Вайс Манфред WM-23 Серебряная стрела
WM-23 | |
---|---|
![]() | |
Схематический рисунок WM-23 | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Венгрия |
Производитель | Вайс Манфред |
Дизайнер | Бела Саму и команда |
Первый полет | Начало 1941 года |
Статус | Отменено |
Основной пользователь | Королевские ВВС Венгрии (МХЛ) |
Количество построенных | 1 |
Развитый в | WM-123 Серебряная стрела II |
Weiss Manfréd WM-23 Ezüst Nyíl («Серебряная стрела») — венгерский истребитель времен Второй мировой войны, разработанный сталелитейным и металлургическим заводом Манфреда Вайса . Разработанный Саму Белой и его командой, WM-23 представлял собой полностью венгерскую конструкцию с убирающимся шасси , трехлопастным винтом изменяемого шага , закрытым фонарем , перевернутыми крыльями типа «чайка» и эллиптической низкорасположенной конструкцией. Разработка началась летом 1939 года, когда был изготовлен и испытан один прототип. Демонстрирующий хорошие летные характеристики и в целом считающийся отличной конструкцией, WM-23 планировалось поступить в серийное производство . Однако прототип был уничтожен 21 апреля 1942 года, и к этому времени MÁVAG Heja использовался истребитель , который вполне соответствовал предполагаемой роли WM-23. Поэтому было решено не выделять дополнительные ресурсы на завершение проекта и отменить его.
Происхождение
[ редактировать ]Венгрия нуждается в современном истребителе
[ редактировать ]После окончания Первой мировой войны венгры ввели серьезные ограничения на свою армию в соответствии с Трианонским договором . Одно из условий договора запрещало Венгрии иметь военно-воздушные силы . Однако под прикрытием гражданских аэроклубов постепенно было создано секретное авиационное подразделение. В 1930-е годы Венгрия все более открыто выступала против этого договора, и после Бледского соглашения о существовании Королевских венгерских ВВС (Magyar Királyi Honvéd Légierő , MKHL). 1938 года стало известно [ 1 ] [ 2 ]
Костяк истребительной авиации МХЛ изначально составляли множество истребителей-бипланов Fiat CR.32 , которые МХЛ тайно приобрела в 1935–1936 годах (до официального существования МХЛ). [ 3 ] В середине 1938 года MKHL заказала много истребителей-бипланов Fiat CR.42 , хотя они знали, что бипланы устаревают, им необходимо было быстро оснастить свои истребительные части. [ 4 ] Поэтому, когда у венгерских истребительных частей появились истребители, приоритетом МХЛ стало приобретение современных военных самолетов. MKHL надеялась на это в Германии , однако немцы не желали продавать свои самые современные и функциональные самолеты и продавали только самолеты, которые они не использовали, или те, которые были более устаревшими и устаревшими. Венгры рассмотрели и в конечном итоге выбрали доступный Heinkel He 112B , поскольку в то время он все еще был боеспособным истребителем, доступным только потому, что он едва проиграл конкуренцию немецким истребителям Messerschmitt Bf 109 . [ 5 ]
Начало WM-23
[ редактировать ]
7 сентября 1938 года Венгрия заказала 36 истребителей Heinkel He 112B. К несчастью для венгров, этот приказ будет сопряжен с проблемами. Мало того, что Венгрия была в конце очереди, немцы также отдавали приоритет Люфтваффе заказам над экспортными заказами, и, кроме того, немцы намеренно откладывали выполнение венгерского заказа по политическим причинам. [ 6 ] В начале 1939 года демонстратор He 112B (V9) прибыл в Венгрию, но разбился во время демонстрационного полета. [ 7 ] Затем был отправлен новый He 112B, но, управляя самолетом, венгерские пилоты вскоре заметили, что двигатель - Junkers Jumo 210 - недостаточно мощный, что позволяет им развивать максимальную скорость только 430 км/ч. После выполнения японских и испанских заказов казалось, что следующим будет заказ Венгрии, но затем Румыния разместила заказ и оказалась в начале очереди. При всех этих задержках казалось, что Венгрия никогда не получит истребители, поэтому венгры запросили лицензию на производство He 112B и получили ее в мае 1939 года. [ 7 ] Однако, чтобы решить проблему недостаточной мощности двигателей, венгры постоянно пытались получить лицензию на один из новых и более мощных двигателей, таких как Junkers Jumo 211 , но немцы отказывались передать лицензию на любой из улучшенных двигателей и поэтому лицензировали. производство так и не началось, а в декабре лицензия на He 112 была аннулирована. Из первоначального заказа на 36 самолетов Венгрия получила только три He 112 B-1 (не считая разбившегося демонстратора), и даже они были оснащены снятыми 20-мм пушками и двигателями недостаточной мощности. [ 7 ] Немцы заказ так и не выполнили, поэтому венгры стали искать современные истребители в другом месте.
В первой половине 1939 года, возможно, из-за проблем с контрактом на He 112B, венгры решили создать отечественный истребитель. Новый самолет должен был иметь характеристики, аналогичные современным истребителям других стран или превосходящие их, а именно Curtiss P-36 , Seversky P-35 , Hawker Hurricane , Polikarpov I-16 , Heinkel He 112 и современные версии Messerschmitt. Bf 109 (вариант D в 1939 году). Самолет получил обозначение WM-23 Ezüst Nyíl и был разработан венгерской компанией Weiss Manfréd . [ 8 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Двигатель, винт и кабина
[ редактировать ]
Проектирование WM-23 началось летом 1939 года и было разработано Саму Белой совместно с Мартоном Вилмошем, Милчевичем Тибором, Папом Мартоном, Павлатом Йено и другими. Прототип был готов к концу 1940 года. [ 8 ] WM-23 был оснащен двигателем Weiss Manfréd WM K-14B - 14-цилиндровым двухрядным воздушного охлаждения мощностью радиальным двигателем 1030 л.с. (768 кВт) . [ 8 ] [ 9 ] WM K-14B представлял собой лицензионную модифицированную версию радиальной винтовки Gnome-Rhône 14Kfrs Mistral-Major . [ 10 ] Двигатель WM-23 имел плотно прилегающий капот типа NACA. [ 11 ] а двигатель будет приводиться в движение трехлопастной изменяемого шага металлический ВДМ [ 9 ] (некоторые источники говорят, что Hamilton-Standard ) [ 12 ] пропеллер. [ 13 ] Эффективное охлаждение двигателя обеспечивалось за счет использования створок капота ; они могли быть открыты или закрыты пилотом с помощью ручного управления. [ 14 ] Фонарь . самолета сдвигался назад, и обзор из кабины был очень хорошим [ 11 ] [ 8 ] Р-13 Радиоприбор на сеть 24 В с длинной антенной должен был быть установлен, хотя на прототипе он не был установлен, чтобы самолет мог быстрее пройти испытания и полеты. [ 8 ]
Крылья, шасси и фюзеляж
[ редактировать ]WM-23 имел деревянное крыло с фанерной обшивкой, низкорасположенной конструкцией и изменяемым развалом с закрылками Фаулера . [ 12 ] Крылья имели изящную форму крыльев перевернутой чайки, если смотреть спереди, и эллиптическую форму, если смотреть сверху. По расчетам инженеров , такая конструкция не только сделала крылья более прочными, но и значительно улучшила летные качества и управляемость самолета. [ 14 ] Маневренность самолета также обещала быть превосходной. [ 14 ] В корне крыла длина хорды составляла 2,5 м, а профиль был NACA 23018, который переходил в основной профиль NACA 23012 до конца крыла, где он сужался до профиля NACA 23009. [ 8 ] При традиционной конструкции шасси основные стойки шасси соединялись с самой нижней частью крыльев и складывались наружу, полностью попадая в профиль крыла. [ 11 ] Первоначально Саму Бела планировал, чтобы шасси складывалось внутрь и лежало внутри фюзеляжа , но директор завода Корбули Ласло настоял на том, чтобы шасси складывалось наружу - это было выбрано, чтобы избежать повреждения резины шин теплом двигателя. [ 8 ] Хвостовое колесо также было убирающимся. [ 8 ] [ 13 ] Фюзеляж представлял собой сварную стальную трубчатую конструкцию с фанерной обшивкой. [ 15 ] [ 12 ]
Проблемы во время разработки
[ редактировать ]возникло несколько проблем Во время тестирования с прототипом . Во-первых, охлаждение двигателя оказалось недостаточно эффективным, несмотря на использованный современный механизм. Это привело к быстрому перегреву мощного двигателя, поэтому часть носовой части пришлось перепроектировать. [ 14 ] Кроме того, возникли проблемы с уборкой шасси, а тормозную систему . также пришлось ремонтировать [ 8 ] Наконец, у самолета были серьезные проблемы с вибрациями в различных местах, особенно у элеронов и особенно на высоких скоростях. После бесчисленных исследований и испытаний проблема была частично решена, когда была перепроектирована выхлопная система , в результате чего вибрация на более низких скоростях исчезла, хотя на высоких скоростях самолет все равно вибрировал. [ 14 ] [ 8 ]
Вооружение
[ редактировать ]Вооружение WM-23
[ редактировать ]На прототипе WM-23 не были установлены пушки и бомбы, чтобы испытать самолет в полете как можно скорее Gebauer 1940.М ГКМ , однако планировалось вооружение - два 12,7-мм пулемета в верхнем капоте и два 8-мм Gebauer 1939 г. Пулеметы М в крыльях. [ 8 ] [ 14 ] [ 9 ] Два 12,7-мм пулемета Gebauer 1940.M GKM в верхнем капоте могли быть заменены двумя Mauser MG 151 20-мм пушками позже в ходе разработки. [ 16 ] [ 17 ] [ 13 ] [ 18 ] У WM-23, скорее всего, было 300 выстрелов для 12,7-мм орудий и 500 (возможно, 600) выстрелов для 8-мм орудий. Хотя WM-23 проектировался как истребитель , и это была его основная роль, планировалось нести 20-килограммовые бомбы, что делало его способным выполнять функции наземной атаки . [ 8 ] [ 14 ] [ 18 ]
Детали пулемета Гебауэр
[ редактировать ]Пулеметы «Гебауэр» — это очень сложные, но современные газовые венгерские пулеметы, устанавливаемые на транспортные средства, обычно с очень высокой скорострельностью . Многие пулеметы Gebauer имеют привод от двигателя; Коленчатый вал двигателя самолета вращает ряд шестерен внутри пулемета с помощью кривошипа . Затвор . соединен с другим коленчатым валом, который вращается при нажатии фиксирующего рычага во время выстрела из пистолета Пулеметы Gebauer были разработаны Ференцем Гебауэром и произведены компанией Danuvia Engineering Industries Rt . [ 19 ]
12,7 -мм Gebauer 1940.M GKM — газовый крупнокалиберный пулемет с приводом от двигателя под патрон 12,7×81 мм SR , используемый итальянским 12,7 -мм крупнокалиберным пулеметом Breda-SAFAT . [ 19 ] Синхронизированный с воздушным винтом, он попарно установлен в верхнем обтекателе и приводится в движение через коленчатый вал двигателя самолета. [ 20 ] Эти орудия имели высокую скорострельность — 1000 выстрелов в минуту каждое. [ 19 ] ГКМ 1940.М имеет начальную скорость 800 м/с и имеет ленточное питание с боезапасом 600 снарядов на два орудия, что дает по 300 выстрелов на ствол (РПГ). [ 19 ] [ 20 ] Учитывая, что венгерский MÁVAG Heja имел в капоте две такие пушки с боекомплектом по 300 выстрелов, то и WM-23, вероятно, также имел 300 выстрелов для своих 12,7-мм орудий.
Gebauer 8-мм 1939.M — крыльевой газовый пулемет . У него очень высокая скорострельность 2000 выстрелов в минуту, [ примечание 1 ] начальная скорость 730 м/с, патрон 8×56 ммR . [ 21 ] Он использует ленту на 500 патронов , что дает 500 патронов на пистолет. [ 22 ] Однако, по другим данным, он мог использовать ленту на 600 патронов (что дает ему 600 выстрелов). [ 23 ] У WM-23, вероятно, было 500 или 600 выстрелов на ствол для 8-мм орудий.
Прототип и судьба WM-23
[ редактировать ]Был изготовлен один прототип, который был завершен к концу 1940 года и имел серийный номер V.501 . [ 11 ] Прототип имел серебристо-серый цвет с гладкой поверхностью и выглядел как быстрый самолет аэродинамической формы, поэтому получил название «Ezüst Nyíl» («Серебряная стрела»). [ 8 ] Точная дата первого полета WM-23 не совсем ясна, но, скорее всего, первый полет он совершил в период с февраля по март 1941 года. [ 8 ] [ 24 ] (в некоторых источниках указано 23 февраля 1941 г., и это кажется реалистичным). [ 25 ] Во время испытательных полетов он продемонстрировал очень хорошее ускорение и хорошие летные характеристики, достигнув максимальной скорости 530 км/ч, что значительно лучше, чем максимальная скорость He 112B (430 км/ч), переданная Венгрии. [ 8 ] [ 25 ]
время испытательного полета самолета на максимальной скорости над Тёкёлем 21 апреля 1942 года во летчик-испытатель Шандор Босковиц заметил усиление обычной на высоких скоростях вибрации оторвался правый (правый) элерон , от которой страдал прототип, в результате чего на высоте 3000 м . Это была серьезная проблема и вскоре самолет стал неуправляемым (и вошел в штопор ). по некоторым данным [ 14 ] Несмотря на это, пилоту удалось спастись из самолета. Босковиц благополучно приземлился благодаря своему парашюту , но самолет врезался в лес Тёкёль и был полностью разрушен. [ 11 ] [ 8 ] [ 24 ]

До катастрофы WM-23 планировалось запустить в серийное производство , однако после катастрофы ситуация изменилась. [ 26 ] К этому времени уже использовался истребитель MÁVAG Heja , который вполне соответствовал предполагаемой роли WM-23. лицензионное производство в Венгрии более мощных Мессершмиттов Bf 109 ( серий F-4 и G ), и теперь единственный прототип WM-23 был утерян. Кроме того, намечалось [ 8 ] В этой ситуации не было особого смысла выделять дополнительные ресурсы на завершение проекта, поскольку необходимо было создать новый прототип и провести дальнейшие разработки, чтобы решить проблемы высокоскоростной вибрации, от которых все еще страдал самолет, и начать производство. действительно нужно будет начать. [ 14 ] Все это займет некоторое время, а поскольку характеристики WM-23 были аналогичны характеристикам Héja и уступали характеристикам серий Bf 109F-4 и G, к тому времени, когда WM-23 будет представлен, он не принесет никаких серьезных преимуществ. над Хейей и вскоре будет заменен на Bf 109. Это была бы огромная трата ресурсов, поэтому проект WM-23 был отменен.
Можно сказать, что проект WM-23 был отменен, поскольку инженеры слишком долго пытались найти причины вибраций и не смогли их устранить полностью. [ 14 ] Таким образом, самолет так и не был полностью готов к серийному производству, и его приходилось постоянно тестировать и исследовать, что в конечном итоге привело к его крушению. Поскольку это произошло так поздно, стали доступны аналогичные или более мощные истребители, поэтому WM-23 больше не был достаточно современной конструкцией, чтобы гарантировать вложение дополнительных ресурсов в завершение проекта.
Варианты
[ редактировать ]Планы по созданию улучшенной версии WM-23 Ezüst Nyíl , получившей название WM-123 Ezüst Nyíl II, достигли продвинутой стадии, прежде чем были отменены. Цельнометаллический истребитель с несущим фюзеляжем Ezüst Nyíl II будет иметь мощный двигатель DB 605 мощностью 1475 л.с. (1100 кВт) и вооружен пушками (скорее всего, 20-мм MG 151). Ezüst Nyil II планировалось представить в 1943 году, но в конечном итоге проект был отменен. [ 12 ] [ 11 ] [ 8 ] [ 13 ]
Примерно в это же время Венгрия приобрела лицензию на строительство в Венгрии уважаемого Мессершмитта Bf 109. Возможно, именно поэтому проект был отменен. После получения лицензии на Bf 109 было бы бессмысленно тратить годы и массу ресурсов на разработку и испытания WM-123 Ezüst Nyíl II, поскольку он имел тот же двигатель и пушки DB 605, что и уже испытанный Bf 109G. Bf 109G впоследствии стал основой венгерских ВВС во второй половине войны .
Также были разработаны двухместный разведывательный , штурмовой и учебный варианты с использованием вместо них двигателей WM К-14А мощностью 870 л.с. (649 кВт). Не совсем ясно, какой вариант под каким названием назывался, но WM 22B (или WM 23B), судя по всему, был разведывательным вариантом, а WM 23G — либо учебным, либо штурмовым вариантом. Эти варианты также не получили дальнейшего развития. [ 8 ] [ 13 ] [ 24 ]
Технические характеристики (WM-23)
[ редактировать ]Данные венгерских истребителей - 1930-1945: Том 2, [ 27 ] Венгерские события во II. во Второй мировой войне и военной технике Королевских сил обороны Венгрии , [ 14 ] и венгерский экспериментальный истребитель WM-23 1940–1942 гг. [ 8 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 9,12 м (29 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 9,6 м (31 фут 6 дюймов)
- Высота: 3,3 м (10 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 18,5 м 2 (199 кв. футов)
- Профиль профиля : корень: NACA 23018 ; совет: NACA 23009 [ 8 ]
- Вес пустого: 2200 кг (4850 фунтов)
- Полная масса: 2600 кг (5732 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 3290 кг (7253 фунта) [ 18 ]
- Запас топлива: не менее 300 кг (660 фунтов) [ 8 ]
- Силовая установка: 1 × Weiss Manfréd WM K-14B 14-цилиндровый двухрядный радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, 768 кВт (1030 л.с.)
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 530 км/ч (330 миль в час, 290 узлов)
- Крейсерская скорость: 472 км/ч (293 миль в час, 255 узлов) [ 16 ]
- Дальность: 600 км (370 миль, 320 миль)
- Практический потолок: 9600 м (31500 футов) [ 27 ]
- Скорость набора высоты: 16,7 м/с (3290 футов/мин) (рассчитано на основе 1000 м/мин) [ 16 ]
- Время набора высоты: 6000 м (20 000 футов) за 6 минут. [ 18 ]
- Нагрузка на крыло: 140 кг/м 2 (29 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,295 кВт/кг (0,179 л.с./фунт)
- Разбег: 250 м (820 футов) [ 8 ]
Вооружение
- Оружие:
- калибра 12,7 мм (0,50 дюйма) в верхнем капоте, вероятно, с боезапасом 300 выстрелов. Gebauer 1940.M GKM 2 синхронизированных пулемета [ примечание 2 ]
- 2 × 8-мм (0,31 дюйма) Gebauer 1939.M в крыльях, вероятно, с боекомплектом 500 или 600 выстрелов. пулемета
- Бомбы: бомбы массой 20 кг (44 фунта)
Авионика
Радио Р-13 [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Венгерский военный самолет той же эпохи
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Белл П-39 Аэрокобра
- Блох MB.150
- САС Бумеранг
- Кёртисс P-36 Хок
- Девуатин D.520
- Фиат Г.50
- Грумман F4F Уайлдкэт
- Хоукер Ураган
- Хейнкель Хе 100
- СНОВА 80
- Кавасаки Ки-61
- Lavochkin LaGG-3
- Lavochkin La-5
- Пятна C.202
- МАВАГ Шелл
- Мессершмитт Bf 109
- Mikoyan-Gurevich MiG-3
- Митсубиси А6М Ноль
- Моран-Солнье MS.406
- Накадзима Ки-43
- Polikarpov I-180
- PZL.50 Ястшиб
- Реджиан Ре.2000 Фалько I
- Реджиан Ре.2001 Фалько II
- Рогожарский ИК-3
- Супермарин Спитфайр
- Yakovlev Yak-1
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов Венгрии во Второй мировой войне
- Список истребителей
Примечания
[ редактировать ]- ^ Во время испытаний темп стрельбы достигал 2038 об/мин.
- ^ 2 12,7-мм орудия могли быть заменены позже, во время разработки, на 2 20-мм (0,78 дюйма) синхронизированные пушки Mauser MG 151/20 в верхнем обтекателе. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сабо, Миклош (2005). «Создание Венгерских ВВС и деятельность Почетных Королевских ВВС Венгрии во Второй мировой войне соответственно» (PDF) . Нация и оборона . 3-е существо. 110 : 191–195. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2014 года . Проверено 8 января 2023 г. - через idn.gov.br.
- ^ Джозеф, Фрэнк (2012). Военно-воздушные силы стран Оси: полеты на поддержку немецких люфтваффе . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. п. 141. ИСБН 9780313395901 . OCLC 774295801 .
- ^ Нойлен 2000 , с. 120
- ^ Грин и Суонборо, 1982–1983 , стр. 4–5.
- ^ Бернад и Пунка 2014 , стр. 193–198
- ^ Реннер, Стивен (14 ноября 2016 г.). Сломанные крылья: Венгерские ВВС, 1918-45 гг . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 198–199. ISBN 9780253023391 . OCLC 972157471 .
- ^ Jump up to: а б с Бернад и Пунка 2014 , стр. 193–197
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Винклер
- ^ Jump up to: а б с Бернад и Пунка 2014 , с. 213
- ^ "Серебряная стрела. Ещё о венгерском истребителе WM-23" [Silver Arrow. More about the Hungarian fighter WM-23]. flyjet.hu (in Russian). 21 December 2018 . Retrieved 2 January 2023 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фицсаймонс, Бернард (1969). Иллюстрированная энциклопедия оружия и боевых действий ХХ века . Том. 24. Колумбийский дом. п. 2599. ИСБН 9780906704004 .
- ^ Jump up to: а б с д Миранда, Хусто (5 декабря 2019 г.). Враг у ворот: паника бойцов Второй мировой войны . Фонтхилл Медиа. Глава 12 – Венгрия. ISBN 978-1781557662 .
- ^ Jump up to: а б с д и "Вайс Манфред WM-23 "Эзюст Нил" " . www.samoloty.ow.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 1 сентября 2009 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ридер 2005 , стр. 163–168
- ^ Бернад и Пунка 2014 , с. 212
- ^ Jump up to: а б с «Вайс WM-23 Эзуст Нил» . www.airwar.ru (на русском языке) . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Вайс Манфред WM-23» . aviArmor (на русском языке). 2 сентября 2018 года . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Венгрия — Вайс Манфред WM 23 Silver Arrow» . Armedconflicts.com (на английском и чешском языках) . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Гебауэр 1918.М (26/31.М, 1940.М ГКМ)» . www.airwar.ru (на русском языке) . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Пап 2012 , с. 701
- ^ Пап 2012 , стр. 708–711.
- ^ «Гебауэр 1939.М» . www.airwar.ru (на русском языке) . Проверено 7 января 2023 г.
- ^ Пап 2012 , с. 698
- ^ Jump up to: а б с Бернад и Пунка 2014 , с. 214
- ^ Jump up to: а б Тот, Марсель (7 января 2018 г.). «Легендарное венгерское оружие (Часть IV): WM-23 Silver Arrow» [Легендарное венгерское оружие (Часть IV): WM-23 Silver Arrow]. tortenelem.blogstar.hu (на венгерском языке) . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Ковац, Лайош (1979). «ДАННЫЕ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ ВВС ВЕНГРИИ 1938—1944 гг.» [ДАННЫЕ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ ВВС ВЕНГРИИ 1938—1944 гг.] (PDF) . «Военно-исторические публикации» — журнал Института и музея военной истории (на венгерском языке). 26 (3): 481 – через epa.oszk.hu.
- ^ Jump up to: а б Бернад и Пунка 2014 , стр. 212–216
Библиография
[ редактировать ]- Бернад, Денес; Пунка, Дьердь (13 февраля 2014 г.). Цвета венгерских истребителей – 1930-1945 гг.: Том 2 . Том. 2. Публикации моделей грибов. ISBN 978-8363678210 .
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (декабрь 1982 г. - март 1983 г.). «Финал истребителя-биплана... Фалько». Любитель воздуха . № 20. С. 4–5. ISSN 0143-5450 .
- Нойлен, Ганс Вернер (2000). В небе Европы . Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press. п. 120. ИСБН 1-86126-799-1 .
- Пап, Петер (28 сентября 2012 г.). дизайнера огнестрельного оружия Ференца Гебауэра и классификации созданного им огнестрельного оружия» « Хранилище данных о карьере (PDF) . «Военно-исторические публикации» — журнал Института и музея военной истории (на венгерском языке). 125 (3) – через epa.oszk.hu.
- Ридер, Курт (2005). Венгерские события во II. Второй мировой войны и военные технологии Королевской венгерской армии ( Венгерские разработки во время на венгерском языке). Издательство Вагабунд. стр. 163–168. ISBN 9789639409521 .
- Винклер, Ласло. «Венгерский экспериментальный истребитель WM-23 1940–1942» [Венгерский экспериментальный истребитель WM-23 1940–1942]. Haditechnika.hu (на венгерском языке). Архивировано из оригинала 23 сентября 2008 года . Проверено 1 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ласло Винклер - Венгерский экспериментальный истребитель WM-23 1940–1942 гг. (Венгерский экспериментальный истребитель WM-23 1940–1942 гг., На венгерском языке)
- Низкоплановый самолет
- Одномоторный самолет-тягач
- Убирающееся обычное шасси
- Венгерский дизайн
- Самолет совершил первый полет в 1941 году.
- Венгерский истребитель 1940-х годов.
- Венгерский военный самолет 1930-х годов.
- Самолет с перевернутым крылом чайки
- Самолет Вайс Манфред
- Оно капает
- Истребительная авиация времен Второй мировой войны
- Венгерский самолет времен Второй мировой войны.