HMS Даная (D44)
![]() HMS Danae на ходу, август 1943 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Даная |
Тезка | Даная |
Строитель | Армстронг Уитворт |
Заложен | 1 декабря 1916 г. |
Запущен | 26 января 1918 г. |
Введен в эксплуатацию | 22 июля 1918 г. |
Выведен из эксплуатации | 4 октября 1944 г. |
Судьба | Переведен в Польшу |
![]() | |
Имя | ОРП Конрад |
Тезка | Юзеф Конрад Корженёвский |
Введен в эксплуатацию | 4 октября 1944 г. |
Выведен из эксплуатации | 28 сентября 1946 г. |
Судьба | Вернулся в Королевский флот. |
![]() | |
Имя | HMS Даная |
Тезка | Даная |
повторно введен в эксплуатацию | 28 сентября 1946 г. |
Выведен из эксплуатации | 22 января 1948 г. |
Судьба | Списан 27 марта 1948 года в Барроу. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Даная» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 445 футов (136 м) |
Луч | 46,5 футов (14,2 м) |
Черновик | 14,5 футов (4,4 м) |
Движение |
|
Скорость | 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час) |
Диапазон |
|
Дополнить | 462 |
Вооружение |
|
Броня |
|
HMS Danae был головным кораблем Danae класса крейсеров (также известных как класс D), служивших в Королевском флоте между мировыми войнами и в ВМС Польши во второй половине Второй мировой войны под названием ORP Conrad .
Услуга
[ редактировать ]«Даная» была заложена 1 декабря 1916 года на верфи Армстронг-Уитворт в Уокер-он-Тайн и спущена на воду 26 января 1918 года. Головной корабль своего класса, он был одним из самых быстроходных крейсеров своего времени. Приводимый в движение двумя Брауна-Кертиса паровыми турбинами мощностью 40 000 лошадиных сил (30 000 кВт ), 6 котлами и 2 гребными винтами, он мог двигаться со скоростью 29 узлов (54 км / ч; 33 мили в час). С 1060 тоннами нефти в баках он имел дальность полета 1480 морских миль (2740 км; 1700 миль) при скорости 29 узлов и 6700 морских миль (12400 км; 7700 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). . Он также был хорошо бронирован: борта и командная палуба были защищены армированной сталью толщиной 3 дюйма (76 мм), баки и каморы для боеприпасов - 57 мм (2,2 дюйма), а главная палуба - 2 дюймами (51 мм).
Прикрепленный к базирующейся в Харвиче 5-й эскадре легких крейсеров, он принял участие в нескольких патрулях Северного моря в последние месяцы Первой мировой войны . она обстреляла четыре вражеских самолета и дирижабль «Цеппелин» , в результате чего «Цеппелин» загорелся. 11 августа 1918 года [ 1 ]
В период с октября по ноябрь следующего года он перешёл в Балтийское море , где поддерживал белых в Гражданской войне в России вместе со своими родственными кораблями «Дракон» и «Бесстрашный» . В феврале 1920 года был придан 1-й эскадре лёгких крейсеров Атлантического флота .
Мировой круиз
[ редактировать ]
В 1923 году она была приписана к Эскадре специального назначения — военно-морскому флоту, созданному в пропагандистских целях. Флотилия далее состояла из линейных крейсеров «Худ» , «Рипалс» и крейсеров «Дели» , «Дракон» , «Бесстрашный» и «Данедин» , а также 9 других кораблей (в основном эсминцев) и предстояла кругосветное путешествие. Эскадрилья покинула Девонпорт 27 ноября и направилась во Фритаун в Сьерра-Леоне . Затем оперативная группа посетила Кейптаун , Порт-Элизабет , Восточный Лондон и Дурбан , куда она прибыла в последний день года. На следующий день эскадрилья отправилась на Занзибар , затем посетила Тринкомали , Сингапур , Фримантл (февраль 1924 года), Олбани , Аделаиду , Мельбурн , Хобарт и Сидней , откуда отправилась в Веллингтон в Новой Зеландии . Она покинула порт в мае и 16 мая нанесла короткий визит в Суву и Самару на Фиджи , затем в Гонолулу (6 июня), Викторию (25 июня), Ванкувер , а затем в Сан-Франциско (до 11 июля). Там эскадра разделилась, и линейные крейсеры направились в Великобританию. через реку Панамский канал и различные порты Южной Америки, включая Британскую Гайану , Антильские острова и Ямайку . Легкие крейсеры плыли на юг вокруг Южной Америки, посещая по пути различные порты: Кальяо, Вальпараисо и Талькауано, а также через Магалланский пролив. Оттуда останавливаемся на Фолклендских островах, в Баия-Бланке, Буэнос-Айресе, Монтевидео и Рио-де-Жанейро, пересекаем Атлантический океан с последней остановкой на островах Зеленого Мыса, прежде чем отправиться обратно в Великобританию .
Переброшенная в Средиземное море , в период с 1927 по 1929 год «Даная» служила эскортом 1-й крейсерской эскадры, после чего была выведена в Великобританию для ремонта и модернизации.
Станция Америки и Вест-Индии
[ редактировать ]
В 1930 году она вернулась на действительную службу. Даная покинула Девонпорт 20 августа 1930 года и направилась на Бермудские острова через Галифакс, Новая Шотландия , буксируя гребной буксир Sandboy (ранее называвшийся Strenous ). Она буксировала буксир на всем протяжении, кроме выхода и захода в порт. Даная и Сэндбой достигли Галифакса 2 сентября. 6 сентября (когда сообщалось, что она принадлежала к Атлантической эскадре, но на самом деле она присоединилась к 8-й крейсерской эскадре на станции Америка и Вест-Индия , базировавшейся на Королевской военно-морской верфи в императорской крепостной колонии на Бермудских островах), Даная покинула Сэндбой в Галифакс, чтобы оказать помощь Санто-Доминго , пострадавшему от урагана, прибыл туда 10 сентября ( Королевского флота прибыл также вспомогательный нефтяник «Сербол» для оказания помощи) и передал правительству диктатора Рафаэля Трухильо и Американскому комитету помощи все корабельные медикаменты сверх того, что было сохранено на случай чрезвычайной ситуации, и все излишки еды. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Корабли Американской и Вест-Индской станции обычно были разбросаны от Ньюфаундленда до мыса Горн и отправлялись в круизы по Тихому океану, но периодически возвращались на Бермудские острова, где флот собирался для учений. «Даная» под командованием капитана Эрика Ричарда Бента прибыла на Королевскую военно-морскую верфь, где в октябре должен был собраться флот, 22 сентября из Санто-Доминго. [ 5 ] [ 6 ] Даная недолго оставалась на Бермудских островах, а затем вернулась в Галифакс на « Сэндбой» . 17 октября он покинул Галифакс с Sandboy на буксире, и 20 октября оба судна прибыли на Бермудские острова. [ 7 ] [ 8 ] Даная пересекла Атлантику в феврале 1933 года, чтобы расплатиться со своим экипажем и повторно ввести его в строй для дальнейшей службы на станции в Америке и Вест-Индии. В состав ее нового экипажа входил лейтенант сэр Майкл Калм-Сеймур, лейтенант, сын бывшего командующего . -Начальник одноименной станции , [ 9 ] и лейтенант Блейкман Веси, возвращающаяся на свою базу на Бермудских островах через Гибралтар с дополнительными рейтингами для экипажей HMS Durban и HMS Dauntless. Лейтенант Веси будет смыт за борт насмерть в ненастную погоду по возвращении на Бермудские острова из Вашингтона, округ Колумбия, в ноябре того же года. [ 10 ] [ 11 ]
В 1935 году, когда началась Вторая китайско-японская война , он сопровождал различные эвакуационные конвои из Шанхая в Гонконг и был обстрелян японским флотом .
Вторая мировая война
[ редактировать ]После выполнения своих обязанностей на Дальнем Востоке «Даная» вновь была переведена в Великобританию и помещена в резерв. Мобилизованный в июле 1939 года, он был придан 9-й крейсерской эскадре , первоначально действовавшей в Южной Атлантике, а затем в Индийском океане с октября . 23 марта 1940 года он был прикреплен к Малайским силам и принимал участие в различных патрулях в районе Голландской Ост-Индии и Сингапура . 20 января он был прикреплен к китайским силам и начал сопровождать конвои в Желтом море и между Голландской Индией и Цейлоном вместе с крейсерами Durban , Dauntless , Cornwall и австралийским HMAS Canberra . 24 февраля он прибыл в Батавию , а затем отправился в Коломбо , откуда был доставлен в Кейптаун для ремонта.
Она вернулась в действительную службу в июле 1943 года, проведя 11 месяцев на верфи. В марте 1944 года вернулся в Великобританию и был прикомандирован к 1-й крейсерской эскадре. Во время вторжения в Нормандию она выполняла наземные миссии поддержки в секторе Пляжа Мечей . В июле эскадра переместилась в район Порт-ан-Бессена и Уистреама , а в августе вернулась в Великобританию. Затем «Даная» была выведена из действующей службы и использовалась в качестве корпуса в порту Плимута .

После потери своего однотипного корабля ORP Dragon , 4 октября «Даная» была сдана в аренду ВМС Польши . «Даная» теперь была укомплектована в основном выжившей частью экипажа «Дракона» . и под командованием командира. Станислав Дзенисевич . Он был отремонтирован в Саутгемптоне , а затем в Чатеме до 23 января 1945 года. Первоначально корабль должен был быть переименован в «ORP Wilno » или «ORP Lwów », в честь городов Вильно (Вильнюс) и Львов (Львов). Это было воспринято как спорное, поскольку, хотя города до окончания войны были частью Польши, в то время на них претендовал Советский Союз , и британские власти не хотели обижать Советский Союз. Было решено использовать политически нейтральное имя ORP Conrad , в честь Юзефа Конрада Корженёвского , более известного под своим английским псевдонимом Конрад Джозеф . В феврале корабль перешел в Скапа-Флоу , 2 апреля был придан 10-й крейсерской эскадре (в состав которой входили «Бирмингем» , «Беллона» , «Диадема» и «Дидо» ), но через неделю снова был отозван для ремонта поврежденных турбин. Она покинула верфь только 30 мая, через три недели после окончания войны в Европе. В составе 29-й флотилии эсминцев (в составе Zodiac , Zephyr и Zest ), она ненадолго дислоцировалась в порту Вильгельмсхафен , главной базе Кригсмарине , недавно захваченной 1-й польской бронетанковой дивизией .
До конца 1945 года служил транспортным судном, доставляя помощь Польского Красного Креста в Норвегию и Данию . В январе следующего года она вернулась в Росайт навсегда . Там она выполняла учебные задачи с кораблями ВМС Польши, включая ОРП Бурза , ОРП Блыскавица , ОРП Пиорун и ОРП Гарланд . 8 марта 1946 года корабли были выведены из состава Флота Метрополии , и польские экипажи начали подготовку к передаче их британцам. К августу экипаж корабля сократился на 50%, и 28 сентября он был возвращен в состав Королевского флота . Переименованная обратно в Даная, она была передана Партии ухода и обслуживания и переведена в Фалмут . 22 января 1948 года она была продана Тосу. W. Ward , а с 27 марта 1948 года был сдан на слом на верфи Vickers Armstrong в Барроу-ин-Фернесс .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шанс купить колокола знаменитых военных кораблей». Ежедневная независимая газета . Шеффилд, Англия, Великобритания. 10 июня 1933 года.
Выгодная цена — 1 фунт стерлингов. Судя по всему, это колокол «теперь треснутый и беззвучный» HMS Danae, который «открыл огонь по цеппелину и четырем вражеским самолетам 11 августа 1918 года. Цеппелин загорелся. Принимал участие в мировом круизе, ноябрь 1923 г. - сентябрь 1924 г. "
- ^ «Кабельные новости: БРИТАНСКИЙ КРЕЙСЕР Окажет помощь В САН-ДОМИНГО». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 9 сентября 1930 г.
- ^ «САНТО-ДОМИНГО РЕЛЬЕФ». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 12 сентября 1930 г.
- ^ «Кабельные новости: RFA OILER SERBOL ВОЗВРАЩАЕТСЯ ИЗ САНТО-ДОМИНГО: очевидец описывает ужасный ураган». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 1 октября 1930 года.
- ^ «ФЛОТ СОБИРАЕТСЯ НА БЕРМУДЫ». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 20 сентября 1930 г.
- ^ «Прибытие ДАная». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 24 сентября 1930 г.
- ^ «ГОЛСНО-КОЛЕСНОЕ СУДНО ДЛЯ ВЕРФИ ГМ». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 17 октября 1930 г.
- ^ «ВЕСТ-ЭНД НОВОСТИ: Прибывает весельный буксир Sandboy» . Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 22 октября 1930 г.
- ^ «Маркет-Харборо и округ». Рекламодатель Market Harborough и Midland Mail . Маркет-Харборо. 17 марта 1933 г.
Лейтенант. Сэр Майкл Калм-Сеймур, молодой владелец замка Рокингем, после свадьбы своей сестры в субботу отбыл во вторник в Вест-Индию на корабле HMS Danae, офицером которого он является.
- ^ «Дом правительства». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 13 мая 1933 года.
Следующие лица имели честь принять приглашения на небольшой танец, устроенный Его Превосходительством губернатором и леди Кубитт в Доме правительства в четверг, 11 мая.
...
Лейтенант. Сэр М. Калм-Сеймур, бакалавр, RN,
...
Лейтенант. Б. Веси, RN,... - ^ «ОФИЦЕР ПОТЕРЯЛСЯ С HMS DANAE». Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. 17 ноября 1933 года.
Путешествие HMS Danae из Вашингтона на Бермудские острова было омрачено гибелью в море лейтенанта Блейкмана Веси. Вчера сообщалось, что лейтенант Веси пропал за бортом вечером 14 ноября во время ненастной погоды. Лейтенант Веси родом из Сомерсета, Англия.
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Данн, Стив Р. (2022). Ударная сила Харвича: линия фронта Королевского флота в Северном море, 1914–1918 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-3990-1596-7 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотография HMS Danae и HMS Hood, «входящих в гавань Фримантл» из коллекции, сделанная Марджори Ридли, оцифрованная Музеем и Центром наследия Банбери, июнь 2019 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Крейсеры класса Даная Королевского флота
- Корабли, построенные на реке Тайн
- корабли 1918 года
- Крейсеры Великобритании Первой мировой войны
- Крейсеры Великобритании времен Второй мировой войны
- Крейсеры типа «Даная» ВМС Польши.
- Крейсеры Польши времен Второй мировой войны
- Корабли, построенные Армстронгом Уитвортом