HNoMS Pol III
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2015 г. ) |
Пол III как китобой перед Второй мировой войной
| |
История | |
---|---|
Норвегия | |
Имя | Pol III |
Заложен | 1926 |
Запущен | июль 1926 г. |
Не работает | 8 апреля 1940 г. |
Захваченный | немцами 14 апреля 1940 г. |
Послужной список | |
Операции: | Противодействие немецкому вторжению в Норвегию |
Нацистская Германия | |
Имя | NO-05 Самоа |
Приобретенный | 14 апреля 1940 г. |
Переименован | V-6105 и NH-05 |
Судьба | Вернут в Норвегию после Дня Победы. |
Послужной список | |
Операции: | Оккупация Норвегии нацистской Германией |
Норвегия | |
Имя | Pol III |
Приобретенный | 1945 |
Идентификация | Номер ИМО : 5172597 |
Судьба | Продан гражданским интересам после Второй мировой войны, списан в 2011 году. |
Общие характеристики | |
Смещение | 214 тонн |
Движение | Паровая машина тройного расширения |
Скорость | 11,0 узлов (20,37 км/ч) |
Дополнить | 15 мужчин |
Вооружение |
|
Pol III — патрульный катер Королевского военно-морского флота Норвегии , использовавшийся для охраны залива Осло-фьорда в начале апреля 1940 года. Это было небольшое судно , первоначально китобойное водоизмещением 214 тонн . Она наиболее известна как первое норвежское подразделение, вступившее в бой с немецкими силами вторжения во время операции Weserübung 1940 года .
Операционная история
[ редактировать ]Pol III был построен компанией Akers mekaniske verksted под номером сборки. 429 в 1926 году. В 1939 году он был реквизирован Королевским флотом Норвегии и введен в эксплуатацию в качестве сторожевого судна в Осло-фьорде. Поздно вечером 8 апреля 1940 года сторожевое судно заметило немецкую боевую группу 5, направлявшуюся на север в рамках немецкого вторжения в Норвегию . Несмотря на серьёзное численное превосходство — боевая группа состояла из тяжёлого крейсера «Блюхер» , тяжёлого крейсера «Лютцов» , лёгкого крейсера «Эмден» , трёх торпедных катеров и восьми тральщиков, перевозивших 2000 солдат в Осло — Пол III вступил в бой с немецкими войсками. Сделав предупредительный выстрел, Pol III сблизился с немецким миноносцем «Альбатрос» . Понимая, что противник не отвернется, а собирается нарушить нейтралитет Норвегии , Пол III выпустил осветительные ракеты, чтобы предупредить норвежские береговые батареи , и таранил «Альбатрос» в борт. По «Альбатросу» было ясно, что орудия на Поле III были укомплектованы и что норвежцы намерены сражаться. «Альбатрос» поразил небольшое норвежское судно зенитной установкой пожар, ранив капитана Лейфа Уэлдинг-Олсена и устроив несколько пожаров. Когда Пол III горел, его команда покинула судно и попала в плен. Лейф Велдинг-Ольсен, ослабленный кровопотерей, не успел войти в спасательную шлюпку и утонул, став первым норвежцем, погибшим в открытой войне между Норвегией и нацистской Германией.
Кампфгруппа 5 была временно остановлена крепостью Оскарсборг через несколько часов после потери тяжелого крейсера «Блюхер» .
На следующий день, 9 апреля, Pol III был отбуксирован в Тёнсберг. Немецкая Кригсмарине захватила его 14 апреля и после ремонта использовала судно как Vorpostenboot под несколькими названиями (NO-05 Самоа, V-6105 и NH-05).
После войны Pol III вошел в состав норвежского трального флота, прежде чем был продан. Позже у Pol III было несколько разных владельцев и названий, двигатели были заменены, а конструкция перестроена. В 1949 году оно было продано компании Hareid , где было переоборудовано в рыболовное судно и получило имя Johan E. В 1978 году оно было продано Орнесу и перестроено в судно для перевозки рыбы и названо Odd Oscar . Пять лет спустя она была продана компании Будё и получила название Fisktrans . Хотя по сути это было другое судно, чем в 1940 году, корпус Pol III оставался на плаву и использовался долгие годы. В своем последнем обличье она принадлежала в Зальтене и носила название Arnøytrans . Он курсировал как судно для перевозки рыбы вдоль норвежского побережья.
1 октября 2011 года он был отправлен своим ходом на Fosen Gjenvinning разборную верфь в Ревснесе в Сёр-Трёнделаге на слом. [ 1 ] [ 2 ]
Некоторые из листов ее корпуса сохранились и находятся на попечении Морского музея Ларвика. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Пол III (5172597)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Хансен, Свенд Э. (8 апреля 2015 г.). «Вельбот «Ларвик» первый в бою за Норвегию» . Østlands-Posten (на норвежском языке) . Проверено 20 апреля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пароходы Норвегии
- Военные корабли Норвегии, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Корабли, построенные в Осло
- Патрульные корабли Королевского военно-морского флота Норвегии
- Патрульные корабли Норвегии времен Второй мировой войны
- Торговые суда Норвегии
- корабли 1926 года
- Рыболовные суда Норвегии
- Китобойные суда