HMS Дракон (D46)
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Дракон |
Заказал | 1916 |
Строитель | Судостроительная и инженерная компания Scotts , Гринок |
Заложен | 24 января 1917 г. |
Запущен | 29 декабря 1917 г. |
Введен в эксплуатацию | 16 августа 1918 г. |
Судьба | ВМС Польши , 15 января 1943 г. |
![]() | |
Имя | ОРП Дракон |
Введен в эксплуатацию | 15 января 1943 г. |
Судьба | Затоплен 20 июля 1944 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Даная» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 445 футов (136 м) |
Луч | 46,5 футов (14,2 м) |
Черновик | 14,5 футов (4,4 м) |
Движение |
|
Скорость | 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час) |
Диапазон | 2300 миль (4300 км) |
Дополнить | 462 |
Вооружение |
|
Броня |
|
HMS Dragon , также известный на польской службе как ORP Dragon ( по-польски : драгун ), был D или «Даная» класса крейсером , построенным для Королевского флота . Он был спущен на воду в Глазго в декабре 1917 года и затоплен в июле 1944 года у пляжей Нормандии как часть Арроманш волнолома .
История
[ редактировать ]До Второй мировой войны
[ редактировать ]
Один из самых быстрых кораблей того времени, Дракон ( номер вымпела D46). [ 1 ] был заложен 24 января 1917 года в Глазго . Она была спущена на воду 29 декабря того же года. Однако только 10 августа 1918 г. [ 2 ] что он наконец был введен в эксплуатацию на верфи Харвича Королевским флотом как HMS Dragon . [ 2 ] Вооруженный шестью 6-дюймовыми орудиями, легкий крейсер был введен в строй в конце Первой мировой войны, и в статье Daily Mirror за 1934 год говорится, что его южноафриканский член экипажа Морис Грин сделал последний выстрел в войне на море, когда он вступил в бой с немецкими гидросамолетами у Гельголандской бухты. 9 ноября 1918 г. [ 3 ] В августе 1919 года она привезла принца Уэльского (будущего короля Эдуарда VIII ) в Канаду, чтобы начать королевское турне . [ 4 ]
Затем она приняла участие в Гражданской войне в России в составе оперативной группы, помогавшей недавно независимым Латвии и Эстонии против большевиков и сил немецкого добровольческого корпуса в октябре и ноябре 1919 года в рамках британской интервенции в Прибалтике . 17 октября 1919 года Дракон был ранен тремя снарядами береговой батареи во время боевых действий против немецких войск, атакующих Ригу , в результате чего девять человек были убиты и пять ранены. [ 5 ] [ 6 ]

С 1920 года он входил в состав Первой эскадры легких крейсеров Атлантического флота, а с марта того же года командование принял капитан О.Х. Хоук-Генн. [ 2 ] Она повторно вступила в строй 8 мая 1923 года и 2 февраля 1926 года в Чатеме. [ 2 ]
В межвоенный период , в 1924 году, он входил в состав Первой крейсерской эскадры Атлантики. [ 2 ] В 1924 году она была прикреплена к эскадрилье специальной службы с HMS Hood , Repulse , Delhi , Danae (которая позже заменила Dragon в польском флоте) и Dauntless для выполнения множества задач по всему миру. Дракон дислоцировался на Занзибаре , Цейлоне , Новой Зеландии, Фиджи , Канаде и Ямайке , а также принимал участие в визитах в США, Голландские Антильские острова и Австралию.
20 декабря 1928 года выведена из службы. [ 2 ] и прошел капитальный ремонт в Великобритании. Среди прочих изменений был демонтирован ангар для ее гидросамолета . 15 ноября 1929 года она была передана командиру П.В. Неллесу , RCN. [ 2 ]

22 января 1930 года ремонт был завершен, и Dragon снова вошел в строй и после прохождения испытаний в Чатеме выступил в качестве тендера для Пембрука . [ 2 ] В течение 1930-х годов ее несколько раз вводили в эксплуатацию. 30 мая 1933 года известный драматург, композитор, режиссер, актер и певец Ноэль Кауард , прибывший 28 мая в императорскую крепостную колонию Бермудские острова (база Американско -Вест-Индской станции ) на пароходе «Рома» , нашел свою путь на борт HMS Dragon . Затем ею командовал капитан Филип Луи Виан , чьи первые слова при обнаружении Кауарда на борту были: «Какого черта вы делаете на борту этого корабля?», Хотя после того, как Кауард выпил немного джина в каюте капитана, ему разрешили остаться в круизе на корабле. корабль заканчивается на тихоокеанской стороне Панамского канала. [ 7 ] Затем HMS Dragon направился в Тихий океан на станцию в Китае, но в 1935 году был повторно прикреплен к станции в Америке и Вест-Индии, базирующейся на Королевской военно-морской верфи на Бермудских островах .
В 1934 году она попала в столкновение с кораблем в гавани Монреаля , Квебек , Канада, что привело к иску Адмиралтейства против ее тогдашнего капитана Фредерика Уэйк-Уокера . Канадские суды признали его виновным в столкновении. Этот вывод об ответственности был поддержан в апелляционном порядке Судебным комитетом Тайного совета , который в то время был судом последней инстанции Британской империи и Содружества. В конце октября 1936 года HMS Dragon несколько раз пытался отбуксировать большой испанский круизный лайнер «Кристобаль Колон», который врезался в риф к северу от Бермудских островов. Эти попытки восстановления не увенчались успехом, и останки Кристобаля Колона до сих пор лежат на рифе. [ 8 ] Он был повторно введен в строй с резервным экипажем 16 июля 1937 года в качестве тендера для HMS Cardiff . [ 2 ] а в 1938–1939 годах он входил в состав Резервного флота, базировавшегося в Норе.
Карьера во время войны
[ редактировать ]
Во время Второй мировой войны корабль первоначально был придан 7-й крейсерской эскадре Северного патруля , действовавшей в районе Шетландских островов . [ 9 ] В ноябре 1939 года принимал участие в преследовании адмирала графа Шпее . В феврале 1940 года HMS Dragon пересек Средиземное море и вернулся в Атлантику. 16 сентября 1940 года она одержала свою первую победу, захватив французский пароход « Туарег» . [ 10 ] 23 сентября того же года он достиг района порта Дакар , где принял участие в операции «Угроза» против стоявшего там французского флота. Вместе с HMS Inglefield и Foresight потопила Vichy France подводную лодку Persée и приняла участие в обстреле порта. Затем HMS Dragon перебрался во Фритаун , откуда в декабре действовал против « Адмирала Шеера» .
До ноября 1941 года «Дракон» сопровождал различные атлантические конвои , после чего был переброшен в Азию. После начала боевых действий с Японией в декабре он служил в составе сил американо-британско-голландско-австралийского командования , сопровождая конвои в Сингапур, причем «Драгон» был последним кораблем, покинувшим этот город перед тем, как сдаться. [ 11 ] 20 января 1942 года он был прикреплен к Западной оперативной группе, действовавшей в Яванском море, в которую входили HMAS Hobart , HMS Danae , HMS Tenedos и HMS Scout . После падения Явы он присоединился к HMS Caledon и голландскому крейсеру HNLMS Jacob van Heemskerck и действовал с Цейлона. В мае ее перевезли на Мадагаскар . В следующем месяце большая часть экипажа корабля была высажена и переведена в другие подразделения, а «Дракон» отправился обратно в Великобританию для ремонта. Поскольку оставшийся экипаж не мог самостоятельно управлять кораблем, его приходилось прикреплять к различным конвоям, и прошло почти полгода, прежде чем оно наконец добралось до Ливерпуля через Кейптаун , Чатем и Дурбан .
Передан ВМС Польши.
[ редактировать ]
15 января 1943 года он был передан ВМС Польши , переименован в ORP Dragon и укомплектован польским экипажем. Хотя название корабля осталось прежним, оно приобрело новый смысл. Дракон по-польски — дым , а «Дракон» по-польски означает драгун ( конный пехотинец), хотя последнее все же происходит окольным путем от дракона. Модернизированный на верфи Cammell Laird в Биркенхеде , он был переоборудован новой электроустановкой и установкой, радаром и вооружением. Ремонт был завершен 23 августа 1943 года, и корабль был переведен в Скапа-Флоу . Оттуда она действовала в составе различных конвоев. 20 февраля 1944 года к ней присоединились Бервик и Ямайка , и она сопровождала конвой JW 57 на пути к Мурманску . По возвращении она была прикреплена к различным более крупным кораблям для обучения морским и сухопутным операциям перед битвой за Нормандию . Наконец, 2 июня он был присоединен к флотилии, состоящей из HMS Ramillies , Warspite , Mauritius , Frobisher , Arethusa , Danae и 24 меньших судов, и направился к Нормандия .
Корабль участвовал в боевых действиях при высадке в Нормандии в рамках операции «Нептун» , обстреливая немецкие береговые батареи в Кольвиль-сюр-Орн и Трувиль ( Пляж Меча ) с расстояния четырех километров. В результате попадания немецкой 105-мм (4 дюйма) пушки береговой батареи были ранены три моряка. Она отошла под прикрытием Рамиллиса и Робертса , огонь которых уничтожил батарею. Вечером дня «Д» она двинулась в сектор Джуно-Бич , чтобы поддержать наступающие войска союзников. На следующий день корабль обстрелял немецкие позиции в городе Кан и его окрестностях . Однако 8 июня из-за отказа системы связи корабль не смог продолжить бомбардировку, и только поздно вечером он снова открыл огонь по 21-й немецкой танковой дивизии возле Варавиля . На следующий день она приняла участие в артиллерийской дуэли с береговой батареей у Ульгата , после чего вернулась в Портсмут для дозаправки и припасов. С 12 по 17 июня она снова обстреляла немецкие позиции возле Кана, Гуневиля, Лебизеи и Варавиля. За это время он также уклонился от торпедной атаки неизвестной подводной лодки. 18 июня она направлялась в Портсмут, сопровождая Нельсон , подорвавшийся на мине .
Повреждения и затопление
[ редактировать ]7 июля 1944 года «Дракон» вернулась в район Кана, где ей предстояло принять участие в последней артиллерийской подготовке к взятию города после месячной осады . В 5:40 утра следующего дня, ожидая приказа открыть огонь по 49 ° 22' с.ш. 0 ° 21' з.д. / 49,367 ° с.ш. 0,350 ° з.д. , « Дракон» был сбит немецкой «Негер» пилотируемой торпедой , первоначально предположительно пилотируемой Вальтером Герхольдом , и 26 человек погибли.
Ранее считалось, что ее пилотировал Вальтер Герхольд, книга К.Д. Беккера 1955 года «Люди К: История немецких водолазов и карликовых подводных лодок» (Уильям Кембер; Лондон, 1955; с предисловием Хельмута Хейя , бывшего адмирала К- Форс) вместо этого заявил, что «Негер», атаковавший Дракона , пилотировал мичман Поттаст. В нем говорится, что 13 июня, через неделю после высадки в Нормандии, 40 человеко-торпед «Негер» и их персонал, многие из которых были новобранцами, начали путешествие из Италии в Нормандию. Они поехали в Париж на поезде, а затем по дороге в Нормандию. Действия истребителей-бомбардировщиков союзников затрудняли передвижение в светлое время суток, а командир флотилии лейтенант Иоганн-Отто Криг был серьезно ранен в одной из атак. Поттаст, как следующий по опыту пилот, принял командование, и они, наконец, встретились с капитаном Фридрихом Беме , бывшим командиром эсминца, которого отправили вперед в залив Сены для строительства объектов для прибытия К-флотилии.
Согласно отчету Поттхаста, 20 «Негеров» отправились в плавание рано утром 7 июля. (Поттхаст прервал миссию двумя ночами ранее из-за механических проблем.) В 03:00 мимо Поттхаста прошла линия небольших патрульных судов, но «я не собирался тратить на них свою торпеду». Примерно через 45 минут он пропустил торговые суда, поскольку «я был полон решимости захватить военный корабль». Около 04:00 он заметил эсминец класса «Хант» , но он отвернулся примерно в 500 ярдах от него, заставив его ждать. Затем в лунном свете он увидел несколько военных кораблей, выстроившихся в четверть линии, пересекающих его путь, и направился к атаке на задний корабль, который казался больше остальных. На расстоянии 300 ярдов Поттаст нажал рычаг запуска торпеды и после атаки совершил побег. Взрыв, произошедший так близко, чуть не «выбросил его негера из воды». «Полоса пламени вырвалась вверх из пораженного корабля. Почти сразу меня окутал густой дым и я потерял всякое чувство направления. Когда дым рассеялся, я увидел, что корму военного корабля отнесло ветром». Другие суда контратаковали, ведя ожесточенную стрельбу, поскольку не могли видеть Поттхаста, но ему удалось уклониться от них. Позже два фрегата прошли рядом с Поттхастом, но не заметили его.
После более чем шести часов в своей тесной кабине Поттаст сильно утомился. В конце концов он заснул, и в утреннем свете корвет атаковал его с расстояния примерно 100 ярдов. Поттхасту удалось выбраться из « Негера», поскольку артиллерийский огонь вывел корабль из строя. С кровью, льющейся из раны на руке, он потерял сознание, но команда корвета спасла его с помощью багра и веревки, завязанной под мышками. Его отвезли в лазарет и напоили чаем и печеньем. Позже Поттаста доставили в английский госпиталь, и он был допрошен военной разведкой, и, хотя ему предъявили карты и подробную информацию о дислокации К-флотилии, он отказался что-либо подтвердить или опровергнуть. Беккер заявляет: «Через шесть недель они сдались, а затем внезапно сказали ему, что он сам несет ответственность за потопление 5000-тонного крейсера « Дракон» . ...Все это приободрило пленника, который почувствовал, что его напряженные тренировки не были оправданы. в конце концов потрачено впустую».
В результате взрыва загорелся 3-й магазин, который пришлось наполнить водой, также пострадал 3-й двигатель. Корабль начал тонуть на левый борт, угол крена достиг 9°, но ситуацию стабилизировал капитан, приказав всем башням направить стволы на правый борт. Хотя еще 11 моряков скончались от ран, ситуацию стабилизировали и корабль перевели на мелководье, где ему предстояло переждать отлив. После того, как воду откачали из затопленного машинного отделения, было обнаружено, что корпус был пробит по двум секциям, а размер пробоины составлял примерно 5 метров (16 футов) на 15 метров (49 футов). Хотя корабль все еще на плаву и подлежит ремонту, было решено оставить его. 10 июля военный корабль США LST-494 помог Дракону , перевезя 17 ее офицеров и 320 рядовых из Нормандии в Англию. До 15 июля оставшийся экипаж демонтировал вооружение. На корабле были обнаружены еще два тела, а мертвые были похоронены в море. 16 июля его вывели из эксплуатации, а затем отбуксировали в Mulberry «B» , где 20 июля она была затоплена, образуя часть искусственного волнолома возле Курселя . 4 октября 1944 года он был заменен на польской службе на ORP Conrad , бывший Dragon HMS родственный корабль HMS Danae .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ В то время Королевский флот использовал букву D для обозначения крупных военных кораблей, а не эсминцев.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «НММ, ID судна 365720» (PDF) . Истории военных кораблей, том i . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2011 года . Проверено 19 сентября 2014 г.
- ^ «HMS Dragon – Последний выстрел на войне?» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2018 года . Проверено 20 февраля 2018 г.
- ^ "Новости". Галифакс Морнинг Кроникл . 18 августа 1919 г. с. 1.
- ^ «HMS Dragon в Риге, 17 октября 1919 года» . hmsdragon1919.co.uk . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 24 апреля 2010 г.
- ^ Беннетт и Беннетт 2017 .
- ^ Хоар, Филип (21 мая 2013 г.). Ноэль Кауард: Биография Ноэля Кауарда . Саймон и Шустер. ISBN 9781476737492 .
- ^ «Крушение исторического имени | Royal Gazette: Образ жизни на Бермудских островах» . 8 декабря 2012 г.
- ^ «Северный патруль Королевского флота, 3 сентября 1939 года» . orbat.com . Проверено 24 апреля 2010 г.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 50.
- ^ файл:///C:/Users/alter/AppData/Local/Temp/142952-Article%20Text-379876-1-10-20160829.pdf
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Беннетт, Джеффри и Беннетт, Родни М. (2017). Освобождение Балтики 1918–1920 гг . Перо и меч. ISBN 9781473893092 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Г. (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Журналы Королевского флота - HMS Dragon» . naval-history.net . Проверено 22 декабря 2013 г. Расшифровка судовых журналов OldWeather.org с августа 1919 по июль 1921 года.
в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported UK: England & Wales В эту статью включены данные, опубликованные Национальным морским музеем в рамках проекта Warship Histories .
- Вмешательство союзников в гражданскую войну в России
- Крейсеры класса Даная Королевского флота
- Корабли, построенные на реке Клайд
- корабли 1917 года
- Крейсеры Великобритании времен Второй мировой войны
- Крейсеры типа «Даная» ВМС Польши.
- Крейсеры Польши времен Второй мировой войны
- Операция Оверлорд
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Ла-Манше
- Морские инциденты в июле 1944 г.
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Корабли затонули как волнорезы
- Суда постройки Scotts Shipbuilding and Engineering Company.