HNoMS Эйдсвольд
![]() Эйдсвольд в 1905 году
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Жертва |
Тезка | Город Эйдсвольд |
Строитель | Армстронг Уитворт , Ньюкасл-он-Тайн |
Заложен | 1899 |
Запущен | 14 июня 1900 г. |
Введен в эксплуатацию | 1901 |
Судьба | Затоплен 9 апреля 1940 года в гавани Нарвик, Норвегия. |
Послужной список | |
Командиры: | Капитан Одд Исааксен Виллох (1940) |
Операции: | Битва при Нарвике |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Эйдсвольд -класс |
Смещение | 4233 тонны (стандарт) |
Длина | 94,60 м (310,37 футов) |
Луч | 15,70 м (51,51 фута) |
Черновик | 5,40 м (17,72 футов) |
Движение |
|
Скорость | 17,2 узла (31,85 км/ч) |
Дополнить | 270 человек с полным экипажем, в 1940 году их число сократилось до 228, после затопления на борту находилось всего 183 человека. [ 1 ] |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | никто |
Примечания | [ 2 ] |
HNoMS Eidsvold был кораблем береговой обороны и ведущим кораблем своего класса , служившим в Королевском военно-морском флоте Норвегии . Построенный Армстронгом Уитвортом в Ньюкасле-он-Тайн в 1899 году, он устарел, когда был потоплен немецкими торпедами в гавани Нарвика 9 апреля 1940 года во время немецкого вторжения в Норвегию ( операция Weserübung ).
Описание
[ редактировать ]
Eidsvold был построен в рамках общего перевооружения накануне политических событий 1905 года и оставался вместе со своим однотипным кораблем Norge основой Королевского норвежского флота чуть более 40 лет. Он был назван в честь города Эйдсвольд , места разработки и подписания норвежской конституции 17 мая 1814 года. Считавшиеся для своего времени довольно мощными кораблями, с двумя 21-см (8,26-дюймовыми) орудиями в качестве основного вооружения. вскоре были превзойдены новыми -дредноутами линкорами . Они были бронированы, чтобы выдерживать бой с кораблями того же класса, что и их собственный: 6 дюймов (15,24 см) Круппа цементированной брони в поясе и 9 дюймов (22,86 см) той же брони на ее двух башнях. Eidsvold и Norge были крупнейшими судами Королевского военно-морского флота Норвегии водоизмещением 4233 тонны и экипажем до 270 человек.
В июне 1911 года Эйдсвольд отплыл в Великобританию, чтобы представлять Данию на смотре флота в честь коронации короля Георга V. [ 3 ]
Он был предназначен для пополнения норвежского флота кораблей береговой обороны двумя кораблями типа Бьёргвин» « , заказанными в 1912 году, но после того, как они были принудительно закуплены британским королевским флотом в начале Первой мировой войны , кораблями типа «Эйдсвольд » и «Эйдсвольд». более старые, состоящие из двух кораблей, «Торденшельд» класса были вынуждены служить в армии еще долго после того, как они устарели.
Первая и последняя битва
[ редактировать ]
Утром 9 апреля 1940 года немецкий отряд из десяти эсминцев с войсками горнострелковой дивизии под покровом тумана и сильного снегопада вошел в гавань Нарвика. Несмотря на погоду, они были замечены норвежскими судами, которые незамедлительно сообщили об обнаружении и предупредили Эйдсвольда и Норвегию . На обоих кораблях были приняты меры по подготовке к бою. Орудия были снаряжены боевыми патронами и выданы экипажу спасательные жилеты. Около 04:15 утра немцы заметили Эйдсвольда . Капитан Одд Исааксен Виллох на борту «Эйдсволда» немедленно приказал подать сигнал ведущему немецкому эсминцу лампой Алдиса , а когда немцы не ответили на сигнал, он приказал сделать предупредительный выстрел перед их носом, в то время как он подавал сигнал двумя флагами , приказывая эсминцу остановиться.
Поскольку у немцев был приказ мирно оккупировать Норвегию, если это вообще возможно, немецкий эсминец «Вильгельм Хайдкамп» остановился и дал сигнал Эйдсвольду , что отправит офицера для переговоров. С расстояния около 200 метров небольшой катер переправил «Корветтенкапитан Герлах» в Эйдсвольд . Герлах и связист были приняты на кормовой палубе « Эйдсвольда» заместителем командира и доставлены на мостик, чтобы поговорить с капитаном Виллохом. При этом артиллерийские расчеты на борту «Эйдсвольда» держали немецкий эсминец в прицеле, как 21-см, так и 15-см орудия. Из-за небольшой дистанции траектория снарядов была бы плоской, и не попасть в тонкобронированное судно было бы сложно.

На мостике Герлах пытался убедить Виллоха, что немцы прибыли как друзья и что Виллох должен мирно сдать свой корабль. Уиллох в ответ отметил, что он был обязан сопротивляться, но попросил десятиминутный перерыв, чтобы обдумать этот вопрос. Однако вместо того, чтобы рассмотреть вопрос о капитуляции, Виллох использовал это время, чтобы связаться со своим начальством, а также с капитаном « Норвегии» , сообщив им о своем намерении атаковать немецкие войска. Пока это происходило, другой немецкий эсминец переправился позади Эйдсвольда и занял позицию в 700 метрах (2300 футов) от судна, готовый запустить торпеды.
Герлах еще раз попытался убедить Виллоха сдаться, но во второй раз ему отказали. Покидая палубу « Эйдсвольда» , он выпустил красную сигнальную ракету, указывая на то, что норвежцы желают сражаться. В этот момент капитан Виллох поспешил к мостику, крича: «På plass ved kanonene. Nå skal vi slåss, Gutter!» («Возьмите оружие. Мы будем драться, мальчики!»). Эйдсвольд повернулся к ближайшему эсминцу и ускорился, а командир батареи приказал левой батарее (три 15-см орудия) открыть огонь.
Однако немцы выпустили четыре торпеды по старому кораблю береговой обороны, и По данным норвежских источников, две или три торпеды попали до того, как левые орудия смогли выстрелить: одна под кормовой башней, одна на миделе и одна в носовой части. Вполне вероятно, что торпеды воспламенили один из бортовых магазинов, потому что Эйдсвольд был разорван надвое и затонул за считанные секунды, а гребные винты все еще вращались. Спаслись только шестеро членов экипажа, а 175 человек погибли в ледяной воде.
Крушение
[ редактировать ]Некоторые останки Эйдсвольда лежат на мелководье у входа в гавань Нарвика. В основном спасены на месте, от корабля остались лишь незначительные останки. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Немецкая атака в Уфот-фьорде. P/S Эйдсвольд затонул. Архивировано 4 апреля 2005 г. в Wayback Machine (на норвежском языке) , получено 8 декабря 2005 г.
- ^ HNoMS Eidsvold Krigsseilerregisteret (на английском языке)
- ^ Дженкс , с. 3.
- ^ PS Eidsvold. Архивировано 27 сентября 2007 г. на Wayback Machine на Skovheim.org, получено 2 января 2007 г.
Источники
[ редактировать ]- Абельсен, Франк (1986). Норвежские военные корабли 1939–1945 гг. (на норвежском и английском языках). Осло: Sem & Stenersen AS. ISBN 82-7046-050-8 .
- Бёрресен, Джейкоб (2018). «Прибрежный линкор Эйдсвольд (1900 г.)». Тейлор, Брюс (ред.). Мир линкора: жизнь и карьера двадцати одного крупного корабля ВМС мира, 1880–1990 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-0870219061 .
- Дженкс, Дж. Э., изд. (8 июля 1911 г.). «Иностранные корабли на коронации». Регистр армии и флота . Л (1646). Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Army & Navy Publishing Co.: 2–4.