Битва за Дакар
Битва за Дакар | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Пьер Буассон | |||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 линкора повреждены 2 крейсера повреждены Потеряно 6 самолетов-торпедоносцев. | 1 эсминец остановлен 2 подводные лодки потоплены 1 линкор поврежден Датское грузовое судно MS Tacoma затонуло. [2] 100 мертвых 182 раненых [3] 84 мирных жителя погибли 197 мирных жителей ранены [4] [5] [6] |
Битва за Дакар , также известная как Операция «Угроза» , была неудачной попыткой союзников в сентябре 1940 года захватить стратегический порт Дакар во Французской Западной Африке (современный Сенегал ). Была надежда, что успех операции позволит свергнуть прогерманскую французскую администрацию Виши в колонии и заменить ее просоюзнической администрацией Свободной Франции под командованием генерала Шарля де Голля .
Фон
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны французский флот в Средиземном море должен был противостоять итальянскому флоту , тем самым предоставив британскому королевскому флоту возможность сконцентрироваться на немецких военных кораблях в Северном море и Атлантике.
После поражения Франции и заключения перемирия между Францией и нацистской Германией в июне 1940 года возникла значительная путаница относительно лояльности различных французских колоний. Некоторые из них, такие как Камерун и Французская Экваториальная Африка , присоединились к Свободной Франции, но другие, в том числе североафриканские колонии , Французская Западная Африка , Сирия и Индокитай , остались под контролем Виши. Возможность того, что французский флот может перейти под контроль Германии, побудила британцев атаковать французский флот в Мерс-эль-Кебире 3 июля 1940 года. Хотя британцы устранили потенциальную угрозу, атака отбила у других подразделений желание присоединиться к Свободной Франции и Союзники.
Де Голль считал, что сможет убедить французские войска в Дакаре присоединиться к делу союзников. Этим можно было бы добиться многого. Еще одна французская колония Виши, перешедшая на другую сторону, имела бы большое политическое влияние; золотой запас Банка Франции и польского правительства в изгнании хранился в Дакаре; а порт Дакар в качестве военно-морской базы намного превосходил Фритаун в британской Сьерра-Леоне , который был единственным портом союзников в этом районе. [7]
Таким образом, союзники решили отправить в Дакар оперативную группу: авианосец ( HMS Ark Royal ), два линкора ( HMS Резолюция и HMS Barham ), пять крейсеров , десять эсминцев и несколько транспортов с 8000 военнослужащими (101-я бригада Королевского флота ). Морская пехота и 13-я полубригада Французского Иностранного легиона ). Им было приказано вести переговоры с французским губернатором о мирной оккупации, но в случае успеха — взять город силой.
В состав сил Виши, присутствовавших в Дакаре, входил недостроенный линкор «Ришелье» , один из самых совершенных военных кораблей французского флота, на тот момент готовый примерно на 95%. Она покинула Брест, Франция , 18 июня, незадолго до того, как немцы достигли порта. До создания правительства Виши HMS Hermes британский авианосец действовал вместе с французскими войсками в Дакаре. Однако, как только режим Виши пришел к власти, «Гермес» покинул порт, но остался на вахте, и к нему присоединился австралийский тяжелый крейсер HMAS Australia . Самолеты «Гермеса» атаковали «Ришелье» и однажды поразили ее торпедой. Французский корабль был обездвижен, но все еще мог функционировать как плавучая артиллерийская батарея.
Отряд из трех крейсеров, в том числе Gloire , Georges Leygues и Montcalm , а также трех эсминцев покинул Тулон на юге Франции и направился в Дакар всего несколькими днями ранее. «Глуар» замедлился из-за механических неполадок и был перехвачен Австралией, которая приказала французскому крейсеру отправиться в Касабланку . Два других крейсера и эсминцы обогнали преследующие крейсера союзников и благополучно достигли Дакара. В Дакаре также находились три подводные лодки Vichy и несколько более легких кораблей.
Боевой
[ редактировать ]23 сентября авиация флота сбросила пропагандистские листовки на город Дакар. Затем два Caudron C.272 самолета Free French и Fairey Swordfish с тремя офицерами Free French вылетели из Арк Ройала и приземлились в аэропорту, но их экипажи сразу же попали в плен. У одного из пленных был обнаружен список сторонников «Свободной Франции» в Дакаре, которого власти Виши тут же арестовали. [8] Катер с представителями де Голля зашел в порт, но был обстрелян. Британские самолеты также подверглись обстрелу из зенитных орудий « Ришелье» и истребителя Curtiss Hawk 75 . [8] В 10:00 судам Виши, пытавшимся покинуть порт, были сделаны предупредительные выстрелы со стороны Австралии . Когда эти корабли вернулись в порт, береговые батареи, контролируемые Виши, открыли огонь по Австралии . Их орудия, имевшие дальность действия 14 км (8,7 миль), представляли собой 240-мм/50 пушку Modèle 1902 года , взятую с «Верньо» , французского полудредноутного линкора, списанного на слом в 1920-х годах. [9] Бой между флотом союзников и батареями продолжался несколько часов. Днем Австралия перехватила и обстреляла эсминец Виши L'Audacieux , в результате чего он поджегся и был выброшен на берег.
Также во второй половине дня была предпринята попытка высадить войска Свободной Франции на берег в Руфиске , к юго-востоку от Дакара. Однако самолет-разведчик Виши засек попытку приземления. [8] Атака провалилась из-за тумана и сильного огня с опорных пунктов, защищающих пляж. [10] Генерал де Голль заявил, что не хочет «проливать кровь французов за французов», и отменил штурм.
В течение следующих двух дней флот союзников продолжал атаковать береговую оборону, а силы Виши продолжали ее защищать. С рассветом 24 сентября шесть «Блэкбернских поморников» отправились бомбить Ришелье, но ущерб был нанесен небольшой. [11] Шесть Swordfish также атаковали береговые орудия, но их атака также нанесла ограниченный ущерб. [11] Еще 6 Swordfish намеревались бомбить Ришелье , но один был поражен зенитным огнем и загорелся. [11] Затем оставшиеся самолеты подверглись атаке трех или четырех «Кертисс Хоук», и завязался воздушный бой, в котором два или три «Суордфиша» были сбиты. [12] Всего при атаке на « Ришелье» погибли 4 из 9 экипажей «Суордфишей» . [12] Позже во второй половине дня 9 Swordfish и 3 Skuas отправились в новую атаку на корабли Виши, при этом еще два Swordfish были потеряны в результате зенитного огня. [12] Артиллеристы Ришелье утверждали, что сбили три потерянных британских самолета. [13] В течение дня «Кертисс Хоукс» атаковал британские самолеты каждый раз, когда они пытались провести разведку или атаковать французские позиции. [12]
В конце концов , в Ришелье попало два 15-дюймовых снаряда Бархема . На второй день боев орудия 7 и 8 (в башне № 2) «Ришелье» вышли из строя уже на первом снаряде. На следующий день экипажи поменялись и была использована главная башня номер 1. Были использованы метательные заряды, восстановленные из зарядов, оставленных линкором «Страсбург» в Дакаре зимой 1939 года, но это привело к значительному сокращению дальности и вызвало проблемы с управлением огнем. За два дня «Ришелье» и британскому архиву технического обслуживания, судя по всему, был один промах по Барэму . использовала свои 380-мм орудия, произвела в общей сложности 24 выстрела, среди них, судя по «Ришелье » журналу операций [14] [15]
В ходе этих боев были потоплены две подводные лодки Виши ( «Персе» и «Аякс» ), а эсминец «Л'Одасье» поврежден.
Флот союзников также понес ущерб: «Резолюшн» была торпедирована подводной лодкой «Бевезье» , а «Бархэм» был поражен двумя снарядами батарей береговой обороны, укомплектованных экипажем из главной башни № 1 « Ришелье» . [16] Бархэм также получил повреждения от взрыва нижней выпуклости правого борта от 380-мм снаряда, выпущенного Ришелье , но не долетевшего. Конструкция была вдавлена внутрь на 7 футов, что вызвало незначительное наводнение. [14] [15] Также были повреждены крейсеры «Австралия» и «Камберленд» . В последний день боевых действий в небе над Дакаром произошло еще несколько воздушных боев, в которых французские «Кертисс Хокс» в целом превзошли по вооружению британских «Суордфишей» и «Поморников». [16]
Последствия
[ редактировать ]В целом битва за Дакар сложилась для союзников неудачно. Силы Виши не отступили. Судно «Резолюшн» было настолько сильно повреждено, что его пришлось отбуксировать в Кейптаун . На протяжении большей части этого конфликта бомбардировщики ВВС Франции Виши ( Armée de l’Air de Vichy ), базировавшиеся в Северной Африке, бомбили британскую базу в Гибралтаре . 24 сентября около 50 самолетов сбросили 150 бомб, а 25 сентября около 100 самолетов сбросили 300 бомб на гавань и верфи. Большая часть бомб промахнулась. Был причинен некоторый ущерб, несколько мирных жителей погибли. Рейд 25 сентября также стал причиной затопления британского вооруженного траулера HMT Stella Sirius . [16] [17] Наконец, союзники ушли, оставив Дакар и Французскую Западную Африку в руках Виши.
Последствия неудачи союзников были в основном политическими. Де Голль считал, что он сможет убедить французов Виши в Дакаре перейти на другую сторону, но это оказалось не так, что подорвало его положение среди союзников. Даже его успех в битве за Габон два месяца спустя не полностью возместил этот ущерб. Ему придется довольствоваться гораздо менее важной и экономически развитой Французской Экваториальной Африкой в качестве основной территории Свободной Франции на данный момент.
Английская писательница Эвелин Во участвовала в экспедиции в качестве офицера Королевской морской пехоты. Эта битва сыграла роль в его полуавтобиографическом романе « Люди по оружию » , который составляет первую часть его трилогии «Меч чести» .
Боевой порядок
[ редактировать ]Союзники
[ редактировать ]- Авианосец: Арк Ройал
- Линкоры: Бархам , Резолюция
- Тяжелые крейсера : Австралия , Камберленд , Девоншир.
- Легкие крейсера : Дракон , Дели
- Эсминцы: Эхо , Затмение , Эскапада , Фолкнор , Форсайт , Форестер , Форчун , Фьюри , Гриффин , Грейхаунд , Инглфилд
- Сопровождающие/патрульные катера: Бриджуотер , Коммандер Домине , Коммандер Дюбок , Президент Удус , Милфорд , Саворнан-де-Бразза.
- Торговые корабли: четыре «Свободных Франции» и один британец.
- Транспорты: Pennland и Westernland ( голландские океанские лайнеры ), Sobieski (польский океанский лайнер) и еще три.
- 101 Королевская бригада морской пехоты
Виши французский
[ редактировать ]- Линкор: Ришелье
- Легкие крейсера: Жорж Лейг , Монкальм
- Разрушители: Смелый , Причудливый , Умный , Смелый.
- Сопровождающие/патрульные катера: Кале , Комендант Ривьер , Д’Антрекасто , Д’Ибервиль , Газель , Сюрприз.
- Вспомогательные крейсера : Эль-Джезаир , Эль-Кантара , Эль-Мансур , Шельчер , Виль д'Оран.
- Торговые суда: Портос , Такома , [2] [3] Салли Маерск (датское грузовое судно)
- Подводные лодки : Аякс , Бевезье , Персе.
См. также
[ редактировать ]- Военная история Гибралтара во время Второй мировой войны
- Сирийско-ливанская кампания
- Битва за Мадагаскар
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, Колин (2010). Последняя война Англии против Франции: борьба с Виши, 1940-1942 гг . Лондон: Феникс. п. 123. ИСБН 978-0-7538-2705-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маркуссен, Йорген (4 декабря 2010 г.). «Указатель ежегодника Handels- og Søfartsmuseet» . Морская и историческая информация (на датском языке) . Проверено 20 января 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линдбек, Лиза (1969). Новая морская сага Норвегии: история ее торгового флота во Второй мировой войне . Экспозиция Пресс, с. 204. ИСБН
- ^ Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945 гг. – Военно-морская история Второй мировой войны . Лондон: Издательство Чатем. п. 42. ИСБН 978-1-59114-119-8 .
- ^ Джордан, Джон; Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры 1922–1956 гг . Барнсли: издательство Seaforth. п. 147. ИСБН 978-1-84832-034-5 .
- ^ Уильямс, 152–154.
- ^ Липпман, Дэвид Х., «Разгром в Дакаре», История Второй мировой войны , июль 2011 г., стр. 48–55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сазерленд и Канвелл, с. 27
- ^ Куа, Жан Лабайль (1974). Французские военные корабли Первой мировой войны . Ян Аллан. п. 28 . ISBN 9780711004450 .
- ^ Черчилль, Уинстон Спенсер (1949). Вторая мировая война: звездный час . Компания Houghton Mifflin, Бостон. стр. 489 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сазерленд и Канвелл, с. 28
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Сазерленд и Канвелл, с. 29
- ^ Уильямс, Джон (1976). Пушки Дакара: сентябрь 1940 года . Лондон: William Heinemann Ltd., стр. 137–39. ISBN 978-0-434-86630-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Корабли HM, поврежденные или затопленные действиями противника» . Проверено 5 мая 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ДЖОРДАН, ДЖОН; Дюма, Роберт (2009). Французские линкоры, 1922–1956 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 232. ИСБН 9781591144168 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сазерленд и Канвелл, с. 30
- ^ Naval-History.net
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Черчилль, Уинстон. Вторая мировая война , Том 2 Книга II Глава XXIV `Дакар`.
- Смит, Колин (2010). Последняя война Англии против Франции: борьба с Виши, 1940-1942 гг . Лондон: Феникс. ISBN 978-0-7538-2705-5 .
- Сазерленд, Джон; Канвелл, Дайан, ВВС Виши в войне: французские ВВС, сражавшиеся с союзниками во Второй мировой войне (Барнсли: Pen & Sword Aviation, 2011), ISBN 978-1-84884-336-3
- Томас, Мартин. «Англо-французский развод по поводу Западной Африки и ограничения стратегического планирования, июнь-декабрь 1940 года». Дипломатия и управление государством 6.1 (1995): 252–278.
- Уильямс, Джон, Оружие Дакара: сентябрь 1940 г. (Образовательные книги Heinemann, 1976).
- Золандез, Томас (2006). «Вопрос 35/01: Свободный захват Францией Камаруна и Габона». Военный корабль Интернешнл . XLIII (3): 252–257. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дакар: Операция «Угроза»
- Королевский флот и Вторая мировая война: сентябрь-декабрь 1940 г.
- Рецензия на книгу: «Пушки Дакара» и «Операция Угроза».
- Фотографии
14 ° 40'43 "с.ш. 17 ° 25'15" з.д. / 14,6786 ° с.ш. 17,4207 ° з.д.
- Конфликты 1940 года
- История Дакара
- Французская Западная Африка
- 1940 год во Французской Западной Африке.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Франции
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- 20 век в Дакаре
- События сентября 1940 года
- Военные сражения Виши, Франция