Бегство Норвежского национального казначейства
Бегство Норвежской национальной казны заключалось в переводе золотых запасов Норвегии в Соединенные Штаты через Великобританию , чтобы избежать их попадания в руки нацистской Германии .
В 1940 году Национальная казна Норвегии насчитывала 50 тонн золота в 1940 году ) на сумму 240 миллионов крон (примерно долларов США 54,5 миллиона . [ 1 ] или 1,8 миллиарда долларов США в 2015 году.)
Когда началось немецкое вторжение в Норвегию , золото было эвакуировано из Осло сначала по суше в Ондалснес , а затем на корабле в Тромсё . Из Тромсё эвакуированные союзные войска отправили золото в Великобританию, несмотря на немецкие наземные и воздушные атаки. Позднее золото было отправлено в Северную Америку , а большая его часть была продана для финансирования норвежского правительства в изгнании . Десять тонн вернулись в Норвегию в 1987 году.
Эвакуация из Осло
[ редактировать ]Золото хранилось в главном хранилище штаб-квартиры Norges Bank в Осло . Во время растущей напряженности 1930-х годов планировалось сделать золото более мобильным. Когда Вторая мировая война разразилась , эти планы были ускорены, и золото было упаковано в 818 ящиков по 40 кг (88 фунтов), 685 ящиков по 25 кг (55 фунтов) и 39 бочек золотых монет весом 80 кг (180 фунтов). ) каждый: всего 53 тонны (52 длинных тонны ; 58 коротких тонн ).
Когда ранним утром 9 апреля 1940 года до правительства дошло известие о том, что патрульный катер Pol III подвергся нападению и что вражеские корабли приближаются к Осло , был отдан приказ эвакуировать золото в хранилище в Лиллехаммере . [ 2 ] вилочные погрузчики Для погрузки золота на 26 гражданских грузовиков использовались местных предприятий. Последние грузовики покинули Осло за несколько часов до прибытия вермахта .
На поезде и грузовике до Ондалснеса
[ редактировать ]Золото оставалось в Лиллехаммере несколько дней, прежде чем ему пришлось снова переехать из-за наступления немцев. Его погрузили в поезд и повезли через всю страну, подальше от немецкого наступления. Тем временем норвежское правительство и король Хокон VII по отдельности уклонялись от немецкого наступления. Немецкие десантники попытались добраться до Лиллехаммера на автобусах, чтобы захватить сановников и золото, но были остановлены импровизированной обороной у Мидтскогена . Норвежские войска из Йорстадмоэна , в том числе поэт Нордаль Григ , были переброшены в Лиллехаммер для охраны поезда.
Поезд покинул Лиллехаммер 19 апреля и прибыл в Ондалснес 20 апреля высадились , где за несколько дней до этого британские экспедиционные войска. Ондалснес несколько раз подвергался бомбардировкам немцев. Поезд не пострадал в результате взрывов и был перевезен на станцию Ромсдалсхорн , недалеко от Ондалснеса. Британцам сообщили о золоте, и они согласились эвакуировать его в Великобританию, а затем, возможно, дальше в Америку. Золото должно было быть разделено между тремя кораблями. Первым, британский крейсер HMS Galatea, отправился из Ондалснеса в четверг, 25 апреля, с 200 ящиками. [ 3 ]
На корабле в Тромсё
[ редактировать ]Дальнейшая погрузка в Ондалснесе не производилась из-за подхода немецких войск через долину Гудбрандсдален , а также дальнейших воздушных налетов. Золото было перевезено на 23–28 грузовиках в Молде , где его погрузили на британский крейсер HMS Glasgow вместе с королем и правительством и доставили в Тромсё , а затем в Великобританию. Когда они прибыли, город бомбили. 756 ящиков и все 39 бочек были погружены в Глазго , прежде чем поздно вечером в понедельник, 29 апреля, капитан Пеграм решил, что ждать больше нельзя, и приказал кораблю на север, в Тромсё. [ 4 ] 18 тонн (18 длинных тонн ; 20 коротких тонн ) золота в 301 большом и 246 меньших ящиках. Осталось [ 3 ] Прибрежный пароход «Дрива» взял на себя большую часть оставшегося груза перед бомбежкой с подвесной погрузкой. 30 ящиков, оставленных Дривой, были перевезены на грузовиках в Йемнес , где их забрал пароход, направлявшийся на север, в Тромсё.
Дрива несколько раз подвергалась атакам немецкой авиации и выбрасывалась на берег, чтобы не затонуть. Золото было передано пяти рыболовным судам из Бада и Хустада . Это были Хеймдаль , Барден , Сванен , Лейф и Гудрун под командованием Ганса М. Индерхауга, Харальда Тунгехауга, Энгвальда Сунде, Эмиля Скоттхайма и Альфреда Скоттхайма соответственно. Как и ожидалось, рыболовные суда не привлекли внимания и без происшествий прибыли в Гемнес, а 30 ящиков, доставленных на север по дороге, были подобраны. Пять лодок продолжили путь на север к Титрану прибыли на остров Фройя в графстве Сёр-Трёнделаг и 3 мая . Солдат из Йорстадмоэна отправили домой, а золото перевезли на два более крупных рыболовных судна. Два корабля вышли 4 мая и прибыли в Тромсё 8 мая. [ 3 ]
Эвакуация за границу
[ редактировать ]В Тромсё золото было погружено на британский крейсер HMS Enterprise . Крейсер направился на юг в Харстад , а затем отправился в путь 25 мая. «Энтерпрайз» пережил две атаки немецкой авиации на пути к Скапа-Флоу . Оттуда она отплыла в Гринок , где золото было вывезено на берег. [ 5 ] Золото было доставлено поездом в Банка Англии хранилище в Лондоне . Наконец, золото было отправлено частями через Атлантический океан в Америку и Канаду . Из 50 тонн, доставленных из Осло, единственными потерями стали 297 золотых монет из бочки, поврежденной во время перевозки на борту британского судна.
Золото постепенно продавалось в Соединенных Штатах – частично для финансирования правительства в изгнании . Десять тонн золотых монет вернулись в Норвегию в 1987 году. [ 3 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- «Снежное сокровище» — американский детский роман, в котором рассказывается о транспортировке золота.
- Золото Пимпернеля: Как Норвегия помешала нацистам — частично художественный рассказ Дороти Баден-Пауэлл . [ 6 ]
- Gold Run (норвежский: Gulltransporten ) — норвежский фильм 2022 года о транспортировке золота. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Золотой запас Норвегии
- Операция Рыба
- Москва Золото
- Румынское сокровище — румынский золотой запас, отправленный (вместе с другими ценными объектами) в Россию на хранение во время Первой мировой войны , но так и не возвращенный.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Курсы обмена доллара США на сорок одну валюту» . Measuringworth.org . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ Норвегия, 1940, Франсуа Керсоди , University of Nebraska Press, 1998, ISBN 0-8032-7787-3
- ^ Jump up to: а б с д Ганфельдт, Катон (19 октября 2011 г.). «Уникальная фотография для транспорта чайки» . Афтенпостен (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 9 марта 2013 г.
- ^ Гейр Харр, Битва за Норвегию , Seaforth Publishing, Великобритания, 2010 г.
- ^ Кинделл, Дон. «Морские события, май 1940 года, часть 4 из 4, среда, 22 — пятница, 31» . Naval-History.net . Проверено 14 апреля 2010 г.
- ↑ Pimpernel Gold: Как Норвегия помешала нацистам Дороти Баден-Пауэлл, St. Martin's Press, Нью-Йорк, 1978. ISBN 0 7091 6748 2
- ^ «Гуллтранспортен» . IMDB . Проверено 16 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пирсон, Роберт (2015). Золотой бег: спасение норвежских золотых слитков от нацистов, 1940 год . Казематные книги. ISBN 9781612002866
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хронологический список событий (на норвежском языке)
- Сообщения очевидцев о бомбардировке Дривы (на норвежском языке)