Jump to content

Бегство Норвежского национального казначейства

Бегство Норвежской национальной казны заключалось в переводе золотых запасов Норвегии в Соединенные Штаты через Великобританию , чтобы избежать их попадания в руки нацистской Германии .

В 1940 году Национальная казна Норвегии насчитывала 50 тонн золота в 1940 году ) на сумму 240 миллионов крон (примерно долларов США 54,5 миллиона . [ 1 ] или 1,8 миллиарда долларов США в 2015 году.)

Когда началось немецкое вторжение в Норвегию , золото было эвакуировано из Осло сначала по суше в Ондалснес , а затем на корабле в Тромсё . Из Тромсё эвакуированные союзные войска отправили золото в Великобританию, несмотря на немецкие наземные и воздушные атаки. Позднее золото было отправлено в Северную Америку , а большая его часть была продана для финансирования норвежского правительства в изгнании . Десять тонн вернулись в Норвегию в 1987 году.

Эвакуация из Осло

[ редактировать ]

Золото хранилось в главном хранилище штаб-квартиры Norges Bank в Осло . Во время растущей напряженности 1930-х годов планировалось сделать золото более мобильным. Когда Вторая мировая война разразилась , эти планы были ускорены, и золото было упаковано в 818 ящиков по 40 кг (88 фунтов), 685 ящиков по 25 кг (55 фунтов) и 39 бочек золотых монет весом 80 кг (180 фунтов). ) каждый: всего 53 тонны (52 длинных тонны ; 58 коротких тонн ).

Когда ранним утром 9 апреля 1940 года до правительства дошло известие о том, что патрульный катер Pol III подвергся нападению и что вражеские корабли приближаются к Осло , был отдан приказ эвакуировать золото в хранилище в Лиллехаммере . [ 2 ] вилочные погрузчики Для погрузки золота на 26 гражданских грузовиков использовались местных предприятий. Последние грузовики покинули Осло за несколько часов до прибытия вермахта .

На поезде и грузовике до Ондалснеса

[ редактировать ]

Золото оставалось в Лиллехаммере несколько дней, прежде чем ему пришлось снова переехать из-за наступления немцев. Его погрузили в поезд и повезли через всю страну, подальше от немецкого наступления. Тем временем норвежское правительство и король Хокон VII по отдельности уклонялись от немецкого наступления. Немецкие десантники попытались добраться до Лиллехаммера на автобусах, чтобы захватить сановников и золото, но были остановлены импровизированной обороной у Мидтскогена . Норвежские войска из Йорстадмоэна , в том числе поэт Нордаль Григ , были переброшены в Лиллехаммер для охраны поезда.

Поезд покинул Лиллехаммер 19 апреля и прибыл в Ондалснес 20 апреля высадились , где за несколько дней до этого британские экспедиционные войска. Ондалснес несколько раз подвергался бомбардировкам немцев. Поезд не пострадал в результате взрывов и был перевезен на станцию ​​Ромсдалсхорн , недалеко от Ондалснеса. Британцам сообщили о золоте, и они согласились эвакуировать его в Великобританию, а затем, возможно, дальше в Америку. Золото должно было быть разделено между тремя кораблями. Первым, британский крейсер HMS Galatea, отправился из Ондалснеса в четверг, 25 апреля, с 200 ящиками. [ 3 ]

На корабле в Тромсё

[ редактировать ]

Дальнейшая погрузка в Ондалснесе не производилась из-за подхода немецких войск через долину Гудбрандсдален , а также дальнейших воздушных налетов. Золото было перевезено на 23–28 грузовиках в Молде , где его погрузили на британский крейсер HMS Glasgow вместе с королем и правительством и доставили в Тромсё , а затем в Великобританию. Когда они прибыли, город бомбили. 756 ящиков и все 39 бочек были погружены в Глазго , прежде чем поздно вечером в понедельник, 29 апреля, капитан Пеграм решил, что ждать больше нельзя, и приказал кораблю на север, в Тромсё. [ 4 ] 18 тонн (18 длинных тонн ; 20 коротких тонн ) золота в 301 большом и 246 меньших ящиках. Осталось [ 3 ] Прибрежный пароход «Дрива» взял на себя большую часть оставшегося груза перед бомбежкой с подвесной погрузкой. 30 ящиков, оставленных Дривой, были перевезены на грузовиках в Йемнес , где их забрал пароход, направлявшийся на север, в Тромсё.

Дрива несколько раз подвергалась атакам немецкой авиации и выбрасывалась на берег, чтобы не затонуть. Золото было передано пяти рыболовным судам из Бада и Хустада . Это были Хеймдаль , Барден , Сванен , Лейф и Гудрун под командованием Ганса М. Индерхауга, Харальда Тунгехауга, Энгвальда Сунде, Эмиля Скоттхайма и Альфреда Скоттхайма соответственно. Как и ожидалось, рыболовные суда не привлекли внимания и без происшествий прибыли в Гемнес, а 30 ящиков, доставленных на север по дороге, были подобраны. Пять лодок продолжили путь на север к Титрану прибыли на остров Фройя в графстве Сёр-Трёнделаг и 3 мая . Солдат из Йорстадмоэна отправили домой, а золото перевезли на два более крупных рыболовных судна. Два корабля вышли 4 мая и прибыли в Тромсё 8 мая. [ 3 ]

Эвакуация за границу

[ редактировать ]

В Тромсё золото было погружено на британский крейсер HMS Enterprise . Крейсер направился на юг в Харстад , а затем отправился в путь 25 мая. «Энтерпрайз» пережил две атаки немецкой авиации на пути к Скапа-Флоу . Оттуда она отплыла в Гринок , где золото было вывезено на берег. [ 5 ] Золото было доставлено поездом в Банка Англии хранилище в Лондоне . Наконец, золото было отправлено частями через Атлантический океан в Америку и Канаду . Из 50 тонн, доставленных из Осло, единственными потерями стали 297 золотых монет из бочки, поврежденной во время перевозки на борту британского судна.

Золото постепенно продавалось в Соединенных Штатах – частично для финансирования правительства в изгнании . Десять тонн золотых монет вернулись в Норвегию в 1987 году. [ 3 ]

[ редактировать ]
  • «Снежное сокровище» — американский детский роман, в котором рассказывается о транспортировке золота.
  • Золото Пимпернеля: Как Норвегия помешала нацистам — частично художественный рассказ Дороти Баден-Пауэлл . [ 6 ]
  • Gold Run (норвежский: Gulltransporten ) — норвежский фильм 2022 года о транспортировке золота. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Курсы обмена доллара США на сорок одну валюту» . Measuringworth.org . Проверено 28 августа 2008 г.
  2. ^ Норвегия, 1940, Франсуа Керсоди , University of Nebraska Press, 1998, ISBN   0-8032-7787-3
  3. ^ Jump up to: а б с д Ганфельдт, Катон (19 октября 2011 г.). «Уникальная фотография для транспорта чайки» . Афтенпостен (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 9 марта 2013 г.
  4. ^ Гейр Харр, Битва за Норвегию , Seaforth Publishing, Великобритания, 2010 г.
  5. ^ Кинделл, Дон. «Морские события, май 1940 года, часть 4 из 4, среда, 22 — пятница, 31» . Naval-History.net . Проверено 14 апреля 2010 г.
  6. Pimpernel Gold: Как Норвегия помешала нацистам Дороти Баден-Пауэлл, St. Martin's Press, Нью-Йорк, 1978. ISBN   0 7091 6748 2
  7. ^ «Гуллтранспортен» . IMDB . Проверено 16 декабря 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пирсон, Роберт (2015). Золотой бег: спасение норвежских золотых слитков от нацистов, 1940 год . Казематные книги. ISBN   9781612002866
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c23164c7419874018ac694852c1c6da__1720826580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/da/0c23164c7419874018ac694852c1c6da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Flight of the Norwegian National Treasury - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)