Ильюшин Ил-28
Ил-28 | |
---|---|
Ил-28 в цветах ВВС Польши , с человеком в масштабе . | |
Роль | Средний бомбардировщик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Ильюшин Харбинская авиастроительная корпорация (H-5) |
Первый полет | 8 июля 1948 г. |
Введение | 1950 |
Ушедший на пенсию | 1980-е (Советский Союз) |
Статус | На ограниченной службе в ВВС Кореи. |
Основные пользователи | Советские ВВС ВВС Народно-освободительной армии Чехословацкие ВВС Польские ВВС Индонезийские ВВС |
Количество построенных | более 6635 |
Развитый в | Ильюшин Ил-30 |
Ильюшин Ил-28 ( русский : Илью́шин Ил-28 ; кодовое название НАТО : Бигль ) — реактивный бомбардировщик послевоенного периода, первоначально производившийся для советских ВВС . Это был первый такой самолет в Советском Союзе, поступивший в крупносерийное производство. Он также был построен по лицензии в Китае как Harbin H-5 . Всего в СССР было произведено 6316 самолетов, построено более 319 H-5. Всего было изготовлено 187 экземпляров учебного варианта HJ-5. В 1990-е годы сотни самолетов оставались на вооружении различных ВВС в течение более 50 лет после первого появления Ил-28. Единственными H-5, находящимися на вооружении в настоящее время, являются около 80 самолетов, находящихся на вооружении Корейских народных ВВС . [1] Ил-28 имеет отчетное наименование ВВС США и Министерства обороны США «Тип 27». [2] и отчетное имя ASCC «Бигль», [3] в то время как учебно-тренировочный вариант Ил-28У имеет в отчетности ВВС США и Министерства обороны название «Тип 30». [2] и имя в отчетности НАТО Талисман . [4] [5]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]После ряда попыток создания четырехмоторного бомбардировщика ( «Люлька ТР-1» с двигателем Ильюшин Ил-22 и недостроенный Ил-24 с двигателем Rolls-Royce Derwent ) ОКБ Ильюшина приступило к разработке нового тактического бомбардировщика с реактивным двигателем. в конце 1947 года. [6] Западная разведка сосредоточилась на четырехмоторных разработках, в то время как двухмоторный Ил-28 был создан для удовлетворения требований к бомбардировщику, несущему бомбовую нагрузку массой 3000 кг (6600 фунтов) на скорости 800 километров в час (500 миль в час). [7] [8] ряда реактивных двигателей Rolls-Royce Nene В новой конструкции была использована продажа Великобританией Советскому Союзу , что позволило советским инженерам быстро произвести нелицензионную копию Nene, РД-45 , а Ильюшин разработал новый. бомбардировщик вокруг двух РД-45. [7]
Ил-28 был меньше предыдущих моделей и имел экипаж всего из трех человек (пилот, штурман и стрелок). Он также был меньше, чем конкурирующий проект конструкторского бюро Туполева, трехмоторный (то есть два Ненеса и Роллс-Ройс Дервент ) Ту-73 , производство которого началось задолго до проекта Ильюшина, и летало до проектирования самолета Туполева. Ил-28 был одобрен. [7]
Конструкция Ил-28 была традиционной по компоновке, с высоким несстреловидным крылом и стреловидным горизонтальным оперением и килем. Двигатели размещались в громоздких гондолах, подвешенных прямо под крыльями. Носовое колесо убиралось назад, а основные колеса убирались вперед в мотогондолы. Экипаж из трёх человек размещался в отдельных гермоотсеках. Штурман, выполнявший одновременно функции бомбардира , размещался в застекленном носовом отсеке и был снабжен бомбовым прицелом ОПБ-5 на базе американского бомбового прицела «Норден» времен Второй мировой войны, а летчик сидел под открывающимся вбок купольным фонарем с броневой системой. лобовое стекло. Наводчик находился в отдельном отсеке в задней части фюзеляжа и управлял башней с механическим приводом, вооруженной двумя 23-мм пушками Нудельмана-Суранова НС-23 с боекомплектом по 250 снарядов каждая. На вооружении башню иногда снимали в целях экономии веса. [9] Пока пилот и штурман сидели на катапультируемых креслах , стрелок в случае возникновения аварийной ситуации должен был спрыгнуть с парашютом из люка в полу. Еще две стационарные 23-мм пушки, стреляющие вперед, со 100 снарядами каждая были установлены под носом и стреляли пилотом, а в фюзеляже располагался бомбовый отсек, способный вмещать четыре 100-килограммовые (220 фунтов) бомбы в отдельных контейнерах. или одиночные большие бомбы массой до 3000 кг (6600 фунтов), сброшенные с балки в бомбоотсеке. [10] [11]
Одной из необычных особенностей конструкции Ил-28 было то, что крылья и хвостовое оперение были разделены горизонтально по центру крыла, а фюзеляж был разделен вертикально по осевой линии, что позволяло изготавливать отдельные части по отдельности и оснащать их системами перед сборкой. скреплены болтами для завершения сборки самолета. [12] Это несколько увеличило вес конструкции самолета, но облегчило изготовление и оказалось более экономичным. [13] [14]
Первый прототип, оснащенный двумя импортными двигателями «Ненес», совершил свой первый полет 8 июля 1948 года под Владимира Коккинаки управлением . Испытания прошли успешно: Ил-28 продемонстрировал хорошую управляемость и достиг скорости 833 км/ч (518 миль в час). 30 декабря 1948 года за ним последовал второй прототип, в котором двигатели РД-45 советского производства заменили «Ненес». [15] После завершения государственных испытаний в начале 1949 года 14 мая 1949 года самолет был заказан в серийное производство с Климовым ВК-1 , улучшенной версией РД-45, который должен был использоваться для улучшения летно-технических характеристик самолета. [16] [17] Первый предсерийный самолет с двигателями ВК-1 поднялся в воздух 8 августа 1949 года и имел измененную форму гондол двигателей для уменьшения лобового сопротивления, а обтекатель навигационного радара был перенесен из задней части фюзеляжа сразу за носовым колесом.
Полное производство на трех заводах началось в сентябре 1949 года, а сервисные поставки начались в начале 1950 года, что позволило выставить 25 Ил-28 на московском первомайском параде 1950 года (по приказу Иосифа Сталина , когда он был запущен в производство в 1949 году). [18] [19] Ил-28 вскоре стал стандартным тактическим бомбардировщиком советских войск и широко экспортировался. [16]
Операционная история
[ редактировать ]Ил-28 широко экспортировался, служа в ВВС примерно 20 стран, от стран Варшавского договора до различных ВВС Ближнего Востока и Африки. Египет был одним из первых заказчиков, и нацеливание на египетские Ил-28 на земле было приоритетом для Королевских ВВС во время Суэцкого кризиса , а затем для ВВС Израиля во время Шестидневной войны и Войны Судного дня .
Египетские Ил-28 также принимали участие в гражданской войне в Северном Йемене , начавшейся в 1963 году. Помимо атак на силы роялистов, они также бомбили саудовские города Джизан , Наджран и Хамис Мушайт . [20] Два египетских Ил-28, возможно, были сбиты недалеко от Саны самолетами Королевских ВВС Саудовской Аравии Hawker Hunters , управляемыми британскими пилотами, в 1966 году. [21]
Советский Союз находился в процессе предоставления типа для местной сборки на Кубе, когда это было остановлено кубинским ракетным кризисом , после чего Никита Хрущев согласился удалить их. Этот тип также ограниченно использовался во Вьетнаме и в афганских силах в Афганистане . Четыре бывших египетских и два бывших советских Ил-28 (все с египетскими экипажами) эксплуатировались ВВС Нигерии в войнах за Биафру . В период с 1961 по 1966 год в Финляндию также было поставлено четыре экземпляра этого типа для буксировки целей. Они оставались на вооружении до 1980-х годов.
К концу 1950-х годов Советский Союз отодвинул Ил-28 на второй план. Сверхзвуковой Як-28 был представлен в начале 1960-х годов, чтобы взять на себя роль штурмовика на малых высотах; некоторые варианты Ил-28 оставались на вооружении СССР до 1980-х годов. [22] [23] Последние экземпляры советской постройки все еще летали в Египте до 1990-х годов.
С 1952 года Китайская Народная Республика получила более 250 Ил-28 советской постройки. [24] а когда в конце 1950-х годов произошел советско-китайский раскол , было решено запустить в производство Ил-28, несмотря на отсутствие лицензии на производство. [25] Самолеты китайской постройки отличались от исходных советских самолетов тем, что у них была изменена конструкция крыла, без горизонтального производственного перерыва, что позволило сэкономить 110 кг (240 фунтов) за счет более сложной конструкции. Китайские самолеты также использовали другую хвостовую башню, основанную на турели Ту-16 , и оснащены более скорострельными АМ-23 . пушками [26]
Построенные в Китае Ил-28, получившие обозначение H-5 и построенные HAMC, все еще летали в 1990-е годы: несколько сотен в самом Китае и меньшее количество в Северной Корее и Румынии . Тремя основными китайскими версиями являются бомбардировщик H-5 , за которым следует учебно-тренировочный HJ-5 , а также самолет-разведчик дальнего действия H-5R (HZ-5) (по сравнению с разведывательной версией Shenyang J-6 ) и позже появилась версия HD-5 ECM / ESM . Последние два типа были сняты с производства.
Известно, что этот тип до сих пор находится на вооружении ВВС Северной Кореи, хотя мало что известно о том, представляют ли они собой смесь уцелевших из партии из 24 самолетов советского производства, поставленных в 1960-х годах, и некоторых из более новых китайских самолетов. построен вариант H-5 или представляют собой исключительно H-5. Некоторые из них, вероятно, используются в качестве запасных частей для обслуживания небольшой группы из примерно дюжины исправных самолетов. [ нужна ссылка ] Они дают Северной Корее возможность бомбить цели в Южной Корее и западной Японии, хотя они будут уязвимы для современных зенитных ракет и перехватчиков.
Несколько Ил-28 сохранились в музеях и как памятники в России, Германии, Венгрии и других странах.
Варианты
[ редактировать ]Варианты Советского Союза
[ редактировать ]Примечание. Порядок вариантов определяется в хронологическом порядке датами производства/разработки.
- Ил-28
- Базовый вариант трехместного бомбардировщика с двумя двигателями ВК-1. [27]
- 28U
- Невооруженная тренировочная версия с новой носовой кабиной для инструктора, при этом стажер сидел в обычной кабине. Первый полет 18 марта 1950 года. [28]
- Ил-28Р
- Трехместная версия тактической фоторазведки с дополнительным топливом в бомбоотсеке и наконечниках баков, а также с одной снятой передней стреляющей пушкой. Оснащен модернизированной ходовой частью для работы с более тяжелым весом. Первый полет совершил 19 апреля 1950 года. [29] [30]
- Ил-28РТР
- ELINT версия Ил-28Р. [31]
- 28 РЭБ
- Радиоэлектронная борьба, версия радиоэлектронных помех, оснащенная блоками электроники на законцовках крыла, размещенными в бывших крыльевых баках. [9] [31]
- Ил-28Т
- Вариант бомбардировщика-торпедоносца для советской морской авиации, способный разместить две малые или одну большую торпеду (в том числе реактивные торпеды РАТ-52) в удлиненном отсеке вооружения. [32]
- 28Н
- Атомный бомбардировщик ВВС СССР с модифицированным бомбоотсеком и доработанной авионикой. (Н - Носитель - носитель, также известный как Ил-28А - Атомный - атомный). [33]
- 28П
- Невооруженная гражданская переоборудованная машина для Аэрофлота , используемая в качестве учебно-тренировочного самолета и для перевозки высокоприоритетных грузов (например, газетных матриц, позволяющих одновременно печатать «Правду» и «Известия» в Москве, Свердловске и Новосибирске ). Также обозначается Ил-20. [34] [35]
- 28S
- Предлагался вариант со стреловидным крылом с более мощными двигателями Климов ВК-5 . Непостроенный. [33]
- 28РМ
- Модифицированный Ил-28Р с двигателем ВК-5. Построен один прототип и два аналогично переоборудованных бомбардировщика (которые не имели специального обозначения), но производство не производилось. [33]
- 28ТМ
- Ил-28Т с ВК-5. Один переоборудован, производства нет. [33]
- Ил-28ПЛ
- Скоростная противолодочная переоборудование бомбардировщика Ил-28 или торпедоносца Ил-28Т. Способен нести сбрасываемые гидроакустические буи или торпеды с акустическим самонаведением по направлению к другим противолодочным средствам. [36]
- Ил-28Ш
- Штурмовик ( Штурмовик ) переделка Ил-28 с 12 подкрыльевыми пилонами для ракетных блоков. Было преобразовано небольшое количество клиентов, обслуживание которых было ограничено. [36] [37]
- Ил-28ЗА
- Версия для отбора проб атмосферы. [37]
- 28М
- Конверсия беспилотника-мишени Ил-28. Также известен как М-28 . [36]
Чехословацкие варианты
[ редактировать ]- Б-228
- Чехословацкое обозначение советских Ил-28. [38]
- CB-228
- Чехословацкое обозначение Ил-28У советской постройки. [38]
Китайские варианты
[ редактировать ]- Н-5
- ( Хунчжаджи — бомбардировщик) — стандартный трёхместный тактический бомбардировщик. [39] Конструкция двух половин советского самолета Ил-28 была изменена на единую. В двигателе используется WP-5. Хвостовая башня с использованием H-6 вызвала некоторые изменения в конструкции хвостового оперения.
- Н-5А
- Предполагаемое обозначение варианта H-5, способного нести ядерное оружие. [40]
- HD-5
- ( Хунчжаджи Дянь - бомбардировщик/электронная разведка) Китайская версия устройства помех РЭБ. [41]
- HJ-5
- ( Хунчжацзи Цзяоляньцзи - учебно-тренировочный бомбардировщик) Китайская учебно-тренировочная версия, похожая по компоновке на Ил-28У. [39] [42]
- ХЗ-5
- ( Хунчжаджи Женчаджи - бомбардировщик/разведчик) Тактический самолет-разведчик. Оснащен подкрыльевыми подвесными баками вместо концевых баков Ил-28Р. [39] [41]
- Б-5
- Экспортное обозначение Н-5. [40]
- Б-5Р
- Экспортная версия HZ-5. [41]
- БТ-5
- Экспортный вариант HJ-5. [41]
- H-5 Инь
- ( Ин - орел) Испытательный стенд авионики для Xian JH-7 . программы [43]
- Н-5Б
- Предполагаемое обозначение нелетающего испытательного стенда H-5 для WS-5 . двигателей с кормовым вентилятором [43]
Операторы
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]- ВВС Корейской Народной Армии - 80 Ил-28 и Н-5 по состоянию на 2023 год. [44]
Бывший
[ редактировать ]- С 1957 года приобретено 54 самолета (в том числе четыре экземпляра Ил-28У). После 1994 года остались только учебно-тренировочные самолеты. [45] [46] Все это было обосновано во время гражданской войны в 1990-х годах. Некоторые из них демонстрировались во время военных парадов, например, в 1984 году. [47]
- Албания
- 4020-й авиационный полк эксплуатировал один Ил-28, приобретенный в 1957 году в составе 2-й скадрильи (2-й эскадрильи). Этот самолет был обменян на H-5, китайскую версию советского Ил-28, в 1971 году и выведен из эксплуатации в 1992 году. [48]
- Алжир
- Четырнадцать Ил-28 были заказаны из СССР в 1965-1966 годах. По крайней мере двенадцать из них были переданы в дар Египту после Шестидневной войны . [49]
- Болгария
- 14 Ил-28Р и один Ил-28У поступили в 1955 году и списаны в 1974 году.
- Китай
- Сотни этих самолетов эксплуатировались ВВС Народно-освободительной армии и ВВС ВМС Народно-освободительной армии . Первоначально оснащенные самолетами советской постройки, китайцы начали полное производство H-5 к 1965 году. Все Ил-28 списаны с 2011 года.
- Вторая авиационная школа [50]
- Всего в 1962 году было получено 42 корабля, но вскоре они вернулись в Советский Союз в результате Карибского кризиса . [51]
- Чехословакия
- Ил-28 и Ил-28У, получившие местные обозначения Б-228 и СВ-228, эксплуатировались с 1954 по 1973 год. Было поставлено 90 Ил-28, 30 Ил-28РТ и неизвестное количество Ил-28У.
- Восточная Германия
- В период с 1954 по 1982 год эксплуатировал 12 самолетов Ил-28 и один самолет Ил-28У, в основном для буксиров и испытаний двигателей.
- Египет
- Получил 70 Ил-28 чехословацкой постройки в 1956 году, незадолго до Суэцкого кризиса . ЦАХАЛ оценил Ил - 28 как высокоприоритетную цель во время Шестидневной войны. [52]
- Финляндия
- В 1960-е годы поступило четыре самолета (один Ил-28 и три Ил-28Р) с шифром НХ-1..4. До 1981 года самолеты использовались в качестве буксиров-мишеней, для морской разведки и патрулирования, а также для аэрофотосъемки. Кодовые буквы типа (NH) произошли от Neuvostoliittolainen Hinauskone (советский буксир), но поскольку они также соответствовали инициалам советского лидера Никиты Хрущева. (по-фински пишется Хрушцов), их обычное прозвище было Никита . [53]
- Венгерская Народная Республика
- 21-я авиационная эскадрилья, базировавшаяся на базе ВВС Кемайоран , Джакарта, получила 12 Ил-28, приобретенных в 1961 году. Самолеты использовались в ходе операции «Трикора» в 1962 году (завоевание Западной Новой Гвинеи ). Все самолеты были остановлены в 1969 году и списаны в 1970 году.
- В 1961 году получила более 30 торпедоносцев Ил-28Т и шесть учебно-тренировочных Ил-28У. Они базировались в Сурабае , на территории нынешнего международного аэропорта Джуанда . Последний вышел на пенсию в 1972 году. [54]
- Начиная с января 1959 года получено двенадцать Ил-28, два Ил-28У и два буксира-мишени Ил-28БМ. Некоторые дополнительные самолеты, возможно, были приобретены у Египта в 1960-х годах. [55] Все разрушено или остановлено после «Бури в пустыне» .
- Марокко
- Эксплуатировал некоторое количество H-5 под обозначением B-56. Эти самолеты служили вместе с Мартинами B-57 американского производства. H-5 не пользовались популярностью у пакистанских пилотов, и в конечном итоге их продали обратно в Китай в обмен на дополнительные шэньянские F-6.
- Польша
- Польские ВВС : получили 72 Ил-28, 15 Ил-28Р и 16 Ил-28У. Первый самолет прибыл в 1952 году, последний был списан в 1977 году.
- 7-й бомбардировочно-разведывательный авиационный полк базировался В Повидзе .
- 21-й тактический разведывательный полк эксплуатировал вариант Ил-28Р и базировался в Сохачеве .
- 33-й бомбардировочный авиационный полк базировался в Модлине .
- Польский флот
- С 1955 года эксплуатировалось около 22 Ил-28, три Ил-28Р и восемь Ил-28У, как советского, так и китайского производства. Все оставшиеся Ил-28 были выведены из эксплуатации к июню 2001 года.
- Сомали
- ВВС Сомали , [58] 4 единицы до 1977 года.
- Примерно в 1972 году из СССР поступил один Ил-28, один Ил-28Р и два Ил-28У. [59]
- Советский Союз
- Около 1500 человек служили в советских ВВС и ВМФ ( Советская военно-морская авиация ), операции начались в 1950 году. Операции на передовой продолжались до 1950-х годов, а несколько экземпляров остались до 1980-х годов. Небольшое количество демилитаризованных самолетов было передано Аэрофлоту . [45]
- Сирия
- Сирия эксплуатировала шесть Ил-28. Два из них были уничтожены во время Шестидневной войны. Остальные четверо были брошены [60] на авиабазах вокруг Сирии. [61] Заменен в 1980-х годах Су-24.
- Вьетнам
- Вьетнамские народные ВВС ушли в отставку.
Технические характеристики (Ил-28)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982–83 гг. [39]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 17,65 м (57 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 21,45 м (70 футов 4 дюйма)
- Высота: 6,7 м (22 фута 0 дюймов)
- Площадь крыла: 60 м 2 (650 кв. футов)
- Профиль крыла : ЦАГИ СР-5С (12%) [62]
- Вес пустого: 12 890 кг (28 418 фунтов)
- Полная масса: 18 400 кг (40 565 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 21 200 кг (46 738 фунтов)
- Силовая установка: 2 двигателя Климов ВК-1А турбореактивных с тягой по 26,5 кН (6000 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 902 км/ч (560 миль в час, 487 узлов) на высоте 4500 м (14 800 футов).
- Крейсерская скорость: 770 км/ч (480 миль в час, 420 узлов) на высоте 10 000 м (33 000 футов)
- Дальность действия: 2180 км (1350 миль, 1180 миль)
- Практический потолок: 12 300 м (40 400 футов)
- Скорость набора высоты: 15 м/с (3000 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 4 пушки Нудельмана-Рихтера НР-23 (2 в носовом и 2 в хвостовом барбете )
- Бомбы: 3000 кг (6600 фунтов) бомб во внутреннем отсеке (1000 кг (2200 фунтов) в норме)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Инглиш Электрик Канберра / Мартин Б-57 Канберра
- Североамериканский B-45 Торнадо
- Суд Авиация Вотур 2Б
- Tupolev Tu-14
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Срыв ядерной программы силой» . Стратфор . Архивировано из оригинала 23 апреля 2017 г. Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Парш, Андреас и Алексей В. Мартынов. «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет». Архивировано 11 октября 2017 г. на сайте Wayback Machine designation-systems.net, 2008 г. Дата обращения: 22 августа 2011 г.
- ^ Парш, Андреас и Алексей В. Мартынов. «Обозначения бомбардировщиков». Архивировано 11 октября 2017 г. на сайте Wayback Machine designation-systems.net, 2008 г. Дата обращения: 22 августа 2011 г.
- ^ Парш, Андреас и Алексей В. Мартынов. «Объявления: Разное». Архивировано 11 октября 2017 г. на сайте Wayback Machine designation-systems.net, 2008 г. Дата обращения: 22 августа 2011 г.
- ^ Ганстон 1995, стр. XXX – XXXI.
- ^ Свитман и Ганстон 1978, с. 113.
- ^ Jump up to: а б с Грин и Суонборо, 1988, с. 44.
- ^ Ганстон 1995, с. 417.
- ^ Jump up to: а б Винчестер 2006, с. 112.
- ^ Грин и Суонборо, 1988, стр. 45–46.
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, pp. 140–144.
- ^ Винчестер 2006, с. 113.
- ^ Грин и Суонборо 1988, с. 45.
- ^ Ганстон 1995, с. 114.
- ^ Грин и Суонборо 1988, с. 46.
- ^ Jump up to: а б Немечек 1986, с. 173.
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 117.
- ^ Грин и Суонборо, 1988, стр. 47–49.
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 118.
- ^ Купер 2017 , стр. 17–18.
- ^ Купер 2017 , с. 23
- ^ Ил-28 «Бигль» . Воздух Vectors.net .
- ^ The Yakovlev Yak-25 & Yak-28 . Air Vectors.net.
- ^ Gordon and Komissarov 1997, p. 20.
- ^ Gordon and Komissarov 2008, p. 113.
- ^ Gordon and Komissarov 2008, pp. 113–114.
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, pp. 118–119.
- ^ Gordon and Komissarov 1997, p. 11.
- ^ Грин и Суонборо 1988, с. 49.
- ^ Gordon and Komissarov 1997, p. 14.
- ^ Jump up to: а б Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 122.
- ^ Gordon and Komissarov 1997, p. 14–16.
- ^ Jump up to: а б с д Gordon and Komissarov 1997, p. 17.
- ^ Ганстон 1995, с. 115.
- ^ Страуд 1968, стр. 126–127.
- ^ Jump up to: а б с Gordon and Komissarov 1997, p. 18.
- ^ Jump up to: а б Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 128.
- ^ Jump up to: а б Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 136.
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор 1982, стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Gordon and Komissarov 2008, p. 115.
- ^ Jump up to: а б с д Gordon and Komissarov 2008, p. 117.
- ^ Gordon and Komissarov 2008, pp. 115–116
- ^ Jump up to: а б Gordon and Komissarov 2008, p. 118.
- ^ Исследования (IISS), Международный институт стратегических исследований (15 февраля 2023 г.). Военный баланс 2023 . Тейлор и Фрэнсис. стр. 262−265. ISBN 978-1-000-91070-4 . Проверено 2 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гебель, Грег. «Ильюшин Ил-28 «Бигль». Архивировано 21 февраля 2006 г. в Wayback Machine Air Vectors . Проверено: 22 августа 2011 г.
- ^ «Афганистан (AFG), Мировые ВВС - Исторические списки». Архивировано 15 января 2007 г. на сайте Wayback Machine worldairforces.com. Проверено: 22 августа 2011 г.
- ^ «Афганское военное шоу в эпоху Бабрака Кармаля 1980-х годов — YouTube» . www.youtube.com . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ «ВВС Албании: AviatioSkuadronnt 4020 (7594 полк)». Архивировано 11 июня 2011 г. на сайте Wayback Machine aeroflight.co. Проверено: 22 августа 2011 г.
- ^ Купер, Том; Грандолини, Альберт (2018). Столкновение в Западной Сахаре, Том 1: Воздушная война над последней африканской колонией, 1945–1975 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. стр. 48–49. ISBN 978-1-912390-35-9 .
- ^ «Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 г. Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Gordon and Komissarov 1997, p. 21.
- ^ Гордан, Ефим и Дмитрий Комиссаров. «Египет стр.8-68». Советская и российская военная авиация на Ближнем Востоке. Нп: Хикоки, 2013. 164–65. Распечатать.
- ^ Лаукканен, Юрки (2008). Ильюшин Ил-28 в ВВС Финляндии . Апали. п.п. 85, 99. ISBN 978-952-5026-79-5 .
- ^ Jump up to: а б Gordon and Komissarov 1997, p. 23.
- ^ Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. стр. 48, В. ISBN 978-1-913118-74-7 .
- ^ Купер и др. 2011 , с. 87
- ^ Купер, Том. Жаркое небо над Йеменом, Том 1 . п. 34.
- ^ Купер и др. 2011 , с. 96
- ^ Купер, Том. Жаркое небо над Йеменом, Том 1 . п. 35.
- ^ Гордан, Ефим и Дмитрий Комиссаров. «Сирия стр.164». Советская и российская военная авиация на Ближнем Востоке. Нп: Хикоки, 2013. 164–65. Распечатать.
- ^ Gordon and Komissarov 1997, p. 24.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бернард, Деннис. «Румынские «Бигли»: Иллюзия Ил-28 на румынской службе» Любитель воздуха , нет. 78, ноябрь/декабрь 1998 г., стр. 10–11. 68–72. ISSN 0143-5450.
- Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Гордон, Ефим и Дмитрий Комиссаровы. Китайские самолеты: авиационная промышленность Китая с 1951 года . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2008. ISBN 978-1-902109-04-6 .
- Гордон, Ефим и Дмитрий Комиссаровы. «Советская Канберра: невероятный Ил-28 Ильюшина». Любитель воздуха , нет. 71, сентябрь/октябрь 1997 г., с. 8–24. ISSN 0143-5450.
- Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. ОКБ Ильюшина: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Лестершир, Великобритания: Midland Publishing, 2004. ISBN 1-85780-187-3 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Ил-28... Четырехдесятилетний Ильюшин». Air Enthusiast , Тридцать шесть лет, май – август 1988 г., стр. 39–51. ISSN 0143-5450.
- Ганстон, Билл . Энциклопедия российской авиации «Оспри» 1975–1995 годов . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Немечек, Вацлав. История советской авиации с 1918 года . Лондон: Willow Books, 1986. ISBN 978-0-00218-033-7 .
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
- Страуд, Джон. Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Патнэм, 1968. ISBN 0-370-00126-5 .
- Свитмен, Билл и Билл Ганстон. Советская авиация: Иллюстрированная энциклопедия ВВС Варшавского договора сегодня . Лондон: Книги Саламандры, 1978. ISBN 0-517-24948-0 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
- Винчестер, Джим, изд. «Ильюшин Ил-28 «Бигль».» Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обход Ил-28 Бигль на Ходынском поле, Москва, Россия
- Новый российский двухреактивный бомбардировщик Чамлерса Гудлина, одна из первых статей, напечатанных в США об Ил-28 с рисунком в разрезе, опубликованная в 1951 году.