HNoMS Хоннингсвог
![]() Хоннингсвог у берегов Исландии
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Маланг |
Строитель |
|
Номер двора | 645 [ 1 ] |
Запущен | февраль 1940 г. |
Захваченный | норвежской милицией 13 апреля 1940 г. |
![]() | |
Имя | Хоннингсвог |
Тезка | Порт Хоннингсвог |
Приобретенный | 13 апреля 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 23 апреля 1940 г. |
Выведен из эксплуатации | 22 августа 1946 г. |
Судьба | Продан гражданским интересам в 1947 году, списан в 1973 году. |
Послужной список | |
Командиры: | Лейтенант АЕТ Плин |
Операции: | |
Победы: | 1 корабль (192 тонны) потоплен. |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 487 регистровых тонн брутто |
Длина | 177,2 футов (54,01 м) |
Луч | 27,5 футов (8,38 м) |
Черновик | 16,3 футов (4,97 м) |
Установленная мощность | 1000 л.с. (750 кВт) |
Движение | 1 × вал; 1 × паровая машина тройного расширения |
Скорость | 11 узлов (20 км/ч; 13 миль в час) |
Диапазон | 5000 миль (9300 км; 5800 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Вооружение |
|
Примечания | Вся вышеперечисленная информация, если не указано иное, была получена от [ 4 ] |
HNoMS Honningsvåg — военно-морской траулер , служивший на протяжении всей Второй мировой войны патрульным катером Королевского флота Норвегии . Он был спущен на воду в в Северном море гавани Везермюнде в Ганновере , Германия, в феврале 1940 года как рыболовный траулер Malangen и был захвачен норвежскими ополченцами в северонорвежском порту Хоннингсвог во время своего первого рыболовного рейса в Баренцево море . Приняв участие в обороне Норвегии в 1940 году, она провела остаток войны, патрулируя океан у Исландии . Выведен из эксплуатации в 1946 году, продан гражданской рыболовной компании в 1947 году и сдан на слом в 1973 году. [ 3 ]
Немецкая карьера
[ редактировать ]«Маланген» был спущен на воду в феврале 1940 года под обозначением PG 550 для траулерной компании Norddeutsche Hochseefischerei AG. На этом раннем этапе войны Кригсмарине еще не начала реквизировать все новые траулеры, и «Маланген» использовался как обычное рыболовное судно. [ 5 ]
Первое плавание и захват
[ редактировать ]27 марта 1940 года « Маланген» покинул Везермюнде и отправился в свой первый рейс к рыболовным районам Баренцева моря. Пока она действовала у берегов Норвегии, началось немецкое вторжение в эту страну . Пытаясь вернуться в Германию, «Маланген» вошел в порт Хоннингсвог в норвежском графстве Финнмарк . 13 апреля [ 6 ]
Когда немецкий траулер вошел в небольшой порт, он был быстро взят на абордаж местным отрядом охраны под командованием Лойтнанта (лейтенанта младшего ранга) К. А. Карлсена и схвачен до того, как экипаж успел привести в действие два затопленных заряда, которые они разместили в машинном отделении. Это был второй немецкий траулер, захваченный стрелками Хоннингсвога; двумя днями ранее они захватили контроль над Мюнхеном компании Nordsee Deutsche Hochseefischerei AG. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Позже немецкие моряки были переведены в лагерь для военнопленных в крепости Вардёхус на норвежском пароходе «Нова» водоизмещением 1382 тонны , прибывшем 24 апреля. [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ] Моряки были переведены на « Нове» в лагерь для военнопленных Скорпа в Тромсе 13 мая 1940 года и освобождены из плена 12 июня, после капитуляции Норвегии. [ 11 ] [ 12 ]
Служба Королевского военно-морского флота Норвегии
[ редактировать ]Норвежская кампания
[ редактировать ]23 апреля 1940 года, через десять дней после захвата Малангена (прапорщик) Королевского военно-морского флота Норвегии Фенрик , командование траулером принял АЕТ Плин. После захвата корабль был переименован в «Хоннингсвог» в честь порта, в котором он был захвачен, и на нем было установлено 47-мм орудие. Ее первой миссией на норвежской службе было отплытие на юг, в город Будё в графстве Нурланд для получения дальнейших приказов. [ 13 ]

Операции в Нурланде
[ редактировать ]После того, как Хоннингсвог прибыл в Будё, командующий военно-морским округом разместил траулер в Санднессьёэне для местного патрулирования. Во время пребывания в Санднессьёэне прапорщик Плин получил звание лейтенанта. [ 13 ] В апреле и мае 1940 года «Хоннингсвог» был одним из двух норвежских военно-морских кораблей, патрулировавших южное побережье Хельгеланда , удерживая немецкие войска от прибрежных районов, даже когда они продвигались на север по норвежской национальной дороге 50 дальше вглубь страны в сторону Нарвика. Другим военным кораблем на побережье Хельгеланда был реквизированный местный пароход водоизмещением 192 тонны HNoMS Heilhorn. [ 14 ] [ 15 ]
Помощь британским высадкам
[ редактировать ]9 мая британский военный корабль Royal Watch прибыл в Будё с отрядом из двух рот численностью 600 человек под кодовым названием Scissorforce, чтобы помочь заблокировать продвижение немцев на север от Тронхейма . Хоннингсвог , два местных прибрежных парохода и три рыболовных судна были назначены для помощи в высадке британских войск. К утру 10 мая все британские солдаты и их снаряжение были доставлены на берег норвежскими судами. [ 13 ]
Захват немецких авиационных экипажей
[ редактировать ]
14 мая Хоннингсвог был отправлен в Вефснфьорд для борьбы с немецким двухмоторным гидросамолетом, который приземлился на береговой линии недалеко от Квалнеса на острове Альстен . Когда Хоннингсвог прибыл на место происшествия, экипаж обнаружил, что с момента приземления самолета местное ополчение атаковало немцев, убив одного и взяв в плен двух других членов экипажа, один из которых был ранен. Было обнаружено, что гидросамолет был загружен консервами с едой, которые, вероятно, предназначались для окруженных немецких войск в Нарвике . Хоннингсвог загрузила в самолет пулеметы и боеприпасы, а также продовольствие и доставила с собой немецких летчиков обратно в Санднессйен. Мертвого немца передали в больницу Санднессйен, а двоих заключенных взяли под стражу в полиции. HNoMS Honningsvåg проследовал в Далссвог в Донне и стоял там на якоре, когда позже в тот же день пять немецких бомбардировщиков атаковали Санднессён. [ 13 ]
15 мая немецкий сухопутный самолет совершил вынужденную посадку в Альстахауге , где к нему приблизились силы местной милиции. После того как немецкий экипаж отказался сдаться, норвежцы открыли огонь, ранив одного из членов экипажа и вынудив четверых летчиков сдаться. Раненого немца доставили в госпиталь в Санднессьёне, а остальных троих доставили на рыбацкой лодке в лагерь для военнопленных. [ 13 ]
Хоннингсвог оказался вовлеченным в этот эпизод позже в тот же день, когда Heinkel He 59 D-AKUK, санитарный гидросамолет немецкой Seenotflugkommando 1 (Морское аварийное командование 1), ответил на вызовы службы экстренной помощи, которые сбитый немецкий самолет сделал перед тем, как его захватили в плен. В Альстахауге местное население сообщило немецкому офицеру, руководившему спасательной операцией, оберстлейтенанту Брангеру, что экипаж немецкого самолета был перемещен и что в близлежащем Санднессйёне есть раненые и пленные немцы. [ 13 ]
Столкнувшись с винтовочным огнем вооруженной охраны на месте крушения самолета Альстахауг, Брэнгер решил продолжить путь в Санднессйен, чтобы освободить удерживаемых там раненых немцев. Приземлившись в Санднессьёэне в 17:30, Брангер и унтер-офицер вооружились и отправились в госпиталь, где потребовали освобождения удерживаемых там раненых немцев. Хотя главный врач отказался отпустить немцев, комиссар полиции соседней Несны приказал ему выполнить требования немцев. Пока немцы пытались добиться освобождения своих товарищей, Хоннингсвог прибыл в Санднессён. Лойтнант Плин связался с командующим округом в Будё и получил приказ захватить He 59 и захватить немцев. Оберст-лейтенант Брангер и унтер-офицер были первыми, попавшими в плен, а двое оставшихся с гидросамолетом немцев отказались сдвинуться с места и оставались на борту до тех пор, пока Плин не подошел к ним один и после предупредительного выстрела не взял их в плен. Пленные немцы были переданы полиции. [ 16 ] He 59 оказалось невозможным удалить из-за отлива. После того, как попытки вытащить его повредили понтоны и крылья, не подлежащие ремонту, он был отбуксирован по Лейр-фьорду и затонул 18 мая. [ 16 ] [ 17 ]
Альбион
[ редактировать ]Следующее столкновение с участием Хоннингсвога произошло четыре дня спустя, 19 мая. SS . Albion — рыболовный траулер водоизмещением 192 тонны [ 18 ] захваченный немцами в Тронхейме, 18 мая высадил 25 немецких солдат в Рёрвике и продолжил путь на север с грузом продовольствия и других припасов. [ 16 ] Груз предназначался для высадки в Мушёэне или Му-и-Ране для снабжения войск 2-й немецкой горнострелковой дивизии , продвигавшихся на север в направлении Нарвика. Миссия « Альбиона » состоялась через девять дней после того, как немцы успешно использовали норвежское «Хуртигрутен» пассажирско-грузовое судно «Норднорге» для высадки десанта в Хемнесбергете 10 мая и обхода сильных оборонительных линий союзников в Нордланде. Прежде чем Альбион смог достичь своего назначения, ее заметили гражданские наблюдатели на горе Сундсфьеллет в Вике , которые сообщили о ней норвежским властям. [ 19 ] Хоннингсвогу и Хайльхорну 19 мая командир в Будё приказал перехватить и потопить вооруженный пароход, управляемый немцами. К вечеру 19 мая норвежские военные корабли обнаружили Альбион на якоре у островов Стрёмёйене примерно в 5 морских милях (9,3 км) к северу от Брённёйсунда . Местные жители на гребных лодках встретили норвежские военные корабли и рассказали им, где найти Альбион . После того, как «Хоннингсвог» приблизился на расстояние менее 1000 метров (3300 футов), а «Хейлхорн» - на еще меньшее расстояние, норвежцы открыли огонь около 22:00 и потопили Альбион . Немецкий экипаж прыгнул за борт, выплыл на берег и был быстро захвачен ожидавшим отрядом ополчения добровольцев из Брённёйсунда и Вельфьорда . Из десяти немцев, находившихся в экипаже « Альбиона», двое были убиты и один ранен. Заключенные и трупы были переданы Хоннингсвогу для перевозки в Санднессён, куда они прибыли рано утром 20 мая. норвежский пилот С затонувшего корабля также был спасен . Пока норвежский пилот сопровождал военные корабли обратно в Будё, немецкие пленные были переданы Королевскому военно-морскому флоту. эсминец, с которым норвежские корабли столкнулись у Санднессьёэна. [ 16 ] [ 19 ] [ 20 ] «Альбион » был последним немецким прорывателем блокады , который пытался прорвать прибрежные районы, находившиеся под контролем Норвегии, при этом части береговой линии Хельгеланда оставались незанятыми до начала июня. [ 19 ]
Воздушные атаки
[ редактировать ]По мере продолжения Норвежской кампании и продвижения работ на немецком аэродроме Вернес в Центральной Норвегии с помощью около 2000 норвежских рабочих- коллаборационистов атак Люфтваффе увеличивались . число и интенсивность [ 21 ]
Хоннингсвог подверглась своей первой атаке 20 мая, когда она была обстреляна единственным немецким самолетом во время патрулирования в Рана-фьорде и не получила никаких повреждений. На следующий день Санднессйен подвергся бомбардировке, когда Хоннингсвог находился неподалеку. , также подвергшаяся бомбардировке и обстрелу, На этот раз Хоннингсвог совершила маневр уклонения и открыла ответный огонь из двух зенитных пулеметов. Получив незначительные повреждения от пулеметных попаданий, она стала первой жертвой на войне, когда один из ее артиллеристов был легко ранен. [ 16 ]
В последующие дни активность немецкой авиации постоянно возрастала, Хоннингсвог неоднократно подвергался бомбардировкам и обстрелам. Умелое маневрирование и хорошие артиллеристы позволили траулеру избежать прямых попаданий, пока он не покинул этот район 24 мая. Полностью закончив боеприпасы для пулемета и страдая от серьезных утечек после нескольких попаданий бомб, Хоннингсвог отплыла в Харстад , где ее поместили на стапель для ремонта. [ 2 ] [ 16 ]

Эвакуация в Великобританию
[ редактировать ]Когда ремонт на Хоннингсвоге завершался, ее командир Лойтнант Плин был среди норвежских военно-морских офицеров, получивших 7 июня приказ направить свои корабли в Великобританию, поскольку союзники решили эвакуироваться из Норвегии в ответ на вторжение Германии во Францию. . [ 22 ] Первоначально в приказах Шетландские острова были первым обозначением для кораблей Королевского военно-морского флота Норвегии, но после запроса Великобритании оно было изменено на Торсхавн на Фарерских островах , где норвежские командиры должны были связаться с британскими военно-морскими властями, чтобы получить опознавательные сигналы для идентификации себя во время их дальнейшее путешествие в Великобританию. Норвежское военно-морское командование в Тромсё также приказало кораблям плыть как можно западнее, чтобы избежать атак немецкой авиации. [ 23 ]
Хоннингсвог покинул Харстад 7 июня 1940 года, чтобы начать пять лет в изгнании , покинув норвежское побережье в Фуглёе и 10 июня присоединившись к идущему на запад конвою союзников. 12 июня он и несколько других норвежских военных кораблей прибыли в Торсхавн. [ 16 ] [ 24 ] Когда позднее в том же месяце Королевский военно-морской флот Норвегии собрался в Великобритании, его общая численность составляла 13 военных кораблей и пять гидросамолетов, укомплектованных 80 офицерами и 520 солдатами. [ 25 ]
Ремонтные работы в Великобритании
[ редактировать ]По прибытии в Великобританию Хоннингсвог провел ряд ремонтных работ и был перевооружен на 4-дюймовую (100-мм) основную пушку, 2-фунтовую автопушку , четыре 12,7-мм Кольт Браунинг зенитных пулемета « 50 глубинных бомб. », а также в качестве гидроакустической системы Asdic Type 123A. [ 26 ]
Исландская группа
[ редактировать ]Она была объявлена готовой к войне 31 августа 1940 года и присоединилась к Исландской группе RNoN 6 сентября 1940 года. [ 4 ] после прибытия в Рейкьявик . [ 27 ] Хоннингсвог оставался в составе Исландской группы на протяжении всей войны, до 16 мая 1945 года. [ 4 ] Исландская группа, [ 28 ] [ 29 ] под общим командованием командующего адмиралом Исландского командования, [ 27 ] первоначально в его состав входили Honningsvåg , HNoMS Fridtjof Nansen и HNoMS Nordkapp , позже к ним присоединились еще норвежские патрульные корабли. Задача подразделения заключалась в патрулировании береговой линии Исландии и районов Северного Ледовитого океана между островами Исландия, Ян-Майен и Гренландия . [ 27 ] Хотя Исландская группа действовала с августа 1940 года, официальное создание подразделения произошло только в июне 1941 года, когда в Рейкьявике была создана официальная администрация RNoN. [ 30 ]
Красный Волшебник
[ редактировать ]В ноябре 1940 года Хоннингсвог был отправлен со спасательной миссией на норвежский арктический остров Ян-Майен, чтобы спасти потерпевшую кораблекрушение команду Фритьофа Нансена , последний корабль ударился о неизведанный подводный риф у южного побережья острова и затонул 8 ноября. Экипажу « Фридтьофа Нансена» удалось покинуть корабль на спасательных шлюпках и приземлиться на близлежащем полуострове Эггёйя их подобрал « Хоннингсвог» и доставил обратно в Исландию. в Ян-Майене, откуда 12 ноября [ 31 ] В апреле 1941 года Хоннингсвог вернулся в Ян-Майен, чтобы восстановить метеостанцию на небольшом вулканическом острове. [ 32 ] «Хоннингсвог» и другие корабли Исландской группы на протяжении всей войны регулярно возвращались в Ян-Майен с запасными экипажами и припасами. [ 33 ] Во время визита экипаж Хоннингсвога обнаружил остатки двух немецких гидросамолетов Heinkel He 115 , которые потерпели крушение во время неудачной попытки в октябре 1940 года создать у острова плавучую базу гидросамолетов для обеспечения метеорологических операций. [ 34 ]
Противолодочные патрули
[ редактировать ]Во время патрулирования и сопровождения конвоев в Датском проливе «Хоннингсвог» и другие норвежские патрульные корабли «Намсус» , «Фарсунд» и «Свольвер» неоднократно атаковали немецкие подводные лодки . Эти нападения привели к многочисленным неподтвержденным заявлениям о затоплении подводных лодок. [ 33 ] 10 ноября 1944 г. британско-рейкьявикский конвой UR-142. [ 35 ] подвергся нападению подводных лодок у западной Исландии. Британский паровой танкер «Ширван». [ 36 ] и исландское торговое судно Годафосс. [ 37 ] оба были торпедированы и потоплены U-300 . [ 38 ] В ответ Хоннингсвог и эскортное судно Королевского флота контратаковали глубинными бомбами, заявив, что затонули после того, как услышали сильный подводный взрыв, увидели нефтяные пятна на поверхности и потеряли контакт с Асдиком. После нападения Хоннингсвог подобрал 25 выживших из Ширвана и Годафосса . [ 33 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После возвращения в Норвегию во второй половине мая 1945 года «Хоннингсвог» продолжал служить на военно-морском флоте, пока не был списан и переведен в военно-морское командование Трёнделага 23 августа 1946 года. В следующем году он был продан гражданской траулерной компании в Кристиансунде и снова переоборудован в нее. оригинальная роль рыболовного траулера. В 1973 году был продан на слом в Тьельдсунд . [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ « Хоннингсвааг (5154208)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Стин 1958: 207
- ^ Jump up to: а б с Абельсен 1986:: 86
- ^ Jump up to: а б с Абельсен 1986:: 262
- ^ Jump up to: а б Хейзе, Ханс-Юрген. «Немецкий траулер у берегов Норвегии (1940 г.)» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке) . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Лоусон, Сири Холм. «Д/С Хоннингсвог» . Warsailors.com . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Сивертсен 2000: 34.
- ^ Ровер, Юрген ; Герхард Хюммельхен. «Морская война 1940 года, апрель» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке) . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Фьельд 1999: 211.
- ^ Лоусон, Сири Холм. «Д/С Нова» . Warsailors.com . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Сандберг 1945: 174.
- ^ Стин 1958: 250.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сивертсен 2000: 35
- ^ Скогхайм 1984: 229.
- ^ Лоусон, Сири Холм. «Д/С Хейлхорн» . Warsailors.com . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сивертсен 2000: 36
- ^ Хафстен 1991: 308.
- ^ Лоусон, Сири Холм. «Д/С Альбион» . Warsailors.com . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Скогхайм 1984: 230
- ^ Скогхайм 1990: 63–66.
- ^ «Крепость Хегра: 4.1 Развитие крепости» . Национальные фортификационные сооружения (на норвежском языке) . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Сивертсен 2000: 28.
- ^ Сивертсен 2000: 29.
- ^ Смит, Гордон. «Морские события, июнь 1940 года, часть 1 из 4, суббота, 1 – пятница, 7» . naval-history.net . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Сивертсен 2000: 16.
- ^ Сивертсен 2000: 234–235.
- ^ Jump up to: а б с Сивертсен 2000: 235
- ^ Рёнберг, Пер (6 марта 2003 г.). «Королевский флот Норвегии – Исландская группа» . Гренландия, Вторая мировая война . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Томас, Эдвард. «Роль Норвегии в британской военной разведке» . Университет Ньюкасла . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Берг 1997: 92.
- ^ Томассен 1995: 228.
- ^ Эванс 1999: 62.
- ^ Jump up to: а б с Берг 1997: 93
- ^ Барр 2003: 148.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Попадание кораблей из конвоя УР-142» . uboat.net . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Ширван» . uboat.net . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Годафосс » uboat.net . Получено 4 февраля.
- ^ Хельгасон, Гудмунд. «У-300» . uboat.net . Проверено 4 февраля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Абельсен, Франк (1986). Норвежские военные корабли 1939–1945 гг. (на норвежском и английском языках). Осло: Sem & Stenersen AS. ISBN 82-7046-050-8 .
- Барр, Сьюзен (2003). Ян-Майен: форпост Норвегии на западе: история острова на протяжении 1500 лет . Шибстед . ISBN 82-300-0029-8 .
- Берг, Оле Ф. (1997). На архипелаге и на море - Война ВМФ 8 апреля 1940 г. - 8 мая 1945 г. (на норвежском языке). Осло: Ассоциация ветеранов войны ВМФ. ISBN 82-993545-2-8 .
- Эванс, Марк Ллевеллин (1999). Великие сражения Второй мировой войны в Арктике . Издательская группа Гринвуд . ISBN 0-313-30892-6 .
- Фьелд, Одд Т., изд. (1999). Готов к бою - Береговая артиллерия сквозь века (на норвежском языке). Осло: Ассоциация офицеров береговой артиллерии. ISBN 82-995208-0-0 .
- Хафстен, Бьёрн; Ульф Ларсстуволд; Бьорн Олсен; Стен Стенерсен (1991). Flyalarm - воздушная война над Норвегией 1939-1945 гг. (на норвежском языке) (1-е изд.). Осло: Сем и Стенерсен А.С. ISBN 82-7046-058-3 .
- Сандберг, Рей (1945). Мы хотели драться (по-норвежски). Осло: Gyldendal Norsk Forlag .
- Сивертсен, Свейн Карл, изд. (2000). С королем в новой битве - Наращивание военно-морского флота во время Второй мировой войны (на норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале. ISBN 82-994738-8-8 .
- Скогхайм, Даг ; Гарри Вестхейм (1984). Тревога: война в Нордланде 1940 г. (на норвежском языке). Осло: Тайден Норск Форлаг . ISBN 82-10-02582-1 .
- Скогхайм, Даг (1990). Враги и люди: война за Сёр-Хельгеланд (на норвежском языке). Брённёйунд: Книжный магазин Брённёйсунд. ISBN 82-90963-00-9 .
- Стин, Э.А. (1958). Морская война Норвегии 1940-45: Бои и операции военно-морского флота на севере Норвегии в 1940 году (на норвежском языке). Том. 4. Гильдендал Норск Форлаг .
- Томассен, Мариус (1995). 90 лет под чисто норвежским военным флагом (на норвежском языке). Берген: Эйде Форлаг. ISBN 82-514-0483-5 .
- Рыболовные суда Норвегии
- Патрульные корабли Королевского военно-морского флота Норвегии
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- Пароходы Норвегии
- Торговые корабли Германии времен Второй мировой войны
- Патрульные корабли Норвегии времен Второй мировой войны
- корабли 1940 года
- Рыболовные суда Германии
- Захваченные корабли
- Морские инциденты в апреле 1940 г.