Зибель паром
Паром «Зибель» ( Siebelfähre ) — мелкосидящий десантный катамаран, эксплуатировавшийся немецким вермахтом во время Второй мировой войны . Он выполнял различные функции (транспорт, зенитный корабль , канонерская лодка , сопровождение конвоев, минный заградитель) в Средиземном, Балтийском и Черном морях , а также вдоль Ла-Манша . Первоначально они были разработаны для операции «Морской лев» в 1940 году — отмены немецкого вторжения в Англию. Паромы Siebel продолжили работу после окончания войны в 1945 году.
Истоки и развитие
[ редактировать ]Когда немецкой армии в июле 1940 года началась подготовка к операции «Морской лев», вскоре возросло разочарование по поводу того, когда и какие типы кораблей Кригсмарине предоставит для использования при запланированном пересечении Ла-Манша. Началась грандиозная задача по переоборудованию сотен речных барж и моторных горок в полноценные десантные суда , но Кригсмарине не смогла сообщить армии дату их готовности. [ 1 ]
Стремясь начать десантные учения, генерал-фельдмаршал Вальтер фон Браухич наконец приказал инженерному генералу Якобу построить морские транспорты для армии. Джейкоб поручил эту задачу 47-му пионерному батальону корпуса VII . Батальон двинулся в Картере на западной стороне полуострова Котантен , и бойцы этого подразделения обыскали сельскую местность Франции в поисках материалов для строительства самоходных плотов и паромов. [ 1 ]
Авиаконструктор Фриц Зибель (полковник Люфтваффе ) , возвращавший в производство захваченный авиационный завод недалеко от Амьена на северо-востоке Франции, встретил подполковника из 47-го пионерского батальона . Полковник спросил Зибеля, может ли он реквизировать большую кучу пустых канистр из-под бензина, выброшенных снаружи рядом с заводом. Зибель согласился расстаться с тайником при условии, что полковник объяснит, как он их использует. Ответ заинтересовал Зибеля и заставил его задуматься о том, как переправить войска и тяжелую технику через Ла-Манш, учитывая время и материалы. [ 2 ]
47-й пионерский батальон начал экспериментировать с множеством самодельных материалов для строительства моторных плотов, включая винные бочки , стволы деревьев, мешки, наполненные капоковым волокном , и корабельный брезент. Первые попытки использовать открытые понтоны для переправы через реки ни к чему не привели. Железные балки и болты, которые скрепляли их вместе, не выдержали волн, и понтоны были затоплены волнами моря . [ 3 ]
Во время разработки кто-то из Oberkommando des Heeres (высшего командования Германии) подумал об использовании более крупного мостового понтона с закрытым концом, разработанного во время Первой мировой войны австрийским инженерным полковником Гансом Гербертом. Соединив два соединенных понтона палубой размером 10 × 10 м (33 × 33 фута), можно было перевозить орудия, транспортные средства и войска. Эта идея развилась в паром Герберта . В наличии было всего шестьдесят четыре таких понтона, слишком мало для массового производства. [ 4 ]
Другой тип понтона закрытого типа был доступен в большем количестве. Это был тяжелый понтонный мост ( schwere Schiffsbrücke ), которых на вооружении находилось 364 штуки. [ 5 ] Полковник Зибель, которому была назначена зондеркоманда (специальное командование) для импровизации корабля вторжения Люфтваффе, построил прототип с двумя тяжелыми мостовыми понтонами, расположенными на расстоянии 6 м (19 футов 8 дюймов) друг от друга в катамаране, соединенном стальными поперечинами. В центре, на ферменной конструкции в форме пирамиды, вплотную стояли два лишних авиационных двигателя. Этому судну дали имя kleine fähre (маленький паром), а первоначальные испытания проводились на Рангсдорфер-Зее , озере недалеко от Берлина . [ 6 ]
Начальник Генерального штаба армии генерал Франц Гальдер и группа других армейских офицеров были приглашены стать свидетелями одного из этих испытаний, но характеристики парома их не впечатлили. Он мог развивать скорость всего 4 узла (4,6 миль в час; 7,4 км / ч) и казался слишком хлипким. Гальдер отметил: «Ничего нового, может не выдержать прибоя». Другие члены партии сомневались, что перевезенные солдаты прибудут в боевом состоянии. [ 6 ]
Несмотря на опасения армии, Зибель продолжил работу над изменением конструкции парома, уменьшив расстояние между понтонами с 6 м (19 футов 8 дюймов) до 5,5 м (18 футов 1 дюйм) и обратившись с просьбой к Krupp - Rheinhausen (при содействии WasserPrüfung 5) . ) строительство большой стальной платформы, покрытой деревянным настилом. Это будет служить грузовой палубой судна, а также обеспечивать продольную и боковую прочность, позволяющую выдерживать эксплуатацию в море. Эта версия окажется способной пережить волны Силы 6. [ 7 ] [ 8 ]
Единственными двигательными установками, доступными в количествах для массового производства этих кораблей вторжения, были дизельные двигатели грузовиков и авиационные двигатели. Посоветовавшись с инженерами 47-го пионерского батальона , Зибель остановился на комбинации четырех двигателей Ford V-8 мощностью 75 л.с. (по два каждого, установленных бок о бок в кормовой части понтонов), соединенных со стандартными морскими гребными винтами. В качестве вспомогательной мощности три авиационных двигателя BMW VI мощностью 750 л.с. могли устанавливаться на приподнятых платформах вдоль кормовой кромки грузовой палубы, вращая воздушные винты. [ 7 ]
Ранние проблемы с этой компоновкой включали отказ двигателя из-за недостаточного охлаждения, который решался путем соединения авиационных двигателей с водяным охлаждением с дизельными двигателями грузовиков через трубопроводы с понтонными отсеками. Управление судном только с помощью водяных винтов также представляло трудности. Машинный телеграф соединял рулевую рубку с двумя машинными расчетами понтонов. Но из-за широкой ширины судна экипажам приходилось одновременно реагировать на запросы об изменении скорости, иначе паром начинал разворачиваться, чему рули едва могли противодействовать. [ 7 ]
31 августа 1940 года новый паром «Зибель» прошел испытания в устье Эмса Специальным командованием Дивизии торгового мореплавания. Используя только авиационные двигатели корабля, он достиг максимальной скорости 8 узлов (9,2 миль в час; 15 км/ч). В отличие от двигателей грузовиков на понтонах, авиационные двигатели напрямую управлялись рулевым через дроссели в рулевой рубке, что позволяло ему изменять частоту вращения каждого двигателя. Это значительно улучшило маневренность, но двигатели самолета работали шумно, мешали голосовой связи на палубе и потребляли большое количество топлива. В случае с «Морским львом » было решено использовать их только для подхода к пляжам вторжения или в качестве резерва на случай повреждения водяных винтов. [ 7 ]
две дополнительные версии парома Siebel: одна с грузовыми двигателями Opel Blitz 4 сентября в устье Эмса были испытаны , а другая с двигателями Ford V-8. Используя только водяной винтовой двигатель, они достигли крейсерской скорости 7 узлов (8,1 миль в час; 13 км/ч), хотя считалось, что ее можно увеличить за счет эффективных гребных винтов. [ 7 ]
Понтоны парома Siebel имели плоское дно и квадратную переднюю часть. В сочетании с широкой грузовой палубой судна это создавало исключительно устойчивую орудийную платформу. Люфтваффе установило на паромах зенитные орудия различных размеров и проверило их пригодность для поражения как воздушных, так и надводных целей в море. Универсальные 8,8-см орудия хорошо подошли для этой роли. [ 9 ]
Серийное производство парома Siebel началось в сентябре 1940 года в Антверпене как совместное предприятие армии и люфтваффе, при этом армейская Böndel Pionier-Sonderkommando (специальное инженерное командование) занималась сборкой понтонов, настила и водной силовой установки, а Люфтваффе-зондеркоманда полковника Зибеля установила вспомогательный самолет. двигатели. К концу сентября двадцать пять таких кораблей были готовы. [ 10 ]
Для операции «Морской лев» Люфтваффе разделило паромы «Зибель» на две флотилии: 1-й зенитный корпус (приписанный к 9-й армии ) и 2-й зенитный корпус (приписанный к 16-й армии ) для обеспечения фланговой обороны от воздушных, наземных и надводных целей Первой волны. буксирные формирования. Каждый паром Siebel мог перевозить полную зенитную установку, состоящую из одной 8,8-см пушки и двух 2-см пушек, а также трех тягачей (хотя 9-я армия планировала перевозить необходимые буксиры и вспомогательный персонал отдельно на баржах). Достигнув пляжей вторжения, паромы могли высадить свои зенитные подразделения, а затем помочь с разгрузкой более крупных пароходов, стоящих на якоре в море. Армия называла паромы Siebel «заменителями эсминцев». [ 11 ]
Военная служба
[ редактировать ]
Благодаря простоте конструкции, прочной конструкции, хорошей мореходности и легкости, с которой его можно было разобрать и отправить по железной дороге практически в любую точку континента, паром Siebel оказался полезным и адаптируемым амфибийным судном для перевозки войск, транспортных средств. и поставки через открытую воду везде, где это необходимо немцам. Его также можно было легко настроить для выполнения самых разных задач: от постановки мин до сопровождения конвоев. [ 12 ]
Когда в октябре 1940 года компания Sea Lion была заброшена, Люфтваффе осенью 1941 года решило продолжить производство паромов Siebel независимо от армии под своим «Специальным паромным командованием» ( Fähre-Sonderkommando ). Он заменил дизельные двигатели грузовиков оригинальной конструкции на авиационные двигатели BMW и других типов, разместив четыре из них в увеличенных концах понтона, соединенных с водяными винтами через реверсивный редуктор. Некоторые из этих судов были переданы армии и эксплуатировались смешанными экипажами, но армия не любила использовать авиационные двигатели, утверждая, что они склонны к возгоранию и потребляют чрезмерное количество топлива. Командование армейского инженерного паромного строительства в Антверпене продолжало использовать автомобильные двигатели в качестве основной силовой установки и считало их надежными по сравнению с авиационными двигателями Люфтваффе . [ 11 ] Десять были построены для операции «Геркулес» , запланированного вторжения на Мальту , хотя оно было отменено. [ 13 ]
Два парома были переданы ВМС Румынии в конце 1941 года. [ 14 ] затонул затонувший корабль В Хорватии . [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Избиратель, стр.120
- ^ Ансель, стр.104
- ^ Избиратель, стр.120–121.
- ^ Избиратель, стр.121.
- ^ Шенк, стр.120
- ^ Jump up to: а б Ансель, стр.209
- ^ Jump up to: а б с д и Шенк, стр. 124–125.
- ^ Избиратель, стр.122.
- ^ Шенк, стр.125
- ^ Шенк, стр.128
- ^ Jump up to: а б Шенк, стр.125-128
- ^ Шенк, стр. 128–129.
- ^ «Немецкие десантные корабли и десантные операции времен Второй мировой войны» . военно-морская энциклопедия . 3 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 г.
- ^ Николае Кослински, Раймонд Станеску, Румынский флот во Второй мировой войне: 1941-1942 , Făt-Frumos, 1996, стр. 292
- ^ «Кораблекрушение Ябланац» . Атлас Обскура .
Библиография
[ редактировать ]- Ансель, Уолтер (1960). Гитлер противостоит Англии . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ОСЛК 396014 .
- Грёнер, Эрих (2001). Корабли ВМС и ВВС Германии 1939–1945 гг. (на немецком языке). Бернар и Грефе. ISBN 978-3-7637-6215-6 .
- Кизер, Эгберт (1997). Гитлер на пороге: операция «Морской лев», план немецкого вторжения в Британию, 1940 год . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-390-7 .
- Куглер, Рэндольф (1989). Система посадки в Германии с 1900 года (на немецком языке). Книжный центр, рецепция. ISBN 978-3-86755-000-0 .
- Лентон, ХТ (1976). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Арко. ISBN 978-0-668-04037-2 .
- Левин, Алан Дж. (2008). Война против линий снабжения Роммеля, 1942–43 . Книги Стэкпола. ISBN 978-0-8117-3458-5 .
- Павлас, Карл Р. (декабрь 1977 г. - февраль 1978 г.). «Плавучая крепость (Зенитный мыс-переправа)». Оружейное ревю (на немецком языке) (27). Нюрнберг: Журналистский архив военной техники и оружия. OCLC 13306182 .
- Шенк, Питер (1990). Вторжение в Англию 1940 года: планирование операции «Силион» . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-548-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- немецкий Navy.de (английский)
- Паромные флотилии Люфтваффе