Румынский флот во время Второй мировой войны
Военные корабли ВМС Румынии во время Второй мировой войны | |
Количество единиц | |
Разрушители | 4 |
Фрегаты | 1 |
Морские броненосцы | 5 |
Морские миноносцы | 3 |
Крейсеры береговой охраны | 3 |
Подводные лодки | 8 |
Другой | ~50 |
Румынский флот во время Второй мировой войны был основной военно-морской силой Оси в Черноморских кампаниях и сражался против Советского Союза с Черноморского флота 1941 по 1944 год. Операции состояли в основном из минной войны, но были также задачи по сопровождению и локализованные военно-морские операции. обязательства. Крупнейшим военно-морским сражением румынского флота был рейд на Констанцу 26 июня 1941 года , а самой обширной операцией была эвакуация Крыма в 1944 году .
Румынский Черноморский флот в июне 1941 года.
[ редактировать ]Судно | Источник | Тип | Примечания | ||
---|---|---|---|---|---|
Основные надводные корабли | |||||
Король Карл I | ![]() | Тендер на гидросамолет / Минный заградитель | Построен в Великобритании в 1898 году, затоплен в октябре 1941 года. | ||
Мэрэшты | ![]() | Лидер флотилии | Построен в Италии для ВМС Румынии, принят на вооружение в 1920 году. | ||
Мэрэшешты | ![]() | Лидер флотилии | Построен в Италии для ВМС Румынии, принят на вооружение в 1920 году. | ||
Король Фердинанд | ![]() | Разрушитель | Построен в Италии для ВМС Румынии, принят на вооружение в 1930 году. | ||
Регина Мария | ![]() | Разрушитель | Построен в Италии для ВМС Румынии, принят на вооружение в 1930 году. | ||
Адмирал Мургеску | ![]() | Минный заградитель - фрегат | Построен на верфи Галац в Румынии в 1938–1941 годах; крупный (более 1000 тонн) хорошо вооруженный многоцелевой военный корабль | ||
СБОРА | ![]() | Морской миноносец | Построен в Австро-Венгрии во время Первой мировой войны, приобретен Румынией после окончания войны. | ||
БИСТРИЦА | ![]() | Крейсер береговой охраны | Построен в Лондоне в 1888 году. | ||
Олт | ![]() | Крейсер береговой охраны | Построен в Лондоне в 1888 году. | ||
Сирет | ![]() | Крейсер береговой охраны | Построен в Лондоне в 1888 году. | ||
Морские броненосцы | |||||
Михаил Когэлничану | ![]() ![]() | Монитор | Построен в Австро-Венгрии, собран и спущен на воду в Румынии в 1907 году; выполнял функцию противолодочного сопровождения, оснащенного двумя метателями глубинных бомб. | ||
Ион Брэтиану | ![]() ![]() | Монитор | Построен в Австро-Венгрии, собран и спущен на воду в Румынии в 1907 году; выполнял функцию противолодочного сопровождения, оснащенного двумя метателями глубинных бомб. | ||
Александр Лаховари | ![]() ![]() | Монитор | Построен в Австро-Венгрии, собран и спущен на воду в Румынии в 1907 году; выполнял функцию противолодочного сопровождения, оснащенного двумя метателями глубинных бомб. | ||
Ласкар Катарджиу | ![]() ![]() | Монитор | Построен в Австро-Венгрии, собран и спущен на воду в Румынии в 1907 году; выполнял функцию противолодочного сопровождения, оснащенного двумя метателями глубинных бомб. | ||
Буковина | ![]() | Монитор | Построен в Австро-Венгрии в 1915 году, приобретен Румынией после Первой мировой войны; приспособлен для службы в море с одним метателем глубинных бомб | ||
Корветы сопровождения | |||||
Младший лейтенант Гикулеску | ![]() | Эскортная канонерская лодка | Построен во Франции во время Первой мировой войны, приобретен Румынией после окончания войны. | ||
Евгений Стихи | ![]() | Эскортная канонерская лодка | Построен во Франции во время Первой мировой войны, приобретен Румынией после окончания войны. | ||
Капитан Думитреску | ![]() | Эскортная канонерская лодка | Построен во Франции во время Первой мировой войны, приобретен Румынией после окончания войны. | ||
тлеть | ![]() | сопровождения Канонерская лодка (бывший миноносец) | Построен в Австро-Венгрии во время Первой мировой войны как миноносец, приобретен Румынией после окончания войны и переоборудован в канонерскую лодку сопровождения. | ||
Призрак | ![]() | сопровождения Канонерская лодка (бывший миноносец) | Построен в Австро-Венгрии во время Первой мировой войны как миноносец, приобретен Румынией после окончания войны и переоборудован в канонерскую лодку сопровождения; потоплен в августе 1944 г. | ||
Быстрое атакующее судно | |||||
метель | ![]() | Моторный торпедный катер | Построен в Великобритании в конце 1930-х годов, приобретен Румынией в 1940 году. | ||
шторм | ![]() | Моторный торпедный катер | Построен в Великобритании в конце 1930-х годов, приобретен Румынией в 1940 году; потоплен в ноябре 1941 г. | ||
шторм | ![]() | Моторный торпедный катер | Построен в Великобритании в конце 1930-х годов, приобретен Румынией в 1940 году; потоплен в ноябре 1941 г. | ||
Капитан Романо Михаил | ![]() | Бронированный моторный запуск | Построен в Великобритании в 1906-1907 годах. | ||
Лейтенант Кэлинеску Дмитрий | ![]() | Бронированный моторный запуск | Построен в Великобритании в 1906-1907 годах. | ||
Большой Шонцу-Гёрге | ![]() | Бронированный моторный запуск | Построен в Великобритании в 1906-1907 годах. | ||
Плавающие батареи | |||||
К-2 | ![]() | Плавающая батарея | Построен в России во время Первой мировой войны как десантный корабль; переоборудована в плавучую батарею, вооруженную двумя 152-мм орудиями и приобретена Румынией в феврале 1918 г. | ||
К-7 | ![]() | Плавающая батарея | Построен в России во время Первой мировой войны как десантный корабль; переоборудована в плавучую батарею, вооруженную двумя 152-мм орудиями и приобретена Румынией в феврале 1918 г. | ||
Подводные лодки | |||||
дельфин | ![]() | Подводная лодка | Построен в Италии для ВМС Румынии, принят на вооружение в 1936 году. |
Операции на Черном море
[ редактировать ]Румынский флот во время Черноморской кампании Второй мировой войны | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Черноморских походов (1941-1944). | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 тендер на гидросамолет 2 канонерские лодки 1 минный заградитель 2 моторных торпедных катера | 1 эсминец 16 подводных лодок (1 общая) 2 моторные канонерские лодки 1 моторный торпедный катер (общий) |
Начало и основное занятие
[ редактировать ]Морская война на Черном море началась с рейда на Констанцу 26 июня 1941 года, единственного столкновения между крупными военными кораблями за всю кампанию. [1] Командир румынской флотилии Мэрэшти и эсминец «Регина Мария» вместе с минным заградителем «Амирал Мургеску» защищали порт от советского крейсера «Ворошилов» и «Ленинград» типа лидеров эсминцев «Харьков» и «Москва» . Румынские военные корабли поддерживала береговая артиллерия, в том числе немецкая береговая батарея «Тирпиц» (номинально находившаяся под румынским командованием), а советские военные корабли — бомбардировщики Туполев СБ . Рейд оказался провалом советских войск: всего лишь несколько топливных баков были подожжены. Ни один румынский военный корабль не был потоплен, а лидер советского эсминца « Москва» погиб на румынском минном поле, уклоняясь от огня румынских военных кораблей и береговой артиллерии. [2] [3] [4] [5]
Другие обязательства
[ редактировать ]



9 июля 1941 года недалеко от румынского черноморского порта Мангалия румынская канонерская лодка « Стихи» сообщила румынскому торпедному катеру водоизмещением 250 тонн «Налука» (переоборудованному в канонерскую лодку) и моторным торпедным катерам «Висколул» и «Виелия» , что перископ вражеской подводной лодки был замечен вблизи гавань. В завязавшемся бою советская подводная лодка типа «Щука» Щ-206 была атакована « Нэлукой » сначала 20-мм снарядами, а затем глубинными бомбами и в конечном итоге была потоплена всеми руками. [6] [7] [8]
17 декабря 1941 года у бессарабского побережья румынский эсминец «Регеле Фердинанд» , сопровождая конвой болгарских и венгерских грузовых кораблей, произвел глубинную бомбовую атаку и потопил советскую подводную лодку М-класса М-59 , после того как последняя безуспешно атаковала конвой с торпеды. [9] [10] [11] Однако, по другим данным, ранее в тот же день подводная лодка М-59 погибла из-за мин. [12] [13] [14] [15]
1 октября советская подводная лодка М-118 атаковала и потопила немецкий транспортный корабль «Зальцбург» . После атаки субмарина была обнаружена немецкой летающей лодкой BV 138C румынские канонерские лодки Sublocotenent Ghiculescu и Stihi Eugen , к месту происшествия были направлены . Два румынских военных корабля атаковали подводную лодку глубинными бомбами, потопив ее всеми руками. [16] [17] [18] Недавние исследования в этом районе не смогли обнаружить затонувший корабль в предполагаемом месте затопления, и была выдвинута альтернативная версия, что М-118 был потерян из-за атаки немецкого гидросамолета. [19] или румынское поле из заградительного "С-30". [20]
Эвакуация Крыма
[ редактировать ]

Эвакуация Крыма в апреле–мае 1944 года была самой сложной и масштабной операцией румынского флота во время Второй мировой войны. С 15 апреля по 14 мая многочисленные немецкие и румынские военные корабли сопровождали множество конвоев между Констанцей и Севастополем . О масштабе и важности операции можно судить по использованию в бою всех четырех боевых кораблей румынской эскадры эсминцев, крупнейших военных кораблей Оси на Черном море. На последнем этапе эвакуации (10–14 мая) были ожесточенные бои: корабли Оси под постоянными атаками советской авиации и береговой артиллерии перевезли более 30 000 военнослужащих. Из них 18 000 были перевезены румынскими кораблями. В общей сложности румынские и немецкие конвои эвакуировали из Крыма более 113 000 военнослужащих Оси, большая часть из них (более 63 000) во время первого этапа эвакуации (15-25 апреля). За это достижение румынский военно-морской командующий контр-адмирал Хория Мачеллариу был награжден Рыцарским крестом Железного креста ( Crucea de Cavaler a Crucii de Fier на румынском языке). Во время эвакуации ни один военный корабль ВМС Румынии не был потерян, однако эсминец Регеле Фердинанд был близок к потоплению. В нее попала большая авиационная бомба, которая упала в ее топливные баки, но не взорвалась. Бомба была извлечена через несколько дней после окончания операции. Во время второго этапа эвакуации (25 апреля — 10 мая) под Севастополем произошли два военно-морских боя с участием ВМС Румынии . 18 апреля советская «Ленинец» класса подводная лодка Л-6 была дважды атакована глубинными бомбами и повреждена румынской канонерской лодкой «Гикулеску» , после каждой атаки из глубины всплывали многочисленные пузыри, прежде чем ее добил немецкий охотник за подводными лодками UJ-104 . Ночью 27 апреля конвой в сопровождении румынской канонерской лодки Ghiculescu , немецкого охотника за подводными лодками UJ-115 , одного катера R KFK , двух военно-морских траулеров и 19 МФП (включая румынские ПТА-404 и ПТА-406 ) вступил в бой с Советские моторные торпедные катера класса Г-5 ТКА-332 , ТКА-343 и ТКА-344 после того, как трое атаковали и повредили немецкий охотник за подводными лодками UJ-104 (так и не восстановились). Гикулеску открыл огонь трассирующими снарядами, что позволило всей группе сопровождения обнаружить два советских МТБ и открыть огонь. ТКА-332 был подбит и затонул. [21] [22] [23]
Минная война
[ редактировать ]

Большинство морских потерь, как нанесенных, так и понесенных ВМС Румынии, было вызвано морскими минами.
За несколько дней до операции «Барбаросса» , с 16 по 19 июня 1941 года, румынский минный заградитель «Амирал Мургеску» потопили Москву . вместе с двумя вспомогательными минными заградителями заложил заградительный огонь из 1000 мин у Констанцы, и именно эти мины неделю спустя [24] За всю войну мины, заложенные в Констанце, также потопили четыре советские подводные лодки ( Щ-213 , М-58 , М-34 и Щ-208 ). [25]
С 7 по 16 октября 1941 года Амирал Мургеску вместе с двумя вспомогательными минными заградителями, все трое в сопровождении румынских 250-тонных торпедных катеров Năluca , Sborul и Smeul , румынских канонерских лодок Sublocotenent Ghiculescu и Capitan Dumitrescu и болгарских торпедных катеров Drazki , Smeli и Hrabri. , заложили четыре полных минных поля и одно частичное минное поле вдоль побережья Болгарии. [26] Эти мины позже потопили три-четыре советские подводные лодки ( класса S С-34 (заявлены также болгарские мины [27] [28] ), L-24 , ШЧ-210 и ШЧ-211 ). [25]
9 ноября 1941 года румынские торпедные катера «Вифорул» и «Виелия» были потоплены под Одессой советскими минами. [29]
24 июня 1942 года амирал Мургеску вместе с одним вспомогательным минным заградителем заминировал у Одессы , находясь в сопровождении румынских эсминцев «Регеле Фердинанд» и «Регина Мария» , лидера румынской флотилии «Мэрэшешть» , румынских канонерских лодок «Гикулеску» , «Стихи» и «Думитреску» и румынской канонерской лодки «Смеул» ( бывший торпедный катер), а также немецкие моторные тральщики Дунайской флотилии. [30] Мины, заложенные под Одессой, позже потопили советские подводные лодки М-33 и М-60. [18] и моторные канонерские лодки Я-26 и Я-27 в 1944 году. [31]
29–30 октября и 5 ноября 1942 года Амирал Мургеску вместе с одним вспомогательным минным заградителем в сопровождении румынских эсминцев «Регина Мария» и «Регеле Фердинанд» , румынский лидер Мэрэшти , румынская канонерская лодка «Стихи» и четыре немецких R-катера заложили два минных заграждения для защиты. Змеиный остров . [32] Эти мины потопили советскую подводную лодку Щ-212 11 декабря того же года. [33] [34] [35] Советская подводная лодка М-31 также была потоплена румынскими минными заграждениями недалеко от острова 17 декабря. [36] или потоплен румынским лидером Мэрэшешти в 1943 году. [37] [38]
Румынские военно-морские операции в поддержку наземных наступлений Оси
[ редактировать ]Румынские военно-морские операции в поддержку наземных наступлений Оси | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Восточного фронта Второй мировой войны. | |||||||
![]() Румынский наблюдатель Михаил Когэлничану | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 подводная лодка повреждена 1 летающая лодка затонула | 1 эсминец поврежден 2 подводные лодки потоплены 2 монитора повреждены Потоплено 7 бронемоторных катеров. 1 грузовое судно затонуло 1 вооруженное торговое судно захвачено |

Операция Мюнхен
[ редактировать ]Румынские военные корабли и морская пехота в дельте Дуная поддерживали румыно-германские сухопутные войска во время их наступления на Бессарабию в начале июля 1941 года. Так, артиллерия румынского 17-го батальона морской пехоты, действовавшая на участке Периправа , обстреляла и потопила шесть Советские бронемоторные катера. Еще один бронемоторный катер был потоплен у Исакчи речной артиллерией отряда румынской морской пехоты. Морские бои происходили 13 и 14 июля недалеко от устья Дуная, каждый день румынский наблюдатель Михаил Когэлничану вступал в бой и повреждал советский наблюдатель, последний был идентифицирован как Ударный . Эти действия в сочетании с наступлением сухопутных войск Оси с севера побудили советскую Дунайскую флотилию эвакуировать дельту Дуная 18–19 июля, что позволило румынской морской пехоте пересечь Килийский рукав и занять Южную Бессарабию . [39] [40]

Блокада Одессы
[ редактировать ]В поддержку румынской блокады Одессы румынский флот направил торпедные катера в недавно оккупированный порт Очаков (Очаков или Возя по-румынски). Их задачей было препятствовать советским коммуникациям и линиям снабжения. Ночью 18 сентября 1941 года моторные торпедные катера «Висколул» и «Виелия» атаковали советский конвой к югу от Одессы, каждый из которых выпустил по две торпеды по ближайшему эсминцу противника. Три из четырех торпед промахнулись. Четвертая торпеда попала в советский эсминец, но не взорвалась. [41] [42]

Крымская кампания
[ редактировать ]2 ноября 1941 года для поддержки наступления немецко-румынских войск в Крым румынский флот направил свою единственную на тот момент подводную лодку « Дельфинул» (также единственную подводную лодку стран Оси в Черном море до конца 1942 года) для патрулирования. Крымское побережье. Рано утром 6 ноября румынская подводная лодка «Дельфинул» заявила о потоплении советского грузового корабля « Уралец» водоизмещением 1975 тонн в четырех милях к югу от Ялты во время единственной торпедной атаки румынской подводной лодки за всю войну, однако корабль был потоплен Люфтваффе и торпедой. Атаку пропустил минный заградитель Островского . [43] благополучно прибыла в порт Констанца . Впоследствии подводная лодка была атакована советскими войсками, но она следовала по маршруту вдоль турецкого побережья и сумела уклониться от 80 глубинных бомб, прежде чем 7 ноября [44] [45] [46]

Румынская морская авиация
[ редактировать ]Наиболее заметными достижениями румынской военно-морской авиации во время Второй мировой войны стало потопление двух советских подводных лодок одним Z.501 в августе 1941 года, за которым последовал захват советского вооруженного торгового судна группой « Хейнкелей» в октябре. Румынские гидросамолеты следили за советских ВМФ местонахождением и передвижением бомбардировщиков Люфтваффе , которые при помощи Эскадрилы 102 уничтожили советские подводные лодки в Черном море к концу осени 1941 года. [47]
Небольшое поражение произошло осенью 1943 года, когда Z.501 был сбит советским асом Григорием Речкаловым . [48]
Заключение
[ редактировать ]Наступление стран Оси на Советский Союз было прекращено после операции «Уран» , которая проходила с 19 по 23 ноября 1942 года во время Сталинградской битвы . Части румынских военно-морских сил, которые непосредственно поддерживали наступление стран Оси в 1941 и 1942 годах, нанесли значительно больше потерь, чем понесли во всех боях.
Королевский флот Румынии в 1943 году.
[ редактировать ]Сила флота
[ редактировать ]Румынские военно-морские силы потеряли противолодочную канонерскую лодку Remus Lepri в 1941 году во время испытаний по постановке мин после того, как ее переоборудовали в минный заградитель. [49] Подводная лодка «Дельфинул» начала масштабный ремонт в конце 1942 года, что позволило ей выйти из строя до конца войны. [50] Современные подводные лодки румынской постройки «Речинул» и «Марсуинул» были построены в 1942 году, но не смогли начать работу до 1944 года и пришли слишком поздно, чтобы добиться результатов. [51] Кроме того, осенью 1943 года были временно приобретены пять сверхмалых подводных лодок класса CB итальянской постройки, однако только две удалось привести в строй перед возвращением в итальянские военно-морские силы RSI. [52] [53] Семь 25-тонных итальянских MAS , каждый из которых был вооружен двумя 350-мм торпедами, также были приобретены в 1943 году и не использовались. торпедных катеров [54] Они дополнили существующую эскадру из семи моторных торпедных катеров, состоящую из британского корабля « Висколул» и шести румынских кораблей класса «Ведения» . Таким образом, к концу 1943 года основные боевые корабли румынского Черноморского флота составляли:
- 4 эсминца (два класса King Ferdinand и два класса Mărăşti )
- 1 фрегат-минный заградитель ( «Адмирал Мургеску» )
- 4 действующие подводные лодки ( «Марсуинул» , «Речинул» и две CB -класса)
- 5 морских броненосцев (четыре класса «Михаил Когэлничану» и один класса «Сава» )
- 1 морской миноносец ( «Сборул »)
- 3 противолодочных корвета (все класса Sublocotenent Ghiculescu )
- 2 противолодочных корвета ( Smeul и Năluca )
- 14 моторных торпедных катеров ( «Висколул» , шесть «Ведения» и семь МАС )
- 2 минных заградителя (оба класса ОМм35 )
- 1 тендер подводных лодок ( Констанца )
Территориальный контроль
[ редактировать ]На протяжении всей войны многочисленные порты на западном и северном побережьях Черного моря находились под защитой румынских военно-морских минных заграждений. К концу 1943 года следующие крупные морские порты были защищены румынскими минными заграждениями:
Порт | Страна | Дата установки румынской мины |
---|---|---|
Постоянный | Румыния | июнь 1941 г. |
Варна | Болгария | Октябрь 1941 г. |
Бургас | Болгария | Октябрь 1941 г. |
Одесса | Румыния ( де-факто ) | июнь 1942 г. |
Севастополь | Нацистская Германия ( де-факто ) | сентябрь 1943 г. |
Последствия
[ редактировать ]
Румыния капитулировала 23 августа 1944 года после успешного советского наземного наступления . 20 августа советские ВВС совершили крупный воздушный налет на Констанцу, потопив румынский миноносец « Налука» (перед войной он был переоборудован в канонерскую лодку). советской авиацией был потоплен минный заградитель «Аврора» . Также 15 июля 1941 года под Сулиной [55] Это был единственный минный заградитель румынского флота, который был специально построен и не использовался ни для чего другого ( Амирал Мургеску также использовался в качестве эскорта эсминца). Старый бриг «Мирча» также был потоплен во время налета советской авиации 17 апреля 1944 года. [56] В 1943 году также были приобретены семь 25-тонных итальянских моторных торпедных катеров MAS , каждый из которых был вооружен двумя 350-мм торпедами. [54]
Уникально то, что во Второй мировой войне румынский флот был единственным военно-морским флотом, который воевал более трех лет, не потеряв ни одного подразделения своих основных сил — эсминцев и подводных лодок. [57]
С сентября 1944 года ВМФ СССР перебросил все румынские военные корабли в Кавказа порты . Их вернули только после войны. Старые суда были получены в сентябре 1945 года, а более современные (такие как « Регеле Фердинанд ») находились на вооружении Советского Черноморского флота до начала 1950-х годов. [58] Ряд военных кораблей (например, «Амирал Мургеску ») так и не были возвращены.
См. также
[ редактировать ]- Черноморские походы (1941–44).
- Список боев ВМС Румынии
- Список классов военных кораблей Королевского флота Румынии времен Второй мировой войны
- Советский Черноморский флот во время Сталинградской битвы.
- Военно-морские операции в оккупированных Румынией советских водах
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спенсер К. Такер, Вторая мировая война на море: энциклопедия , стр. 113
- ^ Роберт Форчик, Где растут железные кресты: Крым 1941–44 , с. 39
- ^ Дэвид Т. Забекки , Вторая мировая война в Европе: Энциклопедия , с. 1468
- ^ Ричард Л. Динардо, Германия и державы оси от коалиции к краху , с. 109
- ^ Джон Джордан, Стивен Дент, Военный корабль 2008 , с. 112
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 гг. , с. 72
- ^ Кристиан Крэчунойу, Торпедные катера ВМС Румынии , стр. 135.
- ^ Дональд А. Бертке, Гордон Смит, Дон Кинделл, Морская война Второй мировой войны, Том 4: Германия отправляет Россию союзникам , с. 134
- ^ Джипа Ротару, Иоан Дамашкин, Слава и драма: Королевский флот Румынии, 1940–1945 , стр. 67 (на румынском языке).
- ^ Дональд А. Бертке, Гордон Смит, Дон Кинделл, Морская война Второй мировой войны, Том 5: Воздушный налет на Перл-Харбор. Это не тренировка , с. 63
- ^ Николае Кослински, Раймонд Станеску, Румынский флот во Второй мировой войне: 1944–1945 , стр. 361 (на румынском языке).
- ^ М-59 на uboat.net
- ^ "Великая Отечественная - под водой" . www.sovboat.ru . Retrieved 14 December 2023 .
- ^ «Подводная лодка М-59 1940-1941 гг.» . Место крушения . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Юрген Ровер, Сталинский океанский флот: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения, 1935-53 , 2012, с. 265
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 , стр. 79–80.
- ^ Дональд А. Бертке, Гордон Смит, Дон Кинделл, Морская война Второй мировой войны, Том 7: Союзники наносят ответный удар с. 179
- ^ Jump up to: а б Михаил Монаков, Юрген Ровер, Сталинский океанский флот: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения 1935–1953 гг ., с. 266
- ^ http://www.sovboat.ru/ship/m118.php3 М-118 на sovboat.ru (рус.)
- ^ http://docplayer.ru/amp/27819615-Tragediya-transporta-zalcburg-i-gibel-podvodnoy-lodki-m-118.html Трагедия транспорта "Зальцбург" и гибель подводной лодки "М-118" (российская )
- ^ Джипа Ротару, Иоан Дамашкин, Слава и драма: Королевский флот Румынии, 1940–1945 , Ion Cristoiu Publishing, 2000, стр. 132–157 (на румынском языке)
- ^ Николае Кослински, Раймонд Станеску, Румынский флот во Второй мировой войне: 1942–1944 , Făt Frumos Publishing, 1997 (на румынском языке)
- ^ Роберт Форчик, Где растут железные кресты: Крым 1941–44 , Bloomsbury Publishing, 2014, Глава 9
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 , стр. 70 и 71.
- ^ Jump up to: а б Михаил Монаков, Юрген Ровер, Сталинский океанский флот: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения 1935–1953 гг ., стр. 265–266.
- ^ Дональд А. Бертке, Гордон Смит, Дон Кинделл, Морская война Второй мировой войны, Том 4: Германия отправляет Россию союзникам , с. 323
- ^ "ВМФ России - ВМФ СССР - Советский Союз (1918-1991) С-34 (+1941)" . www.recksite.eu . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ «(Российский) С-34» . sovboat.ru . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ Дональд А. Бертке, Гордон Смит, Дон Кинделл, Морская война Второй мировой войны, Том 4: Германия отправляет Россию союзникам , с. 390
- ^ Дональд А. Бертке, Гордон Смит, Дон Кинделл Морская война во время Второй мировой войны, Том 6: Союзники останавливают наступление оси , стр. 268
- ^ Николае Кослински, Раймонд Станеску, Румынский флот во Второй мировой войне: 1944–1945 , стр. 365 (на румынском языке).
- ^ Николае Кослински, Раймонд Станеску, Румынский флот во Второй мировой войне: 1942–1944 , стр. 53–54 (на румынском языке)
- ^ Дональд А. Бертке, Гордон Смит, Дон Кинделл, Морская война Второй мировой войны, Том 8: Гуадалканал обеспечен , с. 77
- ^ Хельгасон, Гудмундур. « Щ-212 » . uboat.net . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ « Щ-212 » . www.recksite.eu . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «М-31» . uboat.net . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ Джипа Ротару, Иоан Дамашкин, Слава и драма: Королевский флот Румынии, 1940-1945 , Ion Cristoiu Publishing, 2000, стр. 271 (на румынском языке).
- ^ М. Дж. Уитли , Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия , Naval Institute Press, 1988, стр. 224
- ^ Джипа Ротару, Иоан Дамашкин, Слава и драма: Королевский флот Румынии, 1940–1945 , Ion Cristoiu Publishing, 2000, стр. 52–59 и 87–88.
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 гг ., Conway Maritime Press, 2001, стр. 72
- ^ Джипа Ротару, Иоан Дамашкин, Слава и драма: Королевский флот Румынии, 1940–1945 , Ion Cristoiu Publishing, 2000, стр. 74–75.
- ^ Джипа Ротару, Октавиан Бурчин, Владимир Зодиан, маршал Ион Антонеску: Мы вели «священную войну» против большевизма: Кампания 1941 года , с.
- ^ «НМС Дельфинул» . www.recksite.eu . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 гг. , Conway Maritime Press, 2001. стр. 76
- ^ Ричард Комптон-Холл, Подводные лодки на войне 1939-1945 гг. , Periscope Publishing, 2004, стр. 127
- ^ Флориан Бичир, Забытые корсары глубин , стр. 101 (на румынском языке).
- ^ Франк Джозеф, Военно-воздушные силы стран Оси: полеты в поддержку Люфтваффе Германии , ABC-CLIO, 2011, стр. 166
- ^ Джордж Меллинджер, Советские асы-истребители Второй мировой войны по ленд-лизу , Bloomsbury Publishing, 2012, стр. 72
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 гг ., Conway Maritime Press, 2001, стр. 88
- ^ Роберт Гардинер, Военный корабль 1992 , с. 150
- ^ WM Thornton, Знаки отличия подводных лодок и подводные службы мира , Pen and Sword Publishing, 1996, стр. 100
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 гг ., Conway Maritime Press, 2001 г.
- ^ Джейми Пренатт, Марк Стилл, Сверхмалые подводные лодки Оси: 1939–45 , Bloomsbury Publishing, стр. 15, 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Все боевые корабли мира Конвея 1922–1946 , Conway Maritime Press, 1980, стр. 313–314.
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 , Conway Maritime Press, 2001, стр. 72
- ^ Николае Кослински, Раймонд Станеску, Румынский флот во Второй мировой войне: 1944-1945 , Făt-Frumos, 1996, стр. 30 (на румынском языке)
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 гг. , с. 70
- ^ Роберт Гардинер, « Все боевые корабли мира Конвея 1922–1946» , стр. 361
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Статиев, Александр (2008). «Румынская военно-морская доктрина и ее испытания во Второй мировой войне». Война в истории . 15 (2): 191–210. дои : 10.1177/0968344507087003 . S2CID 159753606 .