Jump to content

Операция Титаник

Операция Титаник
Часть операции «Телохранитель».
Карта Европы с отмеченными второстепенными планами операции «Телохранитель».
Морские дезинформации в день Д составили часть операции «Телохранитель».
Объем деятельности Тактический обман
Расположение
Английский канал
Планируется 1944
Запланировано Лондонский диспетчерский отдел , Операции (Б) , Экспедиционные ВВС союзников
Цель Нацистская Германия Нацистская Германия
Дата 5–6 июня 1944 г.
Исполнил  Великобритания :
№ 138-й эскадрильи RAF
№ 161-й эскадрильи RAF
№ 90-я эскадрилья RAF
№ 149-й эскадрильи RAF
Специальная воздушная служба
Исход Успех союзников
Потери 2 Коротких Стирлинга из 149-й эскадрильи и их экипажи
8 человек специальной воздушной службы убиты или казнены

Операция «Титаник» — серия военных махинаций, осуществленных союзными странами во время Второй мировой войны . Они составляли часть тактического элемента операции «Телохранитель» , плана прикрытия высадки в Нормандии . «Титаник» был осуществлен 5–6 июня 1944 года (в ночь вторжения) Королевскими ВВС и Специальной воздушной службой . Его цель состояла в том, чтобы сбросить сотни манекенов-парашютистов , создателей шума и небольшого количества солдат спецназа в местах, удаленных от реальных зон высадки в Нормандии . Он надеялся обмануть немецких защитников, заставив их поверить в то, что высадились крупные силы, отводя войска от плацдармов и других стратегических объектов.

«Титаник» взяли на вооружение четыре эскадрильи 3-й группы RAF (эскадрилии специального назначения) вместе с отрядами 2-го полка САС. Он сопровождал другие тактические обманы, включая операции «Глиммер» и «Налоговые сборы» , а также широкомасштабный радиолокационный обман. В целом результаты «Титаника» в целом были достигнуты. Перехваты немецких сообщений показывают, что по крайней мере некоторые из высадок считались реальными и посеяли некоторую путаницу в начале вторжения в Нормандию.

Операция «Титаник» являлась частью операции «Телохранитель», широкой стратегической военной дезинформации , призванной сбить с толку высшее командование Оси относительно намерений союзников во время подготовки к высадке в Нормандии . [1] Самая сложная часть «Телохранителя» включала широкомасштабный стратегический обман, организованный Лондонским контрольным отделом (LCS) на юге Англии под названием «Фортитьюд Юг» . [2] С помощью оборудования-приманки, радиопередач и двойных агентов операция «Фортитьюд Юг» попыталась увеличить численность союзных сил в Англии и создать угрозу для Па-де-Кале (а не Нормандии, реальной цели операции «Оверлорд »). [3]

По мере приближения дня «Д» специалисты по планированию союзников перешли к тактическим махинациям (примерно под эгидой «Стойкости»), чтобы помочь скрыть продвижение реальных сил вторжения. Военно -морские дезинформации в день «Д» (Taxable и Glimmer) были запланированы накануне высадки в Нормандии, чтобы создать угрозу региону Па-де-Кале. [4] «Титаник» был задуман как дополнение к этим обманам, а также для того, чтобы создать общее замешательство для обороняющихся сил утром в день «Д». Идея возникла из плана, представленного Дэвидом Стрейнджуэйсом (руководителем подразделения тактической дезинформации 21-й группы армий ), который, в свою очередь, был переписанным планом Верховного штаба союзных экспедиционных сил (SHAEF) Операций (B) . [5]

В операции использовалось несколько методов физического и звукового обмана, разработанных в начале войны. [6] Главным физическим обманом были манекены-парашюты под кодовым названием Paragons или Saints. По сути, это были набитые мешковины (мешковины) в форме человека с простым парашютом. Они были эффективны в воздухе при слабом освещении или в его отсутствие, но на земле их было легко определить как уловку. Дуглас Фэрбенкс-младший представил идею манекенов, которые самоуничтожаются, чтобы попытаться продлить обман как можно дольше. Питер Флеминг , брат автора Бонда Яна Флеминга, который руководил операциями по обману в Азии, добавил новшество «Шилохвостики». Они были предназначены для приземления вертикально на землю и запуска осветительных ракет для имитации действий командиров. [7] Помимо манекенов, «Титаник» использовал различные звуковые обманы, чтобы сохранить обман на земле. Союзники разработали несколько систем генерации электронного шума, включая британскую «Поплин» и американскую «Нагреватель». Эти технологии, в которых использовался либо звук, записанный на кинопленку , либо магнитный провод , впервые были использованы во время кампании в Северной Африке. На «Титанике» к манекенам были прикреплены записи войск и вооружения вместе с американской акустической системой, получившей прозвище «Горелка Бунзена». [6] Наряду с этими более продвинутыми технологиями мошенники также использовали более простую физическую генерацию звука. Для имитации реалистичной стрельбы были включены полосы хлопушек и шумовых бомб. В целом это может создать эффект перестрелки войск, продолжающейся до шести часов, при этом каждый самолет может сбросить материал, достаточный для имитации группы размером со взвод. [6]

Операция

[ редактировать ]
Карта Северной Франции около 1944 года.
Карта района операции «Титаник» Приморская Сена на востоке, Манш на западе и Кан в центре.

«Титаник» был разделен на четыре операции (с I по IV), состоящие из различных комбинаций манекенов-парашютистов, создателей шума, соломы (под кодовым названием «Окно») и персонала SAS. К каждому манекену были прикреплены шумогенераторы под кодовым названием Pintails, имитирующие стрельбу из винтовки. У них также было при себе небольшое взрывное устройство, предназначенное для уничтожения манекена и создания видимости десантника, сжигающего свой парашют. [2] [5] Высадку осуществили четыре эскадрильи 3-й группы RAF (эскадрилии специального назначения). № 138 и № 161 , летающие на «Хэндли Пейдж Галифакс» и «Локхид Хадсон» , а также № 90 и № 149 , летающие на «Шорт Стирлингс» .

Холстовая фигура с белым парашютом перед схемами справа и футляром для медали.
Британский манекен парашюта теперь выставлен в музее артиллерийской батареи Мервилля во Франции.

MRD Foot , офицеру разведки бригады SAS , было приказано организовать контингент спецназа. Сначала он обратился к командиру 1-го полка САС подполковнику Пэдди Мейну , который отказался принимать участие в разведывательной операции, имея неудачный опыт реализации планов дезинформации в Северной Африке. Однако подполковника Брайана Фрэнкса из 2-го полка САС убедили принять участие в операции. [8] 2-й полк SAS предоставил двенадцать человек под командованием капитана Фредерика Джеймса Фаулза (Чик) и лейтенанта Нормана Гарри Пула. После приземления эти группы должны были обнаружить и открыть огонь по немецким войскам, позволив некоторым сбежать в надежде, что они сообщат о сбросе парашютов. [9] Чтобы обмануть немцев, заставив их думать, что происходит крупное десантирование с парашютом, команды SAS проигрывали 30-минутные заранее записанные звуки криков людей и огня из оружия, включая минометы . [9]

Всего в рамках операции планировалось сбросить около четырехсот манекенов. «Титаник I» моделировал высадку воздушно-десантной дивизии к северу от реки Сены в районе Ивето , Йервиля , Дудевиля в районе Приморья Сены и Фовиля в регионе Эр . [9] Эти цели соответствовали фальшивой посадке, смоделированной в рамках операции «Налоговая военно-морская дезинформация». [10] Всего на эти четыре цели были сброшены с парашютом двести манекенов и две команды SAS. «Титаник-2» должен был сбросить пятьдесят манекенов к востоку от реки Дайвс, чтобы перетянуть немецкие резервы на эту сторону реки, подальше от места фактической высадки в день «Д». Однако незадолго до 6 июня этот сегмент операции был отменен из-за слишком большого объема воздушного движения, чтобы вместить его. [9] [10] Еще пятьдесят манекенов были сброшены, как «Титаник III», в районе Кальвадоса недалеко от Мальто и в лесах к северу от Барон-сюр-Одон, чтобы отвлечь немецкие резервы к западу от Кана . Наконец, «Титаник IV» включал в себя двести манекенов, сброшенных возле Мариньи в Манше , так же как и в случае с «Титаником I» целью было имитировать высадку воздушно-десантной дивизии. [9] Две группы SAS также были высажены возле Сен-Ло . Эта группа под командованием капитана Фаулза и лейтенанта Пула приземлилась в 00:20 6 июня 1944 года, на 10 минут раньше запланированного срока. [11]

Миссия прошла по плану. Единственными потерянными самолетами были два «Шорт Стирлинга» и их экипажи из 149-й эскадрильи, участвовавшие в «Титанике-3». Восемь человек из САС не вернулись; все они были либо убиты в бою, либо казнены немцами в концентрационном лагере Берген-Бельзен . [9] [12] [13]

Кажется, что большинство целей «Титаника» были достигнуты. В 02:00 6 июня 1944 года немецкие части сообщили о высадке парашютистов восточнее Кана, в районах Кутанс , Валонь и Сен-Ло и услышали шум двигателей кораблей в море. В ответ командиры приказали 7-й армии повысить уровень своей готовности и ожидать вторжения, но генерал Ханс Шпайдель снизил уровень боевой готовности, когда стало известно, что обнаружены только манекены парашютистов. [14] Однако генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт приказал 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» разобраться с предполагаемой высадкой парашюта на побережье недалеко от Лизье, которая, как выяснилось, состояла исключительно из манекенов с Титаника III. [14] Манекены и команды SAS с «Титаника IV» отвлекли боевую группу из 915-го гренадерского полка, резерва 352-й пехотной дивизии от пляжей Омаха и Голд и зон высадки 101-й воздушно-десантной дивизии . [11] Полк, полагая, что высадилась воздушно-десантная дивизия, был занят поисками в лесу, а не направлялся к пляжам вторжения. [10] Перехваты «Энигмы» в районе Титаника I показали, что немецкий командующий докладывал о крупной высадке на побережье от Гавра (значительно к северу от пляжей, где высадились) и что он был отрезан ими. [14] Комбинация «Таксэбл» и «Титаник I», похоже, была интерпретирована немецким командованием так, как предполагалось, и в сообщениях указывалось, что они считали, что корабль потерпел поражение и повернулся назад. [10]

  1. ^ Латимер 2001, стр. 218–232
  2. ^ Jump up to: а б Барбье 2007, стр. 41
  3. ^ Барбье 2007, стр. 62
  4. ^ Латимер (2001), стр. 232–234.
  5. ^ Jump up to: а б Холт (2004), стр. 577–579.
  6. ^ Jump up to: а б с Холт (2004), стр. 87–88.
  7. ^ Холт (2004), стр. 82
  8. ^ Левин (2011), стр. 271-273.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж Барбье 2007, стр. 112
  10. ^ Jump up to: а б с д Холт (2004), стр. 578
  11. ^ Jump up to: а б Рэмси, стр.253
  12. ^ Годсон и Виртц, стр.110.
  13. ^ Фут 1994 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Барбье 2007, стр. 113

Библиография

[ редактировать ]
  • Барбье, Мэри (2007). Обман в день Д: операция «Фортитьюд» и вторжение в Нормандию . Издательская группа Гринвуд. ISBN  978-0-2759-9479-2 .
  • Фут, MRD (12 мая 1994 г.). «Почему мы помним тот июньский день» . Независимый . Лондон.
  • Годсон, Рой; Виртц, Джеймс Дж (2003). Стратегическое отрицание и обман: вызов XXI века . Издатели транзакций. ISBN  0-7658-0898-6 .
  • Холт, Таддеус (2004). Обманщики: военный обман союзников во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Скрибнер . ISBN  0-7432-5042-7 .
  • Латимер, Джон (2001). Обман на войне . Нью-Йорк: Нью-Йорк: Overlook Press. ISBN  978-1-58567-381-0 .
  • Левин, Джошуа (2011). Операция «Фортитьюд»: правдивая история ключевой шпионской операции Второй мировой войны, которая спасла день «Д» . Лондон: Коллинз. ISBN  9780007313532 .
  • Рэмси, Уинстон Дж. (1995). День Д тогда и сейчас, Том 1 . Битва за Британию Prints International. ISBN  0-900913-84-3 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 346f71a0f5f6c1b7e93df46f7b9180d7__1721318100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/d7/346f71a0f5f6c1b7e93df46f7b9180d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Titanic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)