Сверхтяжелый танк
или Сверхтяжелый танк сверхтяжелый танк — это любой танк класса , который значительно превосходит стандарт тяжелого танка по размеру или весу по сравнению с современными машинами.
Несколько раз инициировались программы с целью создания чрезвычайно устойчивой машины для проникновения в формирования противника без страха быть уничтоженным в бою; однако было построено всего несколько экземпляров, и мало свидетельств того, что какой-либо сверхтяжелый танк участвовал в боях. Примеры были разработаны во время Первой и Второй мировых войн, а также несколько во время Холодной войны .
История
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]Первый сверхтяжелый танк был спроектирован русским военно-морским инженером Василием Менделеевым , который работал над проектом с 1911 по 1915 год. Предполагалось, что танк будет неуязвим почти для всех современных угроз, но остался на бумаге из-за высокой стоимости строительства. [ 1 ] [ 2 ] После производства первых танков британский « Летающий слон » проектировался как танк, устойчивый к артиллерийскому огню. Поскольку мобильность была важнее защиты, а уже разработанные танки оказались успешными, работы по проекту были прекращены. Немецкий K-Wagen (Großkampfwagen) представлял собой очень тяжелую конструкцию с четырьмя орудиями и экипажем из 27 человек. Два из них находились в стадии строительства, когда война закончилась, и оба были снесены.
В начале 1920-х годов французы выпустили 70-тонный Char 2C . Десять танков участвовали в ограниченных боях во время битвы за Францию в 1940 году. [ нужна ссылка ] но использовались в основном в пропагандистских целях и французы пытались вытащить их из зон боевых действий.
, созданный до Второй мировой войны, Конструкция и прототип TOG2 был тяжелее, чем любой другой современный танк, используемый Соединенным Королевством, и также может считаться сверхтяжелым танком.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны все основные участники боевых действий представили прототипы для особых ролей. Адольф Гитлер был сторонником «победоносного» оружия и поддерживал такие проекты, как 188-тонный Maus и даже более крупный 1000-тонный Landkreuzer P. 1000 Ratte . [ нужна ссылка ] Британцы и Советы построили прототипы, похожие на « Ягдтигр» , а США работали над проектом, тогда известным как T95 Gun Carriage, который позже был изменен на T28 Super Heavy Tank . Однако не все эти конструкции были построены, и большинство из них так и не прошли стадию прототипа.
По сравнению с другими тяжелыми танками того времени « Тигр II» можно считать сверхтяжелым танком, учитывая, что почти все современные тяжелые танки, находившиеся на вооружении того времени, были значительно легче. [ предположение? ] Однако в этот период войны Германия обычно предпочитала использовать и проектировать более тяжелые машины. К концу 1943 года танк Panzer IV был значительно усилен по вооружению и броне в отличие от своей первоначальной роли и производственных характеристик (в результате чего танк стал значительно более тяжелым), а «Пантеры» считались средними танками, несмотря на то, что они имели аналогичную массу и объем с современные тяжелые танки других стран, участвующих в конфликте. В результате тенденции к общему увеличению массы по немецким стандартам конца войны Tiger II является тяжелым танком. Военные историки широко классифицируют его как тяжелый танк, и он далеко не так тяжел, как бесспорно сверхтяжелый Maus .
Холодная война
[ редактировать ]Идея очень тяжелых танков получила меньше развития после Второй мировой войны, не в последнюю очередь потому, что разрушительная сила тактического ядерного оружия всегда могла преодолеть любую разумную броню. Достижения военного времени в области брони и двигательных технологий позволили послевоенным тяжелым танкам, разработанным несколькими странами, быть значительно тяжелее, чем средний тяжелый танк, использовавшийся во Второй мировой войне, не снижая при этом общую сравнительную мобильность. Примеры включают Объект 279 (Советский Союз), Тяжелый танк Т30 (США) и Conqueror (Великобритания). Все эти транспортные средства достигают веса 60 тонн или превышают его, но при этом способны развивать скорость 35 км/ч и выше. Хотя американский танк Т30 в боевой загрузке превышал 85 тонн, ни одну из этих машин нельзя считать сверхтяжелым танком. [ нужна ссылка ]
Основные боевые танки разрабатывались и использовались каждой танкостроительной страной во время холодной войны, в значительной степени отказавшись от доктринальной роли и использования «средних», «тяжелых», «крейсерских» и «пехотных» танков. Например, последним тяжелым танком на вооружении Америки был 65-тонный М103 , который был снят с вооружения армии США в 1963 году (и со службы морской пехоты США в 1973 году). [ 3 ] Использование танка большего размера, чем ОБТ, в этот период не обеспечит значительного преимущества в плане защиты или наступательных возможностей, учитывая вероятные условия поля боя и театры военных действий. Во время холодной войны сверхтяжелые ОБТ не производились.
После холодной войны
[ редактировать ]Дальнейшие достижения в технологии брони привели к тому, что броня танков конца 20-го века, по оценкам, эквивалентна более чем метру катаной гомогенной брони (основной тип брони, использовавшийся до изобретения композитной брони , теперь используемый в качестве стандарта для сравнения различных конструкций брони). ). Это означает, что добавление дополнительной брони не приведет к существенному увеличению защиты. [ нужна ссылка ] Вместо этого текущие разработки сосредоточены на сочетании того, чтобы оставаться незамеченным, препятствовать отслеживанию и активным контрмерам по нейтрализации систем вооружения противника. [ нужна ссылка ]
Список моделей
[ редактировать ]- Великобритания
- ТОГ 1 : 80 тонн; построен в 1940 году; спроектирован для наземных условий, аналогичных тем, которые существовали в Первую мировую войну; один прототип.
- TOG II* : улучшенная конструкция TOG1 на 80 тонн; один прототип.
- «Летающий слон» : проект времен Первой мировой войны весом 100 тонн; не построен.
- Тяжелый штурмовой танк «Черепаха» : 80 тонн, предназначен для атаки укреплений. Было построено 6 пилотных машин.
Ни один из прототипов TOG не был построен так, как был спроектирован; если бы были добавлены спонсоны и установлена соответствующая башня, их вес был бы другим.
- Франция
- Char 2C : 69 тонн; десять построено, находились в эксплуатации с 1921 по 1940 год; устаревшие во время Второй мировой войны, девять были уничтожены во избежание захвата, а оставшийся был выставлен в Берлине в качестве трофея.
- Char 2C bis: 72 тонны; модифицированный Char 2C со 155-мм гаубицей и другой башней; один Char 2C был переоборудован в этот вариант, но позже вернулся к исходной конфигурации.
- FCM F1 : 139 тонн; Замена Char 2C времен Первой мировой войны, предназначенная для атаки укреплений. Приказано построить, и был изготовлен полномасштабный деревянный макет, но до падения Франции (1940 г.) прототипы не были изготовлены.
- ARL Tracteur C : 145 тонн, разработанный ARL для атаки укреплений; был произведен деревянный макет, но от него отказались в пользу FCM F1, который оказался превосходной конструкцией (разработан в 1939-1940 годах).
- AMX Tracteur C : 140 тонн, разработан компанией AMX для атаки укреплений; проект был свернут из-за выхода АМХ из графика (разработка 1939-1940 гг.)
- Германская империя
- К-Ваген : 120 тонн; два были почти готовы, когда закончилась Первая мировая война. Оба были снесены.
- Нацистская Германия
- Panzer IX : фальшивый концептуальный рисунок, напечатанный Signal с целью обмануть разведку союзников.
- Panzer X : Еще один фейковый «концепт» от Signal .
- Panzerkampfwagen E 75 Standardpanzer : 92 тонны; только концепция дизайна.
- Panzerkampfwagen E-100 : 140 тонн; один незавершенный корпус на заводе захвачен британцами и позже сдан на слом.
- Panzer VII Löwe : около 95–100 тонн; отменен в пользу Мауса.
- Panzer VIII Maus : 188 тонн, два прототипа. Оба были захвачены советской армией, хотя один был частично разрушен. Их композицию теперь можно увидеть в Танковом музее в Кубинке .
- Landkreuzer P. 1000 Ratte : 1000 тонн; отменено, никаких доказательств строительство не началось.
- Японская империя
- ОИ серия
- «Сверхтяжелый танк»: 120 тонн. Предположительно, один прототип был выпущен в 1943 году. [ 4 ] По данным другого источника, проект ОИ был отменен до завершения строительства 120-тонного прототипа. [ 5 ]
- «Сверхтяжелый танк»: Модификация сверхтяжелого танка OI с четырьмя башнями. Только концепция дизайна, так и не построенная.
- Российская Империя
- Царь-танк : 59-тонная трехколесная артиллерийская платформа, изготовленная в 1914 году, с гигантскими металлическими колесами диаметром около 9 метров. Его бросили, поскольку он был уязвим для артиллерии.
- Танк Менделеева : проект тяжелобронированного «сухопутного корабля», созданный с 1911 по 1915 год, который в случае постройки весил бы около 170 тонн.
- Советский Союз
- Т-42 (Танк Гроте или ТГ-В): 100 тонн, со 107-мм орудием и четырьмя вспомогательными башнями. Были изготовлены модели и чертежи, но прототипы не были изготовлены. [ 6 ]
- КВ-4 : проект 1941 года. В результате набора требований к проектированию было предложено несколько предложений по танку, несущему 107-мм основную пушку и вспомогательную 45-мм или 76-мм вспомогательную пушку. Рассматривались различные макеты массой от 82,5 тонн до 107 тонн. Только технико-экономическое обоснование, прототипы не построены. [ 7 ]
- КВ-5 : еще одна конструкция танка 100-тонного класса Климента Ворошилова. Вооружен той же 107-мм основной пушкой в большой башне типа КВ-2 и двумя 12,7-мм пулеметными башнями (одна в носовой части корпуса, одна на вершине главной башни); оснащен двумя дизелями V2 из-за отсутствия во время войны двигателя мощностью 1200 л.с. (890 кВт). Проект остановился из-за блокады Ленинграда и был отменен, так и не построено ничего.
- Соединенные Штаты
- Сверхтяжелый танк T28 : также известный как T95 GMC, предназначен для атаки тяжелых укреплений. 86,2 метрических тонны; 2 прототипа построены сразу после Второй мировой войны; по компоновке САУ очень похожа на британскую черепаху. Один из них выставлен в Форт-Мур , штат Джорджия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свирин, Михаил (2009). Танковая мощь СССР [ Танковая мощь СССР ] (на русском языке). Москва: Яуза, Эксмо . стр. 15–17. ISBN 978-5-699-31700-4 .
- ^ Холявский, Геннадий (1998). Энциклопедия танков [ Энциклопедия танков ] (на русском языке). Минск: Харвест. п. 25. ISBN 985-13-8603-0 .
- ^ Ханникатт, Р.П. (1984). Паттон: История американского основного боевого танка . Президио Пресс. п. 78. ИСБН 0-89141-230-1 .
- ↑ Страница Таки на Императорской японской армии: Сверхтяжёлый танк «ОИ»
- ^ Эстес 2014 , с. 37.
- ^ Zaloga & Grandsen 1984 , p. 85.
- ^ «История дизайна» . Архивировано из оригинала 24 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эстес, Кеннет (2014). Сверхтяжелые танки Второй мировой войны . Скопа. ISBN 978-1782003830 .
- Залога, Стивен Дж .; Грандсен, Джеймс (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-606-8 .