Гай Моторс


Guy Motors Компания из Вулверхэмптона производила автомобили, грузовики, автобусы и троллейбусы . Компания была основана Сиднеем С. Гаем (1885–1971), родившимся в Кингс-Хит , Бирмингем. Компания Guy Motors работала на своем заводе в Фоллингс-Парке с 1914 по 1982 год, сыграв важную роль в развитии британской автомобильной промышленности.
История
[ редактировать ]Основание и Первая мировая война
[ редактировать ]Сидней С. Гай зарегистрировал компанию Guy Motors Limited в субботу, 30 мая 1914 года, в тот же день, когда он покинул должность менеджера по производству в компании Sunbeam в Вулвергемптоне . Завод был построен на участке в Фоллингс-Парке, Вулверхэмптон . [ 1 ] и к сентябрю 1914 года уже началось производство нового грузовика мощностью 30 центнеров . При этом использовалась гораздо более легкая форма рамы из прессованной стали, в отличие от более широко используемых в то время швеллерных рам из тяжелокатаной стали. [ 2 ] Это позволило машине преодолевать труднопроходимую местность, а построенный на основе этой конструкции 14-местный почтовый автобус использовался для пересечения Шотландского нагорья. [ 3 ]

В 1915 году компания Guy Motors перешла под контроль Министерства боеприпасов , и производство было сосредоточено на военных целях. Несмотря на ситуацию военного времени, в мае 1915 года Гай представил обновленную версию своего грузовика мощностью 30 центнеров с двигателем (изготовленным Уайтом и Поппе ) и трансмиссией, установленными на подрамнике, отдельном от основного кузова. [ 4 ] Год спустя они представили свою новую 2-тонную модель. [ 5 ] на этот раз с двигателем Tylor JB4 (тип, одобренный военным министерством и используемый на военных грузовиках компаниями Karrier и AEC). Они также производили Wasp и Dragonfly радиальные авиационные двигатели , двигатели для грузовиков Tylor и коробки передач Maudslay, а также были крупнейшим в стране производителем взрывателей глубинных бомб. [ 6 ] За свои усилия во время войны Гай получил благодарность от Уильяма Вейра , государственного секретаря по авиации. [ 3 ] Благодаря заказам министерства Гай процветал во время войны, расширил свою фабрику и стал признанным именем в британском производстве. [ 7 ]
В 1917 году Сидней Гай подал заявку на два патента, касающихся модифицированного клапанного механизма, в одном из которых описывалось, как его можно использовать в двигателе V8. [ 8 ] а в 1919 году он выпустил новую версию своего 2-тонного грузовика с двигателем, использующим этот клапанный механизм, и начал производство своего первого автомобиля, роскошного 4-литрового двигателя V8, первого британского двигателя V8 . [ 9 ] Автомобили Guy производились на отдельных заводах и в относительно небольших количествах, тогда как в 1919 году в главный завод было инвестировано 70 000 фунтов стерлингов с целью увеличения производства до 40–50 2-тонных грузовиков в неделю. [ 10 ]
1920-е годы
[ редактировать ]Guy Motors была одной из первых компаний, вернувшихся к производству коммерческих автомобилей после войны, и в марте 1920 года они расширяли здания и заводы на своем участке площадью 60 акров и получили заказы на 2,5 миллиона фунтов стерлингов. [ 11 ] Однако послевоенный период оказался трудным для автомобильной промышленности, поскольку военные контракты были расторгнуты, а военная техника, больше не требующаяся для эксплуатации, продавалась на рынок по низким ценам. К 4-литровому 8-цилиндровому автомобилю "Open Tourer" Гая в 1921 году присоединилась меньшая модель "Guy Saloon Car" с четырехцилиндровым двигателем объемом 2465 куб.см и мощностью 16,9 л.с. В 1924 году последовала более дешевая модель - 1954 куб.см 13/36 с двигателем Coventry Climax . Существует некоторая неопределенность относительно количества выпущенных этих автомобилей, но общепризнано, что оно исчислялось сотнями, а не тысячами.
Основным коммерческим интересом Guy Motors было производство коммерческих шасси и двигателей, готовых к установке различных кузовов. Он был доступен с разной колесной базой и использовался как для грузовиков, так и для автобусов, и при этом для установки двигателя и трансмиссии по-прежнему использовался отдельный подрамник, как это было разработано во время Первой мировой войны. На коммерческой выставке в Олимпии в октябре 1920 года были показаны два экземпляра: один имел одноэтажный кузов Mulliner на 28 мест, другой - с более короткой колесной базой, но в остальном идентичным шасси и двигателем, с кузовом самосвального фургона грузоподъемностью 2,5 тонны. [ 12 ]
В 1924 году компания приняла слоган «Перья в нашей кепке», что привело к добавлению на их автомобили талисмана коренных американцев. В 1924 году Гай также выпустил первое в мире шасси с опущенной рамой для легковых автомобилей (тип B). Эта конструкция позволяла пассажирам садиться в автобусы за один шаг и стала чрезвычайно популярной: Гай получил заказ на 170 машин только из Рио-де-Жанейро. [ 7 ]
Рост населения в городах и поселках означал необходимость в автобусах большей вместимости, что побудило Гая разработать 6-колесную версию шасси с опущенной рамой, что позволило представить первые 6-колесные двухэтажные автобусы и 6-колесные троллейбусы в 1926. [ 9 ] Оуэн Сильверс, генеральный менеджер Wolverhampton Corporation , подтолкнул Гаяса к разработке трехосного автобуса и принял поставку первого серийного автомобиля. Затем он убедил Гаяса поработать с У.А. Стивенсом, который разработал автобус Tilling-Stevens бензино-электрический , которых было несколько в Вулверхэмптоне, и с Rees Roturbo Co Ltd, которая также базировалась в Вулверхэмптоне, над проектированием троллейбуса. Ребята модифицировали свое трехосное шасси, установив в передней части шасси один электродвигатель Rees-Stevens мощностью 60 л.с. (45 кВт). Рис Ротурбо разработал систему рекуперативного управления. Первый автомобиль BTX с открытой задней лестницей был испытан в системе Вулвергемптона в декабре 1926 года, и Сильверс разместил заказ еще на 58 автомобилей с закрытыми лестницами. Компания Hastings Tramway Co заказала 50 одноэтажных троллейбусов BTX и восемь двухэтажных троллейбусов с открытым верхом, а компания Rotherham заказала пять. [ 13 ] Двухэтажные автобусы и троллейбусы Guy оказались популярными: парк двухэтажных автобусов был продан Лондонской общественной омнибусной компании и экспортировался по всему миру. [ 9 ] Экспорт служил основным источником дохода для Гая: продажи в Южную Африку, Пакистан, Индию и Нидерланды, их бронетехника оказалась особенно популярной для преодоления труднопроходимой местности: в 1928 году индийскому правительству было поставлено 100 машин. [ 9 ]

, своего коллегу-производителя из Вулверхэмптона В 1928 году Гай взял под свой контроль компанию Star Motor Company , продажи которой падали на протяжении десятилетия, в попытке расширить производство роскошных автомобилей. При Гае компания Star Motors переехала на новый завод в Бушбери , а ассортимент автомобилей был сужен, чтобы предотвратить конкуренцию самой себе. Несмотря на это, Star продолжала бороться, и каждая проданная машина несла убытки. [ 3 ] Крах на Уолл-стрит оказал разрушительное воздействие на промышленность, а последующая рецессия означала, что Гай больше не мог позволить себе оборудовать завод Star в Бушбери, и в 1932 году эта компания вступила в процедуру конкурсного управления . [ 14 ]
Несмотря на хорошие результаты на протяжении десятилетия, к концу 1920-х годов Гай столкнулся с неопределенным будущим из-за дорогостоящего поглощения Star и краха на Уолл-стрит, в результате которого цены на акции упали с одного фунта до одного шиллинга (5 пенсов). [ 3 ]
1930-е годы
[ редактировать ]Гай смог пережить депрессию благодаря приказам военного министерства и воспользовавшись Законом о дорожном движении 1930 года, который поощрял разработку более легких транспортных средств. [ 15 ] В 1930 году они выпустили двухосную версию троллейбуса БТХ, известную как модель БТ, которая была доступна с двухэтажным кузовом длиной 26 футов (7,9 м) или одноэтажным кузовом длиной 27 футов (8,2 м). а также произвело шасси длиной 23 фута (7,0 м) для экспорта в Дели. [ 16 ] В 1933 году было выпущено шасси арабского автобуса, предназначенное для использования с дизельными двигателями, которое стало основой успеха Гая на следующие двадцать лет.

С середины 1930-х годов компания стала все активнее участвовать в британской программе перевооружения, разрабатывая и производя военную технику. В 1935 году Гай представил свой новый четырехколесный броневик Ant на военные испытания, где он настолько впечатлил, что правительство заказало 150 экземпляров. [ 9 ] После этого успеха Гай начал концентрироваться исключительно на производстве военной техники, а к 1938 году Гай полагался исключительно на государственные контракты и прекратил гражданское производство. За это время Гай спроектировал новый броневик Quad Ant , который был сварен, а не склепан . В первоначальном официальном контракте указано, что он должен быть спроектирован как клепаное транспортное средство, но Гай предложил сварку как более подходящую и эффективную. С этой целью они разработали необходимые технологии, в том числе вращающиеся приспособления, что означало, что корпуса и башни можно было производить быстрее и дешевле. [ 17 ] [ а ] Эта новая разработка сделала бронетехнику намного безопаснее и, как сообщается, в конечном итоге сэкономила британскому правительству 100 миллионов фунтов стерлингов , что принесло Гаю благодарность Королевской комиссии. [ 3 ] Однако поначалу технические советники правительства скептически относились к тому, что сварка броневых листов с использованием этих методов будет экономичной, поэтому Гай предложил сварить первую заказанную партию, а в случае неудачи покрыть затраты. Транспортные средства были сварены, и при проверке британской армией сварка оказалась очень хорошей. [ 18 ] Со временем он получил дальнейшее развитие и стал широко использоваться в бронетехнике союзников, например, в более поздних моделях танков «Черчилль» и «Шерман» . К началу Великой Отечественной войны «Гайс» построил в общей сложности 376 троллейбусных шасси, но затем производство было приостановлено до 1947 года. [ 16 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Бронемашины Гая использовались на протяжении всей войны, приняв заметное участие при эвакуации Дюнкерка и в кампании в Северной Африке. [ 3 ] Хотя производство Ant и Quad Ant было перенесено в Карриер , завод по-прежнему участвовал в военных действиях, производя зенитные орудия.

Производство легковых и коммерческих автомобилей в Великобритании практически прекратилось во время войны, а автобусы изнашивались, повреждались и разрушались. Министерство военного транспорта было вынуждено наладить производство автобусов/троллейбусов для обслуживания населения. Компания обратилась к Гаю с просьбой произвести первый из более чем 2000 двухэтажных автобусов Guy, которые поступили в эксплуатацию в период с 1942 по 1945 год. [ 1 ] Министерство военного снабжения приказало Гаю изготовить шасси, подходящее для двухэтажных автобусов, поскольку Блиц привел к нехватке автобусов. В 1942 году Гай выпустил двухэтажный автобус Arab I, а затем и Arab II общего назначения, основанный на оригинальной конструкции 1933 года, но с рамой, идентичной форме Leyland Titan TD8 . Детали, первоначально изготовленные из алюминия, и другие детали, необходимые для военных действий, были заменены сталью и железом. Он сразу же завоевал успех благодаря своей прочности, надежности и низким эксплуатационным расходам. [ 19 ] Вклад компании в военные действия сделал ее ведущим поставщиком для правительства и означал финансовую стабильность в послевоенные годы.
Послевоенные годы
[ редактировать ]После войны Гай вернулся к гражданскому производству, при этом производство автобусов оставалось основой производства и сохраняло сильный упор на экспортные продажи на основные рынки, включая Южную Африку, Пакистан и Нидерланды. [ 1 ] В 1947 году Гай получил заказы на 70 30-футовых (9,1 м) BTX из Белфаста , которые были оснащены электрооборудованием GEC, и 50 моделей BT 26-футовых (7,9 м) для Вулверхэмптона, на которых было установлено электрооборудование BTH. К тому времени Гай построил 496 шасси троллейбуса. [ 16 ] но в 1948 году они приобрели Sunbeam Commercial Vehicles Limited, и с тех пор все производимые троллейбусы (за исключением некоторых британских операторов, имеющих значки Karrier) носили название Sunbeam. Троллейбусы продолжали хорошо продаваться, а Sunbeam стал самой популярной моделью в Южной Африке. [ 3 ]
В 1950 году компания Guy Motors подписала соглашение с Mahindra & Mahindra из Мумбаи , Индия, многонациональным производителем автомобилей, о сборе своих автомобилей в Индии, а также о представлении Guy Motors по всей Индии, а также о совместном использовании рабочей силы между двумя компаниями. [ 20 ]

Троллейбусы Sunbeam были построены на заводе Sunbeam в Мурфилдсе, что позволило Гаю сконцентрироваться на производстве автобусов и грузовиков на заводе в Фоллингс-Парке, но в 1953 году они завершили строительство новых сборочных цехов рядом со своими существующими заводами, и завод Мурфилдс был закрыт, и началось производство троллейбусов. переезд в Фоллингс-Парк. [ 21 ] Гай продолжал обновлять свои старые модели, представив в 1950 году новую версию шасси Otter для 30-местных автомобилей, и 84 из них были заказаны компанией London Transport . К 1954 году пассажирские автомобили Guy эксплуатировались 150 компаниями в Великобритании и в 26 странах мира. В 1954 году компания разработала первое двухосное двухэтажное троллейбусное шасси длиной 30 футов (9,1 м) Sunbeam F4A, вмещающее 68 пассажиров. [ 19 ]
В 1957 году Сидни Гай ушел на пенсию после 43 лет работы в компании. [ 22 ] Гай продолжал разрабатывать новые и очень успешные модели шасси, представляя обновленные версии моделей Otter и Warrior, а также высокопроизводительное шасси Victory. Однако опрометчивое решение заняться продажами в Южной Африке собственными силами, которое предполагало аренду транспортных средств, а не прямую продажу, оказалось крайне тяжелым бременем для финансов компании, поскольку было много невыполненных контрактов. Это, в сочетании с их новым двухэтажным шасси Wulfrunian, нанесло бы серьезный ущерб будущему Гая. Выпущенный в 1958 году, Wulfrunian включал в себя множество инноваций в своей конструкции, но, что особенно важно, ему не хватало тщательного тестирования, необходимого перед его продажей, в результате чего он не смог обеспечить надежность, на которой Гай построил свое имя. [ 23 ]
Упадок компании
[ редактировать ]
Хотя производились новые модели, такие как Warrior Mark II, и несмотря на то, что их грузовое подразделение работало хорошо, к 1960 году Гай столкнулся с, казалось бы, непреодолимыми финансовыми проблемами. [ 24 ] Провал Wulfrunian стал коммерческой катастрофой, и операция в Южной Африке приносила им 300 000 фунтов стерлингов в год. [ 7 ]
К 1961 году у Гая не было другого выбора, кроме как вступить в должность конкурсного управляющего. Сэр Уильям Лайонс , управляющий директор Jaguar , приобрел компанию за 800 000 фунтов стерлингов, передав ее активы новой компании Guy Motors (Europe) Limited, которая оставила все обязательства ныне несуществующей Guy Motors Limited, название которой в конечном итоге вернулось к «Гай Моторс (Европа) Лимитед». Guy Motors Ltd» в 1966 году. [ 1 ] Jaguar немедленно приступил к рационализации , сократив как количество сотрудников, так и номенклатуру выпускаемых автомобилей. [ 24 ]
Гай продолжал добиваться успеха на протяжении 1960-х годов, разработав трамбус Victory и серию грузовиков Big J. Big J был разработан на основе нового высокооборотного двигателя Cummins V6-200, соединенного с 12-ступенчатой коробкой передач с делителем, и предназначался для эксплуатации на автомагистралях. [ 25 ] Из-за недостатков надежности и плохой топливной экономичности двигателя Cummins V6-200 вскоре его заменили двигателями других производителей. Например, AEC AV505, Leyland O.401, Gardner 6LXB, Cummins NH180/NTK265 и Rolls-Royce Eagle 220/265 были популярным выбором в зависимости от полной массы автомобиля. Редукторы были поставлены компаниями AEC, David Brown и Fuller. Задние оси можно было выбрать из предложений ENV и Kirkstall Forge. Перестановка комплектаций была настолько велика, что конфигурация каждого автомобиля записывалась в «Лист сборки», который в эпоху до Интернета рассылался с завода дилерам Гая для записи каждого автомобиля, который может потребовать внимания в его мастерской. Отличительная неоткидывающаяся кабина была разработана компанией Motor Panels .
Однако серия слияний материнской компании поставила их в опасную ситуацию. [ 26 ] В 1966 году Jaguar объединился с British Motor Corporation и образовал British Motor Holdings. Затем в 1968 году эта компания объединилась с Leyland и образовала British Leyland Motor Corporation . Leyland прекратила производство автобусов под маркой Guy в 1972 году, хотя версии Guy Victory под маркой Leyland производились в Вулвергемптоне и Лейланде до 1986 года. Несмотря на слияния, британская автомобильная промышленность продолжала иметь в целом тенденцию к снижению, и British Leyland искала, где это могло бы сэкономить. [ 27 ]
Guy Motors смогла отложить закрытие, отчасти благодаря успеху своей линейки Big J, поскольку это была одна из немногих компаний, принадлежащих British Leyland, работающих с прибылью. Тем не менее, в 1981 году Лейланд принял спорное решение закрыть завод в Фоллингс-Парке в рамках кампании по рационализации, и в августе 1982 года двери закрылись, потеряв 740 рабочих мест. [ 9 ] 5 октября фабрику разобрали, а ее содержимое продали с аукциона. Закрытие Guy Motors оказало разрушительное воздействие на соседние с заводом районы, включая Хит-Таун и Лоу-Хилл, где жили многие работники компании, что способствовало росту и без того высокой безработицы в этих районах.
Продукты
[ редактировать ]Автомобили
[ редактировать ]- 20 л.с. 1919–1923 гг.
- 16,9 л.с. 1922–1924 гг.
- 13/36 1924–1925
Автобусы/троллейбусы
[ редактировать ]
- Серия Б (включая 2-осные и 3-осные троллейбусы БТ)
- Серия С
- Arab Mk I/II/III/IV/V
- Арабский УФ/ЛУФ
- Волк
- Виксен [ 28 ]
- Воин Трамбус
- Вульфруниан
- Победа
- Sunbeam/Karrier S7/S7A - 3-осные двухэтажные троллейбусы длиной 30 футов (9,1 м) и 33 фута (10 м). [ 29 ]
- Sunbeam/Karrier F4/ F4A – двухосные двухэтажные троллейбусы длиной 26 футов (7,9 м), 27 футов (8,2 м) и 30 футов (9,1 м). [ 29 ]
- Sunbeam MF2B - шасси троллейбуса различной длины, до 36 футов (11 м), предназначенное для экспорта, но некоторые из них поставляются в Борнмут и Халл. [ 29 ]
Грузовики/другое
[ редактировать ]
- Бронеавтомобиль
- Ящерица — бронированная командирская машина
- FBAX — Грузовик 3/5 тонны 6 x 4, общее обслуживание, прожектор, оборудование, беспроводная связь, аварийный портал, вышка.
- Ant — грузовик мощностью 15 центнеров 4 x 2, общего обслуживания (GS) и беспроводной связи (домового типа)
- Quad-Ant - грузовик 4 × 4 полевой артиллерийский тягач (FAT) и GS мощностью 15 центнеров
- Волк
- Виксен
- Воин (1956)
- Непобедимый
- Большой Джей (1964–78)
- Выдра
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Компания Landsverk еще в 1920-х годах успешно применила технологию сварки броневых листов в своих танках и других транспортных средствах. Однако он не получил широкого распространения, отчасти из-за стоимости.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Великие люди группы [BMH]: Даймлер и Гай». Автокар . Том. 127 № 3730. 10 августа 1967. С. 73–74.
- ^ «История компании Guy Motors Ltd, Вулверхэмптон» . Клуб любителей Ягуара. Архивировано из оригинала 25 июня 2009 года . Проверено 1 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г История и наследие Вулверхэмптона, "Guy Motors". Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine , проверено 16 августа 2012 года.
- ^ Новый британский производитель, Commercial Motor, 27 мая 1915 г., стр. 248-251.
- ^ Полностьюбританский 2-тонный коммерческий автомобиль, 25 мая 1916 г., стр. 256-258.
- ^ Брю, Алек (1998). Аэродвигатели Sunbeam . Эйрлайф. ISBN 1-84037-023-8 .
- ^ Jump up to: а б с Броуч, Стюарт Фергюс, Ханней, Р.Н., «80 лет Guy Motors: автомобили, грузовики и автобусы (британское наследие автобусов и грузовиков)», Venture Publications Limited. (1994), ISBN 1-898432-16-3
- ^ GB 115132 , Сидней Слейтер Гай, «Усовершенствования в двигателях внутреннего сгорания V-образного типа», опубликовано 2 мая 1918 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гай, Энтони Э., Иллюстрированная история грузовиков и автобусов Гая Издательская группа Haynes, ISBN 0-85429-719-7
- ↑ Wheels of Industry, Commercial Motor, 25 ноября 1919 г., стр. 330.
- ^ Процветающее британское автомобильное предприятие, рекламодатель Стаффордшира, 6 марта 1920 г., стр. 3
- ↑ Британские автомобили на Олимпии, The Commercial Motor, 12 октября 1920 г., стр. 263.
- ^ Ламб, Джефф (1995). Британские троллейбусы 1911–1972 гг . Ян Аллан. п. 74. ИСБН 978-0-7110-2347-5 .
- ^ «Звездные автомобили» . История и наследие Вулверхэмптона. Архивировано из оригинала 16 сентября 2011 года . Проверено 16 августа 2012 г.
- ↑ Берк, Рой, «Некоторые размышления о Законе о дорожном движении 1930 года на практике» , опубликовано в марте 2012 г., проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Ламб 1995 , с. 74.
- ^ Уайт, БТ (1972). Бронированные автомобили — Daimler, Guy, Daimler, Humber, AEC AFV, профиль № 21 . Великобритания: Profile Publishing, Виндзор.
- ^ «В 1930-е годы» . Веб-сайт истории и наследия Вулверхэмптона . Проверено 14 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Петти, Джаспер, «Парни в автобусах в камере», опубликовано Ian Allan Ltd., ISBN 0-7110-08841
- ^ «Ребята будут построены в Индии | 6 января 1950 года | Архив коммерческих автомобилей» . archive.commercialmotor.com . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Ламб 1995 , стр. 74, 76.
- ^ «Некролог: Сидни Гай». Мотор . 9 октября 1971 г. с. 57.
- ↑ Кокс, Роджер Кокс, «West Riding Guy Wulfrunians» , опубликовано в июле 2011 г., проверено в августе 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Хэнней, Р.Н., «Гай Моторс и Вульфруниан», опубликовано The Transport Publishing Company, ISBN 0-903839-261
- ^ «Гай Моторс, Большой Джей и Лейланд» . Клуб любителей Ягуара. Архивировано из оригинала 25 июня 2009 года . Проверено 1 декабря 2008 г.
- ↑ Уилер, Брайан, «Политика производства автомобилей» , опубликовано 7 апреля 2005 г., проверено 16 августа 2012 г.
- ↑ Адамс, Кейт, «Майкл Эдвардс прибывает» , опубликовано 25 августа 2011 г., проверено 16 августа 2012 г.
- ^ «Провинциальный автобус Guy Special 1953 года – GS34» . Лондонский автобусный музей . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Ламб 1995 , с. 114.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Несуществующие производители автобусов Соединенного Королевства
- Несуществующие производители грузовиков Соединенного Королевства
- Несуществующие производители автомобилей в Англии
- Бывшие оборонные компании Соединенного Королевства
- Производители троллейбусов
- Производственные компании в Вулвергемптоне
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1914 году.
- Компании по производству автомобилей прекратили свое существование в 1982 году.
- 1914 заведения в Англии
- Закрытие 1982 года в Англии
- Британский Лейланд
- Британские компании, основанные в 1914 году.
- Соединенное Королевство в Первой мировой войне
- Соединенное Королевство во Второй мировой войне
- Производители электромобилей Соединенного Королевства
- Британские компании прекратили свое существование в 1982 году.