Операция Титаник
Операция Титаник | |
---|---|
Часть операции «Телохранитель». | |
![]() Морские дезинформации в день Д составили часть операции «Телохранитель». | |
Объем деятельности | Тактический обман |
Расположение | Английский канал |
Планируется | 1944 |
Запланировано | Лондонский диспетчерский отдел , Операции (Б) , Экспедиционные ВВС союзников |
Цель | ![]() |
Дата | 5–6 июня 1944 г. |
Исполнил | ![]() № 138-й эскадрильи RAF № 161-й эскадрильи RAF № 90-я эскадрилья RAF № 149-й эскадрильи RAF Специальная воздушная служба |
Исход | Успех союзников |
Потери | 2 Коротких Стирлинга из 149-й эскадрильи и их экипажи 8 человек специальной воздушной службы убиты или казнены |
Операция «Титаник» — серия военных махинаций, осуществленных союзными странами во время Второй мировой войны . Они составляли часть тактического элемента операции «Телохранитель» , плана прикрытия высадки в Нормандии . «Титаник» был осуществлен 5–6 июня 1944 года (в ночь вторжения) Королевскими ВВС и Специальной воздушной службой . Его цель состояла в том, чтобы сбросить сотни манекенов-парашютистов , создателей шума и небольшого количества солдат спецназа в местах, удаленных от реальных зон высадки в Нормандии . Он надеялся обмануть немецких защитников, заставив их поверить в то, что высадились крупные силы, отводя войска от плацдармов и других стратегических объектов.
«Титаник» взяли на вооружение четыре эскадрильи 3-й группы RAF (эскадрилии специального назначения) вместе с отрядами 2-го полка САС. Он сопровождал другие тактические обманы, включая операции «Глиммер» и «Налоговые сборы» , а также широкомасштабный радиолокационный обман. В целом результаты «Титаника» в целом были достигнуты. Перехваты немецких сообщений показывают, что по крайней мере некоторые из высадок считались реальными и посеяли некоторую путаницу в начале вторжения в Нормандию.
Фон
[ редактировать ]Операция «Титаник» являлась частью операции «Телохранитель», широкой стратегической военной дезинформации , призванной сбить с толку высшее командование Оси относительно намерений союзников во время подготовки к высадке в Нормандии . [1] Самая сложная часть «Телохранителя» включала широкомасштабный стратегический обман, организованный Лондонским контрольным отделом (LCS) на юге Англии под названием «Фортитьюд Юг» . [2] С помощью оборудования-приманки, радиопередач и двойных агентов операция «Фортитьюд Юг» попыталась увеличить численность союзных сил в Англии и создать угрозу для Па-де-Кале (а не Нормандии, реальной цели операции «Оверлорд »). [3]
По мере приближения дня «Д» специалисты по планированию союзников перешли к тактическим махинациям (примерно под эгидой «Стойкости»), чтобы помочь скрыть продвижение реальных сил вторжения. Военно -морские дезинформации в день «Д» (Taxable и Glimmer) были запланированы накануне высадки в Нормандии, чтобы создать угрозу региону Па-де-Кале. [4] «Титаник» был задуман как дополнение к этим обманам, а также для того, чтобы создать общее замешательство для обороняющихся сил утром в день «Д». Идея возникла из плана, представленного Дэвидом Стрейнджуэйсом (руководителем подразделения тактической дезинформации 21-й группы армий ), который, в свою очередь, был переписанным планом Верховного штаба союзных экспедиционных сил (SHAEF) Операций (B) . [5]
В операции использовалось несколько методов физического и звукового обмана, разработанных в начале войны. [6] Главным физическим обманом были манекены-парашюты под кодовым названием Paragons или Saints. По сути, это были набитые мешковины (мешковины) в форме человека с простым парашютом. Они были эффективны в воздухе при слабом освещении или в его отсутствие, но на земле их было легко определить как уловку. Дуглас Фэрбенкс-младший представил идею манекенов, которые самоуничтожаются, чтобы попытаться продлить обман как можно дольше. Питер Флеминг , брат автора Бонда Яна Флеминга, который руководил операциями по обману в Азии, добавил новшество «Шилохвостики». Они были предназначены для приземления вертикально на землю и запуска осветительных ракет для имитации действий командиров. [7] Помимо манекенов, «Титаник» использовал различные звуковые обманы, чтобы сохранить обман на земле. Союзники разработали несколько систем генерации электронного шума, включая британскую «Поплин» и американскую «Нагреватель». Эти технологии, в которых использовался либо звук, записанный на кинопленку , либо магнитный провод , впервые были использованы во время кампании в Северной Африке. На «Титанике» к манекенам были прикреплены записи войск и вооружения вместе с американской акустической системой, получившей прозвище «Горелка Бунзена». [6] Наряду с этими более продвинутыми технологиями мошенники также использовали более простую физическую генерацию звука. Для имитации реалистичной стрельбы были включены полосы хлопушек и шумовых бомб. В целом это может создать эффект перестрелки войск, продолжающейся до шести часов, при этом каждый самолет может сбросить материал, достаточный для имитации группы размером со взвод. [6]
Операция
[ редактировать ]
«Титаник» был разделен на четыре операции (с I по IV), состоящие из различных комбинаций манекенов-парашютистов, создателей шума, соломы (под кодовым названием «Окно») и персонала SAS. К каждому манекену были прикреплены шумогенераторы под кодовым названием Pintails, имитирующие стрельбу из винтовки. У них также было при себе небольшое взрывное устройство, предназначенное для уничтожения манекена и создания видимости десантника, сжигающего свой парашют. [2] [5] Высадку осуществили четыре эскадрильи 3-й группы RAF (эскадрилии специального назначения). № 138 и № 161 , летающие на «Хэндли Пейдж Галифакс» и «Локхид Хадсон» , а также № 90 и № 149 , летающие на «Шорт Стирлингс» .

MRD Foot , офицеру разведки бригады SAS , было приказано организовать контингент спецназа. Сначала он обратился к командиру 1-го полка САС подполковнику Пэдди Мейну , который отказался принимать участие в разведывательной операции, имея неудачный опыт реализации планов дезинформации в Северной Африке. Однако подполковника Брайана Фрэнкса из 2-го полка САС убедили принять участие в операции. [8] 2-й полк SAS предоставил двенадцать человек под командованием капитана Фредерика Джеймса Фаулза (Чик) и лейтенанта Нормана Гарри Пула. После приземления эти группы должны были обнаружить и открыть огонь по немецким войскам, позволив некоторым сбежать в надежде, что они сообщат о сбросе парашютов. [9] Чтобы обмануть немцев, заставив их думать, что происходит крупное десантирование с парашютом, команды SAS проигрывали 30-минутные заранее записанные звуки криков людей и огня из оружия, включая минометы . [9]
Всего в рамках операции планировалось сбросить около четырехсот манекенов. «Титаник I» моделировал высадку воздушно-десантной дивизии к северу от реки Сены в районе Ивето , Йервиля , Дудевиля в районе Приморья Сены и Фовиля в регионе Эр . [9] Эти цели соответствовали фальшивой посадке, смоделированной в рамках операции «Налоговая военно-морская дезинформация». [10] Всего на эти четыре цели были сброшены с парашютом двести манекенов и две команды SAS. «Титаник-2» должен был сбросить пятьдесят манекенов к востоку от реки Дайвс, чтобы перетянуть немецкие резервы на эту сторону реки, подальше от места фактической высадки в день «Д». Однако незадолго до 6 июня этот сегмент операции был отменен из-за слишком большого объема воздушного движения, чтобы вместить его. [9] [10] Еще пятьдесят манекенов были сброшены, как «Титаник III», в районе Кальвадоса недалеко от Мальто и в лесах к северу от Барон-сюр-Одон, чтобы отвлечь немецкие резервы к западу от Кана . Наконец, «Титаник IV» включал в себя двести манекенов, сброшенных возле Мариньи в Манше , так же как и в случае с «Титаником I» целью было имитировать высадку воздушно-десантной дивизии. [9] Две группы SAS также были высажены возле Сен-Ло . Эта группа под командованием капитана Фаулза и лейтенанта Пула приземлилась в 00:20 6 июня 1944 года, на 10 минут раньше запланированного срока. [11]
Миссия прошла по плану. Единственными потерянными самолетами были два «Шорт Стирлинга» и их экипажи из 149-й эскадрильи, участвовавшие в «Титанике-3». Восемь человек из САС не вернулись; все они были либо убиты в бою, либо казнены немцами в концентрационном лагере Берген-Бельзен . [9] [12] [13]
Влияние
[ редактировать ]Кажется, что большинство целей «Титаника» были достигнуты. В 02:00 6 июня 1944 года немецкие части сообщили о высадке парашютистов восточнее Кана, в районах Кутанс , Валонь и Сен-Ло и услышали шум двигателей кораблей в море. В ответ командиры приказали 7-й армии повысить уровень своей готовности и ожидать вторжения, но генерал Ханс Шпайдель снизил уровень боевой готовности, когда стало известно, что обнаружены только манекены парашютистов. [14] Однако генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт приказал 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» разобраться с предполагаемой высадкой парашюта на побережье недалеко от Лизье, которая, как выяснилось, состояла исключительно из манекенов с Титаника III. [14] Манекены и команды SAS с «Титаника IV» отвлекли боевую группу из 915-го гренадерского полка, резерва 352-й пехотной дивизии от пляжей Омаха и Голд и зон высадки 101-й воздушно-десантной дивизии . [11] Полк, полагая, что высадилась воздушно-десантная дивизия, был занят поисками в лесу, а не направлялся к пляжам вторжения. [10] Перехваты «Энигмы» в районе Титаника I показали, что немецкий командующий докладывал о крупной высадке на побережье от Гавра (значительно к северу от пляжей, где высадились) и что он был отрезан ими. [14] Комбинация «Таксэбл» и «Титаник I», похоже, была интерпретирована немецким командованием так, как предполагалось, и в сообщениях указывалось, что они считали, что корабль потерпел поражение и повернулся назад. [10]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Латимер 2001, стр. 218–232
- ^ Jump up to: а б Барбье 2007, стр. 41
- ^ Барбье 2007, стр. 62
- ^ Латимер (2001), стр. 232–234.
- ^ Jump up to: а б Холт (2004), стр. 577–579.
- ^ Jump up to: а б с Холт (2004), стр. 87–88.
- ^ Холт (2004), стр. 82
- ^ Левин (2011), стр. 271-273.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Барбье 2007, стр. 112
- ^ Jump up to: а б с д Холт (2004), стр. 578
- ^ Jump up to: а б Рэмси, стр.253
- ^ Годсон и Виртц, стр.110.
- ^ Фут 1994 г.
- ^ Jump up to: а б с Барбье 2007, стр. 113
Библиография
[ редактировать ]- Барбье, Мэри (2007). Обман в день Д: операция «Фортитьюд» и вторжение в Нормандию . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-2759-9479-2 .
- Фут, MRD (12 мая 1994 г.). «Почему мы помним тот июньский день» . Независимый . Лондон.
- Годсон, Рой; Виртц, Джеймс Дж (2003). Стратегическое отрицание и обман: вызов XXI века . Издатели транзакций. ISBN 0-7658-0898-6 .
- Холт, Таддеус (2004). Обманщики: военный обман союзников во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Скрибнер . ISBN 0-7432-5042-7 .
- Латимер, Джон (2001). Обман на войне . Нью-Йорк: Нью-Йорк: Overlook Press. ISBN 978-1-58567-381-0 .
- Левин, Джошуа (2011). Операция «Фортитьюд»: правдивая история ключевой шпионской операции Второй мировой войны, которая спасла день «Д» . Лондон: Коллинз. ISBN 9780007313532 .
- Рэмси, Уинстон Дж. (1995). День Д тогда и сейчас, Том 1 . Битва за Британию Prints International. ISBN 0-900913-84-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Хронология дня Д» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 25 июля 2010 г.