Танк Марк IV
Марк IV | |
---|---|
![]() Самец Mark IV с аварийной балкой развернутой | |
Тип | Тяжелый танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
Используется | Британская армия Императорская немецкая армия Рейхсвер Императорская японская армия |
Войны | Первая мировая война Немецкая революция 1918–1919 гг. |
История производства | |
Дизайнер | |
Производитель | см. текст |
Стоимость единицы | около 5000 фунтов стерлингов [ 1 ] |
Произведено | Май 1917 г. - конец 1918 г. |
№ построено | 1,220 |
Технические характеристики | |
Масса | 28
тонн (28,4 тонны) Самка: 27 тонн (27,4 тонны) |
Длина | 26 футов 5 дюймов (8,05 м) |
Ширина | Мужчина: 13 футов 6 дюймов (4,12 м) |
Экипаж | 8 |
Броня | 0,5 дюйма (12 мм) |
Основной вооружение | Самец: две 6-фунтовые (57-мм) пушки QF мощностью 6 центнеров с боезапасом 332 снаряда. Женщины: пять калибра .303. пистолетов Льюиса |
вторичный вооружение | Мужчины: три пистолета Льюиса калибра .303. |
Двигатель | Daimler-Foster , 6-цилиндровый рядный золотниковый бензиновый двигатель объемом 16 л. 105 л.с. при 1000 об/мин |
Передача инфекции | Первичный: 2 вперед, 1 назад Вторичный – 2 скорости |
Запас топлива | 70 имперских галлонов |
Оперативный диапазон | 35 миль (56 км) |
Максимальная скорость | 4 мили в час (6,4 км/ч) |
Mark IV (произносится как Mark Four ) — британский танк времен Первой мировой войны . Представленный в 1917 году, он основывался на значительных разработках танка Mark I (промежуточные конструкции представляли собой небольшие партии, используемые для обучения). Основные улучшения коснулись бронирования , перемещения топливного бака и удобства транспортировки. Всего было построено 1220 Mark IV: 420 «Males» , 595 «Female» и 205 Tank Tenders (невооруженные машины, используемые для перевозки припасов), что сделало его самым многочисленным британским танком войны. Mark IV был впервые использован в середине 1917 года в битве при Мессинском хребте . Он оставался на британской службе до конца войны, а небольшое количество впоследствии некоторое время служило вместе с другими комбатантами.
Разработка
[ редактировать ]Директор отдела снабжения танков Альберт Джеральд Штерн сначала намеревался оснастить Mark IV новым двигателем и трансмиссией. Производство боевых танков было остановлено до тех пор, пока не была готова новая конструкция, что потребовало использования Mark II и III в качестве промежуточных учебных танков. Не сумев завершить разработку достаточно скоро, чтобы начать производство вовремя и подготовить 200 танков к обещанной дате 1 апреля 1917 года, Штерн в конечном итоге был вынужден запустить в производство в мае 1917 года Mark IV, который лишь немного отличался от Mark I. танка
Первоначально Mark IV Male нес три пулемета Льюиса — один в передней части кабины и по одному в каждом спонсоне. [ номер 1 ] - и по орудию QF 6 pdr 6 центнеров в каждом спонсоне с укороченным стволом, поскольку было обнаружено, что более длинный оригинал был склонен поражать препятствия или закапываться в землю. Спонсоны не были зеркальным отражением друг друга, поскольку их конфигурация различалась, позволяя наводчику 6-фунтовой пушки управлять орудием слева, а заряжающему, обслуживающему орудие, справа. Орудия имели сектор обстрела 100 градусов, но только орудие правого борта могло стрелять прямо вперед. [ 2 ] У «Суки» было пять пистолетов Льюиса, но не было 6-фунтовых орудий.
Решение о стандартизации пушки Льюиса было обусловлено имеющимся пространством внутри баков. Несмотря на уязвимый ствол и склонность к перегреву или засорению после продолжительной стрельбы, Льюис имел то преимущество, что в нем использовались компактные панорамные магазины , вмещающие до 96 патронов. «Гочкис » питался от жесткой ленты, количество патронов которой было сокращено до 14 для использования в танках; не успел пулеметчик направить падение выстрела на мишень, как наступала пора менять планку и процесс повторялся. [ 3 ] Лишь в мае 1917 года, когда была полностью разработана гибкая лента на 50 патронов, «Гочкис» снова стал стандартным пулеметом для танков. Изменения вызвали задержки, такие как адаптация конструкции для громоздкого охлаждающего ствола Льюиса, а позже и проблемы, когда ленты Гочкисса приходилось хранить в положениях, предназначенных для магазинов оружия Льюиса. [ 3 ]
В битве при Камбре в 1917 году танки Mark IV были оснащены фашинами — связками хвороста, связанными цепями, длиной около 10 футов (3,0 м) и диаметром 4 фута 6 дюймов (1,37 м), которые переносились на крышу кабины. Их сбрасывали в траншеи, чтобы танку было легче переправиться. [ 4 ]
Большое количество этих танков также использовалось для опытно-конструкторских работ. В попытке улучшить способность преодолевать траншеи был введен «хвост головастика», являющийся продолжением задних рогов гусеницы. Однако он оказался недостаточно жестким и в бою, судя по всему, не использовался. В других экспериментальных версиях испытывались радиостанции, минометы, размещенные между задними рожками, и подъемные краны. Некоторые из этих устройств позже использовались на действующих танках. Mark IV также были первыми танками, оснащенными « откатными балками » в полевых мастерских. Большая деревянная балка, армированная листовым металлом, располагалась в верхней части резервуара на параллельных рельсах. Если танк застревал, балку прикрепляли к гусеницам (часто под обстрелом), а затем гусеницы тащили ее под машину, обеспечивая сцепление.
- Экипаж: 8 человек
- Боевая масса:
- Самец: 28 тонн (28,4 тонны)
- Самка: 27 тонн (27,4 тонны)
- Броня: 0,25–0,47 дюйма (6,1–12 мм).
- Вооружение: три пулемета и два 6-фунтовых пулемета (самец), пять ручных пулеметов Льюиса калибра .303 (женщина).
- Боекомплект: 6-фунтовая пушка: 180 фугасных снарядов и остаток.
Производство
[ редактировать ]Mark IV был построен шестью производителями: Metropolitan (основной производитель), Fosters of Lincoln , Armstrong-Whitworth , Coventry Ordnance Works , William Beardmore & Company и Mirrlees, Watson & Co. , при этом основное производство было в 1917 году. Первый В августе 1916 года у Metropolitan был размещен заказ на 1000 танков. Затем он был отменен, восстановлен, а затем изменен в период с августа по декабрь 1916 года. Остальные производители, заключившие контракт не более чем на 100 танков каждый, были в значительной степени невосприимчивы к конфликту между Штерном и Военное ведомство. [ 5 ]
Услуга
[ редактировать ]Mark IV впервые был использован в больших количествах 7 июня 1917 года во время британского штурма Мессинского хребта . Пересекая сухую, но сильно кратерированную местность, многие из более чем 60 Mark IV отставали от пехоты, но некоторые внесли важный вклад в битву. Для сравнения, в Третьей битве при Ипре (также известной как Пашендале) 31 июля, когда предварительный 24-дневный заградительный огонь уничтожил весь дренаж, а проливной дождь залил поле, танки сочли это тяжелым и мало внесли ; те, что проваливались в болотистую местность, были обездвижены и становились легкой мишенью для вражеской артиллерии. [ 6 ]
Около 460 танков Mark IV были задействованы в битве при Камбре в ноябре 1917 года, показав, что большая концентрация танков может быстро преодолеть даже самые сложные системы траншей.
После весеннего наступления Германии на Западном фронте первый танковый бой произошел между танками Mk IV и немецкими A7V во второй битве при Виллер-Бретонне в апреле 1918 года. [ номер 2 ]
Около 40 трофейных Mark IV использовались немцами в качестве Beutepanzerwagen (немецкое слово Beute означает «добыча» или «добыча») с экипажем из 12 человек. [ 7 ] С декабря 1917 года они сформировали четыре танковые роты. [ 8 ] В некоторых из них шестифунтовые орудия были заменены немецкими аналогами. [ 9 ]
Последним Mark IV, поступившим на службу, вкратце, был «Excellent» , самец Mark IV, нанятый военно-морской артиллерийской школой HMS «Excellent» на Китовом острове в гавани Портсмута. В 1940 году его восстановили в рабочем состоянии и переправили на материк, где его новая карьера предположительно была досрочно прервана из-за повреждения автомобиля. [ 10 ]
-
Британский танк Mark IV с хвостом головастика.
-
Вариант невооруженного снабженческого танка на подходе к линии Виллер-Бретонне , август 1918 года.
-
Танк Mark IV выкопан немецкими войсками в Камбре, ноябрь 1917 года.
-
Захваченный Mark IV, использовавшийся Веймарской республикой для подавления бунта в Лиге Спартака во время немецкой революции 1919 года.
Выжившие автомобили
[ редактировать ]
- Женщина Mark IV, которая сражалась в битве при Камбре, находится в Музее жизни Линкольншира , Линкольн .
Местная компания William Foster & Co. изготовила первые танки, хотя, поскольку единственные Mark IV, построенные в Линкольне, были в Мале, эта машина, вероятно, была построена компанией Metropolitan в Бирмингеме. [ 11 ] Недавние исследования поставили под сомнение идентичность этого танка: в 2014 году был обнаружен частичный серийный номер, который позволяет предположить, что этот танк на самом деле не является Flirt II , как было описано ранее. - Женщина Mark IV хранится в Эшфорде в Кенте. Это один из многих, которые после войны были представлены для показа городам Британии; большинство из них было списано в 1920-х и 1930-х годах. Двигатель сняли, чтобы установить внутри него электроподстанцию. Примерно десять лет спустя его убрали, оставив внутри пустое помещение.

- В Королевском музее вооруженных сил в Брюсселе хранится танк Mark IV Lodestar III , до сих пор сохранившийся в оригинальных цветах.
- Женщина Mark IV, Grit , принадлежит Австралийскому военному мемориалу и ежегодно выставляется на показ в день открытых дверей.
- Мужской танк Mark IV, «Отлично» , выставлен в Танковом музее в лагере Бовингтон . Этот танк был передан армией HMS Excellence , береговому учреждению Королевского флота, где во время Первой мировой войны проходили обучение некоторые танкисты. В 1940 году он был на очень короткое время восстановлен до рабочего состояния с целью оказания помощи в обороне дома, но в эксплуатацию так и не поступил. В 1971 году он был подарен Танковому музею. [ 12 ] [ нужна страница ]
- Mark IV Female Liberty : хранится на армейском складе Аннистон , Аннистон, Алабама , США. После десятилетий воздействия стихии он находится в плохом состоянии, но сейчас находится в мастерской по реставрации доспехов в Форт-Беннинге, штат Джорджия, где хранится перед реставрацией.
- Женщина Mark IV, D51: Дебора , была раскопана в деревне Флескьер во Франции в 1999 году. Она была подбита артиллерийским обстрелом в битве при Камбре и впоследствии похоронена, когда использовалась для заполнения кратера. [ 13 ] Сильно поврежденная и подвергшаяся коррозии при повторном открытии, «Дебора» стабилизировалась и теперь находится в небольшом музее во Флескьере, рядом с могилами членов экипажа.
Популярная культура
[ редактировать ]- В фильме « Боевой конь » главный герой Джоуи чудом спасается от танка Mark IV.
- В сериале аниме « Girls und Panzer das Finale » Mark IV становится Оараи девятым танком . Им управляет пиратская команда «Акула», в шутку называющая Марк IV «сухопутным кораблем».
- В ознаменование столетия разработки танка в 2017 году Channel 4 компания JCB . и Гай Мартин с помощью Норфолкского танкового музея построили ходовую копию женского пола Mk IV (названную Дебора II ) для телевизионного документального фильма « Танк Гая Мартина времен Первой мировой войны» . Дебора II теперь находится в постоянной экспозиции Норфолкского танкового музея. [ 14 ] [ 15 ]
- В «Трансформерах: Последний рыцарь» пожилой автобот по имени Бульдог трансформируется в армейский зеленый танк Mark IV.
- В видеоигре Twisted Metal 4 один из выбираемых персонажей, выбранная машина генерала Бородавочника, напоминает танк Mark IV.
См. также
[ редактировать ]- Mark V tank
- Паровой танк : неудачная американская конструкция на основе Mark IV, но с паровым двигателем и огнеметом.
Примечания
[ редактировать ]- ^ На борту находился запасной пистолет Льюиса .
- ^ часть битвы при Лисе
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гланфилд, 2006, Приложение 3.
- ^ Флетчер (2013), с. 59
- ^ Перейти обратно: а б Гланфилд, 2006, с. 169
- ^ «Тяжелые танки Великобритании» . mailer.fsu.edu. Архивировано из оригинала 27 марта 2014 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ Гланфилд, 2006, Приложение 2.
- ^ Гланфилд, 2006, стр. 198–200.
- ^ Кох, Фред (1994). Трофейные танки в Первой мировой войне (на немецком языке). Подзун-Паллас-Верлаг ГмбХ. ISBN 3790905208 .
- ^ AFV Profile No. 3 Tanks Marks I to V
- ^ Флетчер, Дэвид (1994). Танки и окопы: рассказы из первых рук о танковой войне в Первой мировой войне . Алан Саттон Паблишинг Лтд. с. 204. ИСБН 0750903465 .
- ^ Флетчер 2007, с. 43
- ^ Пуллен, Ричард (2007). Сухопутные корабли Линкольна (2-е изд.). Туканн. п. 136. ИСБН 978-1-873257-79-1 .
- ^ Флетчер (2007)
- ^ «Танк Камбре: Официальный сайт Tank of Flesquieres» . Архивировано из оригинала 29 марта 2007 года . Проверено 13 мая 2007 г.
- ^ «Танк Гая Мартина времен Первой мировой войны - все 4» .
- ^ «Команда JCB помогает Гаю Мартину воспроизвести танк времен Первой мировой войны как дань уважения столетнему юбилею» . 16 ноября 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Флетчер, Дэвид (2007). Британский танк Mark IV . Новый Авангард 133. Оспри. ISBN 978-1-84603-082-6 .
- Флетчер, Дэвид (2001). Британские танки, 1915–1919 гг . Кровуд Пресс. ISBN 1861264003 .
- Флетчер, Дэвид (2013). Танк Великой войны Mark IV . Хейнс. ISBN 978-0-85733-242-4 .
- Гланфилд, Джон (2006). Колесницы Дьявола . Саттон. ISBN 0-7509-4152-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Штаб танкового корпуса, 1 декабря 1917 г., британская армия: «Инструкция по обучению танкового корпуса во Франции». Включает характеристики танков Mk IV и V. Архивировано 8 декабря 2012 г. на archive.today.
- Археологическое открытие: танк Mark IV Флескьера (битва при Камбре, 1917 г.)
- Сайт, посвященный списку всех британских танков, сражавшихся в Первой мировой войне.