Французский эсминец Ле Фантаск
![]() Фантазия на море, 1943 год.
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Фантастика |
Тезка | «Капризный» |
Заказал | 17 ноября 1930 г. |
Строитель | Лорьян Арсенал |
Заложен | 16 ноября 1931 г. |
Запущен | 15 марта 1934 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 ноября 1935 г. |
Выведен из эксплуатации | август 1953 г. |
В эксплуатации | 1 мая 1936 г. |
реклассифицирован | как легкий крейсер , 28 сентября 1943 г. |
пораженный | 1953 |
Судьба | Списано , 1958 год. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Le Fantasque класса Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 132,4 м (434 футов 5 дюймов) |
Луч | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Черновик | 4,5 м (14 футов 9 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час) (расчетная) |
Диапазон | 2900 миль (5400 км; 3300 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 11 офицеров, 254 матроса (военное время) |
Вооружение |
|
Фантазия ( Французское произношение: [lə fɑ̃task] ; «Капризный») — головной корабль своего класса из шести больших эсминцев ( contre-torpilleur , «эсминец-торпедоносец»), построенных для морской пехоты (ВМС Франции) в 1930-е годы. Корабль вступил в строй в 1935 году и участвовал во Второй мировой войне . Когда в сентябре 1939 года была объявлена война, все Le Fantasque были переданы в состав Force de Raid , которому было поручено выслеживать немецких торговых рейдеров и прорывателей блокады . Le Fantasque и два ее однотипных корабля базировались в Дакаре , Французская Западная Африка , для патрулирования Центральной Атлантики в течение нескольких месяцев в конце 1939 года. Они вернулись в метрополию Франции до конца года и были переведены во Французский Алжир в конце апреля 1940 года. на случай, если Италия решит вступить в войну. Она несколько раз наблюдала за французскими крейсерами , которые безуспешно охотились за итальянскими кораблями после того, как Италия объявила войну в июне.
После того, как большая часть Французской Экваториальной Африки в августе объявила о присоединении к Свободной Франции , Ле Фантаск и две ее сестры сопровождали отряд крейсеров, отправленных в Дакар в сентябре, чтобы запугать колонии и заставить их воссоединиться с Виши, Франция . Британцы и Свободная Франция послали войска, чтобы убедить французскую Западную Африку присоединиться к Свободной Франции, и битва при Дакаре началась, когда гарнизон отклонил их мольбы. Эсминцам Виши была отведена оборонительная роль, ставящая дымовую завесу для защиты крейсеров во время боя с британскими кораблями. Le Fantasque все еще находился в Дакаре, когда Французская Западная Африка присоединилась к Свободной Франции в конце 1942 года. Затем в начале 1943 года он был модернизирован в Соединенных Штатах и вернулся в Средиземноморье в середине года, где провел следующий год в поисках кораблей Оси с двумя из ее сестер. В перерывах между рейдами корабль поддерживал французскую оккупацию Корсики в сентябре и обеспечивал артиллерийскую поддержку во время операции «Драгун» — вторжения в Южную Францию в середине 1944 года.
После войны Ле Фантаск был отправлен во Французский Индокитай в конце 1945–1946 годов для оказания поддержки тамошним французским войскам. Вернувшись в метрополию Франции в середине 1946 года, она периодически действовала до середины 1950 года. В то время ремонт считался неэкономичным, и корабль был переведен в резерв до тех пор, пока не потерпел аварию в 1953 году . Le Fantasque был сдан на слом в 1958 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Корабли класса Le Fantasque были разработаны для борьбы с быстрыми итальянскими Condottieri класса легкими крейсерами и одним представителем этого класса, Le Terrible , развивавшими скорость более 45 узлов (83 км/ч; 52 мили в час) во время испытаний с целью установить мировой рекорд по скорости в обычном режиме. корпусной корабль. Они имели общую длину 132,4 метра (434 фута 5 дюймов), ширину 12 метров (39 футов 4 дюйма) и осадку 4,5 метра (14 футов 9 дюймов). [ 1 ] Корабли водоизмещением 2569 метрических тонн (2528 длинных тонн ) при стандартном водоизмещении. [ 2 ] и 3417 метрических тонн (3363 длинных тонны) при глубокой загрузке . Le Fantasque приводился в движение двумя Рато-Бретань с редуктором паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , используя пар, подаваемый четырьмя водотрубными котлами . Турбины были рассчитаны на выработку 74 000 лошадиных сил (54 000 кВт ; 73 000 л.с. ), что позволяло кораблю двигаться со скоростью 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час). Во время ходовых испытаний 11 июля 1935 года ее турбины выдавали 96 773 лошадиных силы (71 176 кВт; 95 449 л.с.), и за один час она достигла скорости 41,4 узла (76,7 км/ч; 47,6 миль в час). На корабле было достаточно топлива, чтобы обеспечить дальность плавания 2900 морских миль (5400 км; 3300 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Экипаж класса Le Fantasque в мирное время насчитывал 11 офицеров и 221 члена экипажа, а в военное время число последних увеличивалось до 254 человек. [ 3 ]
Основное вооружение Le Fantasque состояло из пяти орудий Canon de 138,6 мм (5,5 дюйма) Model 1929 в одиночных установках, одной сверхстрелковой пары в носовой и кормовой части надстройки и пятой пушки за кормовой воронкой . Их зенитное вооружение состояло из двух 37-мм (1,5 дюйма) пушек Canon de Modele 1925 в одиночных установках, расположенных в миделе корабля , и четырех Hotchkiss Mitrailleuse de 13,2 мм (0,52 дюйма) CA Modele 1929 пулеметов в двух спаренных артиллерийских установках в кормовой части 37-го пулемета. крепления мм. Корабли несли три надводных тройных комплекта 550-миллиметровых (21,7 дюйма) торпедных аппаратов ; кормовая установка могла поворачиваться в обе стороны, но передние установки располагались по одной на каждом борте . пара желобов для глубинных бомб В их корму была встроена ; в общей сложности они вмещали шестнадцать 200-килограммовых (440 фунтов) глубинных бомб, еще дюжина находилась в торпедном магазине . Корабль также может быть оснащен рельсами, способными выдерживать 40 морских мин . [ 4 ]
Модификации
[ редактировать ]В декабре 1938 — январе 1939 года крылья мостика были расширены для размещения пулемётов Гочкиса на «Ле Фантаске» . После начала войны в сентябре количество 200-килограммовых глубинных бомб увеличилось до 48, а на корме была установлена пара направляющих для 35-килограммовых (77 фунтов) глубинных бомб. На каждой направляющей можно было разместить по три глубинные бомбы, еще 15 хранились в магазине. В начале 1940 года на смену одноорудийным установкам пришли спаренные 37-мм установки. Перед тем, как корабль в сентябре отправился в Дакар, единственный 13,2-миллиметровый зенитный пулемет «Браунинг» на кормовых подъемниках для боеприпасов был установлен ; второе орудие было добавлено на том же месте в феврале 1941 года. Позже в том же году или в 1942 году пулеметы Гочкиса были перенесены на новые платформы центральной надстройки, а их прежние позиции были заняты «Браунингами». Во время ремонта в 1941 году в Оране , Французский Алжир, Le Fantasque заранее реконструировала кормовую надстройку, чтобы создать платформу на кормовых подъемниках для боеприпасов и платформы с каждой стороны для 37-мм орудий. Спаренные артиллерийские установки были перенесены на верхнюю платформу и одну из нижних платформ, а другую заняла одиночная установка из-за нехватки спаренных артиллерийских установок. В мае 1942 года на корабль поставили Альфа-2. гидролокационная система в случаях, когда ожидается модификация корпуса для размещения необходимого гибкого подводного купола. [ 5 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Получивший заказ 17 ноября 1930 года в рамках военно-морской программы 1930 года, Le Fantasque был заложен Арсеналом Лорьяна 16 ноября 1931 года. Он был спущен на воду 15 марта 1934 года, вступил в строй 15 ноября 1935 года, завершен 10 марта 1936 года и принят на вооружение. 1 мая. Завершение было отложено, когда корабль сел на мель при входе в Лорьян и сильно повредил киль и гребные винты . Когда Le Fantasque поступили на вооружение, они были приписаны к недавно сформированным 8-й и 10-й легким дивизиям ( Division légère ), которые позже были переименованы в разведывательные дивизии ( Division de contre-torpilleurs ); обе дивизии были приписаны к 2-й легкой эскадрилье ( 2eme Escadre légère ) в Бресте . По состоянию на 1 октября 1936 года L'Indomptable , Le Triomphant и Le Malin были отнесены к 8-й легкой дивизии, а Le Fantasque , Le Terrible и L'Audacieux принадлежали к 10-й. [ 6 ]
Альберт Лебрен , президент Франции , открыл новое здание Военно-морской академии ( École Navale ) в Бресте и 30 мая 1936 года провел смотр 2-й эскадрильи, включая Le Fantasque , L'Audacieux , L'Indomptable и Le Terrible . С 15 января по 26 февраля 2-я легкая эскадрилья совершила рейс на юг до Конакри во Французской Западной Африке. 27 мая 1937 года Альфонс Гаснье-Дюпарк , военно-морской министр , провел смотр флота, включая все корабли Le Fantasque . [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]И 8-я, и 10-я разведывательные дивизии были приписаны к Force de Raid, когда в сентябре 1939 года была объявлена война; 2–6 сентября он совершил только один боевой вылет в полном составе, когда отреагировал на ошибочное сообщение о том, что немецкие корабли покинули порт. После этого он был рассредоточен на более мелкие группы для поиска немецких торговых рейдеров и участников блокады. 10-я разведывательная дивизия вместе с британскими кораблями была приписана к отряду X, который базировался в Дакаре , Французская Западная Африка, с 10 октября по 18 ноября. [ 8 ] В течение 21–30 октября Force de Raid , включая все Le Fantasque , прикрывал Конвой KJ 4 от возможной атаки тяжелого крейсера «Адмирал Граф Шпее» . 25 ноября вместе с Le Terrible и тяжелым крейсером Dupleix он захватил водоизмещением 4627 брутто-тонн немецкое торговое судно SS Santa Fé . [ 9 ] Корабли 10-й разведывательной дивизии сопровождали « Страсбург» и британский авианосец «Гермес» во время поиска немецких кораблей в Центральной Атлантике в течение 7–13 ноября. дивизия сопровождала «Страсбург» и тяжелый крейсер «Алжир» обратно во Францию. 18 ноября [ 10 ] Le Fantasque принял участие в вылазке Force de Raid в Западное Средиземноморье 12–13 июня, после того как Италия объявила войну союзникам 10 июня. Затем Le Fantasque начал сопровождать конвои, эвакуирующие персонал из материковой Франции во Французскую Северную Африку , и сопровождал крейсеры, безуспешно искавшие итальянские крейсеры 23–24 июня после ошибочного сообщения о том, что они находятся в море. После нападения британцев на Мерс-эль-Кебир 3 июля корабль сопровождал базирующиеся в Алжире крейсеры, которые не смогли встретиться со Страсбургом после того, как сбежали из Мерс-эль-Кебира и позже прибыли в Тулон . [ 11 ]
К концу августа вся Французская Экваториальная Африка присоединилась к Свободной Франции , за исключением Французского Габона . В ответ немцы и итальянцы разрешили французам Виши отправить корабли в Гвинейский залив, чтобы вернуть восставшие колонии под контроль. Была выбрана 4-я крейсерская дивизия ( 4eme Division de croiseurs ) из трех легких крейсеров в сопровождении 10-й разведывательной дивизии, и корабли были обозначены как Force Y. Они покинули Тулон 9 сентября и покинули Касабланку , Французское Марокко , 12-го числа после дозаправка. Эсминцам не хватило дальности полета, чтобы достичь Дакара на скорости 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час) по приказу контр - адмирала Бурраге, и они были вынуждены вернуться в Касабланку. Le Fantasque , задержанная из-за проблем с оборудованием, наконец добралась до Дакара 20 сентября, на следующий день после своих сестер. [ 12 ] Мощные силы Великобритании и Свободной Франции уже направлялись в Дакар; их миссия заключалась в том, чтобы сплотить его со «Свободной Францией» или завоевать его. Французский гарнизон Виши отклонил призыв генерала Шарля де Голля присоединиться к «Свободной Франции» 23 числа и открыл огонь по британским кораблям. [ 13 ] Эсминцам Виши было поручено создать непрерывную дымовую завесу для защиты крейсеров, когда они маневрировали, уклоняясь от британских снарядов; Le Fantasque не пострадал в ходе боя. Переоборудован в Оране с 20 июля 1941 г. по 27 января 1942 г. [ 14 ]
Свободные французские операции
[ редактировать ]После того, как союзники вторглись во французскую Северную Африку 8 ноября, французская Западная Африка и ее флот, включая Le Fantasque и ее сестру Le Terrible , присоединились к союзникам 24 ноября. Сестры отправились в Касабланку, Французское Марокко, где 21 января 1943 года были вывезены их легкие зенитные орудия, а затем на военно-морскую верфь Чарлстауна в Бостоне для модернизации. Прибывший 21 февраля ремонт «Ле Фантаска » продлился до 25 июня и включал добавление британской системы ASDIC Type 128D , установку зенитных ракет радаров раннего предупреждения и радаров надводного поиска , удаление кормовых торпедных аппаратов и переоборудование некоторых баки питательной воды котла для мазута, чтобы улучшить ее запас хода. Ее зенитное вооружение теперь состояло из восьми 40-мм (1,6 дюйма) орудий Bofors в счетверенной установке, стрелявшей над кормовыми 138,6-мм орудиями, и двух спаренных установок перед кормовой воронкой; восемь 20-мм (0,8 дюйма) орудий Oerlikon также были добавлены в одиночных установках: четыре по бокам мостика и оставшиеся орудия на платформах кормовой надстройки. Эти изменения увеличили ее водоизмещение примерно на 410 тонн (404 длинных тонны); во время скоростных испытаний 12 июня корабль достиг скорости 39,5 узлов (73,2 км/ч; 45,5 миль в час). После ремонта он был переклассифицирован в легкий крейсер, а 10-я разведывательная дивизия была переименована в 10-ю дивизию легких крейсеров ( Division de croiseurs legers ). Несмотря на работы по модернизации в Бостоне, турбины кораблей были склонны к частым поломкам во время интенсивной эксплуатации и требовали тщательного обслуживания. Чтобы компенсировать это, французы приняли политику поддержания в рабочем состоянии двух из трех кораблей 10-й дивизии легких крейсеров (LCD) в любой момент, пока третий корабль ремонтировался. [ 15 ]
Корабль вернулся в Касабланку 18 июля, а затем через неделю в Алжир, после чего Le Fantasque сопровождал несколько конвоев. Вместе с Le Terrible 20–21 августа он совершил вылет на поиски кораблей Оси у побережья Скалеи , Италия, где корабли вступили в бой с итальянскими торпедными катерами в Неаполитанском заливе , а затем 21–22 августа . Сестры были в составе эскорта британских сил H во время высадки в Салерно ( операция «Лавина» ) 9 сентября и той ночью помогли сбить немецкий самолет. [ 16 ] Когда 10 сентября немцы начали эвакуацию Корсики, союзники начали высадку десанта. В период с 13 на 14 и с 22 на 23 сентября Le Fantasque помог высадить 3750 солдат в Аяччо , а также 430 длинных тонн (437 т) припасов. [ 17 ] Корабль был слегка поврежден, когда он сел на мель в Аяччо во время своего последнего задания. 17 октября Le Fantasque и Le Terrible покинули Оран 17 октября, чтобы встретиться с линкором Richelieu на Азорских островах и сопроводили его в Мерс-эль-Кебир. В следующем месяце сестры провели два безуспешных рейда в поисках немецких кораблей в Эгейском море 19–24 ноября совместно с британским лёгким крейсером « Нептун» . 24 декабря она перехватила немецкое грузовое судно «Николин Маерск» и заставила его выйти на берег , чтобы избежать захвата. [ 16 ] Вскоре после этого сестер перевели на Азорские острова для охоты на немецких блокадников (операция «Каменная стена»). После победы союзников в битве в Бискайском заливе 28 числа сестры отплыли в Гибралтар, но остались там всего на несколько дней, а затем вернулись на Азорские острова, чтобы продолжить поиски прорывателей блокады. [ 18 ]
Во время высадки союзников в Анцио , Италия, 22 января «Ле Фантаск» провел отвлекающую бомбардировку Чивитавеккьи обстрелял Формию и Террачину , а затем на следующий день . В конце февраля 10-му ЖК было поручено провести глубокие рейды в Адриатике в поисках немецких судов. Первые два рейда 27–29 февраля оказались безуспешными, но в ночь с 29 февраля на 1 марта они столкнулись с грузовым кораблем под сильным эскортом. Le Fantasque и Le Malin потопили грузовое судно и сильно повредили торпедный катер TA37 и корвет в битве при Исте . Дальнейшие зачистки оказались безрезультатными, хотя в ночь с 7 на 8 марта крейсеры обстреляли Занте. В ночь с 18 на 19 марта Le Fantasque и Le Terrible столкнулись с немецким конвоем, потопили два парома Siebel и повредили два других парома. Оба крейсера были поражены ответным огнем, в результате чего были ранены восемь человек на борту Le Fantasque и один член экипажа Le Terrible . Корабли были переоборудованы и затем переведены в Александрию ( Египет Египта . ) для патрулирования к югу от на Крите и в Эгейском море в апреле, где у них не было никаких боевых действий, кроме бомбардировки Коса . Переброшенные обратно на Адриатику в июне, Le Fantasque и Le Terrible потопили небольшой нефтяной танкер SS Giuliana 17-го числа . Во время последнего рейда в ночь с 24 на 25 левый гребной вал Le Fantasque начал вибрировать, что ограничило его скорость до 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час). 15 августа 10-й дивизион обеспечивал артиллерийскую поддержку во время операции «Драгун», высадки союзников в Провансе , и «Ле Фантаск» выпустив 280 снарядов из своих главных орудий. Вместе с Le Terrible Le Fantasque сопровождал Ришелье в Тулон 1 октября. [ 19 ]
Послевоенная деятельность
[ редактировать ]Le Fantasque прибыл в Сайгон , Французский Индокитай, 27 октября 1945 года и попеременно с Le Triomphant обеспечивал артиллерийскую поддержку французскому гарнизону в Нячанге , а затем поддерживал французские войска на побережье Тонкинского залива . Сестры участвовали в военно-морском смотре в заливе Халонг 24 марта 1946 года. Le Fantasque Затем совершил круиз под флагом Японии в мае – июне и 4 июля отправился из Сайгона в метрополию Франции. 1 января 1947 года 10-й ЖК был объединен с 4-м дивизионом крейсеров в Группу крейсеров; в это время только два из четырех уцелевших кораблей этого класса одновременно действовали из-за нехватки обученного персонала. Le Fantasque действовал в марте – сентябре, прежде чем начать капитальный ремонт, который длился до мая 1948 года. Он был повторно введен в строй 12 июля и оставался на действительной службе до вывода из эксплуатации в августе 1950 года. Корабль должен был начать ремонт в Бизерте , Французский Тунис . но это было отменено, поскольку ее состояние было слишком плохим, и ее отправили в резерв. Все Корабли класса Le Fantasque были переклассифицированы в эсминцы эскорта 1-го класса ( эсминцы-эскортеры де 1re classe ) 1 июля 1951 года, а затем в быстроходные эскорты ( scorteur Rapide ) в 1953 году. Le Fantasque был отбуксирован в Сен-Мандрье-сюр-Мер в Сентябрь 1953 г., в том же году исключен из Списка ВМФ и списан в 1958 г. [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 137, 139–140.
- ^ Робертс, с. 268
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 140, 143–144.
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 145–151.
- ^ Джордан и Мулен, стр. 156–159.
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 138–139, 214–215.
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 208, 213.
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 222–223.
- ^ Ровер, стр. 7.
- ^ Джордан и Мулен, 2013, стр. 177–178.
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 231, 233.
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 233–235.
- ^ Ровер, стр. 42.
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 234–235.
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 234–235, 260–261, 268–273.
- ^ Jump up to: а б Джордан и Мулен 2105, с. 261
- ^ Ровер, стр. 274.
- ^ Ровер, стр. 295–296.
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 261–262, 264–265.
- ^ Джордан и Мулен, 2015, стр. 280–281.
Ссылки
[ редактировать ]- Джордан, Джон и Мулен, Жан (2013). Французские крейсеры, 1922−1956 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-133-5 .
- Джордан, Джон и Мулен, Жан (2015). Французские эсминцы: Torpilleur d'Escadre и Contre-Torpilleur 1922–1956 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-198-4 .
- Робертс, Джон (1980). "Франция". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 255–279. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Le Fantasque - Эсминец класса
- ДЕСТРОПИЛЛЕР класса «Le Fantasque» (на французском языке)
- Фантазия - tarrif.net
- Фантазия - uboat.net
- История Коатни: Le Fantasque, послевоенная конфигурация, измененная в цифровом виде до конфигурации 1940 года, из руководства по распознаванию ONI 200 Управления военно-морской разведки США, 1950 г.