HMS Vindictive (1918)
![]() Мстительный как авианосец
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Мстительный |
Заказал | апрель 1916 г. |
Строитель | Харланд энд Вольф , Белфаст |
Номер двора | 500 |
Заложен | 29 июня 1916 г. |
Запущен | 17 января 1918 г. |
Завершенный | 19 октября 1918 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 октября 1918 г. |
Переименован | Июнь 1918 года, Кавендиш. |
реклассифицирован |
|
Идентификация | Номер вымпела : 31 (июль 1918 г.); 48 (сентябрь 1919 г.); [ 1 ] 36 (1920); И36 (1938 г.); Д36 (1940) [ 2 ] |
Судьба | Списан , 1946 год. |
Общие характеристики (завершено в 1918 г.) | |
Класс и тип | Заложен как «Хоккинс». типа тяжёлый крейсер |
Смещение |
|
Длина | 605 футов (184,4 м) ( о.а ) |
Луч | 65 футов (19,8 м) |
Черновик | 19 футов 3 дюйма (5,9 м) (в среднем) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 4 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) |
Диапазон | 5400 миль (10 000 км; 6 200 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 648 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 6–12 |
HMS Vindictive — военный корабль, построенный во время Первой мировой войны для Королевского флота (RN). Первоначально спроектированный как «Хоккинс» типа тяжелый крейсер и заложенный под названием «Кавендиш» , он был переоборудован в авианосец еще во время постройки. Переименованный в 1918 году, он был построен за несколько недель до окончания войны и не принимал активной службы в составе Великого флота . В следующем году она участвовала в британской кампании на Балтике против большевиков , в ходе которой ее авиация нанесла многочисленные удары по военно-морской базе в Кронштадте . «Виндиктив» вернулся домой в конце года и был переведен в резерв на несколько лет, прежде чем его полетные палубы были сняты и его снова переоборудовали в крейсер. Корабль сохранил авиационный ангар и провел испытания авиационной катапульты, прежде чем его отправили на Китайскую станцию в 1926 году. Через год после возвращения в 1928 году он снова был переведен в резерв.
В 1936–1937 годах «Виндиктив» был демилитаризован и переоборудован в учебный корабль . В начале Второй мировой войны был переоборудован в ремонтное судно . Однако ее первой задачей после переоборудования, завершенной в начале 1940 года, была транспортировка войск во время Норвежской кампании . Затем ее отправили в Южную Атлантику для поддержки служащих там британских кораблей, а в конце 1942 года - в Средиземное море для поддержки тамошних кораблей. Vindictive вернулся домой в 1944 году и был поврежден немецкой торпедой у берегов Нормандии после вторжения союзников во Францию. После войны выведен в резерв и продан на слом в 1946 году.
Предыстория и описание
[ редактировать ]Крейсер типа « Хоккинс » был спроектирован для охоты на вражеских торговых рейдеров за рубежом. Это требовало большого корабля, обеспечивающего необходимую выносливость для продолжительных операций вдали от баз поддержки и высокую скорость для поимки рейдеров. Конструкция также имела высокий надводный борт , что позволяло ей сохранять скорость в плохую погоду. Сэр Юстас Теннисон д'Энкур , директор по военно-морскому строительству , включил в свой состав как угольные, так и мазутные котлы, чтобы обеспечить корабль топливом независимо от условий снабжения. В 1915 году было заказано четыре корабля, названных в честь знаменитых мореплавателей елизаветинской эпохи, а в апреле 1916 года был заказан пятый и последний корабль, названный HMS Cavendish в честь авантюриста и кругосветного мореплавателя Томаса Кавендиша . К этому времени угроза со стороны немецких крейсеров и рейдеров миновала, поэтому строительство шло медленно. [ 3 ]
Крейсеры имели общую длину 605 футов (184,4 м), ширину 65 футов (19,8 м) и среднюю осадку 19 футов 3 дюйма (5,9 м) при глубокой загрузке . Они были рассчитаны на водоизмещение 9750 длинных тонн (9906 т) и имели в своем составе 37 офицеров и 672 рядовых . [ 4 ]
Корабли имели четыре Парсонса с редуктором паровые турбины , каждая из которых приводила в движение один гребной вал. Турбины были спроектированы так, чтобы производить в общей сложности 60 000 лошадиных сил на валу (45 000 кВт) при скорости 30 узлов (56 км / ч; 35 миль в час). Пар для турбин обеспечивали 12 котлов Ярроу ; 8 из них работали на мазуте, а остальные 4 — на угле. Они имели вместимость 800 длинных тонн (813 т) угля и 1600 длинных тонн (1626 т) мазута , что давало им дальность плавания 5400 морских миль (10000 км; 6200 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). [ 5 ]
Основное вооружение крейсеров типа «Хоккинс» состояло из семи 45- калиберных 7,5-дюймовых (190-мм) орудий Mk VI в поворотных установках . Они были расположены двумя парами суперстрелков : по одному в носовой и кормовой части надстройки , по одному на каждом борту рядом с задней трубой , а последний находился на квартердеке на том же уровне, что и нижняя часть задней пары суперстрелков; они были обозначены от 1 до 7 спереди назад. [ 6 ] На максимальной высоте эти орудия выпустили 200-фунтовый (91 кг) снаряд на дальность 21 114 ярдов (19 307 м). [ 7 ]
Их вторичное вооружение состояло из десяти скорострельных (QF) калибра 3 дюйма (76 мм) по 20 центнеров. [ Примечание 1 ] пистолеты. Шесть из них находились на малоугольных установках, предназначенных для использования против торпедных катеров , а остальные четыре - на высокоугольных установках для противовоздушной обороны . Они также установили два подводных аппарата , по одному на каждом борте, и четыре фиксированных надводных аппарата, по два на каждом борте, для 21-дюймовых торпед . [ 8 ]
Крейсеры класса Хокинс были защищены броней, максимальная толщина которой составляла 4 дюйма рядом с корабельными магазинами и минимальная толщина 1,5 дюйма (38 мм). Он состоял из двух слоев высокопрочной стали различной толщины, покрывавших большую часть бортов корабля. Палубы имели максимальную толщину 1–1,5 дюйма (25–38 мм) над машинными отделениями, котлами и рулевым механизмом. Боевая рубка и ее коммуникационная трубка были защищены единственной крупповской цементированной броней и имели толщину 3 дюйма и 2 дюйма (51 мм) соответственно. на кораблях [ 9 ]
Преобразование в авианосец
[ редактировать ]В январе 1917 года Адмиралтейский совет рассмотрел требования военно-морского флота к авианосцам и решил заказать два корабля, оснащенных как взлетной, так и посадочной палубой в кормовой части. Первоначальный заказ пришлось отменить в апреле 1917 года из-за отсутствия строительных мощностей, поэтому Адмиралтейство решило переоборудовать уже строившийся Кавендиш в июне 1917 года. 7,5-дюймовая пушка № 2, две 3-дюймовые пушки и боевая рубка были удалили, а переднюю надстройку переоборудовали в ангар размерами 78 на 49 футов (23,8 на 14,9 м), вмещающий шесть самолетов-разведчиков . Крыша ангара с небольшой пристройкой образовывала отлетную палубу длиной 106 футов (32 м). Самолет поднимался через люк в кормовой части взлетной палубы с помощью двух вышек . Посадочная палуба размером 193 на 57 футов (58,8 на 17,4 м) потребовала снятия 7,5-дюймовых орудий № 5 и 6 и перемещения четырех 3-дюймовых зенитных орудий на приподнятую платформу между воронками вместо 3-дюймовых зенитных орудий. орудия, предназначенные для этой позиции. [ 10 ] шириной 8 футов (2,4 м) по левому борту Трап соединял посадочную и взлетную палубы, позволяя перебрасывать самолеты со сложенными крыльями с одной на другую. был Защитный барьер подвешен к «виселице» в передней части площадки на палубе. Чтобы повысить ее устойчивость после добавления такого большого веса, верхняя часть противоторпедного выступа была увеличена. [ 11 ]
Несмотря на то, что он по-прежнему имел больший вес по сравнению с его проектным водоизмещением, модификации сделали корабль легче, чем его однотипные корабли , с легким водоизмещением 9 344 длинных тонны (9 494 т) и метацентрической высотой 3,59 фута (1,1 м). Он завершил ходовые испытания 21 сентября 1918 года и достиг скорости 29,12 узлов (53,93 км / ч; 33,51 миль в час) при мощности на валу 63 600 лошадиных сил (47 400 кВт). [ 8 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Кавендиш был заложен на верфи Harland & Wolff в Белфасте 26 июня 1916 года и спущен на воду 17 января 1918 года. [ 12 ] В июне он был переименован в Vindictive и стал пятым кораблем с таким названием в составе РН. [ 13 ] увековечить имя старого защищенного крейсера Vindictive , который отличился в рейде на Зебрюгге в апреле 1918 года и затем был потоплен в качестве блок-корабля в Остенде в мае. [ 8 ] Он вступил в строй 1 октября и после непродолжительной работы присоединился к Летной эскадрилье Великого флота 18 октября, всего за несколько недель до перемирия 11 ноября. Остальную часть года она проводила летные испытания и учения, в том числе с самолетами-разведчиками Port Victoria Grain Griffin , два из которых были потеряны в результате аварий. Единственную посадку на борт корабля совершил Уильям Уэйкфилд 1 ноября на последнем действующем корабле Sopwith Pup . [ 14 ] Эксперименты, проведенные ранее на борту более крупного «Фьюриоса » с такой же неповрежденной надстройкой и воронками, продемонстрировали, что создаваемая ими турбулентность была достаточной, чтобы сделать успешную посадку на высокой скорости практически невозможной. Уэйкфилд минимизировал проблему, подойдя к посадочной палубе под углом, пока корабль медленно двигался. [ 15 ]
Vindictive был отправлен на Балтику с дюжиной самолетов, включающих в себя смесь Griffins, истребителей Sopwith 2F.1 Ship Camel, Sopwith 1½ Strutter и бомбардировщиков Short Type 184 2 июля 1919 года для участия в британской кампании на Балтике в поддержку Белые русские и новые независимые государства Балтии. [ 16 ] 6 июля он на скорости сел на мель возле Ревеля . Застряв в безливной Балтийском море, все топливо было выброшено за борт, а также большая часть боеприпасов. Было также выгружено около 2200 длинных тонн (2235 т) припасов, но корабль не удалось отбуксировать совместными усилиями легких крейсеров «Даная» и «Клеопатра» и трех буксиров . Через восемь дней после посадки на мель начался случайный западный ветер, который поднял уровень воды на 8 дюймов (203 мм), чего хватило, чтобы вытащить корабль на свободу. Без ведома британцев вся операция проходила на минном поле . [ 17 ]
Авианосец выгрузил свою авиагруппу под командованием майора Грэма Дональда в Койвисто , Финляндия, 14 июля. они смогли совершить разведывательный полет над крупной большевистской Их аэродром все еще строился, но 26 июля военно-морской базой в Кронштадте, в то время как Vindictive отплыл в Копенгаген , Дания, для загрузки самолетов и запасных частей, оставленных для нее авианосцем Argus . Четыре дня спустя контр-адмирал Уолтер Коуэн приказал Дональду и его самолетам атаковать Кронштадт ночью. Поскольку их аэродром еще не был построен, взлетная палуба корабля была увеличена до 118 футов (36,0 м), чтобы бомбардировщики могли лучше взлетать с их 112-фунтовыми (51 кг) бомбами. Точный зенитный огонь удерживал самолет слишком высоко для эффективной атаки, но люди Дональда заявили о двух попаданиях в подводный тендер «Память Азова» . На самом деле одна бомба попала в нефтяной танкер «Татьяна» , подожгла его и убила одного человека. В тот же день восемь прибрежных моторных лодок прибыли RN (CMB); «Виндиктивный» служил их кораблём-базой . [ 18 ]
Vindictive Самолеты продолжали поддерживать британские операции против большевиков до тех пор, пока они не покинули Балтику в декабре, хотя никаких дальнейших вылетов с авианосца не выполнялось. Они сбили гелием наполненный наблюдательный шар и заметили корабли, проводившие береговые бомбардировки . Самое главное, девять из них атаковали Кронштадт в ночь с 17 на 18 августа 1919 года, чтобы отвлечь внимание от атаки ЦМВ на корабли в гавани Кронштадта. В результате миноносцы повредили линкор «Андрей Первозванный» и потопили «Память Азова» . В последующих атаках на Кронштадт они чуть не попали в «Андрей Первозванный» , пока он находился в сухом доке , чуть не попали в тральщик , убив от взрыва одного члена экипажа, и попали в два вспомогательных корабля . К декабрю стало ясно, что наступление белых на Петроград провалилось, и британцы начали отход; Vindictive оставила три Camel в Латвии, погрузилась в оставшуюся часть своего самолета и 22 декабря отплыла домой. [ 19 ]
он был переведен в резерв на верфи Портсмута . 24 декабря [ 20 ] и получила постоянный ремонт повреждений, вызванных заземлением, стоимостью 200 000 фунтов стерлингов. [ 21 ] Furious и Vindictive доказали, что идея «крейсеров-носителей» неработоспособна из-за турбулентности от их надстроек и что для успешного управления самолетами в море необходима полноценная летная палуба. Адмиралтейство рассматривало возможность преобразования его в эту конфигурацию с островом в июле 1918 года, пока еще строилось, но решило дождаться результатов испытаний, проведенных с Аргусом, оценивающим различные конструкции острова. Считалось, что Vindictive слишком мал, чтобы быть эффективным авиаперевозчиком, и финансовые ограничения, введенные после войны, не позволили провести такую масштабную реконструкцию. [ 22 ]
Как крейсер
[ редактировать ]
В течение следующих нескольких лет корабль находился либо в резерве, либо использовался в качестве военного транспорта начал переоборудование в крейсер на верфи Чатема , пока 1 марта 1923 года он не . 3-дюймовые зенитные орудия были заменены тремя QF Mk V. 4-дюймовыми зенитными орудиями Два из них были установлены на платформе между кормовой трубой и грот-мачтой, а третье орудие располагалось на юте между двумя 7,5-дюймовыми орудиями. Главным исключением было то, что 7,5-дюймовая пушка № 2 не была установлена и ангар остался в носовой надстройке. Две вышки, обслуживавшие ангар, были заменены одним краном на правом борту крыши ангара. Позицию № 2 занимал прототип Кэри на сжатом воздухе авиационной катапульты , первый британский крейсер, на котором была установлена катапульта. Vindictive впервые использовала его 3 октября, когда запустила III D. Fairey гидросамолет Она также провела испытания катапульты на поплавковом оборудовании. Истребители Fairey Flycatcher . [ 23 ]
Она отплыла на китайскую станцию 1 января 1926 года с шестью Fairey IIID на борту для антипиратского патрулирования и отправилась домой 14 марта 1928 года. Она прибыла в мае, а ее катапульта была снята в октябре, завершив ее карьеру в качестве авиационного корабля. В 1929 году «Виндиктив» снова был переведен в резерв и время от времени совершал военные рейсы. [ 24 ] В июле 1935 года корабль ненадолго отошёл от резервного причала, чтобы принять участие в смотре флота в честь серебряного юбилея короля Георга V, состоявшемся 15 числа. [ 25 ]
В качестве учебного корабля
[ редактировать ]
В 1936–1937 годах «Виндиктив» был демилитаризован в соответствии с условиями Лондонского военно-морского договора и переоборудован в учебный корабль для курсантов. Два ее внутренних гребных винта были сняты, как и внутренние турбины; половину ее котлов сняли, а их отсеки переоборудовали в жилые. Кормовую трубу удалили, кормовую надстройку реконструировали и увеличили, а ее ангар превратили в дополнительное жилое помещение. Ее вооружение, включая надводные торпедные аппараты, было заменено парой 4,7-дюймовых (120-мм) орудий в носовой части и счетверенной 2-фунтовой («поммонной») зенитной установкой QF в кормовой части. В таком виде он водоизмещал 9100 длинных тонн (9246 т) и мог развивать максимальную скорость 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час). [ 26 ] Она была повторно введена в строй 7 сентября 1937 года. [ 20 ]
Как ремонтное судно флота
[ редактировать ]После начала Второй мировой войны в августе 1939 года «Виндиктив» был переведен в Девонпорт для модернизации, как и у ее сестры «Эффингем» , с девятью 6-дюймовыми (152-мм) орудиями, четырьмя спаренными 4-дюймовыми (102-мм) установками и катапульта. У нее был низкий приоритет, поэтому к началу октября, когда рассматривалась возможность менее сложной модернизации, было проделано мало работ. В этом предложении было шесть 6-дюймовых орудий и три 4-дюймовых зенитных орудия, а ее бывшая кормовая котельная должна была быть переоборудована из прачечной в нефтяной бак, чтобы увеличить дальность полета, но это было отклонено в пользу преобразования во флот. ремонтный корабль. Ее вооружение было снято, а передняя надстройка была расширена над крышей бывшего ангара. Ее кормовая надстройка была расширена до уровня бортов и немного удлинена, а на квартердеке была построена большая рубка. Ее вооружение теперь состояло из шести одиночных 4-дюймовых зенитных орудий QF Mk V, расположенных по центральной линии, двух счетверенных установок «помпов», по одной с каждой стороны, и шести глубинных бомб . В этой роли он имел стандартное водоизмещение 10 000 длинных тонн (10 160 т) (12 000 длинных тонн (12 193 т) при полной нагрузке), а осадка увеличилась до 20 футов 3 дюйма (6,2 м). [ 27 ]

Преобразование было завершено 30 марта 1940 г. [ 28 ] как раз вовремя, чтобы корабль использовался Флотом Метрополии в качестве военного транспорта во время Норвежской кампании. В конце апреля она переправила британские войска в Нарвик сопровождала эвакуационный конвой из Харстада . и 4 июня [ 29 ] Позже в том же году «Виндиктив» был переведен в Южную Атлантику и оставался там до конца 1942 года, когда ему было приказано отправиться на север. [ 28 ] В ночь на 12 ноября она была атакована западнее Гибралтара немецкой подводной лодкой U-515 , но сумела уйти от торпед. U-515 потопила сопровождавший его эсминец тендер «Гекла» и оторвало корму одному из сопровождающих эсминцев « Марна» . [ 30 ] Она оставалась в составе Средиземноморского флота до 1944 года, когда была отозвана для поддержки кораблей, участвовавших в операции «Оверлорд» .
За это время она получила свои первые радары . К августу 1943 года на нее установили комплекс целеуказания Тип 286 , а также зенитный радар Тип 285. К январю 1944 года она получила радар воздушного предупреждения Тип 291 . Ее легкое зенитное вооружение также было дополнено шестью 20-мм автоматическими пушками «Эрликон» , по три с каждой стороны крыши большого цеха позади дымохода. [ 31 ] В 1944 году «Виндиктив» был переоборудован в эсминец-базу, а его зенитное вооружение было усилено за счет добавления еще шести «Эрликонов». Позже в том же году 4-дюймовые орудия были сняты и добавлены восемь дополнительных Oerlikon. В начале августа 1944 года корабль был поврежден дальнобойной кружащейся торпедой «Дакель», сброшенной Люфтваффе у берегов Нормандии . [ 32 ] В 1945 году она получила еще шесть Эрликонов. [ 33 ] Он был переведен в резерв 8 сентября 1945 года и продан на слом 24 января 1946 года. Впоследствии Vindictive был разобран в Блите . [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Диттмар, Ф.Дж.; Колледж, Джей-Джей (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Шеппертон: Ян Аллан. п. 32.
- ^ Лентон, ХТ (1973). Британские крейсеры . Лондон: Макдональд. п. 150.
- ^ Фридман 2010, стр. 65; Рэйвен и Робертс, стр. 51–52.
- ^ Фридман 2010, с. 390
- ^ Хоббс, с. 41
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 53
- ^ Фридман 2011, с. 78
- ^ Jump up to: а б с Рэйвен и Робертс, с. 55
- ^ Фридман 2010, с. 67; Рэйвен и Робертс, с. 405
- ^ Лейман, стр. 62–63.
- ^ Фридман 1988, стр. 51, 57.
- ^ Jump up to: а б Хоббс, с. 43
- ^ Колледж, с. 375
- ^ Лейман, стр. 64–65.
- ^ Фридман 1988, с. 51; Хоббс, с. 40
- ^ Лейман, стр. 65–66.
- ^ Глава, с. 224
- ^ Глава, стр. 224, 227; Лейман, с. 66
- ^ Глава, стр. 227, 231–233, 236; Лейман, с. 66
- ^ Jump up to: а б Лейман, с. 66
- ^ Шено, с. 91
- ^ Фридман 1988, с. 51; Хоббс, с. 41
- ^ Лейман, с. 66; Рэйвен и Робертс, стр. 55, 404.
- ^ Хоббс, с. 43, Лайман, с. 66
- ^ «HMS Vindictive (1925) CC 5» .
- ^ Фридман 2010, с. 67; Лентон, стр. 583–584; Рэйвен и Робертс, с. 225
- ^ Фридман 2010, стр. 67, 75; Лентон, с. 589
- ^ Jump up to: а б Фридман 2010, с. 75
- ^ Ровер, стр. 21, 25.
- ^ Блэр, с. 111
- ^ Фридман 2010, с. 67
- ^ Ровер, стр. 338.
- ^ Лентон, с. 589
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй младший (1999). Гитлеровская подводная война: Преследуемые, 1942–1945 гг . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-84077-0 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Шено, Роджер (1995). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время: Иллюстрированная энциклопедия (новое, исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-902-2 .
- Фридман, Норман (1988). Британская авианосная авиация: эволюция кораблей и их самолетов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-054-8 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-051-1 .
- Руководитель, Майкл (2009). «Балтийский поход 1918–1920 гг., часть II». Военный корабль Интернешнл . XLVI (3). Международная организация военно-морских исследований: 217–239. ISSN 0043-0374 .
- Хоббс, Дэвид (2013). Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-138-0 .
- Лейман, Р.Д. (1989). До авианосца: Развитие авиационных судов 1859–1922 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-210-9 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]