Операция Бертрам
Операция Бертрам | |
---|---|
Объем деятельности | Вся восьмая армия |
Расположение | 30 ° 50' с.ш. 28 ° 57' в.д. / 30,833 ° с.ш. 28,950 ° в.д. |
Запланировано | Стратегия: Дадли Кларк , Чарльз Ричардсон Тактика: Джеффри Баркас |
Цель | 1) скрыть подготовку к реальному наступлению на севере 2) предложить атаку на юге 3) минимизировать очевидный масштаб явных приготовлений на севере 4) предположить, что атака не будет готова в течение 2–3 дней [1] |
Дата | Сентябрь – октябрь 1942 г. |
Исполнил | Управление камуфляжа Ближневосточного командования |
Исход | Полная тактическая неожиданность |
Операция «Бертрам» — во время Второй мировой войны операция по обману , проводившаяся союзными войсками в Египте под руководством Бернарда Монтгомери за несколько месяцев до Второй битвы при Эль-Аламейне в 1942 году. Бертрам был разработан Дадли Кларком, чтобы обмануть Эрвина Роммеля относительно времени и места проведения операции «Бертрам». нападение союзников. Операция заключалась в физическом обмане с использованием манекенов и камуфляжа , разработанных и осуществленных Британским ближневосточным командным управлением по камуфляжу под руководством Джеффри Баркаса . Они сопровождались электромагнитными обманами под кодовым названием «Операция Канвелл» с использованием ложного радиосигнала. Все это было запланировано, чтобы убедить страны Оси в том, что атака произойдет южнее, вдали от прибрежных дорог и железной дороги, примерно на два дня позже реальной атаки.
Бертрам заключался в создании видимости армейских частей там, где их не было, и в сокрытии бронетехники, артиллерии и техники . Макеты танков и орудий изготавливались в основном из местных материалов, в том числе из бязи и плетей из пальмовых ветвей. Настоящие танки маскировались под грузовики, используя легкие фонари типа «Саншилд». Полевые орудия и их передки также были замаскированы под грузовики, их настоящие колеса были видны под простым коробчатым навесом «Каннибал», придающим форму грузовика. Канистры с бензином были сложены по сторонам существующих облицованных траншей, спрятанных в тени. Продовольствие было сложено в груды коробок и задрапировано маскировочными сетками, напоминающими грузовики.
Грузовики несколько недель стояли открыто на участке сборки танков. Настоящие танки также стояли открыто, далеко за линией фронта. За две ночи до атаки танки заменили грузовики, прикрытые до рассвета «солнечными щитами». В ту же ночь танки были заменены манекенами на исходных позициях, так что бронетехника, по-видимому, оставалась в двух или более днях пути от линии фронта. Чтобы усилить впечатление, что атака не была готова, был построен фиктивный водопровод с очевидной скоростью 5 миль (8,0 км) в день. На момент нападения оставалось построить еще несколько дней; На юге были построены макеты танков, орудий и припасов.
После битвы пленный немецкой танковой армии генерал Вильгельм Риттер фон Тома сказал Монтгомери, что, по его мнению, у союзников было как минимум на одну танковую дивизию больше, чем у них, и что атака будет на юге. Заместитель Роммеля генерал Георг Штумме считал, что атака начнется не раньше, чем через несколько недель. Бертраму это удалось; объявляя в Палате общин о победе при Эль-Аламейне, Уинстон Черчилль высоко оценил операцию по маскировке.
Планирование
[ редактировать ]Бертрам был разработан Дадли Кларком, чтобы обмануть Эрвина Роммеля относительно времени и места ожидаемой атаки союзников Восьмой армией . [2] Он заключался в физическом обмане с использованием манекенов и камуфляжа , скрывающего реальные движения, в частности доспехов Монтгомери. [3] Бертрама сопровождали электромагнитные обманы под кодовым названием «Операция Канвелл» с использованием ложного радиосообщения. [4] Линия фронта была относительно короткой: она простиралась от Средиземного моря на севере, недалеко от железнодорожной станции Эль-Аламейн, до практически непроходимой впадины Каттара на юге, на расстояние всего около 30 миль. Таким образом, противнику было ясно, что атака должна быть осуществлена именно в этом пространстве, а поскольку единственная дорога проходила на севере, внезапность и полномасштабная атака в любом другом месте могли считаться маловероятными. Обманы были спланированы так, чтобы заставить противника поверить в то, что атака произойдет южнее, вдали от прибрежной дороги и железной дороги, и примерно на два дня позже реальной атаки. [2] [5]
Вскоре после своего прибытия 8 августа 1942 года новый командующий Ближним Востоком Гарольд Александр посетил Джеффри Баркаса в камуфляжное подразделение Хелуане, чтобы оценить его способность применять Бертрам. Он внимательно все рассматривал, но, похоже, больше всего интересовал столярный цех. [6]
16 сентября 1942 года Фредди де Генганд , начальник штаба Монтгомери, вызвал Баркаса и Тони Айртона в штаб 8-й армии недалеко от Борг-эль-Араб. Он сказал им, что это должно быть совершенно секретно, что Александр был впечатлен его визитом в Хелуан и что ему нужен совет Камуфляжа. Он представил Чарльза Ричардсона , который работал на секретную группу «А» Дадли Кларка и должен был реализовать обман, в котором нуждался Монтгомери. Ричардсон не обучался планированию дезинформации, учитывая ускоренную подготовку штабных офицеров в 1940 году, и никогда раньше не готовил план дезинформации. Он был полон решимости добиться успеха, поскольку, как он писал, «в случае неудачи это нанесет гораздо больший ущерб, чем отсутствие плана вообще». [7] Де Гюнганд изложил основной план: атака на севере, по линии прибрежной дороги, с ложным маневром примерно в 20 милях к югу. Танкам потребуется два дня, чтобы выйти на боевую позицию со своих позиций. Инженерные работы уже шли полным ходом. Затем он удивил их, попросив спрятать сотни танков и полевых орудий, а также тысячи тонн военной техники , которые должны были быть использованы для решающей атаки на Эль-Аламейн. Баркас надеялся на такую возможность, и теперь ему предложили шанс замаскировать, возможно, самую крупную битву в пустыне, когда-либо предпринятую. [8]
Баркас и Айртон вышли на пляжные дюны, чтобы посидеть и подумать. Баркас вспомнил об уволенном Джаспере Маскелайне , сценическом фокуснике, который некоторое время работал на него, сказав, что теперь ему нужны его фокусы с исчезновением. Айртон согласился, предложив использовать солнцезащитные экраны, чтобы танки выглядели как грузовики, и наоборот . К концу дня они напечатали план и представили его де Генгану и Ричардсону. Они предложили создать две макетные бронетанковые бригады для развертывания на юге. Они создавали видимость неготовности, создавая впечатление, что танки не покинули свои районы построения (Мюррейфилд и Плавильный котел). Там их заменили бы макеты танков; в то время как они имитировали грузовики, когда прибывали в передовой район Мартелло. [8]
Ричардсон спросил, могут ли они использовать что-то вроде макета железнодорожной станции Стивена Сайкса , который так хорошо зарекомендовал себя в Мишейфе. [9] Баркас ответил, что намерен построить макет водопровода, идущего на юг, и явно не готов. [8]
В течение двух недель план Баркаса был принят, но с одним изменением, предложенным Монтгомери: макет брони был увеличен вдвое, чтобы представлять собой целый бронетанковый корпус из более чем 600 машин. [8] Ричардсон объединил план камуфляжа с основными планами: по словам Баркаса, Ричардсон «значительно расширил его, чтобы он соответствовал всем другим важным соображениям, о которых он знал, а я нет». [10]
Баркас, бывший кинорежиссер, должен был работать «над обеспечением реквизита для крупнейшего «кинопроизводства», в котором я когда-либо ожидал участвовать». [11] Работы начались 27 сентября, то есть за четыре недели до дня нападения. [8]
Исполнение
[ редактировать ]Операция преследовала две цели: создать видимость армейских частей там, где их не было, и скрыть настоящую бронетехнику, артиллерию и технику на фронте. Баркас заметил, что «сокрытие огромного скопления бронетанкового корпуса было, по сути, частью военного планирования штаба армии, при этом камуфляж выполнял определенные конкретные задачи». Поскольку было невозможно скрыть наличие такого большого количества техники, особенно танков, в районе Мартелло, Баркас планировал вместо этого сделать машины там совершенно очевидными, как грузовики, задолго до боя. Танки также будут открыто выставлены далеко за линией фронта. Когда противник увидит, что ничего не происходит, грузовики заменяются танками, маскирующимися под грузовики. Это означало, что танки тоже должны были быть замечены неподвижными, поэтому их всех заменили манекенами. Требовалось беспрецедентное и «грозное» количество манекенов: более 400 танков, 100 орудий и почти 2000 автомобилей с мягкой обшивкой. [12] [13]
Для каждой задачи использовались разные техники. Британская армия намеренно нанимала дизайнеров, архитекторов и художников для работы по маскировке . [14] Тони Айртон был художником, сыном архитектора Максвелла Айртона . Брайан Робб прибыл более неформально: он пошел в армию рядовым, но Баркас заметил его и использовал его навыки художника, учителя и иллюстратора, обеспечив ему быстрое повышение до штабного лейтенанта. Айртон и Робб стали «GSO2» Баркаса, его старшими офицерами штаба, и они контролировали схемы камуфляжа, используемые в операции «Бертрам». [15]
Под командование Баркаса были приданы три роты пионеров для выполнения физической работы по изготовлению тысяч манекенов. Они прибыли соответственно из Восточной Африки , Маврикия и Сейшельских островов . Одна компания придала стандартным пальмовым барьерам станины необходимую форму и соединила их вместе, чтобы сделать корпуса танков, башни и другие элементы макетов транспортных средств. Вторая компания подготовила чехлы из мешковины для элементов автомобиля. Третья компания покрасила и подготовила манекены до необходимой степени реалистичности. Поскольку разные пионерские роты не любили друг друга, Баркас переместил их лагеря как можно дальше друг от друга. В целях обеспечения безопасности была оборудована столовая НААФИ исключительно для камуфляжников, чтобы все могли оставаться в лагере. [16]
«Солнечные щитки» для танков
[ редактировать ]Настоящие танки маскировались под грузовики, используя легкие фонари типа «Саншилд». Они были выполнены из двух половин, шарнирно шарнирно закрепленных на бортах танка. Половину могли поднять двое мужчин и установить или снять за несколько минут. [17] Существовали различные модели Sunshield, подходящие для различных типов танков союзников, включая Crusaders , Valentines , Grants и Shermans , имитируя различные типы грузовиков. [2] [18] [19] [20]
Всего в Бертраме было развернуто 722 Sunshield. По словам Питера Форбса, «Солнечные щиты были самым успешным и наиболее волнующим имитирующим обманом, практиковавшимся в пустыне». [21]
Идея создания «Саншилда» исходила от главнокомандующего на Ближнем Востоке генерала Уэйвелла . В рукописной заметке он нарисовал танк, имитирующий грузовик: [21]
Это дикая идея, что танк можно замаскировать так, чтобы он с воздуха выглядел как грузовик, с помощью легкого полотна. Экран сверху (эскиз). Это
можетбыть полезно во время марша подхода и т. д. Пожалуйста, примите это во внимание. 23/4 Уэйвелл— Арчибальд Уэйвелл [21]
Записка была передана Баркасу, по его словам, «вскоре после моего прибытия на Ближний Восток... Вся идея была там. Это был только вопрос проектирования, разработки и организации производства». [18] Первый тяжелый деревянный прототип был изготовлен в 1941 году Джаспером Маскелайном, который дал ему название Sunshield. [17] Чтобы его поднять, понадобилось 12 человек, и он развалился во время первого пробного запуска на танке Crusader. Однако Баркас был достаточно уверен в Sunshield, чтобы попросить более легкую версию. Солнцезащитный козырек Mark 2 был изготовлен из брезента, натянутого на легкий стальной трубчатый каркас. Он был прочным, легким и дешевым в производстве. И что особенно важно, пилоты британских ВВС с высоты всего 500 футов обнаружили, что Mark 2 убедительно напоминает грузовик. [17]
Боинг 722 Sunshields был тщательно размещен в зоне хранения танков Мартелло недалеко от железнодорожной станции Эль-Имайид. Каждый был пронумерован. Экипаж каждого танка привезли в Мартелло, назвали его номер, показали, где они будут припаркованы, и научили ставить и снимать «Солнечный щит», что им придется делать ночью. [18]
«Каннибалы» для полевых орудий
[ редактировать ]Полевые орудия и их передки были замаскированы под британские « 3-тонные » грузовики под руководством Тони Айртона и Брайана Робба. Они позаботились о том, чтобы длинный буксирный столб передка перекрывал след орудия, а затем установили над ними муляж навеса от грузовика. Настоящие колеса пушки и передка добавляли реалистичности макету грузовика, поскольку они оставались видимыми под навесом именно там, где должны были быть колеса грузовика. Технику назвали «Каннибал», потому что орудие и передок были « съедены » куполом. [22]
Чрезвычайно характерные полноприводные тракторы Morris C8 , известные как «Квады», которые тянули 25-фунтовые орудия и их передки, также пришлось замаскировать, поскольку их присутствие напрямую рекламировало наличие артиллерии. Их проще было замаскировать, опять же под грузовики с настоящими колесами, накинув сетку на четыре столба, привязанных к бокам машины и закрепленных растяжками. [22]
Всего в Бертраме было дислоцировано 360 каннибалов. [21] Район сосредоточения тыловой артиллерии и передовой район артиллерийского заграждения возле станции Эль-Аламейн получили названия «Каннибал I» и «Каннибал II» соответственно в честь техники камуфляжа. По словам самого Баркаса [22]
большое скопление 25-фунтовых орудий... казалось, было совершенно незаметным вплоть до того момента, когда с него была снята маскировка и артиллеристы открыли огонь.
— Geoffrey Barkas [22]
Реальный и фиктивный материал
[ редактировать ]Канистры с бензином были сложены вдоль стен существующих облицованных траншей возле железнодорожной станции Эль-Аламейн. Экспериментально было установлено, что, когда их таким образом прятали в тени, они были невидимы с воздуха, и таким образом было сохранено 2000 тонн бензина. Более 100 000 четырехгаллонных канистр из-под бензина [а] были сложены в 100 траншеях с каменными облицовками. [23]
Еда была сложена в груды коробок и задрапирована камуфляжными сетками, напоминающими грузовики: большая коробчатая куча для кузова грузовика и меньшие кучи для кабины и двигателя грузовика. Это означало, что привлекательные материалы, включая сахар и сигареты, были разбросаны по пустыне, а не в хорошо охраняемых лагерях. Поэтому наиболее желанные предметы были помещены в «грузовики» посередине площадей и спрятаны в середине каждой стопки, а командование армии приняло на себя риск кражи. [24]
В то время как реальные запасы на севере были тщательно спрятаны, на юге пришлось создать соответствующие фиктивные запасы. В районе, названном в честь офицера по маскировке Брайана Робба, было построено более 700 штабелей-пустышек с едой, бензином, боеприпасами и другими припасами. [25]
Статические макеты танков и орудий изготавливались в основном из местных материалов, в том числе из бязи и барьеров из пальмовых ветвей. [19] [26] Некоторые макеты танков были мобильными и представляли собой легкие рамы, размещенные над джипами . [2] Всего было изготовлено 500 макетов танков и 150 макетов орудий. [21]
Однажды ночью, незадолго до боя, мощная пыльная буря уничтожила множество макетов техники. Всю ночь и весь следующий день Айртон работал над тем, чтобы вернуть «съемочной площадке» видимость реальности. Командование Оси не заметило разрушения иллюзии. К 18 октября Королевские ВВС установили превосходство в воздухе и с тех пор до начала боя полностью исключили немецкие самолеты-разведчики из района Бертрама. [27]
Двойной блеф
[ редактировать ]На пороге Мунассибской депрессии Бертрам рискнул совершить двойной блеф. С 15 октября 1942 года, за неделю до нападения, «Камуфляж» построил три с половиной макетных полевых артиллерийских полка. [б] Их тщательно создавали так, чтобы они выглядели серьезно замаскированными, но с каждым днем их обслуживали все хуже и хуже, чтобы позволить противнику решить, что он столкнулся с муляжами оружия в Мунассибе. Когда началось настоящее сражение, ночью манекены заменяли настоящей артиллерией, которая потом сутки держалась совершенно неподвижно. Танковая атака Оси на Мунассиб была шокирована тем, что по ней открыли массированный огонь «пустышек». [25] [26]
Заключительные этапы
[ редактировать ]Чтобы добиться обмана, грузовики в течение нескольких недель открыто припарковывались на участке сборки танков. Настоящие танки также стояли открыто, далеко за линией фронта. За две ночи до атаки танки заменили грузовики и до рассвета были прикрыты «солнечными щитами». Той же ночью танки были заменены манекенами на исходных позициях, так что бронетехника, по-видимому, оставалась в двух или более днях пути от линии фронта. Чтобы усилить впечатление, что атака не была готова, в ходе операции «Алмаз» был построен фиктивный водопровод с очевидной скоростью 5 миль в день. Работой руководили двое офицеров по маскировке Баркаса, Филип Корниш и Сидни Робинсон. К моменту фактического нападения оставалось построить еще несколько дней. Трубопровод поддерживался макетами насосных станций, напорными резервуарами и заправочными станциями с соломенными накладками. Реальный трафик был сделан для того, чтобы проехать рядом, чтобы создать следы. [28]
Результаты
[ редактировать ]После битвы пленный немецкий танковой армии генерал Вильгельм Риттер фон Тома сказал Монтгомери, что, по его мнению, у союзников было как минимум на одну танковую дивизию больше, чем у них, и что атака будет на юге. [29] Заместитель Роммеля генерал Георг Штумме считал, что атака начнется не раньше, чем через несколько недель. Немецкие документы и военнопленные подтвердили, что немецкое командование верило в существование ложного подразделения и не предвидело истинного направления атаки. [с] Бертрам преуспел во всех своих целях. [31]
11 ноября 1942 года Уинстон Черчилль описал битву при Эль-Аламейне Палате общин в Лондоне и высоко оценил успех операции «Бертрам»: [32]
Благодаря великолепной системе маскировки в пустыне была достигнута полная тактическая внезапность. X-й корпус, который он видел с воздуха, тренируясь в тылу в пятидесяти милях, ночью бесшумно отошел, но оставив на месте точную копию своих танков, и двинулся к точкам атаки.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Имперский галлон бензина весит около 7 фунтов. Британская длинная тонна равна 2240 фунтам. 2000 тонн — это 640 000 галлонов или 160 000 четырехгаллонных канистр, не считая веса контейнеров.
- ↑ Полк полевой артиллерии в полной численности имел двадцать четыре орудия: три батареи, по два отряда по четыре орудия в каждой. Таким образом, Баркас подразумевает наличие 84 макетов оружия в Мунасибе. [ нужна ссылка ]
- ^ «Согласно захваченным вражеским документам и заявлениям военнопленных, командиры Оси были полностью обмануты. Итальянская карта, на которой были отмечены британские позиции, ошибочно поместила танковые дивизии 10-го корпуса на юг и не создавала никакой возможной угрозы из района Солдаты на севере сообщили, что противник, похоже, ничего не знал, пока на них не напал главный удар. Один пленный немецкий генерал заявил, что он ожидал нападения на юге. Наконец, тот факт, что Роммель удерживал большую часть своей бронетехники в южном секторе в течение первых четырех дней битвы, заставил британское командование полагать, что силы Оси пали жертвой одного. из самых изощренных обманов когда-либо». – Бланки, 1994 г. [30]
- ^ В Хансарде как «Дебаты по адресу» Дебаты Палаты общин 11 ноября 1942 г., том 385 cc8-56
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Баркас и Баркас 1952 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лукас 1983 , с. 123
- ^ Латимер 2002 , с. 155.
- ^ Страуд 2012 , с. 193.
- ^ Фишер 2005 г.
- ^ Страуд 2012 , стр. 177, 179–180.
- ^ Ричардсон 1985 , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Страуд 2012 , стр. 190–198.
- ^ Сайкс 1990 , стр. 41–53.
- ^ Сайкс 1990 , с. 98.
- ^ Баркас и Баркас 1952 , с. 196.
- ^ Корабли и корабли 1952 , стр. 100–200. 202–208.
- ^ Crowdy 2008 , стр. 176–182.
- ^ Страуд 2012 , с. 31.
- ^ Корабли и корабли 1952 , стр. 100–200. 186–187, 212.
- ^ Корабли и корабли 1952 , стр. 100–200. 210–211.
- ^ Перейти обратно: а б с Страуд 2012 , стр. 80–81.
- ^ Перейти обратно: а б с Корабль и корабль 1952 , стр. 102–100. 202–203
- ^ Перейти обратно: а б Имперский военный музей 2012 г.
- ^ Национальный архив 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Форбс 2009 , стр. 165–166.
- ^ Перейти обратно: а б с д Баркас и Баркас 1952 , с. 200–201
- ^ Баркас и Баркас 1952 , с. 198.
- ^ Корабли и корабли 1952 , стр. 100–200. 198–200.
- ^ Перейти обратно: а б Баркас и Баркас 1952 , с. 206
- ^ Перейти обратно: а б Страуд 2012 , с. 200
- ^ Ричардсон 1985 , с. 117.
- ^ Корабли и корабли 1952 , стр. 100–200. 204–205.
- ^ Страуд 2012 , с. 218.
- ^ Бланки 1994 .
- ^ Страуд 2012 , с. 212.
- ^ Страуд 2012 , с. 219
- ^ Крауди 2008 , с. 182.
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Баркас, Джеффри ; Баркас, Натали (1952). История камуфляжа (от Эйнтри до Аламейна) . Касселл.
- Крауди, Терри (2008). Обман Гитлера: двойной крест и обман во Второй мировой войне . Скопа. ISBN 978-1-84603-135-9 .
- Фишер, Дэвид (2005). Военный маг: Человек, сотворивший победу в пустыне . Феникс. ISBN 0-304-36709-5 .
- Форбс, Питер (2009). Ослепленный и обманутый: мимикрия и камуфляж . Йель. стр. 155–156. ISBN 978-0-300-12539-9 .
- Латимер, Джон (2002). Аламейн . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01016-7 .
- Лукас, Джеймс Сидней (1983). Война в пустыне: Восьмая армия в Эль-Аламейне . Книги Бофорта. ISBN 0-8253-0153-Х .
- Ричардсон, Чарльз (1985). Флэшбэк: история солдата . Кимбер. ISBN 0-718-30567-1 .
- Страуд, Рик (2012). Призрачная армия Аламейна: как камуфляжное подразделение и операция «Бертрам» обманули Роммеля . Блумсбери. ISBN 978-1-4088-2910-3 .
- Сайкс, Стивен (1990). Обманщики навеки: Мемуары офицера камуфляжа . Заклинание. ISBN 0-946771-54-5 .
- Веб-сайты
- Имперский военный музей (2012). «Камуфляж и война в пустыне» . Строящийся макет танка, 1942 год . Имперский военный музей . Проверено 18 октября 2012 г.
- Национальный архив (2012). «Западная Европа 1939–1945: обман и блеф» . Действительно ли британцы нанимали фокусников и шутников? WO 201/2841 . Национальный архив . Проверено 18 января 2013 г.
- Бланкс, Кеннет С. (1994). «Анализ эффективности тактического применения ложных целей» . Форт Ливенворт, Канзас: Колледж командования и генерального штаба армии США . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 7 ноября 2012 г.