Воздушное раннее предупреждение и контроль
Бортовая система дальнего обнаружения и управления ( ДРЛОиУ ) — это бортовая радиолокационная система дальнего обнаружения, предназначенная для обнаружения самолетов , кораблей , транспортных средств , ракет и других приближающихся снарядов на больших дальностях, а также для осуществления управления боевым пространством в воздушных боях путем информирования и управление дружественными истребителями и штурмовиками . Подразделения ДРЛОиУ также используются для ведения воздушного наблюдения за наземными и морскими целями , а также часто выполняют боевое управление и управление (BMC2). При использовании на высоте радиолокационная система самолетов ДРЛО и управления позволяет операторам обнаруживать, отслеживать и определять приоритетность целей, а также отличать дружественные самолеты от вражеских в режиме реального времени и с гораздо большего расстояния, чем наземные радары. [1] Как и наземные радары, системы ДРЛОиУ и управления могут быть обнаружены и нацелены противостоящими силами, но благодаря мобильности самолетов и расширенному диапазону действия датчиков они гораздо менее уязвимы для контратак, чем наземные системы. [2]
Самолеты AEW&C используются как для оборонительных, так и для наступательных воздушных операций и служат военно-воздушным силам в той же роли, что и центр боевой информации для военных кораблей , а также являются высокомобильной и мощной радиолокационной платформой. Наличие таких самолетов, работающих на большой высоте, настолько полезно и выгодно, что некоторые военно-морские силы также используют самолеты ДРЛО для своих военных кораблей в море, как берегового, так и палубного базирования на , как на самолетах, так и вертолетах . В случае ВМС США самолеты Northrop Grumman E-2 Hawkeye AEW&C закреплены за суперавианосцами для их защиты и расширения бортовых командных информационных центров (CIC). Обозначение «бортовое дальнее предупреждение» (AEW) использовалось для более ранних аналогичных самолетов, использовавшихся в менее требовательных функциях радиолокационного дозора . [3] такие как Fairey Gannet AEW.3 и Lockheed EC-121 Предупреждающая звезда , и продолжает использоваться ВВС Великобритании для своего Sentry AEW1 , в то время как AEW&C (бортовое раннее предупреждение и управление) подчеркивает возможности командования и управления , которые могут отсутствовать на меньший или более простой самолет радиолокационного дозора. AWACS (бортовая система предупреждения и управления) — это название конкретной системы, установленной на планерах E-3 и японского Boeing E-767 AEW&C, но часто используется как общий синоним AEW&C. [4] [5]
Общие характеристики [ править ]
Современные системы AEW&C могут обнаруживать самолеты на расстоянии до 400 км (220 морских миль), что находится вне досягаемости большинства ракет класса «земля-воздух». Один самолет AEW&C, летящий на высоте 9000 м (30 000 футов), может покрыть территорию площадью 312 000 км. 2 (120 000 квадратных миль). Три таких самолета на перекрывающихся орбитах смогут покрыть всю Центральную Европу . [6] Система AEW&C указывает на ближнюю и дальнюю дистанцию обнаружения угроз и целей, помогает расширить дальность действия их датчиков и усложняет отслеживание наступательных самолетов, избавляя их от необходимости поддерживать активным собственный радар, который может обнаружить противник. Системы также связываются с дружественными самолетами, направляя истребители к вражескому самолету или любому неопознанному летающему объекту.
История развития [ править ]
После разработки Chain Home — первой наземной системы радиолокационного обнаружения раннего предупреждения — в 1930-х годах британцы разработали радар , который можно было перевозить на самолете для того, что они назвали «перехватом с воздуха». Намерение состояло в том, чтобы прикрыть северо-западные подходы, где немецкие самолеты дальнего действия Focke-Wulf Fw 200 Condor угрожали судоходству. Бомбардировщик Vickers Wellington (серийный R1629) был оснащен вращающейся антенной решеткой. Его испытывали для использования против воздушных целей, а затем для возможного использования против немецких катеров типа E. [7] [8] Другой радар, оснащенный Веллингтоном другой установкой, использовался для направления истребителей Bristol Beaufighter на Heinkel He 111 воздушного базирования , которые представляли собой летающие бомбы Фау-1 . [9] [10]
В феврале 1944 года ВМС США заказали разработку радиолокационной системы, которую можно было бы нести на борту самолета в рамках проекта «Кадиллак». [11] Прототип системы был построен и совершил полет в августе на модифицированном TBM Avenger бомбардировщике-торпедоносце . Испытания прошли успешно: система смогла обнаруживать низколетящие объекты на расстоянии более 100 миль (160 км). Затем ВМС США заказали производство TBM-3W, первого серийного самолета ДРЛО, поступившего на вооружение. TBM-3W, оснащенные радаром AN/APS-20, поступили на вооружение в марте 1945 года, всего было построено 27 самолетов. [12] Было также признано, что более крупный самолет наземного базирования был бы привлекательным, поэтому в рамках программы Cadillac II несколько бомбардировщиков Boeing B-17G Flying Fortress также были оснащены таким же радаром. [13]
Lockheed WV и EC-121 Warning Star , впервые поднявшиеся в воздух в 1949 году, широко служили в ВВС и ВМС США. Он обеспечивал основное прикрытие ДРЛО для войск США во время войны во Вьетнаме. [14] Он оставался в рабочем состоянии до тех пор, пока не был заменен на систему АВАКС E-3. [15] Разработанные примерно параллельно, дирижабли N-класса также использовались в качестве самолетов ДРЛО, заполняя пробелы в радиолокационном покрытии континентальной части США, а их огромная автономность, составляющая более 200 часов, была основным преимуществом самолетов ДРЛО. [16] [17] После крушения ВМС США решили прекратить в 1962 году операции по легкой авиации. [18]
В 1958 году советскому ОКБ Туполева было поручено разработать самолет ДРЛО. [19] После определения того, что проектируемое радиолокационное оборудование не поместится в Ту-95 или Ту-116 , было принято решение использовать вместо него более вместительный Ту-114 . [19] Это решило проблемы с охлаждением и пространством для оператора, существовавшие при более узких фюзеляжах Ту-95 и Ту-116. [19] Чтобы соответствовать требованиям дальности полета, серийные образцы были оснащены зондом дозаправки в воздухе. [20] Получившаяся система, Ту-126 , поступила на вооружение ВВС СССР в 1965 году и оставалась на вооружении до тех пор, пока в 1984 году ее не заменил Бериев А-50 . [20]
Во время Холодной войны Соединенное Королевство развернуло значительные возможности ДРЛО, первоначально с американскими Douglas AD-4W Skyraiders , получившими обозначение Skyraider AEW.1, которые, в свою очередь, были заменены Fairey Gannet AEW.3 , использующими тот же радар AN/APS-20. . [21] После вывода из эксплуатации обычных авианосцев Gannet был снят с вооружения, а Королевские ВВС (RAF) установили радары с Gannets на планеры Avro Shackleton MR.2, переименованные в Shackleton AEW.2. [22] Для замены Shackleton AEW.2 в 1974 году был заказан вариант ДРЛО Hawker Siddeley Nimrod , известный как Nimrod AEW3 . После длительной и проблемной разработки он был отменен в 1986 году, и семь E-3D получили обозначение Sentry AEW. .1 на вооружении Королевских ВВС были куплены взамен. [23] [22]
Текущие системы [ править ]
Многие страны разработали свои собственные системы ДРЛОиУ и управления, хотя Boeing E-3 Sentry , E-7A [24] и Northrop Grumman E-2 Hawkeye являются наиболее распространенными системами в мире.
система предупреждения и управления ( Бортовая АВАКС )
Boeing производит специальную систему с « ротодом » вращающимся обтекателем , включающим в себя Westinghouse (ныне Northrop Grumman ). радар [5] Он устанавливается либо на самолет E-3 Sentry ( Боинг 707 ), либо с недавнего времени на Боинг Е-767 ( Боинг 767 ), последний используется только Воздушными силами самообороны Японии . [25]
Когда система АВАКС впервые поступила на вооружение, она представляла собой значительный шаг вперед в возможностях, поскольку была первой системой ДРЛО, в которой использовался импульсно-доплеровский радар , который позволял ей отслеживать цели, которые обычно теряются из-за наземных помех. [26] Раньше низколетящие самолеты можно было легко отслеживать только над водой. [26] Система АВАКС оснащена трехмерным радаром , который одновременно измеряет азимут, дальность и угол места; Устройство, установленное на E-767, имеет превосходные возможности наблюдения за водой по сравнению с системой AN/APY-1 на более ранних моделях E-3. [27] [28]
E-2 Соколиный Глаз [ править ]
E-2 Hawkeye был специально разработанным самолетом ДРЛО. После ввода в эксплуатацию в 1965 году у него изначально возникли технические проблемы, что привело к его отмене (позже отмененной). [29] Закупки возобновились после усилий по повышению надежности, таких как замена оригинального компьютера с вращающимся барабаном, используемого для обработки радиолокационной информации, на цифровой компьютер Litton L-304. [30] [31] Помимо закупок ВМС США, E-2 Hawkeye был продан вооруженным силам Египта , Франции , Израиля , Японии , Сингапура и Тайваня . [32]
Последней версией E-2 является E-2D Advanced Hawkeye , оснащенный новым радаром AN/APY-9. [33] Предполагается, что радар APY-9 способен обнаруживать самолеты-невидимки размером с истребитель, которые обычно оптимизированы для работы на высоких частотах, таких как Ka, Ku, X, C и некоторых частях S-диапазонов. Исторически сложилось так, что радары УВЧ имели проблемы с разрешением и обнаружением, которые делали их неэффективными для точного наведения на цель и управления огнем; Northrop Grumman и Lockheed утверждают, что в APY-9 эти недостатки APY-9 решены за счет усовершенствованного электронного сканирования и высокой цифровой вычислительной мощности посредством адаптивной обработки пространства и времени. [34]
Бериев А- [ править] 50
В настоящее время ВКС России используют примерно 3-5 А-50 Бериева и А-50У «Шмель» в роли ДРЛО. «Опора» создана на базе планера Ил-76 с большим невращающимся дисковым обтекателем в задней части фюзеляжа. Они заменили 12 Ту-126 , которые выполняли эту роль ранее. А-50 и А-50У в конечном итоге будут заменены самолетом Бериева А-100 , который имеет решетку АФАР в обтекателе и создан на базе обновленного Ил-476. [35]
KJ-2000 [ править ]
В мае 1997 года Россия и Израиль договорились совместно выполнить заказ Китая на разработку и поставку системы раннего предупреждения. Сообщается, что Китай заказал один Phalcon за 250 миллионов долларов, что повлекло за собой модернизацию грузового самолета российского производства Ил-76 (также ошибочно названного Бериевым А-50) передовыми электронными, компьютерными, радиолокационными и коммуникационными системами Elta. Ожидалось, что Пекин приобретет несколько систем Phalcon AEW и, как сообщается, сможет купить еще как минимум три (а возможно, и до восьми) таких систем, прототип которых планировалось испытать начиная с 2000 года. В июле 2000 года США оказали давление на Израиль, чтобы тот отказаться от соглашения стоимостью 1 миллиард долларов о продаже Китаю четырех радиолокационных систем Phalcon с фазированной антенной решеткой. После аннулирования сделки по A-50I/Phalcon Китай обратился к местным решениям. Радар Phalcon и другие электронные системы были сняты с недостроенного Ил-76, а планер был передан Китаю через Россию в 2002 году. Китайский АВАКС имеет уникальный радар с фазированной решеткой (ФАР), расположенный в круглом обтекателе. В отличие от американских самолетов ДРЛОиУ, которые вращают свои роторные купола для обеспечения обзора на 360 градусов, антенна радара китайского ДРЛО не вращается. Вместо этого три антенных модуля PAR размещены в треугольной конфигурации внутри круглого обтекателя, чтобы обеспечить покрытие на 360 градусов. Монтаж оборудования на Ил-76 начался в конце 2002 года авиастроительной компанией Xian Aircraft Industry Co. (Xian Aircraft Industry Co.). Первый полет самолета KJ-2000 изготовлен в ноябре 2003 года. Все четыре машины будут оснащены этим типом. Последний будет принят на вооружение ВВС Китая до конца 2007 года. [ нужна ссылка ] Китай также разрабатывает палубный комплекс AEW&C Xian KJ-600 на испытательном стенде Xian JZY-01 на базе Y-7.
Нетра AEW&CS [ править ]
В 2003 году ВВС Индии (IAF) и Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) начали изучение требований к разработке бортовой системы раннего предупреждения и управления (AWAC). [36] В 2015 году DRDO поставила ВВС ВВС три самолета ДРЛО под названием Netra с усовершенствованной индийской радиолокационной системой AESA, установленной на бразильском Embraer EMB-145 . планере [37] «Нетра» обеспечивает покрытие воздушного пространства на 240 градусов. Emb-145 также имеет возможность дозаправки в воздухе для увеличения времени наблюдения. ВВС также эксплуатируют три израильские EL/W-2090 системы , установленные на планерах Ил-76 , первая из которых впервые прибыла 25 мая 2009 года. [38] [39] DRDO планера предложило более совершенную систему АВАКС с большей дальностью и охватом на 360 градусов, подобную системе Phalcon, на базе Airbus A330 . [37] [40] но, учитывая соответствующие затраты, существует также возможность переоборудования бывших в употреблении авиалайнеров А320. [41]
IAF планирует разработать еще шесть Netra AEW&CS на базе Embraer EMB-145. платформы [42] и еще 6 на базе платформы Airbus A321. [43] [44] Ожидается, что эти системы будут иметь улучшенные характеристики, включая дальность и азимут.
Боинг 737 AEW&C [ править ]
Королевские ВВС Австралии , ВВС Республики Корея и ВВС Турции используют самолеты Boeing 737 AEW&C . Боинг 737 AEW&C имеет фиксированную активную радиолокационную антенную решетку с электронным сканированием вместо механически вращающейся антенны и способен одновременно вести поиск в воздухе и на море, управлять истребителем и вести поиск по площади с максимальной дальностью более 600 км (поиск режим). Кроме того, антенная решетка радара также дублируется в решетку ELINT с максимальной дальностью действия более 850 км на высоте 9000 метров (30 000 футов). [45]
Эриай/GlobalEye [ править ]
ВВС Швеции используют S 100D Argus ASC890 в качестве платформы ДРЛО. S 100D Argus создан на базе Saab 340 с радаром Ericsson Erieye PS-890 . Saab также предлагает Bombardier Global 6000 на базе систему GlobalEye . В начале 2006 года ВВС Пакистана заказали у Швеции шесть Erieye оснащенных самолетов Saab 2000, AEW . [46] В декабре 2006 года ВМС Пакистана трех дополнительных самолетов P-3 Orion системами ДРЛО Hawkeye 2000. запросили оснащение [47] Китай и Пакистан также подписали меморандум о взаимопонимании (МоВ) о совместной разработке систем ДРЛОиУ. [48]
ВВС Греции , ВВС Бразилии и ВВС Мексики используют Embraer R-99 с радаром Ericsson Erieye PS-890, как на S 100D. [49] [50] [51]
Другие [ править ]
Израиль разработал систему IAI/Elta EL/M-2075 используется AESA ( активная антенная решетка с электронным сканированием Phalcon, в которой вместо вращающейся купольной антенны ). Эта система была первой такой системой, поступившей на вооружение. Оригинальный Phalcon был установлен на Boeing 707. [52] и разработан для Сил обороны Израиля и на экспорт. Израиль использует IAI EL/W-2085 бортовую многодиапазонную радиолокационную систему раннего предупреждения и управления на самолете Gulfstream G550 ; эта платформа считается более функциональной и менее дорогой в эксплуатации, чем более старый парк Phalcon на базе Boeing 707. [53]
В 2017 году Индия объявила о планах закупить шесть самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AEW&C) («АВАКС»), которые также могут выполнять дозаправку в воздухе. [54] первые два самолета AEW&C ожидают одобрения Кабинета министров в 2020 году. [55] Однако в сентябре 2021 года было решено использовать вместо них шесть самолетов Airbus A321, приобретенных у Air India . [56] [57]
Вертолетные системы ДРЛО [ править ]
3 июня 1957 года первый из двух HR2S-1W, модификаций Sikorsky CH-37 Mojave , был доставлен ВМС США. Он использовал AN/APS-32, но оказался ненадежным из-за вибрации. [58]
Британский военно-морской вертолет Sea King ASaC7 эксплуатировался как с Invincible, класса авианосцев так и позже с вертолетоносца HMS Ocean . Создание Sea King ASaC7 и более ранних моделей AEW.2 и AEW.5 стало следствием уроков, извлеченных Королевским флотом во время Фолклендской войны 1982 года , когда отсутствие ДРЛО для оперативной группы было серьезным тактическим препятствием. и сделало их уязвимыми для атак низкого уровня. [59] Sea King был полон решимости быть более практичным и отзывчивым, чем предложенная альтернатива, заключающаяся в использовании наземного флота Shackleton AEW.2 ВВС Великобритании. Первыми примерами были пара самолетов Sea King HAS2 с радаром Thorn-EMI ARI 5980/3 Searchwater LAST, прикрепленным к фюзеляжу на поворотном рычаге и защищенным надувным куполом. [59] Усовершенствованный Sea King ASaC7 был оснащен радаром Searchwater 2000AEW, который был способен одновременно сопровождать до 400 целей вместо прежнего ограничения в 250 целей. [60] [61] ВМС Испании используют в той же роли SH-3 Sea King , управляемый с LPH Juan Carlos I. [ нужна ссылка ]
эксплуатируется с авианосцев Комплекс ДРЛО AgustaWestland EH-101A ВМС Италии « Кавур» и «Джузеппе Гарибальди» . [62] В 2010-х годах Королевский флот решил заменить свои Sea Kings модульной системой Crowsnest, которую можно установить на любой из их флота Merlin HM2. [63] [64] Система Crowsnest частично была основана на оборудовании Sea King ASaC7; в неудачной заявке компании Lockheed Martin предлагалось использовать новый многофункциональный датчик либо для AW101, либо для другого самолета. [65] [66]
российского производства Камов Ка-31 используется ВМС Индии на авианосце INS Vikramaditya и Talwar фрегатах класса и будет развернут на INS Vikrant . [67] В составе ВМФ России есть два варианта Ка-31Р, по крайней мере один из которых был развернут на авианосце «Адмирал Кузнецов» в 2016 году. [68] Он оснащен бортовым радаром радиоэлектронной борьбы Е-801М «Око» («Глаз»), который может отслеживать 20 целей одновременно, обнаруживая самолеты на расстоянии до 150 км (90 миль) и надводные военные корабли на расстоянии до 200 км (120 миль).
См. также [ править ]
- Список самолетов дальнего радиолокационного обнаружения
- Список эксплуатантов самолетов AEW&C
- Воздушно-наземное наблюдение (например, JSTARS )
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Нойфельд 1997, с. 276.
- ^ Нойфельд 1997, с. 278.
- ^ Гордон 2010, с. 3.
- ^ «Boeing поставляет первые два самолета 767 AWACS и представляет новейшего члена семейства AEW&C» . МедиаРум .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «АВАКС поможет преодолеть технологический разрыв» . Воздушный университет. Архивировано из оригинала 27 июня 2004 года . Проверено 14 февраля 2009 г.
- ^ «АВАКС: глаза НАТО в небе» (PDF) . НАТО.
- ^ Air-Britain , Aviation World, 2004,
- ^ Ходжес, Р., «Управляемый с воздуха перехват», Разработка радаров до 1945 года, Р.В. Бернс (редактор),
- ^ Пролет в апреле 1987 года: «Первый АВАКС».
- ^ Р. Х. Гамильтон в Перкинсе, LW, изд., Полет во вчерашний день - одно или два воспоминания от членов Клуба летных экипажей военного времени в Келоуне, LP Laserprint, Ltd., Келоуна, Британская Колумбия, 2000 г., и История 407-й эскадрильи 1941–1996 гг. - Повествовательная история, 407-я эскадрилья, 1996 г.
- ^ Херст 1983, с. 59.
- ^ Херст 1983, с. 64.
- ^ Херст 1983, с. 60.
- ^ Корелл, Джон Т. «Белое Иглу». Журнал ВВС, Том. 87, № 11, ноябрь 2004 г., сайт web.archive.org . Проверено: 23 декабря 2010 г.
- ^ Уилсон 1998, с. 72.
- ^ «Дирижабль ВМФ длиннее футбольного поля». «Популярная механика» , сентябрь 1952 г., с. 117, низ.
- ^ Небесные корабли: история дирижаблей в ВМС США , Альтхофф, WF, Pacifica Press, c1991, ISBN 0-935553-32-0
- ^ Мур, Кирк (27 октября 2011 г.). «Спустя 50 лет ВМФ возобновляет программу дирижаблей» . Военно-морские силы Таймс.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гордон 2006, с. 86.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гордон 2006, с. 87.
- ^ Гибсон 2011 , с. 10
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тайак 2005, с. 87.
- ^ "BAe Nimrod AEW 3." Архивировано 2 мая 2012 года на сайте Wayback Machine Spyflight. Проверено: 21 октября 2010 г.
- ^ Тирпак, Джон (17 ноября 2023 г.). «НАТО выбирает E-7 в качестве своего нового системы АВАКС; на старте шесть самолетов» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Air World, апрель 1998 г. Специальный выпуск «Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-767 и E-3», стр. 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нойфельд 1997, с. 271.
- ^ Air World, апрель 1998 г. Специальный выпуск «Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-767 и E-3», стр. 37.
- ↑ Обзор Boeing 767 AWACS. Архивировано 4 июня 2007 года в Wayback Machine . Боинг
- ^ Тейлор 1976, с. 291.
- ^ «на столе редактора: НОВОСТНОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ПО ВЫЧИСЛЕНИЯМ И ОБРАБОТКЕ ДАННЫХ – LITTON'S L-304» . Компьютеры и автоматизация . 14 (10): 43–44. Октябрь 1965 года.
- «КОМПЬЮТЕРЫ И ПРОЦЕССОРЫ ДАННЫХ, СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА: 4. Litton Industries, подразделение систем наведения и контроля, военный компьютер L-304, Вудленд-Хиллз, Калифорния» . Информационный бюллетень о цифровых компьютерах . 18 (1): 23 января 1966 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2018 года . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ «Двойная компьютерная система Litton L-304» . Trailing-Edge.com . 1966. с. 2 . Проверено 1 августа 2016 г.
Л-304Э с памятью 4096 слов была достроена и введена в эксплуатацию. Вскоре после этого к компьютеру подключили пишущую машинку, устройство чтения бумажной ленты и перфоратор, небольшую магнитную ленту, часы реального времени и небольшой ЭЛТ-дисплей и консоль управления.
Альтернативный URL- «Иллюстрированный отчет о компьютерной сфере 1967 года: ЦИФРОВЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ - ТАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ (TADPS)» . Компьютеры и автоматизация (12): 35. Декабрь 1967 г.
- ^ Дональд, Дэвид, изд. «Грумман Е-2 Хоукай/ТЕ-2/С-2 Грейхаунд». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобеля, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ Маджумдар, Дэйв (16 октября 2014 г.). «Военно-морской флот объявляет МОК о E-2D Advanced Hawkeye» . Военно-морской институт США . Архивировано из оригинала 24 июля 2015 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ Секретное противостелсное оружие ВМС США может прятаться на виду. Архивировано 9 июля 2014 г. на Wayback Machine - News.USNI.org, 9 июня 2014 г.
- ^ Бутовский, Петр. «Модель демонстрирует конфигурацию А-100». Air International , апрель 2014 г. Дата обращения: 21 июля 2014 г.
- ^ «Развитие бортовой системы раннего предупреждения и управления» (Пресс-релиз). Бюро пресс-информации ГОИ . 11 декабря 2003 года . Проверено 25 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пери, Динакер. «Индия восполнит пробелы в бдительности в воздухе» . Индус . Проверено 27 февраля 2017 г. .
- ^ Бен-Ишай, Рон (20 июня 1995 г.). «Идет сделка по оружию, первый израильский Phalcon приземляется в Индии – Новости Израиля» . Инетньюс . Ynetnews.com. Архивировано из оригинала 28 мая 2009 года . Проверено 1 июня 2009 г.
- ^ «Индия собирается принять решение о крупных сделках по военным самолетам» . Индия Стратегическая. Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ Мэтьюз, Нилам (28 марта 2019 г.). «Индия возобновляет усилия коренных народов по системе АВАКС» . ainonline.com.
- ^ Ньюдик, Томас (18 декабря 2020 г.). «Индия переоборудует бывшие в употреблении авиалайнеры в самолеты с радаром раннего предупреждения, чтобы не отставать от своих конкурентов» . Зона боевых действий . Бруклин Медиа Инк.
- ^ Пабби, Ману (22 сентября 2023 г.). «IAF планирует разместить еще шесть самолетов дальнего радиолокационного обнаружения «Нетра»» . Экономические времена . ISSN 0013-0389 . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ «DRDO разработает новые самолеты раннего предупреждения для ВВС США в рамках проекта стоимостью 11 000 крор фунтов стерлингов» . Индостан Таймс . 9 сентября 2021 г. Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ «ВВС используют пассажирские самолеты Airbus-321 для переброски войск в передовые районы» . aninews.in . 16 сентября 2023 г.
- ^ «Разведка и анализ в области обороны и безопасности: IHS Jane's – IHS» . Janes.com . Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 года . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ «Швеция завершает заключение контракта на Saab 2000 AEW&C с Пакистаном» . Defenseindustrydaily.com. 7 апреля 2008 года . Проверено 1 июня 2009 г.
- ^ «C4ISRJournal.com» . C4ISRJournal.com. 11 декабря 2006 года. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 1 июня 2009 г.
- ^ Класра, Рауф (18 декабря 2008 г.). «Сделка по системе АВАКС с Китаем заключена на 278 миллионов долларов» . Новости Интернешнл . Архивировано из оригинала 18 декабря 2008 года.
- ↑ ВВС Греции: Embraer EMB-145H AEW&C. Архивировано 28 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Saab получает заказ на модернизацию боевой системы Erieye для Бразилии» . Новости При поддержке Cision . Архивировано из оригинала 23 февраля 2016 года . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ Баррейра, Виктор (13 мая 2019 г.). «Бразилия ищет первый модернизированный самолет ДРЛОиУ в 2020 году» . Джейн 360 . Рио-де-Жанейро. Архивировано из оригинала 13 мая 2019 года . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ «B707 Phalcon, «Israeli Weapons.com» » . Israel-weapons.com . Проверено 31 марта 2012 г.
- ^ Эгози, Арье (23 марта 2010 г.). «ВВС Израиля демонстрируют парк средств наблюдения G550» . Рейс Интернешнл . Проверено 8 августа 2010 г.
- ^ «Следующее поколение [ sic ] AWACS будет иметь возможность дозаправки в воздухе» . Экономические времена . 30 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2018 г.
- ^ Гупта, Шишир (5 января 2020 г.). «ВВС собираются получить еще две системы предупреждения» . Индостан Таймс .
- ^ Пандит, Раджат (21 сентября 2021 г.). « Глаза в небо»: Центр одобрил проект стоимостью 10 990 крор рупий по строительству шести самолетов «раннего предупреждения» . Таймс оф Индия . Беннетт, Коулман и Ко. Лтд.
- ^ Дюбуа, Гастон (9 сентября 2021 г.). «Индия переоборудует шесть А319 в самолеты AEW & C для ВВС» . Авиасьонлайн .
- ^ «Архив Сикорского | Вертолет S-56/HR2S-1/H-37» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Армистед и Армистед 2002, с. 131.
- ^ «Цербер готов к службе на борту Sea King Whiskey, обновление обновления». Архивировано 8 июля 2011 года в Wikiwix Jane's International Defense Review , 24 сентября 2002 года. Проверено 19 апреля 2012 года.
- ^ Армистед и Армистед 2002, стр. 132–134.
- ^ «ЭХ – 101» . Министерство обороны Италии . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ Хойл, Крейг (22 мая 2015 г.). «Выбор мешков Thales для системы RN Crowsnest» . Полет Глобал.
- ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» . Архивировано из оригинала 29 мая 2014 года . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Хойл, Крейг (15 сентября 2011 г.). «Thales излагает предложение по замене Sea King 7» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 11 декабря 2011 года . Проверено 5 января 2012 г.
- ^ «Раскрыта новая система наблюдения для будущих авианосцев Королевского флота» . gov.uk. Архивировано из оригинала 17 июля 2015 года . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ «Вертолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Ка-31, Россия» . Военно-воздушные технологии . Военно-воздушные технологии . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ «Палубный Ка-52К направляется в Сирию» , Боевая авиация , 21 октября 2016 г.
Библиография [ править ]
- Армистед, Ли и Эдвин Армистед. Аваки и «Ястребиные глаза»: полная история самолетов дальнего радиолокационного обнаружения . Сент-Пол, Миннесота: Zenith Imprint, 2002. ISBN 0-7603-1140-4 .
- Дэвис, Эд. «Происхождение АВАКС: Brassboard - В поисках радара E-3». Любитель воздуха . № 119, сентябрь/октябрь 2005 г. Стэмфорд, Линкс, Великобритания: Key Publishing. стр. 2–6. ISSN 0143-5450 .
- Гибсон, Крис (2011). Адмиралтейство и ДРЛО: проекты раннего предупреждения Королевского флота с воздуха . Синий посланник Пресс. ISBN 978-0956195128 .
- Гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий (2010). Советские/российские самолеты ДРЛОиУ: Ту-126, А-50, Ан-71, Ка-31 . Красная Звезда Том. 23. Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 978-1857802153 .
- Гордон, Ефим; Дэвисон, Питер (2006). Туполев Ту-95 Медведь . Боевые Птицы Тех. Том. 43. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-102-4 .
- Хейзелл, Стив (2000). Фейри Ганнет . Серия Warpaint №23. Бакингемшир, Англия: Книги Холла Парка. ISSN 1363-0369 .
- Херст, Майк (1983). Воздушное раннее предупреждение: проектирование, разработка и эксплуатация . Лондон: Оспри. ISBN 978-0-85045-532-8 .
- Хуртюрк, Киванц Н. (1998). История Боинга 707 . Нью-Хиллз: Бухаир. ISBN 0-9666368-0-5 .
- Лейк, Джон (февраль 2009 г.). «Самолет ВВС Великобритании – Часть 10 Sentry AEW.1». Эйр Интернешнл . Том. 76, нет. 2. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. стр. 44–47.
- Ллойд, Олвин Т. (1987). Боинг 707 и АВАКС . в деталях и масштабе. Фалбрук, Калифорния: Aero Publishers. ISBN 0-8306-8533-2 .
- Нойфельд, Джейкоб; Уотсон, Джордж М. младший; Ченовет, Дэвид (1997). Технологии и ВВС. Ретроспективная оценка . Вашингтон, округ Колумбия: ВВС США. стр. 267–287. http://www.dtic.mil/cgi-bin/GetTRDoc?AD=ADA440094&Location=U2&doc=GetTRDoc.pdf. Архивировано 7 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- Питер, Тони (1998). Боинг 707 720 и С-135 . Эйр-Британия (Историки). ISBN 0-85130-236-Х .
- Тайак, Билл «Морской патруль в эпоху поршневых двигателей», Журнал исторического общества Королевских ВВС, 33 , 2005 г. ISSN 1361-4231 .
- Уилсон, Стюарт (1998). Боинг 707, Дуглас DC-8 и Виккерс VC-10 . Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-36-6 .
Внешние ссылки [ править ]
- АВАКС и JSTARS
- Веб-сайт корректировщика системы АВАКС НАТО в Гайленкирхене
- FAS.org E-3 Информация о карауле
- Сайт системы АВАКС Боинга
- Веб-сайт Ассоциации воздушного раннего предупреждения
- ТУ-126 МОСС ДРЛО – история развития – на русском языке
- Бортовая РЛС «Гнейс-2» – на русском языке
- «Электронное оружие: АВАКС тогда и навсегда» . Strategypage.com .