Jump to content

А7В

Штурмпанцерваген А7В
Единственный уцелевший A7V ( Мефисто ) на выставке в Австралийском военном мемориале в Канберре.
Тип Тяжелый танк
Место происхождения Германская империя
История обслуживания
В эксплуатации 21 марта 1918 г. - 16 октября 1918 г.
Используется Германская империя
Войны Первая мировая война
Немецкая революция
История производства
Дизайнер Джозеф Воллмер
Разработанный 1916
Производитель Компания Даймлер Моторс
построено 20
Технические характеристики
Масса Боевая масса 31,5 т (31,0 длинных тонны; 34,7 коротких тонны)
Длина 7,34 м (24 фута 1 дюйм)
Ширина 3,1 м (10 футов 2 дюйма)
Высота 3,3 м (10 футов 10 дюймов)
Экипаж Минимум 18, иногда до 25.

Броня От 5 до 30 мм (от 0,20 до 1,18 дюйма) [ 1 ]
Основной
вооружение
5,7 см Максим-Норденфельт
(первоначально 180 патронов; позже 300)
вторичный
вооружение
6 × 7,9-мм пулемётов
36000 патронов
Двигатель 2 × 4-цилиндровых двигателя Даймлер-Бенц
Всего 200 л.с. (149 кВт)
Мощность/вес 6,5 л.с./тонну
Передача инфекции КПП и дифференциалы Adler
Приостановка Трек Холта, вертикальные пружины
Оперативный
диапазон
30–80 км (19–50 миль)
Максимальная скорость 15 км/ч (9,3 миль в час) на дорогах
6,4 км/ч (4,0 миль в час) по пересеченной местности

Sturmpanzerwagen A7V тяжелый танк, представленный Германией в 1918 году во время Первой мировой войны . Сто шасси было заказано в начале 1917 года, десять должны были быть доработаны как боевые машины с бронированными кузовами, а остальные - как Überlandwagen . грузовые автомобили [ 2 ] Позже количество бронетехники было увеличено до 20. Они использовались в боях с марта по октябрь 1918 года и были единственными танками, произведенными Германией во время Первой мировой войны и использовавшимися в бою, а также первыми действующими немецкими танками. [ 3 ] Он был разработан как ответ на британские танки. Хотя A7V обычно считается более спроектированным по сравнению со своими аналогами , ему было трудно обеспечить большие объемы производства из-за его относительной сложности и высокой стоимости. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

После появления первых британских танков на Западном фронте , в сентябре 1916 года, военное министерство Германии сформировало комитет под эгидой своего Главного военного министерства, Секцию 7, Транспорт («Общее военное министерство, Секция 7, Транспорт»), [ 7 ] исследовать разработку танков.

Проект по проектированию и созданию первого немецкого танка был передан под руководством Йозефа Фоллмера , одного из выдающихся автомобильных конструкторов Германии. Он должен был весить около 30 тонн, быть способен преодолевать рвы шириной до 1,5 метров (4,9 футов), иметь вооружение, включающее пушку спереди и сзади, а также несколько пулеметов, и развивать максимальную скорость не менее 12 километров в час (7,5 миль в час). Ходовая часть была основана на американском тракторе Holt , скопированном с образцов, предоставленных в аренду Австро-Венгерской армией . После того, как в декабре 1916 года первоначальные планы были переданы армии, конструкция была расширена до универсального шасси, которое можно было использовать в качестве основы как для танка, так и для небронированных грузовых автомобилей Überlandwagen («наземный транспорт»).

Первый прототип был построен компанией Daimler-Motoren-Gesellschaft в Берлине-Мариенфельде и испытан 30 апреля 1917 года. Деревянный макет окончательной версии был завершен в мае 1917 года и продемонстрирован в Майнце с 10 тоннами балласта для имитации веса брони. . При окончательном проектировании задняя пушка была удалена, а количество пулеметов было увеличено до шести. Первый предсерийный A7V был произведен в сентябре 1917 года, а первая серийная модель - в октябре 1917 года. Танки были переданы 1-му и 2-му штурмовым танковым частям, сформированным 20 сентября 1917 года, в каждом из которых было по пять офицеров и 109 унтер-офицеров. и солдаты. [ 8 ]

Название танка произошло от названия его головной организации Allgemeines Kriegsdepartement, Abteilung 7 (Verkehrswesen) (Общее военное министерство, отдел 7, транспорт). По-немецки танк назывался Sturmpanzerwagen (примерно «бронированная штурмовая машина»). [ нужна ссылка ]

Художественное воссоздание A7V.

A7V имел длину 7,34 м (24 фута 1 дюйм) и ширину 3 м (9 футов 10 дюймов), а максимальная высота составляла 3,3 м (10 футов 10 дюймов). Танк имел стальной лист толщиной 20 мм по бокам, 30 мм спереди и 10 мм на крыше; [ 8 ] однако сталь не имела закаленного броневого листа , что снижало его эффективность. Этого было достаточно, чтобы остановить пулеметный и винтовочный огонь, но не снаряды большего калибра.

Экипаж официально состоял как минимум из 17 солдат и одного офицера : командир (офицер, обычно лейтенант ), водитель, механик, механик/связист, 12 пехотинцев (шесть пулеметчиков, шесть заряжающих) и два артиллериста (главный наводчик и заряжающий). . A7V часто вступали в бой, имея на борту до 25 человек.

Вооружение

[ редактировать ]
5,7-см пушка Максима-Норденфельта от A7V «Schnuck», в Имперском военном музее, Манчестер , Великобритания

A7V был вооружен шестью 7,92-мм пулеметами MG08 и 5,7-см пушкой Максима-Норденфельта, установленной спереди. Некоторые из этих пушек были британского производства и были захвачены в Бельгии в начале войны; другие были захвачены в России в 1918 году и, по-видимому, включали несколько копий российского производства.

Некоторые A7V изначально были построены с двумя обращенными вперед пулеметами вместо 57-мм пушки. Перед поступлением на вооружение большинство из них были переоборудованы под калибр 57 мм. Номер 501, Гретхен , принимала участие в боях в Сент-Квентине до того, как на нее установили 57-мм калибр.

Боеприпасы

[ редактировать ]

На A7V было от 40 до 60 патронташей для пулеметов по 250 патронов каждая, что в общей сложности составляло от 10 000 до 15 000 патронов. Официально он нес 180 снарядов для 57-мм пушки, из них 90 картечных , 54 бронебойных и 36 фугасных ; Однако на практике экипажи A7V несли на боевое хранение до 300 57-мм снарядов.

Движение

[ редактировать ]
На пересеченной местности

Мощность обеспечивалась двумя центрально установленными 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями Daimler мощностью 75 кВт (101 л.с.) каждый; A7V нес 500 литров (110 имп галлонов; 130 галлонов США) топлива. Максимальная скорость составляла около 15 км/ч (9,3 мили в час) по дорогам и 5 км/ч (3,1 мили в час) по пересеченной местности. Подвеска из 24 колес была индивидуально подрессоренной – преимущество перед неподрессоренными британскими танками. A7V Отношение мощности к весу составляло 5,1 кВт/тонну (6,8 л.с./тонну), он мог преодолевать траншеи шириной до 2,1 м (6 футов 11 дюймов), а его дорожный просвет составлял от 190 до 400 мм (от 7,5 до 15,7 дюймов). ).

По сравнению с другими танками времен Первой мировой войны скорость A7V была довольно высокой, но машина имела очень плохую проходимость и высокий центр тяжести, что делало ее склонной к застреванию или опрокидыванию на крутых склонах. Большой свес спереди и низкий дорожный просвет означали, что траншеи или очень грязные участки были непроходимы. Обзор водителю местности прямо перед танком был закрыт корпусом машины, а это означало, что слепая зона составляла около 10 метров (33 фута). Однако на открытой местности A7V можно было использовать с некоторым успехом, и он предлагал большую огневую мощь, чем броневики имеющиеся .

Боевая история

[ редактировать ]
Танк A7V в Рое 21 марта 1918 года.
«Немецкий штурмваген «зачищает» французскую деревню. По оригинальному рисунку профессора Антона Хоффмана».

Канал Святого Квентина

[ редактировать ]

A7V впервые был использован в бою 21 марта 1918 года. Пять танков Abteilung I (отряд I) под командованием гауптмана Грайфа были переброшены к северу от канала Сен-Квентин . Перед вступлением в бой у трех A7V возникли механические неисправности; Оставшаяся пара помогла остановить незначительный британский прорыв в этом районе, но в остальном боев в тот день было мало.

Виллер-Бретонне

[ редактировать ]
Танк А7В (Мефисто) после выхода с поля боя

Три танковых отряда ( Abteilungen ) были направлены в атаку в апреле 1918 года на Виллер-Бретонне во главе четырех немецких дивизий, раскинувшихся на фронте длиной 6,4 км (4 мили). Два танка сломались по пути, но 13, участвовавшие в боевых действиях, добились определенного успеха, и британцы зафиксировали, что их позиции были прорваны танками.

Первый и второй танкотанковый бой в истории произошел 24 апреля 1918 года, когда три A7V (в том числе номер шасси 561, известный как Nixe ), участвовавшие в атаке с пехотой, случайно встретили три британских Mark IV (два женских пулеметчика). вооруженные танки и один самец с двумя 6-фунтовыми пушками ) возле Виллер-Бретонне. В ходе боя танки с обеих сторон получили повреждения. По словам командира британского головного танка младшего лейтенанта Фрэнка Митчелла, женские Mk IV отступили после повреждений бронебойными пулями. Им не удалось повредить A7V собственными пулеметами. Затем Митчелл атаковал головной немецкий танк, которым командовал младший лейтенант Вильгельм Бильц . [ 9 ] из 6-фунтовки своего танка и подбил его. Он ударил его три раза и убил пятерых членов экипажа, когда они выпрыгнули. Он заявил, что затем он разгромил несколько пехотинцев гильзой . Два оставшихся A7V, в свою очередь, отошли. Когда танк Митчелла вышел из боя, семь британских танков «Уиппет» также вступили в бой с немецкой пехотой. Три из них были подбиты в бою, и неясно, вступил ли кто-нибудь из них в бой с отступающими немецкими танками, но они действительно атаковали два немецких батальона на открытом пространстве в тылу, в результате чего они прорвались и обратились в бегство. [ 10 ] Ближе к концу боя танк Митчелла потерял гусеницу из-за повреждений от разорвавшегося минометного снаряда и был брошен. Поврежденный A7V, хромая, вернулся к немецким позициям, но в конце концов сломался. Позже он был уничтожен немецким отрядом по сносу, чтобы предотвратить его захват и повторное использование союзниками. Однако в тот же день произошел еще один бой танк против танка, в котором A7V вступил в бой с группой танков «Уиппет» и уничтожил один из них. [ 11 ] [ 12 ]

Позже контратака восстановила линию союзников, и к этому времени три A7V вышли из строя на нейтральной полосе или в тылу немецких войск. Никсе был сильно поврежден, и немецкая команда уничтожила его с помощью взрывчатки ночью 24-го числа. Эльфрида перевернулась; Три недели спустя он был восстановлен и возвращен на нейтральной полосе французскими войсками и британскими танками и передан французам для проверки. Мефисто пролежал в кратере в тылу немецких войск почти три месяца. После того, как в июле этот район был занят австралийскими войсками, танк был отбуксирован в тыл британскими танками и, в конечном итоге, переправлен в Австралию.

Другие действия

[ редактировать ]

В мае A7V с ограниченным успехом использовались в атаке на французов возле Суассона во время Третьей битвы при Эне .

15 июля в Реймсе (во время Второй битвы на Марне ) немцы выставили против французских позиций восемь A7V и 20 трофейных Mk IV. Хотя в этом бою было потеряно 10 Mk IV, ни один A7V не был потерян.

Последнее применение A7V в Первой мировой войне произошло в небольшом, но успешном бою 11 октября 1918 года недалеко от Иуи .

Чертеж предлагаемого Sturmpanzerwagen Oberschlesien
Чертеж предлагаемого K-Wagen

Германия не считала A7V успешным и планировала другие разработки. Однако окончание войны означало, что ни один из других танков, находящихся в разработке или запланированных, таких как Sturmpanzerwagen Oberschlesien и 120-тонный K-Wagen , не был достроен.

Было произведено всего 20 танков A7V, которые внесли лишь очень незначительный вклад в военные усилия Германии в Первой мировой войне, а примерно 50 трофейных британских танков Mark IV (переименованных в Beutepanzer в немецкой операции), которые немцы использовали в боевых действиях во время войны, превосходили по численности A7V. . [ 13 ] Напротив, французы произвели более 3600 легких Renault FT , самого многочисленного танка Первой мировой войны, а британцы — более 2500 тяжелых танков Mark I, II, III, IV, V и V* .

После войны

[ редактировать ]
1921 года Мемориальный знак танка
Обергруппенфюрер СС Йозеф «Зепп» Дитрих (третий справа) с танковым памятным знаком 1921 года. Йозеф Геббельс — второй слева.

Две машины, очень похожие на A7V, одна из которых называлась Hedi , были среди нескольких, использовавшихся Kokampf , танковым подразделением Freikorps , для подавления гражданских беспорядков в Берлине в 1919 году. Они были построены на базе шасси от Überlandwagen и вооружены четырьмя пулеметами MG08/15. пулеметы. Неизвестно, были ли машины бронированы. [ 14 ]

Существует популярный миф о том, что Франция передала несколько самолетов A7V польским войскам, которые использовали их во время польско-советской войны 1919–1920 годов. Однако надежные источники отвергают эту идею, поскольку судьба каждого A7V, принимавшего участие в Первой мировой войне, известна и не включает передачу в Польшу , а также нет известных официальных записей или фотографических свидетельств того, что A7V находились на вооружении Польши. [ 15 ] [ 16 ]

Дизайн A7V изображен на Танковом мемориальном значке 1921 года, врученном немецким ветеранам Первой мировой войны, служившим танкистами.

Список шасси A7V

[ редактировать ]
Номер шасси Название(а) танка Изображение (если доступно) Заметки и судьба
501 Гретхен Вооружен только пулеметами, пока в конце 1918 года не был оснащен 57-мм пушкой. Брошен в Сент-Сесиль (Бельгия), предположительно сдан на слом практически на месте союзниками в 1919 году.
502/503 Фауст , наследный принц Вильгельм , Вильгельм , Спаситель Возможно его звали Кениг Вильгельм , когда-то . 502 стал Geländewagen («вездеход») и не имел брони. После дефекта шасси 502 в марте 1918 года его конструкцию переделали на шасси 503 (в апреле 1918 года у 503 была трещина головки блока цилиндров). Подарен в октябре 1918 года и забран британцами, которые сдали его на слом на месте.
504/544 Шнук После дефекта шасси 544 его конструкция была преобразована в шасси 504. Поврежденный дружественным огнем у Фремикура 31 августа 1918 года, он был оставлен экипажем и через три дня захвачен войсками новозеландской дивизии. Выставлен в Лондоне на параде конной гвардии. [ 17 ] 1918/19 г. и передан в Имперский военный музей в 1919 г., но утилизирован в 1922 г., оставив только основное орудие. [ 18 ]
505 Баден I , принц Август Вильгельм , Август Вильгельм Списан союзниками в 1919 году.
506 Мефисто Единственный сохранившийся A7V. Брошен и брошен в Виллер-Бретонне 24 апреля 1918 года; он был возвращен британскими и австралийскими войсками в июле. Привезенный через Лондон в Брисбен, Австралия, в 1919 году, он сейчас находится в постоянной экспозиции в Музее Квинсленда .
507 Циклоп , принц Эйтель Фридрих , Эйтель Фридрих , император Некоторое время в руках Freikorps в Ланквице после перемирия. Списан в 1919 году.
525 Зигфрид Списан союзниками в 1919 году.
526 Возможно, назван Альтер Фриц. Каннибализированный Списан немцами 1 июня 1918 г.
527 Много
Подбит артиллерией у форта де ла Помпель в Реймсе и брошен экипажем 1 июня 1918 года.
528 Хаген

Брошен и брошен экипажем во Фремикуре 31 августа 1918 года; захвачен новозеландскими войсками и выставлен на параде конной гвардии ; списан в 1919 году.
529 Русалка II

Выведен из строя французской артиллерией в Реймсе 31 мая 1918 года; возвращен французами и передан армии США. Выставлен в музее Абердинского испытательного полигона , США; списан в 1942 году.
540 Спаситель Конец войны с труппой Списан союзниками в 1919 году.
541 Конец войны с труппой Списан союзниками в 1919 году.
542 Эльфрида

Перевернут и брошен в Виллер-Бретонне 24 апреля 1918 года. Поднят на нейтральной полосе британскими танками 15 мая и передан французским войскам. Снято в Сале 26 мая 1918 года. Выставлено на площади Согласия в Париже в конце 1918 года.
543 Бык , принц Адальберт , Адальберт Танк переименовывался дважды: сначала примерно в апреле/мае 1918 г., а затем в конце мая 1918 г. Списан союзниками в 1919 г.
560 Альтер Фриц
Лейтенант Эрнст Фолькхайм пятый слева
Пропал в Иву 11 октября 1918 года.
561 русалка Инвалид, уничтожен на поле боя немцами 24 апреля 1918 г.
562 Геркулес
Картина "562"
Разграблен, а затем разграблен британцами.
563 Вотан Изображение "563" на [ 19 ]
А7В (реплика оригинального танка)
Реплика "Вотана"
Списан союзниками в 1919 году; копия Wotan A7V была построена в конце 1980-х годов на основе Мефисто .
564 Принц Оскар , Оскар Конец войны с труппой Списан союзниками в 1919 году.

Варианты

[ редактировать ]
А7В-У
  • A7V-U : ( umlaufende Ketten = «гусеницы, идущие по всему периметру»). Попытка воспроизвести вездеходность британских танков. A7V-U по-прежнему базировался на шасси Holt, но имел ромбовидный корпус и всесторонние гусеницы. Кабина была похожа на кабину A7V, но больше ее размеров и устанавливалась на верхней части носовой части корпуса. Две 57-мм пушки несли в спонсонах, аналогичных британским. Прототип был построен в июне 1918 года; Испытания показали, что он имел тяжелую носовую часть и высокий центр тяжести, а 40-тонный вес вызывал проблемы с маневренностью. Предполагая, что проблемы можно устранить, в сентябре 1918 года было заказано 20 машин, в том же месяце работы над проектом были остановлены. [ 8 ]

Были подготовлены чертежи двух улучшенных конструкций, но война закончилась раньше, чем они были созданы.

Тридцать шасси было предназначено для достройки в качестве носителей снабжения Überlandwagen , но не все были построены до конца войны.

  • A7V Flakpanzer : двигатель размещался под отделением водителя, которое имело брезентовый держатель для защиты водителя от непогоды, ящики с боеприпасами размещались вокруг отделения водителя и под самим орудием. [ 20 ] Утверждается, что он был вооружен двумя российскими 76-мм дивизионными полевыми орудиями М1902 . на первых двух прототипах A7V Flakpanzer [ 21 ] Третий прототип A7V Flakpanzer был вооружен 7,7-см (3,03 дюйма) leichte Feld Kanone 1896 производства Krupp, на машину был установлен только один lFK 1896. [ 20 ] Никаких документов, связанных или упоминающих это оружие, обнаружено не было. [ 21 ]

Выживший пример

[ редактировать ]
Лобовая броня и основное орудие немецкого танка A7V «Мефисто».

Единственный уцелевший A7V — Mephisto , брошенный экипажем во время битвы при Виллер-Бретонне в апреле 1918 года. Три месяца спустя он был восстановлен британскими и австралийскими войсками и доставлен в Австралию в 1919 году в качестве трофея. Автомобиль много лет стоял возле старого музея Квинсленда в Боуэн-Хиллз, Брисбен , под открытым навесом, пока в 1986 году его не перевезли в новый музей Квинсленда на Саутбэнке. В 2011 году он был поврежден наводнением и отправлен на реставрацию в музей. Мастерские Железнодорожного музея , Северный Ипсвич, Квинсленд. После реставрации он выставлялся в Австралийском военном мемориале в Канберре с 2015 по 2017 год. Сейчас он возвращен в Музей Квинсленда. [ 22 ]

Пушка A7V 504 Schnuck выставлена ​​в Северном Имперском военном музее в Манчестере .

Танковый музей в точной копии A7V в Бовингтоне во время публичной демонстрации (июнь 2009 г.)

Существует множество современных копий, похожих на оригинал, многие из которых сделаны из дерева и современных материалов:

  • Действующая копия была построена в 2009 году Бобом Гранди из компании British Military Vehicles, Уиган, Великобритания, которая специализируется на реставрации старых военных машин. Реплика изготовлена ​​из фанеры и углового железа с использованием двигателя, трансмиссии и гусениц от двух гусеничных сельскохозяйственных машин Fordson County Crawlers и окрашена под номер A7V 504, Schnuck . Он был куплен Танковым музеем в Бовингтоне в ноябре 2012 года. Он выставлен внутри музея и участвует в выставках на открытом воздухе вместе с музейной копией British Mark IV , построенной для фильма «Боевой конь» . [ 23 ]
  • Статическая копия находится в Немецком танковом музее в Мюнстере . Он назван Вотаном , но во многом основан на сохранившемся образце Мефисто .
  • Мобильный макет A7V появляется в восточногерманском художественном фильме «Троц Алледем» (1972), рассказе о Карле Либкнехте и спартаковском восстании 1919 года в Берлине . [ 24 ]
  • Макет находится среди техники на танкодроме Миловице в Чехии. [ 25 ]

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Передняя часть корпуса: 30 мм (1,2 дюйма), задняя часть корпуса и борта: 15 мм (0,59 дюйма), верхняя часть корпуса: 6 мм (0,24 дюйма) Funk (2003) , стр. 135, командная башенка: 20 мм (0,79 дюйма) спереди, 15 мм (0,59 дюйма) сзади и по бокам и 5 мм (0,20 дюйма) сверху Funk (2003) , с. 135
  2. ^ Zaloga (2006), pp. 7–10.
  3. ^ Такер (2004) , стр. 24–25.
  4. ^ «A7V Sturm Panzerkraftwagen» . www.keymilitary.com . 16 апреля 2020 г. Проверено 14 декабря 2023 г.
  5. ^ Най, Логан (29 апреля 2020 г.). «Вскрытие немецкого танка, погибшего в боях Первой мировой войны» . Мы Могучие . Проверено 14 декабря 2023 г.
  6. ^ Ларсон, Калеб (5 сентября 2021 г.). «Знакомьтесь, тяжелый танк Германской империи времен Первой мировой войны» . Национальный интерес . Проверено 14 декабря 2023 г.
  7. ^ Zaloga (2006) , p. 7.
  8. ^ Jump up to: а б с Хандлби и Страшейм (1990) , стр. 23, 34, 61, 79.
  9. ^ Сорок (1995) , стр. 39–47.
  10. ^ Уильямс-Эллис, К.; Уильямс-Эллис, А. (1919). Танковый корпус . Нью-Йорк: Г.Х. Доран. п. 263. OCLC   317257337 . Проверено 3 октября 2013 г.
  11. ^ «Британский танк Medium Mark a Whippet – Первая мировая война» .
  12. ^ «Уиппет средней марки имел успех на поле боя, хотя и использовался в ограниченном количестве» . Проверено 11 февраля 2024 г. - через PressReader.
  13. ^ Кох (1994) .
  14. ^ Шнайдер и Страшейм (1990) .
  15. ^ Хандлби и Страшейм (1990) , с. 150.
  16. ^ Zaloga (2006) , p. 43.
  17. ^ Фоли (1967) .
  18. ^ «57-мм пушка Максима-Норденфельта «Сокет» . Имперский военный музей . Проверено 10 декабря 2012 г.
  19. ^ «Танк А7В № 560 — Бинг» . www.bing.com .
  20. ^ Jump up to: а б «А7В Зенитный Панцер» . Танковая энциклопедия . 9 декабря 2016 г.
  21. ^ Jump up to: а б «Златокпанцер А7В» . Танковая энциклопедия . 9 декабря 2016 г.
  22. ^ «Любимый Квинслендом Мефисто снова выставлен в Железнодорожном музее Мастерских» . Железнодорожный музей «Мастерские» . 14 марта 2013 г.
  23. ^ «Реплика A7V добавлена ​​в коллекцию» . Танковый музей, Бовингтон . 29 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2013 года . Проверено 7 апреля 2013 г.
  24. ^ Хандлби и Страшейм (2010) , с. 100.
  25. ^ «Танкодром Миловице» . Horydoly.cz . 2011 . Проверено 24 июня 2016 г.
Библиография
  • Фоли, Джон (1967). Штурмпанцерваген А7В . Броня в профиле. Грейт Букхэм , Суррей: Профильные публикации.
  • Сорок, Джордж (1995). Танковые действия от Великой войны до Персидского залива . Страуд , Глостершир: Alan Sutton Publishing Ltd., стр. 39–47. ISBN  978-0-7509-0479-7 .
  • Фосс, Кристофер Ф. (2003). Энциклопедия танков и боевых бронированных машин . Стейплхерст , Кент: Spellmount. ISBN  978-1-86227-188-3 .
  • Функ, Вольфрам (2003). «О технологии Sturmpanzer A7V (Технология Sturmpanzerwagen A7V)». 2: вклад в военно-техническую историю . Sturmpanzerwagen A7V: от ранних танков до боевого танка Leopard Оборонные технологии и научное вооружение (на немецком языке). Том 15. Бонн: Бернард и Грефе . ISBN  978-3-76376-243-9 .
  • Хандлби, Максвелл; Страшейм, Райнер (1990). Немецкий танк A7V и трофейные британские танки Mark IV времен Первой мировой войны . Хейнс Фулис. ISBN  978-0-85429-788-7 .
  • Хандлби, Максвелл; Страшайм, Райнер (2010). Sturmpanzer A7V: первый из танков . Танкоград. ISBN  978-3-936519-11-2 .
  • Кох, Фред (1994). Первой Трофейные танки в мировой войне (на немецком языке). Вёльферсхайм-Берштадт : Podzun-Pallas-Verlag GmbH. ISBN  978-3-7909-0520-5 .
  • Шнайдер, Вольфганг; Страшейм, Райнер (1990). Немецкие танки в Первой мировой войне – A7V и ранние разработки танков . Западный Честер, Пенсильвания : Публикации Шиффера. ISBN  978-0-88740-237-1 .
  • Такер, Спенсер (2004). Танки: иллюстрированная история их воздействия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN  978-1-57607-995-9 .
  • Zaloga, Steve (2006). German Panzers 1914–18 . Oxford, UK: Osprey Publishing . ISBN  978-1-84176-945-5 .
  • Танк A7V можно использовать в шутере от первого лица под названием Battlefield 1. Редкие женские версии этого танка фактически имели по бокам огнеметы вместо пулеметов, что делало его более эффективным в ближнем бою, чем солдаты, опасно использующие их для открытого воздействия.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 891bf13fe283a23639f9aa2bab136725__1721659140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/25/891bf13fe283a23639f9aa2bab136725.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
A7V - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)