Хория Мясник
Хория Мясник | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Хория Ион Помпилиу Маселлариу |
Рожденный | Крайова , Королевство Румыния | 10 мая 1894 г.
Умер | 11 июля 1989 г. Бухарест , Социалистическая Республика Румыния | (95 лет)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Классифицировать | Контр-адмирал |
Битвы/войны | Черноморские походы (1941–44) |
Награды |
Хория Мачеллариу (10 мая 1894 — 11 июля 1989) — румынский контр-адмирал , командующий Королевского военно-морского флота Румынии Черноморским флотом во время Второй мировой войны .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хория Ион Помпилиу Маселлариу родился в Крайове . 10 мая [ OS 28 апреля] 1894. После прохождения военного обучения в 1915 году стал морским офицером. Во время Первой мировой войны он служил капитаном румынского командного корабля Principele Nicolae . На протяжении всей войны он отличился, будучи награжден Орденом Румынской Короны в рыцарском звании. [1] В 1927–1928 годах учился в Военно-морской школе в Париже, где президент Франции также наградил его орденом Почётного легиона , рыцарским званием. [1] После возвращения в Румынию на протяжении 1930-х годов он командовал несколькими румынскими военными кораблями: миноносцем « Вартежул» , речным монитором «Ласкэр Катарджиу» , монитором «Михаил Когэлничану» и эсминцем «Регина Мария» . [2]
Карьера во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Когда 22 июня 1941 года Румыния вступила в войну с нацистской Германией против Советского Союза , он был назначен начальником штаба румынского военно-морского флота в Генеральном штабе Румынии. По мере развития войны он поднимался по служебной лестнице, став в январе 1942 года командиром румынской эскадры эсминцев, самого мощного военно-морского соединения румынского флота и держав оси на Черном море , состоящего из двух эсминцев ( Регеле-Фердинанд - класс) и два крейсера-разведчика класса Aquila ). звание контр-адмирала . В начале 1943 года он стал командующим румынским Черноморским флотом, получив в марте того же года [3] [4]
Командующий Черноморским флотом Румынии.
[ редактировать ]В качестве командующего он руководил значительным расширением румынского Черноморского флота, в первую очередь вводом в эксплуатацию построенных в Румынии подводных лодок Marsuinul и ее меньшего корабля-близнеца Rechinul в мае 1943 года, первая из которых была самой мощной и современной подводной лодкой Оси в Черное море . [5] [6] С 1939 по начало 1943 года Румыния построила шесть новых моторных торпедных катеров. Они относились к типу British Power , но были построены по лицензии в Румынии на верфи Галац и вводились в эксплуатацию как Vântul , Vârtejul , Vulcanul , Vedenia , Viforul и Vijelia . [7] [8] [9] Он организовал дальнейшее расширение румынского Черноморского флота в сентябре 1943 года, когда после капитуляции Италии организовал передачу пяти итальянских сверхмалых подводных лодок, действовавших в Черном море, румынскому флоту. Пять подводных лодок были сданы в эксплуатацию 30 ноября того же года. [10] [11]
Эвакуация Крыма в апреле–мае 1944 года была самой сложной и масштабной операцией румынского флота во время Второй мировой войны. С 15 апреля по 14 мая многочисленные немецкие и румынские военные корабли сопровождали множество конвоев между Констанцей и Севастополем . О масштабе и важности операции можно судить по использованию в бою всех четырех румынских эсминцев, крупнейших военных кораблей Оси на Черном море. На последнем этапе эвакуации (10–14 мая) были самые ожесточенные бои: корабли Оси под постоянными атаками советской авиации и береговой артиллерии перевезли более 30 000 военнослужащих. Из них 18 000 были перевезены румынскими кораблями. В общей сложности румынские и немецкие конвои эвакуировали из Крыма более 113 000 военнослужащих Оси, большая часть из них (более 63 000) во время первого этапа эвакуации (15–25 апреля). Во время эвакуации ни один военный корабль ВМС Румынии не был потерян, однако эсминец Regele Ferdinand был близок к потоплению. В нее попала большая авиационная бомба, которая упала в ее топливные баки, но не взорвалась. Бомба была извлечена через несколько дней после окончания операции. Во время второго этапа эвакуации (25 апреля – 10 мая), недалеко от Севастополь . 18 апреля советская «Ленинец» класса подводная лодка Л-6 была дважды атакована глубинными бомбами и повреждена румынской канонерской лодкой «Гикулеску» , после каждой атаки из глубины всплывали многочисленные пузыри, прежде чем ее добил немецкий охотник за подводными лодками UJ-104 . Ночью 27 апреля конвой в сопровождении румынской канонерской лодки Ghiculescu , немецкого охотника за подводными лодками UJ-115 , одного катера R KFK , двух военно-морских траулеров и 19 МФП (включая румынские ПТА-404 и ПТА-406 ) вступил в бой с Советские моторные торпедные катера класса Г-5 ТКА-332 , ТКА-343 и ТКА-344 после того, как тройка атаковала и повредила немецкий охотник за подводными лодками UJ-104 . Гикулеску открыл огонь трассирующими снарядами, что позволило всей группе сопровождения обнаружить два советских МТБ и открыть огонь. ТКА-332 был подбит и затонул. Во время эвакуации также было сбито более 12 советских самолетов, в том числе два минных миноносца эскорта «Амирал Мургеску» . Последние очаги Оси в Крыму были уничтожены 12 мая. Последний военный корабль Оси, покинувший полуостров, был Амирал Мургеску , несущий на борту 1000 военнослужащих Оси, включая немецкого генерала Вальтера Хартмана . Успешное проведение Мачеллариу эвакуации и достижения, полученные румынскими военными кораблями под его командованием в бою, а также количество эвакуированных войск Оси, принесли ему Рыцарский крест Железного креста (Crucea de Cavaler a Crucii de Fier, на румынском языке). [12] [13] [14] Другие награды, которыми он награжден, включают Орден Звезды Румынии , Орден Немецкого Орла и Орден Михаила Храброго . [15]
После переворота 23 августа 1944 года , в результате которого Румыния перешла на сторону союзников , ситуация стала неопределенной. Немецкий вице-адмирал Гельмут Бринкманн получил приказ удерживать Констанцу любой ценой. Однако после личной встречи с Мачеллариу его убедили организованно отступить и избежать ненужного и дорогостоящего сражения. Впоследствии немцы отступили в ночь с 25 на 26 августа. [16] [17]
После войны
[ редактировать ]Мачеллариу был арестован коммунистическими властями 19 апреля 1948 года и помещен в тюрьму Джилава . После суда он был приговорен к пожизненным каторжным работам за государственную измену, впоследствии срок наказания был сокращен до 25 лет. Он отбывал срок в тюрьме Аюд , где содержался в полной изоляции, а 4 апреля 1958 года его перевели в тюрьму Рымнику-Сэрат . После закрытия этой тюрьмы 13 апреля 1963 года его перевели в тюрьму Герла , где он делил камеру с Николае Стейнхардтом . амнистировал политических заключенных в Румынии Он был освобожден из-под стражи 29 июля 1964 года, когда Георге Георгиу-Деж . Он умер в Бухаресте 11 июля 1989 года в возрасте 95 лет.
Награды
[ редактировать ]Орден Короны (Румыния) , Рыцарское звание (1918).
Почетного легиона , рыцарское звание (1928).
Орден Михаила Храброго (1943 г.)
Орден Звезды Румынии (1944 г.)
Рыцарский крест Железного креста (1944 г.)
Орден Немецкого орла (1944 г.)
Наследие
[ редактировать ]Его именем назван один из двух контр-адмирал Эустасиу Себастьян . класса корветов ВМС Румынии [18] носит улица в секторе 1 Бухареста Его имя также .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Туку, Фелисия; Тука, Корнел (2015). « Награда» герою: контр-адмирал Помпилиу-Ион-Хория Мачеллариу» (PDF) . www.aos.ro (на румынском языке). стр. 85 . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Хория Маселлариу, Иоана Мария Ионеску, В полном урагане - Мои воспоминания , издательство Saggitarius, 1998
- ^ Хория Маселлариу, Иоана Мария Ионеску, В полном урагане - Мои воспоминания , издательство Saggitarius, 1998
- ^ Джипа Ротару, Иоан Дамашкин, Слава и драма: Королевский флот Румынии, 1940-1945 , Ion Cristoiu Publishing, 2000, стр. 173.
- ^ Роберт Гардинер, « Все боевые корабли мира Конвея 1922-1946» , Naval Institute Press , 1980, стр. 361
- ^ WM Thornton, Знаки отличия подводных лодок и подводные службы мира , Pen and Sword Publishing, 1996, стр. 100
- ^ Боевые корабли Джейн: 1953-1954 , Сэмпсон Лоу, Марстон, 1955, с. 294
- ^ Корнел И. Скафеш, Румынская армия 1941-1945 гг. , RAI, 1996, стр. 174 (на румынском языке).
- ^ Спенсер К. Такер , Вторая мировая война на море: энциклопедия , ABC-Clio , 2011, стр. 633
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 , Conway Maritime Press , 2001, стр. 82
- ^ Джейми Пренатт и Марк Стилл, Сверхмалые подводные лодки Оси, стр. 15
- ^ Джипа Ротару, Иоан Дамашкин, Слава и драма: Королевский флот Румынии, 1940–1945 , Ion Cristoiu Publishing, 2000, стр. 132–157 (на румынском языке)
- ^ Николае Кослински, Раймонд Станеску, Румынский флот во Второй мировой войне: 1942–1944 , Făt Frumos Publishing, 1997 (на румынском языке)
- ^ Роберт Форчик, Где растут железные кресты: Крым 1941–44 , Bloomsbury Publishing, 2014, Глава 9
- ^ Джипа Ротару, Иоан Дамашкин, Слава и драма: Королевский флот Румынии, 1940-1945 , Ion Cristoiu Publishing, 2000, стр. 155, 173 и 302.
- ^ Хория Маселлариу, Иоана Мария Ионеску, В полном урагане - Мои воспоминания , издательство Saggitarius, 1998
- ^ Румыния: Страницы истории , Том 4, с. 234
- ^ А.Д. Бейкер, Руководство военно-морского института по боевым флотам мира, 1998–1999 гг. , стр. 628
- 1894 рождения
- 1989 смертей
- Люди из Крайовы
- Адмиралы ВМС Румынии
- Румынские военнослужащие Второй мировой войны
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста
- Румынские военнослужащие ХХ века
- Большие кресты ордена Звезды Румынии.
- Кавалеры Ордена Короны (Румыния).
- Кавалеры ордена Михаила Храброго.
- Рыцари Почетного легиона
- Люди, осужденные за измену Румынии
- Румынские заключенные приговорены к пожизненному заключению
- Заключенные, приговоренные Румынией к пожизненному заключению
- Заключенные тюрьмы Аюд
- Заключенные тюрьмы Герла
- Заключенные тюрьмы Джилава
- Заключенные тюрьмы Рымнику-Сэрат
- Люди, задержанные Секуритате