Jump to content

HMS Волонтер (D71)

История
Великобритания
Имя ГМС Волонтер
Тезка волонтер
Заказал Январь 1918 г. [ 1 ] [ 2 ]
Строитель Уильям Денни и братья , Данбартон [ 1 ]
Заложен 16 апреля 1918 г. [ 1 ]
Запущен 17 апреля 1919 г. [ 1 ]
Завершенный 7 ноября 1919 г. [ 1 ]
Введен в эксплуатацию 7 ноября 1919 г. [ 2 ]
Выведен из эксплуатации начало 1930-х годов [ 1 ]
повторно введен в эксплуатацию август 1939 г. [ 1 ]
Выведен из эксплуатации Май 1945 г. [ 1 ]
Девиз Pro aris et focis («Для очагов и домов») [ 1 ]
Почести и
награды
Судьба Продан на слом 3 [ 1 ] или 4 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Март 1947 г.
Значок Маска золотого льва на золотом щите над серебряным барри из трёх, все на синем поле. [ 1 ]
Общие характеристики
Класс и тип W-класса Адмиралтейский модифицированный эсминец
Смещение 1140 тонн стандарт, 1550 тонн полная
Длина 300 футов (91,4 м) в год , 312 футов (95,1 м) в день
Луч 29,5 футов (9,0 м)
Черновик 9 футов (2,7 м), 11,25 футов (3,4 м) при полной нагрузке
Движение типа Ярроу Водотрубные котлы , паровые турбины с редуктором Брауна-Кертиса , 2 вала, 27 000 л.с.
Скорость 34 узла (63 км/ч; 39 ​​миль в час)
Диапазон
  • 320–370 тонн нефти
  • 3500 миль (6500 км; 4000 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час)
  • 900 миль (1700 км; 1000 миль) на скорости 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час)
Дополнить 127
Датчики и
системы обработки
  • Радар воздушного предупреждения типа 286М установлен в 1940 году.
  • Установлен радар предупреждения о поверхности Тип 271, 1940 г.
Вооружение

Четвертый HMS Volunteer (D71) , позже I71 , был W-класса модифицированным эсминцем Британского Второй мировой Королевского флота , принимавшим участие во войне .

Строительство и ввод в эксплуатацию

[ редактировать ]

Добровольцем был призван в январе 1918 г. [ 1 ] [ 2 ] в рамках 13-го приказа Военно-морской программы 1918-1919 гг. Он был заложен 16 апреля 1918 года компанией William Denny and Brothers в Дамбартоне , Шотландия , и спущен на воду 17 апреля 1919 года. [ 1 ] [ 3 ] Она была завершена 7 ноября 1919 г. [ 1 ] и принят на вооружение в тот же день [ 2 ] с номером вымпела D71. [ 3 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Перед Второй мировой войной

[ редактировать ]
Доброволец в крепости Акерсхус , Осло, Норвегия, вскоре после Первой мировой войны.

«Доброволец» поступил на вооружение флота в 1919 году. В 1921 году был приписан к 4-й флотилии эсминцев Атлантического флота был переведен в состав Средиземноморского флота , а в 1925 году вместе с остальной частью флотилии . В начале 1930-х годов он был выведен из эксплуатации , переведен в Резервный флот и помещен в Норе резерв . Позже она была переведена в Росайт , Шотландия, и осталась там в резерве. [ 1 ]

В августе 1939 года «Волонтер» был повторно введен в состав резервного экипажа для Королевского смотра резервного флота в заливе Уэймут королем Георгом VI . Затем он остался в строю, поскольку флот был мобилизован из-за ухудшения дипломатических отношений между Соединенным Королевством и нацистской Германией. [ 1 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Соединенное Королевство вступило во Вторую мировую войну 3 сентября 1939 года, и «Волонтер» был назначен в 15-ю флотилию эсминцев . 5 сентября он присоединился к эсминцам Vimy , Witherington и Wolverine в качестве эскорта конвоя GC 1 из Милфорд-Хейвена , Уэльс . В октябре 1939 года он был переведен в 17-ю флотилию эсминцев командования западных подходов для операций по защите конвоев на западных подходах и в северной части Атлантического океана , базирующуюся в Плимуте , и продолжал выполнять эти обязанности до 1940 года. [ 1 ]

8 января 1940 года «Волонтер» присоединился к эсминцам «Ванок» , «Венеция» и «Виконт» в сопровождении конвоя HG 13 на последнем этапе его путешествия из Гибралтара в Ливерпуль , отделившись от конвоя в Ирландском море 10 января 1940 года, чтобы вернуться в Плимут. 5 марта 1940 года «Волонтер» , эсминец «Вихрь» , а также шлюпы «Чародейка» и «Сэндвич» присоединились к конвою OG 21F , готовившемуся к путешествию в Гибралтар ; «Волонтер» оставался с конвоем до 8 марта, затем во время обратного рейса в Плимут присоединился к «Венеции» , «Вирлвинду» , эсминцам «Ветеран» и «Уайлд Лебедь» , а также шлюпу «Лейт» в безуспешных поисках на юго-западных подходах немецкой подводной лодки , о которой сообщил самолет союзников . С 25 по 26 марта «Волонтер» , лидер эсминца «Кэмпбелл» , эсминцы «Уокер» и «Уондерер» , а также шлюп «Абердин» сопровождали конвой OG 23 на юго-западных подходах во время первого этапа его путешествия из Соединенного Королевства в Гибралтар. С 27 по 30 марта «Волонтер» и шлюпы «Скарборо». и Веллингтон сопровождал конвой HG 23 на заключительном этапе его пути из Гибралтара в Ливерпуль. [ 1 ]

В апреле 1940 года добровольец был направлен на службу под командование контр-адмирала (эсминцы). [ 5 ] во флоте метрополии в Скапа-Флоу на Оркнейских островах и поддерживать операции союзных войск в Норвежской кампании , которая началась 9 апреля, когда Германия вторглась в Норвегию. Ей было поручено сопровождать конвои между Великобританией и Норвегией. Первым из них был Convoy NP 1, первый конвой с войсками в Норвегию, в котором он присоединился к Vanoc , Whirlwind , Witherington , легким крейсерам Birmingham и Manchester , эсминцу Highlander и сетевому лайнеру Protector в сопровождении в период с 11 по 15 апреля. переправился из реки Клайд в Шотландии в Норвегию. Подобные конвои она сопровождала до 26 апреля, когда присоединилась к эсминцам Beagle , Encounter , Escort , Fortune и Grenade в качестве эскорта авианосцев Ark Royal и Glorious во время воздушных операций по защите частей флота в Андалснесе и Намсусе , Норвегия. Во время этого боя 27 апреля он совершил безуспешную атаку на немецкую подводную лодку, а затем сопроводил «Глориус» в Скапа-Флоу для дозаправки и пополнения запасов самолетов. [ 1 ]

В мае 1940 года – месяце, когда номер ее вымпела был изменен на I71 – «Волонтер» продолжала дислоцироваться у берегов Норвегии. 27 мая он, эсминец «Амазонка » и шлюп «Флитвуд» сопровождали поврежденный эсминец «Эскимос» на буксире из Скьельфьорда , Норвегия, в Великобританию для ремонта. [ 1 ]

После того, как немецкое завоевание Норвегии завершило Норвежскую кампанию, Волонтер вернулся в командование западных подходов в июне 1940 года для защиты конвоев и патрулирования на западных подходах и в Северной Атлантике. 7 июня 1940 года «Волонтер» , эсминец «Врен » и тральщик « Глинер» спасли выживших с вооруженного торгового крейсера «Каринтия» , который затонул в тот день к западу от залива Голуэй , Ирландия , через 36 часов после торпедирования 6 июня в 53 ° 13'00 "N 010 ° 40'00" W  /  53,21667 ° N 10,66667 ° W  / 53,21667; -10,66667  ( «HMS Carinthia торпедирована» ) немецкой подводной лодкой U-46 . [ 1 ] В тот же день Волонтер спас капитана британского торгового судна SS Frances Massey , который оказался единственным выжившим после того, как корабль затонул всего за 30 секунд с потерей 34 жизней в результате попадания торпеды немецкой подводной лодки U-48 в 14 морских милях. (22,5 км) к северо-западу от острова Тори , Ирландия, в 55 ° 33'00 "N 008 ° 26'00" W  /  55,55000 ° N 8,43333 ° W  / 55,55000; -8,43333  ( "СС Фрэнсис Мэсси затонула" ) . [ 2 ] [ 6 ] 8 июня «Волонтер» сопровождал тяжелый крейсер «Девоншир» , на котором погрузилась норвежская королевская семья . к «Клайду» [ 1 ]

В июле 1940 года Волонтер сопровождал конвой, направлявшийся в Касабланку , Французское Марокко , на часть пути, отделившись в Гибралтаре , чтобы взять на себя обязанности местного эскорта конвоев. В августе 1940 года она предоставляла услуги местного сопровождения конвоев, направлявшихся для операции «Угроза» — неудачной попытки британцев занять Дакар в Сенегале , а также трансатлантических конвоев, направлявшихся в Великобританию, и двух конвоев в Ла-Манш . После того, как немецкая подводная лодка U-32 торпедировала 1 сентября легкий крейсер «Фиджи» , направлявшийся к оккупационным силам Дакара, «Волонтер» был среди эсминцев, которые сопровождали его к реке Клайд в Шотландии для ремонта. [ 5 ]

В сентябре 1940 года волонтер был переведен на защиту конвоев и патрулирование против вторжения в Ла-Манш . Он участвовал в ночных зачистках побережья Франции, а в октябре 1940 года принял участие в операции «Средний» в качестве одного из двух эсминцев, прикрывающих военно-морские силы, бомбардировавшие Шербур , Франция. В ноябре [ 1 ] или декабрь [ 5 ] В 1940 году (источники расходятся) она вернулась в командование западных подходов и возобновила операции по сопровождению конвоев на западных подходах и в Северной Атлантике. [ 1 ]

В январе 1941 года «Волонтер» была переведена в 5-ю эскортную группу, базировавшуюся в Лондондерри (также называемую Дерри ), Северная Ирландия , в которой она присоединилась к «Ваноку» , «Уокеру» , эсминцу «Колдуэлл» и девяти класса «Цветок» корветам . Она продолжала операции по защите конвоев в Северной Атлантике вместе с группой, которой командовал командующий Дональд Макинтайр . марте 1941 года «Волонтер» , «Ванок» , «Уокер» (служивший флагманом Макинтайра , ) В эсминцы «Сардоникс» и «Ятаган» , а также корветы «Блюбелл» и «Гортензия» сопровождали конвой HX 112 , когда его заметила немецкая подводная лодка U-110 . После того, как Ванок обнаружил U-110 с помощью радара , сопровождающие заставили подводную лодку погрузиться и подвергли ее глубинной бомбе . Затем 16–17 марта HX 112 подвергся атаке пяти немецких подводных лодок, и ее эскорт активно участвовал в ее обороне, во время которой Ванок и Уокер потопили U-99 , захватив ее Отто командира Кречмера , а Ванок потопил U-100. , убив ее командира Иоахима Шепке . [ 1 ]

В апреле 1941 года «Волонтер» был направлен в Девонпорт . 10 [ 1 ] или 17-18 [ 5 ] Эйприл (источники расходятся) она принимала участие в местных учениях, когда эсминец «Ньюарк» случайно протаранил ее у берегов Ирландии. [ 1 ] [ 5 ] Волонтер потеряла шесть человек убитыми и серьезно повредила свою переднюю часть. Позже в том же месяце он отправился в Белфаст , Северная Ирландия, для ремонта на коммерческой верфи до сентября 1941 года. [ 1 ]

Доброволец вернулся в бой в составе 5-й группы сопровождения в октябре 1941 года и вместе с группой входил в состав эскорта конвоя HX 155 . 9 декабря 1941 года он вышел в море из Милфорд-Хейвена в составе эскорта линкора Ramillies , направлявшегося на соединение с Восточным флотом , сопровождая по пути конвой с войсками. Ramillies , Volunteer , и сопровождающие их корабли сопровождали конвой WS 14 с 13 по 15 декабря 1941 года, когда Volunteer и эсминец Witch отделились, чтобы вернуться на «Клайд» после прибытия конвоя в Гибралтар. [ 1 ] [ 5 ]

В декабре 1941 года Волонтер был «усыновлен» городом Херефорд в рамках национальной сберегательной кампании Недели военного корабля . [ 1 ]

12 января 1942 года «Доброволец» вышел в море с «Клайда» вместе с Ваноком , Уокером , Уизерингтоном и эсминцем «Вэнкишер» в качестве местного эскорта военного конвоя WS 15 во время его прохождения северо-западных подходов, который отделился 15 января, чтобы вернуться на «Клайд». . Точно так же она покинула «Клайд» 23 марта 1942 года вместе с эсминцами «Антилопа» , «Беверли» , «Боадицея» , «Кеппел» , «Лемингтон» , «Ньюпорт» и «Рокингем» , а также эскортным эсминцем «Бэдсворт» в качестве местного эскорта военного конвоя WS 17 , когда он проходил северо-западные подходы во время операции «Клайд». первый этап своего путешествия на Ближний Восток . После того, как 26 марта 1942 года Кеппель установил радиопеленгацию немецкой подводной лодки U-587 , эскорт заметил подводную лодку на поверхности и израсходовал все свои глубинные бомбы, атаковав ее после того, как она погрузилась в воду. Волонтер разделил заслугу Лимингтона и эскортных эсминцев Олденхэм и Гроув за потопление U-587 в Северной Атлантике к западу от Ушанта в 47 ° 21'00 "N 021 ° 39'00" W  /  47,35000 ° N 21,65000 ° W  / 47,35000; -21,65000  ( « U-587 затонула» ) с потерей всего экипажа из 42 человек. Позже в тот же день волонтер отделился от конвоя, чтобы вернуться в Клайд. [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ]

С 18 по 20 апреля 1942 года «Волонтер» , «Бэдсворт» , «Боадицея» , эсминцы «Джорджтаун » , «Ланкастер» , «Сент-Мэрис» и «Солсбери» , а также эскортный эсминец «Лодердейл» сопровождали военный конвой WS 18 во время первого этапа его плавания в Северо-Западных подходах после отхода. Клайд отделяется от Боадицеи , чтобы вернуться в Клайд. Доброволец вышел в море с «Клайда» 10 мая 1942 года вместе с «Кеппелом» , «Лемингтоном» , «Сент-Мэрис» и эсминцем «Каслтон» для сопровождения военного конвоя WS 19 во время первого этапа его путешествия на северо-западных подходах; она отошла, чтобы вернуться в Клайд 13 мая. [ 1 ]

После возвращения Волонтер была назначена на поддержку арктических конвоев, курсировавших между Великобританией и Советским Союзом . Соответственно, она и эсминцы Achates , Ashanti и Martin , зенитный корабль Alynbank , корветы Honeysuckle , Hyderabad и Starwort , ВМС Польши эсминец ORP Garland и ВМС Свободной Франции корвет Roselys присоединились к эскорту конвоя PQ 16 на 23 марта в рейс в Советский Союз. Немецкая авиация постоянно следила за конвоем, а немецкие бомбардировщики, торпедоносцы и подводные лодки наносили по нему сильные атаки. 25 марта Волонтер спас пилота истребителя Hawker Hurricane с Catapult Aircraft Merchantman (корабль CAM) после того, как американское торговое судно Carlton по ошибке сбило его. Прежде чем немецкие атаки прекратились, PQ-16 потерял семь из 34 торговых судов, а также получил повреждения еще четырех и Гарланда . 30 марта корабли сопровождения передали конвой Восточному местному эскорту и проследовали в порт на Севере. Россия , где «Волонтер» оставался до тех пор, пока он и те же корабли, которые защищали PQ 16, не сопровождали конвой QP 13 из Кольского залива в Соединенное Королевство в путешествии, которое началось 26 июня 1942 года. После прохода без происшествий «Волонтер» отделился от конвоя в море. возле Медвежьего острова на 5 [ 1 ] или 6 [ 5 ] Июль 1942 г. (источники различаются) отправиться в Соединенное Королевство. [ 1 ] [ 5 ]

По возвращении в июле 1942 года «Волонтер» вошла на верфь в Росайте , Шотландия, для ремонта и переоборудования в эскорт дальнего действия. До конца 1942 года он находился в руках верфи. [ 1 ] [ 5 ]

После завершения преобразования «Волонтер» после преобразования в январе 1943 года прошла приемочные испытания и отправилась в Тобермори на острове Малл для обследований. После того, как она завершила их в феврале 1943 года, она была направлена ​​в 4-ю группу сопровождения, в которой она присоединилась к Beverley , Highlander , эсминцу Winchelsea и шести корветам класса Flower, базирующимся в Гриноке , Шотландия. [ 1 ]

В марте 1943 года «Волонтер» был флагманом командующего « Г. Дж. Лютера, командующего эскортом, в который также входили Беверли» и корветы «Анемона» и «Пенниворт », конвоя HX 229 . [ 1 ] в составе 40 торговых судов. HX 229 и Convoy SC 122 подверглись атаке немецких подводных лодок волчьих стай ( « Барон-разбойник ») и Dranger Харриер ») Raubgraf 16 марта, и бой перерос в крупнейшее конвоевое сражение Второй мировой войны с участием 38 немецких кораблей. Задействованы подводные лодки трех волчьих стай. Во время сильных немецких атак 17 марта подводная лодка U-616 совершила неудачную торпедную атаку на «Волонтер» . К тому времени, когда 18 марта конвоиры, численно превосходившие в два раза по атакующим подводным лодкам, получили подкрепление. [ 1 ] и немецкие атаки уменьшились, HX 229 потерял 13 потопленных торговых судов, а его эскорт, хотя и постоянно атаковал контакты подводных лодок, не смог потопить ни одну из атакующих подводных лодок. [ 5 ]

В мае 1943 года «Доброволец» вошел в состав 5-й группы сопровождения конвоя ОНС 7 . Конвой подвергся серии атак немецких подводных лодок группы « Дунай -1» Дунай »-1) с 11 по 13 мая, атаки возобновились 17 мая. Однако конвой предпринял попытку уклонения и потерял лишь одно торговое судно. [ 1 ]

Волонтер продолжала свои операции по защите конвоев в Северной Атлантике с июня по сентябрь 1943 года, но также начала сопровождать конвои между Соединенным Королевством и Гибралтаром, перевозящие войска, оборудование и припасы для наступательных операций союзников на Сицилии и Италии . [ 1 ] С июня по сентябрь он также принимал участие в наступательных противолодочных операциях кораблей и авиации союзников в Бискайском заливе, нацеленных на немецкие подводные лодки, проходящие через залив между своими базами в оккупированной немцами Франции и районами их боевых действий в Атлантике. [ 5 ] В октябре 1943 года она участвовала в операции «Рвение» по созданию авиационных и дозаправочных баз союзников на Азорских островах , развернувшись вместе с 4-й и 5-й группами сопровождения в качестве сопровождения конвоев, перевозящих персонал, оборудование и припасы на Азорские острова. [ 1 ] [ 5 ] В ноябре она вернулась к противолодочному наступлению в Бискайском заливе, а в декабре 1943 года возобновила операции по защите конвоев в Северной Атлантике. [ 1 ]

Волонтер продолжала выполнять обязанности по сопровождению конвоев в Северной Атлантике до апреля 1944 года, когда ее переназначили на операции в Ла-Манше по сопровождению конвоев вдоль побережья Великобритании . Позже в том же месяце он был назначен для операций по сопровождению конвоев в рамках операции «Нептун» вторжения союзников в Нормандию , на начало июня 1944 года в . поддержку запланированного в бою против немецких моторных торпедных катеров – S-катера, известных союзникам как « E-лодки » – из 9-й флотилии . Гастингс . [ 1 ]

В начале июня 1944 года «Волонтер» присоединился к траулерам «Элсмир» , «Кингстон Андалузит» и «Руби» и Королевского военно-морского флота Канады корвету HMCS Summerside в Милфорд-Хейвене, чтобы сформировать 144-ю группу сопровождения отряда B для высадки в Нормандии. 4 июня группа сопровождала конвой EBC2, состоящий из 32 автотранспортных судов и каботажных судов и пяти нефтяных танкеров , из Милфорд-Хейвена через Бристольский канал в Солент ; после того как из-за плохой погоды высадка была перенесена с 5 на 6 июня, прибытие конвоя в Солент было отложено до 6 июня. 7 июня, на второй день вторжения, конвой и его эскорт тронулись с «Солента» и проследовали к американскому плацдарму в Нормандии, откуда прибыли 8 июня. Позже в тот же день Волонтер отделилась от конвоя, чтобы вернуться в Милфорд-Хейвен и начать сопровождать конвои, доставляющие подкрепления и припасы на пляжи, первый из которых она сопровождала через Бристольский пролив 10 июня. Она продолжала сопровождать конвои в Нормандию до конца июня, когда ее освободили из операции «Нептун». [ 1 ]

В июле 1944 года «Доброволец» перешёл под командование главнокомандующего в Портсмут и вернулся для сопровождения прибрежных конвоев в Ла-Манше. В августе 1944 года он был в составе эскорта трёх танкодесантных кораблей , которые доставляли припасы для в США армий 12-й группы Сен -Мишель-ан-Грев , Франция. В ноябре 1944 года он вошел в состав 1-й флотилии эсминцев (Портсмут), а в декабре 1944 года вошёл в состав 21-й флотилии эсминцев под командованием главнокомандующего «Нора» в Ширнессе . К январю 1945 года она сопровождала конвои в Норе , Северном море и Ла-Манше. Она продолжала исполнять эти обязанности без серьезных происшествий до капитуляции Германии в начале мая 1945 года и до конца мая 1945 года. [ 1 ] [ 5 ]

Вывод из эксплуатации и утилизация

[ редактировать ]

Выведен из боевой службы в конце мая 1945 г. [ 1 ] [ 5 ] Доброволец был списан и выведен в резерв в июне 1945 года. [ 5 ] и к июлю 1945 года он больше не значился в Королевского флота . активном списке [ 2 ] Помещенный в список утилизации в 1947 году, он был продан BISCO 3-го числа. [ 1 ] или 4 [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Март 1947 г. (источники расходятся) на слом либо М. Бречиным. [ 3 ] [ 4 ] или компания Granton Shipbreaking [ 1 ] (источники различаются). Ее отбуксировали на Грантоне верфь разборки кораблей в , Эдинбург , Шотландия, в декабре 1947 года. [ 4 ] или апрель 1948 г. [ 1 ] (источники расходятся) и сдан на слом в апреле 1948 г. [ 1 ] [ 3 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является Военно-морская история: HMS VOLUNTEER (D 71) — эсминец класса V & W
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я uboat.net HMS Доброволец (D 71)
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж История военно-морского флота: Корабли Королевского флота, 1914-1919 гг. - в алфавитном порядке (Часть 2 из 2)
  4. ^ Jump up to: а б с д Колледж, Дж. Дж., Корабли Королевского флота: Полный отчет обо всех боевых кораблях Королевского флота с пятнадцатого века до наших дней , Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1987, ISBN   0-87021-652-X , стр. 372.
  5. ^ uboat.net Фрэнсис Мэсси: британский торговец паром

Библиография

[ редактировать ]
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-459-4 .
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-146-7 .
  • Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN  978-1-86176-281-8 .
  • Кокер, Морис. Эсминцы Королевского флота, 1893–1981 гг . Ян Аллан. ISBN  0-7110-1075-7 .
  • Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-081-8 .
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-85177-245-5 .
  • Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-048-7 .
  • Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг.; Нарисовано с разрешения Адмиралтейства на основе официальных отчетов и отчетов, корабельных обложек и планов строительства . Лондон: Служба Сили. OCLC   164893555 .
  • Престон, Энтони (1971). Эсминцы класса V&W, 1917–1945 гг . Лондон: Макдональд. OCLC   464542895 .
  • Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1979). Эсминцы классов «V» и «W» . Человек войны. Том. 2. Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  0-85368-233-Х .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Уинни, Боб (2000). Опасность подводных лодок: борьба за выживание . Касселл. ISBN  0-304-35132-6 .
  • Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-326-1 .
  • Уинзер, Джон де Д. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-91-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f27c2a1c866f81d586f528f003cfa8f__1690993560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/8f/3f27c2a1c866f81d586f528f003cfa8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Volunteer (D71) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)