40-месячный тур
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2009 г. ) |
40М Туран I/41М Туран II | |
---|---|
![]() 40М Туран (Туран I) в 1943 году. | |
Тип | Средний танк |
Место происхождения | Королевство Венгрия Чехословакия |
История обслуживания | |
Используется | Королевство Венгрия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Институт военных технологий венгерской армии (HTI), завод DIMÁVAG, завод Škoda Works - разработал прототип Т-21. [ 1 ] [ нужна страница ] |
Разработанный | 1938 |
Произведено | 1940–1944 |
№ построено | 424 |
Варианты | 40М Туран (Туран I) 41М Туран (Туран II) 43М Туран (Туран III) |
Технические характеристики | |
Масса | 18,2 тонны |
Длина | 5,55 м (18 футов 3 дюйма) |
Ширина | 2,44 м (8 футов 0 дюймов) |
Высота | 2,39 м (7 футов 10 дюймов) |
Экипаж | 5 |
Броня | 50 мм (2,0 дюйма) максимум |
Основной вооружение | 1 × 40 мм 41М L/51 (40М Туран I) 1 × 75 мм 41М L/31 (41М Туран II) |
вторичный вооружение | 2 × 8-мм Gebauer 34/40.М пулемета |
Двигатель | бензиновый Weiss Manfréd Z-V8H-4 260 л.с. (195 кВт) |
Мощность/вес | 14 л.с./тонну |
Приостановка | тележка с листовой рессорой |
Оперативный диапазон | 165 км (103 мили) |
Максимальная скорость | 47 км/ч (29 миль в час) |
Танки «Туран» — серия венгерских средних танков времен Второй мировой войны . Они выпускались в двух основных вариантах: первоначальный 40М Туран (или Туран I ) с 40-мм пушкой и более поздний 41М Туран (или Туран II ) с короткоствольной 75-мм пушкой, улучшенной броней и новой башней. Всего было выпущено 285 танков 40М Turán I. [ 2 ] 40M Turán (Turán I) изначально был вдохновлен и использовал особенности конструкции чехословацкого прототипа среднего танка Škoda T-21. Танки «Туран» сражались на Восточном фронте против Советского Союза и при защите Венгрии.
Еще один модернизированный вариант прототипа, 43M Turán (или Turán III ), также был разработан и построен, но не пошел в серийное производство. Он имел мощную длинноствольную 75-мм пушку, улучшенную броню и новую башню. Опытные образцы были изготовлены, но работы над проектом прекратились в 1944 году, когда в стране прекратилось серийное производство. [ 3 ]
История
[ редактировать ]В декабре 1937 года мастерские Škoda подготовили прототип среднего танка Škoda T-21, созданного на базе более раннего успешного LT vz. 35 проект. Были спроектированы два прототипа, получившие обозначение S-IIc, но их постройка так и не была завершена. Танк весил 16,5 тонн (16,2 длинных тонны; 18,2 коротких тонны), был вооружен 4,7-см КПÚВ vz. 38 , два 7,92-мм пулемета, а максимальная броня увеличена до 30 мм. [ 4 ] S-II-c должен был иметь улучшенный двигатель объемом 13,8 л и мощностью 250 л.с.; это увеличило максимальную скорость примерно до 50 км/ч (31 миль в час).
После того, как Германия аннексировала Чехословакию , прототипы были доработаны под новым обозначением Т-21, который, в свою очередь, был предшественником нового прототипа; Т-22. Два из последних типов были переданы Венгрии в 1941 году. Иногда сообщается, что Т-22 послужил основой для «Турана», но на самом деле вместо него использовался прототип Т-21. [ 2 ] Венгерские инженеры решили заменить исходную 47-мм пушку на 40-мм отечественную конструкцию по экономическим и военным причинам. Военные эксперты заявили, что бронепробиваемость 47-мм пушки была не лучше, чем у самодельной 40-мм пушки, поскольку последняя имела гораздо большую начальную скорость. Характеристики орудия были немного ниже, чем у Panzer III Ausf. Х. Основное вооружение [ 2 ] Модификацию танковой пушки провел завод «Шкода» — использовали оригинальную чешскую орудийную люльку и установили в нее ствол венгерского производства. Увеличена и лобовая броня: на исходную лобовую броню толщиной 35 мм инженеры клепали 15-мм бронелист, всего 50 мм. [ 5 ] таким же образом была защищена башня. Чешские пулеметы были заменены на венгерские 8-мм Gebauer 34/40.М пушки . Общий вес также был увеличен до более чем 18 тонн. Разнесенная броня в виде бортовых юбок была добавлена в 1944 году для защиты от противотанковых ружей, таких как ПТРС-41 и ПТРД-41 . [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]Туран выпускался в трех версиях – Туран I, II и III. Turán I был первым средним танком с 40-мм пушкой. [ 6 ] Эта пушка, стандартная венгерская легкая противотанковая пушка, стреляла тем же патроном 40×311 ммR, что и зенитная пушка Bofors 40 мм L/60 , которую в то время Венгрия производила по лицензии. Башня имела клепаную конструкцию. [ 6 ] Всего с 1941 по 1943 год было выпущено 285 танков 40M Turán I. [ 2 ]
Боевой опыт 1941 года заставил Венгрию осознать, что 40.M Turán (Turán I), который в то время все еще находился в стадии разработки и строительства, не оправдает ожиданий от современных средних танков. Генеральный штаб венгерской армии изменил второй заказ из 309 средних танков на 87 средних и 222 тяжелых танка, вооруженных 75-мм пушкой. Позже, в 1941 году, этот заказ был снова изменен на 55 средних и 254 тяжелых танка. Генеральный штаб также заявил, что новый тяжелый танк должен быть построен на основе уже построенных «Туранов» без замены двигателя, а вес нового танка должен быть сопоставим с тяжелым танком. Упомянутый тяжелый танк впоследствии стал Тураном II.
Прототип тяжелого танка и новая 75-мм пушка были заказаны в Институте военной техники венгерской армии (HTI) в 1941 году. У HTI не было ни конструкторов пушек, ни производственных подразделений, поэтому приходилось выбирать из уже существующего. пистолет и попробуйте его модифицировать. Инженеры выбрали 75-мм орудие 41М L/25 на базе полевой артиллерийской пушки 18.М – 8 cm Feldkanone M.18 – находившейся на вооружении со времен Первой мировой войны. [ 7 ] [ 8 ] HTI заказала модификацию пистолета шведской компании Bofors , которая охотно согласилась.
Обе модификации шасси – увеличение толщины брони до 50 мм за счет клепки дополнительных 20-мм бронелистов на лобовой броне и нижнем лобовом стекле, замена люка механика-водителя с одностворчатой, открывающейся вправо, на двустворчатую, открывающуюся складную дверь. на фронт, прототип новой пушки и башни был готов в январе 1942 года, а новая башня была закончена в феврале 1942 года. Новая 75-мм пушка стала первым венгерским танком. пистолет с горизонтальным полуавтоматическим скользящим блоком.

Во время установки люлька орудия треснула, и ремонт еще больше задержал производство машины. 6 мая 1942 года была закончена вся подготовка к наземным испытаниям, а орудийная люлька отремонтирована. Испытания прошли успешно, и новый тяжелый танк был принят на вооружение как 41.M Turán (также известный как Turán II или « Turán 75 Short»). Первые Turán II поступили на вооружение только в сентябре – октябре 1943 года, поскольку производство орудийной оптики и боеприпасов было задержано.
К тому времени Turán II тоже устарел, но он по-прежнему был смертелен для средних танков Т-34 на расстоянии до 500 метров, что все еще было хорошим прогрессом по сравнению с предыдущими венгерскими бронемашинами. По данным 1944 года, для боевых частей было выпущено 129 Turán II; В заводских записях зафиксировано, что было изготовлено 182-185 тяжелых танков 41.M Turán (Turán II). По другим данным, было выпущено около 195 Turán II.

Помимо производства танков, шасси послужило основой для штурмовой пушки «Зриньи II» . В корпусе была установлена 105-мм короткая пушка, а поворотная башня, как у танка, отсутствовала. Всего за время войны было выпущено 66–72 Zrínyi II. Единственными другими известными машинами на базе этого шасси были Turán III и Zrínyy I , обе из которых использовали танковую пушку 7,5 cm 43.M. Всего было изготовлено две танковые пушки калибра 7,5 см 43.М. Танковая пушка 7,5 cm 43.М была разработана по чертежам PaK 40 , переоборудованного для венгерского производства. Обе машины выпускались только как прототипы.
Прототип Turán III с настоящей башней был закончен в феврале 1944 года. В отличие от лобовой брони корпуса, утолщенной за счет клепки двух броневых листов, броня башни толщиной 75 мм была изготовлена только из одной пластины. После завершения изготовления опытного образца и его принятия в серийное производство были проведены подвижные и огневые испытания. Однако больше 43.M Turáns (также известные как Turán III или Turán 75 длиной) или Zríny Is не были построены из-за нехватки материалов и того факта, что после оккупации Венгрии в марте 1944 года Германия не разрешила дальнейшее строительство танков и орудий. производство, ограничивая венгерскую промышленность только уровнем производства запасных частей.
Неизвестно, были ли приняты на вооружение прототипы «Зриньи I» и «Туран III» , а судьба «Туран III» и «Зриньи I» неизвестна.
История обслуживания
[ редактировать ]«Тураны» использовались в 1-й и 2-й венгерских танковых дивизиях, а также в 1-й кавалерийской дивизии в 1943 и 1944 годах. Они использовались в боях на Восточном фронте против Советского Союза и при обороне Венгрии.
Несколько танков «Туран» были захвачены после королевского переворота 1944 года Королевством Румыния , а также несколько танков «Толдис» и штурмовое орудие «Зриньи» . [ 9 ]
Выжившие
[ редактировать ]
Известно только один сохранившийся танк «Туран». Это Туран II (41М Туран), выставленный в Танковом музее Кубинки в России. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Связанные разработки
- Туран III - венгерский средний танк, разработанный на базе Туран II.
- Зриньи II - венгерский штурмовой пистолет, разработанный на базе Турана.
- Зриньи I - венгерский истребитель танков, разработанный на базе Турана.
- 44M Tas - венгерский тяжелый танк, разработанный для замены серии Turán, имеет некоторые общие компоненты.
- Танки сопоставимой роли, характеристик и эпохи
- СТ вз. 39 (V-8-H) - чехословацкий прототип среднего танка, конкурирующий с Škoda T-21.
- Panzer III — немецкий средний танк.
- Panzer IV — немецкий средний танк.
- Т-28 — советский средний танк.
- Т-34 — советский средний танк.
- Р-3 — румынский проект, также на базе Шкода Т-21.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Залога, Стивен Дж. (2013), Танки восточных союзников Гитлера 1941–45 , New Vanguard 199, иллюстрировано Генри Морсхедом, ISBN 9781780960203
- ^ Jump up to: а б с д и «40М Туран I» . Танковая энциклопедия . 20 марта 2021 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ "Вессен Трианон :::::: Работает на сайте: www.webtar.hu ::::::*" . vesszentrianon.n1.hu . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Румынская броня во Второй мировой войне» . 27 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 г. . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Брайан Гайдос (20 марта 2021 г.). «40М Туран I» . Танковая энциклопедия . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Сорок, Джордж (1995). Танки Второй мировой войны . Скопа. стр. 202–203 . ISBN 1-85532-532-2 .
- ^ Боклет, Дэвид. «40М/41М Туран» . Tank-afv.com .
- ^ «40М Туран I» . Танковая энциклопедия . 20 марта 2021 г.
- ^ Эксворси, с. 221
- ^ «Танковый музей в Кубинке зал 7 | Танковый музей парк Патриот Москва» . Проверено 29 мая 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Эксуорси, Марк (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941–1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-267-0 .
- Бернад, Денес и Климент, Чарльз К. (2015). Мадьярские воины: История Королевских венгерских вооруженных сил, 1919–1945 гг . Том. 1. Солихалл, Великобритания: Гелион. ISBN 978-1-906033-88-0 .
- Чаба, Бече (2007). Мадьярская сталь: венгерская броня во Второй мировой войне . Сандомир, Польша: STRATUS для публикаций о моделях грибов. ISBN 978-83-89450-29-6 .
- Климент, Чарльз К. и Францев, Владимир (1997). Чехословацкие боевые бронемашины 1918-1948 гг . Атлген, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-0141-1 .
- Мюзер, Петер (2018). История боевых действий венгерских бронетанковых войск во Второй мировой войне . Люблин, Польша: Kagero Publications. ISBN 978-83-66148-07-9 .