HMS Ядовитый
![]() HMS Venomous ок. 1919 год, когда номер ее вымпела был G98.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Веном |
Заказал | Январь 1918 г. [ 1 ] |
Строитель | John Brown & Company , Клайдбанк , Шотландия [ 2 ] |
Переименован | HMS Venomous , 24 апреля 1919 г. [ 3 ] |
Запущен | 21 декабря 1918 г. [ 2 ] |
Завершенный | 24 августа 1919 г. [ 2 ] |
Введен в эксплуатацию | 24 августа 1919 г. [ 1 ] |
Выведен из эксплуатации | 1929 [ 4 ] |
повторно введен в эксплуатацию | Октябрь 1938 г. [ 4 ] |
Выведен из эксплуатации | Конец 1938 года? [ 4 ] |
повторно введен в эксплуатацию | Лето 1939 года [ 4 ] |
Выведен из эксплуатации | Первая половина 1944 года [ 2 ] |
повторно введен в эксплуатацию | август 1944 г. [ 2 ] |
Выведен из эксплуатации | 1945 [ 2 ] |
Девиз | Безвреден для врагов, безвреден для друзей ( лат . «Смертельно для врагов, безвреден для друзей»). [ 2 ] |
Почести и награды | |
Судьба | Продан на слом 4 марта 1947 г. [ 2 ] |
Значок | Золотой кубок с двумя переплетенными зелеными змеями на черном поле. [ 2 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | W-класса Адмиралтейский модифицированный эсминец |
Смещение | 1140 тонн стандарт, 1550 тонн полная |
Длина |
|
Луч | 29,5 футов (9,0 м) |
Черновик | 9 футов (2,7 м), 11,25 футов (3,43 м) при полной нагрузке |
Установленная мощность | 27 000 л.с. (20 000 кВт) |
Движение | типа Ярроу Водотрубные котлы , паровые турбины с редуктором Брауна-Кертиса , 2 вала |
Скорость | 34 узла (63 км / ч; 39 миль в час) |
Диапазон |
|
Дополнить | 127 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
HMS Venomous (бывший Venom ) — W-класса модифицированный эсминец Британского , Королевского флота принимавший участие в Гражданской войне в России и Второй мировой войне .
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]«Веном» , второй корабль Королевского флота с таким названием, был заказан в январе 1918 года. [ 1 ] в рамках 10-го приказа Военно-морской программы 1918-1919 гг. Он был заложен 31 мая 1918 года компанией John Brown & Company в Клайдбанке , Шотландия , и спущен на воду 21 декабря 1918 года. [ 5 ] 24 апреля 1919 года он был переименован в Venomous , первый корабль Королевского флота с таким названием. [ 3 ] [ 5 ] во избежание путаницы с флота Королевского торпедной школой HMS Vernon . [ 2 ] Она была завершена 24 августа 1919 г. [ 2 ] и принят на вооружение в тот же день. [ 1 ] Ее первоначальный номер на вымпеле G98, присвоенный в июне 1919 года, [ 5 ] в межвоенный период был изменен на D75. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Межвоенные годы
[ редактировать ]Venomous был приписан к 2-й флотилии эсминцев Атлантического флота . [ 2 ] Зимой 1919–1920 совершила несколько круизов по Балтийскому морю , участвуя в британской кампании против большевистских и немецких войск в Латвии , Эстонии и Финляндии . В 1920 году она проводила патрулирование, чтобы не допустить контрабандистов ввозить оружие в Ирландию , а ее команда принимала участие в предотвращении угольщиков . паралича британской экономики забастовкой [ 4 ]
8 октября 1923 года «Веномус» был повторно введен в строй в Чатеме для службы в Средиземноморском флоте . [ 6 ] в котором она работала до 1929 года с Валлеттой , Мальта, в качестве порта приписки . [ 2 ] В начале своего турне по Средиземному морю она патрулировала территорию в поддержку британских интересов во время боевых действий между Грецией и Турцией . [ 4 ] 2 ноября 1924 года он шел в Гранд-Харборе по возвращении в Валлетту из круиза по западной части Средиземного моря , когда случайно протаранил и потопил моторную лодку легкого крейсера HMS Calypso ; все четыре человека, находившиеся на борту моторной лодки, были спасены катером с эсминца HMS Umpire . [ 7 ] [ 8 ]
К марту 1925 года «Веномус» действовал в составе 4-й флотилии эсминцев в Средиземном море. [ 6 ] Он был повторно введен в строй в Чатеме 30 апреля 1926 года для продолжения службы в составе 4-й флотилии эсминцев в Средиземном море. [ 9 ] Она снова вошла в строй 21 августа 1928 года. [ 10 ]
Venomous был выведен из эксплуатации в 1929 году и передан в резервный флот в Росайте , Шотландия. 10 июля 1930 года она была переведена в ремонтный резерв. [ 11 ]
В октябре 1938 года «Веномус» ненадолго был вновь введен в эксплуатацию во время кризиса с нацистской Германией , но вскоре его снова отправили в резерв, когда паника войны утихла. Поскольку летом 1939 года напряженность в отношениях с Германией снова возросла, Venomous снова был введен в эксплуатацию. [ 4 ] с Дональдом Макинтайром в качестве ее командира ; он будет командовать ею до января 1940 года и впоследствии станет одним из самых известных командиров сопровождения конвоев Второй мировой войны .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Сентябрь 1939 г. - май 1940 г.
[ редактировать ]Соединенное Королевство вступило во Вторую мировую войну в сентябре 1939 года. В том же месяце «Веномус» был направлен в состав 16-й флотилии эсминцев в Портсмуте , Англия , для сопровождения конвоев с войсками, перевозивших британский экспедиционный корпус из Великобритании во Францию . Ее первый такой конвой состоялся 7 сентября 1939 года, который она и эсминец HMS Wren (D88) сопровождали. 12 сентября 1939 года два эсминца сопровождали конвой MB 2 из Англии в Шербур , Франция, а 15 сентября они сопровождали конвой DB 2 . В октябре 1939 года «Веномус» была переведена на сопровождение конвоев торговых судов на юго-западных подходах и в Ла-Манше , которую она продолжала до мая 1940 года. [ 2 ]
Битва за Францию, май – июнь 1940 г.
[ редактировать ]Веномус только что покинула Шербур 10 мая 1940 года, когда получила сигнал о том, что вторглась в Нидерланды Бельгию , Германия , Люксембург и Францию. [ 7 ] Ее направили на операции по поддержке союзных войск, и следующую неделю она провела в Северном море у голландского побережья. [ 7 ] 12 мая 1940 года она и эсминец «Вертити » перевезли группу королевской морской пехоты в Хук-оф-Холланд в Нидерландах. 15 мая она погрузила беженцев в Амстердаме в Нидерландах и подобрала 46 или 48 (источники расходятся) беженцев на борт голландской спасательной шлюпки. Зеемансхупа в Северном море и отвез их в Дувр , Англия. [ 2 ] [ 7 ]
Ее операции были сосредоточены на эвакуации личного состава и беженцев союзников, поскольку немецкое наступление наносило союзным войскам поражение за поражением. В Кале , Франция, где она обстреляла из своих зенитных орудий немецкие самолеты, бомбившие гавань, 21 мая 1940 года она подобрала около 200 британских подданных, а также загрузила оборудование для обнаружения подводных лодок и производственное оборудование с районного завода и перевезла беженцев и грузы в Англия. [ 12 ] 22 мая она сопровождала с острова Мэн паром Mona Queen , который перевозил британской армии войска ирландской гвардии в Булонь и возвращался в Англию с 212 беженцами на борту. [ 12 ] В контингент беженцев входили австрийского происхождения философ , философ науки , социолог и политэконом Отто Нейрат и немецкий дизайнер , социолог и писательница Мари Райдемайстер , вышедшая замуж за Нейрата в 1941 году. [ 13 ]
23 мая 1940 года Веномус погрузил отряд королевских инженеров в Дувр и отвез их в Кале, чтобы разрушить тамошние портовые сооружения, но группа не смогла высадиться из-за тяжелых боев в этом районе, и Веномус вернулся в Дувр. [ 12 ] Позже в тот же день она присоединилась к эсминцам Venetia , Vimiera , Whitshed и Wild Swan у Булони , британской армии , чтобы эвакуировать войска ирландской гвардии и валлийской гвардии которые оказались в ловушке из-за наступающих немецких войск и танков 2- й танковой дивизии. Дивизия во время битвы при Булони . Шестьдесят немецких Junkers Ju 87 Stuka. пикирующих бомбардировщиков [ 14 ] недавно атаковали гавань и французские эсминцы, бомбардировавшие море, поэтому британские корабли ждали прибытия истребительного прикрытия Королевских ВВС, прежде чем попытаться войти в гавань. После того, как британские самолеты прибыли на место происшествия в 19:20, Уитшед и Вимиера первыми вошли в гавань, взяв на борт как можно больше британских солдат - более 550 человек каждый - под огнем немецких войск, а затем в 20 часов вернулись из гавани: 25 часов, когда Уитшед на ходу полностью уничтожила два немецких танка в упор из своих 4,7-дюймовых (120-мм) орудий. [ 15 ]
Venomous и Wild Swan Следующими в гавань в 20:35 вошли Venetia , а в 20:40 - . Немцы открыли огонь по Венеции из более тяжелых орудий, когда она вошла в гавань, очевидно, пытаясь потопить ее у входа в гавань, чтобы заманить в ловушку Ядовитого и Дикого Лебедя и положить конец операции по эвакуации. Немецкий снаряд, вероятно, из танка, попал в «Венецию» , вызвав пожар в кормовой части и побудив ее экипаж сбросить торпеды и горящие поплавки «Карли» . «B» Еще один снаряд попал в ее орудийную башню , улетев за борт и убив некоторых находившихся там мужчин, а немецкая артиллерийская стрельба также привела к ранениям среди людей на ее мостике, в результате чего она вышла из-под контроля и ненадолго села на мель. Артиллеристы на борту «Веномуса» , видя, что «Венеция» находится под угрозой потопления, поняли, что немцы захватили форт де ла Креш на холме, возвышающемся над входом, и используют свою береговую артиллерию для обстрела «Венеции» . Ядовитый открыл огонь по форту; ее первый залп прошел мимо него, но второй залп заставил форт замолчать. орудий , взорвав одну сторону форта и большую часть склона холма, на котором он находился, в результате чего артиллерийские орудия упали с холма. Веномус также обнаружил немецкое легкое полевое орудие в саду дома и выстрелил по нему; ее первый залп свалил все деревья в саду, поджег дом и заставил находившиеся поблизости немецкие войска бежать. После этого все тяжелые немецкие орудия замолчали, и, получив отсрочку, «Венеция» , получившая семь ударов и неспособная погрузить войска, была быстро снята с мели и на полной скорости вышла из гавани в 20:48. Ядовитый , использовавший двигатели для маневрирования, поскольку у него заклинило рулевое управление, и Дикий Лебедь последовали за Венецией из гавани, также задним ходом, неся около 400 эвакуированных каждый, по пути подбив немецкий танк и расстреляв две колонны немецких войск. Затем Веномус и Дикий Лебедь сопроводили поврежденную Венецию в Дувр. [ 2 ] [ 15 ]
26 мая 1940 года «Веномус» начал операцию в поддержку операции «Динамо» — эвакуации личного состава союзников с плацдарма вокруг Дюнкерка , Франция. 31 мая 1940 года он совершил два рейса, перевезя 670 военнослужащих из Де-Панна , Бельгия , и Брей-Дюн , Франция, в первый раз и 408 военнослужащих с пирса в Дюнкерке во второй. [ 2 ] Он перевез 630 военнослужащих 2 июня 1940 года, еще 957 военнослужащих 3 июня и 463 военнослужащих в свой последний рейс из Дюнкерка 4 июня. [ 2 ] Всего за пять эвакуационных рейсов на Дюнкеркский плацдарм она эвакуировала 3128 или 4410 военнослужащих (источники расходятся). [ 2 ] [ 7 ]
Июнь – декабрь 1940 г.
[ редактировать ]Веномус была освобождена от операций, связанных с битвой за Францию, 7 июня 1940 года и переведена на патрулирование защиты конвоев и защиты от вторжений в Северном море, которое она проводила до августа 1940 года. Она и эсминец « Виверн» сопровождали конвой FN 19 у Грейт-Ярмута. 11 июня 1940 года, когда они подверглись атаке шести немецких самолетов, она умело маневрировала, чтобы избежать повреждений. В сентябре 1940 года она и Дикий Лебедь патрулировали Булонь. [ 2 ] а в ночь с 13 на 14 сентября 1940 г. они вместе с эсминцем «Малкольм» обстреляли там немецкие позиции. [ 1 ]
В октябре 1940 года «Веномус» был переведен на западные подходы для сопровождения конвоев. 13 ноября 1940 года он отправился в Гибралтар в составе прикрытия авианосца « Аргус» , направляясь в Средиземное море для перевозки самолетов на Мальту в рамках операции «Белый» . [ 2 ]
18 декабря 1940 года Веномус прибыл в Дерри (Лондондерри), Северная Ирландия , чтобы стать частью 1-й группы сопровождения. Он действовал в составе эскорта Конвоя HX 96 , когда 31 декабря 1940 года подорвался на мине в Ливерпульском заливе и получил серьезные повреждения, что вынудило его пройти ремонт, который завершился только в феврале 1941 года. [ 2 ] [ 7 ]
1941
[ редактировать ]Завершив ремонт, «Веномус» вернулся в строй 1-й группы сопровождения в Лондондерри в феврале 1941 года, чтобы продолжить работу по сопровождению конвоев на западных подходах. В апреле 1941 года он столкнулся с подводной лодкой H31 , и ему потребовалось две недели ремонта, прежде чем вернуться в строй в мае 1941 года. Он сопровождал конвой OB 343 у берегов Исландии в июле 1941 года, когда был вынужден отделиться и вернуться в Лондондерри для ремонта своей двигательной установки. , продолжавшаяся до сентября 1941 года. Вернулась в свою группу сопровождения и в октябре 1941 года входила в состав эскорта Конвоя ОНС 21 . В ноябре 1941 года он сопровождал Конвой OS 35, когда столкнулся с лидером эсминца « Кеппел» . Он был выведен из эксплуатации, и в декабре 1941 года в Гриноке , Шотландия, начались работы по его ремонту и переоборудованию в эскорт дальнего действия, а также по установке Тип 271 надводного предупреждения радара . [ 2 ]
1942
[ редактировать ]
Находясь в ремонте, Venomous был «принят на вооружение» гражданским сообществом Лафборо в Лестершире , Англия, в рамках кампании «Неделя военного корабля» , проходившей с 5 по 14 февраля 1942 года. [ 2 ] [ 7 ] [ 16 ] Когда ее ремонт, переоборудование и установка радара были завершены, 20 апреля 1942 года она явилась на флот метрополии для сопровождения арктических конвоев в Советский Союз . С 28 апреля по 5 мая 1942 года он сопровождал конвой PQ 15, направлявшийся в Советский Союз, а с 21 по 27 мая 1942 года сопровождал конвой QP 12 во время его следования из Советского Союза в Великобританию. [ 2 ]
В июне 1942 года Веномус вернулся на службу в конвой в Северной Атлантике. Она отошла от этой обязанности в июле 1942 года, чтобы сопровождать авианосец Furious в Средиземное море для доставки самолетов на Мальту в рамках операции «Беллоуз» . Она осталась с «Форсажем» , когда она начала свое путешествие через Западное Средиземноморье к Мальте 11 августа 1942 года. Когда операция «Мехи» была завершена, «Веномус» направился в Скапа-Флоу на Оркнейских островах , чтобы воссоединиться с Флотом метрополии для еще одного периода службы в арктическом конвое. В августе она была выбрана для участия в сопровождении конвоя PQ 18 в Советский Союз, но в сентябре 1942 года возникла проблема с котлом, из-за которой она не смогла присоединиться к конвою. Вместо этого 10 сентября 1942 года он был развернут вместе с эсминцами Amazon , Bulldog , Echo и Eclipse, чтобы создать передовую заправочную базу для эсминцев, сопровождающих PQ 18 и конвой QP 14 , возвращавшихся из Советского Союза в Соединенное Королевство. [ 2 ]

Venomous был отделен от Флота метрополии в октябре 1942 года для сопровождения военных конвоев в Гибралтар на пути к высадке десанта союзников во Французской Северной Африке в рамках операции «Факел» , запланированной на начало ноября 1942 года. 12 ноября 1942 года он и эсминец «Марна» сопровождали ремонт. корабль Vindictive и эсминец -база Hecla, когда она обнаружила немецкую подводную лодку U-515 со своим типом 271. РЛС надводного предупреждения в Северной Атлантике в 180 морских милях (333 км) к западу от Гибралтара. В то время как она охотилась за U-515 , подводная лодка выпустила четыре торпеды в 00:15 по Гекле , которая заметила и уклонилась от двух из них, но была поражена двумя другими. Пока Веномус и Марна продолжали охоту за U-515 , подводная лодка торпедировала «Геклу» еще три раза, в 01:28, 01:49 и 02:06 часов, после чего «Гекла» быстро затонула. 35 ° 43'00 "N 009 ° 54'00" W / 35,71667 ° N 9,90000 ° W с потерей 279 жизней. Веномус и Марн начали спасать выживших с «Геклы » , но Марна вытащила из воды только 64 человека, когда U-515 торпедировала ее в 02:11, оторвав ее корму. «Веномус» прервала спасательную операцию, чтобы контратаковать, а затем с 493 выжившими «Геклой» на борту взяла Марну на буксир. Затем она установила еще один радиолокационный контакт с U-515 и сбросила буксир, чтобы атаковать подводную лодку, которую она, наконец, отогнала серией атак глубинными бомбами . Освобожденный от сопровождения Марны корветом « Жонкиль» , «Веномус» направился в Касабланку во Французском Марокко с 568 выжившими «Геклой» на борту. [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ]
В декабре 1942 года Веномусу было поручено сопровождать конвои между Гибралтаром и Соединенным Королевством. [ 2 ]
1943
[ редактировать ]Веномус была назначена на сопровождение конвоев в Западном Средиземноморье в феврале 1943 года. В марте 1943 года она была выбрана для участия в операции «Хаски» , вторжении союзников на Сицилию, запланированном на июль 1943 года, а в апреле 1943 года она направилась к реке Клайд в Шотландии, чтобы начать операции, связанные с наращиванием Хаски. 16 апреля 1943 года она покинула Клайд вместе с эскортным эсминцем Lauderdale , фрегатами Exe и Ness , шлюпами Wellington и Weston , а также катерами Gorleston и Totland в качестве местного эскорта военного конвоя WS 29 во время его перехода из Клайда. через западные подходы и 20 апреля отделился, чтобы вернуться в Клайд. Venomous продолжала сопровождать военные конвои, связанные с Хаски, из Великобритании в Гибралтар, до июня 1943 года, когда по мере приближения даты вторжения ее переназначили на сопровождение конвоев в Западном Средиземноморье. 9 июля 1943 года она покинула Александрию ( Египет ) в составе сопровождения военного конвоя MFW 37 и по прибытии конвоя Они прибыли в Сиракузы , Сицилия, 13 июля, через три дня после первой высадки, и были развернуты для огневой поддержки сил на берегу и защиты плацдарма от подводных лодок Оси и торпедных катеров . [ 2 ]
Освобожденная от «Хаски» в августе 1943 года, «Веномус» защищала конвои в Средиземноморье до октября 1943 года, когда она вернулась в Соединенное Королевство для ремонта. она находилась на верфи в Фалмуте , Англия. Оставшуюся часть года [ 2 ]
1944–1945
[ редактировать ]«Веномус» оставался в строю в течение первой половины 1944 года и был выведен из эксплуатации для переоборудования в корабль-мишень для использования в обучении летных экипажей противокорабельным атакам, а также в качестве тендера. В августе 1944 года он был повторно принят на службу в качестве корабля-мишени, продолжая выполнять эту роль до капитуляции Германии в начале мая 1945 года. После капитуляции Германии он поддерживал силы союзников в операциях по повторной оккупации Европы, а 14 мая 1945 года присоединился к лидер эсминца «Доблестный» сопровождал тральщики, проводившие операции по тралению на Кристиансунда юге в Норвегии до прибытия туда других кораблей союзников. [ 2 ]
Вывод из эксплуатации и утилизация
[ редактировать ]После капитуляции Германии в начале мая 1945 года «Веномус» был выведен из эксплуатации и переведен в резерв; [ 2 ] Королевского флота . к октябрю 1945 года он больше не значился в активном списке [ 1 ] Позже внесенный в список утилизации, он был продан 4 марта 1947 года на слом компанией Metal Industries в Чарльстауне , Файф . Она прибыла на . верфь судолома в июле [ 3 ] или август [ 2 ] 1947 г. (источники различаются) и списан в 1948 г. [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Учебное подразделение Морского кадетского корпуса в Лафборо было введено в эксплуатацию в 1948 году как TS Venomous в честь корабля. Подразделению был вручен вымпел ввода корабля в эксплуатацию, он взял на себя герб корабля и мемориальную доску, которую Лафборо подарил HMS Venomous в 1942 году после принятия ее на вооружение во время кампании «Неделя военного корабля» 5–14 февраля 1942 года. 5 февраля 2012 года, в 70-летие начала этой кампании, TS Venomous был полностью уничтожен пожаром. Герб и мемориальная доска также были уничтожены. [ 7 ] [ 16 ]
Ядовитого Капитан « » Джон Макбит появился в эпизоде « Мир в войне » «Один» (1973), где обсуждал роль корабля в эвакуации Дюнкерка. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г uboat.net HMS Venomous (D 75)
- ^ Перейти обратно: а б с Колледж, Дж. Дж., Корабли Королевского флота: Полный отчет обо всех боевых кораблях Королевского флота с пятнадцатого века до наших дней , Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1987, ISBN 0-87021-652-X , с. 366.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Holywellhousepublishing.co.uk ТЯЖЕЛЫЙ КОРАБЛЬ: История HMS Venomous: что нового
- ↑ Корабль, с которым сражались в тяжелых боях, История HMS Venomous : The Grand Harbour, Валлетта, 2 ноября 1924 г.
- ^ Список военно-морского флота , июль 1927 г., стр. 279.
- ^ Список военно-морского флота , февраль 1929 г., стр. 279.
- ^ Список военно-морского флота , июль 1937 г., стр. 283.
- ^ Перейти обратно: а б с Корабль, с которым сражались в тяжелых боях, История HMS Venomous : Эвакуация британских граждан из Кале кораблями V&W
- ^ Корабль, с которым сражались в тяжелых боях, История HMS Venomous : Дети сбегают из осажденной Булони на HMS Venomous.
- ^ «Рецензия на книгу Юго-западного общества морской истории по результатам SW Soundings № 80 (сентябрь 2010 г.): Корабль, с которым сражались в тяжелых боях - история HMS Venomous» . Архивировано из оригинала 19 июня 2012 года . Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Себаг-Монтефиоре, Хью, Дюнкерк: бой до последнего человека , издательство Гарвардского университета, 2006, стр. 208–209, 593–594.
- ^ Перейти обратно: а б Holywellhousepublishing.co.uk Корабль, с которым сражались в тяжелых боях - История HMS Venomous : TS Venomous , подразделение морского кадетского корпуса в Лафборо
- ^ Холмс, Ричард (2008). Мир в войне: знаменательная устная история из ранее неопубликованных архивов . Случайный дом. стр. 108, 110.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Кокер, Морис. Эсминцы Королевского флота, 1893–1981 гг . Ян Аллан. ISBN 0-7110-1075-7 .
- Крабб, Брайан Джеймс (1998). На пути к вреду. История HMS Kenya. Крейсер Второй мировой войны . Англия: Пол Уоткинс. ISBN 1-900289-02-4 .
- Крабб, Брайан Джеймс (2014). Операция «Пьедестал». История конвоя WS21S в августе 1942 года . Англия: Шон Тайас. ISBN 978-1-907730-19-1 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-081-8 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг.; Нарисовано с разрешения Адмиралтейства на основе официальных отчетов и отчетов, корабельных обложек и планов строительства . Лондон: Служба Сили. OCLC 164893555 .
- Престон, Энтони (1971). Эсминцы класса V&W, 1917–1945 гг . Лондон: Макдональд. OCLC 464542895 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1979). Эсминцы классов «V» и «W» . Человек войны. Том. 2. Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-233-Х .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уинни, Боб (2000). Опасность подводных лодок: борьба за выживание . Касселл. ISBN 0-304-35132-6 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
- Уинзер, Джон де Д. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-91-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мур, Роберт Дж.; Родгаард, Джон (2017). Корабль, с которым сражались в тяжелых боях: история HMS Venomous . Сент-Олбанс, Великобритания: Издательство Holywell House. ISBN 978-0-9559382-4-5 .