Харбин Z-5
Харбин Z-5 | |
---|---|
Харбин Z-5 на висении | |
Роль | Транспортный вертолет / Универсальный вертолет |
Производитель | Харбинская авиастроительная корпорация |
Дизайнер | Московский вертолетный завод имени Миля |
Первый полет | 14 декабря 1958 г. |
Статус | На ограниченной службе в ВВС Кореи. |
Основной пользователь | Китай (исторический) |
Количество построенных | 558 |
Разработано на основе | Миль Ми-4 |
Варианты | Харбин/CHDRI Z-6 |
Harbin Z-5 ( Чжишэнцзи — вертолет) — китайский вариант советского вертолета Ми-4 с поршневым двигателем. До вывода из эксплуатации он производился в Харбине, Китай.
История
[ редактировать ]Советы предоставили Китаю чертежи Ми-4 всего за несколько лет до советско-китайского раскола в 1958 году; первый полет состоялся в 1958 году, а серийное производство началось в середине 1960-х годов. использовался НОАК , ВВС НОАК и ВВС НОАК Китай выпустил ряд уникальных вариантов этой модели, а Z-5 в больших количествах в качестве резервных сил. Всего было построено 558 Z-5. Несколько вертолетов Z-5 были модифицированы для установки пулеметов и ракетных установок. [ 1 ]
Во время китайско-западного сближения один Z-5 в 1979 году был переоборудован турбовальным двигателем Pratt & Whitney Canada PT6 T-6 «Twin Pac». Некоторые источники называют его Z-6 , но производство этого варианта было прекращено. после своей первой модели. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- З-5
- Военно-транспортный вертолет.
- Штурмовой вертолет Z-5
- Некоторые Z-5 были переоборудованы для перевозки ракетных блоков на выносных опорах в дополнение к гондоле с пулеметом, стреляющим вперед, которым управлял бортинженер .
- Z-5 Сюаньфэн
- Гражданский транспортный вертолет.
- Вертолет Z-5 VIP
- VIP-версии отличаются большими прямоугольными окнами в салоне.
- Сельскохозяйственный вертолет Z-5
- Некоторые Z-5 были оснащены бункерами для химикатов и/или опрыскивателями для защиты сельского или лесного хозяйства.
- Спасательный вертолет Z-5
- Известно, что тринадцать Z-5 были переоборудованы в поисково-спасательные вертолеты с лебедкой и подвесными топливными баками.
- Харбин/CHDRI Z-6
- Турбовальный вариант Z-5, построено одиннадцать самолетов.
Операторы
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]- ВВС Корейской народной армии [ 3 ] − 48 Ми-4 и З-5 по состоянию на 2024 год. [ 4 ]
Бывший
[ редактировать ]- ВВС Албании — 37 самолетов Z-5, полученных из Китая в период с 1967 по 1971 год для замены находящихся на вооружении Ми-4 советского производства. К 2010 году их заменили Bell 205 , Bell 206 , AgustaWestland AW109 и MBB Bo 105. вертолёты [ 5 ] [ 6 ]
- ВВС Народно-освободительной армии - в 2010 г. эксплуатировали 350 Z-5 и Z-6. [ 7 ]
- Сухопутные войска Народно-освободительной армии [ 8 ]
- Народно-освободительный флот [ 9 ] − В 2010 г. эксплуатировал не менее шести Z-5. [ 10 ]
- Национальная армия Демократической Кампучии [ 11 ] − Статус неизвестен после 1990-х годов.
Технические характеристики (З-5)
[ редактировать ]Данные китайских самолетов [ 12 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Грузоподъемность: 1200 кг (2646 фунтов) нормальная полезная нагрузка, 1550 кг (3417 фунтов) максимальная внутренняя полезная нагрузка, 1300 кг (2866 фунтов) максимальная полезная нагрузка на подвеске.
- Длина: 25,017 м (82 фута 1 дюйм), включая несущий и рулевой винты.
- Высота: 4,4 м (14 футов 5 дюймов)
- Максимальный взлетный вес: 7600 кг (16755 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Dongan HS-7 14-цилиндровый двухрядный радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 1250 кВт (1680 л.с.)
- Диаметр несущего винта: 21 м (68 футов 11 дюймов)
Производительность
- Максимальная скорость: 210 км/ч (130 миль в час, 110 узлов)
- Перегоночная дальность: 780 км (480 миль, 420 миль) с подвесными топливными баками.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Версия с вооружением вертолета AirForceWorld.com Z5» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2011 года . Проверено 30 мая 2011 г.
- ^ Источник: www.vectorsite.net Грега Гебеля (общественное достояние)
- ^ «Портфолио: ВВС Корейской Народно-Демократической Республики» . .acig.org . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ МИСИ 2024 , с. 284.
- ^ «База данных о поставках оружия» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . Проверено 20 июля 2024 г.
- ^ Рэгг 2011 , с. 50.
- ^ Рэгг 2011 , с. 93.
- ^ Вертолеты: иллюстрированная история их влияния . АВС-КЛИО. 2005. ISBN 9781851094684 .
- ^ Военно-морской флот Народно-освободительной армии: технологии боевых систем, 1949–2010 гг . Издательство Военно-морского института. 2011. ISBN 9781612510323 .
- ^ Рэгг 2011 , с. 94.
- ^ Ганстон, Иллюстрированный справочник по военным вертолетам (1981), стр. 112.
- ^ Gordon, Yefim; Dmitry Komissarov (2008). Chinese Aircraft . Manchester: Hikoki Publications. pp. 263 –266. ISBN 9-781902-109046 .
Библиография
[ редактировать ]- Билл Ганстон, Иллюстрированный справочник по военным вертолетам , Salamander Books Ltd, Лондон, 1981. ISBN 978-0861011100
- Международный институт стратегических исследований (13 февраля 2024 г.). «Глава пятая: Азия» . Военный баланс . 124 (1): 218–327. дои : 10.1080/04597222.2024.2298593 . ISSN 0459-7222 . Проверено 20 июля 2024 г.
- Рэгг, Дэвид (2011). Руководство по мировой авиации . Издательство «Каземат». ISBN 978-1-84468-784-8 .