Jump to content

Шетландский автобус

(Перенаправлено с Шетландского автобуса )

Мемориал в Скаллоуэе в память о работе шетландского автобуса во время Второй мировой войны.

Шетландский автобус ( норвежский букмол : Shetlandsbussene , Def. pl. ) — прозвище тайной группы специальных операций , которая обеспечивала постоянную связь между материковыми Шетландскими островами в Шотландии и оккупированной немцами Норвегией с 1941 года до капитуляции нацистской Германии 8 мая 1945 года. Это звено переправляло агентов в Норвегию и из нее, а также снабжало их оружием, радиостанциями и другими материалами. С середины 1942 года официальное название группы было Независимое военно-морское подразделение Норвегии (ННИУ). В октябре 1943 года он стал официальной частью Королевского военно-морского флота Норвегии и был переименован в Специальное подразделение Королевского военно-морского флота Норвегии (RNNSU). Первоначально отряд состоял из большого количества небольших рыбацких лодок , а затем был дополнен тремя быстрыми и хорошо вооруженными охотниками за подводными лодками Вигра , Хесса и Хитра . [ 1 ]

Переходы совершались в основном зимой под покровом темноты. Это означало, что экипажам и пассажирам пришлось терпеть очень тяжелые условия в Северном море , без света и с постоянным риском быть обнаруженными немецкими самолетами или патрульными катерами. Также существовала вероятность попасть в плен во время выполнения задания на норвежском побережье.

Вначале было решено, что маскировка — лучшая защита, и лодки были замаскированы под рабочие рыбацкие лодки , а экипаж — под рыбаков . Рыбацкие лодки были вооружены ручными пулеметами, спрятанными в бочках с маслом, стоящих на палубе. Операция находилась под постоянной угрозой со стороны немецких войск, и несколько миссий пошли наперекосяк, ярким примером которых стала трагедия в Телавоге весной 1942 года. Несколько рыболовецких лодок были потеряны в ходе первых операций, но после получения трех охотников за подводными лодками потерь больше не было. [ 2 ]

Норвежское прибытие

[ редактировать ]

Когда Германия начала операцию Weserübung , вторжение в Норвегию 9 апреля 1940 года, французские и британские войска и корабли были отправлены на помощь норвежцам. Несколько прибрежных городов были разбомблены и разрушены немцами, а в апреле и мае британским кораблям пришлось отступить из центральной Норвегии. 29 апреля HMS Glasgow покинул опустошенный город Молде вместе с королем Хоконом VII , наследным принцем Олавом , членами норвежского правительства и большей частью золота из Норвежского национального банка . На севере Норвегии бои продолжались еще месяц. Через несколько недель после начала оккупации на Шетландские острова стали прибывать первые лодки «армады» рыболовных судов и других лодок. Некоторые лодки совершили несколько рейсов по Северному морю с беженцами. [ 3 ]

Многие из лодок были «Hardanger Cutter » с прямым носом и длинной кормой из района Бергена, другие - более округлые «Møre Cutter» из района вокруг Олесунна. Оказалось, что «Møre Cutter» был самым сильным и лучше всего приспособленным для суровых погодных условий в Северном море. Лодки были самых разных видов и форм, но большинство из тех, что использовались в качестве «шетландских автобусов», имели длину 50–70 футов (15–21 м), имели две мачты и были оснащены одноцилиндровыми полуцилиндровыми двигателями мощностью от 30 до 70 л.с. -дизельный двигатель , издававший характерный звук «тонк-тонк».

Формирование

[ редактировать ]
Дом Лунна на Шетландских островах, где координировались операции.

В конце 1940 года как Секретная разведывательная служба (SIS), так и Управление специальных операций (SOE) норвежского независимого военно-морского подразделения (не путать с другим норвежским подразделением SOE: Норвежской независимой ротой № 1 или Kompani Linge ) учредили база в Леруике (произносится как Лерик ); Позже SIS переехала в Питерхед . Они спросили некоторых капитанов лодок, шедших из Норвегии, вернутся ли они, чтобы доставить агентов и вернуть других на Шетландские острова. Это продолжалось всю зиму 1940–41 гг. В начале 1941 года было официально решено создать группу людей и лодок для оказания помощи СИС и ЗОЕ.

Основной целью группы было переброска агентов в Норвегию и из нее, а также обеспечение их оружием, радиостанциями и другими материалами. Они также выводили норвежцев, опасавшихся ареста немцами. Иногда группа участвовала в специальных операциях, таких как неудавшаяся атака на немецкий линкор «Тирпиц» , операция «Стрельба из лука» , рейды на Молой и операция «Клеймор» на Лофотенских островах.

Ответственными за организацию группы были офицер британской армии майор Лесли Митчелл и его помощник лейтенант Дэвид Ховарт (RNVR) . По прибытии на Шетландские острова они реквизировали Флемингтон-хаус (позже названный «Кергорд») в Вейсдейле для своей штаб-квартиры и нашли идеальное место в Лунна-Несс к северу от Леруика, откуда могли действовать лодки. До этого лодки были пришвартованы в Кэт-Ферт. У Лунна-Несс была защищенная гавань и небольшое население, которое не слишком интересовалось происходящим, а Лунна-Хаус использовался как жилье для экипажей лодок. Пока Митчелл оставался во Флемингтоне, Ховарт разместил штаб-квартиру в Лунна-Хаусе. Весь их штат состоял из трех британских сержантов; Алмонд, Шервуд и Олсен; Норман Эдвардс, стенографистка ; Харальд Альбертсен, норвежский повар из Лунны и две горничные из Флемингтона. В первую зиму Флемингтон-Хаус использовался для обучения диверсантов и агентов по дому, а также для размещения норвежских беженцев. Позже беженцев приняли в специальном лагере на сельдяной фабрике Джеймса Сазерленда в г. Леруик , которым управляют Джеймс Ади и его жена норвежского происхождения.

Удобства

[ редактировать ]
Изображение гавани Скаллоуэй, военной базы Шетландского автобуса, сделанное в 2008 году.

Отсутствие стапеля и других ремонтных средств означало, что сначала лодки пришлось ремонтировать у Малакова в Леруике. Позже они перевезли лодки и команды в Скаллоуэй , где у William Moore & Son была механическая мастерская и где был построен «Слип принца Олава». [ 4 ] Харальд Ангельтвейт и Йохан Хальдорсен были главными механиками, а Северин Роальд стал руководителем плотников. Там производился весь ремонт кораблей, но Лунна Воэ по-прежнему использовалась для подготовки спецопераций.

Динапур-хаус был штаб-квартирой базы в Скаллоуэе , а Флемингтон-хаус стал местом проживания агентов, ожидающих транспортировки в Норвегию и для отчета по возвращении. Бывший сетчатый чердак, принадлежавший компании Nicolson & Co., стал жильем для экипажей лодок и получил название «Норвежский дом». Жена Севрина Роальда, Инга Роальд, работала экономкой. Флемингтон-хаус также иногда посещали высокопоставленные офицеры, такие как Шотландского главнокомандующий командования и адмирал, командующий Оркнейскими и Шетландскими островами. Самым известным гостем был Его Высочество наследный принц Норвегии Олав , посетивший его в октябре 1942 года. Митчелл покинул базу в Скаллоуэе в декабре 1942 года, и капитан Артур Уильям Склейтер , известный как «Роджерс», стал руководителем операций; его жена, уроженка Норвегии, Алиса, выполняла функции социального работника для экипажей.

Операции

[ редактировать ]
Стапель принца Олафа в 2010 году

Сначала здесь было четырнадцать рыбацких лодок разного размера. Оригинальный шетландский автобус « Аксель» , капитаном которого был Август Нэрой, отправился в Берген из Хамна Во, на западной стороне Лунна Несс, 30 августа 1941 года. Другой командой в этом первом туре были Миндор Берге, Ивар Брекке, Андреас Йертсен. и Борд Гротле. [ 5 ] Сначала использовались рыбацкие лодки, но после некоторых потерь было решено, что необходимы более быстрые суда. 26 октября 1943 года ВМС США охотников за подводными лодками «Хитра» , «Вигра» и «Хесса» официально передали в состав Шетландской автобусной операции . Эти суда имели длину 110 футов (34 м) и были оснащены двумя дизельными двигателями мощностью 1200 л.с., способными развивать максимальную скорость 22 узла (25 миль в час; 41 км / ч) с нормальной крейсерской скоростью 17 узлов (20 миль в час; 31). км/ч). Когда прибыли охотники за подводными лодками, группа стала официальной частью Королевского военно-морского флота Норвегии и была переименована в Специальное подразделение Королевского военно-морского флота Норвегии (RNNSU).

Они совершили более 100 походов в Норвегию без потерь ни людей, ни кораблей.

9 мая 1945 года «Вигра» под командованием Ларсена и «Хитра » под командованием Эйдсхайма вошли в гавань Люнгёй недалеко от Бергена в свободной Норвегии. Группа совершила 198 поездок в Норвегию на рыбацких лодках и охотниках за подводными лодками, из них 52 совершил Лейф Ларсен. «Шетландский автобус» перевез в Норвегию 192 агента и 383 длинных тонны (389 т) оружия и припасов, а также вывез 73 агента и 373 беженца. Сорок четыре члена группы были убиты.

Известные участники

[ редактировать ]

Экипажи «Шетландского автобуса» ( Shetlandsgjengen ) состояли из береговиков, рыбаков и моряков, хорошо знающих местность. Большинство из них прибыли сюда после оккупации, некоторые на собственных судах, другие на судах, «украденных» с одобрения владельца. Это были молодые люди, большинству из них было около двадцати лет, некоторым даже моложе. Многие из них совершили несколько турне весной и летом 1940 года, эвакуируя британских солдат, застрявших в Норвегии после Норвежской кампании , и других британских граждан, живших в Норвегии. [ 8 ]

Лейф Ларсен

[ редактировать ]
Шетландс Ларсен, норвежский руководитель операции «Автобус» во Второй мировой войне.

Лейф Ларсен (9 января 1906 — 12 октября 1990) по прозвищу Шетландский Ларсен был, пожалуй, самым известным из шетландских автобусистов. Всего он совершил 52 поездки в Норвегию и стал самым титулованным военно-морским офицером союзников во Второй мировой войне. [ 9 ] Ларсен родился в Бергене, Норвегия, и присоединился к норвежским добровольцам во время Зимней войны в Финляндии . Вскоре после окончания войны в Финляндии Норвегия была захвачена Германией. Шведский офицер Бенкерт сформировал роту добровольцев, которые направились в Норвегию и воевали на востоке Норвегии до 8 июня 1940 года, до конца войны. [ 10 ]

Ларсен прибыл на Шетландские острова на лодке M/B Motig I 11 февраля 1941 года. После тренировки с Компани Линге в Англии и Шотландии Ларсен вернулся в Леруик на острове Сент-Магнус 19 августа 1941 года. Он совершил свой первый автобусный тур по Шетландским островам с М. /B Сиглаос , капитаном которого был Петтер Сален, 14 сентября 1941 года. После потери минного заградителя «Нордсйоэн» , где Ларсен был заместителем командира, он стал капитаном и мог выбирать себе команду. В его первую команду входили Палмер Бьёрной, Лейф Кинн, Арне Кинн, Коре Иверсен, Карстен Санголт, Нильс Нипен и Отто Плеттен. Его первой лодкой была M/K Arthur , лодка, которую он «реквизировал» во время побега из Норвегии после крушения Nordsjøen . 8 ноября 1941 года Ларсен отплыл с Шетландских островов в свой первый тур в качестве шкипера. По возвращении на Шетландские острова они попали в шторм, Сангольта выбросило за борт и он утонул. Ларсен совершил несколько туров на «Артуре» , но он также был капитаном других лодок, таких как M/B Siglaos и M/B Feie . В октябре 1942 года ему пришлось затопить « Артур». в Тронхеймс-фьорде после неудачной попытки атаковать немецкий военный корабль «Тирпиц» . Он и команда бежали в Швецию, но британский агент А. Б. Эванс был арестован и позже застрелен.

23 марта 1943 года, возвращаясь из Трены, Нордланд, на M/K Bergholm , они были атакованы немецкой авиацией. Лодка была затоплена, но Ларсен и команда, многие из которых были ранены, гребли несколько дней, пока не достигли побережья Норвегии, недалеко от Олесунна, но Нильс Вика скончался от ран. В другой экипаж входили: Андреас Фэрой, Йоханнес Кальвё, Финн Клаузен, Гуннар Клаузен, Одд Хансен и Уильям Эноксен. Скрывшись в разных местах, они были спасены 14 апреля торпедным катером (MTB 626) из Леруика под командованием лейтенанта. Богеберг [ 11 ] в команде. В октябре 1943 года прибыли новые охотники за подводными лодками, и Ларсен стал командиром «Вигры » в звании младшего лейтенанта . Всего он совершил 52 похода в Норвегию на рыболовецких судах и охотниках за подводными лодками.

Британские награды:

Норвежские награды:

Коре Иверсен

[ редактировать ]

Коре Эмиль Иверсен (10 октября 1918 — 22 августа 2001) родился во Флатангере , Норвегия. Он был сыном морского лоцмана и присоединился к своему отцу на лоцманском катере . Когда немцы напали на Норвегию, он был рыбаком и вскоре присоединился к подпольной армии . Его деятельность была раскрыта немцами и ему пришлось покинуть страну. Он и трое других мужчин сбежали на Шетландские острова в августе 1941 года на лодке своего отца, 42-футовой «Вилле II» . С Шетландских островов его перевели в Англию, где он присоединился к « Компани Линге» и тренировался в ней . Он был среди людей, которых Ларсен выбрал в команду на M/B «Артур» , и совершил несколько туров с Ларсеном. Он был членом экипажа на M/B Siglaos , M/B Feie , M/B Harald и M/B Heland . В декабре 1943 года он присоединился к экипажу охотника за подводными лодками «Хесса» в качестве инженера под командованием Петтера Салена. Когда «Хесса» находилась в ремонте, Иверсен работал инженером на «Вигре» и совершил один рейс на МТБ ВМС Норвегии. Когда Хесса снова вернулся, он присоединился к команде и оставался там до окончания войны. Коре Иверсен совершил 57 туров по Северному морю, большинство из них в качестве инженера. 6 декабря 1944 года он женился на девушке Скаллоуэй Кристине «Сисси» Слейтер. После войны они остались в Скаллоуэе, и у них родилось три дочери. В 1996 году издательство Shetland Times Ltd. опубликовало мемуары Иверсена. «Я был шетландским автобусником» , который был переиздан в 2004 году с новым вступлением и названием «Шетландский автобусник» .

Мемориалы

[ редактировать ]
Статуя Лейфа Андреаса Ларсена в Бергене

Первым из шетландских автобусистов погиб 23-летний Нильс Нессе из Бремнеса на острове Бёмло к югу от Бергена. Он погиб 28 октября 1941 года, когда немецкая авиация атаковала « Сиглаос», направлявшийся на Шетландские острова из Норвегии. Нессе был похоронен на кладбище Лунна-Кирк по шотландской церемонии, поскольку не было норвежского священнослужителя, который мог бы провести похороны. Его тело было перевезено в его дом в Норвегии в 1948 году, а на его могиле в Лунне стоит крест. Нессе был вторым норвежцем, похороненным в Лунна-Кирк. Первым был неизвестный моряк, похороненный 5 февраля 1940 года. Вероятно, он был с грузового корабля «Хоп» , который вышел из Бергена 2 февраля 1940 года и был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой. Третий мужчина был похоронен 9 июня 1942 года. Его нашел дрейфующим в море местный земледелец Джон Джонсон из Лунны. «Общество шетландско-норвежской дружбы» установило мемориальную доску на стене кладбища в память об этих двух неизвестных мужчинах. Британский военно-морской офицер, историк и писатель Дэвид Ховарт (28 июля 1912 - 2 июля 1991) попросил развеять его прах над водой в Лунна Во. Мемориальная доска установлена ​​на стене кладбища Лунна Кирк.

Мемориал Шетландского автобуса расположен в Скаллоуэе , а в местном музее есть постоянная выставка, посвященная деятельности Шетландского автобуса. [ 12 ] В 2018 году норвежские гости были среди тех, кто присутствовал на службе у мемориала, посвященной 75-летию повышения безопасности операций в результате ввода в эксплуатацию новых кораблей — Hitria , Vigra и Hessa. [ 13 ]

[ редактировать ]

Среди фильмов, изображающих Шетландский автобус, - Shetlandsgjengen (1954; выпущен как Suicide Mission в США). [ 14 ] в котором Лейф Ларсен сыграл самого себя.

Шетландский автобус играет роль в сюжете детективного романа Красные кости « Энн Кливс » и в телесериале BBC, основанном на романах Кливза, «Шетландские острова» , эпизоды 1 и 2, «Красные кости». [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Шетландсбуссене» . forsvaretsmuseer.no . Проверено 1 февраля 2017 г.
  2. ^ «Шетландсгенген» (на норвежском языке). forsvaretsmuseer.no . Проверено 1 февраля 2017 г.
  3. ^ «Лодки, бегущие из Норвегии – Вторая мировая война» . warsailors.com . Проверено 1 февраля 2017 г.
  4. В возрасте 90 лет Джек Мур, владелец мастерской, получил высший норвежский орден, который может быть вручен гражданскому лицу; «Ridder av den Kongelige Norske St. Olavs Orden» ( Рыцарь Королевского норвежского ордена Святого Олафа ) за заслуги во время войны.
  5. Все члены экипажа были гражданскими лицами, им платили зарплату в размере 4 фунтов стерлингов в неделю, предоставляли бесплатное жилье и давали премию в размере 10 фунтов стерлингов за каждый рейс в Норвегию.
  6. ^ «Шетландсбуссен, KNM Hitra (бывший USN SC-718)» . forsvaretsmuseer.no . Проверено 1 февраля 2017 г.
  7. ^ «Ингвальд Эйдсхайм» . скандион.нет . Проверено 1 февраля 2017 г.
  8. ^ Прайсер, Торе. «Шетландская банда» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 февраля 2017 г.
  9. ^ Прайсер, Торе. «Лейф Андреас Ларсен» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 февраля 2017 г.
  10. ^ Краглунд, Ивар. «Лейф (Шетланд) Ларсен» . Норвежская биографическая энциклопедия . Проверено 1 февраля 2017 г.
  11. ^ (Волны свободны, J, W, Ирвин, 1988)
  12. ^ «История шетландского автобуса» . Музей Скаллоуэя . Проверено 10 октября 2019 г.
  13. ^ Джим Тейт (15 апреля 2014 г.). «Веки возложены к мемориалу Шетландского автобуса Скаллоуэя» . «Шетланд Таймс» . Проверено 10 октября 2019 г.
  14. ^ IMDB: Shetlandsgjengen (1954) (на английском языке)
  15. ^ Хоар, Питер (10 марта 2013 г.), Red Bones: Part 1 , Шетландские острова , получено 12 августа 2022 г.

Другие источники

[ редактировать ]
  • Ховарт, Дэвид. (1998) [1951]. Шетландский автобус: эпопея о побеге, выживании и приключениях времен Второй мировой войны (2-е изд.). Леруик: (Shetland Times Ltd.). ISBN  978-1-898852-42-1 .
  • Ирвин, Джеймс В. (1991). Годы дарения: Шетландские острова и шетландцы, 1939–1945 (Shetland Publishing) ISBN   978-0906736159
  • Иверсен, Площадь (2000). Шетландский автобусный мужчина (Pentland Press Ltd) ISBN   978-1858218168
  • Сален, Фритьоф (1973). Никто, кроме храбрых: история «Шетландских островов» Ларсена (HarperCollins) ISBN   978-0583121286
  • Смит, Вилли (2003). Война Вилли и другие истории (Shetland Times Ltd.) ISBN   978-1-898852-97-1
  • Сёрвааг, Трюгве (2002). Шетландский автобус: лица и места спустя 60 лет (Shetland Times Ltd) ISBN   9781898852889

Примечание

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из статьи Shetland Bus The Shetland Bus на Shetlopedia , которая распространялась по лицензии GNU Free Documentation License до 14 сентября 2007 года.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Сигурд Эвенсмо (1945) Englandsfarere (английский перевод: «Лодка для Англии», 1947)
  • Дэвид Ховарт (1955) Мы умираем в одиночестве: эпопея побега и выносливости времен Второй мировой войны (The Lyon Press)
  • Джеймс В. Ирвин (1988) Волны свободны: Связи Шетландских и Норвежских островов, 1940–1945 (The Shetland Publishing Co)
  • Джеймс В. Ирвин (2004) Последний занавес (А. Ирвин Леруик Шетландские острова)
  • Эрлинг Йенсен; Отец Ратвик; Рагнар Ульштейн (1948) Компани Линге (Осло: Гильдендаль)
  • Джон Макрей (1982) Дом Кергорда: отчет об историческом доме на Шетландских островах [ 1 ]
  • Джордж Майкс «Эпос о Лофотенских островах» (Лондон: Хатчинсон) [1941] ОСЛК   13144929
  • Джеймс Р. Николсон, Воспоминания о шетландском автобусе (1984)
  • Джеймс Р. Николсон, Шетландский автобус (1987)
  • Л. К. Шей и Г. Моберг (1988) Шетландская история (Лондон: Бэтсфорд)
  • Odd Strand (1987) Хитра: С Ингвальдом Эйдсхаймом и его людьми в военном марше через Северное море (JW Eide) ( (на норвежском языке) )
  • Рагнар Ульштейн (1965–67) Englandsfarten (Стокгольм: Adlibris) (английский перевод: «Трафик по Северному морю». 1992)
[ редактировать ]
  1. ^ «Дом Кергорда» . shetlandbus.com . Проверено 1 февраля 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be5511eae0a9494cc80bd30be542c69b__1723367700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/9b/be5511eae0a9494cc80bd30be542c69b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shetland bus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)