Рейд на аэродром Сиди Ханейш
Рейд на аэродром Сиди Ханейш | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть кампании Западной пустыни времен Второй мировой войны. | |||||||
![]() Полковник Дэвид Стирлинг с лейтенантом Эдвардом Макдональдом и другими солдатами САС в Северной Африке . | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() | Неизвестный | ||||||
Сила | |||||||
Группа пустыни дальнего действия 18 вооруженных джипов Специальная воздушная служба | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
37 самолетов уничтожено
|
Рейд на аэродром Сиди-Хейниш — военная операция, проведенная в ночь на 26 июля 1942 года. Подразделение британской специальной воздушной службы под командованием майора Дэвида Стирлинга атаковало удерживаемый немцами аэродром в Египте во время кампании в Западной пустыне во время Второй мировой войны . Несколько самолетов Люфтваффе, использовавшихся для доставки грузов силам Оси, были уничтожены или повреждены пулеметным огнем и взрывчаткой. подразделения Оси Передовые были перенаправлены для усиления гарнизонов в тылу, уязвимых для атак. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Питание оси
[ редактировать ]В ноябре 1941 года 70% припасов, отправлявшихся силам Оси в Северной Африке, были потеряны в результате воздушных и морских атак союзников. [ 2 ] К 1942 году немецкие и итальянские войска в Северной Африке столкнулись с серьезной нехваткой снабжения: войска союзников топили торговые суда в Средиземном море . Припасы Оси транспортировались по итальянскому полуострову , в основном по железной дороге, в южные порты для отправки в Северную Африку . Королевский флот направлял в этот район все большее количество кораблей и подводных лодок для перехвата конвоев снабжения стран Оси, заставляя Люфтваффе нести часть бремени снабжения Африканского корпуса и итальянских войск по воздуху. Рельеф Северной Африки часто делал наземный транспорт непрактичным, вынуждая самолеты летать между отдаленными взлетно-посадочными полосами в пустыне для доставки припасов, запчастей, войск и продовольствия. [ 3 ] [ 4 ]
Специальная воздушная служба
[ редактировать ]В июле 1941 года майор Дэвид Стирлинг сформировал Специальную воздушную службу для смелых операций в тылу Оси. Первоначально получившее название «Отряд L», бригада специальной воздушной службы, подразделение состояло из людей, набранных из обычных британских подразделений и прошедших специальную парашютную подготовку. [ 5 ] Подразделение базировалось в оазисе Джало и приобрело репутацию компании, совершающей смелые рейды на немецкие базы, проникая на них и уничтожая припаркованные самолеты взрывчаткой. [ 6 ] Стирлинг стал известен среди немцев как «Призрачный майор». [ 7 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Стирлинг в течение некоторого времени разрабатывал план нападения на аэродром Сиди-Хейниш , комплекс, расположенный в 235 милях (378 км) к западу от Каира , который немцы называли Хаггаг-эль-Касаба . В ходе рейда использовалась тактика, незнакомая САС; штурмовать базу на транспортных средствах, а не незаметно проникать на нее. Он заручился поддержкой группы дальнего действия в пустыне для предоставления транспортных средств и транспорта, посчитав, что огневая мощь и скорость джипов достаточны для преодоления немецкой обороны. Рейдерам предстояло проехать 50 миль (80 км) через пустыню из укрытия в Бир-эль-Кусейре , а затем захватить аэродром на 18 джипах двумя колоннами во главе со Стирлингом. Каждый джип нес четыре пулемета Vickers K — скорострельного оружия, первоначально разработанного для Королевских ВВС самолетов (RAF). В ночь с 25 на 26 июля мужчины провели генеральную репетицию. [ 8 ]
Рейд
[ редактировать ]Рейд начался в ночь с 26 на 27 июля, когда 18 джипов, на каждом из которых находились три или четыре британских или французских коммандос, двигались по пустыне строем без фар. Погода была идеальная: полная луна и отсутствие облаков. Когда рейдеры приблизились к аэродрому, огни вдоль взлетно-посадочной полосы включились, что вызвало беспокойство у коммандос, которые опасались, что их обнаружили, но огни были включены для Люфтваффе приземления бомбардировщика . Стирлинг выпустил зеленую сигнальную ракету и приказал джипам выдвинуться на аэродром V-образным строем. [ 9 ] САС штурмовали аэродром, используя свои орудия К, снаряженные трассирующими боеприпасами , для обстрела припаркованных немецких самолетов, в том числе пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87 Stuka , Ju 52 грузовых самолетов и истребителей Messerschmitt Bf 109 . Немецкие войска ответили пулеметами и зенитными орудиями , выведя из строя один джип. Лэнс-бомбардир Джон Робсон, 21-летний солдат САС, вооруженный пулеметом, был застрелен и стал единственной жертвой союзников в ходе самого рейда. [ 10 ] Рейдеры израсходовали большую часть своих боеприпасов и маневрировали, чтобы уйти после последней зачистки неповрежденных самолетов. Пэдди Мейн заложил бомбу в двигатель припаркованного бомбардировщика, прежде чем уйти. [ 11 ] Рейдеры уничтожили или повредили около 40 самолетов Люфтваффе , хотя САС заявила о 25, поскольку было принято занижать потери Оси.
Побег
[ редактировать ]Рейдеры скрылись в пустыне, за вычетом одного джипа и одного человека были убиты и разделились на группы по три-пять джипов, стремясь избежать обнаружения немецкой авиацией, поскольку до темноты оставалось всего два с половиной часа; при дневном свете они станут уязвимы для атак с воздуха. В течение дня бойцы САС прятались, маскируя свои машины, и все группы, кроме одной, достигли Бир-эль-Кусейра . Группа джипов, которыми управляли французские войска, затормозилась из-за проколов и поломок, оголивших их в пустыне. Их заметили четыре «Штука» пикирующих бомбардировщика , которые совершили девять атак, смертельно ранив десантника Андре Цирнхельда . После того, как у «Штук» закончились боеприпасы, коммандос сели на последний оперативный джип и добрались до безопасного места. [ 12 ] [ 13 ]
Последствия
[ редактировать ]Рейд имел большой успех: несколько из уничтоженных немецких самолетов были транспортными самолетами Junkers 52, потеря которых усугубила трудности со снабжением стран Оси.
Стирлинг был захвачен немцами в январе 1943 года и провел остаток войны в лагерях для военнопленных стран Оси . Его сменил Мейн на посту командующего САС. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Рейд Бардия
- Операция Караван
- Группа пустыни дальнего действия
- Война в пустыне
- Список аэродромов Северной Африки во время Второй мировой войны
Сноски
[ редактировать ]- ^ Забецкий 2015 , стр. 543.
- ^ Полмар 2006 , с. 135.
- ^ Спенсер 2014 , с. 16.
- ^ Забецкий 2014 , стр. 816.
- ^ Льюис 2015 , с. 13.
- ^ Мортимер 2012 , с. 134.
- ^ Мортимер 2015b , с. 57.
- ^ Мортимер 2015a , стр. 35–37.
- ^ Макинтайр 2016 , с. 199.
- ^ Джеймс 2015 , с. 329.
- ^ Мэзер 1997 , с. 91.
- ^ Макинтайр 2016 , с. 204.
- ^ Сиретт 2014 , с. 234.
- ^ Дилли 2013 , стр. 87–89.
Ссылки
[ редактировать ]- Дилли, Майкл Ф. (30 сентября 2013 г.). За линией фронта: критический обзор специальных операций во Второй мировой войне . Каземат. ISBN 978-1-61200-183-8 .
- Джеймс, Малькольм (19 марта 2015 г.). Рожденный в пустыне: вместе с SAS в Северной Африке . Линия фронта. ISBN 978-1-4738-9691-8 .
- Льюис, Джон Э. (22 января 2015 г.). Гигантская книга подготовки спецназа: физические и психические тайны элитных воинских частей . Маленький, Браун. ISBN 978-1-4721-1178-4 .
- Макинтайр, Бен (4 октября 2016 г.). Герои-изгои: история SAS, секретного подразделения британского спецназа, которое саботировало действия нацистов и изменило характер войны . Корона/Архетип. ISBN 978-1-101-90417-6 .
- Мэзер, Кэрол (9 апреля 1997 г.). Когда трава перестает расти . Перо и меч. ISBN 978-0-85052-576-2 .
- Мортимер, Гэвин (20 июня 2012 г.). Дерзкая дюжина: 12 легенд спецназа Второй мировой войны . Блумсбери. ISBN 978-1-78096-454-6 .
- Мортимер, Гэвин (20 апреля 2015 г.). Триумф Стирлинга в пустыне: рейды SAS на египетский аэродром, 1942 год . Блумсбери. ISBN 978-1-4728-0764-9 .
- Мортимер, Гэвин (20 июня 2015b). SAS во Второй мировой войне . Блумсбери. ISBN 978-1-4728-0876-9 .
- Полмар, Норман (1 сентября 2006 г.). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события: 1909–1945 гг . Том. I. Потомакские книги. ISBN 978-1-57488-663-4 .
- Спенсер, MSG Наполеон (15 августа 2014 г.). Битва при Газале (май – июнь 1942 г.) (Ил. ред.). Книги Лакнау. ISBN 978-1-78289-389-9 .
- Сиретт, Дэвид (19 августа 2014 г.). Глаза пустынных крыс: британские операции дальней разведки в пустыне Северной Африки 1940–43 . Гелион. ISBN 978-1-912174-63-8 .
- Забецкий, Дэвид Т. (28 октября 2014 г.). Германия в войне: 400 лет военной истории (4 тома) . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-59884-981-3 .
- Забекки, Дэвид Т. (май 2015 г.). Вторая мировая война в Европе: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 978-1-135-81242-3 .
- Конфликты 1942 года
- События июля 1942 года
- 1942 год в Египте.
- Сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Сражения Второй мировой войны с участием Франции
- Египет во Второй мировой войне
- Рейды британских коммандос времен Второй мировой войны
- Североафриканская кампания
- Кампания в Западной пустыне
- Сражения Второй мировой войны с участием Германии