Jump to content

Королевские инженеры бронетехники

Черчилль AVRE с фашиной на наклонной вперед люльке. Этот конкретный пример представляет собой AVRE после Второй мировой войны на шасси MK VII.

Королевские инженеры по бронированным машинам ( AVRE ), также известные как Королевские инженеры по штурмовым машинам , — это звание, присвоенное серии бронированных военно-инженерных машин, эксплуатируемых Королевскими инженерами (RE) с целью защиты инженеров во время боевых действий на передовой.

Защищая инженеров, машины также стали мобильной платформой для различных инженерных целей, устанавливая крупнокалиберное оружие для подрыва, перевозя инженерные запасы, взрывчатку для разминирования, различные развертываемые дороги и модифицированные инженерные мосты для преодоления брешей, которые использует соответствующая бронированная рампа. Машины-носители («ковчег») преодолеть не смогли.

История развития

[ редактировать ]

Чрезвычайно высокий уровень потерь среди инженеров стал одной из основных причин провала рейда на Дьепп в августе 1942 года. Инженерам было поручено вывести танки с пляжа, разрушить препятствия и построить пандусы. Во время штурма сапёры были подвержены обстрелу при установке зарядов и стали приоритетной целью для обороняющихся сил. Те, кому удалось построить пандусы, потеряли большую часть своих запасов на затонувших десантных кораблях. Поскольку танки не смогли покинуть пляжи, рейд застопорился и провалился.

После провала рейда офицер Королевского канадского инженера лейтенант Джей Джей Денован, прикомандированный к Департаменту проектирования танков, предложил машину для защиты инженеров во время штурмовых операций. Разработка началась на основе опыта Дьеппа. В экспериментах использовались «Черчилль» , «Шерман» и танки «Рэм» . Боковая дверь стала важнейшим компонентом новой машины, позволяя инженерам выйти из машины под защитой и вернуться внутрь во время взрыва. В октябре 1942 года был заказан прототип на базе танка «Черчилль» . «Черчилль» оказался идеальным, имея внутри большое пространство для сноса складов и боковые выходные двери. Внутренний боекомплект был удален, а подбашенная корзина и сиденье штурмана заменены ящиками для хранения. Это обеспечило место для 36 куб. футов материалов и инструментов для сноса.

230-мм петардный миномет AVRE и боеприпасы к нему

Башня, которая изначально не требовалась, была сохранена, что позволило миномет с патрубком , стреляющий петардой добавить . Миномет-петарда представлял собой отдельную разработку и стрелял большим подрывным зарядом «Бомба, подрыв номер I», который стал известен как «летающий мусорный бак». Разработка началась в сентябре 1942 года и была объединена с башней Churchill после экспериментального использования на танке Covenanter . Имея достаточно места внутри «Черчилля», в дополнение к складам для сноса можно было перевозить несколько «летающих мусорных баков». Перезарядка петарды осуществлялась через сдвижную крышку, заменившую один из передних люков механика-водителя в верхней части корпуса.

Вместе машина получила название Assault Vehicle Royal Engineers . Испытания новой машины проводились на протяжении всего 1943 года. В то время машина не называлась «Королевские инженеры бронетехники».

Производство началось в 1944 году на базе смешанного парка машин Churchill III и IV. Они были закреплены за тремя полками Королевских инженеров, образующими новую 1-ю штурмовую бригаду Королевских инженеров , входящую в состав 79-й бронетанковой дивизии . Автомобили стали основой для ряда модификаций и дополнений в рамках Hobart's Funnies .

Номенклатура

[ редактировать ]

Автомобили AVRE на протяжении всего своего срока службы были известны под разными названиями.

Секретность значения кодовых названий, данных «Приколам Хобарта» в преддверии Дня Д, привела к тому, что многие стали называть AVRE просто «инженерным танком», большинство из которых не знали ни названия AVRE, ни того, что означает AVRE. [1] Это привело к путанице с другими типами инженерных танков, например с эвакуационными машинами. В октябре 1943 года был издан меморандум об армейской подготовке, устранивший двусмысленность в названии и определении названия «Королевские инженеры штурмовых машин» для всех пользователей.

В большей части документации по-прежнему упоминается сокращенное «AVRE» (или «A.Vs.RE» во множественном числе). Даже собственная инструкция Черчилля по AVRE не объясняла, что означает AVRE. Из-за нечастого использования полной формы наименования стали путаться.

В конце войны в итоговом отчете 79-й бронетанковой дивизии, отчетах Департамента проектирования танков и официальной истории 1-й штурмовой бригады королевских инженеров использовалась терминология «штурмовая машина». Однако в официальной истории 79-й бронетанковой дивизии указано «Королевские инженеры бронетехники», хотя и отмечается, что она была напечатана в спешке. Поскольку последний был предоставлен всем членам дивизии, терминология «бронетанковая машина» приобрела значительную популярность.

Транспортные средства по-прежнему именуются преимущественно в сокращенной форме «AVRE». Когда термины «Черчилль VII AVRE» и «Центурион AVRE» определялись редко, они стали называться взаимозаменяемыми терминами «штурмовой» и «бронированный», причем последний термин «бронированный» стал более распространенным. Номенклатура остановилась на бронетехнике с введением королевских инженеров бронетехники Chieftain. С тех пор термин «Королевские инженеры бронетехники» стал общепринятым термином, ретроспективно применяемым к предыдущим машинам в большинстве упоминаний.

Совсем недавно обозначение AVRE, похоже, было исключено из Trojan.

Черчилль IV АВРЕ во Франции, 1944 год.
Черчилль VII AVRE с фашином
Центурион АВРЕ

Черчилль III и IV AVRE

[ редактировать ]

Churchill AVRE — это «Черчилль III» или «Черчилль IV», вооруженный 230-мм минометом с петардным патрубком , официально обозначенный; Миномет, откатной, с краном, 290 мм [Кол. 1] , Мк I или II . [2] Установка заменила 6-фунтовую пушку в сварных башнях на Mark III и литых башнях на Mark IV, в остальном машины идентичны. 6-фунтовая артиллерийская установка была модифицирована и сохранила 6-фунтовые прицелы, хотя эффективная дальность «летающей мусорной корзины» составляла всего около 80 ярдов из 230 максимальных.

Экипаж был увеличен до шести человек, чтобы в нем помимо водителя, командира, наводчика, радиста и штурмана/пулеметчика разместился сержант-подрывник. [ нужна ссылка ]

Внутреннее размещение боеприпасов и сиденье штурмана/наводчика были удалены, чтобы освободить отсеки для подрывных зарядов. Здесь размещались заряды взрывчатого вещества «Генерал Уэйд» массой 26 фунтов и заряды взрывчатого вещества «Улей» весом до 75 фунтов. Оба типа зарядов нужно было устанавливать вручную, но их можно было взорвать, находясь в относительной безопасности внутри AVRE. В оставшемся пространстве в носовой и кормовой части боковых люков в спонсонах были созданы отсеки для боеприпасов «летающей помойки».

Churchill VII AVRE

[ редактировать ]

В послевоенное время новые FV3903 Churchill AVRE были созданы на основе базовой машины Churchill VII, перевооруженной короткоствольной 165-мм подрывной пушкой L9A1. снарядом массой 64 фунта (29 кг) Это был выстрел HESH- . [3]

Центурион Mk 5 AVRE «AVRE 165»

[ редактировать ]

FV4003 Центурион Mk 5 AVRE. Вооруженный короткоствольной 165-мм подрывной пушкой L9A1, он поступил на вооружение в 1963 году, заменив Churchill AVRE. [3] Позднее машина была переименована в AVRE 165 в соответствии с основным вооружением. [4] Вооружение было способно стрелять осколочно-фугасным снарядом (HESH) массой 60 фунтов (29 кг).

В переднюю часть автомобиля был добавлен бульдозерный отвал, и его часто буксировали Giant Viper для разминирования или другие прицепы для складов. Большие контейнеры в башне обеспечивали место для хранения вещей. [4] Бульдозерное оборудование также имелось на обычных танках, таких как бульдозер FV4019 Centurion Mk 5. [5]

Centurion AVRE продолжали использоваться и были модернизированы для операции «Буря в пустыне» в 1991 году. [4]

Центурион Mk 12 AVRE «AVRE 105»

[ редактировать ]

FV4203 Центурион Mk 12 AVRE. Модифицированная машина артиллерийского наблюдательного пункта, она была вооружена обычной 105-мм нарезной пушкой Royal Ordnance L7 и снабжена плугами для разминирования ширины гусеницы вместо бульдозерного отвала на Mk 5. [4]

Chieftain AEV и FV4203 Chieftain AVRE

[ редактировать ]

Замену Centurion AVRE планировалось осуществить двумя новыми машинами, разделяющими функции AVRE: бронированная инженерная машина Chieftain (пушка) и бронированная инженерная машина Chieftain (лебедка) . Оба должны были быть многоцелевыми машинами, способными выполнять не только функции AVRE.

  • Chieftain AEV (Gun) должен был быть оснащен подрывным орудием, но от него отказались на ранних этапах процесса проектирования из-за бюджетных ограничений.
  • Компания Chieftain AEV (Лебедка) продолжила разработку, и ее конструкция превратилась в БРЭМ Chieftain и два прототипа безоружейной машины FV4203 Chieftain AVRE, построенные в начале 1970-х годов. [6]

Машины FV4203 AVRE были почти идентичны БРЭМ Chieftain, также основанному на AEV (Лебедка), но имели бульдозерный отвал/ковш, раздвижной мост и возможность запуска проезжей части. [7] Проект был отменен в пользу завершения обычных инженерных операций с использованием легкобронированного боевого инженерного тягача (CET), сохранив при этом Centurion AVRE на передовой службе. [6]

Прототипы FV4203 AVRE позже были переоборудованы для испытаний бронированной ремонтно-эвакуационной машины (ARRV).

Вождь "ЧАВРЕ" АВРЕ

[ редактировать ]
Вождь "ЧАВРЕ" АВРЕ

С появлением Challenger 1 Centurion AVRE изо всех сил старался не отставать, в то время как военные нужды требовали большего количества гусеничных путей. [6] У излишних машин Chieftain можно было бы снять башню, чтобы уменьшить вес машины, обеспечивая повышенную мобильность даже при загрузке инженерных запасов. Удаление башни также позволило бы шесть гусениц класса 60 или три фашины . разместить на крыше машины [6]

Танк Chieftain на базе Willich Chieftain AVRE поступил на вооружение в 1987 году. Эта машина была разработана капитаном Д. Клеггом MBE RE. Двенадцать машин были построены 32-м бронетанковым инженерным полком и 21-й инженерной базовой мастерской Королевских инженеров под руководством подполковника Дж. Ф. Джонсона RE, базирующегося в немецком городе Виллих , отсюда и его название. [8] [9] Некоторые из этих машин использовались во время Первой войны в Персидском заливе . [10]

В 1989 году была запущена программа по переоборудованию еще 48 машин, прототипы которых поступили в 1991 году. Chieftain «CHAVRE» AVRE поступил на вооружение в 1994 году. 48 единиц было произведено компанией Vickers Defense Systems. [9] Номенклатура «CHAVRE» повторяла номенклатуру БРЭМ Chieftain «CHARRV», в отличие от БРЭМ Challenger «CRARRV». [6]

Каждый CHAVRE оснащен 10-тонной лебедкой и краном Atlas для инженерных работ, а также путями наверху для нескольких фашин или складов. Сюда также можно было установить бульдозерный отвал или минный плуг. [10]

Не имея основного вооружения, CHAVRE первоначально использовался вместе с Centurion AVRE. [10]

ТРОЯН

Функции AVRE были объединены с другими в Trojan Combat Engineer Vehicle (CEV) на базе шасси Challenger 2.

Trojan будет оснащен шарнирно-сочлененной стрелой экскаватора, бульдозерным отвалом и рельсами для фашин .

У BAE Systems Land Systems заказано 33 единицы.

Операционная история

[ редактировать ]
AVRE на пляже Нормандии во время высадки в день Д

Машины Churchill III и IV AVRE успешно использовались для прорыва обороны во время высадки в день Д и продолжали использоваться на протяжении всего наступления союзников на нацистскую Германию.

Способность миномета «Петард» разрушать препятствия и укрепления оказалась ценной для наступления союзников, в то время как моральный эффект от вида большого орудия заставил многих врагов покинуть свои позиции. Машины AVRE часто использовались в сочетании с огнеметами Churchill Crocodile для разминирования бункеров. AVRE взломал бы оборону, позволив огнемету пропитать внутреннюю часть легковоспламеняющейся жидкостью, заставив находящихся внутри сдаться.

Машины Centurion AVRE и Chieftain CHAVRE успешно использовались в операции «Грэнби» в начале 1990-х годов.

Расширенное использование Centurion AVRE сделало танк Centurion, разработанный во второй половине Второй мировой войны, самой продолжительной военной машиной в британской армии.

Насадки и аксессуары

[ редактировать ]
Танк Черчилль «Двойной лук» мог размещать подрывные заряды на высоте до 12 футов.
Легкий морковный танк, похожий на Double Onion, используемый для сноса стен.

«Морковь » снабжала взрывными зарядами металлические штыри, выступающие из передней части машины. Их можно было подтолкнуть к препятствию, отпустить и выстрелить изнутри машины, защищая инженеров от необходимости выходить из безопасного салона бронетехники.

Onion создан на основе концепции Carrot, обеспечивающей гораздо больший корпус взрывчатки, позволяющий пробить большую брешь в бетонных препятствиях.

У Козы был такой же корпус взрывчатки, как у Лука и Моркови, но он носился горизонтально, чтобы можно было переносить гораздо больший заряд. Он освобождался с помощью выступающих спереди штырей, что позволяло ему повернуться в вертикальное положение перед отсоединением от автомобиля.

Разминирование

[ редактировать ]
Сохранившийся Sherman Crab времен Второй мировой войны - танк M4 Sherman, оснащенный цепом.

Во время Второй мировой войны Sherman Crab был основной (и наиболее эффективной) машиной разминирования 79-й бронетанковой дивизии, но в дополнение к ним AVRE имели ряд устройств разминирования.

местность . По бокам AVRE можно было бы установить приспособление для обозначения полос движения через минные поля или расчищенную Как и в «Шерман-Крабе» , в нем использовались как лента, так и освещение.

«Снейк» представлял собой линейный заряд для разминирования, состоявший из секций 3-дюймовых труб, наполненных взрывчатым веществом, которое должно было вытянуться и затем взорваться на минном поле. Концепция похожа на бангалорскую торпеду , но Snake намного крупнее: трубы Snake проходят по всей длине машины AVRE, а несколько трубок расположены на гусеницах модифицированных AVRE. После сборки в более длинные куски AVRE может отбуксировать Snake на место, а затем протолкнуть его через минное поле. Для Змеи был создан фигурный конец, чтобы она не зарывалась в землю при толкании. Детонация уничтожила мины по всей длине трубы, образовав большую дорожку через минное поле.

Конгер был устройством, аналогичным Снейку, и представлял собой гибкую трубу с ракетным двигателем, которая переносилась и запускалась с переоборудованного безмоторного универсального авианосца , буксируемого за AVRE. Оказавшись на месте, шланг с помощью прикрепленной к нему ракеты пролетел через минное поле. Трубка была наполнена специальным взрывчатым веществом на основе нитроглицерина, известным как 822C. Устройство активно использовалось во время вторжения в день Д, но операции были остановлены после взрыва возле деревни Эйзендейке [ Нидерланды ] . При подготовке к предстоящему нападению более тонны 822С взорвалось при выгрузке из двух грузовиков. Взрыв привел к многочисленным жертвам и уничтожил четыре близлежащих AVRE, а грузовики «исчезли». [11] [12] [13] [ нужна страница ]

Giant Viper — это послевоенная переработка концепции Conger с использованием прицепа и предварительно заправленного, более безопасного, шланга и взрывчатки. Он использовался с AVRE Centurion и Chieftain (и другими машинами) и использовался с ними в иракском конфликте. Она была заменена системой преодоления минных полей Python . [14]

Противоминный плуг использовался, чтобы избежать образования воронок на подъезде и сделать его непроходимым для следующих за ним машин. Использовалось несколько типов. Они отодвигают мины в стороны от машины, где с ними позже могут справиться пешие саперы.

В качестве альтернативы, минные катки , такие как канадское неразрушимое роликовое устройство (CIRD), могут взрывать мины перед машиной, применяя при этом вес земли, подобный транспортному средству. После взрыва они развернулись на своих опорах, а затем снова упали, чтобы продолжить движение.

Пути и дороги

[ редактировать ]
Черчилль АВРЕ с Боббином

Роли-Поли и Боббин обеспечили укладку гусениц перед AVRE, по которой проехал AVRE (так называемая «укладка ковра»). Это обеспечило проезжую часть по мягкому грунту, в которую в противном случае танки утонули бы. Компания Roly-Poly использовала стальные рольставни, а компания Bobbin использовала маты из армированной ткани. [15] Оба использовались в день Д.

Log Carpet представил альтернативу, состоящую из связанных бревен. Он был сложен на приподнятых опорах над AVRE с зарядом взрывчатого вещества для освобождения передней части. Затем ковер из бревен падал перед резервуаром бревно за бревном, при этом вес тянул сверху еще несколько бревен. Бревна были прочными, каждое длиной 14 футов и диаметром 27 дюймов, соединенными 2-дюймовым тросом. Погрузка оказалась сложной задачей, и бревенчатые ковры AVRE пришлось загнать в яму, чтобы можно было загружать бревна на уровне земли. [16]

Log Carpet также можно было установить на автомобили -амфибии LVT4 Buffalo , и он был особенно эффективен на заболоченной земле. [16]

класса 30 и Гусеницы класса 60 были созданы позже, в 1960-х годах, после обширных учений времен холодной войны в Германии, подобных Roly-Poly.

Перекрытие и зазор

[ редактировать ]
AVRE несет фашину поверх аналогичной фашины

Во время Второй мировой войны AVRE был оснащен платформой, позволяющей фашину переносить в передней части машины при повороте башни на 90 градусов. Его можно было выпустить изнутри машины и упасть в щели и канавы, позволяя танкам (начиная с самого AVRE) пересекать гребень или наклонять его вверх и через гребень.

AVRE также можно было модифицировать с помощью креплений и опор для переноски готового с малой коробчатой ​​​​балкой моста с передней пластины лобового стекла. Его можно перекинуть через проемы, аналогично традиционным инженерным мостам, или использовать для создания пандуса через стену. Позже была также разработана буксируемая версия Малого коробчатого балочного моста, которая могла пересекать мост Бейли , преодолевая бреши дальше по ходу штурма.

60-футовую секцию моста Бейли также можно было перемещать как « Скид-Бейли », при этом ведущие секции слегка приподнимались с помощью лебедки для преодоления препятствий. Это позволило преодолеть большие пробелы. Испытания и обучение были также проведены с Bailey Mobile Bridge , обеспечивающим 150-футовый мост, шарнирно сочлененный на гусеницах в центре, и Brown Bailey , несущий 140-футовый мост Bailey между двумя танками, причем задний AVRE запускал мост через ролики спереди. транспортное средство.

В послевоенное время также был разработан складной мост с коробчатыми балками, шарнирно сочленяющийся посередине.

Мост AVRE можно отличить от бронетранспортера (ARK) как по назначению, так и по оператору. Мосты AVRE используют AVRE, чтобы позволить королевским инженерам более безопасно выполнять традиционные операции по мостам там, где ARK может быть неуместен. ARK предназначен для быстрого развертывания пандуса или моста с меньшим проемом без необходимости использования специальных инженерных навыков, просто въехав в него. Развернутую фашину AVRE можно было бы использовать для поднятия передней части ARK, если это необходимо, например, перед большими морскими дамбами. В последнее время автомобили ARK использовались Королевским бронетанковым корпусом для выполнения этой задачи. [17]

Бронированные мостоукладчики (AVLB) в последние годы заменили мосты AVRE, хотя фашины по-прежнему используются для преодоления небольших препятствий.

АВРЕ прицепы

[ редактировать ]

Для AVRE были предоставлены бронированные сани с откидывающимися бортами, что позволяло перетаскивать с помощью машины дополнительные инженерные материалы. С той же целью инженеры также использовали Gutted Carrier на базе универсального авиаперевозчика или его предшественников. Их лишили двигателя и внутренних устройств и перетащили с помощью того же рычажного механизма, который использовался для Конгера.

Послевоенный специальный прицеп AVRE, получивший обозначение « Прицеп грузовой, 7 1/2 тонны, 4-колесный, Centurion AVRE », обеспечивал возможность перевозки грузов по пересеченной местности за AVRE.

[ редактировать ]

Сопутствующие машины обеспечивали специальные мосты и разминирование, в том числе бронетранспортер ( ARK), бронетранспортер-мост (AVLB) и минный цеп (Lobster, Crab).

2 ковчега Черчилля преодолевают сложное препятствие

Список развернутой техники

[ редактировать ]
Валентин Бриджлайер
Танк Mark I Варианты тяжелого танка RE
  • Bridgelayer, танк Mark V, с шлюзовым мостом.
  • Разминирование, танк Mark V, с минными катками
Легкий танк Мк V
  • Мостоукладчик, штурмовой мост-ножницы
Ковенантерский танк
  • Bridgelayer, развертывание ножничного моста класса 24
Валентина танк
  • Valentine Mk II, развертывание ножничного моста класса 30.
Боевой инженерный тягач FV180 (CET)
  • поставлено 143 единицы, [18] он поступил на вооружение в 1977 году и выполнял функции землеройных работ.
Shielder запустила систему разбрасываемых мин Машина
Челленджера Варианты
  • Titan AVLB, также на базе шасси Challenger 2, мостоукладчик бронированной машины Titan, у BAE Land Systems заказано 33 единицы.
Терьер СЕТ

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

Комментарии

[ редактировать ]
  1. ^ Ошибка «290 мм», которая относится к диаметру самого патрубка, поскольку 29 см для калибра самого оружия, могла быть причиной ошибочного утверждения о том, что петарда составляла 290 мм. Размеры: 290 мм по втулке, 230 мм между площадками и 240 мм от паза до паза, при толщине изделия 20 мм.
  1. ^ Огнемет; Эндрю Уилсон; 1956 год
  2. ^ Бронированные архивы. «AVRE 230 мм — проверка фактов» . Ютуб . Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года. [ источник, созданный пользователем ]
  3. ^ Jump up to: а б «Штурмовые мосты и оборудование» . www.remuseum.org.uk . Архивировано из оригинала 27 мая 2008 года.
  4. ^ Jump up to: а б с д Справочник Janes по распознаванию ББМ, стр. 467
  5. ^ «FV4007 Центурион — Энциклопедия танков» . www.tanks-encyclepedia.com . 14 ноября 2014 года . Проверено 4 января 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Основной боевой танк «Чифтен» 1965-2003 гг.; Саймон Данстан; Стр. 24, 33, 41-43
  7. ^ журнал памяти
  8. ^ «Веб-архив правительства Великобритании» . webarchive.nationalarchives.gov.uk . Проверено 13 октября 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Танк-музей на Facebook» . Фейсбук . Архивировано из оригинала 27 апреля 2022 года. [ источник, созданный пользователем ]
  10. ^ Jump up to: а б с Справочник Джейн по распознаванию afv, второе издание, Кристофер Фосс, стр. 466
  11. ^ К. Маргри, «Это произошло здесь: взрыв в Эйзендейке», Tijdschrift '40–'45 Тогда и сейчас», № 99, Uitgeverij Quo Vadis, Soest, 1999, стр. 44-54.
  12. ^ «Черчилль АВРЕ» . Танковая энциклопедия . 10 июля 2018 г.
  13. ^ Флетчер, Дэвид (1984). Авангард Победы 79-я танковая дивизия . ISBN  9780112904229 . ISBN   011290422X
  14. ^ «Инженерное оборудование» . www.army.mod.uk. ​Проверено 13 января 2017 г.
  15. ^ ARE История 1-й штурмовой бригады королевских инженеров 1943-45, стр. 15
  16. ^ Jump up to: а б «Приколы» , Джордж Футтер, стр. 41.
  17. Итоговый отчет 79-й бронетанковой дивизии, разделы 20 и 21 (страница без номера)
  18. ^ Jump up to: а б «Брошюра BAE о бронеинженерных машинах» (PDF) . Jdw.janes.com . Проверено 24 ноября 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  19. ^ «Хансард» . Публикации.parliament.uk . Проверено 24 ноября 2014 г.
  20. ^ «Спецификации щита — базовый язык» . Атк.ком . Проверено 24 ноября 2014 г.
  21. ^ «О восстановлении данных и сравнении | Сравнение восстановления данных — компаний и частных лиц —» Архивировано . из оригинала 28 сентября 2007 года.
  • Крейсерские танки Crusader и Covenanter 1939–45, Дэвид Флетчер, Osprey Publishing, ISBN   1-85532-512-8
  • Энциклопедия оружия Второй мировой войны, редактор Крис Бишоп, Metro Books. ISBN   1-58663-762-2
  • АРЕ История 1-й штурмовой бригады королевских инженеров 1943–1945 гг . История бригады, представленная членам подразделения. Самостоятельная публикация членов отряда в конце Второй мировой войны. 1945 год.
  • Хобарт, Перси, генерал-майор; Монтгомери, Бернар, фельдмаршал (1945). История 79-й танковой дивизии, октябрь 1942 — июнь 1945 года . История подразделения, представленная членам подразделения. Самостоятельно опубликовано членами отряда в конце Второй мировой войны. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1971), Танк Черчилля, История самого известного танка Великобритании, 1939–1965 , Лондон: Arms and Armor Press, ISBN  0-85368-042-6
  • Фаттер, Джеффри В. (1974). The Funnies, История с масштабными планами 79-й танковой дивизии . Книга Беллоны. Хемел Хемпстед, Великобритания: ISBN Model and Allied Publications Ltd.  0-85242-405-1 .
  • Меморандум об армейской подготовке № 46 . Меморандум об армейской подготовке. Том. 46, 1943. Военное министерство. 16 октября 1943 года.
  • Хобарт, Перси, генерал-майор (июль 1945 г.). 79-я бронетанковая дивизия, итоговый отчет, 1945 г. (Partizan Press, Ноттингем, Англия, переиздание). Германия: Британская армия. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Фосс, Кристофер (1992). Справочник Джейн по распознаванию ББМ . Напечатано Butler & Tanner, Лондон (второе изд.). Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн . ISBN  0-7106-1043-2 .
  • Данстан, Саймон (2003). Основной боевой танк «Чифтен», 1965-2003 гг . Новый Авангард (3-е издание, 2009 г.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84176-719-2 .
  • Инструкция по эксплуатации для Churchill III и IV, AVRE, оснащенного минометом, отводным краном, Mark I и II . Номер каталога Chilwell. 62/631 (Первое изд.). Военное ведомство. Март 1944 года.
  • Фрэнсис, Эд (7 июля 2022 г.), AVRE 230MM – ПРОВЕРКА ФАКТОВ
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3b9e80e8ad7897d05c339f26f125727__1720753500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/27/a3b9e80e8ad7897d05c339f26f125727.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armoured Vehicle Royal Engineers - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)