Шэньян J-6
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2012 г. ) |
J-6/F-6 | |
---|---|
Демонстрация полета истребителя J-6 на авиасалоне в Чжухае в 2010 году. | |
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | Шэньянская авиастроительная корпорация [ 1 ] |
Первый полет | 30 сентября 1959 г. |
Введение | 29 апреля 1962 г. (1964 г., практический тип) |
Ушедший на пенсию | Конец 1990-х (Китай) Середина 2002 г. (Пакистан) |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС Народно-освободительной армии (исторический) ВВС Пакистана (исторический) Корейские народные ВВС ВВС Бангладеш (исторический) |
Произведено | 1958 – 1986 |
Количество построенных | 4500+ (включая учебно-тренировочный JJ-6) [ 1 ] |
Разработано на основе | Mikoyan-Gurevich MiG-19 |
Развитый в | Наньчан Q-5 |
Шэньян J-6 ( китайский : 歼-6; обозначение F-6 для экспортных версий; отчетное название НАТО : Фермер ) — построенная в Китае версия советского МиГ-19 «Фермер» истребителя , первого в мире серийного истребителя. сверхзвуковой самолет. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Хотя МиГ-19 прослужил на советской службе сравнительно недолго, китайцы оценили его маневренность, маневренность и мощное пушечное вооружение и начали производить его для собственных нужд в период с 1958 по 1981 год. 19 выведены из эксплуатации во всех странах, Шэньян J-6 по-прежнему эксплуатируется девятью из первоначальных 15 операторов, однако в очень ограниченном объеме. Планер J-6 внес свой вклад в китайскую версию штурмовика Q-5 , которая до сих пор используется во многих странах.
J-6 считался «одноразовым» и предназначался для эксплуатации всего 100 летных часов (или примерно 100 боевых вылетов ) до капитального ремонта. ВВС Пакистана часто удавалось увеличить этот срок до 130 часов при тщательном обслуживании. [ 2 ]
Некоторое количество J-6, базирующихся на базах Ляньчэнь и Яньтань-ли, похоже, было переоборудовано в беспилотные самолеты. [ 3 ] Впервые о работе над беспилотным J-6 сообщалось в 2013 году. [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]J-6 имеет максимальную скорость на высоте 1540 км/ч (960 миль в час), 1,45 Маха. Практический потолок составляет 17 900 м (58 700 футов). Боевой радиус с двумя десантными баками составляет около 640 км (400 миль). Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями Liming Wopen-6A (Туманский Р-9). В дополнение к внутреннему пушечному вооружению, большинство из них имеют возможность установки четырех пилонов крыла массой до 250 кг (550 фунтов) каждый, с максимальной боекомплектной нагрузкой 500 кг (1100 фунтов). Типичные запасы включают неуправляемые бомбы, 55-мм ракетные блоки или ПЛ-2 / ПЛ-5 (китайские версии советских К-13 ракеты «воздух-воздух» ).
Операционная история
[ редактировать ]Албания
[ редактировать ]J-6 ВВС Албании заменили J-5 на границе для перехвата югославских вторжений в воздушное пространство Албании. Однако J-6 оказался неэффективен против более быстрого югославского МиГ-21 «Fishbed» . Как только F-7A стал доступен, J-6 был переброшен для защиты Тираны . По состоянию на 2005 год все албанские истребители были остановлены из-за отсутствия запчастей.
Пакистан
[ редактировать ]В период с 1965 по 1980 год ВВС Пакистана (PAF) получили 260 истребителей F-6, которые в разное время служили в 10 эскадрильях PAF . За время службы пакистанские F-6 также претерпели 140 модификаций в Пакистанском авиационном комплексе с целью улучшения их возможностей в качестве перехватчиков и непосредственной поддержки с воздуха . Эти модификации включали установку катапультных кресел Мартина-Бейкера , артиллерийских камер , западной авионики , ракет AIM-9B/J/P , французских 68-мм ракет SNEB под днищем гондольного типа , топливных баков и специальной наземной силовой установки для быстрого запуска двигателей и сократить время схватки . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
1971 Индо-Пакистанская война
[ редактировать ]Когда разразилась война 1971 года , ВВС действовали три эскадрильи F-6: 11-я , 23-я и 25-я эскадрильи. F-6 этих эскадрилий в совокупности совершили 945 боевых вылетов , из них 834 боевых. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Воздушный бой
[ редактировать ]За время войны F-6 совершили 650 самолето-вылетов ПВО, в ходе которых сбили около 8 индийских военных самолетов и повредили еще 2. [ 5 ] [ 8 ]
4 декабря 1971 года лейтенант Джавид Латиф из 23-й эскадрильи сбил Су-7 над аэродромом Рисалевала , а летный офицер Кази Джавед из 25-й эскадрильи сбил Hawker Hunter над аэродромом Мианвали . [ 7 ] [ 6 ]
5 декабря 1971 года командир звена Саад Хатми ( командир 25-й эскадрильи) и его ведомый лейтенант Шахид Раза сбили двух индийских охотников возле Сакесара . [ 6 ] [ 7 ]
7 декабря 1971 года лейтенант Атик Суфи из 11-й эскадрильи сбил Су-7 в районе Самбы . [ 6 ] [ 7 ]
8 декабря 1971 года командир звена Хашми сбил Су-7 , атаковавший аэродром Рисалевала. [ 9 ] [ 6 ] [ 7 ]
14 декабря 1971 года лейтенант Амир Шариф из 11-й эскадрильи заявил, что сбил превосходящий МиГ-21 ВВС ВВС над Шакаргархом . [ 10 ] [ 7 ] [ 11 ]
Наземная атака
[ редактировать ]Более того, F-6 совершили 184 боевых вылета по наземным атакам , где их 3 30-мм пушки и 57-мм ракеты S-5 были особенно эффективны против индийской бронетехники , военной техники , бункеров и скоплений войск . Их миссии непосредственной авиационной поддержки в Шакаргархе были наиболее успешными. [ 12 ] [ 13 ] [ 5 ]
В конце войны ВВС потеряли два F-6 в результате обстрела с земли и один F-6 от индийского Су-7 . F-6 также погиб в результате дружественного огня. [ 14 ] [ 8 ]
Некоторые известные пакистанские пилоты F-6 - это Мушаф Али Мир , который позже стал главой ВВС , Ваджид Али Хан , который был взят в плен после того, как был сбит индийской зенитной артиллерией , позже он стал членом парламента Канады . и Сайед Манзур уль Хасан Хашми . Одноместный F-6 был выведен из состава ВВС Пакистана в 2002 году и заменен самолетом Chengdu F-7P/PG . [ 5 ] [ 7 ]
Вьетнамская война
[ редактировать ]Преимущество в сверхзвуковой скорости, обеспечиваемое более современным турбореактивным двигателем МиГ-21, оказалось не таким полезным в бою, как первоначально предполагалось, поскольку воздушные бои в то время почти полностью велись на дозвуковых скоростях. J-6 (а значит и МиГ-19) оказался более маневренным, чем МиГ-21, и, хотя и медленнее, его разгон в воздушных боях считался адекватным. Начиная с 1969 года, ВВС Северного Вьетнама выставили на вооружение как минимум одно подразделение J-6 — 925-й истребительный полк . [ 15 ]
Сомали
[ редактировать ]В 1979 году Сомали заказала как минимум одиннадцать F-6C и два FT-6. [ 16 ] Поставки начались в 1980 году. [ 17 ] Они использовались во время приграничных стычек с Эфиопией в 1981 году, а также участвовали в боях во время Сомалийского восстания во второй половине 1980-х годов и до 1991 года. [ 18 ]
Судан
[ редактировать ]Сообщается, что, начиная с 1973 года, двенадцать истребителей F-6 и два учебно-тренировочных самолета FT-6 были поставлены ВВС Судана . Более того, двенадцать F-6C были поставлены в период с 1981 по 1983 год. Еще одна партия из двенадцати F-6C могла быть приобретена в 1990 году. , а также два FT-6 в 2001 году. [ 19 ] Суданские F-6 участвовали во Второй суданской гражданской войне с 1980-х по начало 1990-х годов. [ 20 ] Один F-6 был сбит повстанцами в 1988 году, а еще два — осенью 1991 года. [ 21 ]
Угандо-Танзанийская война
[ редактировать ]Командование ВВС Танзании получило свою первую партию из двенадцати F-6 начиная с июня 1973 года. [ 22 ] В 1982 году были поставлены еще двенадцать F-6C и до четырех FT-6. [ 23 ] Танзанийские F-6 участвовали в Угандо-танзанийской войне 1978–1979 годов . Однако неизвестно, участвовали ли они в каких-либо боях воздух-воздух. [ 24 ]
Замбия
[ редактировать ]Двенадцать F-6 были поставлены ВВС Замбии , вероятно, в период с 1976 по 1978 год. [ 25 ] 8 июня 1980 года замбийские F-6 при неизвестных обстоятельствах перехватили и сбили ангольский Як-40 . [ 26 ]
Кампучия-Вьетнамская война
[ редактировать ]В эпоху контроля красных кхмеров над Камбоджей (1975–1979) поставленные Китаем кхмерские J-6 участвовали в столкновениях на границе Кампучии и Вьетнама для наземных атак. Во время вьетнамского вторжения в 1978 году камбоджийские самолеты не хотели взлетать на перехват вьетнамских, поэтому вьетнамцы захватили несколько J-6 и выставили их на всеобщее обозрение.
Ирано-иракская война
[ редактировать ]1980–88 годов Во время ирано-иракской войны обе стороны использовали истребители J-6. США Документы Разведывательного управления Министерства обороны , опубликованные в соответствии с Законом о свободе информации (США) о продаже китайского оружия Ирану, показывают, что в период с 1980 по 1987 год Китай поставил Ирану 100 истребителей J-6. [ 27 ] Иракские истребители J-6 были переданы из состава ВВС Египта . Большинство миссий, выполненных J-6 во время ирано-иракской войны, были атаками класса «воздух-земля». [ 28 ]
Варианты
[ редактировать ]Тип массового производства
[ редактировать ]- Шэньян J-6 - (также известный как Тип 59 , Dongfeng-102 , Продукт 47 и F-6). Несмотря на отсутствие суффикса к обозначению, J-6 появился после того, как началось первоначальное производство J-6A. J-6 был эквивалентом, но не идентичен МиГ-19С. [ 1 ]
- Шэньян J-6A - Производство J-6 возобновлено после приобретения новых сборочных станков и другой помощи от СССР. Аналог МиГ-19ПФ, всепогодный радиолокационной станцией перехватчик с и двумя 30-мм пушками НР-30 . Экспортировался как F-6A . [ 1 ]
- J-6B - (он же Тип 59B , Dongfeng-105 и Jianjiji-6 Yi ) аналогичен МиГ-19ПМ «Фермер-Д», перехватчик с двумя ПЛ-1 (китайская версия советского К-5 (АА-1 «Щелочной») ) лучевые ракеты класса «воздух-воздух» ; неясно, сохранит ли J-6B свою пушку. компания Nanchang Aircraft Mfg. Co. построила всего 19 J-6B. До закрытия программы [ 1 ]
- J-6C — (он же Jianjiji-6 Bing , Изделие 55 и F-6C ) вариант дневного истребителя с тремя 30-мм пушками и тормозным парашютом в основании руля направления . [ 1 ] Кодовое название этой пушки — Тип 30-1. [ 29 ]
- Shenyang J-6D - усовершенствованная версия J-6A с обтекателем на разделительной пластине (а не на центральном корпусе ударного конуса) для радара китайского производства. Возможно, также получил обозначение J-6 Xin . [ 1 ] Другое название — «J-6III». Название D-type было придумано как контрейлерное.
- Шэньян / Тяньцзинь JJ-6 - ( Jianjiji Jiaolianji - учебно-тренировочный истребитель, также известный как Product 48 и FT-6 ) двухместный учебно-тренировочный самолет китайской разработки, удлиненный на 84 см (33,1 дюйма) для размещения второго сиденья, вооруженный одной 30-мм пушкой. [ 1 ]
- Shenyang JZ-6 - ( Jianjiji Zhenchaji - истребитель-разведчик) Специальная разведывательная версия с фотокамерой в фюзеляже, заменяющей пушку. По состоянию на апрель 2006 года сообщалось, что 3-й разведывательный полк НОАК 26-й авиационной дивизии, базирующийся в Нанкине, является последним полком, который активно летал на JZ-6 и отказывался переоборудоваться в JZ-8F . [ 30 ] Экспортировался как Shenyang FR-6 .
- Guizhou J-6A PL-2 ( Pi Li - Thunderbolt) с инфракрасным самонаведением - самолет J-6A, модернизированный для перевозки двух ракет класса "воздух-воздух" . Первый полет состоялся 21 декабря 1975 года.
- J-6W — беспилотный вариант, [ 31 ] впервые сообщалось в 2013 году. [ 4 ]
Опытный образец машины (в том числе незавершенный)
[ редактировать ]- Shenyang J-6A — (он же Type 59A , Dongfeng-103 , Jianjiji-6 Jia ) — раннее производство с 1958 по 1960 год было некачественным и не было принято ВВС НОАК . Производство было остановлено, станки списаны, и производство возобновилось при помощи СССР. J-6A был эквивалентом МиГ-19П. Первый полет совершил Ван Шухуай 17 декабря 1958 года. Всего было выпущено около 100 самолетов этой версии. Сообщалось, что J-6A так и не прошел испытания ВВС НОАК. Самолеты имели небольшую эксплуатационную ценность и имели проблемы с качеством, летные характеристики были значительно ниже, чем у J-6. [ 1 ]
- Shenyang J-6I - прототип одноместного дневного истребителя с фиксированным ударным конусом на воздухозаборнике . [ 1 ]
- Shenyang J-6II - прототип одноместного тактического истребителя с регулируемым ударным конусом на наклонной задней воздухозаборной пластине. [ 1 ]
- Испытательный стенд JJ-6 Шэньян / Тяньцзинь - испытательный стенд с катапультным креслом , пришедший на смену испытательному стенду с катапультным сиденьем H-5 . [ 1 ]
- Xian BW-1 - электродистанционного испытательный стенд управления для системы управления полетом Xian JH-7 . [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]- ВВС Бангладеш — 9 учебно-тренировочных самолетов FT-6 по состоянию на декабрь 2023 г. [ 32 ]
- ВВС Мьянмы - 1 истребитель F-6 по состоянию на декабрь 2023 г. [ 33 ]
- ВВС Северной Кореи - 97 истребителей F-6 по состоянию на декабрь 2023 г. [ 34 ]
- ВВС Пакистана — 9 учебно-тренировочных самолетов FT-6 по состоянию на декабрь 2023 г. [ 35 ]
- Суданские ВВС - 8 истребителей F-6 по состоянию на декабрь 2023 г. [ 36 ]
- ВВС Танзании - 3 истребителя F-6 и 1 учебно-тренировочный FT-6 по состоянию на декабрь 2023 г. [ 37 ]
- ВВС Замбии - 8 истребителей F-6 и 2 учебно-тренировочных FT-6 по состоянию на декабрь 2023 г. [ 38 ]
Бывший
[ редактировать ]- ВВС Албании - 71 F-6 и FT-6 поставлены в период с 1965 по 1971 год частично в обмен на МиГ-19ПМ, [ 39 ] вышел на пенсию в 2005 году. [ 40 ] По состоянию на 2019 год некоторые из них остаются на хранении. [ 41 ]
- ВВС Народно-освободительной армии - эксплуатируется 35 JJ-6 ок. декабрь 2019 г. [ 42 ]
- Военно-морские силы Народно-освободительной армии - эксплуатируется 14 JJ-6 ок. декабрь 2019 г. [ 43 ]
- Военно-воздушные силы Революционной армии Кампучии - 6 подарены Китаем в 1978 году в ответ на камбоджийско-вьетнамскую войну. [ 39 ]
- ВВС Египта - 40 поставлено Китаем в обмен на МиГ-23 в 1979 году. В период с 1982 по 1983 год было поставлено еще 50. Эта вторая партия была собрана в Египте. [ 39 ] В 2011 году на вооружении находилось 44 F-6 и FT-6. [ 44 ]
- ВВС Ирана — в период с 1982 по 1984 год было поставлено не менее 16 самолетов. По данным SIPRI , общее количество поставленных самолетов могло составлять 22 или 25. [ 39 ]
- ВВС Ирака — 40 самолетов доставлены в период с 1982 по 1983 год через Египет и Иорданию. [ 39 ] эксплуатировал неизвестное количество самолетов. До вторжения в Ирак в 2003 году [ 45 ]
- Сомалийский авиационный корпус - в период с 1980 по 1981 год поставлено не менее 30 самолетов. По данным SIPRI, общее количество поставленных самолетов может достигать 50. [ 39 ] Сомалийские F-6 были сброшены и уничтожены в годы после распада САК в 1991 году. [ 46 ]
- Народные ВВС Вьетнама - 30 поставлено в период с 1970 по 1972 год. [ 39 ]
Технические характеристики (J-6)
[ редактировать ]Данные китайских самолетов: авиационная промышленность Китая с 1951 года, [ 47 ] Боевой самолет с 1945 года. [ 48 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 ( тренажёрный JJ-6 – 2)
- Длина: 14,64 м (48 футов 0 дюймов) (варианты с носовым зондом Пито)
- 12,54 м (41,1 фута) (варианты без носового зонда Пито)
- Размах крыльев: 9 м (29 футов 6 дюймов)
- Высота: 3,885 м (12 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 25,16 м 2 (270,8 кв. футов)
- Вес пустого: от 5172 кг (11 402 фунтов) до 5 447 кг (12 009 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 7560 кг (16667 фунтов) в чистом виде.
- 8662 кг (19096 фунтов) с подвесными баками
- 8832 кг (19471 фунт) с подвесными баками и ракетными блоками
- Запас топлива: 1735–1800 кг (3825–3968 фунтов) внутренний
- 2796 кг (6164 фунта) с подвесными баками
- Силовая установка: 2 двигателя Wopen WP-6A турбореактивных с форсажной камерой , тяга 25,5 кН (5730 фунтов силы) каждый всухую, 31,8 кН (7160 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1540 км/ч (960 миль в час, 830 узлов)
- Максимальная скорость: 1,3 Маха.
- Дальность: 1400 км (870 миль, 760 миль)
- Боевая дальность: 640 км (400 миль, 350 миль)
- Перегоночная дальность: 2200 км (1400 миль, 1200 морских миль) с подвесными баками.
- Выносливость: 1 час 43 минуты в чистоте.
- 2 часа 38 минут с десантными баками
- Практический потолок: 15 800 м (51 800 футов) на военной мощности.
- 17 500–17 900 м (57 400–58 700 футов) с полным форсажом
- Скорость набора высоты: 180 м/с (35 000 футов/мин)
- Разбег: 900 м (3000 футов) на полной боевой мощности.
- 515 м (1690 футов) с полным форсажом
- Посадочный разбег: 610 м (2000 футов) с тормозным парашютом.
- 890 м (2920 футов) без тормозного парашюта
Вооружение
- 3х30-мм пушки НР-30 (по 70 снарядов на крыльевую пушку, 55 снарядов на фюзеляжную пушку)
- До 250 кг (550 фунтов) неуправляемых бомб или ракетных блоков или ПЛ-2 / ПЛ-5 (китайские версии советских К-13 (НАТО AA-2 «Атолл») и AIM-9 (только для пакистанских F-6). ) ракеты «воздух-воздух» на 4-х подкрыльевых пилонах
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Gordon, Yefim & Komissarov, Dmitry. Chinese Aircraft. Hikoki Publications. Manchester. 2008. ISBN 978-1-902109-04-6
- ^ Йегер и Янош 1986, с. 396.
- ^ Йео, Майк (20 октября 2021 г.). «Китай демонстрирует дроны, переработанные из истребителей советских времен» . Новости обороны . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Йео, Майк (20 октября 2021 г.). «Китай демонстрирует дроны, переработанные из истребителей советских времен» . сайт Defensenews.com . Новости обороны . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и АВМ (справа) Икрамулла Бхатти (27 июля 2020 г.). «Верный воин» . Непревзойденный . Управление по связям со СМИ ВВС Пакистана . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Капитан группы Султан М. Хали. «Самолет F-6 ВВС Пакистана» . Оборонный журнал . Архивировано из оригинала 27 октября 2000 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Коммодор авиации Кадир Ахмад Хашми. «Последний салют F-6» . DefenceJournal.com . Архивировано из оригинала 3 января 2003 года.
- ^ Jump up to: а б «Травма и реконструкция (1971–1980)» . Пакистанские ВВС . Архивировано из оригинала 26 августа 2022 года . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Ф-6 против Су-7». PAF за годы (пересмотренная ред.). Пакистан: Управление по делам СМИ Пакистанских ВВС. Июнь 2007. с. 73.
- ^ «Интервью BBC с лейтенантом Амиром Шарифом» . Фейсбук .
- ^ «ВВС «Воздух-воздух» убивает (Война 1971 года)» . PakDef.info. Архивировано из оригинала 5 июня 2008 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Кайзер Туфаил (14 апреля 2010 г.). «Воздушная поддержка в Шакаргархе – война 1971 года» . АЭРОНАВТ .
- ^ Кайзер Туфаил (10 августа 2019 г.). «Оценка воздушной войны 1971 года» . Оборонный журнал .
- ^ «Потери самолетов ВВС (Война 1971 года)» . PakDef.info. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ Топерцер, Иштван. Части МиГ-17 и МиГ-19 времен Вьетнамской войны. 2001, Osprey Publishing Limited. ISBN 1-84176-162-1
- ^ Купер и др. 2011 , стр. 99, 107
- ^ Купер и др. 2011 , с. 97
- ^ Купер и др. 2011 , стр. 107, 110
- ^ Купер и др. 2011 , с. 116
- ^ Купер и др. 2011 , стр. 133, 135
- ^ Купер и др. 2011 , стр. 135, 153
- ^ Купер и др. 2011 , с. 161
- ^ Купер и др. 2011 , стр. 161, 165–166
- ^ Купер и др. 2011 , с. 167
- ^ Купер и др. 2011 , с. 200
- ^ Купер и др. 2011 , с. 204
- ^ «Военно-разведывательное управление > FOIA > Электронный читальный зал FOIA > Читальный зал FOIA: Китай» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ «Истребители J-6 в войнах» . AirForceWorld.com. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ «Боеприпасы для истребителя J6» . AirForceWorld.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 15 июля 2011 г.
- ^ «Блог обороны Китая» . Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 16 августа 2006 г.
- ^ Рид, Джон. «Познакомьтесь с новыми-старыми китайскими дронами-убийцами» . Внешняя политика . Проверено 22 августа 2021 г.
- ^ Хойл 2023 , с. 13.
- ^ Хойл 2023 , с. 24.
- ^ Хойл 2023 , с. 25.
- ^ Хойл 2023 , с. 26.
- ^ Хойл 2023 , с. 30.
- ^ Хойл 2023 , с. 31.
- ^ Хойл 2023 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «База данных о поставках оружия» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ Подробнее, Бенет (12 октября 2018 г.). «Кладбище МиГов в Албании станет авиабазой НАТО» . Рейтер Получено 25 мая.
- ^ Мизоками, Кайл (1 апреля 2019 г.). «Призрачные ВВС Албании выставлены на продажу, но выглядят они не так уж хорошо» . Популярная механика . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ Хойл и Фафард Flight International, 10–16 декабря 2019 г. , с. 35
- ^ Хойл и Фафард Flight International, 10–16 декабря 2019 г. , с. 36
- ^ Рэгг 2011 , с. 112.
- ^ Кордесман 2003 , с. 24.
- ^ Купер и др. 2011 , с. 110
- ^ Гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий (2008). Китайские самолеты: авиационная промышленность Китая с 1951 г. (1-е изд.). Манчестер: Публикации Хикоки. стр. 31–47 . ISBN 978-1-902109-04-6 .
- ^ Уилсон, Стюарт (2000). Боевой самолет с 1945 года . Фишвик: Аэрокосмические публикации. п. 125. ИСБН 1-875671-50-1 .
Библиография
[ редактировать ]- Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Кордесман, Энтони Х. (7 февраля 2003 г.). Вооруженные силы Ирака на грани войны (PDF) (Отчет). Центр стратегических и международных исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2010 года . Проверено 16 июля 2015 г.
- Gordon, Yefim & Komissarov, Dmitry. Chinese Aircraft . Hikoki Publications. Manchester. 2008. ISBN 978-1-902109-04-6 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон, Оспри. 1995. ISBN 1-85532-405-9
- Хойл, Крейг; Фафард, Антуан (10–16 декабря 2019 г.). «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 196, нет. 5715. стр. 26–54. ISSN 0015-3710 .
- Хойл, Крейг, изд. (декабрь 2023 г.). Мировые ВВС-2024 (Отчет). Лондон: Flightglobal Insight . Проверено 25 мая 2024 г.
- Тейлор, Майкл Дж.Х. Энциклопедия авиации Джейн . Студийные издания. Лондон. 1989. ISBN 0-517-69186-8 .
- Топерчер, Иштван. Части МиГ-17 и МиГ-19 времен Вьетнамской войны. 2001, Osprey Publishing Limited. ISBN 1-84176-162-1 .
- Йегер, Чак и Лео Янош. Йегер: Автобиография . Страница 396 (мягкая обложка). Нью-Йорк: Bantam Books, 1986. ISBN 0-553-25674-2 .
- Коммодор авиации Кадир Ахмад Хашми, «Последний салют F-6», URL: Последний салют F-6. Архивировано 26 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- [1]
- Рэгг, Дэвид (2011). Руководство по мировой авиации . Издательство «Каземат». ISBN 978-1-84468-784-8 .