HMS Wryneck (D21)
![]() Wryneck с буксиром по правому борту и госпитальным кораблем на заднем плане. Около 1940 года, вероятно, в Соллуме, Египет.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Кринек |
Тезка | Кривошея |
Заказал | 16 декабря 1916 г. |
Строитель | Палмерс , Джарроу |
Заложен | апрель 1917 г. |
Запущен | 13 мая 1918 г. |
Завершенный | 11 ноября 1918 г. |
Девиз | Лежи на |
Почести и награды |
|
Судьба | Потоплен самолетом в Эгейском море к северу от Крита, 27 апреля 1941 года. |
Значок | На зеленом поле кривошея на ветке - все правильно |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Адмиралтейский эсминец W-класса |
Смещение | 1100 длинных тонн (1118 т) |
Длина |
|
Луч | 26 футов 9 дюймов (8,15 м) |
Черновик |
|
Движение |
|
Скорость | 34 узла (63 км/ч; 39 миль в час) |
Диапазон |
|
Дополнить | 110 |
Вооружение |
|
HMS Wryneck — класса W адмиралтейский эсминец Королевского флота , затонувший во время битвы за Грецию 27 апреля 1941 года. [ 1 ]
Строительство
[ редактировать ]Корабль был заказан 16 декабря 1916 года у Palmers Shipbuilding and Iron Company в Джарроу в соответствии с 10-м приказом Программы 1916–17. Заложен в апреле 1917 года, спущен на воду 13 мая 1918 года и завершен в последний день войны , 11 ноября 1918 года. [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]После принятия на службу Вринек принимал участие в операциях на Балтике против большевиков . Моряки корабля принимали участие в мятеже Королевского флота 1919 года . [ 2 ] В 1921 году входил в состав 5-й флотилии эсминцев Атлантического флота , которая в 1925 году была передана Средиземноморскому флоту как 1-я флотилия эсминцев . [ 1 ]
Wryneck был переведен в резерв во время экономического кризиса 1930-х годов и поставлен на прикол в Гибралтаре . В 1938 году он был выбран для переоборудования WAIR в быстроходный корабль сопровождения на верфи Гибралтара. Работы начались в сентябре 1939 года и не были завершены до марта 1940 года. В апреле 1940 года, после ходовых испытаний , Wryneck был повторно принят на вооружение с новым вымпелом L04 и назначен на службу по защите конвоя, базирующегося в Александрии . В декабре ее направили для поддержки военных операций против итальянской армии в Египте . [ 1 ]
В январе 1941 года она возобновила обязанности по защите конвоев, а в марте входила в состав эскорта военных конвоев, доставляющих войска Великобритании и Содружества в Грецию в рамках « Операции Блеск ». В апреле, после падения Греции , Ринек вернулся, чтобы помочь в эвакуации союзных войск.
Потеря
[ редактировать ]
Утром 27 апреля он находился в заливе Суда , когда конвой под командованием крейсера HMS Calcutta, эвакуирующий войска из Науплии на Пелопоннесе, подвергся воздушной атаке в Арголическом заливе . HMAS Vendetta , HMAS Waterhen и Wryneck получили приказ из залива Суда освободить эсминцы HMS Hotspur и HMS Isis , которые были сильно нагружены эвакуированными войсками. К тому времени, как Вендетта , Уотерхен и Райнек достигли конвоя, голландский военный корабль «Сламат» был выведен из строя и остался позади, а эсминцу HMS Diamond было приказано остаться и оказать помощь.
В 08:15 Даймонд сообщила, что она все еще спасает выживших и все еще подвергается воздушной атаке. К тому времени три эсминца усилили конвой, поэтому Калькутта послала Райнека на помощь Даймонду . «Сламат» горел от носа до кормы, когда «Даймонд» выпустил торпеду, которая потопила его в результате удара . [ 3 ] В 09:25 Даймонд сообщила, что она спасла большинство выживших и направляется в залив Суда. Часом позже Райнек подал сигнал о запросе на прикрытие самолетов. [ 4 ]
Около 13:15 произошла воздушная атака немецких истребителей Messerschmitt Bf 109 и Junkers Ju 88. бомбардировщиков [ 5 ] потопил оба эсминца за считанные минуты. «Райнек» спустила на воду свой китобойный корабль , и каждый эсминец спустил на воду по три поплавка «Карли» . Выжившие на китобойном судне отправились на восток мимо мыса Малеас , буксируя два поплавка Carley и их пассажиров. Вечером ветер усилился, из-за чего поплавки ударились о лодку, поэтому Уолдрон неохотно бросил их по течению. [ 6 ]

После 19:00 27 апреля вице-адмирал легких сил Генри Придэм-Уиппелл забеспокоился, что Даймонд не вернулся в залив Суда и не отвечает на радиосигналы. Райнеку было приказано хранить молчание по радио , поэтому не было предпринято никаких попыток связаться с ней по рации. [ 7 ] Придэм-Виппелл отправил эсминец HMS Griffin на позицию, где Сламат затерялся . Той ночью она нашла 14 выживших на двух плавучих платформах Карли, еще несколько плавучих средств и еще четырех выживших утром и отвезла выживших на Крит. [ 6 ]
Последний выживший из Сламата , [ 8 ] Ветеран Службы Королевской армии Джордж Декстер утверждает, что после потопления Райнека он и трое других мужчин были спасены крейсером HMS Orion . [ 9 ]
24 выживших на китобойном судне Райнека , один из которых был тяжело ранен, в три этапа добрались до Крита. 28 апреля они направились к острову Милос в Эгейском море , но были слишком измотаны, поэтому приземлились у скалы Ананес примерно в 13 морских милях (24 км) к юго-востоку от Милоса, увидев двух мальчиков, пытающихся привлечь их внимание с помощью Юнион Джека. Там их встретили пассажиры каика, полного греческих беженцев и британских солдат, эвакуированных из Пирея , которые укрывались днем и плыли только ночью, чтобы избежать обнаружения. Их тоже разбомбили, когда еще один каик, Ирен (Порто-Геракас) был замечен недалеко от Монемвасии днем, когда они отдыхали на берегу, , перевозивший их. Сев на еще один наспех купленный каик, они поплыли дальше к Ананам.
Среди пассажиров были историк и оперативник ЗОЕ Николас Хаммонд , майор Ян Пири, руководитель британской экспедиции в Грецию, вместе с эмигрантом и высокопоставленным оперативником ЗОЕ Дэвидом Поусоном, а также четыре австралийских рядовых. Капитан каика Джордж Вергос также участвовал в работе SOE и был награжденным ветераном (OBE) Королевского флота времен Первой мировой войны, а также бежал из Греции со своей большой семьей и некоторыми другими греками. Пири и Поусону вместе с Деннисом Хэмсоном теперь было предъявлено обвинение в эвакуации неизвестного количества слитков из британского посольства в Афинах, которые все были потеряны вместе с « Ирэн» .
Вечером все покинули Ананес и направились на юг, на Крит, причем большая часть людей находилась на каике, а четверо были отбуксированы на китобойном судне. Пятеро женщин и детей были помещены в ялик на палубу, накрытый брезентом, пока морские брызги от сильного южного ветра омывали палубу. На следующий день все 46 человек достигли бухты Суда, пристань которой в то время подвергалась сильным бомбардировкам с воздуха. Они продвигались по маленькому каику очень медленно, поэтому был отправлен более быстрый десантный корабль, чтобы отбуксировать их в безопасное место. [ 6 ]
Место его последнего упокоения — 36,30 северной широты и 23,34 восточной долготы, что примерно в 20 морских милях (37 километрах; 23 милях) к востоку от мыса Малеас в Греции.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэрью 1981 , с. 112.
- ^ ван Лиерде, Эд. «Памятник Сламату» . Royal Rotterdam Lloyd в Аудхорне. Архивировано из оригинала 6 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3052 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Шорс, Калл и Мализи, стр. 295, 299.
- ^ Jump up to: а б с «Затопление «Сламата», 27 апреля 1941 года. Операция «Демон» . Голландские пассажирские суда: Willem Ruys, Sibajak, Slamat, Indrapoera, Insulinde, Patria . 4 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2013 г. Проверено 7 января 2014 г.
- ^ «Отчет об эвакуации британских войск из Греции, апрель 1941 года» . Приложение к The London Gazette . № 38293. 19 мая 1948 г. с. 3053 . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Чедвик, Эдвард (2009). «Подвинься, Клуни, познакомься с Джорджем Декстером» . Бирмингемская почта . Архивировано из оригинала 8 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Ричардсон, Энди (5 ноября 2013 г.). «Корабли, на которых я был, были потоплены в один и тот же день – и я выжил, чтобы рассказать об этом» . Бирмингемская почта . Проверено 6 января 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Кэрью, Энтони (1981). Нижняя палуба Королевского флота 1900-39: Инвергордонский мятеж в перспективе . Издательство Манчестерского университета . ISBN 9780719008412 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Крэбб, Брайан Джеймс. Операция «Демон». История эвакуации войск Британского Содружества с материковой Греции и трагической гибели голландского военного корабля Slamat и эсминцев HM Diamond и Wryneck в апреле 1941 года . Анджела Янг 2021. ISBN 978-1-527271-01-2 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-081-8 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг.; Нарисовано с разрешения Адмиралтейства на основе официальных отчетов и отчетов, корабельных обложек и планов строительства . Лондон: Служба Сили. OCLC 164893555 .
- Престон, Энтони (1971). Эсминцы класса V&W, 1917–1945 гг . Лондон: Макдональд. OCLC 464542895 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1979). Эсминцы классов «V» и «W» . Человек войны. Том. 2. Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-233-Х .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1987). Воздушная война за Югославию, Грецию и Крит . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-07-0 .
- Уинни, Боб (2000). Опасность подводных лодок: борьба за выживание . Касселл. ISBN 0-304-35132-6 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
- Уинзер, Джон де Д. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-91-6 .