Немецкий эсминец Z9 «Вольфганг Ценкер»
![]() Вольфганг Ценкер ок. 1934 год
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Z9 Вольфганг Ценкер |
Тезка | Вольфганг Ценкер |
Заказал | 9 января 1935 г. |
Строитель | Германия , Как |
Номер двора | G535 |
Заложен | 22 марта 1935 г. |
Запущен | 27 марта 1936 г. |
Завершенный | 2 июля 1938 г. |
Судьба | Затоплен , 13 апреля 1940 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | типа 1934А Эсминец |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 11,30 м (37 футов 1 дюйм) |
Черновик | 4,23 м (13 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 1530 миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 325 |
Вооружение |
|
Z9 Wolfgang Zenker — типа 1934А, эсминец построенный для нацистской Германии в Кригсмарине середине 1930-х годов. Через несколько дней после начала Второй мировой войны он безуспешно атаковал вместе с другим эсминцем польские корабли, стоявшие на якоре у военно-морской базы на полуострове Хель . В начале 1940 года корабль совершил два успешных по постановке мин вылета у берегов Англии, в результате которых погибло шесть торговых судов. Вольфганг Ценкер участвовал в ранних этапах Норвежской кампании , переправляя войска в район Нарвика в начале апреля 1940 года. Несколько дней спустя корабль участвовал в обоих морских сражениях при Нарвике , и его пришлось затопить после того, как у него закончились боеприпасы.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Вольфганг Ценкер имел общую длину 119 метров (390 футов 5 дюймов) и длину по ватерлинии 114 метров (374 футов 0 дюймов) . Корабль имел ширину 11,30 метра (37 футов 1 дюйм) и максимальную осадку 4,23 метра (13 футов 11 дюймов). Его водоизмещение составило 2171 метрическую тонну (2137 длинных тонн) при стандартной загрузке и 3110 метрических тонн (3060 длинных тонн) при глубокой загрузке . с редуктором Вагнера Паровые турбины были спроектированы так, чтобы производить 70 000 лошадиных сил (51 000 кВт ; 69 000 л.с. ), которые могли развивать корабль со скоростью 36 узлов (67 км / ч ; 41 миль в час ). Пар к турбинам подавали шесть котлов высокого давления Бенсона. [ 1 ] с пароперегревателями . Вольфганг Ценкер перевозил максимум 752 метрических тонны (740 длинных тонн) мазута , что должно было обеспечить дальность полета 4400 морских миль (8100 км; 5100 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час), но корабль оказался слишком тяжелым в эксплуатации, и 30% топлива пришлось оставить в качестве нижнего балласта на корабле. [ 2 ] Эффективная дальность полета оказалась всего 1530 миль (2830 км; 1760 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). [ 3 ]
Вольфганг Ценкер нес пять 12,7-см орудий SK C/34 в одиночных установках с орудийными щитками , по два наложенных друг на друга , в носовой и кормовой части. Пятое орудие располагалось на крыше задней рубки. Ее зенитное вооружение состояло из четырех 3,7-см орудий SK C/30 в двух спаренных установках рядом с задней воронкой и шести 2-см орудий C/30 в одиночных установках. Корабль нес восемь надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) в двух механических установках. Для каждой установки предусматривалась пара торпед перезарядки. [ 1 ] [ 4 ] Четыре метателя глубинных бомб устанавливались по бортам задней рубки и дополнялись шестью стойками для отдельных глубинных бомб по бортам кормы. Глубинных бомб было достаточно для двух или четырех схем по 16 зарядов в каждой. [ 5 ] На задней палубе могли быть установлены минные рельсы, максимальная вместимость которых составляла 60 мин . [ 1 ] «GHG» ( нем . Gruppenhorchgerät ) Пассивные гидрофоны были установлены для обнаружения подводных лодок . [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]
Корабль был заказан 9 января 1935 года и заложен в Германии , Киль , 22 марта 1935 года под номером верфи G535. Спущен на воду 27 марта 1936 года и завершен 2 июля 1938 года. [ 7 ] Вольфганг Ценкер участвовал в смотре флота в августе 1938 года в составе 6-й дивизии эсминцев и последующих учениях флота. Утром 3 сентября 1939 года, после начала Второй мировой войны, эсминцы «Леберехт Маасс» и «Вольфганг Ценкер» под командованием контр-адмирала Гюнтера Лютьенса атаковали польский эсминец «Вихер» и минный заградитель «Гриф» , стоявшие на якоре на военно-морской базе. на полуострове Хель. Немецкие корабли открыли огонь на дальности 12 700 метров (13 900 ярдов). Польские корабли, а также береговой обороны 15-сантиметровая батарея (5,9 дюйма) эффективно ответили и заставили немецкие эсминцы совершать маневры уклонения и ставить дымовую завесу , чтобы сбить с толку польских артиллеристов. 15-сантиметровый снаряд попал в Леберехта Маасса , убив четырех человек и выведя из строя одно орудие. Адмирал Лютьенс приказал прекратить бой через 40 минут, поскольку немецкий огонь оказался неэффективным. [ 8 ]
Хотя остальные эсминцы были заняты сопровождением немецких тяжелых кораблей и постановкой минных полей у британского побережья, [ 9 ] Вольфганг Ценкер не принимал участия ни в одной из этих операций до ночи 10/11 января 1940 года, когда она заложила минное поле у Кромера вместе со своими сестрами Бруно Хайнеманном и Эрихом Кёлльнером . три корабля общим водоизмещением 11 155 брутто-регистровых тонн (GRT). На этом минном поле были потоплены [ 10 ] Те же три корабля совершили еще один вылет в ночь с 9 на 10 февраля в тот же район и установили 157 мин, в результате чего погибли три корабля общим водоизмещением 11 855 брт. [ 11 ] Вольфганг Ценкер получил повреждение от льда в середине февраля и был вынужден преждевременно вернуться, когда сопровождал линкоры «Гнейзенау» и «Шарнхорст» , когда они пытались перехватить британские конвои в Скандинавию. [ 12 ]
Вольфганг Ценкер был отнесен к группе 1 норвежской части операции Weserübung . Задачей группы была переброска 139-го горнострелкового полка ( 139. Gebirgsjäger Regiment ) и штаба 3-й горнострелковой дивизии ( 3. Gebirgs-Division ) для захвата Нарвика . Корабли начали погрузку войск 6 апреля и на следующий день отправились в путь. [ 13 ] Когда они прибыли в Офот-фьорд ранним утром 9 апреля , к западу от Нарвика, три корабля 4-й флотилии под командованием командующего Эриха-бея получили приказ высадить свои войска в Херьянгс-фьорде (северном ответвлении архипелага). Офот-фьорд) с целью захватить норвежской армии арсенал в Эльвегордсмоне . Войска не встретили большого сопротивления, но их разгрузка шла медленно, поскольку в наличии был только один деревянный пирс . Вольфгангу Ценкеру удалось частично дозаправиться следующей ночью, но он вернулся в Херьянс-фьорд задолго до рассвета. [ 14 ]

Незадолго до рассвета 10 апреля пять эсминцев 2-й британской флотилии эсминцев застали врасплох немецкие корабли в гавани Нарвика. Они торпедировали два эсминца и серьезно повредили остальные три, а сами получили лишь незначительные повреждения. Начав отход, они столкнулись с тремя эсминцами 4-й флотилии, которые были подняты по тревоге, когда британцы начали атаку. Немцы открыли огонь первыми, но артиллерийская стрельба с обеих сторон оказалась неэффективной из-за тумана и дымовой завесы, поставленной британцами при отступлении по Уфот-фьорду. Немецким кораблям пришлось отвернуться, чтобы избежать залпа из трех торпед, выпущенного одним из эсминцев в Нарвике. У двух других кораблей командира Бея было очень мало топлива, а у всех трех заканчивались боеприпасы, поэтому он решил не продолжать преследование британских кораблей, поскольку они были атакованы двумя последними эсминцами Группы 1. [ 15 ]
Командиру Бею было приказано во второй половине дня 10 апреля вернуться в Германию со всеми мореходными кораблями в тот же вечер. Только Вольфганг Ценкер и ее сестра Эрих Гизе были готовы к выходу в море, они выскользнули из Уфот-фьорда и повернули на юг. В тот вечер видимость была хорошей, и они заметили легкий крейсер HMS Penelope и два ее эсминца сопровождения, а командир Бей решил повернуть назад, хотя его корабли не были замечены британцами. Три других эсминца дозаправились топливом и завершили ремонт 11 апреля, но Бей отказался от повторной попытки прорыва, несмотря на туман и плохую видимость той ночью. Находясь на якоре, Вольфганг Ценкер ночью ненадолго приземлился и повредил левый гребной винт , что ограничило его скорость до 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). В ночь с 12 на 13 апреля Бей не предпринял попыток прорыва. [ 16 ]
Той ночью он получил известие, что на следующий день ожидается атака британских крупных кораблей в сопровождении большого количества эсминцев и при поддержке авианосной авиации. «Вольфганг Ценкер» все еще находился в ремонте, хотя его торпеды были пополнены с поврежденных эсминцев. Линкор HMS Warspit и девять эсминцев должным образом появились 13 апреля, хотя и раньше, чем ожидал командующий Бей, и застали немцев на позиции. Пять работоспособных эсминцев, включая «Вольфганга Ценкера» , вышли из гавани Нарвика и вступили в бой с британскими кораблями. Хотя попаданий не было, они нанесли осколочные повреждения нескольким эсминцам. Вольфганг Ценкер смог провести торпедную атаку на Варспайт, прежде чем его отогнали, но все ее торпеды промахнулись. Нехватка боеприпасов вынудила немецкие корабли отступить к Ромбакс-фьорду (самая восточная ветвь Уфот-фьорда), к востоку от Нарвика, где они могли попытаться устроить засаду на преследующие британские эсминцы. Вольфганг Ценкер исчерпал свои боеприпасы, и она была выброшен на берег в начале фьорда . [ 17 ] Ее команда установила заряды для сноса и покинула корабль. [ 18 ] К тому времени, как британцы достигли корабля, он перевернулся на бок. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гринер, с. 199
- ^ Уитли, с. 26
- ^ Куп и Шмолке, с. 26
- ^ Уитли, с. 68
- ^ Уитли, с. 299
- ^ Уитли, стр. 83–84.
- ^ Уитли, с. 270
- ^ Уитли, с. 100
- ^ Уитли, стр. 100–12.
- ^ Ровер, стр. 13.
- ^ Уитли, с. 113
- ^ Ровер, стр. 15.
- ^ Уитли, стр. 118–19.
- ^ Хаарр, стр. 323, 332, 335
- ^ Хаарр, стр. 339–43
- ^ Хаарр, стр. 354–56
- ^ Хаарр, стр. 356–57, 362, 366
- ^ Уитли, с. 129
- ^ Волосы, с. 369
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945: крупные надводные корабли . Том. И. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (2003). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-307-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-302-2 .