СС Империя Выносливость
Альстер в 1929 году
| |
История | |
---|---|
Имя |
|
Тезка | Альстер — приток реки Эльбы в Германии. |
Владелец |
|
Оператор |
|
Порт приписки | |
Маршрут | Германия - Австралия (1928–40) |
Строитель | Deschimag Werk Vulcan, Гамбург |
Номер двора | 211 |
Запущен | 5 января 1928 г. |
Завершенный | 25 февраля 1928 г. |
Выведен из эксплуатации | 20 апреля 1941 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Торпедирована и потоплена U-73 , 20 апреля 1941 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Грузовой лайнер |
Тоннаж | |
Длина | 509,9 футов (155,42 м) |
Луч | 63,6 футов (19,39 м) |
Глубина | 30,9 футов (9,42 м) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 14 узлов (26 км/ч) |
Экипаж |
|
Empire Endurance водоизмещением 8514 брт — паровой грузовой лайнер , который был построен в 1928 году под названием Alster компанией Deschimag Werk Vulkan , Гамбург , Германия, для судоходной компании Norddeutscher Lloyd . В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, Альстер перевозил грузы и пассажиров между Германией и Австралией. После начала войны он был реквизирован Кригсмарине для использования в качестве корабля снабжения.
Альстер был захвачен у берегов Норвегии 10 апреля 1940 года британским эсминцем HMS Icarus . Первоначально служивший под первоначальным названием ремонтным, снабженческим и грузовым судном в Норвегии, позже был передан Министерству военного транспорта (MoWT) и переименован в Empire Endurance . Он прослужил до 20 апреля 1941 года, когда был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-73 к юго-востоку от острова Роколл в северной части Атлантического океана.
Описание
[ редактировать ]Судно представляло собой грузовой лайнер водоизмещением 8 514 брт . Deschimag Werk Vulkan построил ее в Гамбурге как Альстер , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] с дворовым номером 211. [ 2 ] [ 4 ]
Альстер имел длину 509,9 футов (155,42 м) и ширину 63,6 футов (19,39 м). Она имела глубину 30,9 футов (9,42 м). Ее оценили в 8 514 GRT , 5 328 NRT , [ 3 ] Дедвейт 12 000 тонн . [ 5 ] Она имела четыре мачты , одну трубу , круглую корму и наклонный форштевень . [ 6 ]
Корабль имел один винт, приводимый в движение паровой машиной тройного расширения и паровой турбиной , построенными Deschimag и соединенными запатентованной Deschimag системой Bauer-Wach. Двигатель тройного расширения имел цилиндры 31 + 1 ⁄ дюйма ( 79 см), 52 + 3 ⁄ дюйма ( 134 см) и 86 + 5 ⁄ 6 дюймов (221 см) Диаметр Ход 57 + 1 ⁄ дюйма (145 см). [ 3 ] Пар, выходящий из цилиндра низкого давления, через распределительный клапан подавался в паровую турбину . Феттингера С помощью двойной понижающей передачи и гидромуфты турбина приводила в движение тот же вал, что и поршневой двигатель. [ 7 ] [ 8 ] Вместе два двигателя развивали в общей сложности 6500 лошадиных сил , что обеспечивало максимальную скорость 14 узлов (26 км/ч). [ 2 ] [ 4 ] [ 9 ]
История
[ редактировать ]Альстер был спущен на воду 5 января 1928 года и завершен 25 февраля 1928 года. [ 1 ] [ 2 ] Она была построена для компании Norddeutscher Lloyd . [ 5 ] Ей дали кодовые буквы QMHG и зарегистрировали в Бремене . [ 3 ] Она служила на маршрутах между Германией, Австралией и Восточной Азией . [ 2 ] [ 10 ] Записи Регистра Ллойда показывают, что с 1934 по 1940 год она имела пассажирское свидетельство. С изменением кодовых букв в 1934 году Альстер получила позывной DOEO. [ 11 ] У него был экипаж из 69 человек, и первоначально он мог принять 14 пассажиров. В 1930 году пассажировместимость была увеличена до 16. [ 2 ] [ 9 ]
Норвежская кампания и захват
[ редактировать ]18 марта 1940 года Кригсмарине реквизировала Альстер . Он использовался в качестве корабля снабжения в операции Weserübung вторжения - немецком вторжении в Норвегию, входя в состав Ausfuhr-Staffel и перевозя тяжелое оборудование. [ 1 ] [ 12 ] [ 13 ] Альстер вылетел из Брунсбюттеля 3 апреля в 02:00 и направился в северонорвежский порт Нарвик . Он был одним из четырех кораблей снабжения, вышедших из порта Шлезвиг-Гольштейн для поддержки немецких войск, высадившихся в Нарвике 9 апреля под прикрытием следования в Мурманск в Советском Союзе. [ 14 ] Ни один из этих кораблей не добрался до места назначения. [ Примечание 1 ] Отсутствие припасов и артиллерии сделало бы немецкие войска, сражающиеся у Нарвика, уязвимыми. Достигнув норвежских вод, «Альстер» и танкер «Каттегат» , также направлявшиеся в Нарвик, сопровождались норвежским миноносцем HNoMS Trygg до Копервика , куда они прибыли 5 апреля. В Копервике немецкие планы были отложены из-за нехватки лоцманов для направления кораблей на север, Альстер продолжил работу позже в тот же день, а Каттегат покинул Копервик только 6 апреля. Многие из других кораблей снабжения, отправленных до вторжения, также столкнулись с задержками, что выбило часть планов вторжения из графика снабжения. [ 17 ] [ 18 ] Находясь в Копервике, Альстер и Каттегат были проинспектированы торпедным катером HNoMS Stegg , норвежцы не обнаружили ничего необычного. [ 18 ] К 8 апреля Альстер достиг Вестфьордена , где его приветствовал норвежский патрульный катер HNoMS сирийский , который предупредил его о британском военно-морском минном поле, установленном в этом районе ранее в тот же день. Альстер отправился в Будё, чтобы дождаться развития событий. Двумя днями позже, 10 апреля, после начала войны между Норвегией и Германией накануне, сирийца норвежские власти отправили захватить Альстер у Будё. Когда сириец обнаружил Альстер , командир небольшого норвежского патрульного катера решил не садиться на немецкое судно, поскольку подозревал, что оно вооружено и, возможно, несет на борту войска. Когда Альстер попытался сбежать, Сириец разослал сообщения британским военным кораблям в этом районе. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
10 апреля Альстер был захвачен британским эсминцем HMS Icarus в Вестфьорде, к северу от Будё. При перехвате немецкий экипаж предпринял безуспешную попытку затопить судно, взорвав один заряд взрывчатого вещества. [ 1 ] [ 5 ] [ 12 ] [ 19 ] [ 24 ] Легкий крейсер HMS Penelope также был отправлен вслед за Альстером , но сел на мель возле Будё и получил серьезные повреждения. [ 25 ] После захвата британцами Альстера немецкие корабли снабжения больше не направлялись в Нарвик и находившиеся там войска. [ 26 ] оставив войска генерала Эдуарда Дитля с припасами на борту танкера «Ян Веллем» и большими запасами оружия, боеприпасов, обмундирования и продовольствия, захваченными на норвежской армии базе Эльвегордсмоэн . [ 27 ] На момент захвата « Альстер» находился под командованием капитана Оскара Шарфа , который ранее командовал , удерживавшим «Голубую ленту» океанским лайнером «Европа» . [ 28 ] [ Примечание 2 ]
Первоначально Альстер был доставлен на импровизированную британскую военно-морскую базу в Скьельфьорде на Лофотенских островах . [ 12 ] По прибытии в Скьельфьорд 11 апреля призовая команда с острова Пенелопа . ответственность за корабль взяла на себя [ 30 ] У Скьельфьорда пленный немецкий экипаж предпринял неудачную попытку затопить Альстер корабля , открыв морские клапаны . [ 22 ] Находясь в Скьельфьорде, Альстер , будучи оснащен вышками , использовался для ремонта поврежденных военных кораблей союзников. Одним из судов, на которых проводился аварийный ремонт из Альстера , был эсминец HMS Eskimo , потерявший носовую часть во время морских боев у Нарвика. [ 31 ] [ 32 ] Альстер также использовался как жилой корабль для экипажей поврежденных судов в Скьельфьорде. [ 33 ] 24 апреля Альстер покинул Скьельфьорд и направился в северонорвежский порт Тромсё в составе британской призовой команды. [ 34 ] [ 35 ] Восемь немецких офицеров, захваченных на Альстере, были переправлены в Великобританию на британских эсминцах HMS Cossack и HMS Punjabi . [ 36 ] Всего на борту «Альстера» было взято в плен 80 немцев , и все они в конечном итоге были отправлены в Великобританию. [ 35 ]
Ее груз из 88 грузовиков , зенитных орудий, запасных частей для самолетов, боеприпасов, оборудования связи, кокса и 400–500 тонн сена был выгружен в Тромсё 27 апреля в рамках поддержки союзниками норвежских войск, сражающихся с Немецкое вторжение в их страну. Груз использовался для снабжения и защиты района Тромсё, за исключением сена, которое было помещено на карантин норвежскими властями в Рингвассёе из-за опасений заражения ящуром . [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Кокс на борту «Альстера» был уложен немцами слоем толщиной 6 футов (1,83 м), покрывающим палубу. [ 41 ] Припасы на Альстере были переданы норвежцам командующим военно-морским флотом союзников лордом Корком после того, как норвежские власти неоднократно обращались с запросами на оружие и другую военную технику, и предполагалось, что это будет первая попытка перед прибытием большего количества обещанного оружия и боеприпасов. норвежцам. [ 40 ] [ Примечание 3 ] [ Примечание 4 ]
Грузовики и оружие из Альстера были получены, оценены и распределены норвежскими военнослужащими под командованием майора Карла Арнульфа , прибывшими в Тромсё 7 мая 1940 года, пробравшимися из оккупированной немцами Южной Норвегии . [ 42 ] Оборудование связи включало в себя как мобильный радиопередатчик, который использовался в качестве запасного для радиовещательной станции Тромсё, так и большое количество полевого телефонного оборудования, которое было отправлено в подразделения 6-й норвежской дивизии на фронте в Нарвике. Полевое оборудование компании Alster заменило старые и изношенные полевые телефонные системы, использовавшиеся до этого момента. Обучение на немецком оборудовании проводили шведские волонтеры. [ 37 ] [ 43 ] Чтобы удовлетворить британские военно-морские правила в отношении призовых грузов, британский консул в Тромсё наблюдал за разгрузкой «Альстера» и написал письменные показания с перечислением того, что было передано норвежцам, которые были отправлены в Адмиралтейство . [ 44 ] Во время стоянки в Тромсё в мае 1940 года на борту «Альстера» находилось 70 пленных немцев. [ 45 ] В Тромсё «Альстер» был укомплектован норвежскими моряками, заменившими британский призовой экипаж. [ 35 ]
16 мая в Адмиралтейство был сделан запрос на позывной для Альстера , корабля, отправляющегося на следующий день из Тромсё в Киркенес в Финнмарке в сопровождении противолодочного китобойного судна HMS Ullswater . Его отправили в северный порт за грузом железной руды . Прибыв 19 мая 1940 года, Альстер за четыре дня загрузил около 10 000 тонн железной руды и 22 мая направился на юг в порт Харстад в сопровождении HMS Ullswater , а также норвежского патрульного катера HNoMS Nordhav II . 23 мая британская подводная лодка HMS Truant предприняла безуспешную атаку двумя торпедами на Альстер у побережья Хавойи , несмотря на усилия, направленные на то, чтобы удержать грузовой корабль подальше от зоны патрулирования подводной лодки и предупредить Труанта о личности корабля. Торпеды промахнулись и взорвались при ударе о землю. Альстер и HMS Ullswater прибыли в Харстад 26 мая, а судно сопровождения направилось на север, в Хаммерфест, с почтой и провиантом для тяжелого крейсера HMS Devonshire . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Пока Альстер находился в Харстаде, корабли в гавани города неоднократно подвергались атакам бомбардировщиков Люфтваффе Heinkel He 111 , корабли защищали Gloster Gladiator истребители 263-й эскадрильи Королевских ВВС, действовавшие с авиабазы Бардуфосс и зенитной артиллерии. корабля Во время одной из атак 26 мая норвежский пожарный был смертельно ранен осколками бомбы скончался в больнице Харстада . и позже в тот же день [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
27 мая Альстер отплыл в Соединенное Королевство в составе конвоя из пяти кораблей, в который входил искалеченный HMS Eskimo . Помимо груза железной руды, на борту корабля находились 209 британских военнослужащих, 46 норвежских военнослужащих и 72 немецких военнопленных . орудийную башню «Б» Также она перевезла с «Эскимоса» , снятую с эсминца во время временного ремонта. Альстер прибыла в Скапа-Флоу 31 мая, выгрузив там пассажиров. Отправившись 3 июня в компании пассажирского парохода «Сент-Магнус» и в сопровождении эсминцев HMS Ashanti и HMS Bedouin , он прибыл в Росайт в Шотландии 4 июня 1940 года. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Как имперская выносливость
[ редактировать ]Альстер был передан в ведение MoWT и переименован в Empire Endurance . [ 5 ] Ей был присвоен официальный номер в Великобритании 164841 и позывной GMJJ. Она была зарегистрирована в Мидлсбро . Она была передана под управление компании Alfred Booth and Company . [ 7 ] Empire Endurance отплыла на конвое FN 255, который покинул Саутенд , Эссекс , 17 августа и прибыл в Метил , Файф, два дня спустя. [ 54 ] Затем она присоединилась к конвою OA 202, который вышел 21 августа и рассеялся в море 25 августа. [ 55 ] Ее пунктом назначения был Монреаль , Квебек , Канада, куда она прибыла 3 сентября. Empire Endurance отплыла 12 сентября в Сидней , Кейп-Бретон , Новая Шотландия и прибыла на три дня позже. [ 56 ] Затем она присоединилась к конвою HX 74, который вылетел из Галифакса, Новая Шотландия , 17 сентября и прибыл в Ливерпуль , Ланкашир , Великобритания, 2 октября. Она перевозила генеральные грузы, которые, как утверждается, направлялись в Ньюкасл-апон-Тайн , Нортумберленд . [ 57 ] Она покинула конвой в Клайде 2 октября. [ 56 ]
Empire Endurance отправилась 25 октября, чтобы присоединиться к конвою OB 234. [ 56 ] который вылетел из Ливерпуля накануне и рассеялся в море 30 октября. [ 58 ] Ее пунктом назначения был Монреаль, куда она прибыла 6 ноября. Она отбыла 18 ноября в Клайд и прибыла 27 ноября. [ 56 ] 10 декабря 1940 года корабль был объявлен военным призом на сумму 144 000 фунтов стерлингов . [ 59 ] Она отправилась 5 января 1941 года, чтобы присоединиться к конвою OB 270. [ 56 ] который отбыл из Ливерпуля в тот день и рассеялся в море 8 января. [ 60 ] Она отплыла в Сент-Джон, Нью-Брансуик , Канада, и прибыла 17 января. Empire Endurance отплыла 3 февраля в Галифакс, прибыла через два дня и отправилась 9 февраля в Клайд, куда прибыла 21 февраля. [ 56 ]
Empire Endurance вылетела 23 февраля в Суонси , Гламорган и прибыла 1 марта. 9 марта она отплыла в Эйвонмут , Сомерсет , и прибыла на следующий день. Она отбыла 29 марта в Кардифф , Гламорган, прибыла на следующий день и отплыла 2 апреля в Ньюпорт , Монмутшир , куда прибыла позже в тот же день. 13 апреля она отплыла в Милфорд-Хейвен , Пембрукшир , куда прибыла 15 апреля. [ 56 ]
19 апреля Empire Endurance отбыла из Милфорд-Хейвена. [ 56 ] направляется в Кейптаун , Южная Африка, и Александрию , Египет. На борту корабля находились 90 человек экипажа и пять пассажиров. Среди ее грузов были моторные катера Fairmile B ML-1003 и ML-1037 . 20 апреля в 03:32 (по немецкому времени) Empire Endurance была поражена торпедой , выпущенной U-73 под командованием Гельмута Розенбаума . В то время она находилась к юго-западу от Роколла в 53 ° 05' с.ш. 23 ° 14' з.д. / 53,083 ° с.ш. 23,233 ° з.д. . , В 03:57 был произведен удар который попал прямо под мост, разбив ее пополам. Empire Endurance затонула, потеряв 65 членов экипажа и одного пассажира. Среди погибших членов экипажа был капитан Королевского военно-морского резерва Фред Дж. С. Такер . 21 апреля канадский класса «Цветок» корвет HMCS Trillium взял на борт двадцать членов экипажа и четырех пассажиров. 52 ° 50' с.ш. 22 ° 50' з.д. / 52,833 ° с.ш. 22,833 ° з.д. . Они были высажены в Гриноке , Ренфрушир , 25 мая. 9 мая пять членов экипажа были спасены британским грузовым лайнером Highland Brigade . Их приземлили в Ливерпуле. [ 1 ] Память о погибших на борту Empire Endurance увековечена на Мемориале Тауэр-Хилл в Лондоне . [ 61 ] [ 62 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Тремя другими кораблями снабжения, отплывшими из Брунсбюттеля, были Беренфельс , Каттегат и Рауэнфельс . Помимо них, танкер «Ян Веллем» отплыл с немецкой базы «Норд» под Мурманском. Ян Веллем был единственным немецким кораблем снабжения, достигшим пункта назначения до начала вторжения. Пока Альстер был захвачен, Беренфельс был перенаправлен в Берген, Каттегат был потоплен норвежским патрульным катером HNoMS Nordkapp , а Рауенфельс был подбит эсминцем HMS Havock . [ 15 ] [ 16 ]
- ↑ Коммодор Оскар Шарф был взят из Норвегии британцами в качестве военнопленного и в конечном итоге оказался лидером военнопленных, содержавшихся в лагере R в Ред-Роке, Онтарио , и был доставлен в Канаду на лайнере «Герцогиня Йоркская» . [ 29 ]
- ↑ Северная Норвегия во время Норвежской кампании 1940 года не имела мощностей по производству оружия и боеприпасов. Единственные боеприпасы, доступные норвежским войскам, сражающимся в Северной Норвегии, поступали из довоенных запасов на военных складах. По ходу кампании артиллерийские боеприпасы стали заканчиваться, а боеприпасы для пулеметов и винтовок почти закончились. [ 26 ]
- ↑ Первая и единственная регулярная передача оружия от британских военных норвежским коллегам произошла 31 мая, когда было передано 5000 винтовок, 100 ручных пулеметов «Брен» и 500 000 патронов. [ 42 ]
- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Империя выносливости» . Улодка . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Клудас 1998, с. 64
- ^ Перейти обратно: а б с д «Пароходы и теплоходы». Реестр Ллойда (PDF) . Том. II. Регистр Ллойда. 1930 год . Проверено 28 августа 2011 г. - через данные корабля Plimsoll.
- ^ Перейти обратно: а б « Альстер (1164841)» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Митчелл, Вашингтон; Сойер, Луизиана (1995). Корабли Империи . Лондон, Нью-Йорк, Гамбург, Гонконг: Lloyd's of London Press Ltd. ISBN 1-85044-275-4 . [ нужна страница ]
- ^ Швадтке 1974, с. 137
- ^ Перейти обратно: а б «Пароходы и теплоходы». Реестр Ллойда (PDF) . Том. II. Регистр Ллойда. 1940 год . Проверено 28 августа 2011 г. - через данные корабля Plimsoll.
- ^ «Густав Бауэр-Шлихтегролл» . Инженер . 8 января 1954 года . Проверено 30 октября 2020 г. - из Путеводителя Грейс по британской промышленной истории.
- ^ Перейти обратно: а б Швадтке 1974, с. 68-69
- ^ "Перевозки". Таймс . № 44962. Лондон. 7 августа 1928 г. полковник Б, с. 2.
- ^ «Пароходы и теплоходы». Реестр Ллойда (PDF) . Том. II. Регистр Ллойда. 1937 год . Проверено 28 августа 2011 г. - через данные корабля Plimsoll.
- ^ Перейти обратно: а б с Кинделл, Дон (16 июля 2011 г.). «Дневники Адмиралтейства времен Второй мировой войны: вице-адмирал, эскадрилья линейных крейсеров, флот метрополии - с мая по декабрь 1940 года» . Naval-History.net . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Нихорстер, Лео. «Скандинавская кампания: Эшелон транспортировки техники» . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Sandvik 1965, том. 1, с. 135
- ^ Лунде 2009, стр. 188–189.
- ^ Хаарр 2009, стр. 66, 68.
- ^ Кинделл, Дон (17 сентября 2008 г.). «Морские события, апрель 1940 года, часть 1 из 4, понедельник, 1 – воскресенье, 7» . Naval-History.net . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стин 1958, с. 43
- ^ Перейти обратно: а б Кинделл, Дон (17 сентября 2008 г.). «Морские события, апрель 1940 года, часть 2 из 4, понедельник, 8 — воскресенье, 14» . Naval-History.net . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Берг и Воллан 1999, стр. 66–67.
- ^ Хаарр 2009, стр. 66, 333.
- ^ Перейти обратно: а б Педерсен 2009, стр. 224.
- ^ Стин 1958, с. 170
- ^ Ровер, Юрген; Герхард Хюммельхен. «Потери немецких торговых судов 1939-1945 гг. и иностранных судов под немецким флагом: 1940 г.» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке) . Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ Дерри 1952, стр. 46-47.
- ^ Перейти обратно: а б Лунде 2009, с. 253
- ^ Sandvik 1965, том. 1, стр. 214–15
- ^ «Действия британских военно-морских сил в Нарвике: дальнейшие фотографии». Таймс . № 48596. Лондон. 22 апреля 1940 г. полковник А.Ф., с. 10.
- ^ Кох 1985, стр. 110–112.
- ^ Кинделл, Дон (16 июля 2011 г.). «Адмиралтейские дневники Второй мировой войны: контр-адмирал второй (2-й) эскадры крейсеров - март-декабрь 1940 года» . Naval-History.net . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Хаарр 2009, стр. 353, 370
- ^ Хаарр 2010, с. 212
- ^ Хаарр 2010, с. 216
- ^ Хаарр 2010, с. 217
- ^ Перейти обратно: а б с Стин 1958, с. 171
- ^ Хаарр 2010, стр. 433.
- ^ Перейти обратно: а б Кристенсен и Педерсен 1995, стр. 413–15
- ^ Хаарр 2010, с. 265
- ^ Sandvik 1965, том. 1, с. 202
- ^ Перейти обратно: а б Сандвик 1965 вып. 2, с. 161–62
- ^ Уокер 1989, с. 18
- ^ Перейти обратно: а б Сандвик 1965 вып. 2, с. 185
- ^ Sandvik 1965, том. 2, с. 183
- ^ Грехан и Мейс 2015, с. 60
- ^ Перейти обратно: а б Кинделл, Дон (16 июля 2011 г.). «Адмиралтейские дневники Второй мировой войны: контр-адмирал первой (1-й) крейсерской эскадры - март-август 1940 года» . Naval-History.net . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Хаарр 2010, с. 263
- ^ Стин 1958, с. 251
- ^ Ингебригцен 1995, стр. 182–183
- ^ Приказ 1950 г., с. 794
- ^ Хафстен 1991, с. 95–96
- ^ Кинделл, Дон (17 сентября 2008 г.). «Морские события, май 1940 года, часть 4 из 4, среда, 22 — пятница, 31» . Naval-History.net . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Кинделл, Дон (19 апреля 2009 г.). «Морские события, июнь 1940 года, часть 1 из 4, суббота, 1 – пятница, 7» . Naval-History.net . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Хаарр 2010, стр. 436.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой FN.255 = Конвой FN.55/Фаза 3» . Серия ФН Конвой . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ОА.202» . Серия ОА Конвой . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хейга, Арнольд. «Движение корабля» . Порт прибытия/отправления . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой HX.74» . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ОБ.234» . Серия ПБ Конвой . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ «Призовой суд». Таймс . № 48796. Лондон. 11 декабря 1940 г. полковник Г, с. 2.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ОБ.270» . Серия ПБ Конвой . Дон Кинделл, Convoyweb . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ «День Империи инженеру Империи» . Брайан Уотсон . Проверено 28 августа 2011 г.
- ^ Кинделл, Дон (18 апреля 2009 г.). «Списки потерь Королевского флота и военно-морских сил Доминиона, Вторая мировая война - 1-30 апреля 1941 года - с указанием даты, корабля / подразделения и названия» . Naval-History.net . Проверено 9 марта 2012 года .
- Библиография
- Берг, Йохан Хельге; Воллан, Олав (1999). Горная война 1940 года: Лапфауген — Бьёрнфьель (на норвежском языке). Тронхейм: полк Норд-Хологаланд. ISBN 82-995412-0-4 .
- Кристенсен, Пол; Педерсен, Гуннар (1995). Тромсё через 10 000 лет: арктические люди, трудящиеся и прекрасные люди - 1900-1945 (на норвежском языке). Тромсё: Муниципалитет Тромсё. ISBN 82-993206-3-1 .
- Дерри, ТК (1952). Батлер, JRM (ред.). Кампания в Норвегии . История Второй мировой войны: серия кампаний (1-е изд.). Лондон: HMSO .
- Грехан, Джон; Мейс, Мартин (2015). Битва за Норвегию 1940-1942 гг . Донесения с фронта. Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN 978-1-78346-2-322 .
- Хаарр, Гейрр Х (2010). Битва за Норвегию — апрель–июнь 1940 г. Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-057-4 .
- Хаарр, Гейрр Х (2009). Немецкое вторжение в Норвегию – апрель 1940 г. Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-032-1 .
- Хафстен, Бьёрн; Ульф Ларсстуволд; Бьорн Олсен; Стен Стенерсен (1991). Flyalarm - воздушная война над Норвегией 1939–1945 гг. (на норвежском языке) (1-е изд.). Осло: Сем и Стенерсен А.С. ISBN 82-7046-058-3 .
- Ингебригцен, Гури; Бернтсен, Мерете (1995). Повседневные картинки Вествогёй: 1940–45 (на норвежском языке). Стамсунд: Оркана Форлаг. ISBN 82-91233-06-3 .
- Клудас, Арнольд (1998). Морские корабли North German Lloyd: 1857–1970 гг. (на немецком языке). Аугсбург: Бехтермюнц Верлаг. ISBN 3-86047-262-3 .
- Кох, Эрик (1985). Предполагаемый подозреваемый: ошибка военного времени . Галифакс, Новая Шотландия: Биографии Goodread. ISBN 0-88780-138-2 .
- Лунде, Хенрик О (2009). Превентивная война Гитлера: Битва за Норвегию, 1940 год . Ньюбери: Издательство Каземат. ISBN 978-1-932033-92-2 .
- Ординг, Арне ; Хойбо, Гудрун Джонсон; Гардер, Йохан (1950). Наши павшие 1939–1945 гг. (на норвежском языке). Том. 2. Осло: Грёндаль.
- Педерсен, Арне Штайн (2009). «Очень рискованное дело» - Морская война в Норвегии 1940 г. (на норвежском языке). Берген: Фабрика счастливого джема. ISBN 978-82-997358-7-2 .
- Сандвик, Трюгве (1965). Война в Норвегии 1940 г. - Береговые операции в Северной Норвегии 1940 г. (на норвежском языке). Том. 1. Осло: Департамент военной истории норвежских вооруженных сил/Gyldendal Norsk Forlag.
- Сандвик, Трюгве (1965). Война в Норвегии 1940 г. - Береговые операции в Северной Норвегии 1940 г. (на норвежском языке). Том. 2. Осло: Департамент военной истории норвежских вооруженных сил/Gyldendal Norsk Forlag.
- Швадтке, Карл-Хайнц (1974). Торговые суда Германии 1939–1945 гг. (на немецком языке). Ольденбург: Verlag Gerhard Stalling AG. ISBN 3-7979-1840-2 .
- Стин, Эрик Анкер (1958). Морская война в Норвегии 1940-1945 гг. - Бои и операции военно-морского флота в Северной Норвегии 1940 г. (на норвежском языке). Том. 4. Осло: Департамент военной истории норвежских вооруженных сил/Gyldendal Norsk Forlag.
- Уокер, Роберт (1989). Война на Лофотенских островах (на норвежском языке). Свольвер: Forlaget Nord. ISBN 8290552076 .
- корабли 1927 года
- Грузовые лайнеры
- Корабли постройки в Гамбурге
- Пароходы Германии
- Торговые суда Германии
- Торговые корабли Германии времен Второй мировой войны
- Вспомогательные корабли Германии времен Второй мировой войны
- Морские инциденты в апреле 1940 г.
- Захваченные корабли
- Имперские корабли
- Корабли Министерства военного транспорта
- Пароходы Соединенного Королевства
- Морские инциденты в апреле 1941 г.
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане