Jump to content

Битва за Дакар

Координаты : 14 ° 40'43 "с.ш. 17 ° 25'15" з.д.  /  14,6786 ° с.ш. 17,4207 ° з.д.  / 14,6786; -17,4207
(перенаправлено из операции «Угроза» )

Битва за Дакар
Часть Второй мировой войны
Дата 23–25 сентября 1940 г.
(2 дня)
Расположение
Результат Победа Франции Виши
Воюющие стороны

 Виши Франция

Командиры и лидеры
Виши Франция Пьер Буассон
Сила
  • 1 авианосец
  • 2 линкора
  • 5 крейсеров
  • 10 эсминцев
  • 22+ самолетов
  • 180 военнослужащих [1]
  • 1 линкор
  • 2 крейсера
  • 4 эсминца
  • 3 подводные лодки
  • береговые позиции
  • 6+ самолетов
Жертвы и потери
2 линкора повреждены
2 крейсера повреждены
Потеряно 6 самолетов-торпедоносцев.
1 эсминец остановлен
2 подводные лодки потоплены
1 линкор поврежден
Датское грузовое судно MS Tacoma затонуло. [2]
100 мертвых
182 раненых [3]
84 мирных жителя погибли
197 мирных жителей ранены [4] [5] [6]

Битва за Дакар , также известная как Операция «Угроза» , была неудачной попыткой союзников в сентябре 1940 года захватить стратегический порт Дакар во Французской Западной Африке (современный Сенегал ). Была надежда, что успех операции позволит свергнуть прогерманскую французскую администрацию Виши в колонии и заменить ее просоюзнической администрацией Свободной Франции под командованием генерала Шарля де Голля .

В начале Второй мировой войны французский флот в Средиземном море должен был противостоять итальянскому флоту , тем самым предоставив британскому королевскому флоту возможность сконцентрироваться на немецких военных кораблях в Северном море и Атлантике.

После поражения Франции и заключения перемирия между Францией и нацистской Германией в июне 1940 года возникла значительная путаница относительно лояльности различных французских колоний. Некоторые из них, такие как Камерун и Французская Экваториальная Африка , присоединились к Свободной Франции, но другие, в том числе североафриканские колонии , Французская Западная Африка , Сирия и Индокитай , остались под контролем Виши. Возможность того, что французский флот может перейти под контроль Германии, побудила британцев атаковать французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940 года. Хотя британцы устранили потенциальную угрозу, атака отбила у других подразделений желание присоединиться к Свободной Франции и Союзники.

Дальномер французской береговой батареи калибра 240 мм от Дантон класса дредноутов на Горе острове , Дакар

Де Голль считал, что сможет убедить французские войска в Дакаре присоединиться к делу союзников. Этим можно было бы добиться многого. Еще одна французская колония Виши, перешедшая на другую сторону, имела бы большое политическое влияние; золотой запас Банка Франции и польского правительства в изгнании хранился в Дакаре; а порт Дакар в качестве военно-морской базы намного превосходил Фритаун в британской Сьерра-Леоне , который был единственным портом союзников в этом районе. [7]

Таким образом, союзники решили отправить в Дакар оперативную группу: авианосец ( HMS Ark Royal ), два линкора ( HMS Резолюция и HMS Barham ), пять крейсеров , десять эсминцев и несколько транспортов с 8000 военнослужащими (101-я бригада Королевского флота ). Морская пехота и 13-я полубригада Французского Иностранного легиона ). Им было приказано вести переговоры с французским губернатором о мирной оккупации, но в случае успеха — взять город силой.

В состав сил Виши, присутствовавших в Дакаре, входил недостроенный линкор «Ришелье» , один из самых совершенных военных кораблей французского флота, на тот момент готовый примерно на 95%. Она покинула Брест, Франция , 18 июня, незадолго до того, как немцы достигли порта. До создания правительства Виши HMS Hermes британский авианосец действовал вместе с французскими войсками в Дакаре. Однако, как только режим Виши пришел к власти, «Гермес» покинул порт, но остался на вахте, и к нему присоединился австралийский тяжелый крейсер HMAS Australia . Самолеты «Гермеса» атаковали «Ришелье» и однажды поразили ее торпедой. Французский корабль был обездвижен, но все еще мог функционировать как плавучая артиллерийская батарея.

Отряд из трех крейсеров, в том числе Gloire , Georges Leygues и Montcalm , а также трех эсминцев покинул Тулон на юге Франции и направился в Дакар всего несколькими днями ранее. «Глуар» замедлился из-за механических неполадок и был перехвачен Австралией, которая приказала французскому крейсеру отправиться в Касабланку . Два других крейсера и эсминцы обогнали преследующие крейсера союзников и благополучно достигли Дакара. В Дакаре также находились три подводные лодки Vichy и несколько более легких кораблей.

HMS Ark Royal с полетом Fairey Swordfish

23 сентября авиация флота сбросила пропагандистские листовки на город Дакар. Затем два Caudron C.272 самолета Free French и Fairey Swordfish с тремя офицерами Free French вылетели из Арк Ройала и приземлились в аэропорту, но их экипажи сразу же попали в плен. У одного из пленных был обнаружен список сторонников «Свободной Франции» в Дакаре, которого власти Виши тут же арестовали. [8] Катер с представителями де Голля зашел в порт, но был обстрелян. Британские самолеты также подверглись обстрелу из зенитных орудий « Ришелье» и истребителя Curtiss Hawk 75 . [8] В 10:00 судам Виши, пытавшимся покинуть порт, были сделаны предупредительные выстрелы со стороны Австралии . Когда эти корабли вернулись в порт, береговые батареи, контролируемые Виши, открыли огонь по Австралии . Их орудия, имевшие дальность действия 14 км (8,7 миль), представляли собой 240-мм/50 пушку Modèle 1902 года , взятую с «Верньо» , французского полудредноутного линкора, списанного на слом в 1920-х годах. [9] Бой между флотом союзников и батареями продолжался несколько часов. Днем Австралия перехватила и обстреляла эсминец Виши L'Audacieux , в результате чего он поджегся и был выброшен на берег.

Также во второй половине дня была предпринята попытка высадить войска Свободной Франции на берег в Руфиске , к юго-востоку от Дакара. Однако самолет-разведчик Виши засек попытку приземления. [8] Атака провалилась из-за тумана и сильного огня с опорных пунктов, защищающих пляж. [10] Генерал де Голль заявил, что не хочет «проливать кровь французов за французов», и отменил штурм.

В течение следующих двух дней флот союзников продолжал атаковать береговую оборону, а силы Виши продолжали ее защищать. С рассветом 24 сентября шесть «Блэкбернских поморников» отправились бомбить Ришелье, но ущерб был нанесен небольшой. [11] Шесть Swordfish также атаковали береговые орудия, но их атака также нанесла ограниченный ущерб. [11] Еще 6 Swordfish намеревались бомбить Ришелье , но один был поражен зенитным огнем и загорелся. [11] Затем оставшиеся самолеты подверглись атаке трех или четырех «Кертисс Хоук», и завязался воздушный бой, в котором два или три «Суордфиша» были сбиты. [12] Всего при атаке на « Ришелье» погибли 4 из 9 экипажей «Суордфишей» . [12] Позже во второй половине дня 9 Swordfish и 3 Skuas отправились в новую атаку на корабли Виши, при этом еще два Swordfish были потеряны в результате зенитного огня. [12] Артиллеристы Ришелье утверждали, что сбили три потерянных британских самолета. [13] В течение дня «Кертисс Хоукс» атаковал британские самолеты каждый раз, когда они пытались провести разведку или атаковать французские позиции. [12]

В конце концов , в Ришелье попало два 15-дюймовых снаряда Бархема . На второй день боев орудия 7 и 8 (в башне № 2) «Ришелье» вышли из строя уже на первом снаряде. На следующий день экипажи поменялись и была использована главная башня номер 1. Были использованы метательные заряды, восстановленные из зарядов, оставленных линкором «Страсбург» в Дакаре зимой 1939 года, но это привело к значительному сокращению дальности и вызвало проблемы с управлением огнем. За два дня «Ришелье» и британскому архиву технического обслуживания, судя по всему, был один промах по Барэму . использовала свои 380-мм орудия, произвела в общей сложности 24 выстрела, среди них, судя по «Ришелье » журналу операций [14] [15]

В ходе этих боев были потоплены две подводные лодки Виши ( «Персе» и «Аякс» ), а эсминец «Л'Одасье» поврежден.

Флот союзников также понес ущерб: «Резолюшн» была торпедирована подводной лодкой «Бевезье» , а «Бархэм» был поражен двумя снарядами батарей береговой обороны, укомплектованных экипажем из главной башни № 1 « Ришелье» . [16] Бархэм также получил повреждения от взрыва нижней выпуклости правого борта от 380-мм снаряда, выпущенного Ришелье , но не долетевшего. Конструкция была вдавлена ​​внутрь на 7 футов, что вызвало незначительное наводнение. [14] [15] Также были повреждены крейсеры «Австралия» и «Камберленд» . В последний день боевых действий в небе над Дакаром произошло еще несколько воздушных боев, в которых французские «Кертисс Хокс» в целом превзошли по вооружению британских «Суордфишей» и «Поморников». [16]

Последствия

[ редактировать ]

В целом битва за Дакар сложилась для союзников неудачно. Силы Виши не отступили. Судно «Резолюшн» было настолько сильно повреждено, что его пришлось отбуксировать в Кейптаун . На протяжении большей части этого конфликта бомбардировщики ВВС Франции Виши ( Armée de l’Air de Vichy ), базировавшиеся в Северной Африке, бомбили британскую базу в Гибралтаре . 24 сентября около 50 самолетов сбросили 150 бомб, а 25 сентября около 100 самолетов сбросили 300 бомб на гавань и верфи. Большая часть бомб промахнулась. Был причинен некоторый ущерб, несколько мирных жителей погибли. Рейд 25 сентября также стал причиной затопления британского вооруженного траулера HMT Stella Sirius . [16] [17] Наконец, союзники ушли, оставив Дакар и Французскую Западную Африку в руках Виши.

Последствия неудачи союзников были в основном политическими. Де Голль считал, что он сможет убедить французов Виши в Дакаре перейти на другую сторону, но это оказалось не так, что подорвало его положение среди союзников. Даже его успех в битве за Габон два месяца спустя не полностью возместил этот ущерб. Ему придется довольствоваться гораздо менее важной и экономически развитой Французской Экваториальной Африкой в ​​качестве основной территории Свободной Франции на данный момент.

Английская писательница Эвелин Во участвовала в экспедиции в качестве офицера Королевской морской пехоты. Эта битва сыграла роль в его полуавтобиографическом романе « Люди по оружию » , который составляет первую часть его трилогии «Меч чести» .

Боевой порядок

[ редактировать ]

Союзники

[ редактировать ]
HMS Barham

Виши французский

[ редактировать ]
Ришелье за ​​торпедными сетями в Дакаре в 1940 году.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Смит, Колин (2010). Последняя война Англии против Франции: борьба с Виши, 1940-1942 гг . Лондон: Феникс. п. 123. ИСБН  978-0-7538-2705-5 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маркуссен, Йорген (4 декабря 2010 г.). «Указатель ежегодника Handels- og Søfartsmuseet» . Морская и историческая информация (на датском языке) . Проверено 20 января 2011 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линдбек, Лиза (1969). Новая морская сага Норвегии: история ее торгового флота во Второй мировой войне . Экспозиция Пресс, с. 204. ИСБН
  4. ^ Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945 гг. – Военно-морская история Второй мировой войны . Лондон: Издательство Чатем. п. 42. ИСБН  978-1-59114-119-8 .
  5. ^ Джордан, Джон; Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры 1922–1956 гг . Барнсли: издательство Seaforth. п. 147. ИСБН  978-1-84832-034-5 .
  6. ^ Уильямс, 152–154.
  7. ^ Липпман, Дэвид Х., «Разгром в Дакаре», История Второй мировой войны , июль 2011 г., стр. 48–55.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сазерленд и Канвелл, с. 27
  9. ^ Куа, Жан Лабайль (1974). Французские военные корабли Первой мировой войны . Ян Аллан. п. 28 . ISBN  9780711004450 .
  10. ^ Черчилль, Уинстон Спенсер (1949). Вторая мировая война: звездный час . Компания Houghton Mifflin, Бостон. стр. 489 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сазерленд и Канвелл, с. 28
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сазерленд и Канвелл, с. 29
  13. ^ Уильямс, Джон (1976). Пушки Дакара: сентябрь 1940 года . Лондон: William Heinemann Ltd., стр. 137–39. ISBN  978-0-434-86630-4 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Корабли HM, поврежденные или затопленные действиями противника» . Проверено 5 мая 2022 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б ДЖОРДАН, ДЖОН; Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры, 1922–1956 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 232. ИСБН  9781591144168 .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сазерленд и Канвелл, с. 30
  17. ^ Naval-History.net

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Черчилль, Уинстон. Вторая мировая война , Том 2 Книга II Глава XXIV `Дакар`.
  • Смит, Колин (2010). Последняя война Англии против Франции: борьба с Виши, 1940-1942 гг . Лондон: Феникс. ISBN  978-0-7538-2705-5 .
  • Сазерленд, Джон; Канвелл, Дайан, ВВС Виши в войне: французские ВВС, сражавшиеся с союзниками во Второй мировой войне (Барнсли: Pen & Sword Aviation, 2011), ISBN   978-1-84884-336-3
  • Томас, Мартин. «Англо-французский развод по поводу Западной Африки и ограничения стратегического планирования, июнь-декабрь 1940 года». Дипломатия и управление государством 6.1 (1995): 252–278.
  • Уильямс, Джон, Оружие Дакара: сентябрь 1940 г. (Образовательные книги Heinemann, 1976).
  • Золандез, Томас (2006). «Вопрос 35/01: Свободный захват Францией Камаруна и Габона». Военный корабль Интернешнл . XLIII (3): 252–257. ISSN   0043-0374 .
[ редактировать ]

 WikiMiniAtlas
14 ° 40'43 "с.ш. 17 ° 25'15" з.д.  /  14,6786 ° с.ш. 17,4207 ° з.д.  / 14,6786; -17,4207

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f236532078b8b58fa0f55848c75bfb58__1715667540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/58/f236532078b8b58fa0f55848c75bfb58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Dakar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)