Танк Марк IX
Марк IX | |
---|---|
![]() Марк IX | |
Тип | Бронетранспортер |
Место происхождения | Великобритания |
История производства | |
Дизайнер | Лейтенант Дж. Дж. Рэкхэм |
Производитель | Маршалл, Сыновья и Ко. |
№ построено | 34 (всего) |
Технические характеристики | |
Масса | 27 тонн (27 длинных тонн; 30 коротких тонн) |
Длина | 9,73 м (31 фут 11 дюймов) |
Ширина | 2,5 м (8 футов 2 дюйма) |
Высота | 2,64 м (8 футов 8 дюймов) |
Экипаж | 4: 1 командир, 1 водитель, 1 механик, 1 пулеметчик; можно было перевозить до 30 человек. |
Броня | 10 мм |
Основной вооружение | 2 пулемета 0,303 дюйма (7,7 мм) |
вторичный вооружение | нет, но есть бойницы для 16 солдат |
Двигатель | Рикардо 6-цилиндровый бензиновый двигатель 150 тормозных лошадиных сил (110 кВт) |
Мощность/вес | 5,6 лошадиных сил на тонну (4,2 кВт/т) |
Приостановка | неподрессоренный |
Оперативный диапазон | 20 миль (32 км) |
Максимальная скорость | 6,9 км/ч (4,29 миль в час) |
Танк Mark IX — британская боевая бронированная машина времен Первой мировой войны . Это был первый в мире специализированный бронетранспортер (БТР).
Разработка
[ редактировать ]В ходе первых действий с танками стало ясно, что пехота зачастую не успевает за танками; не потому, что солдаты были слишком медленными (первые танки сами могли двигаться только со скоростью пешехода), а потому, что пешие солдаты оставались уязвимыми для пулеметного огня, хотя танки были изобретены для решения этой проблемы. Во многих случаях позиции, завоеванные большой ценой, были немедленно потеряны из-за отсутствия пехоты для укрепления. Считалось, что эту проблему можно решить, поместив в каждый танк по несколько пехотинцев, но атмосфера внутри была настолько плохой, что солдатам стало плохо, и в конце концов они потеряли сознание. При повторном выходе на свежий воздух экипаж был выведен из строя примерно на час, пока восстанавливался после ядовитых паров внутри танка. Они будут болеть и страдать от сильных головных болей. [1]
Летом 1917 года, в то время как еще один «носитель» танк, Gun Carrier Mark I , находился в стадии разработки, лейтенанту Дж. Дж. Рэкхэму было приказано спроектировать бронемашину специально для перевозки войск. Он сотрудничал с Юстасом Теннисоном д'Энкуром , председателем Земельного комитета . Проектирование было осложнено требованием, чтобы машина могла быть оснащена спонсонами , превращая ее в более современный боевой танк, чем танк Mark V , на случай, если конструкция танка Mark VIII окажется неудачной и тип все равно будет обозначен как танк. «Mark IX» пришел на смену Mark VIII, но вскоре это требование было отменено из-за его сложности. [2]
Создание и производство прототипа
[ редактировать ]В сентябре 1917 года компания Armstrong, Whitworth & Co. в Ньюкасл-апон-Тайн приступила к строительству двух прототипов чисто транспортной машины, которая впоследствии стала Mark IX, которая также могла служить в качестве танка снабжения. Прототипы были утверждены в следующем году, когда стало ясно, что возможная альтернатива — удлиненный танк Mark V* — не подходит для перевозки пехоты. Двести Mark IX были заказаны у производителя тракторов Marshall, Sons & Co. из Гейнсборо, Линкольншир, но к концу Великой войны было построено только три из общего количества выпущенных машин в тридцать четыре. [3] Были опробованы специально разработанные сани, разработанные танковой мастерской во Франции, которые позволяли перевозить дополнительно 10 длинных тонн (10 т) запасов.
Описание
[ редактировать ]
Поскольку времени на совершенно новую конструкцию не было, Mark IX был основан на Mark V с удлиненным корпусом до 9,73 м (31 фут 11 дюймов). Двигатель Ricardo мощностью 150 л.с. был перенесен вперед, коробка передач - назад, а балки подвески полностью исключены. Это создало внутреннее пространство длиной 4 м (13 футов 1 дюйм) и шириной 2,45 м (8 футов 0 дюймов), достаточно места для тридцати (официально даже пятидесяти) солдат или десяти тонн груза. Для обеспечения достаточной жесткости шасси пол был усилен тяжелыми поперечными балками. Находившейся внутри пехоте пришлось бороться с тягами управления шестернями, идущими по крыше, и приводным валом посередине. К несчастью для пехотинцев, в танке для них не было встроено сидений. [4]
Собственно экипаж состоял из сидевшего слева механика-водителя и сидевшего справа от него командира (впервые в британском танке, сделавшего такую уступку сложившимся условиям движения во Франции), механика и пулеметчика, который мог комплектовать пушка в люке сзади. Спереди был установлен второй пулемет. Созданный как бронетранспортер, этот тип имел элементы боевой машины пехоты , так как вдоль каждого борта корпуса имелось восемь бойниц , через которые солдаты могли вести огонь из винтовок. Четыре из шестнадцати бойниц находились в четырех овальных дверях (по две с каждой стороны), через которые солдаты могли садиться и высаживаться. [4]
Несмотря на использование более тонкой — 0,39 дюйма (10 мм) — брони , эксплуатационная масса по-прежнему составляла 27 длинных тонн (27 т), а скорость — всего 4,3 мили в час (6,9 км/ч). Танк также мог перевозить припасы на лотке на крыше за бронированной наблюдательной башенкой командира (самая высокая точка - 8,7 футов (2,64 м)), буксируя при этом до трех груженых саней. Рэкхэм попытался улучшить внутренние условия, установив на крыше большой глушитель вместе с вентиляторами; но отдельного моторного отделения по-прежнему не было, и поэтому сомнительно, достиг ли проект цели создания машины, способной доставлять отделение пехоты в боевом состоянии, даже учитывая сильно ограниченную дальность действия Mark IX.
История эксплуатации и проект
[ редактировать ]
Mark IX использовались в течение нескольких лет после войны. Существуют фотографии машин с обозначением «IC», нанесенным на корпусах, что, вероятно, указывает на то, что они действительно использовались в качестве «транспортеров пехоты». [3] Этот тип получил название The Pig в честь низкого силуэта передней гусеницы, напоминающего морду. [4] - использовался как основа двух конверсий: одна из первых трех построенных использовалась как бронированная санитарная машина, [3] а другой был перестроен в танк-амфибию сотрудниками испытательной базы в Доллис-Хилл . [5]
Конверсия амфибии "Утка"
[ редактировать ]
И без того громоздкая машина (вероятная причина, по которой Mark IX был выбран в качестве основы для танка-амфибии) ее водоизмещение было улучшено за счет установки барабанов спереди и по бокам. К звеньям гусеницы крепились длинные деревянные доски, но только с одной стороны; достигнув поворота трассы, они выступали, действуя как весла. Снимки плавучего танка на Хендонском водохранилище были сделаны 11 ноября 1918 года, в день перемирия. По устному преданию, это транспортное средство называлось «Утка» , но в его правдивости есть сомнения. На фотографиях видно, что вокруг кабины была расположена большая прямоугольная надстройка, из которой вверх выступали трубы, вероятно, выходы трюмных насосов . По этому случаю машина была укомплектована военнослужащими ВМФ. [5]
Последний сохранившийся Mark IX сейчас находится в Танковом музее в Бовингтоне .
Галерея
[ редактировать ]-
Mark IX в Доллис-Хилл, до амфибийных модификаций.
-
Конверсия танка-амфибии Mark IX на водохранилище Уэльс-Харп, все пассажиры наверху
-
Конверсионная амфибия Mark IX с двумя мужчинами рядом с ней на водохранилище Уэльская Арфа.
-
Внутри десантного отделения сохранившегося танка MK IX в Бовингтоне.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Флетчер (2001) с. 155
- ^ Флетчер (2001) с. 167
- ^ Перейти обратно: а б с Флетчер (2001) с. 169
- ^ Перейти обратно: а б с Флетчер (2001) с. 168
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Флетчер, 2001, Британские танки 1915–1919 годов , The Crowood Press, стр. 178
Ссылки
[ редактировать ]- Флетчер, Дэвид (2001), Британские танки 1915-1919 , The Crowood Press
- ТАНК: История боевой бронированной машины Кеннет Макси и Джон Х. Бэтчелор (1970) ISBN 0-684-13651-1 Страница 46
- Факты и подвиги ТАНК: Книга рекордов Гиннеса Кеннита Макси, 3-е издание (1980), стр. 61
- Боевые бронированные машины Первой и Второй мировых войн , Джек Ливси, Anness Publishing Ltd. ISBN 1-84476-370-6 Страница 121
- Танк Mark IX № 936 (E1949.364) Tankmuseum.org
