вышел из Бергена 2 февраля 1940 года и был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой. Третий мужчина был похоронен 9 июня 1942 года. Его нашел дрейфующим в море местный земледелец Джон Джонсон из Лунны. «Общество шетландско-норвежской дружбы» установило мемориальную доску на стене кладбища в память об этих двух неизвестных мужчинах. Британский военно-морской офицер, историк и писатель Дэвид Ховарт (28 июля 1912 - 2 июля 1991) попросил развеять его прах над водой в Лунна Во. Мемориальная доска установлена на стене кладбища Лунна Кирк.
Мемориал Шетландского автобуса расположен в Скаллоуэе , а в местном музее есть постоянная выставка, посвященная деятельности Шетландского автобуса. [ 12 ] В 2018 году норвежские гости были среди тех, кто присутствовал на службе у мемориала, посвященной 75-летию повышения безопасности операций в результате ввода в эксплуатацию новых кораблей — Hitria , Vigra и Hessa. [ 13 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Среди фильмов, изображающих Шетландский автобус, - Shetlandsgjengen (1954; выпущен как Suicide Mission в США). [ 14 ] в котором Лейф Ларсен сыграл самого себя.
Шетландский автобус играет роль в сюжете детективного романа Красные кости « Энн Кливс » и в телесериале BBC, основанном на романах Кливза, «Шетландские острова» , эпизоды 1 и 2, «Красные кости». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шетландсбуссене» . forsvaretsmuseer.no . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ «Шетландсгенген» (на норвежском языке). forsvaretsmuseer.no . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ «Лодки, бегущие из Норвегии – Вторая мировая война» . warsailors.com . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ↑ В возрасте 90 лет Джек Мур, владелец мастерской, получил высший норвежский орден, который может быть вручен гражданскому лицу; «Ridder av den Kongelige Norske St. Olavs Orden» ( Рыцарь Королевского норвежского ордена Святого Олафа ) за заслуги во время войны.
- ↑ Все члены экипажа были гражданскими лицами, им платили зарплату в размере 4 фунтов стерлингов в неделю, предоставляли бесплатное жилье и давали премию в размере 10 фунтов стерлингов за каждый рейс в Норвегию.
- ^ «Шетландсбуссен, KNM Hitra (бывший USN SC-718)» . forsvaretsmuseer.no . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ «Ингвальд Эйдсхайм» . скандион.нет . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ Прайсер, Торе. «Шетландская банда» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ Прайсер, Торе. «Лейф Андреас Ларсен» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ Краглунд, Ивар. «Лейф (Шетланд) Ларсен» . Норвежская биографическая энциклопедия . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ (Волны свободны, J, W, Ирвин, 1988)
- ^ «История шетландского автобуса» . Музей Скаллоуэя . Проверено 10 октября 2019 г.
- ^ Джим Тейт (15 апреля 2014 г.). «Веки возложены к мемориалу Шетландского автобуса Скаллоуэя» . «Шетланд Таймс» . Проверено 10 октября 2019 г.
- ^ IMDB: Shetlandsgjengen (1954) (на английском языке)
- ^ Хоар, Питер (10 марта 2013 г.), Red Bones: Part 1 , Шетландские острова , получено 12 августа 2022 г.
Другие источники
[ редактировать ]- Ховарт, Дэвид. (1998) [1951]. Шетландский автобус: эпопея о побеге, выживании и приключениях времен Второй мировой войны (2-е изд.). Леруик: (Shetland Times Ltd.). ISBN 978-1-898852-42-1 .
- Ирвин, Джеймс В. (1991). Годы дарения: Шетландские острова и шетландцы, 1939–1945 (Shetland Publishing) ISBN 978-0906736159
- Иверсен, Площадь (2000). Шетландский автобусный мужчина (Pentland Press Ltd) ISBN 978-1858218168
- Сален, Фритьоф (1973). Никто, кроме храбрых: история «Шетландских островов» Ларсена (HarperCollins) ISBN 978-0583121286
- Смит, Вилли (2003). Война Вилли и другие истории (Shetland Times Ltd.) ISBN 978-1-898852-97-1
- Сёрвааг, Трюгве (2002). Шетландский автобус: лица и места спустя 60 лет (Shetland Times Ltd) ISBN 9781898852889
Примечание
[ редактировать ]В эту статью включен текст из статьи Shetland Bus The Shetland Bus на Shetlopedia , которая распространялась по лицензии GNU Free Documentation License до 14 сентября 2007 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сигурд Эвенсмо (1945) Englandsfarere (английский перевод: «Лодка для Англии», 1947)
- Дэвид Ховарт (1955) Мы умираем в одиночестве: эпопея побега и выносливости времен Второй мировой войны (The Lyon Press)
- Джеймс В. Ирвин (1988) Волны свободны: Связи Шетландских и Норвежских островов, 1940–1945 (The Shetland Publishing Co)
- Джеймс В. Ирвин (2004) Последний занавес (А. Ирвин Леруик Шетландские острова)
- Эрлинг Йенсен; Отец Ратвик; Рагнар Ульштейн (1948) Компани Линге (Осло: Гильдендаль)
- Джон Макрей (1982) Дом Кергорда: отчет об историческом доме на Шетландских островах [ 1 ]
- Джордж Майкс «Эпос о Лофотенских островах» (Лондон: Хатчинсон) [1941] ОСЛК 13144929
- Джеймс Р. Николсон, Воспоминания о шетландском автобусе (1984)
- Джеймс Р. Николсон, Шетландский автобус (1987)
- Л. К. Шей и Г. Моберг (1988) Шетландская история (Лондон: Бэтсфорд)
- Odd Strand (1987) Хитра: С Ингвальдом Эйдсхаймом и его людьми в военном марше через Северное море (JW Eide) ( (на норвежском языке) )
- Рагнар Ульштейн (1965–67) Englandsfarten (Стокгольм: Adlibris) (английский перевод: «Трафик по Северному морю». 1992)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Shetlopedia.com — Шетландский автобус. Архивировано 11 февраля 2017 года в Wayback Machine — Подробная информация о работе Шетландского автобуса, включая информацию о погибших лодках и людях.
- Шетландский автобус
- Шетландский автобус - Фотографии кораблей
- Splinter Fleet - 1-й раздел о Хитре
- HNoMS Hitra. Архивировано 11 февраля 2017 года в Wayback Machine - сайте Норвежского военно-морского музея на Хитре (на норвежском языке).
- Шетландская неделя лодок
- Мемориал шетландского автобуса в Скаллоуэе
- Музей Северного моря
- Мемориальный музей Второй мировой войны на Лофотенских островах
- Хитра ( (на норвежском языке) , с фотографиями)
- Военные мемориалы в Лунне (в основном на норвежском языке )
- Шотландия в воскресенье: нацисты пытались отравить Шетландские острова
- Веб-сайт Splinter Fleet - Деревянные охотники за подводными лодками времен Второй мировой войны
- ^ «Дом Кергорда» . shetlandbus.com . Проверено 1 февраля 2017 г.
- Немецкая оккупация Норвегии
- История Шетландских островов
- История рыбалки
- Руководитель специальных операций
- Специальные операции Исполнительные операции
- Отношения Норвегии и Шотландии
- Военные действия с участием шотландских островов
- Международные морские инциденты
- 1940-е годы в Шотландии
- Шотландия во Второй мировой войне