Золотой пляж
Золотой пляж | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть высадки в Нормандии | |||||||
![]() Бойцы коммандос № 47 высадились на Голде возле Ла-Ривьера. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | |||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
1000–1100 (350 убитых) | Неизвестный |
Золото , широко известное как Золотой пляж , было кодовым названием одного из пяти районов вторжения союзников в оккупированную немцами Францию во время высадки в Нормандии 6 июня 1944 года во время Второй мировой войны . Золото, центральная из пяти областей, располагалось между Порт-ан-Бессеном на западе и Лье-дит- ла-Ривьер в Вер-сюр-Мер на востоке. Высокие скалы на западном конце зоны означали, что высадка произошла на равнинном участке между Ле-Амелем и Ла-Ривьером, в секторах под кодовыми названиями Джиг и Кинг. За взятие золота должна была отвечать британская армия с морским транспортом, разминированием и военно-морскими бомбардировочными силами, предоставленными Королевским флотом, а также элементами голландского , польского и других военно-морских сил союзников.
Задачи в Голде заключались в том, чтобы захватить плацдарм , двинуться на запад, чтобы захватить Арроманш и установить контакт с американскими войсками в Омахе , захватить Байе и небольшой порт в Порт-ан-Бессене, а также соединиться с канадскими войсками в Юноне до восток. Силы, атакующие Голд, столкнулись с частями немецкой 352-й пехотной дивизии и немецкой 716-й пехотной дивизии . В непосредственной близости находились около 2000 человек. Модернизация укреплений вдоль побережья Нормандии проводилась под руководством генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля , начиная с октября 1943 года.
В день «Д» в Голде морская бомбардировка началась в 05:30, а высадка морского десанта началась в 07:25. Сильный ветер усложнил условия для десантных кораблей, и танки-амфибии DD были выпущены близко к берегу или прямо на пляж, а не дальше, как планировалось. Три из четырех орудий крупной огневой позиции батареи Лонг-сюр-Мер были выведены из строя прямыми попаданиями крейсеров «Аякс» и «Аргонавт» в 06:20. Четвертое орудие возобновило прерывистую стрельбу во второй половине дня, и 7 июня его гарнизон сдался. Атакам с воздуха не удалось поразить опорный пункт Ле-Амель, амбразура которого была обращена на восток, чтобы обеспечить анфиладный огонь вдоль пляжа, и имела толстую бетонную стену со стороны моря. Его 75-мм орудие продолжало наносить урон до 16:00, когда танк Armored Vehicle Royal Engineers (AVRE) выпустил большую петарду в его задний вход. Вторая казематная огневая точка в Ла-Ривьере с 88-мм пушкой была нейтрализована танком в 07:30.
Тем временем пехота начала зачищать сильно укрепленные дома вдоль берега и продвигаться к целям дальше вглубь страны. Британские коммандос № 47 (Королевская морская пехота) продвинулись к Порт-ан-Бессену и захватили его 7 июня в битве при Порт-ан-Бессене . На западном фланге 1-й батальон Хэмпширского полка захватил Арроманш (будущее место одной из искусственных гаваней Малберри ), а 69-я пехотная бригада на восточном фланге вступила в контакт с канадскими войсками у Юноны. Ротный сержант-майор Стэнли Холлис получил единственный Крест Виктории , награжденный в день «Д» за свои действия при атаке двух дотов на батарее Мон-Флёри. Из-за упорного сопротивления немецкой 352-й пехотной дивизии Байе был взят только на следующий день. Потери британцев в Голде оцениваются в 1000–1100 человек. Потери немцев неизвестны.
Фон
[ редактировать ]Операция Оверлорд
[ редактировать ]
После того, как немцы вторглись в Советский Союз в июне 1941 года, советский лидер Иосиф Сталин начал настаивать на создании второго фронта в Западной Европе. [1] Решение предпринять вторжение в континентальную Европу через Ла-Манш в течение следующего года было принято на конференции «Трайдент» , состоявшейся в Вашингтоне в мае 1943 года. [2] Первоначально союзники планировали начать вторжение 1 мая 1944 года, и проект плана был принят на Квебекской конференции в августе 1943 года. [3] [4] Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр был назначен командующим Верховным штабом союзных экспедиционных сил (SHAEF). [4] Генерал Бернард Монтгомери был назначен командующим 21-й группой армий , в которую входили все сухопутные войска, участвовавшие во вторжении. [5]
31 декабря 1943 года Эйзенхауэр и Монтгомери впервые ознакомились с планом, который предполагал высадку десанта тремя дивизиями и двумя третями воздушно-десантной дивизии. [6] Два генерала немедленно настояли на том, чтобы масштаб первоначального вторжения был увеличен до пяти дивизий с высадкой в воздух трех дивизий, чтобы обеспечить возможность проведения операций на более широком фронте. [7] Это изменение увеличило фронт вторжения вдвое с 25 миль (40 км) до 50 миль (80 км). Это позволит ускорить выгрузку людей и техники , затруднит немцам ответные действия и ускорит захват порта Шербур . [8] Необходимость приобретения или производства дополнительных десантных кораблей и авианосцев для расширенной операции означала, что вторжение пришлось отложить до июня. [9]
Американцы, которым было поручено высадиться в Юте и Омахе , должны были отрезать полуостров Котантен и захватить портовые сооружения в Шербуре. Британцы в «Мече и Золоте» и канадцы в Юноне должны были захватить Кан и сформировать линию фронта от Комон-л'Эвенте к юго-востоку от Кана, чтобы защитить американский фланг, одновременно создав аэродромы возле Кана. Владение Каном и его окрестностями могло бы стать подходящим плацдармом для наступления на юг с целью захвата города Фалез . Будет установлен безопасный лагерь и предпринята попытка удержать всю территорию к северу от линии Авранш — Фалез в течение первых трех недель. Армии союзников затем повернут влево, чтобы продвинуться к реке Сена . [10] [11] [12] Монтгомери предполагал, что битва продлится девяносто дней и завершится, когда все силы достигнут Сены. [13]
Союзное планирование
[ редактировать ]Первоначально в качестве возможных мест вторжения были выбраны семнадцать секторов вдоль береговой линии Нормандии, и каждому было присвоено кодовое название, взятое из одного из орфографических алфавитов того времени. Побережье было разделено между Эйблом, к западу от Омахи, и Роджером на восточном фланге зоны вторжения. Еще восемь секторов были добавлены, когда запланированное вторжение было расширено и включило Юту. Каждый сектор был разделен на пляжи, обозначенные зеленым, красным и белым цветами. Золото имело в виду не конкретный пляж, а зону приземления. [14] Он был ограничен Порт-ан-Бессеном на западе и Ла-Ривьером на востоке и включал Арроманш , место расположения одной из искусственных гаваней Малберри , которые должны были быть построены вскоре после вторжения. Высокие скалы на западном конце зоны означали, что высадка будет произведена на ровном пляже между Ле-Амелем и Ла-Ривьером, в секторах под кодовыми названиями Джиг и Кинг. [15] Территория сразу за пляжем была болотистой, с открытой местностью и бокажем (небольшими полями, окруженными живой изгородью и насыпями) дальше вглубь страны. [16] Дороги вели на юг через Анель и Вер-сюр-Мер . [17] Местность на юго-востоке поднималась до хребта у Мёвена , где в день «Д» располагались пулемётные гнезда немецкого 726-го полка. [18]
( Экспедиционные ВВС союзников С апреля 1944 года до начала вторжения AEAF) совершили более 3200 самолето-вылетов по фоторазведке. Фотографии береговой линии были сделаны на чрезвычайно малой высоте, чтобы показать захватчикам местность, препятствия на пляже и оборонительные сооружения, такие как бункеры и огневые точки. Внутренняя местность, мосты, огневые позиции и здания также фотографировались, во многих случаях с нескольких ракурсов, чтобы дать союзникам как можно больше информации. [19] Члены лоцманских групп объединенных операций тайно готовили подробные карты гавани, включая измерения глубины . [20] В Голде водолазы обнаружили, что берег между Анеллем и Ла-Ривьером мягкий и не может выдержать вес танков. Двенадцать королевских инженеров по бронетехнике (AVRE) были оснащены катушками, чтобы решить эту проблему, наложив рулон мата на мягкую поверхность. Затем материал оставят на месте, чтобы создать путь для более традиционных танков. [21] [22]

Голд был приписан к -лейтенанта Джерарда Бакнелла генерал британскому XXX корпусу , а 50-я (Нортумбрийская) пехотная дивизия , которой командовал генерал-майор Дуглас Грэм , была выделена в качестве штурмовой дивизии. [23] 50-я дивизия была очень опытной и уже участвовала в боях во Франции, Северной Африке и Сицилии. [24] Мужчины прошли обширную подготовку по высадке десанта, включая учения «Фабиус» — крупные учения на острове Хейлинг в мае 1944 года. [25] Бригады по сносу зданий, отвечающие за устранение подводных пляжных препятствий, прошли обучение в плавательных бассейнах в Соединенном Королевстве. [21] Брифинги проводились с использованием подробных карт, на которых использовались вымышленные топонимы, и большинство мужчин не узнали своего пункта назначения, пока они уже не были на пути в Нормандию. [26] Высадке десанта должна была предшествовать обширная воздушная бомбардировка, а также бомбардировка с моря со стороны бомбардировочной группы «К» , оперативной группы из восемнадцати кораблей, в основном крейсеров и эсминцев. [27] [28] В 07:20 должны были прибыть десантные танки 8-й танковой бригады , в 07:25 — пехота. [29] 231- й пехотной бригаде было поручено высадиться в Джиге, а 69-й пехотной бригаде — в Кинге. 231-я дивизия должна была направиться на запад, чтобы захватить Арроманш и установить контакт с американскими войсками в Омахе, а 69-я дивизия должна была двинуться на восток и соединиться с канадскими войсками в Юноне. [30] 47- му полку Королевской морской пехоты было поручено высадиться в Голде, проникнуть вглубь страны и захватить небольшой порт Порт-ан-Бессен со стороны суши. [15]
Прибыв второй волной на Джиг, 56-я пехотная бригада должна была захватить Байе и близлежащий хребет, перерезав тем самым шоссе N13 между Каном и Байе, чтобы затруднить немцам передвижение подкреплений. Второй волне на Кинге, 151-й пехотной бригаде , было поручено захватить Канскую дорогу и железную дорогу, а также занять позиции на возвышенности между реками Ор и Сеуль. [31] [32] В число других сил, участвовавших в высадке, входили артиллерийские полки, войска связи и инженерные части. [33]
немецкая оборона
[ редактировать ]
В конце 1943 года Гитлер назначил фельдмаршала Эрвина Роммеля ответственным за улучшение береговой обороны вдоль Атлантического вала в ожидании вторжения союзников, которое, как ожидается, произойдет где-то в 1944 году. [34] Роммель считал, что побережье Нормандии может стать возможной точкой высадки вторжения, поэтому приказал построить вдоль этого берега обширные оборонительные сооружения. [35] В непосредственной близости от Голда, между Ле-Амелем и Ла-Ривьером, были построены семь оборонительных опорных пунктов, рассчитанных на 50 человек каждый. Две крупные бетонированные артиллерийские позиции береговой артиллерии (батарея из четырех 122-мм орудий в Мон-Флёри и батарея Лонг-сюр-Мер с четырьмя 150-мм орудиями) были завершены ко дню Д лишь частично. [36] Роммель приказал разместить на берегу деревянные колья, металлические треножники, мины и большие противотанковые заграждения, чтобы задержать подход десантных кораблей и затруднить движение танков. [37] Ожидая, что союзники высадятся во время прилива, чтобы пехота проводила меньше времени на пляже, он приказал разместить многие из этих препятствий на отметке прилива. [38] Переплетения колючей проволоки, мины-ловушки и разрушение наземного покрова делали подход опасным для пехоты. [39]
Гитлер поручил Роммелю командовать вновь сформированной группой армий «Б», в которую входили 7-я армия , 15-я армия и силы, охранявшие Нидерланды. Резервы этой группы включали 2-ю , 21-ю и 116-ю танковые дивизии. [40] [41] Понимая, что превосходство союзников в воздухе затруднит, если не сделает невозможным, переброску резервов на позиции после начала вторжения, Роммель решил сосредоточить оборону вдоль побережья. [42] 716- я пехотная дивизия , дислоцированная в этом районе с марта 1942 года, была значительно недостаточно укомплектована и насчитывала всего 6000 человек. [43] Это подразделение получило подкрепление, и некоторых пожилых людей заменили более молодые солдаты. Его также дополнили несколько батальонов Оструппенов (восточных солдат), призванных на военную службу советских военнопленных. [44] 352- я пехотная дивизия , полная численность которой составляла около 12 000 человек, была переброшена в этот район Роммелем 15 марта и усилена двумя дополнительными полками. [45] Около 2000 человек из двух пехотных дивизий дислоцировались в прибрежной зоне между Арроманшем и Анеллем. [46]
Боевой порядок
[ редактировать ]Британские войска
[ редактировать ]
- 50-я (Нортумбрийская) пехотная дивизия под командованием генерал-майора Дугласа Грэма. [23] [47] [48] [49]
- 69-я пехотная бригада под командованием бригадного генерала FYC Нокса.
- 5-й батальон Восточно-Йоркширского полка
- 6-й батальон Грин Ховардс
- 7-й батальон Грин Ховардс
- 151-я пехотная бригада под командованием бригадного генерала Р. Х. Старшего.
- -й батальон 6 Даремской легкой пехоты
- 8-й батальон Даремской легкой пехоты
- 9-й батальон Даремской легкой пехоты
- 231-я пехотная бригада под командованием бригадного генерала AGB Станье.
- 1-й батальон Дорсетширского полка
- 1-й батальон Хэмпширского полка
- 2-й батальон Девонширского полка

- Дивизионные войска
- -й разведывательный полк 61 Королевского бронетанкового корпуса (RAC) (2 эскадрильи)
- 2-й батальон Чеширского полка (пулеметы и тяжелые минометы)
- 357-я, 358-я и 465-я батареи 90-го полевого полка ( Королевской артиллерии РА) (самоходные)
- 99-я и 288-я батареи 102-го (Нортумберлендский гусарский) противотанковый полк, РА
- 82-я батарея 25-го легкого зенитного полка РА
- 233-я (Нортумбрийская) полевая рота , Королевские инженеры (RE)
- 295-я полевая рота, РЭ
- 505-я полевая рота, РЭ
- 235-я (Нортумбрийская) рота полевого парка, RE (бульдозеры)
- 50-я дивизия связи , Королевский корпус связи
- 149-я, 186-я и 200-я полевые машины скорой помощи, Медицинский корпус Королевской армии (RAMC)
- 22-я секция полевой гигиены, RAMC
- 50-я дивизионная рота проректора Королевской военной полиции (RMP)
- Порядки прикреплены к фазе штурма
- Части 79-й танковой дивизии
- Вестминстерские драгуны ( цеповые танки )
- 141-й Королевский танковый полк ( Баффы ) ( Черчилль Крокодилы ) (2 отряда)
- 81-я и 82-я штурмовые эскадрильи, 6-й штурмовой полк, RE ( AVRE )
- 56-я пехотная бригада под командованием бригадного генерала Э. К. Пеппера.
- 2-й батальон Эссексского полка
- 2-й батальон Глостерширского полка
- 2-й батальон пограничников Южного Уэльса
- 8-я танковая бригада под командованием бригадного генерала Х.Дж.Б. Каркрофта.
- 76-я зенитная бригада под командованием бригадного генерала Э.Р. Бенсона.
- 113-й тяжелый зенитный полк, РА (только штаб)
- 320-я батарея 93-го легкого зенитного полка РА
- 394-я и 395-я батареи, 120-й легкий зенитный полк, РА
- 152-й зенитно-оперативный зал, РА
- Отряд, 356-я (отдельная) прожекторная батарея, РА
- Дополнительные подразделения прикреплены к фазе штурма
- Полк связи штаба , РАК («Фантом»)
- 341-я, 342-я и 462-я батареи, 86-й (Восточно-Английский) (Хертфордширский йоменри) полевой полк, РА (самоходный)
- 413-я, 431-я и 511-я батареи, 147-й (Эссексский йоменский) полевой полк, РА (самоходный)
- 198-я и 234-я батареи, 73-й противотанковый полк, РА
- 662- я эскадрилья воздушного наблюдательного пункта , РА (наземный экипаж только одного полета)
- 73-я полевая рота, RE
- 280-я полевая рота, RE
- 203-я полевая машина скорой помощи, RAMC
- 168-я легкая полевая машина скорой помощи, RAMC
- 1-й полк бронетанковой поддержки Королевской морской пехоты
- № 47 (Королевская морская пехота) Коммандос
- 8 войск штаба RE ( подразделения распределены между пляжными группами )
- 1043 Портовая операционная группа RE ( другие подразделения распределены между пляжными группами )
- 953-я компания внутреннего водного транспорта
- 4 пляжная эскадрилья RAF ( подразделения распределены между пляжными группами )
- 980-я эскадрилья пляжных шаров RAF ( подразделения распределены между пляжными группами )
- №9 Beach Group (Королевский пляж)
- Пляжный сигнальный участок B10
- Пляжные коммандос «J», «G» и «T»
- 2-й батальон Хартфордширского полка
- 69-я, 89-я и 183-я полевые роты, RE
- 74-я секция механического оборудования, РЭ
- 1043-я портовая операционная компания, РЭ
- 961-я компания внутреннего водного транспорта, RE
- Секции 21-го магазина, RE
- 305-я генеральная транспортная рота Службы Королевской армии (RASC)
- 2-е депо выдачи деталей, RASC
- 247-я нефтяная компания, РАСК
- 3-й и 10-й пункты оказания медицинской помощи раненым, RAMC
- 3-й, 32-й и 35-й полевые перевязочные пункты, RAMC
- Полевое отделение переливания крови №№ 24 и 30, RAMC
- 7-й и 36-й артиллерийские пляжные отряды Артиллерийского корпуса Королевской армии (RAOC)
- 24-я секция восстановления пляжа, Королевские инженеры-электрики и механики (REME)
- 243-я рота проректора, РМП
- 75-я, 208-я и 209-я (пионерские) роты, пионерский корпус
- 107-й пляжный рейс Королевских ВВС
- 54-й полет на пляжном шаре RAF
- Пляжная группа №10 (Джиг-Бич)
- Секция пляжного сигнала B7
- Пляжный коммандос 'Q'
- 6-й батальон пограничного полка
- 90-я полевая рота, РЭ
- 23-я секция магазинов, RE
- 51-я секция механического оборудования, РЭ
- 23-я портовая операционная компания, RE
- 536-я и 705-я компании общего транспорта, RASC
- 5-е депо выпуска деталей, RASC
- 244-я нефтяная компания, РАСК
- 25-й и 31-й полевые перевязочные пункты, RAMC
- Полевое отделение переливания крови №№ 24 и 30, RAMC
- 23-я и 1035-я портовые операционные компании, RAMC
- 12-й артиллерийский пляжный отряд, RAOC
- 25-я секция восстановления пляжа, REME
- 243-я рота проректора, РМП
- 75-я, 112-я, 120-я, 173-я и 243-я (пионерские) роты, пионерский корпус
- 108-й пляжный рейс RAF
- 55-й полет на пляжном шаре RAF
- 36 Бич Брик (в резерве)
- 18-й батальон Даремской легкой пехоты
- 503-я полевая рота РЭ
- Штаб 100-го полка ХАА РА
- 305-я батарея ХАА РА
- 328-я батарея ЛАА РА
- Отряды от RE, REME, RAMC, RMP, RAMC и RAF
- Отделения полевой хирургической службы №№ 41, 42, 47 и 48, RAMC
- Подробности о 22-м и 23-м портах, RAMC
- Мастерская XXX корпуса, REME (2 составных мастерских и 1 секция легкого восстановления)
Немецкие войска
[ редактировать ]С июня 1942 года 716-я пехотная дивизия прикрывала сектор Гранкамп, который простирался от основания полуострова Котантен до реки Орн недалеко от Кана, на расстояние 77 километров (48 миль). [52] Когда 15 марта прибыла 352-я пехотная дивизия, сектор Гранкамп был разделен на сектор Байе (от Карантана до Аннеля) и сектор Кан (от Аннеля до Орна). Большая часть 716-й пехотной дивизии осталась на своих местах, и поэтому оборона в секторе Кан (место высадки золота) не была существенно усилена. [53]
- пехотная дивизия 352- я генерал-лейтенанта Дитриха Крайсса. [54]
- 716-я статическая пехотная дивизия Вильгельма генерал-лейтенанта Рихтера [52]
- 726-й пехотный полк: два батальона в Ле-Амеле и его окрестностях. Бойцы 441-го батальона «Ост» разместили гарнизон береговой обороны. Один батальон был размещен недалеко от Крепона в качестве резерва. [57]
- 736-й пехотный полк: прикрывал Юнону, Меч и самую восточную часть Голда. [57]
- 1716-й артиллерийский полк: мобильные и казематные батареи к востоку и западу от Крепона. [58]
Лендинги
[ редактировать ]
Бомбардировка Нормандии началась около полуночи, когда более 2200 британских и американских бомбардировщиков атаковали цели вдоль побережья и дальше вглубь страны. [38] В Голде морская бомбардировка бомбардировочной группы K началась в 05:30, в это время первые волны пехоты загружались в свои десантные корабли (LCA) и направлялись к пляжу. [59] Немецкие оборонительные позиции были атакованы средними и тяжелыми бомбардировщиками, а также самоходными орудиями на борту десантных кораблей. [60] [61] Результаты были хорошими у батареи Мон-Флери и у Лонга, где в 07:00 «Аякс» и «Аргонавт» вывели из строя три из четырех орудий. Четвертое орудие возобновило спорадическую стрельбу во второй половине дня, и на следующий день гарнизон сдался. [62] Две сильно каземированные артиллерийские огневые точки (88-мм орудие в Ла-Ривьере с видом на Кинга и 75-мм орудие в Ле-Амеле с видом на Джиг) были лишь слегка повреждены, поскольку они были сильно укреплены бетоном, особенно со стороны моря. с широкой дистанции . На этих позициях были амбразуры, которые позволяли вести анфиладный огонь по пляжу [63] Четыре других немецких опорных пункта в непосредственной близости также были незначительно повреждены, и в течение дня их пришлось атаковать индивидуально. [64]
Королевский сектор
[ редактировать ]Час «Ч» для высадки в Голде был назначен на 07:25 в секторе Кинг (на 50 минут позже, чем при высадке американцев, из-за разницы в приливе). [65] Первой волной на Кинге были 5-я Восточно-Йоркширская и 6-я Грин-Ховарды 69-й бригады, которым помогали плавающие танки DD 4/7-го драгунского гвардейского полка. [66] [67] Седьмой Зелёный Ховардс приземлился в 08:20. [68] Первоначальный план предусматривал запуск 38 танков DD из танков десантных кораблей (LCT) на расстоянии примерно 5000 ярдов (4600 м). Из-за чрезвычайно неспокойного моря танки решили направить прямо на пляж. [67] Пехота, инженеры и танки ДД прибыли почти одновременно. [66] Высадившиеся на пляж части сразу же попали под обстрел казематной 88-мм пушки у Ла-Ривьера, и пехота была вынуждена укрыться за волноломом. Пушку вынули, когда цепной танк Вестминстерских драгун выпустил заряд прямо в ее отверстие. [69] 5-й полк Восточного Йоркшира при поддержке нескольких танков провел остаток утра, очищая сильно укрепленные дома Ла-Ривьера, потеряв 90 человек, включая шесть офицеров. [70] [71]

Специализированная бронетехника, прибывшая в первую волну, включала AVRE, минные цепы и бронированные бульдозеры . [72] Расчистка дорог от пляжа оказалась трудной, поскольку танки застревали в грязи или подрывались на минах. Одинокий минный цеповой танк наконец расчистил путь от пляжа к батарее Мон-Флёри и Вер-сюр-Мер. [73] Этот маршрут использовали «Зеленые Ховарды» и танки 4/7-го драгунского гвардейского полка, которые сломили оставшееся сопротивление у батареи Мон-Флёри. Рота B двинулась дальше, чтобы атаковать позиции траншей и пулеметные точки на хребте Мёвен, а рота C двинулась на запад от Вер-сюр-Мера, чтобы помочь прикрыть штурм Крепона , где дороги вели к важным целям Байе и Кан. 7-й полк зеленых говардов атаковал артиллерийскую батарею в Вер-сюр-Мер, где взял в плен 50 человек. [74] Цветной сержант-майор Стэнли Холлис заслужил единственный Крест Виктории , врученный за действия в день «Д». По пути к батарее Мон-Флери Холлис попал под пулеметный огонь во время исследования дота, поэтому он выстрелил в вход из своего пистолета Стен и сбросил гранату через крышу, убив большинство пассажиров. Он очистил близлежащую траншею от вражеских солдат, после чего обитатели второго дота сдались. [75] Позже в тот же день он спас жизни троим мужчинам во время попытки вывести из строя установку полевой артиллерии на ферме недалеко от Крепона. [76]
56-я пехотная бригада, запланированная к высадке в 11:00 на Джиге, была перенаправлена на Кинг, поскольку артиллерийская батарея в Ле-Амеле все еще работала. Они двинулись к своей цели — Байе. [77] 151-я бригада прибыла в то же время и, встретив ожесточенное сопротивление, достигла своей цели по контролю над автомобильной и железной дорогой между Байе и Каном. [78] 56-я бригада продвигалась медленно, и ей пришлось закрепиться на ночь на некотором расстоянии от Байе. [79] 69-я бригада обеспечила восточный фланг и к ночи вступила в контакт с канадскими войсками на Юноне. [79]
Джиг-сектор
[ редактировать ]
У Джига первая волна пехоты (1-й Дорсетширский и 1-й Хэмпширский полки 231-й пехотной бригады) прибыла в 07:25 и сразу же попала под обстрел из казематной 75-мм пушки у Ле-Амеля. Из-за навигационных ошибок и сильного течения обе группы высадились на берег значительно восточнее намеченной точки высадки. Танк DD и танки Royal Marine Centaur , которые должны были прибыть до высадки, были задержаны из-за волнения на море и прибыли только в 08:00. Многие танки застряли на берегу или были подбиты огнем противника. [81] Прилив наступил быстрее, чем ожидалось, прежде чем многие пляжные препятствия и мины были разминированы, в результате чего некоторые десантные суда были повреждены. [82] Две роты 1-го Хэмпширского полка высадились очень близко к опорному пункту в Ле-Амеле, и им пришлось сражаться вглубь страны, преодолевая вражеские гарнизоны, чтобы уйти с пляжа. [83] Попытки обойти Ле-Амель с фланга были затруднены из-за окружающих пулеметных установок, мин и колючей проволоки. [83] Части 1-го Хэмпширского полка захватили немецкий опорный пункт WN-36 на восточной окраине деревни Аннеллес. [84] Когда они повернули на запад, чтобы двигаться вдоль пляжа к своей основной цели в Ле-Амеле, они попали под шквальный огонь и были вынуждены отразить атаку. [85] Майор Уоррен, командующий после ранения командира подполковника Нельсона Смита, решил, что войскам придется обойти круг и атаковать огневую позицию с тыла, и этот процесс занял несколько часов. [86] Войска начали добиваться определенных успехов около 15:00 с прибытием танка AVRE 82-й штурмовой эскадрильи. Танк выпустил две петарды по санаторию, где находилась большая часть защитников. [87] Немецкие солдаты бежали в укрепленные дома в Ле-Амеле и Анеле и были уничтожены в боях по домам. Мало кто сдался. Окончательно 75-мм орудие замолчало в 16:00, когда танк AVRE выпустил крупный петардный заряд в задний вход каземата. [88] Рота C/A, 1-й Хэмпширский полк и танк AVRE двинулись на запад вдоль пляжа и уничтожили опорный пункт WN-38 на Ла-Фонтен-Сент-Ком, взяв 20 пленных. Еще дальше на запад рота D захватила опорный пункт WN-39 на радиолокационной станции Арроманш, взяв в плен еще 30 защитников. [89]
2-й «Девонс» прибыл в 08:15, когда пляж все еще находился под сильным обстрелом. Одна рота осталась, чтобы помочь в штурме Ле-Амель, а остальные двинулись, чтобы захватить деревню Райс по обе стороны дороги на Байе. [90] Райс был схвачен около 16:30. [91] 1-й Дорсетский полк атаковал немецкую позицию на пляже в Ла-Кабан-де-Дуан и направился вглубь страны, поворачивая на запад к возвышенности к югу от Арроманша. [92] Они очистили позиции противника в Ле-Бюло и Пюи-д'Эрод и поздно утром прибыли в пункт назначения. [90] Вместе с частями 1-го Хэмпширского полка и под прикрытием огня с закрытых позиций военно-морских сил в открытом море они взяли Арроманш ближе к вечеру. [62]

47-й коммандос
[ редактировать ]47-му коммандос Королевской морской пехоты было поручено захватить небольшую гавань в Порт-ан-Бессене , на границе с Омахой, примерно в 7 милях (11 км) к западу от Арроманша и в 8 милях (13 км) от точки высадки в Джиге. Командир подполковник К. Ф. Филлипс решил атаковать с юга, поскольку со стороны моря позиция была хорошо защищена. В состав отряда численностью 420 человек входили пять отрядов по 63 человека, минометно-пулеметный взвод, транспортная группа с четырьмя гусеничными машинами и штабная группа. План состоял в том, чтобы приземлиться в Голде в 09:25, собраться в Ла-Розьере и двинуться по пересеченной местности к хребту (обозначенному как точка 72) к югу от Порт-ан-Бессен, прибыв около 13:00. Здесь они вызовут огонь с закрытых позиций с кораблей поддержки в море, а затем двинутся, чтобы захватить город. [93]
В условиях волнения на море и под огнем противника в 09:50 коммандос начали высадку в Джиге, на некотором расстоянии к востоку от предполагаемой позиции. Пять из их LCA были потоплены береговыми препятствиями или огнем противника, в результате чего погибло 76 человек. Премьер-министр-майор Доннелл временно взял на себя командование, пока Филлипс и некоторые другие, которые отделились от подразделения, не присоединились к группе в 14:00 на дороге Мёвен-Ле-Карфур. Коммандос понесли дополнительные потери в нескольких стычках, в том числе у Ла-Розьера на пути к точке 72. Они прибыли туда только в 22:30, слишком поздно для начала атаки, поэтому окопались на ночь. Город и порт были захвачены в битве при Порт-ан-Бессене 7–8 июня 1944 года. [94] [90]
Немецкий ответ
[ редактировать ]
Поскольку метеорологический центр Люфтваффе в Париже предсказал две недели штормовой погоды, некоторые командиры Вермахта находились вдали от фронта, посещая военные игры в Ренне , а многим солдатам был предоставлен отпуск. [95] В день «Д» Роммель был в Германии на дне рождения своей жены и на встрече с Гитлером, чтобы попытаться получить больше танков . [96] 352-я и 716-я дивизии были приведены в состояние повышенной боевой готовности после высадки союзников с воздуха, которая произошла сразу после полуночи за Ютой и Сордом. [97] численностью 2700 человек Кампфгруппа Мейера , находившаяся недалеко от Байе в качестве резерва дивизии, была отправлена для расследования падения парашюта за Ютой. Маркс вспомнил о них, когда рассвело и масштабы вторжения стали очевидны. [98] Одному батальону было приказано усилить усилия немцев в Омахе. Остальным было приказано встретиться с подкреплениями в Вилье-ле-Сек, в 7,5 милях (12,1 км) к востоку от Байе, чтобы начать контратаку. Колонна, обстрелянная авиацией союзников, наконец прибыла ближе к вечеру, когда ее встретили части 69-й бригады. В завязавшемся бою британцы потеряли четыре танка, но боевая группа была почти полностью уничтожена. Маркс был убит, а его подробные карты немецких прибрежных позиций попали в руки британцев. [99]
Поскольку превосходство союзников в воздухе означало, что немцам будет трудно перебросить свои резервы, Роммель считал, что их лучший шанс — остановить вторжение на берегу. [100] Масштабы вторжения означали, что после того, как прибрежная оборона была разбита, а войска рассеялись, стало трудно защищать территорию внутри страны или предпринимать контратаки. [101] В 22:33 Крайсс приказал 352-й дивизии создать линию обороны к северу от Байе, но это оказалось невозможным, поскольку большая часть задействованной территории уже находилась в руках британцев, и все обороняющиеся части понесли серьезные потери. [102] Люфтваффе сыграли лишь незначительную роль в Дне Д. В Голде несколько небольших групп бомбардировщиков, прибывших на закате, причинили союзникам потери в Ле-Амеле и повредили дорогу возле Вер-сюр-Мер. В 06:00 7 июня оперативный зал HMS Bulolo , находившийся на шельфе недалеко от Голда, был поврежден атакой бомбардировщика, но корабль смог остаться на месте. [103] Ответственным за это подразделением, скорее всего, было II./ Kampfgeschwader 40 (KG 40 – бомбардировочное крыло 40). Под командованием флигерфюрера Атлантик (Flyer Command Atlantic) он базировался в Бордо-Мериньяк . Вечером 6/7 июня 1944 года 26 тяжелых бомбардировщиков Heinkel He 177, оснащенных Henschel Hs 293, противокорабельными управляемыми ракетами атаковали корабли над Нормандией, включая район Голда. II./KG 40 потерял в ходе атаки по всем причинам 13 самолетов. [104]
1- я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» была освобождена до полуночи из резерва ОКВ и получила приказ контратаковать между Байе и Орном , дополненная 12-й танковой дивизией СС «Гитлерюгенд» и танковой дивизией «Лер» ; бронетанковые дивизии начали прибывать 8 июня. [105]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Очаги немецкого сопротивления оставались по всему плацдарму, и британцы были остановлены примерно в 3,7 милях (6,0 км) от своих целей в день «Д». [106] Байе, основная цель 50-й дивизии в день «Д», был захвачен 7 июня. [107] К концу дня «Д» 50-я дивизия потеряла около 700 человек. Общие потери всех подразделений, участвовавших в операциях в Голде, составили около 1000–1100 человек, из которых 350 человек погибли. [108] Потери немцев неизвестны; не менее 1000 человек были взяты в плен. [106]
Золото после 6 июня
[ редактировать ]
К концу дня «Д» в Голде высадилось 24 970 человек, а также 2100 транспортных средств и 1000 длинных тонн (1000 т) припасов. [102] [109] Последующая посадка была замедлена из-за потери 34 LCT и плохой погоды. 24- й уланский и 61-й разведывательный полк , которые должны были высадиться в день «Д», чтобы помочь возглавить наступление на Виллер-Бокаж , не смогли высадиться на берег до 7 июня. В 2004 году Трю написал, что задержка
фактически исключил любую вероятность удара на юг ... [и] ... нанес серьезный удар по намерениям Второй армии и плану Монтгомери. [110] [111]
7- я танковая дивизия и 49-я (Западная) пехотная дивизия были последующими дивизиями XXX корпуса. [112] 22- я бронетанковая бригада (бронетанковый компонент 7-й бронетанковой дивизии) должна была высадиться вечером 6 июня, но не смогла высадиться до следующего дня. [102] Основная часть дивизии высадилась с 9 по 10 июня, а некоторые части высадились позже. [113] [114] 49-я дивизия высадилась на берег 12 июня. [112] [115]
Первые компоненты гавани Малберри были перевезены через Ла-Манш в день D+1, и к середине июня конструкции были готовы к разгрузке. [116] Один был построен в Арроманше британскими войсками, другой — в Омахе американскими войсками. Сильный шторм 19 июня разрушил гавань Омахи. [117] Гавань Арроманша была отремонтирована и использовалась в течение следующих десяти месяцев с максимальной пропускной способностью 7000 длинных тонн (7100 тонн) грузов в день. Из британских грузов, выгруженных в Нормандии к концу августа, 35% прибыло через гавань Малберри, а 15% — через небольшие гавани в Порт-ан-Бессене и Курсель-сюр-Мер . Большинство грузов доставлялось через пляжи до тех пор, пока 16 июля порт Шербур не был очищен от мин и заграждений. [118] [119] [120] Самым важным использованием гавани Малберри была разгрузка тяжелой техники, которую нельзя было перевезти через пляжи. Искусственные волнорезы («Крыжовник») укрыли сотни кораблей во время шторма 17–23 июня и предоставили убежище судам, разгружавшим запасы на «Юноне» и «Сворде». [121] В Порт-ан-Бессене была построена совместная англо-американская нефтебаза , питавшаяся нефтью по плавучим трубам, известным как «Томбола», от нефтяных танкеров, пришвартованных в море. Используя этот метод, к концу августа было доставлено 175 000 длинных тонн (178 000 т) бензина (половина для Второй армии), когда подводные трубопроводы, построенные в рамках операции «Плутон», были готовы. [122]
Последующие операции
[ редактировать ]Бои в районе Кана против 21-й танковой, 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» и других частей вскоре зашли в тупик. [123] Операция «Перч» (7–14 июня) не смогла взять Кан, и британцы были вынуждены отойти в Тилли-сюр-Сель . [124] После задержки из-за штормов 17–23 июня 26 июня была начата операция «Эпсом» - попытка VIII корпуса развернуться и атаковать Кан с юго-запада и создать плацдарм к югу от Одона . [125] Хотя в ходе операции не удалось взять Кан, немцы понесли тяжелые потери в танках и привлекли к операции все доступные танковые подразделения. [126] Кан подвергся сильной бомбардировке в ночь на 7 июля, а затем 8–9 июля был оккупирован к северу от реки Орн в ходе операции «Чарнвуд» . [127] Два наступления 18–21 июля, операция «Атлантик» и операция «Гудвуд» , захватили остальную часть Кана и возвышенность на юге, но к тому времени город был почти разрушен. [128]
Туризм
[ редактировать ]Место высадки в Нормандии является популярным туристическим местом. [129] Батарея в Лонг-сюр-Мер хорошо сохранилась, а в ее смотровом бункере находится центр для посетителей. Орудийные позиции в Ле-Амеле и Ла-Ривьере все еще существуют, но многие другие батареи и оборонительные позиции пришли в упадок. В Байе находятся Мемориальный музей битвы в Нормандии и кладбище Комиссии по военным захоронениям Содружества Байе . Немецкое военное кладбище Ла Камб также находится недалеко от Байе. В Арроманше сохранились многие элементы Малберри-Харбор, и музей изучает их строительство и использование. На радиолокационной станции расположены центр для посетителей и театр. [130] [131]
-
Расположение артиллерии на батарее Лонг-сюр-Мер , 2010 г.
-
Элементы гавани Малберри все еще присутствуют в Арроманше.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 9.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 11.
- ^ Уилмот 1997 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б Гилберт 1989 , с. 491.
- ^ Уитмарш 2009 , стр. 12–13.
- ^ Балкоски 2005 , с. 5.
- ^ Уитмарш 2009 , с. 13.
- ^ Балкоски 2005 , с. 10.
- ^ Балкоски 2005 , с. 19.
- ^ Черчилль 1951 , стр. 592–593.
- ^ Beevor 2009 , Карта, внутренняя сторона обложки.
- ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 78, 81.
- ^ Вайнберг 1995 , с. 698.
- ^ Букингем 2004 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 276.
- ^ Трю 2004 , стр. 92, 132.
- ^ Трю 2004 , с. 34.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 351–352.
- ^ Зюльке 2004 , с. 81.
- ^ Уитмарш 2009 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Трю 2004 , с. 41.
- ^ Уилмот 1997 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 271.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 268.
- ^ Юнг 2006 , с. 153.
- ^ Уитмарш 2009 , стр. 30, 36.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 271–272.
- ^ Трю 2004 , с. 49.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 276–277.
- ^ Трю 2004 , стр. 34–35.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 278.
- ^ Трю 2004 , стр. 34, 38.
- ^ Трю 2004 , с. 38.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 30.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 54.
- ^ Трю 2004 , стр. 22–23.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 55–56.
- ^ Jump up to: а б Уитмарш 2009 , с. 31.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 54–56.
- ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 12.
- ^ Уитмарш 2009 , с. 12.
- ^ Трю 2004 , с. 19.
- ^ Трю 2004 , с. 14.
- ^ Трю 2004 , стр. 14, 18.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 60, 63.
- ^ Трю 2004 , с. 29.
- ^ Трю 2004 , стр. 36–37.
- ^ Доэрти 2011 , стр. 71–77.
- ^ Рутледж 1994 , с. 308.
- ^ Джослен 2003 , с. 581.
- ^ Роджерс 2012 , стр. 21, 156–157, 166–167.
- ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 60.
- ^ Трю 2004 , стр. 20–21.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 63.
- ^ Трю 2004 , стр. 24, 27.
- ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 62.
- ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 272.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 304.
- ^ Трю 2004 , стр. 48–49.
- ^ Бивор 2009 , с. 79.
- ^ Трю 2004 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 299.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 286, 290.
- ^ Трю 2004 , с. 51.
- ^ Холт и Холт 2009 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Трю 2004 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 290.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 292.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 290–291.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 291.
- ^ Трю 2004 , с. 64.
- ^ Трю 2004 , с. 58.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 294.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 294–295.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 302.
- ^ Трю 2004 , стр. 128–131.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 295.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 295, 301.
- ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , pp. 300–301.
- ^ Трю 2004 , стр. 115, 121–122, 185.
- ^ Трю 2004 , стр. 51–52, 55.
- ^ Трю 2004 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 286.
- ^ Трю 2004 , с. 137.
- ^ Трю 2004 , с. 55.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 287.
- ^ Трю 2004 , с. 145.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 298–299.
- ^ Трю 2004 , стр. 146–147.
- ^ Jump up to: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 289.
- ^ Трю 2004 , с. 78.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 282.
- ^ Трю 2004 , стр. 152–153.
- ^ Трю 2004 , с. 154.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 131.
- ^ Бивор 2009 , стр. 42–43.
- ^ Трю 2004 , с. 67.
- ^ Бивор 2009 , с. 86.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 303–305.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 31.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 303.
- ^ Jump up to: а б с Трю 2004 , с. 84.
- ^ Трю 2004 , стр. 85–86.
- ^ де Цзэн 2007 , с. 133.
- ^ Трю 2004 , стр. 84–85.
- ^ Jump up to: а б Трю 2004 , с. 83.
- ^ Бивор 2009 , с. 175.
- ^ Трю 2004 , стр. 83, 84.
- ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 223.
- ^ Трю 2004 , стр. 83–84.
- ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 230.
- ^ Jump up to: а б Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , с. 79.
- ^ Мари 2004 , с. 50.
- ^ Тейлор 1999 , с. 84.
- ^ Чаппелл 1987 , с. 33.
- ^ Уилмот 1997 , с. 321.
- ^ Бивор 2009 , стр. 215–216.
- ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 479.
- ^ Уилмот 1997 , с. 387.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 331.
- ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 479–480.
- ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 302, 479.
- ^ Бивор 2009 , с. 186.
- ^ Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 247–254.
- ^ Уилмот 1997 , с. 342.
- ^ Бивор 2009 , стр. 232–237.
- ^ Бивор 2009 , с. 273.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 340–341.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 345.
- ^ Трю 2004 , стр. 109–110.
- ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 352.
Ссылки
[ редактировать ]- Балкоски, Джозеф (2005). Юта-Бич: высадка десанта и воздушно-десантные операции в день «Д», 6 июня 1944 года . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books. ISBN 0-8117-0144-1 .
- Бивор, Энтони (2009). День Д: Битва за Нормандию . Нью-Йорк; Торонто: Викинг. ISBN 978-0-670-02119-2 .
- Бэкингем, Уильям Ф. (2004). День Д: первые 72 часа . Страуд: Темпус. ISBN 978-0-7524-2842-0 .
- Чаппелл, Майк (1987). Британский боевой знак отличия (2): 1939–1940 гг . Мужчины по оружию. Лондон: Оспри. ISBN 0-85045-739-4 .
- Черчилль, Уинстон (1951) [1948]. Замыкание Кольца . Вторая мировая война. Том. В. Бостон: Хоутон Миффлин. ОСЛК 396150 .
- де Зенг, Генри (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945 гг.: Справочный источник I. Вторая мировая война. Хинкли: Мидленд Ян Аллан. ISBN 978-1-85780-279-5 .
- Доэрти, Ричард (2011). 79-я танковая дивизия Хобарта на войне: изобретения, инновации и вдохновение . Барнсли: Перо и меч. ISBN 978-1-84884-398-1 .
- Эллис, LF; Аллен, GRG; Уорхерст, А.Е. (2004) [1962]. Батлер, JRM (ред.). Победа на Западе, Том I: Битва за Нормандию . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Лондон: Военно-морская и военная пресса. ISBN 1-84574-058-0 .
- Форд, Кен; Залога, Стивен Дж (2009). «Оверлорд: Высадка в день Д» . Оксфорд; Нью-Йорк: Оспри. ISBN 978-1-84603-424-4 .
- Гилберт, Мартин (1989). Вторая мировая война: Полная история . Нью-Йорк: Х. Холт. ISBN 978-0-8050-1788-5 .
- Гольдштейн, Дональд М.; Диллон, Кэтрин В.; Венгер, Дж. Майкл (1994). День Д: история и фотографии . Маклин, Вирджиния: Брасси. ISBN 0-02-881057-0 .
- Холт, Тони; Холт, Валмаи (2009). Карманный путеводитель майора и миссис Холт по местам высадки в Нормандии . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN 978-1-84884-079-9 .
- Джослен, Хьюберт Ф. (2003) [1960]. Боевые порядки, Соединенное Королевство и колониальные соединения и части во Второй мировой войне, 1939–1945 гг . Акфилд: военно-морская и военная пресса. ISBN 1-843424-74-6 .
- Мари, Анри (2004) [1993]. Виллер-Бокаж: Нормандия, 1944 год . Байё: Editions Heimdal; Двуязычное издание. ISBN 978-2-84048-173-7 .
- Роджерс, Джозеф и Дэвид (2012). Пляжные силы Дня Д: Люди, которые превратили хаос в порядок (1-е изд.). Страуд: Историческая пресса. ISBN 978-0-7524-6330-8 .
- Рутледж, Северо-Запад (1994). История Королевского артиллерийского полка: Зенитная артиллерия 1914–55 . Лондон: Брасси. ISBN 1-85753-099-3 .
- Тейлор, Дэниел (1999). Виллер-Бокаж: глазами немецкого военного фотографа . Старый Харлоу: Международная битва за Британию. ISBN 1-870067-07-Х . OCLC 43719285 .
- Трю, Саймон (2004). Золотой пляж . Зона боевых действий Нормандия. Страуд, Глостершир: Саттон. ISBN 0-7509-3011-Х .
- Вайнберг, Герхард (1995) [1993]. Мир в оружии: глобальная история Второй мировой войны . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-55879-2 .
- Уитмарш, Эндрю (2009). День Д в фотографиях . Страуд: History Press. ISBN 978-0-7524-5095-7 .
- Уилмот, Честер (1997) [1952]. Борьба за Европу . Уэр, Хартфордшир: Wordsworth Editions. ISBN 1-85326-677-9 .
- Юнг, Кристофер Д. (2006). Аллигаторы Нептуна: планирование военно-морских десантных операций для вторжения в Нормандию . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-997-5 .
- Зюльке, Марк (2004). Джуно-Бич: победа Канады в день «Д»: 6 июня 1944 года . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр. ISBN 1-55365-050-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Книги
- Эмброуз, Стивен (1993). День «Д» 6 июня 1944 года: решающая битва Второй мировой войны . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-67334-5 .
- Конверс, Аллан (2011). Армии Империи: 9-я австралийская и 50-я британская дивизии в бою, 1939–1945 гг . Порт Мельбурн, Виктория: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-19480-8 .
- Холборн, Эндрю (2015). Высадка в день «Д» на Золотом пляже: 6 июня 1944 года . Лондон; Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 978-1-4411-3817-0 .
- Райан, Корнелиус (1959). Самый длинный день: 6 июня 1944 года . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ОСЛК 1175409 .
- Тезисы
- Холборн, Эндрю (2010). 56-я пехотная бригада и день «Д»: отдельная пехотная бригада и кампания в Северо-Западной Европе 1944–1945 гг . Исследования Блумсбери по военной истории. Лондон: Континуум. ISBN 978-1-441-11908-7 . OCLC 1441119086 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2014 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
- Уильямс, скорая помощь (2007). 50-я дивизия в Нормандии: критический анализ 50-й британской (Нортумбрийской) дивизии в день «Д» и в битве за Нормандию (MMAS). Форт Ливенворт: Колледж армейского командования и генерального штаба. OCLC 832005669 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]