Моррис С8
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2009 г. ) |
Моррис C8 Quad | |
---|---|
![]() Моррис-Коммерческий квадроцикл, передок и 25-фунтовая полевая пушка пересекают понтонный мост у Слахт-Бридж в Антриме, Северная Ирландия, 26 июня 1942 года. | |
Тип | Артиллерийский тягач |
Место происхождения | Великобритания |
История производства | |
Производитель | Моррис и другие |
№ построено | 10,000 |
Технические характеристики | |
Масса | 3,3 длинных тонны (3400 кг) |
Длина | 14 футов 8 + 3 ⁄ дюйма (4,489 м) |
Ширина | 7 футов 3 дюйма (2,21 м) |
Высота | 7 футов 5 дюймов (2,26 м) |
Экипаж | 1 + 5 пассажиров |
Броня | никто |
Двигатель | Morris EH, 4-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 3,5 л (214ci) 70 л.с. (52,2 кВт) |
Приостановка | Колесо, 4 х 4 |
Оперативный диапазон | 160 миль (257 км) |
Максимальная скорость | 50 миль в час (80 км/ч) |
Morris Commercial C8 FAT (полевой артиллерийский тягач), широко известный как Quad (Beetle-back) — артиллерийский тягач , использовавшийся Великобританией и Содружеством (включая канадские войска ) во время Второй мировой войны. [ 1 ] [ 2 ] Он использовался для буксировки орудий полевой артиллерии, таких как 25-фунтовая пушка-гаубица, и противотанковых орудий, таких как 17-фунтовая пушка .
Хотя его наклонные стороны говорят об обратном, [ 3 ] Quad не был бронирован.
Разработка
[ редактировать ]В 1937 году военное министерство определило необходимость в новом FAT для дополнения, а затем замены Light Dragon и Morris CDSW находящихся на вооружении самолетов . Была выдана спецификация на четырехколесную полноприводную машину, с лебедкой, на коротком шасси. Компания Guy Motors довольно быстро разработала свою конструкцию, используя существующие компоненты, а Моррис последовал их примеру. Это была совершенно новая, но традиционная конструкция, созданная на основе грузовика Morris CS8 GS мощностью 15 центнеров.
Он включал новый четырехцилиндровый двигатель, установленный на подрамнике, а не непосредственно на шасси. Как и у Гая, тело имело очень характерную наклонную форму в виде «спины жука». Он был цельнометаллическим и предназначался для облегчения обеззараживания от химического оружия , а также для возможности размещения платформы перемещения орудия на задней части крыши. Помимо 6 человек, он был способен нести 24 полных коробчатых выстрела 25-фунтовых боеприпасов и не менее 8 коробчатых противотанковых снарядов вместе с оборудованием машинного и артиллерийского отделения.
Первый Morris C8 Quad был поставлен в октябре 1939 года, а затем производился до 1945 года. Было два основных изменения в механической части автомобиля и два независимых изменения в кузове. Конструкция двигатель/шасси использовалась на других типах Morris, таких как грузовик C8 Morris мощностью 15 центнеров . Длиннобазный вариант использовался для производства самоходного зенитного тягача Bofors Light C9B .
История
[ редактировать ]В качестве FAT Quad служил в составе полков полевой артиллерии. В каждом полку было по 36 четверных; 24 буксировали передок и орудие, а 12 буксировали два передка.
Впервые он был выпущен в конце 1939 года и впервые использован в боевых действиях во Франции в 1940 году , буксируя 18-фунтовые , 18/25-фунтовые и 4,5-дюймовые гаубицы . Многие из них были потеряны при эвакуации Британского экспедиционного корпуса (BEF) из Франции, и в результате некоторые из них были приняты на вооружение Вермахта .
С июня 1940 г. он также использовался для буксировки 75-мм орудий, предоставленных США; их буксировали как с передками, так и без них. Впоследствии его использовали везде, где бы ни находились полки полевой артиллерии, от Исландии до Малайи, прежде всего в качестве тягача для тогда еще новой 25-фунтовой пушки. Он также использовался большинством подразделений Содружества и союзников, оснащенных 25-фунтовыми орудиями.
Это была популярная машина, хотя она была слишком мала для всего перевозимого оборудования. Он также был недостаточно мощным при буксировке и загрузке. Перемещение 9 тонн с двигателем мощностью 70 л.с. было не идеальным, а скорость в гору была не впечатляющей. Лебедку приходилось активно использовать на холмах и в грязи. В дальнейшем, когда противотанковые полки были оснащены 6-фунтовыми и 17-фунтовыми пушками, «квадроциклы» стали выпускать как тягачи. Обычно эти орудия буксировались без передков, но некоторые 17-фунтовые орудия буксировались с передками. Это могло быть сделано только для помощи тормоза передка и более плавной буксировки, поскольку боеприпасы не помещались в передок.
В конце войны Quad остался на британской службе в тех же ролях. Он видел обширные действия в Корейской войне и Малайе .
Многие из сил Содружества и союзников забрали свои квадроциклы в свои страны, и им были предоставлены еще бывшие британские для полного переоснащения. Королевская армия Нидерландов впоследствии широко использовала свою армию в Ост-Индии .
Британцы восстановили многие из своих квадроциклов в начале 1950-х годов, продлив срок их службы до 1959 года, когда последний был распродан. На смену им пришли трехтонные тракторы, созданные на базе Bedford RL и Fordson Thames E4.
Варианты
[ редактировать ]
Марк I
- Всего было выпущено 200 экземпляров в 1939 году и в самом начале 1940 года. Передний мост имел блокировку дифференциала , а сам мост устанавливался над рессорами. Автомобиль имел постоянный полный привод и шины размером 10,50×20 дюймов. Педаль акселератора располагалась по центру, а не в обычном положении крайней правой педали.
Марк II
- В 1940 и начале 1941 года было выпущено около 4000 экземпляров. Он был почти идентичен Mk I, за исключением изменения в конструкции переднего моста, в результате которого была удалена возможность блокировки дифференциала.
Марк III
- С 1941 по 1945 год выпущено около 6000 экземпляров. Передний мост устанавливался под рессорами, а полный привод можно было включать и выключать по мере необходимости. Шины имели размер 10,50×16 дюймов, а акселератор устанавливался традиционно в качестве правой педали.
Использовались три типа кузова:
- Все Mk Is и примерно первые 3000 Mk II имели кузов «жук-спина». В нем было две двери, только два маленьких окна с правой стороны и одно с левой, а также цельнометаллическая крыша с двумя вращающимися форточками.
- Более поздние Mk II и примерно первые 4000 Mk III имели более поздний тип «спинки жука» с дополнительным небольшим окном на левой передней стороне и окнами в обеих дверях. Над боевым отделением на крестообразном стальном каркасе устанавливалась брезентовая крыша, за брезентовой секцией в крыше имелись два квадратных форточки. Автомобиль также имел топливные баки большего размера и окантовку крышки заливной горловины.
- Последние Mk III 2000 года имели «кузов номер 5», который представлял собой новый дизайн квадратной формы с полным брезентовым верхом с двумя круглыми люками и четырьмя дверями с окнами.
После вывода из эксплуатации 18-фунтовых и 18/25-фунтовых орудий не было необходимости переносить поворотную платформу орудия на крышу. Кронштейны для этого были должным образом удалены и обычно заменялись каркасом, чтобы обеспечить дополнительное место для хранения комплекта.
См. также
[ редактировать ]- CMP FAT , аналогичный автомобиль от Chevrolet. Ранние модели имели очень похожую конструкцию кузова, но их можно было отличить по четырехстороннему лобовому стеклу по сравнению с пятисторонним экраном Morris Quad со срезанным верхним углом.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ История Morris C8 FAT и C8 GS на веб-сайте Army Vehicles.dk
- ^ Бэннон, Росс (20 июля 2017 г.). «Ирландский квадрат» . Ключевые военные . Ключевое издательство . Архивировано из оригинала 5 сентября 2023 года . Проверено 5 сентября 2023 г. , впервые опубликовано в Classic Military Vehicle. журнале
- ^ Танки и боевые бронированные машины: визуальная энциклопедия . Нью-Йорк: Книги Чартвелла. 2012. с. 201. ИСБН 9780785829263 . OCLC 785874088 .
Библиография
- Филип Вентэм, Дэвид Флетчер Перемещение орудий: механизация королевской артиллерии, 1854–1939 гг. , HMSO ISBN 0-11-290477-7
- Вандервин, Барт Колеса и гусеницы, номер 29 ISSN 0263-7081
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Morris C8 FAT и C8 GS на сайте Armyvehicles.dk
- Morris C8 GS 4x4 1943 года, реставрация
- https://www.morris-commercial.nl