HMS Волонтер (D71)
![]() HMS Volunteer на реке Клайд во время Второй мировой войны .
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | ГМС Волонтер |
Тезка | волонтер |
Заказал | Январь 1918 г. [ 1 ] [ 2 ] |
Строитель | Уильям Денни и братья , Данбартон [ 1 ] |
Заложен | 16 апреля 1918 г. [ 1 ] |
Запущен | 17 апреля 1919 г. [ 1 ] |
Завершенный | 7 ноября 1919 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | 7 ноября 1919 г. [ 2 ] |
Выведен из эксплуатации | начало 1930-х годов [ 1 ] |
повторно введен в эксплуатацию | август 1939 г. [ 1 ] |
Выведен из эксплуатации | Май 1945 г. [ 1 ] |
Девиз | Pro aris et focis («Для очагов и домов») [ 1 ] |
Почести и награды | |
Судьба | Продан на слом 3 [ 1 ] или 4 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Март 1947 г. |
Значок | Маска золотого льва на золотом щите над серебряным барри из трёх, все на синем поле. [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | W-класса Адмиралтейский модифицированный эсминец |
Смещение | 1140 тонн стандарт, 1550 тонн полная |
Длина | 300 футов (91,4 м) в год , 312 футов (95,1 м) в день |
Луч | 29,5 футов (9,0 м) |
Черновик | 9 футов (2,7 м), 11,25 футов (3,4 м) при полной нагрузке |
Движение | типа Ярроу Водотрубные котлы , паровые турбины с редуктором Брауна-Кертиса , 2 вала, 27 000 л.с. |
Скорость | 34 узла (63 км/ч; 39 миль в час) |
Диапазон |
|
Дополнить | 127 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Четвертый HMS Volunteer (D71) , позже I71 , был W-класса модифицированным эсминцем Британского Второй мировой Королевского флота , принимавшим участие во войне .
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Добровольцем был призван в январе 1918 г. [ 1 ] [ 2 ] в рамках 13-го приказа Военно-морской программы 1918-1919 гг. Он был заложен 16 апреля 1918 года компанией William Denny and Brothers в Дамбартоне , Шотландия , и спущен на воду 17 апреля 1919 года. [ 1 ] [ 3 ] Она была завершена 7 ноября 1919 г. [ 1 ] и принят на вооружение в тот же день [ 2 ] с номером вымпела D71. [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Перед Второй мировой войной
[ редактировать ]
«Доброволец» поступил на вооружение флота в 1919 году. В 1921 году был приписан к 4-й флотилии эсминцев Атлантического флота был переведен в состав Средиземноморского флота , а в 1925 году вместе с остальной частью флотилии . В начале 1930-х годов он был выведен из эксплуатации , переведен в Резервный флот и помещен в Норе резерв . Позже она была переведена в Росайт , Шотландия, и осталась там в резерве. [ 1 ]
В августе 1939 года «Волонтер» был повторно введен в состав резервного экипажа для Королевского смотра резервного флота в заливе Уэймут королем Георгом VI . Затем он остался в строю, поскольку флот был мобилизован из-за ухудшения дипломатических отношений между Соединенным Королевством и нацистской Германией. [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]1939
[ редактировать ]Соединенное Королевство вступило во Вторую мировую войну 3 сентября 1939 года, и «Волонтер» был назначен в 15-ю флотилию эсминцев . 5 сентября он присоединился к эсминцам Vimy , Witherington и Wolverine в качестве эскорта конвоя GC 1 из Милфорд-Хейвена , Уэльс . В октябре 1939 года он был переведен в 17-ю флотилию эсминцев командования западных подходов для операций по защите конвоев на западных подходах и в северной части Атлантического океана , базирующуюся в Плимуте , и продолжал выполнять эти обязанности до 1940 года. [ 1 ]
1940
[ редактировать ]8 января 1940 года «Волонтер» присоединился к эсминцам «Ванок» , «Венеция» и «Виконт» в сопровождении конвоя HG 13 на последнем этапе его путешествия из Гибралтара в Ливерпуль , отделившись от конвоя в Ирландском море 10 января 1940 года, чтобы вернуться в Плимут. 5 марта 1940 года «Волонтер» , эсминец «Вихрь» , а также шлюпы «Чародейка» и «Сэндвич» присоединились к конвою OG 21F , готовившемуся к путешествию в Гибралтар ; «Волонтер» оставался с конвоем до 8 марта, затем во время обратного рейса в Плимут присоединился к «Венеции» , «Вирлвинду» , эсминцам «Ветеран» и «Уайлд Лебедь» , а также шлюпу «Лейт» в безуспешных поисках на юго-западных подходах немецкой подводной лодки , о которой сообщил самолет союзников . С 25 по 26 марта «Волонтер» , лидер эсминца «Кэмпбелл» , эсминцы «Уокер» и «Уондерер» , а также шлюп «Абердин» сопровождали конвой OG 23 на юго-западных подходах во время первого этапа его путешествия из Соединенного Королевства в Гибралтар. С 27 по 30 марта «Волонтер» и шлюпы «Скарборо». и Веллингтон сопровождал конвой HG 23 на заключительном этапе его пути из Гибралтара в Ливерпуль. [ 1 ]
В апреле 1940 года добровольец был направлен на службу под командование контр-адмирала (эсминцы). [ 5 ] во флоте метрополии в Скапа-Флоу на Оркнейских островах и поддерживать операции союзных войск в Норвежской кампании , которая началась 9 апреля, когда Германия вторглась в Норвегию. Ей было поручено сопровождать конвои между Великобританией и Норвегией. Первым из них был Convoy NP 1, первый конвой с войсками в Норвегию, в котором он присоединился к Vanoc , Whirlwind , Witherington , легким крейсерам Birmingham и Manchester , эсминцу Highlander и сетевому лайнеру Protector в сопровождении в период с 11 по 15 апреля. переправился из реки Клайд в Шотландии в Норвегию. Подобные конвои она сопровождала до 26 апреля, когда присоединилась к эсминцам Beagle , Encounter , Escort , Fortune и Grenade в качестве эскорта авианосцев Ark Royal и Glorious во время воздушных операций по защите частей флота в Андалснесе и Намсусе , Норвегия. Во время этого боя 27 апреля он совершил безуспешную атаку на немецкую подводную лодку, а затем сопроводил «Глориус» в Скапа-Флоу для дозаправки и пополнения запасов самолетов. [ 1 ]
В мае 1940 года – месяце, когда номер ее вымпела был изменен на I71 – «Волонтер» продолжала дислоцироваться у берегов Норвегии. 27 мая он, эсминец «Амазонка » и шлюп «Флитвуд» сопровождали поврежденный эсминец «Эскимос» на буксире из Скьельфьорда , Норвегия, в Великобританию для ремонта. [ 1 ]
После того, как немецкое завоевание Норвегии завершило Норвежскую кампанию, Волонтер вернулся в командование западных подходов в июне 1940 года для защиты конвоев и патрулирования на западных подходах и в Северной Атлантике. 7 июня 1940 года «Волонтер» , эсминец «Врен » и тральщик « Глинер» спасли выживших с вооруженного торгового крейсера «Каринтия» , который затонул в тот день к западу от залива Голуэй , Ирландия , через 36 часов после торпедирования 6 июня в 53 ° 13'00 "N 010 ° 40'00" W / 53,21667 ° N 10,66667 ° W немецкой подводной лодкой U-46 . [ 1 ] В тот же день Волонтер спас капитана британского торгового судна SS Frances Massey , который оказался единственным выжившим после того, как корабль затонул всего за 30 секунд с потерей 34 жизней в результате попадания торпеды немецкой подводной лодки U-48 в 14 морских милях. (22,5 км) к северо-западу от острова Тори , Ирландия, в 55 ° 33'00 "N 008 ° 26'00" W / 55,55000 ° N 8,43333 ° W . [ 2 ] [ 6 ] 8 июня «Волонтер» сопровождал тяжелый крейсер «Девоншир» , на котором погрузилась норвежская королевская семья . к «Клайду» [ 1 ]
В июле 1940 года Волонтер сопровождал конвой, направлявшийся в Касабланку , Французское Марокко , на часть пути, отделившись в Гибралтаре , чтобы взять на себя обязанности местного эскорта конвоев. В августе 1940 года она предоставляла услуги местного сопровождения конвоев, направлявшихся для операции «Угроза» — неудачной попытки британцев занять Дакар в Сенегале , а также трансатлантических конвоев, направлявшихся в Великобританию, и двух конвоев в Ла-Манш . После того, как немецкая подводная лодка U-32 торпедировала 1 сентября легкий крейсер «Фиджи» , направлявшийся к оккупационным силам Дакара, «Волонтер» был среди эсминцев, которые сопровождали его к реке Клайд в Шотландии для ремонта. [ 5 ]
В сентябре 1940 года волонтер был переведен на защиту конвоев и патрулирование против вторжения в Ла-Манш . Он участвовал в ночных зачистках побережья Франции, а в октябре 1940 года принял участие в операции «Средний» в качестве одного из двух эсминцев, прикрывающих военно-морские силы, бомбардировавшие Шербур , Франция. В ноябре [ 1 ] или декабрь [ 5 ] В 1940 году (источники расходятся) она вернулась в командование западных подходов и возобновила операции по сопровождению конвоев на западных подходах и в Северной Атлантике. [ 1 ]
1941
[ редактировать ]В январе 1941 года «Волонтер» была переведена в 5-ю эскортную группу, базировавшуюся в Лондондерри (также называемую Дерри ), Северная Ирландия , в которой она присоединилась к «Ваноку» , «Уокеру» , эсминцу «Колдуэлл» и девяти класса «Цветок» корветам . Она продолжала операции по защите конвоев в Северной Атлантике вместе с группой, которой командовал командующий Дональд Макинтайр . марте 1941 года «Волонтер» , «Ванок» , «Уокер» (служивший флагманом Макинтайра , ) В эсминцы «Сардоникс» и «Ятаган» , а также корветы «Блюбелл» и «Гортензия» сопровождали конвой HX 112 , когда его заметила немецкая подводная лодка U-110 . После того, как Ванок обнаружил U-110 с помощью радара , сопровождающие заставили подводную лодку погрузиться и подвергли ее глубинной бомбе . Затем 16–17 марта HX 112 подвергся атаке пяти немецких подводных лодок, и ее эскорт активно участвовал в ее обороне, во время которой Ванок и Уокер потопили U-99 , захватив ее Отто командира Кречмера , а Ванок потопил U-100. , убив ее командира Иоахима Шепке . [ 1 ]
В апреле 1941 года «Волонтер» был направлен в Девонпорт . 10 [ 1 ] или 17-18 [ 5 ] Эйприл (источники расходятся) она принимала участие в местных учениях, когда эсминец «Ньюарк» случайно протаранил ее у берегов Ирландии. [ 1 ] [ 5 ] Волонтер потеряла шесть человек убитыми и серьезно повредила свою переднюю часть. Позже в том же месяце он отправился в Белфаст , Северная Ирландия, для ремонта на коммерческой верфи до сентября 1941 года. [ 1 ]
Доброволец вернулся в бой в составе 5-й группы сопровождения в октябре 1941 года и вместе с группой входил в состав эскорта конвоя HX 155 . 9 декабря 1941 года он вышел в море из Милфорд-Хейвена в составе эскорта линкора Ramillies , направлявшегося на соединение с Восточным флотом , сопровождая по пути конвой с войсками. Ramillies , Volunteer , и сопровождающие их корабли сопровождали конвой WS 14 с 13 по 15 декабря 1941 года, когда Volunteer и эсминец Witch отделились, чтобы вернуться на «Клайд» после прибытия конвоя в Гибралтар. [ 1 ] [ 5 ]
В декабре 1941 года Волонтер был «усыновлен» городом Херефорд в рамках национальной сберегательной кампании Недели военного корабля . [ 1 ]
1942
[ редактировать ]12 января 1942 года «Доброволец» вышел в море с «Клайда» вместе с Ваноком , Уокером , Уизерингтоном и эсминцем «Вэнкишер» в качестве местного эскорта военного конвоя WS 15 во время его прохождения северо-западных подходов, который отделился 15 января, чтобы вернуться на «Клайд». . Точно так же она покинула «Клайд» 23 марта 1942 года вместе с эсминцами «Антилопа» , «Беверли» , «Боадицея» , «Кеппел» , «Лемингтон» , «Ньюпорт» и «Рокингем» , а также эскортным эсминцем «Бэдсворт» в качестве местного эскорта военного конвоя WS 17 , когда он проходил северо-западные подходы во время операции «Клайд». первый этап своего путешествия на Ближний Восток . После того, как 26 марта 1942 года Кеппель установил радиопеленгацию немецкой подводной лодки U-587 , эскорт заметил подводную лодку на поверхности и израсходовал все свои глубинные бомбы, атаковав ее после того, как она погрузилась в воду. Волонтер разделил заслугу Лимингтона и эскортных эсминцев Олденхэм и Гроув за потопление U-587 в Северной Атлантике к западу от Ушанта в 47 ° 21'00 "N 021 ° 39'00" W / 47,35000 ° N 21,65000 ° W с потерей всего экипажа из 42 человек. Позже в тот же день волонтер отделился от конвоя, чтобы вернуться в Клайд. [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ]
С 18 по 20 апреля 1942 года «Волонтер» , «Бэдсворт» , «Боадицея» , эсминцы «Джорджтаун » , «Ланкастер» , «Сент-Мэрис» и «Солсбери» , а также эскортный эсминец «Лодердейл» сопровождали военный конвой WS 18 во время первого этапа его плавания в Северо-Западных подходах после отхода. Клайд отделяется от Боадицеи , чтобы вернуться в Клайд. Доброволец вышел в море с «Клайда» 10 мая 1942 года вместе с «Кеппелом» , «Лемингтоном» , «Сент-Мэрис» и эсминцем «Каслтон» для сопровождения военного конвоя WS 19 во время первого этапа его путешествия на северо-западных подходах; она отошла, чтобы вернуться в Клайд 13 мая. [ 1 ]
После возвращения Волонтер была назначена на поддержку арктических конвоев, курсировавших между Великобританией и Советским Союзом . Соответственно, она и эсминцы Achates , Ashanti и Martin , зенитный корабль Alynbank , корветы Honeysuckle , Hyderabad и Starwort , ВМС Польши эсминец ORP Garland и ВМС Свободной Франции корвет Roselys присоединились к эскорту конвоя PQ 16 на 23 марта в рейс в Советский Союз. Немецкая авиация постоянно следила за конвоем, а немецкие бомбардировщики, торпедоносцы и подводные лодки наносили по нему сильные атаки. 25 марта Волонтер спас пилота истребителя Hawker Hurricane с Catapult Aircraft Merchantman (корабль CAM) после того, как американское торговое судно Carlton по ошибке сбило его. Прежде чем немецкие атаки прекратились, PQ-16 потерял семь из 34 торговых судов, а также получил повреждения еще четырех и Гарланда . 30 марта корабли сопровождения передали конвой Восточному местному эскорту и проследовали в порт на Севере. Россия , где «Волонтер» оставался до тех пор, пока он и те же корабли, которые защищали PQ 16, не сопровождали конвой QP 13 из Кольского залива в Соединенное Королевство в путешествии, которое началось 26 июня 1942 года. После прохода без происшествий «Волонтер» отделился от конвоя в море. возле Медвежьего острова на 5 [ 1 ] или 6 [ 5 ] Июль 1942 г. (источники различаются) отправиться в Соединенное Королевство. [ 1 ] [ 5 ]
По возвращении в июле 1942 года «Волонтер» вошла на верфь в Росайте , Шотландия, для ремонта и переоборудования в эскорт дальнего действия. До конца 1942 года он находился в руках верфи. [ 1 ] [ 5 ]
1943
[ редактировать ]После завершения преобразования «Волонтер» после преобразования в январе 1943 года прошла приемочные испытания и отправилась в Тобермори на острове Малл для обследований. После того, как она завершила их в феврале 1943 года, она была направлена в 4-ю группу сопровождения, в которой она присоединилась к Beverley , Highlander , эсминцу Winchelsea и шести корветам класса Flower, базирующимся в Гриноке , Шотландия. [ 1 ]
В марте 1943 года «Волонтер» был флагманом командующего « Г. Дж. Лютера, командующего эскортом, в который также входили Беверли» и корветы «Анемона» и «Пенниворт », конвоя HX 229 . [ 1 ] в составе 40 торговых судов. HX 229 и Convoy SC 122 подверглись атаке немецких подводных лодок волчьих стай ( « Барон-разбойник ») и Dranger (« Харриер ») Raubgraf 16 марта, и бой перерос в крупнейшее конвоевое сражение Второй мировой войны с участием 38 немецких кораблей. Задействованы подводные лодки трех волчьих стай. Во время сильных немецких атак 17 марта подводная лодка U-616 совершила неудачную торпедную атаку на «Волонтер» . К тому времени, когда 18 марта конвоиры, численно превосходившие в два раза по атакующим подводным лодкам, получили подкрепление. [ 1 ] и немецкие атаки уменьшились, HX 229 потерял 13 потопленных торговых судов, а его эскорт, хотя и постоянно атаковал контакты подводных лодок, не смог потопить ни одну из атакующих подводных лодок. [ 5 ]
В мае 1943 года «Доброволец» вошел в состав 5-й группы сопровождения конвоя ОНС 7 . Конвой подвергся серии атак немецких подводных лодок группы « Дунай -1» (« Дунай »-1) с 11 по 13 мая, атаки возобновились 17 мая. Однако конвой предпринял попытку уклонения и потерял лишь одно торговое судно. [ 1 ]
Волонтер продолжала свои операции по защите конвоев в Северной Атлантике с июня по сентябрь 1943 года, но также начала сопровождать конвои между Соединенным Королевством и Гибралтаром, перевозящие войска, оборудование и припасы для наступательных операций союзников на Сицилии и Италии . [ 1 ] С июня по сентябрь он также принимал участие в наступательных противолодочных операциях кораблей и авиации союзников в Бискайском заливе, нацеленных на немецкие подводные лодки, проходящие через залив между своими базами в оккупированной немцами Франции и районами их боевых действий в Атлантике. [ 5 ] В октябре 1943 года она участвовала в операции «Рвение» по созданию авиационных и дозаправочных баз союзников на Азорских островах , развернувшись вместе с 4-й и 5-й группами сопровождения в качестве сопровождения конвоев, перевозящих персонал, оборудование и припасы на Азорские острова. [ 1 ] [ 5 ] В ноябре она вернулась к противолодочному наступлению в Бискайском заливе, а в декабре 1943 года возобновила операции по защите конвоев в Северной Атлантике. [ 1 ]
1944-1945
[ редактировать ]Волонтер продолжала выполнять обязанности по сопровождению конвоев в Северной Атлантике до апреля 1944 года, когда ее переназначили на операции в Ла-Манше по сопровождению конвоев вдоль побережья Великобритании . Позже в том же месяце он был назначен для операций по сопровождению конвоев в рамках операции «Нептун» вторжения союзников в Нормандию , на начало июня 1944 года в . поддержку запланированного в бою против немецких моторных торпедных катеров – S-катера, известных союзникам как « E-лодки » – из 9-й флотилии . Гастингс . [ 1 ]
В начале июня 1944 года «Волонтер» присоединился к траулерам «Элсмир» , «Кингстон Андалузит» и «Руби» и Королевского военно-морского флота Канады корвету HMCS Summerside в Милфорд-Хейвене, чтобы сформировать 144-ю группу сопровождения отряда B для высадки в Нормандии. 4 июня группа сопровождала конвой EBC2, состоящий из 32 автотранспортных судов и каботажных судов и пяти нефтяных танкеров , из Милфорд-Хейвена через Бристольский канал в Солент ; после того как из-за плохой погоды высадка была перенесена с 5 на 6 июня, прибытие конвоя в Солент было отложено до 6 июня. 7 июня, на второй день вторжения, конвой и его эскорт тронулись с «Солента» и проследовали к американскому плацдарму в Нормандии, откуда прибыли 8 июня. Позже в тот же день Волонтер отделилась от конвоя, чтобы вернуться в Милфорд-Хейвен и начать сопровождать конвои, доставляющие подкрепления и припасы на пляжи, первый из которых она сопровождала через Бристольский пролив 10 июня. Она продолжала сопровождать конвои в Нормандию до конца июня, когда ее освободили из операции «Нептун». [ 1 ]
В июле 1944 года «Доброволец» перешёл под командование главнокомандующего в Портсмут и вернулся для сопровождения прибрежных конвоев в Ла-Манше. В августе 1944 года он был в составе эскорта трёх танкодесантных кораблей , которые доставляли припасы для в США армий 12-й группы Сен -Мишель-ан-Грев , Франция. В ноябре 1944 года он вошел в состав 1-й флотилии эсминцев (Портсмут), а в декабре 1944 года вошёл в состав 21-й флотилии эсминцев под командованием главнокомандующего «Нора» в Ширнессе . К январю 1945 года она сопровождала конвои в Норе , Северном море и Ла-Манше. Она продолжала исполнять эти обязанности без серьезных происшествий до капитуляции Германии в начале мая 1945 года и до конца мая 1945 года. [ 1 ] [ 5 ]
Вывод из эксплуатации и утилизация
[ редактировать ]Выведен из боевой службы в конце мая 1945 г. [ 1 ] [ 5 ] Доброволец был списан и выведен в резерв в июне 1945 года. [ 5 ] и к июлю 1945 года он больше не значился в Королевского флота . активном списке [ 2 ] Помещенный в список утилизации в 1947 году, он был продан BISCO 3-го числа. [ 1 ] или 4 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Март 1947 г. (источники расходятся) на слом либо М. Бречиным. [ 3 ] [ 4 ] или компания Granton Shipbreaking [ 1 ] (источники различаются). Ее отбуксировали на Грантоне верфь разборки кораблей в , Эдинбург , Шотландия, в декабре 1947 года. [ 4 ] или апрель 1948 г. [ 1 ] (источники расходятся) и сдан на слом в апреле 1948 г. [ 1 ] [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я uboat.net HMS Доброволец (D 71)
- ^ Jump up to: а б с д Колледж, Дж. Дж., Корабли Королевского флота: Полный отчет обо всех боевых кораблях Королевского флота с пятнадцатого века до наших дней , Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1987, ISBN 0-87021-652-X , стр. 372.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п warlinks.com Доброволец HMS
- ^ uboat.net Фрэнсис Мэсси: британский торговец паром
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Кокер, Морис. Эсминцы Королевского флота, 1893–1981 гг . Ян Аллан. ISBN 0-7110-1075-7 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-081-8 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг.; Нарисовано с разрешения Адмиралтейства на основе официальных отчетов и отчетов, корабельных обложек и планов строительства . Лондон: Служба Сили. OCLC 164893555 .
- Престон, Энтони (1971). Эсминцы класса V&W, 1917–1945 гг . Лондон: Макдональд. OCLC 464542895 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1979). Эсминцы классов «V» и «W» . Человек войны. Том. 2. Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-233-Х .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уинни, Боб (2000). Опасность подводных лодок: борьба за выживание . Касселл. ISBN 0-304-35132-6 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
- Уинзер, Джон де Д. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-91-6 .