Jump to content

Рейд Сен-Назера

Координаты : 47 ° 16'30 "N 2 ° 11'48" W  /  47,27500 ° N 2,19667 ° W  / 47,27500; -2,19667
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Рейд Сен-Назера
Часть кампании Северо-Западной Европы времен Второй мировой войны.

Сен-Назер в устье Луары
Дата 28 марта 1942 г.
Расположение 47 ° 16'30 "N 2 ° 11'48" W  /  47,27500 ° N 2,19667 ° W  / 47,27500; -2,19667
Результат

Британская победа

  • Сухой док Нормандии выведен из строя до конца войны
Воюющие стороны
 Великобритания  Германия
Командиры и лидеры
Задействованные подразделения
 Королевский флот
 Британская армия
 Военно-морской  Немецкая армия
Сила
5000 солдат
Жертвы и потери
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Не включает экипажи самолетов
  2. Включает гражданских лиц на борту HMS Campbeltown , когда он взорвался. Число немецких солдат, погибших во время рейда, неизвестно.

Рейд на Сен-Назер или операция «Колесница» — британская десантная атака на хорошо защищенный сухой док Нормандии в Сен-Назере в оккупированной немцами Франции во время Второй мировой войны. Операция была предпринята Королевским флотом (RN) и британскими коммандос под эгидой штаба объединенных операций 28 марта 1942 года. Сен-Назер стал мишенью, потому что потеря сухого дока вынудила бы любой крупный немецкий военный корабль нуждаться в ремонте, например, «Тирпиц» , однотипный корабль «Бисмарка» , бросив вызов Флоту Метрополии Королевского флота и другим британским силам , должен вернуться в свои воды, пройдя сквозь Ла-Манш или Северное море .

Устаревший эсминец HMS Campbeltown в сопровождении 18 кораблей меньшего размера пересек Ла-Манш к атлантическому побережью Франции и врезался в южные ворота сухого дока Нормандии. Корабль был начинен взрывчаткой замедленного действия, хорошо спрятанной в стальном и бетонном корпусе, который взорвался позже в тот же день, выведя док из эксплуатации до 1948 года.

Отряд коммандос высадился, чтобы уничтожить технику и другие сооружения. Немецкий артиллерийский огонь потопил, поджег или обездвижил практически все небольшие суда, предназначенные для перевозки коммандос обратно в Англию. Коммандос пробились через город, чтобы уйти по суше, но многие сдались, когда у них кончились боеприпасы или они были окружены вермахтом, защищавшим Сен-Назер.

Из 612 человек, предпринявших рейд, 228 вернулись в Великобританию, 169 были убиты и 215 стали военнопленными . Потери немцев составили более 360 человек убитыми, некоторые из которых были убиты после рейда, когда Кэмпбелтаун взорвался . В знак признания их храбрости 89 членов рейдовой группы были награждены наградами , в том числе пятью Крестами Виктории . После войны Сен-Назер был одной из 38 боевых наград, удостоенных коммандос. В британских военных кругах операцию назвали «величайшим рейдом из всех».

Предыстория [ править ]

Сен-Назер находится на северном берегу Луары , в 400 км (250 миль) от ближайшего британского порта. В 1942 году его население составляло 50 000 человек. В порту Сен-Назера есть внешняя гавань, известная как порт Авант, образованная двумя пирсами, выступающими в Атлантический океан. Это ведет к двум шлюзовым воротам перед бассейном Сен-Назер. Эти ворота контролируют уровень воды в бассейне, чтобы на него не влиял прилив. [3]

За бассейном находится более крупный внутренний док под названием Bassin de Penhoët, который может принимать суда водоизмещением до 10 000 тонн. На полпути вдоль бассейна Сен-Назер также есть старый вход в бассейн Сен-Назер. Непосредственно выше по течению от него находится сухой док Нормандии , между бассейном Сен-Назер и Луарой, южный конец которого выходит к Луаре, а северный конец - в бассейн Пенуэ. Построенный для размещения океанского лайнера SS Normandie , этот док был крупнейшим сухим доком в мире на момент его завершения в 1932 году. [3] Пристань «Старый Мол» вдается в Луару на полпути между южным причалом порта Авант и старым входом в бассейн. [4]

24 мая 1941 года в Датском проливе произошла битва между немецкими кораблями «Бисмарк» и «Принц Ойген» и британскими кораблями « Принц Уэльский» и « Худ» . Капот взорвался и затонул; поврежденный принц Уэльский был вынужден уйти в отставку. Бисмарк , также пострадавший, приказал своему супругу следовать самостоятельно, пока она направлялась во французский порт Сен-Назер, который был единственным портом на Атлантическом побережье с сухим доком, способным принять корабль ее размера. Она была перехвачена англичанами и потоплена по пути . [3]

Большой пассажирский лайнер затмевает все вокруг
СС « Нормандия» в одноименном доке

Британское подразделение военно-морской разведки впервые предложило провести десантный рейд на док в конце 1941 года. [5] Когда в январе 1942 года немецкий линкор «Тирпиц» был объявлен боеспособным, Королевский флот (RN) и Королевские ВВС (RAF) уже разрабатывали планы нападения на него. Планировщики из штаба объединенных операций рассматривали потенциальные сценарии, если Тирпиц избежит военно-морской блокады и достигнет Атлантики. [6] Они решили, что единственным портом, способным принять ее, является Сен-Назер, особенно если он, как и «Бисмарк» , будет поврежден в пути и потребует ремонта. Они пришли к выводу, что если бы док в Сен-Назере был недоступен, немцы вряд ли бы рискнули отправить Тирпиц в Атлантику. [6]

При планировании разрушения дока Объединенные операции рассмотрели несколько вариантов. На этом этапе войны британское правительство все еще пыталось избежать жертв среди гражданского населения. Это исключило бомбардировку со стороны Королевских ВВС, которые в то время не обладали точностью, необходимой для разрушения дока без серьезных потерь среди гражданского населения. [7]

К Управлению специальных операций (SOE) обратились с просьбой выяснить, смогут ли его агенты разрушить ворота дока. Они решили, что миссия выходит за рамки их возможностей, поскольку для перевозки такого веса взрывчатки потребовалось бы слишком много агентов. [8] Королевский флот также не смог провести операцию, поскольку Сен-Назер находится в 8 км (5,0 миль) вверх по устью Луары. Любые военные корабли, достаточно большие, чтобы нанести значительный ущерб, будут обнаружены задолго до того, как они окажутся в пределах досягаемости. [7]

Затем планировщики исследовали, смогут ли силы коммандос выполнить эту задачу. В марте 1942 года должен был произойти необычно высокий весенний прилив , который позволил легкому кораблю пройти через песчаные отмели в устье и приблизиться к докам, минуя хорошо защищенный дноуглубительный канал. В одном из ранних планов планировщики планировали рейд, чтобы приблизиться к докам только с помощью моторных катеров. [9] Джон Хьюз-Халлетт и его коллеги сразу отвергли этот план. [9] Их сопротивление этому плану было сильным. Они утверждали: «Они никогда не доберутся до берега...» Пришли к выводу: «Нет эсминца – нет операции». [9] Подход также был слишком мелким для пехотно-десантного корабля , но проектировщики считали, что если эсминец можно облегчить, осадка у него будет достаточно малой, чтобы он мог пройти. [10]

План [ править ]

Трехцветная карта доков крупным планом
Доки Сен-Назера, 1942 год.

Целью рейда было уничтожение дока Нормандии, старых ворот в бассейн Сен-Назер с водонасосными машинами и другими установками, а также любых подводных лодок и других судов в этом районе. [11] Первоначальный план совместных операций требовал для проведения рейда одного специально облегченного эсминца. Его начинили взрывчаткой и врезали в ворота дока. [12] Находившиеся на борту коммандос затем высаживались на берег и использовали подрывные заряды, чтобы уничтожить близлежащие доковые сооружения, прожекторы и огневые точки. [12] Затем эсминец будет взорван. В то же время ВВС Великобритании предпримут отвлекающие воздушные налеты в этом районе. [10]

Когда план был представлен Адмиралтейству, там отказались его поддержать. Определенная потеря одного или обоих [ нужны разъяснения ] эсминцам о ликвидации сухого дока не могло быть и речи. Они предложили предоставить старый «Свободной Франции» эсминец «Ураган» и флотилию небольших моторных катеров для перевозки коммандос и последующей их эвакуации. [10] Разрешение на миссию под кодовым названием «Операция Колесница» было дано 3 марта 1942 года. Использование французского корабля повлечет за собой использование сил Свободной Франции и увеличит количество людей, знающих о рейде. В результате было решено, что флоту придется предоставить собственный корабль. Королевские ВВС жаловались, что налет потребует больших затрат их ресурсов, а количество самолетов, выделенных бомбардировочным командованием Королевских ВВС, сократилось во время планирования рейда. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль еще больше усложнил ситуацию, когда приказал проводить бомбардировки только в том случае, если цели были идентифицированы визуально. [8]

Штаб объединенных операций тесно сотрудничал с несколькими разведывательными организациями при планировании рейда. Отдел военно-морской разведки собрал информацию из различных источников. Подробный план города Сен-Назер был предоставлен Секретной разведывательной службой , а информация о расположенной поблизости береговой артиллерии была предоставлена ​​отделом военной разведки военного министерства. Сведения о самом доке были взяты из довоенных технических журналов. [5] Центр оперативной разведки ВМФ выбрал маршрут и время рейда на основе разведданных о местоположении минных полей и немецких сигналов распознавания, полученных из расшифровок «Энигмы» , а также данных патрулей Люфтваффе, собранных Отделом воздушной разведки министерства авиации. [5] Когда все планы были составлены и определены сроки, предполагалось, что основная часть рейда продлится не более двух часов. Коммандос и команда из Кэмпбелтауна должны были сесть на моторные катера на пристани Олд-Моул, а затем скрыться. [13]

Состав рейдового отряда [ править ]

Матросы и рабочие на корабле в доке
HMS Campbeltown переоборудуется для рейда. По каждому борту корабля расположены две линии броневых листов и артиллерийские установки «Эрликон» . Две из ее воронок были удалены, а оставшиеся две срезаны под углом, чтобы имитировать немецкий корабль.

Пересмотренный план совместных операций требовал, чтобы один эсминец протаранил ворота дока и несколько кораблей меньшего размера для перевозки коммандос. Таким образом, Королевский флот предоставит самый крупный контингент для рейда под общим командованием старшего военно-морского офицера, командующего Роберта Райдера . Кораблём, выбранным для тарана в ворота дока, был HMS Campbeltown , которым командовал лейтенант-коммандер Стивен Халден Битти . Кэмпбелтаун был эсминцем Первой мировой войны и ранее был военным кораблем США Бьюкенен в ВМС США . Он поступил на вооружение RN в 1940 году как один из 50 эсминцев, переданных Соединенному Королевству в соответствии с соглашением об использовании эсминцев в качестве баз . [13]

Преобразование Кэмпбелтауна для рейда заняло десять дней. Ее пришлось облегчить, чтобы поднять осадку и преодолеть песчаные отмели в устье. Это было достигнуто за счет полной зачистки всех ее внутренних отсеков. [14] Верфь сняла ее три 4-дюймовые (102-мм) орудия, торпеды и глубинные бомбы с палубы и заменила переднюю пушку легкой скорострельной 12-фунтовой 3-дюймовой (76-мм) пушкой. Восемь 20-мм «Эрликонов» устанавливались на поднятых над уровнем палубы установках. [15] Мостик . и рулевая рубка получили дополнительную защиту броневыми листами, а по бортам корабля были закреплены два ряда брони для защиты коммандос на открытой палубе [16]

Две из четырех труб были удалены, а две передние были срезаны под углом, чтобы напоминать трубы немецкого эсминца. [17] В носовой части было начинено 4,5 тонны взрывчатки, заложенной в бетон. [14] Было решено, что взрывной заряд будет взорван после того, как рейдеры покинут гавань. Чтобы немцы не отбуксировали ее, команда открывала забортные краны, прежде чем покинуть корабль. [13] Если он выйдет из строя или затонет до того, как доберется до дока, было запланировано четыре моторных катера, чтобы эвакуировать экипаж и высадить коммандос на берег. Заряд будет сброшен и взорвется после ухода последней лодки. [18]

Группа из 15 человек в форме с оружием.
Британские коммандос , 1942 год.

Другими задействованными военно-морскими подразделениями были два эсминца класса «Хант» , HMS Tynedale и Atherstone , которые должны были сопровождать силы до французского побережья и обратно и оставаться в море во время рейда. [13] А.С. Ньюманом на борту . Штабным кораблем рейда был моторный артиллерийский катер (Fairmile C type MGB 314) с командиром Райдером и командиром коммандос подполковником [19] Моторный торпедный катер (70 футов «Воспер», МТБ 74 ) под командованием младшего лейтенанта Майкла Винна , [20] у нее было две цели: если внешние ворота дока Нормандии были открыты, ей пришлось торпедировать внутренние ворота дока. Если бы ворота были закрыты, она бы вместо этого взорвала ворота у старого входа в бассейн Сен-Назера. [13]

Лодку Винна предложили для рейда в последний момент. МТБ потреблял много бензина и мог развивать только две скорости: медленную 6 узлов и быструю 33 узла. [21] Этот недостаток означал, что MTB мог прогрессировать только путем скачка и ожидания. Было ясно, что в таком состоянии ей понадобится буксир. Неисправная лодка вызвала неодобрение, что потребовало внесения изменений в последнюю минуту. [21]

Для оказания помощи в транспортировке коммандос 12 моторных катеров Fairmile B из 20-й и 28-й флотилий моторных катеров было выделено (ML). Эти лодки были перевооружены двумя 20-мм пушками Oerlikon, установленными в носовой и кормовой части в дополнение к их спаренным 0,303-дюймовым орудиям Lewis . [22] [номер 2] В последнюю минуту из состава 7-й моторной флотилии были выделены еще четыре ML (подробности о флотилии см. в сносках ). Эти четыре лодки также были вооружены по две торпеды каждая. Вместо перевозки коммандос эти лодки должны были атаковать любые немецкие корабли, обнаруженные в устье реки. [12] Все ML имели дополнительный топливный бак емкостью 500 британских галлонов (2300 литров), прикрепленный к верхней палубе для увеличения дальности полета. [24] Подводная лодка S -класса HMS Sturgeon выйдет раньше остальной части конвоя и сможет действовать в качестве навигационного маяка, направляя конвой в устье Луары. [13]

Человеком, выбранным возглавить отряд коммандос, был подполковник Чарльз Ньюман ; его коммандос № 2 предоставит для рейда самый крупный контингент коммандос - 173 человека. [13] [19] Штаб бригады специального назначения использовал этот рейд, чтобы дать опыт другим своим подразделениям, и из 1-го , 3-го , 4-го , 5-го , 9- го и 12- го коммандос было привлечено 92 человека. [19] [25] [26]

Коммандос были разделены на три группы: первая и вторая будут путешествовать в 12 ML, а тройка будет находиться в Кэмпбелтауне . Половина коммандос будет находиться на моторных установках рядом со взрывным эсминцем. [9] Первая группа под командованием капитана Ходжсона, путешествующая на ML 447, 457, 307, 443, 306 и 446, имела цели захватить Старый Крот и ликвидировать позиции зенитных орудий вокруг южных причалов. Затем они должны были двинуться в старый город и взорвать электростанцию, мосты и шлюзы для нового входа в бассейн из порта Авант. [27] Поимка крота была главной целью, поскольку он должен был стать отправной точкой для эвакуации после миссии. [28]

Вторая группа под командованием капитана Берна на ML 192, 262, 267, 268, 156 и 177 должна была приземлиться у старого входа в бассейн Сен-Назера. В ее задачи входило уничтожить позиции ПВО в этом районе и немецкий штаб, взорвать шлюзы и мосты у старого входа в бассейн, а затем защититься от контратаки с базы подводных лодок. [27] Третьей группой командовал майор Уильям «Билл» Копленд, который также был заместителем командира коммандос . Задача заключалась в том, чтобы обезопасить территорию в непосредственной близости от Кэмпбелтауна , уничтожить водонасосное оборудование дока и механизмы открывания ворот, а также близлежащие подземные топливные резервуары. [28] Все три группы были разделены на группы штурма, подрыва и защиты. Штурмовые группы расчистят путь двум другим. У подрывников, перевозивших взрывчатку, было только личное оружие для самообороны; группы защиты, вооруженные пистолетами-пулеметами Томпсона , должны были защищать их, пока они выполнят свои задачи. [28]

В планировании операции коммандос помогал капитан Билл Притчард из Королевских инженеров , имевший довоенный опыт работы учеником на верфях Великой Западной железной дороги и чей отец был начальником дока в доках Кардиффа . В 1940 году, когда он входил в состав британского экспедиционного корпуса во Франции, в его обязанности входило определение того, как вывести из строя французские верфи в случае их захвата. Одной из верфей, которую он изучал, была Сен-Назер, и он представил отчет с подробным описанием того, как вывести док из строя. [26]

Немецкие войска [ править ]

одноствольная пушка с часовым за большими торговыми судами на заднем плане
Немецкая 20-мм зенитная пушка

Немцы располагали около 5000 солдат в непосредственной близости от Сен-Назера. [29] Порт защищал 280-й морской артиллерийский дивизион под командованием капитана цур Зее Эдо Дикмана. В составе батальона было 28 орудий различного калибра от 75-мм до 280-мм железнодорожных пушек , [30] все готовы охранять прибрежные подходы. Тяжелые орудия дополнялись пушками и прожекторами 22-й морской зенитной бригады. [номер 3] под командованием морского капитана Карла-Конрада Мекке . [ нужна ссылка ]

Бригада имела на вооружении 43 зенитных орудия калибром от 20 до 40 мм. Эти орудия выполняли двойную роль: как зенитное, так и береговое оружие. Многие из них находились в бетонных укреплениях на загонах для подводных лодок и других причалах базы подводных лодок Сен-Назер . [30] [31]

Роты гавани отвечали за местную оборону и безопасность кораблей и подводных лодок, пришвартованных в гавани. Эти роты и катера гавани, использовавшиеся для патрулирования реки, находились под командованием командующего портом корветтенкапитана Келлермана. была 333-я пехотная дивизия подразделением немецкой армии, ответственным за оборону побережья между Сен-Назером и Лорьяном . У дивизии не было войск, базировавшихся в городе, но некоторые из них были размещены в близлежащих деревнях и могли отреагировать на любое нападение на порт. [32]

Кригсмарине («тральщик » (немецкий военно-морской флот) имел в устье Луары как минимум три надводных корабля: эсминец, вооруженный траулер и Sperrbrecher ), последний из которых был сторожевым кораблем порта. [33] В ночь налета в бассейне также стояли четыре катера гавани и десять кораблей 16-й и 42-й флотилий тральщиков , а в доке Нормандии стояли два танкера. [30] и 6-я 7 флотилии подводных лодок под командованием капитан-лейтенанта Георга-Вильгельма Шульца и корветтенкапитана В порту постоянно базировались Герберта Солера соответственно. Неизвестно, сколько подводных лодок присутствовало в день рейда. База подводных лодок была проинспектирована главнокомандующим подводными лодками визеадмиралом Карлом Дёницем за день до рейда. Он спросил, что они будут делать, если база подвергнется нападению британских коммандос. Солер ответил, что «нападение на базу будет опасным и крайне маловероятным». [34]

Рейд [ править ]

Путешествие наружу [ править ]

Три эсминца и 16 небольших лодок покинули Фалмут , Корнуолл, в 14:00 26 марта 1942 года. [2] Они выстроились в колонну из трёх полос с эсминцами посередине. По прибытии в Сен-Назер ML-лидеры левого борта должны были направиться к Старому Молу, чтобы высадить своих коммандос, а полоса правого борта должна была направиться к старому входу в бассейн, чтобы высадить своих. Не имея возможности добраться до Сен-Назера без посторонней помощи, MTB и MGB были взяты на буксир Кэмпбелтауном и Атерстоуном . [28]

Затем конвой встретил два французских рыболовных траулера . Оба экипажа были сняты, а корабли затоплены из опасения, что они могут сообщить о составе и местонахождении конвоя. [29] В 17:00 конвой получил сигнал от главнокомандующего « Плимута» о том, что пять немецких торпедных катеров [номер 4] были в этом районе. Два часа спустя другой сигнал сообщил им, что еще два эсминца класса «Хант», HMS Cleveland и HMS Brocklesby , на полной скорости были отправлены, чтобы присоединиться к возвращающемуся конвою. [36]

Конвой достиг позиции в 65 морских милях (120 км; 75 миль) от Сен-Назера в 21:00 и изменил курс к устью, оставив Атерстона и Тайндейла в качестве морского патруля. [37] Конвой принял новое построение с МГБ и двумя торпедоносцами во главе, за ним следовал Кэмпбелтаун . Остальные МЛ образовали две колонны по бокам и в корме от эсминца, а МТБ замыкали арьергард. [38] Первой жертвой рейда стал ML 341 , у которого возникла неисправность двигателя, и он был брошен. В 22:00 подводная лодка «Стерджен» направила свой навигационный маяк в море, чтобы направить конвой. Примерно в то же время Кэмпбелтаун поднял немецкий военно-морской флаг , пытаясь обмануть немецких наблюдателей, заставив их думать, что это немецкий эсминец. [29]

27 марта в 23:30 пять эскадрилий Королевских ВВС (в том числе 35 «Уитли» и 27 «Веллингтонов» ) начали бомбардировку. Бомбардировщики должны были оставаться на высоте более 6000 футов (1800 м) и оставаться над портом в течение 60 минут, чтобы отвлечь внимание на себя, а не от моря. Им было приказано бомбить только четко обозначенные военные цели и сбрасывать только одну бомбу за раз. Как выяснилось, из-за плохой погоды и полной облачности над портом только четыре самолета бомбили цели в Сен-Назере. Шести самолетам удалось бомбить другие близлежащие цели. [29] [39]

Около 02:00 конвой был замечен немецкой подводной лодкой U-593 , которая нырнула и позже сообщила, что британские корабли движутся на запад, что еще больше усложнило немецкое понимание рейда. [ нужна ссылка ]

Необычное поведение бомбардировщиков, сбрасывающих одну за другой бомбы, обеспокоило Kapitän zur See Mecke. В 00:00 28 марта он предупредил, что может произойти приземление с парашютом. В 01:00 28 марта он приказал всем орудиям прекратить огонь и погасить прожекторы на случай, если бомбардировщики будут использовать их для обнаружения порта. Все были приведены в состояние повышенной готовности. Ротам гавани и экипажам кораблей было приказано покинуть бомбоубежища. Во время всего этого судно, наблюдающее за устьем реки, сообщило, что заметило какую-то активность в море, поэтому Мекке начал подозревать, что произошла какая-то высадка, и приказал уделить особое внимание подходам к гавани. [40]

Таран сухой док [ править ]

Корабль под углом 45 градусов, показывающий повреждения, нанесенные немецким обстрелом и ударом о причал.
HMS Campbeltown застрял в воротах дока. Обратите внимание на открытую переднюю артиллерийскую позицию на Кэмпбелтауне и немецкую зенитную позицию на крыше здания справа.

28 марта в 00:30 конвой пересек отмели в устье Луары, причем Кэмпбелтаун дважды царапал дно. Каждый раз она высвобождалась, и группа в темноте продвигалась к гавани. Они подошли примерно через восемь минут от ворот дока, когда в 01:22 весь конвой был освещен прожекторами на обоих берегах устья. Морской сигнальный огонь потребовал их опознания. [33]

MGB 314 ответил закодированным ответом, полученным с немецкого траулера, взятого на абордаж во время рейда Вогсёй в 1941 году. Из береговой батареи было выпущено несколько очередей, и Кэмпбелтаун и MGB 314 ответили: «Корабль обстреливают дружественные силы». Обман дал им еще немного времени, прежде чем все немецкие орудия в бухте открыли огонь. [41] В 01:28, когда конвой находился в 1 миле (1,6 км) от ворот дока, Битти приказал спустить немецкий флаг и поднять Белый флаг . Интенсивность немецкого огня, казалось, возросла. Сторожевой корабль открыл огонь и был быстро подавлен, когда корабли конвоя ответили, стреляя в него, когда они проходили. [42]

К этому моменту все корабли конвоя находились в пределах досягаемости для поражения целей на берегу и вели огонь по артиллерийским позициям и прожекторам. Кэмпбелтаун получил несколько ударов и увеличил скорость до 19 узлов (35 км/ч). Рулевой на ее мостике погиб, а его сменивший тоже был ранен и заменен. [43] Ослепленный прожекторами, Битти понял, что они близки к цели. Все еще находясь под шквальным огнем, МГБ свернул в устье реки, когда Кэмпбелтаун очистил конец Старого Крота, прорвал противоторпедную сетку, натянутую на входе, и протаранил ворота дока, нанеся удар в 01:34, на три минуты позже запланированного. Сила удара отбросила корабль на 33 фута (10 м) к воротам, раздавив 36 футов (11 м) носовой части перед подрывным зарядом, зацементированным под палубой. [33]

из Кэмпбелтауна MLs Высадка и

Двое раненых коммандос в сопровождении двух вооруженных немецких военнослужащих. На заднем плане большое здание
Пленные коммандос под немецким конвоем

Коммандос в Кэмпбелтауне высадились. В их состав входили две штурмовые группы, пять подрывных групп со своей охраной и минометная группа. [38] Трем бригадам по сносу было поручено уничтожить доковую насосную технику и другие сооружения, связанные с воротами кессона сухого дока. Капитан Дональд Уильям Рой – «Лэрд» – и его 14 человек в килтах. [44] Штурмовому отряду было поручено уничтожить две артиллерийские точки на крыше насосной станции высоко над причалом и захватить мост, чтобы обеспечить маршрут для рейдерских групп для выхода из зоны дока. Рой и сержант Дон Рэндалл использовали лестницы и гранаты для достижения первого, а также лобовой натиск, чтобы обезопасить мост и сформировать плацдарм, который позволил капитану Бобу Монтгомери и лейтенанту Коррану Пердону и их группам подрывников покинуть территорию. [45] [46]

В этом бою они потеряли четырех человек. Пятой команде также удалось выполнить все поставленные задачи, но почти половина ее людей была убита. Две другие группы коммандос не добились такого успеха. МЛ, перевозившие первую и вторую группы, были почти все уничтожены при их приближении. ML 457 была единственной лодкой, которая высадила своих коммандос на Старый Мол, и только ML 177 сумел достичь ворот у старого входа в бассейн. [47] Этой команде удалось заложить заряды на два буксира, пришвартованных в бассейне. [48]

Поблизости находились только два других ML: ML 160 проследовал мимо причала и поражал цели вверх по реке, ML 269 , похоже, вышел из-под контроля и двигался по кругу. [ нужна ссылка ]

Подполковнику Ньюману на борту МГБ не обязательно было приземляться, но он был одним из первых на берегу. Одним из его первых действий был наведение минометного огня на артиллерийскую позицию наверху загонов подводных лодок, что привело к тяжелым потерям среди коммандос. Затем он направил пулеметный огонь на вооруженный траулер, который был вынужден отойти вверх по реке. Ньюман организовал оборону, которой удалось сдерживать растущее число немецких подкреплений до тех пор, пока группы подрывников не выполнили свои задачи. [49]

Около 100 коммандос все еще находились на берегу, когда Ньюман понял, что эвакуация по морю больше невозможна. Он собрал выживших и отдал три приказа:

  • Сделать все возможное, чтобы вернуться в Англию;
  • Не сдаваться, пока не будут исчерпаны все наши боеприпасы;
  • Ни в коем случае не сдаваться, если мы можем этому помочь. [50]

Ньюман и Копленд возглавили атаку из старого города через мост, обстрелянный из пулеметов, и двинулись в новый город. Коммандос . попытались пройти по узким улочкам города и окрестностям, но в конечном итоге были окружены Когда у них были израсходованы боеприпасы, они сдались. [47] [49] [51] Не все коммандос были схвачены, поскольку пятеро человек добрались до нейтральной Испании и в конце концов вернулись в Англию. [52]

Малые корабли [ править ]

Корабль, несущийся по морю с белой носовой волной; на заднем плане видна земля
У МТБ 74 торпедные аппараты были установлены на баке, чтобы ими можно было стрелять через противоторпедные сети.

Большинство небронированных деревянных МЛ были уничтожены при заезде и горели. Первой ML в колонне правого борта загорелась первой лодкой. Ее капитану удалось вытащить ее на берег в конце Старого Крота. Некоторым лодкам правого борта удалось достичь цели и высадить своих коммандос. ML 457 , ведущий катер в левой колонне, подошел к кроту на расстояние 10 футов (3 м) под сильным огнем прямой наводкой и ручными гранатами, прежде чем был подожжен. [53] Экипаж был спасен ML 160 , одним из торпедоносцев ML, который искал возможные цели, такие как два больших танкера, которые, как сообщается, находились в гавани. [54] Командиры ML 160 и ML 447 , лейтенанты Т. Бойд и Т.Д.Л. Платт, были награждены орденом «За выдающиеся заслуги» . за проявленную храбрость [55] [номер 5] Остальная часть колонны левого порта была уничтожена или выведена из строя еще до того, как достигла крота. [57] ML 192 и ML 262 были подожжены, и все их люди, кроме шести, были убиты. МЛ 268 был взорван, один выжил. [58]

Томас О'Лири, оператор беспроводной связи ML 446 , сказал:

Один коммандос отметил, насколько красивы были трассирующие лучи, красные и зеленые. Мгновение спустя один из них пронес ему затылок. Я был внизу в своей жестяной шляпе, потому что к этому времени пули прошли через лодку и вылетели с другой стороны. Если я хотел двигаться дальше, мне приходилось ползти на четвереньках, и мне повезло, что на моем уровне ничего не получалось. Мы не смогли пройти (к цели), и вдруг начали падать раненые. К тому времени все наши орудия заклинило, а большинство других кораблей загорелось. [59] [60]

ML 177 , катер, который успешно поднял часть экипажа из Кэмпбелтауна , был затоплен на выходе из устья. [61] ML 269 , еще один катер с торпедным вооружением, на высокой скорости двигался вверх и вниз по реке, отводя немецкий огонь от приземляющихся. Вскоре после проезда Кэмпбелтауна он был сбит, и его рулевое управление было повреждено. На ремонт рулевого управления ушло десять минут. Лодка развернулась и двинулась в другом направлении, открыв огонь по проходящему мимо вооруженному траулеру. Ответный огонь траулера привел к возгоранию двигателя лодки. [62]

Корабль в море движется слева направо, с опознавательными буквами JR на носу.
Немецкий миноносец Ягуар

ML 306 также подвергся сильному обстрелу, когда прибыл недалеко от порта. Сержант Томас Даррант из коммандос № 1, укомплектовавший кормовое орудие Льюиса , на ходу атаковал позиции орудий и прожекторов. Он был ранен, но остался со своим ружьем. МЛ вышел в открытое море, но был атакован с близкого расстояния немецким миноносцем «Ягуар» . Даррант открыл ответный огонь, целясь в мостик торпедного катера. Он был снова ранен, но остался у орудия даже после того, как немецкий командующий попросил их сдаться. Он выпустил много бочек с боеприпасами, пока ML не был взят на абордаж. Даррант скончался от ран и по рекомендации командира «Ягуара » награжден был посмертно Крестом Виктории . [36] [63]

После того как группа штаба коммандос приземлилась, коммандер Райдер отправился проверить, прочно ли Кэмпбелтаун застрял в доке. Некоторых из ее выживших членов экипажа взяли на борт МГБ. Райдер вернулся в лодку и приказал МТБ выполнить альтернативную задачу и торпедировать шлюзовые ворота у старого входа в бассейн. После успешной торпедной атаки Райдер приказал МТБ уйти. На выходе из устья они остановились, чтобы забрать выживших с тонущего ML, но были сбиты и подожжены. [64] Вернувшись в доки, МГБ расположилось посередине реки, чтобы атаковать огневые точки противника. Переднюю двухфунтовую пушку возглавлял опытный моряк Уильям Альфред Сэвидж . Коммандер Райдер сообщил, что

Скорость поддерживающего огня, очевидно, ощущалась, и коммандос в районе дока Тирпиц, несомненно, преодолели сопротивление в этом районе. Огонь противника заметно ослабел. [65]

Моторный катер движется слева направо в море
Моторный катер 314

Райдер не увидел никаких кораблей, кроме семи или восьми горящих ML. Затем он понял, что места приземления у Старого Мола и вход в бассейн были отбиты немцами. [2] Больше они ничего не могли сделать для коммандос, поэтому они направились в море. По пути они постоянно освещались немецкими прожекторами и по меньшей мере шесть раз были поражены немецкими орудиями. Проезжая ML 270 , они приказали ей следовать за ней и закурили обе лодки. [55]

Когда они достигли открытого моря, орудия меньшего калибра оказались вне досягаемости и прекратили огонь, но более тяжелая артиллерия продолжала по ним вести огонь. Лодки находились примерно в 4 милях (6,4 км) от берега, когда последний немецкий залп оседлал их и убил Сэвиджа, который все еще был у своего орудия. За свои подвиги он был посмертно награжден Крестом Виктории. В его цитате отмечены как Сэвидж, так и храбрость «многих других, неназванных лиц, на моторных катерах, моторных артиллерийских катерах и моторных торпедных катерах, которые храбро выполняли свои обязанности на полностью открытых позициях против огня противника с очень близкого расстояния». [55]

Обратный путь [ править ]

дым небольшого корабля поднимается и опускается. На заднем плане пирс
Остатки неопознанного моторного катера , 28 марта 1942 года.

В 06:30 пять немецких торпедных катеров, от которых конвой уклонился накануне, были замечены HMS Atherstone и Tynedale . Эсминцы повернулись к ним и открыли огонь на расстоянии 7 морских миль (8,1 мили; 13 км). Через десять минут немецкие катера развернулись, дымя. [65] Вскоре после этого эсминцы заметили МГБ и два сопровождающих его ML и переправили свои потери в Атерстоун . Не ожидая прибытия лодок, они направились домой. Сразу после 09:00 прибыли эсминцы сопровождения класса «Хант» «Броклсби» и «Кливленд» , посланные главнокомандующим «Плимутом». Вскоре после этого корабли были замечены гидросамолетом «Хейнкель-115 Люфтваффе » . [2]

Следующий немецкий самолет, прибывший на место происшествия, Junkers Ju 88 , был атакован истребителем RAF Bristol Beaufighter , прибывшим в этот район ранее. Оба самолета упали в море. Прибыли и другие немецкие самолеты, но их отогнали истребители «Бофайтеры» и « Хадсоны» берегового командования . Погодные условия в Атлантике ухудшились. На фоне опасений по поводу растущей немецкой угрозы и осознания того, что поврежденные малые корабли не смогут справиться с задачей, командующий Сэйер приказал экипажам покинуть меньшие лодки и потопить их. [66]

ML 160 , ML 307 и ML 443 достигли места встречи и до 10:00 ждали появления эсминцев. Уже будучи атакованными один раз, они двинулись дальше в Атлантику, пытаясь избежать встречи с Люфтваффе , но в 07:30 над головой появился Юнкерс Ju 88 и приблизился к ним на малой высоте, чтобы рассмотреть их поближе. Корабли открыли огонь, попали в кабину «Юнкерса», и самолет рухнул в море. Следующим появившимся самолетом был Blohm & Voss гидросамолет , который пытался бомбить корабли, но улетел после повреждений пулеметным огнем. На следующий день ML в конце концов добрались до Англии без посторонней помощи. [67] [68]

Кэмпбелтаун взрывается

большие дыры в борту корабля. Лестница ведет к причалу. Также есть свидетельства пожара.
Крупный план HMS Campbeltown после рейда. Обратите внимание на снарядовые повреждения корпуса и верхней части судна, а также на немецкий персонал на борту судна.

Взрывчатые заряды на корабле HMS Campbeltown взорвались в полдень 28 марта 1942 года, и сухой док был разрушен. [69] Сообщения о судьбе двух танкеров, находившихся в доке, разнятся; они либо были смыты стеной воды и затоплены, [70] или унеслось в дальний конец дока, но не затонуло. [71] Группа из 40 высокопоставленных немецких офицеров и гражданских лиц, совершавшая экскурсию по Кэмпбелтауну, была убита. Всего в результате взрыва погибло около 360 человек. [72] Обломки Кэмпбелтауна все еще можно было увидеть в сухом доке несколько месяцев спустя, когда самолеты фоторазведки Королевских ВВС были отправлены для фотографирования порта. [73]

По словам капитана Роберта Монтгомери (Королевские инженеры, прикрепленные к коммандос № 2), Кэмпбелтаун части кислоты из карандашных детонаторов должен был взорваться в 04:30, задержка, по его мнению, была вызвана отгонкой . По мере того как утро шло, к нему в немецком штабе присоединялось все больше и больше пленных товарищей.

Незадолго до взрыва Кэмпбелтауна Сэма Битти допрашивал немецкий военно-морской офицер, который говорил, что устранение ущерба, причиненного Кэмпбелтауном, не займет много времени. Как раз в этот момент она поднялась. Битти улыбнулся офицеру и сказал: «Мы не такие глупые, как вы думаете!» [74]

На следующий день после взрыва работникам Организации Тодта было поручено расчистить завалы и обломки. 30 марта в 16:30 торпеды МТБ 74 , находившиеся на взрывателе замедленного действия, взорвались у старого входа в бассейн. Это вызвало тревогу среди немцев. Работники организации Тодт сбежали из дока. Немецкие охранники, приняв форму цвета хаки за британскую форму, открыли огонь, убив некоторых из них. Немцы также посчитали, что в городе все еще скрываются какие-то спецназовцы, и устроили уличный обыск, в ходе которого также были убиты некоторые горожане. [69]

Последствия [ править ]

Аэрофотоснимок Сен-Назера
Нормандский док через несколько месяцев после рейда. обломок HMS Campbeltown . Внутри сухого дока виден

Взрыв вывел сухой док из строя до конца войны. [75] Рейд на Сен-Назер увенчался успехом, но дорогой ценой: из 612 военнослужащих Королевского флота и коммандос, принявших участие в рейде, только 228 человек вернулись в Англию.Пятеро коммандос бежали через нейтральную Испанию и Гибралтар с помощью французских граждан и на корабле отправились в Англию; 169 человек были убиты (105 рядовых и 64 коммандос), еще 215 стали военнопленными (106 рядовых и 109 коммандос). Сначала их доставили в Ла-Боль , а затем отправили в Шталаг 133 в Ренне . [14] [51] Павшие британские рейдеры были похоронены на кладбище Ла Боль-Эскублак , в 13 км (8,1 мили) к западу от Сен-Назера.

В знак признания их достижений 89 наград за рейд было вручено , в том числе Кресты Виктории, врученные лейтенант-коммандеру Битти, подполковнику Ньюману и командиру Райдеру, а также посмертно сержанту Дарранту и опытному матросу Сэвиджу. Ордена «За выдающиеся заслуги» были вручены майору Уильяму Копленду, капитану Дональду Рою, лейтенанту Т. Бойду и лейтенанту Т.Д.Л. Платту. Другими награжденными наградами были четыре медали за выдающуюся храбрость , пять медалей за выдающиеся заслуги , 17 крестов за выдающиеся заслуги , 11 военных крестов , 24 медали за выдающиеся заслуги и 15 военных медалей . Четыре человека были награждены Военным крестом Франции, а еще 51 человек упоминался в депешах . [14] [76]

Адольф Гитлер был в ярости из-за того, что британцы смогли беспрепятственно провести флотилию кораблей вверх по Луаре, и уволил генерал-полковника Карла Хильперта , начальника штаба ОБ Запада (главнокомандующего Западом). [77] Рейд переориентировал внимание Германии на Атлантический вал , и особое внимание было уделено портам, чтобы предотвратить повторение рейда. К июню 1942 года немцы начали использовать бетон для укрепления артиллерийских огневых точек и бункеров в количествах, ранее использовавшихся только в загонах для подводных лодок . Гитлер изложил новые планы на встрече с министром вооружений Альбертом Шпеером в августе 1942 года, призвав к строительству 15 000 бункеров к маю 1943 года для защиты атлантического побережья от Норвегии до Испании. [78] Линкор «Тирпиц» так и не заходил в Атлантику. Он оставался в норвежских фьордах , угрожая судоходству союзников, пока не был уничтожен британскими ВВС в ходе операции «Катехизис» 12 ноября 1944 года. [79]

Наследие [ править ]

Белый камень с металлической пластиной спереди; яхты на якоре на заднем плане
Мемориал Святого Назера в Фалмуте

Сен-Назер был одной из 38 боевых наград, врученных коммандос после войны. [80] Выжившие сформировали собственную ассоциацию «Общество Святого Назера», зарегистрированную благотворительную организацию в Соединенном Королевстве. [81]

На мемориале рейду, установленном в Фалмуте, есть следующая надпись: [82]

ОПЕРАЦИЯ КОЛЕСНИЦА
ИЗ ЭТОЙ ГАВАНИ 622 МОРЯКА
И КОМАНДОС ОТПРАВИЛИСЬ В ПЛАВАНИЕ
УСПЕШНЫЙ РЕЙД НА СВ. НАЗИР
28 МАРТА 1942 ГОДА УБИТО 168 человек.
НАГРАЖДЕНЫ 5 КРЕСТОВ ВИКТОРИИ
⸻ · ⸻
ПАМЯТИ ПОСВЯЩАЕТСЯ
ИХ ТОВАРИЩИ
СВ. НАЗАИРСКОЕ ОБЩЕСТВО

Новый фрегат HMS Campbeltown , тип 22 , был спущен на воду 7 октября 1987 года. [83] Она несла корабельный колокол с первого Кэмпбелтауна , который был спасен во время рейда и передан городу Кэмпбеллтаун , штат Пенсильвания, США, в конце Второй мировой войны. В 1988 году жители Кэмпбеллтауна проголосовали за то, чтобы одолжить колокол новому кораблю до тех пор, пока он будет оставаться на службе Королевского флота. [84] Колокол был возвращен в город 21 июня 2011 года, когда HMS Campbeltown был выведен из эксплуатации.

4 сентября 2002 года дерево и сиденье в Национальном мемориальном дендрарии были посвящены участникам рейда. На сиденье имеется надпись:

В память о моряках и армейских коммандос Королевского флота, погибших во время рейда на Сен-Назер 28 марта 1942 года. [85]

Новый Type 31 HMS Campbeltown был анонсирован как часть нового фрегата класса «Вдохновение» для Королевского флота, о котором было объявлено 19 мая 2021 года. [86]

В 2007 году Джереми Кларксон представил документальный фильм BBC о рейде под названием « Джереми Кларксон: Величайший рейд всех времен» , в котором были интервью с выжившими коммандос. [87] [88]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ Источники различаются по цифрам. В отчете «Лондонской газеты» о рейде Адмиралтейство сообщает, что в нем участвовало 353 военнослужащих Королевского флота и 268 коммандос. [2]
  2. ^ Motor Launches обычно были вооружены 47-мм 3-фунтовой пушкой Vickers Ordnance QF в носовой части, сдвоенными пушками Lewis в кормовой части и 12 глубинными бомбами . [23]
  3. В составе бригады было три батальона: 703-й, 705-й и 809-й морские зенитные дивизионы. [30]
  4. Немцы называли их торпедными катерами, по огневой мощи они были эквивалентны небольшому эсминцу; действительно, союзные войска называли их эсминцами. [35]
  5. Всего экипажи малых лодок получили 44 награды и 19 упоминаний в донесениях. [56]
Организация моторных флотилий рейда на Сен-Назер [89]
28-я моторно-пусковая флотилия 20-я моторно-пусковая флотилия 7-я моторно-пусковая флотилия
ML 447 Лейтенант-командир
Ф. Н. Вудс
ML 192 Лейтенант-коммандер
Билл Стивенс
ML 156 Лейтенант Лесли Фентон
ML 298 Лейтенант Боб Нок ML 262 Лейтенант Тед Берт ML 160 Лейтенант Том Бойд
Лейтенант ML 306 Ян Хендерсон ML 267 Lt EH Beart ML 177 Младший лейтенант Марк Родье
ML 307 лейтенант Норман Уоллис ML 268 Лейтенант Билл Тилли ML 270 Лейтенант Чарльз Стюарт Боншоу Ирвин
ML 341 лейтенант Дуглас Брио
ML 443 Лейтенант ТДЛ Платт
ML 446 Лейтенант Дик Фалконер
ML 457 Лейтенант Том Коллиер

Примечание: ML 443 был потоплен у берегов Анцио в июле 1944 года. [90] Лодка лейтенанта Платта имела номер ML 447. [91]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Дорриан, с. 114
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «№38086» . Лондонская газета (Приложение). 30 сентября 1947 г., стр. 4633–4640.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Форд, с. 7
  4. ^ Маунтбеттен, с. 71
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хинсли и др., с. 192
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Форд, с. 10
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Форд, с. 13
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Форд, с. 15
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лукас Филлипс (1958) , локация Kindle 862–870.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Форд, с. 14
  11. ^ Маунтбеттен, с. 72
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брэдэм, с. 33
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Брэдэм, с. 34
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «HMS Campbeltown отмечает рейд на Сен-Назер 28 марта 1942 года» . Королевский флот . Проверено 6 августа 2010 г.
  15. ^ Дорриан, с. 118
  16. ^ Дорриан, с. 41
  17. ^ Дорриан, с. 106
  18. ^ Дорриан, с. 91
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брэдэм, с. 36
  20. ^ Артур, Макс (28 октября 1998 г.). «Некролог: Лорд Ньюборо» . Независимый . № 28, октябрь 1998 г. Лондон. Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 11 августа 2010 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лукас Филлипс (1958) , Kindle, локация 1211.
  22. ^ Форд, с. 25
  23. ^ Ламберт и Росс, с. 29
  24. ^ Нилландс, с. 49
  25. ^ Нилландс, с. 46
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Форд, с. 17
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зеттерлинг и Тамеландер, стр. 78.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Брэдэм, с. 37
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Брэдэм, с. 38
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Форд, с. 29
  31. ^ Мореман, с. 66
  32. ^ Форд, стр. 29–30.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Брэдэм, с. 39
  34. ^ Брэдэм, с. 31
  35. ^ Маунтбеттен, с. 76
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Форд, с. 84
  37. ^ Форд, с. 36
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мореман, с. 68
  39. ^ «Дневник кампании марта 1942 года» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 7 августа 2010 г.
  40. ^ Форд, с. 38
  41. ^ Миллер с. 38
  42. ^ Зеттерлинг и Тамеландер, стр. 73.
  43. ^ Зеттерлинг и Тамеландер, стр. 74.
  44. ^ Лукас Филлипс (1958) , местоположение Kindle 2419.
  45. ^ Дневники DWR
  46. ^ "Штурм Сен-Назера" Дж. Г. Дорриан
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэдэм, с. 40
  48. ^ Дорриан, стр. 189, 258
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «№37134» . Лондонская газета (Приложение). 15 июня 1945 г., стр. 3171–3172.
  50. ^ Маунтбеттен, с. 94
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэдэм, с. 41
  52. ^ Форд, с. 88
  53. ^ https://www.iwm.org.uk/collections/item/object/80010739 Устная история Герберта Реджинальда Дайера, Имперский военный музей
  54. ^ Дориан, с. 143
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «№35566» . Лондонская газета . 19 мая 1942 г. с. 2225.
  56. ^ «Вручение медалей» . Общество Святого Назера. Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 года . Проверено 12 августа 2010 г.
  57. ^ Сент-Джордж Сондерс, с. 96
  58. ^ Нилландс, с. 52
  59. ^ «Столетие «Спитфайров морей» » . Новости Би-би-си . Проверено 25 августа 2016 г.
  60. ^ «О'Лири, Томас (интервью IWM)» . Имперские военные музеи . 24 апреля 1990 года . Проверено 25 августа 2016 г.
  61. ^ Зеттерлинг и Тамеландер, стр. 84.
  62. ^ Маунтбеттен, с. 85
  63. ^ «№37134» . Лондонская газета (Приложение). 15 июня 1945 г., стр. 3172–3172.
  64. ^ Зеттерлинг и Тамеландер, стр. 83.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сент-Джордж Сондерс, Хилари (24 мая 1943 г.). «Сен-Назер» . Жизнь . Проверено 15 августа 2010 г.
  66. ^ Маунтбеттен, с. 89
  67. ^ Брэдэм, с. 44
  68. ^ Маунтбеттен, с. 90
  69. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брэдэм П. 42
  70. ^ Форд, с. 85
  71. ^ Вингейт, Джон (1972) [1971]. HMS Campbeltown (USS Buchanan) . Боевые корабли в профиле Том 1. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. п. 117.
  72. ^ «Кэмпбелтаун отдает дань уважения величайшему рейду из всех» . Новости ВМФ . 4 апреля 2001 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2007 г. Проверено 14 августа 2010 г.
  73. ^ Имперский военный музей , номер коллекции: C3398.
  74. ^ Артур, Макс (2004). Забытые голоса Второй мировой войны (изд. 2005 г.). Лондон: Эбери Пресс. п. 187. ИСБН  0091897351 .
  75. ^ Зеттерлинг и Тамеландер, стр. 86.
  76. ^ Форд, с. 89
  77. ^ Харрисон, с. 135
  78. ^ Zaloga, pp. 7–9
  79. ^ Зеттерлинг и Тамеландер, стр. 326.
  80. ^ Мореман, с. 94
  81. ^ «Домашняя страница Общества Сен-Назера» . Общество Сен-Назера. Архивировано из оригинала 14 сентября 2012 года . Проверено 7 августа 2010 г.
  82. ^ «Вспоминая рейд Сен-Назера» . Би-би-си . Проверено 11 августа 2010 г.
  83. ^ «HMS Кэмпбелтаун » . Королевский флот . Проверено 7 августа 2010 г.
  84. ^ «Корабельный колокол» . Королевский флот . Архивировано из оригинала 5 декабря 2009 года . Проверено 7 августа 2010 г.
  85. ^ «Национальный мемориальный аборетум» . Общество Сен-Назера. Архивировано из оригинала 11 мая 2003 года . Проверено 11 августа 2010 г.
  86. ^ «Названы новые военные корабли типа 31 класса «Вдохновение»» . GOV.UK. ​Проверено 19 мая 2021 г.
  87. ^ «Джереми Кларксон: Величайший рейд всех времен» . Би-би-си Два . Проверено 22 марта 2024 г.
  88. ^ «Величайший рейд Джереми Кларксона» – полный документальный фильм | North One , получено 22 марта 2024 г.
  89. ^ Брэдэм, стр. 35–36.
  90. ^ «HMS ML 443 (ML 443) Королевского флота - британский моторный катер класса Fairmile B - военные корабли союзников времен Второй мировой войны» . uboat.net . Проверено 18 ноября 2022 г.
  91. ^ Скотт, Питер (1945). Битва в Узких морях (1-е изд.). Лондон: Country Life Ltd., стр. 55.

Ссылки [ править ]

  • Брэдэм, Рэндольф (2003). Гитлеровские подводные крепости . Санта-Барбара: Гринвуд. ISBN  0-275-98133-9 .
  • Дорриан, Джеймс (1998). Штурм Сен-Назера: захватывающая история рейда по захвату доков, март 1942 года . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-849-6 .
  • Форд, Кен (2001). Сен-Назер, 1942 год: Великий рейд коммандос . Серия кампаний № 92. Оксфорд: Скопа. ISBN  1-84176-231-8 .
  • Харрисон, Гордон А. (1951). Армия США во Второй мировой войне: европейский театр военных действий, атака через канал . Вашингтон: Министерство обороны, армия, Центр военной истории. ГПО серийный номер 008-029-00287-6.
  • Хинсли, Ф.Х.; и др. (1981). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . Том. II. Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN  0-11-630934-2 .
  • Ламберт, Джон; Росс, Эл (1990). Береговые силы союзников во время Второй мировой войны: конструкции Fairmile и охотники за подводными лодками США в прибрежных силах союзников во время Второй мировой войны . Том. Я. Лондон: Конвей. ISBN  0-85177-519-5 .
  • Лукас Филлипс, CE (1958). Величайший рейд из всех: операция «Колесница» и миссия по разрушению нормандского дока в Сен-Назере . Книги Сапере. ISBN  9781800550643 .
  • Миллер, Рассел (1981). Коммандос . Александрия: Книги Времени-Жизни. ISBN  0-8094-3401-6 .
  • Мореман, Тимоти Роберт (2006). Британские коммандос 1940–46 . Оксфорд: Оспри. ISBN  1-84176-986-Х .
  • Маунтбеттен, Луи (2007). Совместные операции: официальная история коммандос . Верона: Читайте книги. ISBN  978-1-4067-5957-0 .
  • Нейландс, Робин (2005). Рейд на Дьепп . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN  0-253-34781-5 .
  • Сент-Джордж Сондерс, Хилари Эйдан (1949). Зеленый берет: история коммандос, 1940–1945 гг . Севеноукс: Новая английская библиотека. ISBN  0-450-01007-4 .
  • Залога, Стивен Дж (2007). Атлантический вал: Франция . Том. Я. Оксфорд: Скопа. ISBN  978-1-84603-129-8 .
  • Зеттерлинг, Никлас; Тамеландер, Майкл (2009). Тирпиц: жизнь и смерть последнего суперлинкора Германии . Хавертаун: Издательство Casemate. ISBN  978-1-935149-18-7 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd7a67205c1e7d0c71fe70930870355c__1719306120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/5c/dd7a67205c1e7d0c71fe70930870355c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
St Nazaire Raid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)