39М Чаба
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2014 г. ) |
39М Чаба | |
---|---|
![]() Бронеразведывательная машина 39М «Чаба» (1940 г.) | |
Тип | Бронеавтомобиль |
Место происхождения | Королевство Венгрия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1939 - 1945 |
Используется | Венгерская армия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Николас Штраусслер |
Разработанный | 1930-е годы |
Производитель | Вайс Манфред , Чепель |
Произведено | 1939 - 1944 |
№ построено | 102-137 |
Технические характеристики | |
Масса | 5,95 тонны |
Длина | 14 футов 8 дюймов (4,52 м) |
Ширина | 6 футов 10 дюймов (2,1 м) |
Высота | 7 футов 4 дюйма (2,27 м) |
Экипаж | 3 |
Броня | 9 мм |
Основной вооружение | 1 × 20-мм противотанковая пушка Solothurn 36M |
вторичный вооружение | 1 × 8-мм Gebauer 1934/37М спаренный пулемет 1 × 8-мм отъемный ручной пулемет Solothurn |
Двигатель | Форд , 8-цилиндровый 90 л.с. |
Оперативный диапазон | 93 мили (150 км) |
Максимальная скорость | 65–85 км/ч (40–53 миль в час) [ 1 ] |
39M Csaba (t͡ʃɒbɒ) — венгерский бронеавтомобиль, разработанный Николасом Штраусслером . Он производился для Королевской венгерской армии во время Второй мировой войны и широко использовался на Восточном фронте, сражаясь против Советского Союза .
Разработка и использование
[ редактировать ]
Венгерский эмигрант Николас Штраусслер спроектировал несколько броневиков для Великобритании, живя там между двумя мировыми войнами. Штрауслер заключил соглашение с заводом Вайса Манфреда в Чепеле, Будапешт, о производстве автомобилей по его разработкам для использования в его родной стране - наиболее известной была Csaba (названная в честь сына Аттилы Гунна ), которая была разработана на основе его опыта. бронеавтомобиля Alvis AC2. [ 2 ]
После успешных испытаний в 1939 году венгерская армия разместила заказ на 61 машину, а в 1940 году был размещен еще заказ на еще 40 машин. Из них двадцать использовались как настоящие боевые машины, а остальные служили бронированными командирскими машинами и разведывательными машинами. транспортные средства.
В 1943 году две машины под номерами RR511 и RR512 были окрашены в синий цвет для использования полицейскими подразделениями. [ 3 ]
«Чаба» имел 20-мм противотанковую пушку «Солотурн». [ 4 ] и спаренный 8-мм пулемет Gebauer 1934/37М, закрепленный на центрально установленной башне с 9-мм броневой обшивкой. 20-мм пушка имела 200 снарядов в 5-боезарядных магазинах, всего 40 магазинов, тогда как спаренный 8-мм пулемет Гебауэр имел 3000 патронов в 100-зарядных металлических лентах. [ 5 ] Машина также была оснащена съемным 8-мм ручным пулеметом Solothurn, стрелявшим через задний люк в качестве зенитного. Экипаж мог спешиваться и нести этот пулемет при ведении разведки в пешем порядке. У него также было два места для водителя: одно обычно спереди, а другое сзади.
40M Csaba представляла собой командную версию, вооруженную только башенным 8-мм пулеметом. На этой машине была установлена вторая радиостанция Р-4Т, имевшая большую решетчатую радиомачту. [ 6 ]
Машины первого разведывательного батальона Будапешта были отмечены вспышкой молнии, а также мадьярским крестом. Мадьярский крест также можно было увидеть на транспортных средствах в Трансильвании в сентябре 1940 года, а также в Югославии и России в 1941 году. Джон Бауманн предполагает, что красный и зеленый крест могли служить точкой прицеливания, поэтому позже он был заменен на белый крест на серый/черный фон. До октября–ноября 1944 г. на 39М не было обнаружено немецкой маркировки. [ 7 ]
Первые 61 машина была передана в состав 1-й механизированной бригады, 2-й механизированной бригады, 1-й танковой дивизии, 2-й танковой дивизии и 1-й горнострелковой бригады. Три 39М служили в составе 1-й горнострелковой бригады, остальные части получили десять 39М, одну 40М и две машины, используемые для обучения. Все, кроме 1-й горнострелковой бригады, участвовали в операции «Барбаросса» . Боевое применение показало, что 39М не следует использовать вне разведывательной роли: к декабрю 1941 года из отправленных на фронт уцелело только 17 единиц. В декабре 1942 года 1-я кавалерийская бригада потеряла 18 39М. Имелось в наличии 48 боеготовых машин. к лету 1944 г. они были приписаны к четырем венгерским пехотным дивизиям, воевавшим в Галиции вместе с кавалерийскими дивизиями. Начиная с осени 1944 года количество 39М постепенно уменьшалось. [ 8 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Вид спереди на 39M Csaba
-
Вид сбоку на 39M Csaba
-
Бронеавтомобили 39М Csaba в 1940 году.
-
Интерьер 39M Csaba с спаренным пулеметом Gebauer.
-
Интерьер 39M Csaba с места водителя
-
39M Csaba, поврежденный на мине, с закрытой башней в Сербии, 1941 год, во время вторжения в Югославию.
-
39M Csaba застрял в кювете, 1940 год.
-
39M Csaba на скорости, 1943 год.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бедный, Иштван (1980). Типовая книга танков и бронетехники . Будапешт, Венгрия: Издательство Zrínyy. п. 154. ИСБН 963-326-283-6 .
- ^ https://tank-afv.com/ww2/hungary/39M-40M_Csaba.php
- ^ https://warwheels.net/images/ACJFinal9.pdf.
- ^ Сток, Стивен Дж. (2018). Противотанковое ружье . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. п. 22. ISBN 978-1-4728-1722-8 .
- ^ Джеки 95 (12 апреля 2018 г.). «Броневики Чаба» . Венгерские военныеww2 . Проверено 8 февраля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ https://tank-afv.com/ww2/hungary/39M-40M_Csaba.php
- ^ https://warwheels.net/images/ACJFinal9.pdf.
- ^ https://tank-afv.com/ww2/hungary/39M-40M_Csaba.php
Библиография
[ редактировать ]- JCM Пробст. «Венгерская броня во время Второй мировой войны». Журнал Airfix (сентябрь 1976 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Венгерские танки» . Архивировано из оригинала 24 августа 2007 года . Проверено 2 августа 2007 г.
- «Венгерская армия в России» . Архивировано из оригинала 30 марта 2005 года . Проверено 2 августа 2007 г.
- «Вторая мировая война в цвете» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 2 августа 2007 г.