Mark V tank
Mark V tank | |
---|---|
Тип | Тяжелый танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1918 г. - (последнее известное) 1945 г. [1] [2] |
Войны | Первая мировая война Гражданская война в России Вторая мировая война (использование неизвестно) |
История производства | |
Дизайнер | Майор У. Г. Уилсон |
Разработанный | 1917 |
Производитель | Metropolitan Amalgamated Railway Carriage & Wagon Company , Бирмингем , Англия |
Произведено | 1917 – июнь 1918 г. |
№ построено | 400 |
Технические характеристики | |
Масса | Самец: 29 тонн «боевой массы». Женский: 28 тонн [3] |
Длина | 26 футов 5 дюймов (8 м) [3] |
Ширина | Мужчина: 13 футов 6 дюймов (4,1 м) [3] Женщина: 10 футов 6 дюймов |
Высота | 2,64 м (8 футов 8 дюймов) [4] |
Экипаж | 8 (командир, водитель и шесть стрелков) |
Броня | Максимум 16 мм (0,63 дюйма) спереди стороны 12 мм 8 мм крыша и «брюхо» [3] |
Основной вооружение | Мужской: Две 6-фунтовые (57-мм) пушки QF мощностью 6 центнеров с боезапасом 207 снарядов; |
Двигатель | Шестицилиндровый рядный Ricardo объемом 19 л. бензиновый двигатель 150 л.с. (110 кВт) при 1200 об/мин |
Мощность/вес | Самец: 5,2 л.с./тонну [3] |
Передача инфекции | 4 вперед, 1 назад, планетарная передача Wilson в главной передаче |
Запас топлива | 93 имперских галлона (420 л) [3] |
Оперативный диапазон | Радиус действия 45 миль (72 км) [3] около 10 часов выдержки |
Максимальная скорость | максимум 5 миль в час (8,0 км/ч) |
Рулевое управление система | Эпициклическое рулевое управление Wilson |
Британский танк Mark V [а] представлял собой модернизированную версию танка Mark IV .
Танк был улучшен в нескольких аспектах по сравнению с Mark IV, в основном в новой системе рулевого управления, трансмиссии и двигателе мощностью 150 л.с. , но в других областях он уступал, в частности, в недостаточной вентиляции, приводящей к угарным газом . отравлению экипажа [5] Различные версии оснащались разнообразным вооружением, включая 6-фунтовые пушки и пулеметы.
Впервые он был развернут в июле 1918 года на Западном фронте в битве при Хамеле ; затем в битве при Амьене и на линии Гинденбурга в последние месяцы Первой мировой войны.
Во время интервенции союзников в Гражданскую войну в России на стороне белорусов четыре Mark V были доставлены в Архангельск , четыре — в Таллинн , Эстония, [6] и около 70 были доставлены в Новороссийск на юге России. Выжившие были захвачены и использованы Красной Армией . [7]
Существовали еще два основных варианта: удлиненный Mark V* и несколько Mark V** с более мощным двигателем и более широкими гусеницами. Запланированный Mark V*** так и не был построен. В живых осталось одиннадцать танков Mark V. Танк Mark VIII представлял собой увеличенную версию Mark V с большей мощностью: только машины с двигателем Liberty после войны в США служили . Дальнейшей невооруженной разработкой стал танк Mark IX , один из первых бронетранспортеров , который после войны в Британии использовался ограниченно.
В целом Mark V оказался успешным, особенно с учетом его ограниченной истории эксплуатации и несколько примитивной конструкции, датируемой 1915 годом.
История
[ редактировать ]Первоначально предполагалось, что Mark V будет представлять собой танк совершенно новой конструкции, для которого был изготовлен деревянный макет; однако, когда в декабре 1917 года стали доступны новый двигатель и трансмиссия, первоначально запланированные для Mark IV, от первой, более совершенной конструкции Mark V отказались, чтобы не прерывать производство. [7] Обозначение «Mark V» было заменено на улучшенную версию Mark IV, оснащенную новыми системами. Первоначальный дизайн Mark IV должен был стать большим улучшением Mark III, но был сокращен из-за технических задержек. Таким образом, Mark V получился очень похожим на первоначальный дизайн Mark IV, то есть на сильно модифицированный Mark III. [1]
Производство Mark V началось на заводе Metropolitan Carriage & Wagon в конце 1917 года; первые танки прибыли во Францию в мае 1918 года. Было построено четыреста танков, 200 мужского и женского пола; «Самцы» вооружены 6-фунтовыми (57-мм) пушками и пулеметами, «Самки» - только пулеметами. Некоторые из них были обращены в гермафродитов (иногда известных как «Композит Марка V») путем установки одного мужского и одного женского спонсонов. Эта мера была призвана гарантировать, что танки-женщины не будут превосходить по вооружению при столкновении с трофейными британскими танками-мужчинами, находящимися на вооружении Германии, или собственными немецкими танками A7V . [1]
За Mark V должен был последовать более совершенный Tank Mark VI , но от него отказались в декабре 1917 года, чтобы обеспечить достаточное производство Tank Mark VIII на британских, американских и французских заводах для запланированного наступления 1919 года. Однако война закончилась в ноябре 1918 года, и было построено несколько Mark VIII (большая часть построенных в Великобритании была немедленно списана). [8] После войны большая часть танковых частей британской армии была расформирована, в результате чего осталось пять танковых батальонов, оснащенных либо Mark V, либо Medium Mark C. Интерес британской армии в большей степени сместился в сторону более легких и быстрых танков, и Mark V был частично заменен Vickers Medium Mark I. в середине 1920-х годов Vickers A1E1 Independent достиг стадии прототипа в 1926 году, но от него отказались из-за отсутствия средств. Оставшиеся Mark V, похоже, к концу десятилетия будут заменены средними танками. [9]
Модификации
[ редактировать ]В начале 1917 года некоторые британские танки прошли испытания с различными экспериментальными силовыми установками и трансмиссиями по заказу Альберта Штерна . В их число входили бензино-электрические схемы, гидравлические системы, система многократного сцепления и эпициклическая коробка передач , разработанная майором У. Г. Уилсоном . Хотя бензино-электрические двигатели имели преимущества, конструкция Уилсона была пригодна для производства и была выбрана для использования в будущих танках. [5]
Использование планетарного рулевого механизма Уилсона в Mark V означало, что водитель мог контролировать все аспекты трансмиссии: в предыдущих версиях танка требовались три дополнительных члена экипажа, два механика для переключения пониженной и повышенной передач по обе стороны от танка. танк, и командир, управлявший тормозами и бортовым рулевым управлением . [8] сзади стало гораздо больше места После снятия массивного дифференциала (первоначально разработанного для сельскохозяйственного трактора Daimler-Foster), установленного на всех ранних танках, . На крыше в задней части танка, за двигателем, располагалась вторая приподнятая кабина с откидными бортами, что позволяло экипажу прикрепить аварийную балку, не выходя из машины. В кормовой части корпуса была установлена дополнительная пулеметная установка. [5] [10]
Mark V имел новый, более мощный шестицилиндровый двигатель (также заказанный Штерном), разработанный Гарри Рикардо , рабочим объемом 19 литров и развивающий мощность 150 л.с. (110 кВт). [11] По словам JFC Fuller , двигатель Ricardo имел «несколько нестандартную конструкцию», но был очень эффективным и при должном уходе и внимании доставлял очень мало проблем. [8] Это «неортодоксальное» описание относилось к использованию Рикардо поршней с крейцкопфом , которые отделяли смазочное масло от тепла сгорания, при этом крейцкопф и поршневой палец вращались в отдельных направляющих. [12] [13] В двигателе использовались обычные тарельчатые клапаны , в отличие от золотниковых двигателей Daimler, применявшихся на предыдущих танках; Поскольку очень немногие солдаты и офицеры имели опыт регулировки клапанных механизмов, для танкового персонала требовались дополнительные инструкции. [8] Двигатель Рикардо мог бы быть значительно мощнее, но его конструкция была ограничена двумя соображениями. Во-первых, он должен был занимать ту же площадь, что и оригинальный двигатель Daimler мощностью 105 л.с. на старых танках Marks I–IV, в результате чего двигатель должен был стать более высоким; во-вторых, Уилсон сообщил Рикардо, что предлагаемые 200 л.с. (150 кВт) создадут слишком большую нагрузку на трансмиссию, и она была ограничена 150 л.с. [12]
Эксплуатационные проблемы
[ редактировать ]Двигатель «Рикардо» по-прежнему находился в центре боевого отделения, что приводило к ужасным условиям для экипажа из-за его тепловыделения. [5] Шум также мешал общению экипажа. [14]
Вентиляция была той областью, в которой Mark V имел самую большую слабость. Предыдущие модели Mark I–IV всасывали охлаждающий воздух изнутри бака через радиатор, а затем выбрасывали его через вентиляционное отверстие, что обеспечивало постоянную подачу движущегося воздуха для экипажа. Напротив, Mark V всасывал воздух снаружи бака через радиатор, а затем выбрасывал его через вентиляционное отверстие, в результате чего воздух внутри боевого отделения оставался застойным. [5] Единственной вентиляцией боевого отделения, кроме смотровых иллюминаторов механика-водителя и наводчика, расположенных со всех сторон танка, был установленный на крыше вентилятор Кейта. [8] [15] Этот вентилятор был недостаточен для стабильной подачи чистого воздуха экипажу Mark V; выхлопные газы и пороховой дым попали в ловушку экипажа, из-за чего многие члены экипажа заболели, а в самых крайних случаях этого было достаточно, чтобы они потеряли сознание; в любом случае экипаж уже через несколько часов был практически небоеспособен.
Позже была установлена дополнительная сдвижная заслонка, которая выводила неприятный воздух из боевого отделения, что, как полагают, внесло некоторое улучшение. [16]
Варианты
[ редактировать ]Mark V*
[ редактировать ]Пытаясь остановить танковую угрозу, немецкая армия начала рыть более широкие траншеи, которые затрудняли переправу танков. Например, траншеи на линии Гинденбурга были расширены до 11 или 12 футов (3,4 или 3,7 м), что было больше, чем способность британских танков преодолевать траншеи длиной 10 футов (3,0 м). Чтобы противостоять этому, сэр Уильям Триттон разработал «хвост головастика» - продолжение гусениц, которое можно было установить на заднюю часть танка Mark IV, что удлинило танк примерно на 9 футов (2,7 м). [17] Хотя весной 1918 года во Францию было отправлено 300 комплектов хвостовых оперений, они так и не были установлены, а конструкция так и не была использована в бою. [18]
Это, в свою очередь, побудило майора Филипа Джонсона из мастерских Центрального танкового корпуса в начале 1918 года разработать собственный план. Он разрезал Mark IV пополам и вставил три дополнительные панели, удлинив весь корпус на шесть футов. Таким образом были модифицированы три автомобиля. (Долгое время считалось, что большинство Mark V* [б] были преобразованиями на местах, сделанными Джонсоном. На самом деле они были все новые, изготовленные на заводе по новому дизайну). [19] Mark V* имел измененную форму задней башенки с двумя дополнительными пулеметными установками, дверь в каждом борту корпуса с дополнительной пулеметной установкой на каждой. Этот танк весил 33 тонны.
Дополнительное пространство также позволяло перевозить до четырнадцати человек в дополнение к стандартному экипажу: 1-й батальон Королевского танкового полка утверждал, что можно было разместить два орудия Льюиса с экипажем из двух человек; 2 орудия «Виккерс» каждое с расчетом из четырех человек; плюс пехотный разведчик и офицер. Однако они имели тенденцию поддаваться воздействию дымной атмосферы, как описано выше. [20]
Общий объем заказов на Mark V * составил 500 мужчин и 200 женщин, к моменту перемирия было построено 579 самолетов - заказ был выполнен компанией Metropolitan Carriage в марте 1919 года. [21] Незадолго до окончания войны Великобритания поставила Франции 100 Mk V* (80 самцов и 20 самок). В боевых действиях они не использовались, но оставались на вооружении Франции на протяжении 1920-х годов. Выведенные из действительной службы в 1930 году, они хранились на складе, чтобы иметь под рукой тяжелые танки, которые можно было бы выбросить на случай, если Конференция по сокращению и ограничению вооружений потребует этого. [22]
Mark V**
[ редактировать ]Поскольку Mark V* был удлинен, его первоначальное соотношение длины и ширины было испорчено. Боковые силы в повороте теперь стали неприемлемо высокими, что привело к вылету гусениц и огромному радиусу поворота. Поэтому майор Уилсон изменил конструкцию гусеницы в мае 1918 года, сделав более сильный изгиб нижней части трассы, уменьшив контакт с землей (но увеличив давление на грунт в качестве компромисса), а гусеницы были расширены до 26,5 дюймов (67 см). Двигатель Mark V был расточен до мощности 225 л.с. (168 кВт) и располагался дальше в корпусе. Кабина механика-водителя была объединена с каютой командира; сзади теперь была отдельная пулеметная позиция. Из пересмотренного заказа на 700 танков (150 «самок» и 550 «самцов») было построено только 25, и только один из них к концу 1918 года. [21]
Mark V***
[ редактировать ]См.: Марк Х.
Боевая история
[ редактировать ]Первая мировая война (Западный фронт)
[ редактировать ]Mk V дебютировал в бою во время битвы при Хамеле 4 июля 1918 года. Шестьдесят Mark V успешно поддержали австралийские войска в операции, которая восстановила доверие австралийцев к танкам, которые были сильно повреждены при Буллекорте. [23] После этого Mk V использовались в восьми крупных боевых действиях до конца войны.
Во время битвы при Амьене в августе 1918 года 288 танков Mark V вместе с новыми Whippet и Mk V* прорвались через немецкие позиции, предвкушая современную бронетанковую войну, и ознаменовали конец позиционной войны.
Американский 301-й тяжелый танковый батальон был оснащен 19 танками Mark V и 21 Mark V* в своем первом тяжелом танковом бою против линии Гинденбурга 27 сентября 1918 года. Из 21 танка Mark V* 9 были подбиты артиллерийскими снарядами (один полностью уничтожено), 2 попали на британские мины, 5 имели механические проблемы и 2 затонули в траншеях. Однако батальон достиг своей цели.
Гражданская война в России
[ редактировать ]Около 70 танков Mark V, поставленных Великобританией Белой русской армии и впоследствии захваченных Красной Армией в ходе Гражданской войны в России, использовались в 1921 году во время вторжения Красной Армии в Грузию и способствовали советской победе в битве за Тбилиси . [24] На севере четыре Mark V были доставлены белогвардейским войскам в Архангельске в 1919 году и четыре — в Таллинн , Эстония, вместе с двумя Renault FT . [6]
Вторая мировая война
[ редактировать ]При обороне Таллинна Красной Армией от немецких войск в августе 1941 года четыре Mk V, ранее находившиеся на вооружении Эстонии, планировалось использовать в качестве окопанных укреплений. Неизвестно, был ли этот план осуществлен в бою. Считается, что впоследствии они были списаны. [25]
В 1945 году войска союзников наткнулись на два сильно поврежденных танка Mk V в Берлине. Фотосвидетельства указывают на то, что это люди, пережившие Гражданскую войну в России, и ранее они выставлялись в качестве памятника в Смоленске , Россия, а затем были перевезены в Берлин после вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году. [1] Сообщения об их активном участии в битве за Берлин не были проверены. [2]
Выжившие автомобили
[ редактировать ]Одиннадцать танков Mark V уцелели. Большинство из них находятся в России или Украине и являются выжившими после танков, отправленных туда на помощь белым силам во время Гражданской войны в России .
- В Танковом музее в Бовингтоне выставлен Mark V Male, номер 9199 . Он участвовал в битве при Амьене , где его командир – лейтенант Х.А. Уиттенбери – был награжден Военным крестом . Впоследствии он был поврежден артиллерией в Белликуре в сентябре 1918 года во время Стодневного наступления . Он находился в Бовингтоне с 1925 года и использовался для демонстраций и съемок фильмов. [26] Хотя этот танк поддерживается в рабочем состоянии, музей Бовингтона принял решение больше не эксплуатировать его из-за износа, который будет нанесен ныне хрупкой исторической машине. [27]
- Тщательно отреставрированный Mark V Male, Devil , сохранился в Лондонском Имперском военном музее . Правый спонсон был удален, чтобы можно было увидеть внутреннюю часть танка, но при переоборудовании музея в 2013–2014 годах машина была перенесена таким образом, что внутренняя часть больше не видна публике. [28]
- Композит Mark V находится в Танковом музее в Кубинке , Россия.
- Женщина Mark V служит мемориалом в Архангельске . Первоначально он использовался британскими войсками во время интервенции союзников в гражданскую войну в России .
- Два сохранившихся Mark V, оба композитные, являются частью мемориала под открытым небом в Луганске , Украина . Еще два находятся на хранении.
- Композит Mark V находится в Харьковском историческом музее имени М. Ф. Сумцова , Украина.
- Мужской Mark V*, номер 9591, с 2010 года входит в коллекцию бронетехники и кавалерии армии США в Форт-Мур , штат Джорджия. Выдан роте А 301-го тяжелого танкового батальона США и поражен снарядом калибра 57 мм (2,2 дюйма). 27 сентября 1918 года во время атаки на «Линию Гинденбурга» он был отремонтирован и отправлен обратно в США. Это единственный сохранившийся экземпляр Mark V*.
- Женщина Mark V**: Ol'Faithful также хранится в Бовингтоне. Он никогда не участвовал в боевых действиях во время войны, но после войны был оснащен гидравлическим подъемным механизмом, позволяющим переносить и разворачивать переносные мосты, а также выполнять другие инженерные задачи. Во время Второй мировой войны его использовали в качестве балласта при испытаниях мостов Бейли . [29]
Галерея
[ редактировать ]- Mark V в Танковом музее, Бовингтон . С вертикальными бело-красно-белыми британскими опознавательными полосами, которые все еще использовались до начала Второй мировой войны.
- Имперский военный музей, Лондон (2006 г.)
- Композитный танк Mark V в Харькове , Украина.
- Танк Mark V в Архангельске , захваченный Красной Армией у белых.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ означает «Марк 5»: Великобритания использовала римские цифры для обозначения последовательных моделей первых тяжелых танков.
- ^ звездочка (*) в обозначениях ранних британских танков при произношении обычно произносилась как «звезда», например, Mark Five-star или Mark Five-star-star и т. д.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Флетчер (2011) стр.47
- ^ Jump up to: а б «Танки MK V Первой мировой войны в Берлине, 1945 год» . Архивировано из оригинала 5 января 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г AFV Profile No. 3 Tanks Marks I to V
- ^ Танк, Mark V (Мужчина) , Танковый музей Бовингтона.
- ^ Jump up to: а б с д и Флетчер, Дэвид. «Танковые беседы № 21 Танк Mark V» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 года . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Буллок, Дэвид; Дерябин, Александр (2003). Бронетанковые части Гражданской войны в России: белые и союзные . Новый Авангард 83. иллюстрации Алексея Аксенова. Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Флетчер, Дэвид (2011). Танк Марк V. Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 20–28.
- ^ Jump up to: а б с д и Фуллер, JFC (1920). Танки в Великой войне: 1914-1918 гг . Нью-Йорк: EP Dutton and Company. стр. 35–49.
- ^ «Британские танки межвоенных десятилетий» . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ Флетчер (2011), стр. 10–12.
- ^ Смит, KCA (2000). «Танковые паровозы Первой мировой войны» . «Пионер в области двигателей внутреннего сгорания - сэр Гарри Рикардо, FRS 1885–1974», Инженерный факультет Кембриджского университета . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Флетчер (2011), стр. 5–6.
- ^ «Секционные модели двигателя Ricardo Tank мощностью 150 л.с. для учебных целей» . Имперский военный музей . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Бейкер, Крис. «Танковый корпус 1914-1918 годов» . Длинный-длинный путь . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ «Джеймс Кейт и Блэкман Ко» . Путеводитель Грейс по истории британской промышленности . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Флетчер (2011), с. 14.
- ^ «Танки-головастики» . Сухопутные корабли . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Гланфилд (2006), с. 224.
- ^ Флетчер (2011), стр. 16–17.
- ^ Флетчер (2011), с. 20.
- ^ Jump up to: а б Глэнфилд, Колесницы Дьявола
- ^ Вовилье, Франсуа (апрель 2012 г.). «Тяжелый танк Mark V Star». История войны, бронетехники и техники (на французском языке). № 100. с. 28.
- ^ «Первая битва при Буллекорте» . www.awm.gov.au.
- ^ Буллок, Дэвид (2006). Бронетанковые части Гражданской войны в России: Красная Армия . Иллюстрировано А. Аксеновым и П. Сарсоном. Оксфорд: Osprey Publishing, стр. 38–41. ISBN 1-84176-545-7
- ^ Тийт Ноорметс и Мати Ун, (1999). Эстонская бронетехника 1918–1940 гг . Таммискилп, с. 94. ISBN 9789985606926
- ^ «Танк Mark V (Мама) (Е1949.327)» . Бовингтонский танковый музей . Проверено 28 октября 2012 г.
- ^ Флетчер (2013), стр.153
- ^ «Галерея Первой мировой войны IWM» . Экерсли О'Каллаган. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ "Танк Марк V** (Женский) (Е1949.325)" . Бовингтонский танковый музей . Проверено 28 октября 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Флетчер, Дэвид (2001). Британские танки, 1915–1919 гг . Кровуд Пресс. ISBN 1-86126-400-3 .
- Флетчер, Дэвид (2004). Британский танк Mark I, 1916 год . Издательство Оспри. ISBN 1-84176-689-5 .
- Флетчер, Дэвид (2007). Британский танк Mark IV . Издательство Оспри. ISBN 978-1-84603-082-6 .
- Флетчер, Дэвид (2011). Британский танк Mark V. Издательство Оспри. ISBN 978-1-84908-351-5 .
- Флетчер, Дэвид (2013). Танк Великой войны Mark IV . Хейнс. ISBN 978-0-85733-242-4 .
- Гланфилд, Джон (2006). Колесницы Дьявола . Издательство Саттон. ISBN 0-7509-4152-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Штаб танкового корпуса, 1 декабря 1917 г., британская армия: «Инструкция по обучению танкового корпуса во Франции». Включает характеристики танков Mk IV и V. Архивировано 8 декабря 2012 г. на archive.today.
- Интерьер танка Mark V : видно дополнительное пространство сзади. Фликр.
- http://www.spartacus-educational.com/FWWmother.htm
- http://www.tankmuseum.co.uk/colww1.html Архивировано 29 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- http://www.dvinainform.ru/landoflom/2006/12/18/50915.shtml — Статья о сохранившемся архангельском танке.
- - Списки и боевые описания танков британской постройки в Первой мировой войне.